Судаба ЗЕЙНАЛОВА
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана
(Баку, Азербайджан).
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Резюме
В статье рассмотрены вопросы функционирования в Азербайджане протестантской религиозной общины, исследованы история переселения в Азербайджан немецкого населения, составившего основу протестантской, евангелическо-лютеранской общины, освещена деятельность лютеранской
церкви. Научное изучение сложившегося этноконфессионального разнообразия еще раз подтверждает миролюбивое и уважительное отношение азербайджанского народа к различным культурам, наличие традиций толерантности и веротерпимости, складывавшихся в течение веков на его территории.
В в е д е н и е
Расположенный на стыке Запада и Востока Азербайджан — интересный геополитический регион, имеющий богатое историческое прошлое и культурное наследие. В различные периоды истории Азербайджан становился родиной для представителей разных этносов. Здесь на протяжении веков в мире и согласии по соседству, в едином обществе живут представители разных конфессий, исповедующие ислам, христианство, иудаизм. Одно из направлений христианства в Азербайджане, вызывающее научно-исследовательский интерес, — протестантизм, получивший распространение в результате переселения на Кавказ в XIX веке немцев — носителей западной культуры. Изучение их жизни и деятельности — наглядный пример контактов, взаимосвязей восточной и западной, му-
сульманской и христианской культур в едином обществе, что и сегодня оказывает влияние на развитие межкультурного диалога. Проводить такие исследования необходимо, особенно на фоне интеграции и процессов глобализации.
Процесс переселения немцев и возникновения их общины
Переселение немцев на Кавказ началось в конце XVIII — начале XIX веков и продолжалось на протяжении XIX столетия, в первые годы которого на Северном Кавказе возникла первая немецкая колония Каррас, а в дальнейшем было основано множество, если можно так сказать, «материнских и дочерних» немецких поселений. На Южном Кавказе немецкие переселенцы появились в начале XIX века.
В тот период в Германии, разоренной в ходе наполеоновских войн, было сложное политическое и экономическое положение, что способствовало недовольству народных масс, а также усилению миграционных процессов. В особенно тяжелом положении оказались южные земли Германии — Вюртемберг, где активизировались религиозные сектантские движения сепаратистского толка. Некоторые их последователи в поисках спасения изъявили желание переселиться на Восток, в частности на Кавказ, который, по их мнению, находился «недалеко от колыбели человеческого рода»1. В 1816 году они обратились к Российскому императору Александру I, участвующему в работе Венского конгресса, с просьбой разрешить им обосноваться на этой территории2.
Отметим, что в начале XIX века Южный Кавказ, в том числе Северный Азербайджан, завоевала Российская империя, после чего перед царизмом стал вопрос об установлении и укреплении здесь, среди местного населения, своей политической власти для дальнейшего экономического освоения и использования ресурсов края. Для осуществления этих целей российскому царизму необходимо было создать надежную социально-политическую, экономическую и этноконфессиональную опору. Поэтому с первых десятилетий XIX столетия царские власти проводили на Южном Кавказе, в частности в Азербайджане (посредством переселения армян и русских), целенаправленную политику, которая привела к серьезным изменениям на этноконфессиональной и демографической карте всего Кавказа. Напомним, что 22 июля 1763 года Екатерина II подписала Манифест, открывший немцам путь для массового переселения в Россию3. В целом же переселение немцев на Южный Кавказ необходимо рассматривать в контексте общей переселенческой политики Российской империи.
Переселение немецких колонистов на Южный Кавказ продолжалось с 1816-го до 1819 года, количество отправившихся из Вюртемберга достигало 1 400 семейств (около 6 000 чел.), по некоторым источникам, — до 7 000 чел.4 Но после больших потерь в пути, к осени 1818 года достигли г. Тифлиса только около 500 семейств5. Первоначально на территории Грузии было основано шесть их колоний. Однако для всех переселенцев удобных казенных земель близ Тифлиса не хватило, поэтому власти решили поселить их в Елизаветпольском уезде Азербайджана. В предписании генерала А. Ермолова отмеча-
1 Смирнов С. Немецкие сектанты за Кавказом // Русский вестник, Т. 57. М., 1865. С. 230—233.
2 См.: Басихин П. Немецкие колонии на Кавказе. Этнографический очерк // Кавказский вестник, 1900, № 1. С. 14.
3 См.: Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XVI, 1830. С. 313—316.
4 См.: Schweinitz Hans Hermann Graf von. Helenendorf. Eine deutsche kolonie im Kaukasus. Berlin, 1908. S. 3; Басихин П. Указ. соч.
5 См.: Циммер Ф. Колония Еленендорф, Елисаветпольской губернии и уезда // СМОМК, Вып. 29, Тифлис, 1901. С. 2—3.
лось, что «в Елизаветпольском уезде есть немало земель казенных и там по многим отношениям выгодно поселить колонистов»6. Таким образом, весной 1819 года часть колонистов направили в этот уезд, где они основали два своих поселения — Еленендорф (на месте разрушенной азербайджанской деревни Ханлыклар — современный Ханлар) в семи верстах от г. Елизаветполя (Гянджи) и Анненфельд (на месте древнего азербайджанского города Шамкир). Первоначально в Еленендорфе поселилось 127 семей (приблизительно 600 чел.), в Анненфельде — 67 (300—400 чел.)7. В дальнейшем число немецких поселений на территории Азербайджана увеличилось, что было вызвано его экономическим развитием и демографическим ростом, и к началу XX века доходило до восьми: Еленендорф, Анненфельд, Георгсфельд, Алексеевка, Грюнфельд, Эйгенфельд, Тра-убенфельд, Елизаветинка. В основном они были расположены на местах старых азербайджанских селений в Ханларском, Шамкирском, Казахском, Таузском, Акстафинс-ком районах.
Переселение немецких колонистов 1816—1819 годов можно считать первой и основной волной процесса миграции немцев на Южный Кавказ, в частности в Северный Азербайджан. Они занимались главным образом сельским хозяйством: виноградарством и виноделием, садоводством, скотоводством, ремеслами, а также сельскохозяйственным производством. В конце XIX — начале XX веков в связи с нефтяным и в целом промышленным бумом в Азербайджан, особенно в Баку, переселялось большое количество иностранцев, в том числе немцев, среди которых были предприниматели, промышленники, инженеры, архитекторы, врачи, ученые, педагоги и т.д. Эта новая волна переселения, включавшая не только выходцев из Германии, но и немцев из внутренних губерний России, носила дисперсный характер, то есть прибывали высококвалифицированные специалисты и их семьи, и была обусловлена в основном экономическими причинами.
Таким образом, основу сформировавшейся в XIX — начале ХХ веков немецкой общины Азербайджана составляли немецкие крестьяне, компактно проживавшие в восьми немецких колониях, а также немцы, проживавшие в Баку и в других городах, занимавшиеся промышленной, коммерческой, научной, педагогической, государственной и другой деятельностью.
Основание лютеранской церкви и деятельность лютеранской общины в XIX — начале XX веков
Переселившись в Азербайджан, немцы принесли с исторической родины и трепетно сохраняли традиции и обычаи духовной, протестантской культуры. Протестантизм в Азербайджане прошел несколько этапов и был представлен деятельностью миссионеров, общиной колонистов сектантов-сепаратистов, постепенно трансформированной в евангелическо-лютеранскую общину. Ее ядро составляло абсолютное большинство прибывших немцев, а также шведы и представители других народов.
Отметим, что после завоевания Азербайджана в целях создания прочной этнокон-фессиональной опоры и усиления в регионе христианского элемента царская империя
6 Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (далее — АКАК) / Под ред. Ад. Берже. Т. VI. Ч. I. Тифлис, 1874. С. 331.
7 См.: Stumpp K. Die Auswandernng aus Deutschland nach Rupland in den Yahren 1763 bis 1862. Tflbingen, 1993. S. 99; Никифоров H.K. Экономический быт немецких колонистов в Закавказском крае // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. 1. Тифлис, 1886. С. 104.
поощряла деятельность христианских миссионеров различных толков, проводила активную миграционную политику, способствующую значительным изменениям на этнокон-фессиональной карте Кавказа. В этом плане особый интерес вызывает деятельность протестантских миссионеров. В 1822 году российскому правительству было подано «прошение относительно позволения евангелическим священникам Августу Дитриху и Фелици-ану Зарембе по поручению Базельского евангелического общества основать за Кавказом между Черным и Каспийским морем колонии из немецких благочестивых семейств, завести там училище и типографию с целью распространения в том крае между язычниками и мухаммеданами ведение слова Божья»8. Прошение было удовлетворено, и в 1823 году на территорию Азербайджана прибыли миссионеры Базельского евангелического общества Август Дитрих и Фелициан Заремба, которые обосновались в Шуше9, где открыли религиозную школу. Однако население города полностью состояло из мусульман, поэтому планы миссионеров относительно распространения среди них христианского учения встретили сопротивление и не увенчались успехом. В результате в 1837 году их миссионерская деятельность в Шуше была упразднена10.
Основными представителями и носителями протестантизма в Азербайджане были немцы. Отметим, что всем этим переселенцам, прибывшим в Российскую империю, с самого начала были предоставлены свобода вероисповедания, возможность строительства церквей в местах их расселения и приглашения пасторов и других священнослужителей. Как уже отмечалось выше, немецкие переселенцы были приверженцами религиозного сектантско-сепаратистского учения. Религия занимала особое место, являясь составной частью жизни колонистов.
В 1827 году российская администрация учредила должность обер-пастора (верховного пастора) немецких колоний Южного Кавказа, а в 1841-м на них был распространен общий Устав евангелическо-лютеранской церкви. В последующие же годы был образован Закавказский округ евангелическо-лютеранских общин, который не входил в состав Евангелическо-лютеранской консистории, а подчинялся непосредственно Департаменту иностранных вероисповеданий МВД Российской империи11. Духовное управление колонистов возглавлял обер-пастор. Кроме того, в каждой немецкой колонии во главе местного духовного управления и просвещения стоял пастор, который находился на содержании этой колонии.
В 1843 году среди колонистов-сепаратистов распространилось известие о том, что Бог (устами духовной руководительницы сепаратистов — старушки Шпон) требует их переселения на Святую землю Палестины. Варвара Шпон, жившая в Екатериненфельде (Борчалинский уезд) имела большое влияние на сепаратистов. Считалось, что у нее было восемь откровений с Богом, поэтому все сепаратисты принимали ее как безгрешную, почти святую. На ее призыв переселиться на Святую землю откликнулись многие, в результате чего было решено распродать имущество, собраться в Екатериненфельде и оттуда начать путь в Иерусалим. Сепаратисты направили своих депутатов к Главнокомандующему на Кавказе с просьбой разрешить им переселиться. Это движение приобретало большие масштабы. В результате, в колонию Екатериненфельд, где в мае 1843 года собрались сепаратисты, была отправлена казачья команда во главе с полковником Коцебу, которая должна была подавить движение. Войска встретили большое сопротивление
8 АКАК. Т. VI. Ч. I. С. 468.
9 См.: Там же. С. 473.
10 См.: Зелинский С.П. Племенной состав, религия и происхождение государственных крестьян. В кн.: Свод материалов по изучению экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. II. Тифлис, 1887. С. 43—44.
11 См.: Басихин П. Указ. соч. С. 17; Гумбатова Т.Ф. Духовная жизнь немцев в Баку. В кн.: Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. Материалы международной научной конференции. М.: Готика, 1996. С. 338.
колонистов, которые не поддавались никаким уговорам. Тогда им разрешили выбрать трех делегатов и отправить их за общественный счет в Палестину для поиска мест поселения. В том же году выбранные делегаты отправились в Палестину и на всем пути пользовались покровительством российского посольства. Вернувшись в немецкие колонии (в июне 1843 г.), они сообщили колонистам, что в Палестине, ввиду неудобства ее пустынных земель, селиться нецелесообразно. После этого сепаратисты отказались от своего желания переселяться и со временем перешли в обращение евангелическо-лютеранской церкви12. В итоге религиозное движение сепаратизма в немецких колониях Южного Кавказа постепенно пошло на спад. Отметим и тот факт, что если в документах и источниках начала и середины XIX века колонистов называли сепаратистами, иначе говоря, сектантами, то в источниках конца XIX — ХХ веков их по вероисповеданию определяли как лютеран.
В XIX — начале ХХ века в Азербайджане были заложены лютеранские церкви. Сразу же после переселения колонистами в первую очередь было положено основание Божьему дому. Так, в кол. Еленендорф уже в 1820-х годах построили молитвенный дом, а в 1834-м — здание пастората. Одним из первых проповедников был учитель Якоб Краус. 24 апреля 1854 года заложили первый камень кирхи в Еленендорфе, а 10 марта 1857-го в присутствии многих гостей из других колоний и представителей российской администрации состоялось торжественное освещение этой кирхи Св. Иоанна, в честь чего был дан салют в пять пушечных выстрелов13. Первым пастором кол. Еленендорф стал Георг Генрих Рейтенбах (1832—1840 гг.). В 1909 году была заложена основа кирхи в кол. Анненфельд. Кирхи в Еленендорфе и Анненфельде, построенные в романоготическом стиле, отличались простотой и выразительностью, удачным выбором места, устроены были без особой роскоши и изысканности, что было характерно для культовых сооружений лютеранской веры14. Причем кирха имела особое значение для колонистов. Преподаватель Еленендорфского училища Ф. Циммер отмечал: «Колонисты очень строго придерживаются церковных обрядов. Редко они пропускают богослужение и смотрят с предубеждением на всякого, кто не посещает аккуратно церкви. Как только раздается перезвон колоколов, все члены семейства направляются в церковь»15.
В 1885 году Бакинская городская дума постановила выделить Лютеранскому обществу участок в 1 400 кв. саж. на Телефонной улице (ныне ул. 28 мая) для строительства своего прихода. На этом участке были возведены лютеранская кирха (архитектор — А.В. Эйхлер), торжественно освященная в 1899 году, и приходская школа16.
Говоря о численности населения Азербайджана, исповедующего разные направления протестантизма, отметим, что по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года на Южном Кавказе в Елизаветпольском уезде Елизавет-польской губернии проживало 3 086 немцев, из них 1 512 муж. пола и 1 574 жен. пола, а в Бакинской губернии 1 642 лиц мужского и 1 788 лиц женского пола, то есть в общем
12 См.: Смирнов С. Указ. соч. С. 240—257; АКАК. Т. IX. Тифлис, 1884. Док. 573, 589. С. 689—690, 703; Hummel J. Heimat Buchlein der Deutschen in Transkaukasien. Pokrowsk: Nemgosizdat, 1928. S. 12—14; Bеpдuевa Х.Ю. Переселенческая политика Российской империи в Северном Азербайджане. Баку: Алтай, 1999. С. 81—82; Kolenati F.A. Die Bereisung Hocharmeniens und Elisabethopols, der Schekinschen Provinz und des Kazbek im Central-Kaukasus. Dresden, 1858. S. 159—165.
13 См.: Государственный исторический архив Азербайджанской Республики (ГИААР), ф. 508, оп. 1, д. 436, л. 26.
14 См.: Фamyллaев Ш.С., Иcмauлoвa Л.И. Xудожественный облик Баку на рубеже XIX—XX веков в творчестве архитекторов немецкого происхождения / Материалы первой научной конференции «Кавказские немцы — немцы на Кавказе до Первой мировой войны». Баку: Элм, 2001. С. 157.
15 Циммер Ф. Указ. соч. С. 15.
16 См.: ГИААР, ф. 389, оп. 2, д. 149, лл. 1, 25; Гyмбamoвa Т.Ф. Указ. соч. С. 339—341.
Фото лютеранской церкви в Еленендорфе (Ханларе)
Фото лютеранской церкви в Баку
3 430 чел., родным языком которых являлся немецкий, вероисповеданием большинства — лютеранство. Значительное количество — 2 460 немцев проживало в Баку17.
17 См.: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. LXШ. Елизаветпольская губерния, 1904. С. 3, 63, 65, 87; Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. LXI. Бакинская губерния, 1905. С. 52, 58—59, 72—73,108—109.
Таким образом, религия имела очень большое значение в жизнедеятельности немецких колонистов. Они, будучи глубоко верующими людьми, с детских лет изучали Закон Божий, еженедельно посещали церковь, исполняли все религиозные обряды, торжественно отмечали все религиозные празднества. Религиозное просвещение присутствовало в семейном воспитании, в образовании, во многих других сторонах их жизни. В основанных в Азербайджане на протяжении XIX — начала ХХ веков немецких школах одним из обязательных предметов являлся Закон Божий. Религия и церковь представляли собой объединяющее звено, один из символов национальной культуры, самобытности, ревностно сохраняемых вдали от исторической родины и связующих переселенцев с ней.
Лютеранская церковь и евангелическо-лютеранская община в советский период
После оккупации Азербайджана в 1920 году Красной Армией и установления здесь советской власти во всех сферах общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни населения республики произошли значительные изменения. Советская власть не поощряла религию, духовную жизнь общества, что выражалось в жестких мерах: гонениях, закрытии церквей, репрессиях представителей духовенства и т.д. В начале 1920-х годов партийное руководство Азербайджана организовало антирелигиозную пропаганду, проводимую посредством созданных многочисленных союзов, клубов безбожников и т.д., которая с каждым годом активизировалась. Такая антирелигиозная политика властей оказала непосредственное влияние на жизнь лютеранской общины республики.
Уже тогда в Баку было создано общество безбожников, проводившее кампании «воинствующего атеизма». Так, в одном из отчетов Агитпропотдела Городского комитета АКП за 1923—1924 годы отмечались антирелигиозные кампании, агитация и пропаганда против Новруз-байрама, Рамазана, Рождества, Пасхи и других религиозных праздников18. Такие мероприятия проводили повсеместно — как в городах, так и в уездах республики, — в отношении представителей различных конфессий.
Однако еще отмечалась некоторая толерантность властей к религии; в частности, официально функционировала евангелическо-лютеранская община, объединявшая немецкую часть населения всего Закавказья, в том числе Азербайджана. В архиве сохранился Устав Союза евангелическо-лютеранских церковных общин в Закавказье, принятый в кол. Еленендорф 25 ноября 1924 года, согласно которому данный Союз являлся выразителем воли этих общин, в целях чего делегаты общин должны были собираться один раз в год на его очередные съезды, а по необходимости — на внеочередные. Во главе Союза стоял Исполнительный комитет, состоящий из избранного всеми приходами обер-пасто-ра и его двух делегатов. Каждая община должна была делегировать на съезд своего представителя, а общины, насчитывающие более 200 семейств — двух19. В декабре 1924 года из кол. Еленендорф от Исполнительного комитета Союза евангелическо-лютеранских приходов Закавказья было направлено прошение Народному комиссару внутренних дел АзССР «разрешить очередной съезд Союза Евангелическо-лютеранских приходов Закавказья в кол. Еленендорф». В начале 1925 года НКВД и АЗЧЕКА дали разрешение на проведение этого съезда, но... в Баку, ибо так называемый «съезд в Еленендорфе не будет иметь значения для широких масс лютеранства как в месте, отдаленном от центра». К
18 См.: Отчетные материалы Бакинского комитета АКП и XIII Партконференции. Баку, 1924. С. 129—131.
19 См.: ГИААР, ф. 27, оп. 1, д. 377, лл. 5—6.
сведению отметим, что, согласно ежемесячным отчетам, к 1927 году в Бакинской немец-ко-шведской евангелическо-лютеранской общине насчитывалось 1 173 чел.20
Однако уже во второй половине 1920-х годов, а особенно в 1930-х, отношение властей к религии ужесточилось, проводить религиозные мероприятия стало сложно, усилились антирелигиозные кампании, преследования служителей культа, были закрыты многие Божьи дома21. Эти процессы отражались на представителях различных конфессий, проживающих в Азербайджане, в том числе на немцах. Так, обычна для того времени выписка из протокола Шамхорского укома АКП (б) от 7 июля 1926 года, наглядно выражающая суть проведения антирелигиозной кампании среди представителей различных национальностей и конфессий; в документе, в частности, отмечалось: «Надлежит принять меры о недопущении приезжающих из Персии духовных лиц для совершения религиозных обрядов в связи с наступлением религиозных праздников мусульман; совместно с начальником Гянджинского объединенного п/бюро выработать план мероприятий, включив в него борьбу с некоторыми религиозными тенденциями и обрядами в немецких, молоканских селах»22.
Особое недовольство партийных органов вызывало привлечение немецкой молодежи к духовной жизни, их религиозное воспитание, а также приверженность колонистов всем традиционным религиозным мероприятиям. Несмотря на постоянно проводимую властями антирелигиозную агитацию, в соответствии с канонами лютеранства немцы проводили свои религиозные празднества и обряды: конфирмацию, крещение, венчание, погребение и т.д. Напомним, что в числе первых документов советской власти был декрет об отделении церкви от государства и от школы. В результате этого в немецких школах отменили преподавание Закона Божьего, который на протяжении всего существования немецких колоний считался обязательной и одной из самых важных дисциплин в школе, преподаваемых местным пастором. Однако дети получали религиозное образование в первую очередь в своих семьях и в местной церкви, которую они посещали. К примеру, в отчете Агитпропотдела Шамхорского укома о школьном деле в колониях от 1926 года партийные чиновники с недовольством отмечали: «Немецкое учительство во всех религиозных празднованиях в школах прекращает занятия, и дети в эти дни продолжают занятия по Закону Божьему в церквях»23. В докладе Комиссии АзЦИК по вопросу культурноэкономического состояния работы немецкого крестьянства АзССР 1930 года отмечалось, что два раза в неделю школьники учат Закон Божий у пастора и поют в церкви, а занятия в селах Грюнфельд, Алексеевка, Траубенфельд, Эйгенфельд проводятся в зданиях молитвенных домов, за неимением отдельных школьных помещений24.
Различные структуры советской власти выражали недовольство приоритетным положением религии, а не общественной и партийной работы в колониях. В немецких поселениях с особым уважением относились к местным пасторам. Они принимали непосредственное участие в воспитании немецкой молодежи, в передаче ей духовных знаний, национальных и культурных ценностей. Как отмечалось в одном из обследований немецких поселений от 1926 года: «Колонисты далеко отходят от всех общественных работ и находятся под влиянием пастора»25. В 1926 году началось строительство кирхи в Георгсфель-де, однако его не удалось завершить из-за препятствий органов НКВД и антирелигиозной пропаганды26.
20 См.: ГИААР, ф. 27, оп. 1, д. 272, лл. 2—7; д. 244, л. 94.
21 См.: Azarbaycan tarixi: 7 cildda, VI c. (aprel 1920- iyun1941), Baki: Elm, 2000. С. 216—219, 326—329.
22 Государственный архив политических партий и общественных движений Азербайджанской Республики (ГАпПоДаР), ф. 1, оп. 85, д. 644, л. 32.
23 ГАППОДАР, ф. 1, оп. 235, д. 270, л. 10.
24 См.: ГААР, ф. 379, оп. 7, д. 100, лл. 5—6; ГАППОДАР, ф. 1, оп. 235, д. 102, л. 62.
25 ГАППОДАР, ф. 1, оп. 235, д. 303, л. 42.
26 См.: Гумбатова Т. Жизнь немцев-колонистов за Кавказом. Баку, 2005. С. 206.
В начале 1930-х годов положение и деятельность немецких пасторов еще более усложнились: ужесточилась антирелигиозная борьба по всему Советскому Союзу, в том числе в Азербайджане, в массовом порядке стали закрывать молитвенные дома, немецкие лютеранские церкви, преследовать духовенство. По многим регионам СССР прокатилась волна арестов немецких пасторов, которых в основном обвиняли в антисоветской деятельности, в связях с Германией и в получении помощи от нее. В 1931 году были задержаны и переведены в ГПУ в Баку пасторы Венцель (из Еленендорфа) и Ройш (из Анненфель-да)27. В 1934-м от должности был освобожден пастор Бакинской кирхи Пауль Гамберг, а в 1937-м его (наряду со многими служителями культа) арестовали и репрессировали. Последний пастор колонии Еленендорф Отто Венцель служил до 1936 года (в 1925—1930 гг. он также преподавал Ветхий завет в Педагогической семинарии в Баку). В 1936-м он был арестован органами НКВД, в 1939 году был освобожден, но вскоре вновь арестован28. Последний пастор Анненфельда Эмиль Ройш был арестован в 1937 году и по решению тройки НКВД приговорен к расстрелу за антисоветскую, в том числе религиозную пропаганду. По документам архивов НКВД, к началу 1936 года в Азербайджане было семь пасторов лютеранского вероисповедания, которых во время операции 1936—1938 годов арестовали за шпионскую деятельность29.
Фото последнего пастора Бакинской лютеранской церкви Пауля Гамберга среди немецкой молодежи в день конфирмации (1930 г.)
27 См.: Лиценбергер O.A. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917—1939). М.: Готика, 1999. С. 263—264.
28 См.: Schleuning J., Bachmann E., Schellenberg P. Und Siehe, Wir leben! Erlangen: Martin Luther Verlag, 1982. S. 151.
29 См.: Джафарли М. Азербайджанские немцы — объект политического террора НКВД. В кн.: Советский тоталитаризм на Кавказе (20—30-е годы). Материалы научной конференции. Баку, 1998. С. 30; Он же. Политический террор и судьбы азербайджанских немцев. Баку, 1998. С. 45; Heimatbuch der Deutschen aus Rupiand. Stuttgart, 1961. S. 126.
Наряду с арестами немецких пасторов к середине 1930-х годов были фактически закрыты лютеранские церкви-кирхи в Баку и в немецких поселениях, а к 1937-му кирхи, как и большинство мечетей и культовых зданий других конфессий, действовавших в Азербайджане, окончательно прекратили свою деятельность и были переоборудованы (например, церковь Св. Иоганна в Еленендорфе — в спортзал)30. К 1938 году лютеранская церковь в Советском Союзе прекратила свое официальное существование. По данным, приведенным исследователем истории лютеранской церкви О.А. Лиценбергером, в годы советской власти по всему Советскому Союзу закрыли 287 лютеранских церквей31. В результате к концу 1930-х годов деятельности лютеранской церкви, как и немецкого лютеранского духовенства в Азербайджане, был положен конец. Однако колонисты, оставаясь приверженными традиционному укладу жизни, продолжали отправлять свои религиозные обряды, прививать молодежи религиозные взгляды уже скрытым образом: в семьях, в своих домах.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны началась массовая депортация немцев, проживавших в СССР, в том числе в Азербайджане, в отдаленные регионы. Их депортацию из Азербайджана необходимо рассматривать в рамках общего процесса: советское руководство приняло жесткие меры по отношению к немцам и к некоторым другим народам, которые считались «пятой колонной», что и послужило основной причиной этого процесса. Для сведения отметим, что, по итогам последней довоенной переписи 1939 года, в республике проживало 23 133 немцев (0,7% от общей численности населения АзССР)32.
8 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление (№ 744 сс) «О переселении немцев из Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР», в котором указывалось: «Переселить немецкое население из Грузинской ССР — 23 580 чел., из Азербайджанской ССР — 22 741 чел. и из Армянской ССР — 212 чел.». Проведение всех мероприятий по их переселению в Казахскую ССР, возложенное на органы НКВД СССР, должно было быть осуществлено в короткий срок — с 15 по 30 октября 1941 года33. Немцев, депортированных из Азербайджана, направили группами в спецпоселения Акмолинской, Карагандинской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей Казахской ССР34, где они состояли на учете органов НКВД и были лишены многих прав, прежде всего права свободного передвижения, и были мобилизованы в трудармию.
Лишь в послевоенный период указами Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года, 29 августа 1964-го и 3 ноября 1972-го немцев освободили из спецпоселений. Однако окончательно их реабилитировали по Декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» от 14 ноября 1989 г.35 В конце 1980-х — начале 1990-х годов после распада Советского Союза большинство советских немцев эмигрировало в ФРГ. И лишь немногие семьи возвратились в места своего прежнего проживания, в частности в Азербайджан, в основном в
30 См.: НеітаЛисЬ der Deutschen а^ Яиріап^ S. 115.
31 См.: Лиценбергер О.А. Лютеранская церковь в Саратовском Поволжье в годы Советской власти. В кн.: Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. Материалы Рос.-герм. науч. конф., Анапа, 22— 26сент. 1994 г. М., 1995. С. 280—281.
32 См.: Всесоюзная перепись населения 1939 г. Основные итоги / Под ред. Ю.А. Полякова. М.: Наука, 1992. С. 71.
33 См.: Мобилизовать немцев в рабочие колонны... И. Сталин. Сб. док. (1940-е годы) / Под ред. Н.Ф. Бугая. М.: Готика, 1998. С. 37—38.
34 См.: Из истории немцев Казахстана (1921—1975 гг.). Сб. док. Алматы — Москва: Готика, 1997. С. 105—106; Ремпель П.Б. Депортация немцев из европейской части СССР и трудармия по «совершенно секретным» документам НКВД СССР 1941—1944 гг. В кн.: Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. Материалы международной научной конференции. М.: Готика, 1996. С. 73.
35 См.: История российских немцев в документах (1763—1992 гг.). Сб. док. / Под ред. В.А. Аумана, В.Г. Чеботаревой. Т. 1. М., 1993. С. 177—179, 266—267.
Баку. Таким образом, депортацией был положен конец почти двухсотлетней истории немецкого населения в Азербайджане.
3 а к л ю ч е н и е
В настоящее время в Азербайджане проживают представители разных национальностей, в том числе немцы, которые имеют равные права и свободы, гарантированные Конституцией республики (в частности, ст. 21, 25, 44, 45), сохраняют и развивают свою культуру, язык, обычаи и традиции36. Сегодня в стране действуют несколько обществ, организаций, которые проводят общественно-культурные мероприятия, в частности по ознакомлению с немецкой культурой. Среди них можно отметить Азербайджанское национально-культурное общество немцев «Возрождение», Германо-азербайджанское общество культуры «Капельхауз», общество «Германия — Азербайджан», Евангелическо-лютеранскую общину, которые знакомят людей с культурой, духовной жизнью, историей этого народа; проводят музыкально-литературные вечера, посвященные памяти известных немцев — деятелей литературы, искусства, науки37. В Баку, Ханларе, Шамкире сохранились здания лютеранских церквей, охраняемые государством как исторические и архитектурные памятники. Таким образом, немцы и их потомки, проживающие в республике, имеют возможность проводить свои культурные мероприятия, празднества, посещать церковь, вспоминая историю своих предков, жизнь и судьба которых на протяжении почти двух столетий была связана с Азербайджаном.
36 См.: Конституция Азербайджанской Республики. Баку: Qanun, 2005. С. 8—9, 13 [Ьйр:/Аште^тес^. gov.az/kons/index.htm]; Оруджев Г. Национальные меньшинства Азербайджана сегодня // Центральная Азия и Кавказ, 2003, № 4 (28). С. 160—162.
37 См.: Гумбатова Т.Ф. Возрождение немецкой культуры и религии в Азербайджане. В кн.: Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии (1956—2002). Материалы международной научной конференции. М., 2003. С. 333—347; Абдуллаев Ч., Гулиева Б. Немцы в Азербайджане. Баку, 1992. С. 26—28.