Научная статья на тему 'Немецкие (восточноевропейские) игральные карты в России в XVI-XIX вв'

Немецкие (восточноевропейские) игральные карты в России в XVI-XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / ГЕРМАНИЯ / РОССИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ / PLAYING CARDS / EASTERN EUROPE / GERMANY / RUSSIA / CULTURAL BORROWINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожухарь А. И.

В статье рассматривается направление заимствования игральных карт в Россию через Восточную Европу. Выделяются три варианты заимствованных колод немецкого происхождения и анализируются их особенности. Делается вывод об их незначительном влиянии на игорную культуру России, в основном, ограничившемся формированием карточной лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

German (East-European) playing cards in Russia in the 16th -19th centuries

The article considers a direction of playing cards borrowing to Russia through Eastern Europe. Three variants of borrowed decks of German origin are distinguished and their features are analyzed. A conclusion is made of their minor influence on the Russian gambling culture, mainly limited by the development of playing cards vocabulary.

Текст научной работы на тему «Немецкие (восточноевропейские) игральные карты в России в XVI-XIX вв»

Исторические науки

УДК 94(47)+316.73

НЕМЕЦКИЕ (ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ) ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

В РОССИИ В XVI-XIX ВВ.

А.И. Кожухарь, Иркутский областной Дом народного творчества (Иркутск, Россия),

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается направление заимствования игральных карт в Россию через Восточную Европу. Выделяются три варианты заимствованных колод немецкого происхождения и анализируются их особенности. Делается вывод об их незначительном влиянии на игорную культуру России, в основном, ограничившемся формированием карточной лексики.

Ключевые слова: игральные карты, Восточная Европа, Германия, Россия, культурные заимствования.

GERMAN (EAST-EUROPEAN) PLAYING CARDS IN RUSSIA IN THE 16TH -19TH CENTURIES

Abstract. The article considers a direction of playing cards borrowing to Russia through Eastern Europe. Three variants of borrowed decks of German origin are distinguished and their features are analyzed. A conclusion is made of their minor influence on the Russian gambling culture, mainly limited by the development of playing cards vocabulary.

Keywords: playing cards, Eastern Europe, Germany, Russia, cultural borrowings.

В соответствии с использованием особых групп символов для обозначения карточных мастей выделяются три европейских типа колоды: романский, наиболее распространенный в странах Южной Европы и Латинской Америки (масти обозначены палками, мечами, чашами и монетами), англо-французский, со временем ставший наиболее распространенным вариантом во всем мире (трилистники, наконечники копья, сердца и ромбы), и немецкий, ставший впоследствии стандартным не только в Германии, но и в Восточной Европе, и содержащий в качестве знаков мастей желуди, виноградные листья, сердца и бубенцы. Иногда выделяется еще швейцарский тип (желуди, щиты, розы и бубенцы), но он имеет крайне малое распространение.

Немецкий вариант карточной колоды возник в середине XV в. как реакция на обращение венецианских фабрикантов в 1441 г. к властям с прошением запретить импорт немецких и голландских карт. К тому времени они распространились настолько широко, что составили серьезную конкуренцию итальянским производителям. Этому способствовало и то, что немцы стали активно использовать ранние печатные технологии для тиражирования карт, что делало колоды дешевле и, следовательно, доступнее [5, с. 641-642]. Реакция немецких фабрикантов на запрет была такова, что если до этого они производили колоды с традиционными романскими мастями, то после перешли на собственные.

В коллекции Музея Чарторыйских имеется карточная колода XVII в. восточноевропейского типа (Muzeum Ksiqzqt Czartoryskich w Krakowie, Inv. XIII-1596/1-37). Примерно такие ко-

лоды впервые проникли в Россию через немецкие, польские, украинские территории и бытовали до конца XIX в. Императорская карточная фабрика сохраняла карты польского образца в своем ассортименте, но с развитием печати они, разумеется, выглядели уже несколько иначе. Например, образец таких поздних карт российского производства имеется в собрании Британского музея (British Museum, Inv. 1896,0501.807). При этом параллельно, через поморскую торговлю с Англией, был заимствован и англо-французский тип колоды. Эти два направления заимствования отразились в русской карточной терминологии (см. табл.).

Таблица. Два слоя заимствований в русской карточной терминологии

В соответствии с немецкой (восточноевропейской) колодой В соответствии с англо-французской колодой

Желуди (изображались желудями) Трефы (изображались трилистниками)

Вини (изображались виноградными листьями) Пики (изображались наконечниками копья)

Бубны (изображались бубенцами) (для масти, изображавшейся ромбами французское название воспринято не было, использовалось восточноевропейское)

Червы (от «червонный» т.е. красный, изображались сердцами) Керы (изображались сердцами)

Примечательно, что устоявшаяся впоследствии и дошедшая до современности терминология является смешанной (подробнее о русской карточной терминологии см. [2]).

Второй вариант карт немецкого происхождения, проникший в Россию в XVI в., можно обозначить как колоды с нестандартными мастями. Его происхождение убедительно не доказано, тем не менее, можно выдвинуть гипотезу, что так же, как на формирование романской системы мастей оказала прямое влияние игра Наиб, заимствованная «от сарацин» [5, с. 641; 6; 7], на возникновение карт с нестандартными мастями могла повлиять традиционная индийская игра - Ганджифа. Карты для нее имеют круглую форму, а масти в разных вариантах маркируются с помощью бестиарной, растительной или бытовой символики (см., например, описания колод из коллекции Британского музея [8, p. 331-333]). В указанном каталоге отмечается, что в XV-XVI вв. немецкие производители карт часто обращались к аналогичной символике для обозначения мастей [Ibid, p. 30-31]. Кроме того, среди немецких колод встречаются карты круглой формы - они также описаны в каталоге [Ibid, p. 207-219].

Одной из самых популярных для оформления таких колод была охотничья тематика. Так, в Музее Метрополитен имеется колода с мастями - охотничьими принадлежностями, нидерландского происхождения 1475-1480 гг. (The Metropolitan Museum of Art, Inv. 1983.515.1-.52). Ее примечательной особенностью является скругленная форма. Другой пример, из коллекции венского Музея истории искусств - колода с мастями, изображающими зверей, участвующих в охоте, базельского мастера 1440-1445 гг. (Kunsthistorisches Museum, Inv. KK_5018 - KK_5071). В.В. Шевцов отмечает единичные случаи проникновения в Россию подобных колод, и описывает одну из них, хранящуюся в Научной библиотеке Томского университета как исключительный пример дорогих колод, недоступных для повседневного обихода, а рассматривавшихся как предмет искусства [4, с. 45-46]. Это колода 1544 г. с бести-арными мастями: попугаи в ней соответствуют червам, обезьяны - трефам, львы - бубнам, павлины - пикам (хотя известны и другие наборы мастей в подобных колодах). Как и на родине, подобные колоды оставались раритетами, не употреблявшимися массово. Круглая

форма карт в Россию не заимствовалась, в то время как в Европе в колониальный период она получила более широкое распространение (в таком формате изготавливались даже колоды со стандартными европейскими вариантами мастей).

Третьим типом восточноевропейских колод, проникших в Россию, был немецкий вариант игры Тарок, в XVIII-XIX вв. переосмысленный как гадательный инструмент. С одной стороны, известно, что Императорская карточная фабрика осуществляла «изделие и продажу игорных карт, равномерно польских камний, тарок гадательных и т.д., где в какой провинции как потребляется» [3]. С другой стороны, «как игра тарок не пользовалась большим успехом в России» [1]. Однако печатались Тарок в России именно в игральном варианте, не с аллегориями, а с бытовыми и анималистическими сценками - в Британском музее сохранился пример такой колоды российского производства «клонированный» с немецкого образца (British Museum, Inv. 1896,0501.230).

Таким образом, в России в XVI-XIX вв. бытовали три типа игральных карт немецкого происхождения:

1) Стандартная колода восточноевропейского образца, вошедшая в массовый повседневный обиход параллельно с англо-французской колодой и повлиявшая на русскую карточную терминологию.

2) Колоды с нестандартными (прежде всего, растительно-анималистическими) мастями, бытовавшие в единичных экземплярах, как произведения искусства.

3) Колода Тарок, печатавшаяся в игральном варианте, но бытовавшая в основном как гадательная.

С учетом существования государственной монополии на производство игральных карт в России, необходимо также отметить, что второй тип здесь не производился, а мог только ввозиться из-за рубежа (что дополнительно ограничивало возможности его бытования, т.к. распространение карт негосударственного производства признавалось нелегальным). Первый и третий типы производились, как указано выше, в соответствии с потреблением. Принимая во внимание, что они вошли в обиход в основном западных провинций Российской империи, их распространение было меньшим в сравнении с распространением англофранцузской колоды. При этом только первый тип оказал существенное культурное влияние (заимствованные из него названия мастей бытуют до сих пор). В постимперский период, после отделения части западных территорий и, что естественно для атеистического государства, прекращения производства гадательных колод, все три типа из обихода вышли в связи с невостребованностью.

Литература:

1. Гарин Л.Ф. Художник и карты // Панорама искусств. Вып. 11. М.: Советский художник, 1988. С. 252-264.

2. Клоченко Л.Н. Русская лексика карточных игр: автореф. дисс. ... канд. филолог. наук. М., 2006. 19 с.

3. О продаже игральных карт // Сибирский торгово-промышленный календарь на 1898 год. Томск: Издание Ф.П. Романова, 1898. С. 683-684.

4. Шевцов В.В. Азартные игры в повседневном быту сибиряков // Сибирская старина. 2004. № 22. С. 45-49.

5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIVa. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1895. С. 481-960.

6. Dummett M., Abu-Deeb K. Some remarks on Mamluk playing cards // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1973. Vol. XXXVI. P. 106-128.

7. Mayer L.A. Mamluk Playing Cards // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1939. Vol. XXXVIII. P. 113-118.

8. Willshire W.H. A Descriptive Catalogue of Playing and Other Cards in the British Museum. London: Chiswick Press, 1876. 360 p.

References:

1. Garin L.F. Hudozhnik i karty // Panorama iskusstv. Vyp. 11. M.: Sovetskij hudozhnik, 1988. S. 252-264.

2. Klochenko L.N. Russkaja leksika kartochnyh igr: avtoref. diss. ... kand. filolog. nauk. M., 2006. 19 s.

3. O prodazhe igral'nyh kart // Sibirskij torgovo-promyshlennyj kalendar' na 1898 god. Tomsk: Izdanie F.P. Romanova, 1898. S. 683-684.

4. Shevcov V.V. Azartnye igry v povsednevnom bytu sibirjakov // Sibirskaja starina. 2004. № 22. S. 45-49.

5. Jenciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona. T. XIVa. SPb.: Tipo-Litografija I.A. Efrona, 1895. S. 481-960.

6. Dummett M., Abu-Deeb K. Some remarks on Mamluk playing cards // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1973. Vol. XXXVI. P. 106-128.

7. Mayer L.A. Mamluk Playing Cards // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1939. Vol. XXXVIII. P. 113-118.

8. Willshire W.H. A Descriptive Catalogue of Playing and Other Cards in the British Museum. London: Chiswick Press, 1876. 360 p.

— • — Сведения об авторе

Андрей Игоревич Кожухарь, кандидат исторических наук, ведущий специалист по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, Иркутский областной Дом народного творчества (Иркутск, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.