Научная статья на тему 'Немецкие профессора в развитии университетского образования российской империи в первой половине XIX В. (на примере Московского и Казанского университетов)'

Немецкие профессора в развитии университетского образования российской империи в первой половине XIX В. (на примере Московского и Казанского университетов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
454
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GERMAN PROFESSORS / MOSCOW IMPERIAL UNIVERSITY / KAZAN IMPERIAL UNIVERSITY / SCIENCE / EDUCATION / НЕМЕЦКИЕ ПРОФЕССОРА / ИМПЕРАТОРСКИЙ МОСКОВ-СКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИМПЕРАТОРСКИЙ КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бедоева Диана Джемаловна

В первой четверти XIX в. в российских университетах не хватало профессоров. Поэтому они были приглашены из Германии. На основе анализа письменных источников и биографий ученых были выявлены причины переезда их в Россию и изучены их условия жизни. Кроме того, проанализирован вклад немецких профессоров в российскую науку и развитие университетского образования, что привело к повы-шению их социального статуса в российском обществе.During the first half of the 19 cent. Russian universities lacked pro-fessors. Which is why they were being invited form Germany. The reasons for their immigration to Russia and further living conditions were studied in accordance with multiple written sources and biographies of the scientists. Moreover, a there was an examination of the German professors’ contribution into the Russian science itself and the devel-opment of the college education, which improved their social status in Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Немецкие профессора в развитии университетского образования российской империи в первой половине XIX В. (на примере Московского и Казанского университетов)»

УДК 378.4(091) ББК 74.48

Д.Д. Бедоева

Немецкие профессора в развитии университетского образования Российской империи в первой половине XIX в.

(на примере Московского и Казанского университетов)

В первой четверти XIX в. в российских университетах не хватало профессоров. Поэтому они были приглашены из Германии. На основе анализа письменных источников и биографий ученых были выявлены причины переезда их в Россию и изучены их условия жизни. Кроме того, проанализирован вклад немецких профессоров в российскую науку и развитие университетского образования, что привело к повышению их социального статуса в российском обществе.

Ключевые слова: немецкие профессора, Императорский Московский университет, Императорский Казанский университет, наука, образование.

На рубеже XIX в. русская общественность переживала духовный кризис вследствие революционных событий во Франции. Выход из него виделся в отказе от идей французского Просвещения и пропаганде идей немецкого романтизма, которые становились очень популярными. Это явление послужило укреплению культурно-идеологических связей России и Германии, основы которых были заложены еще в XVIII в.

Однако со второй половины XIX в. внешнеполитические и социокультурные отношения двух государств ухудшились. Первое явление связано с нестабильностью внешних связей России и Германии (Франко-прусская война и образование Германской империи). Второе обусловлено усилившимися общественными движениями в Российской империи со второй половины XIX в. Так, западники выступали за принятие немецкого опыта в системе образования, но славянофилы (особенно радикально настроенные члены) были против этого1.

© Бедоева Д.Д., 2020

Кунц Е.В. Иностранные профессора в штате Московского университета в первой трети XIX века: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2002. С. 304.

Важным этапом в развитии отношений двух государств было правление Александра I. Именно при нем начинается расцвет университетского образования. Так, в 1802 г. был открыт Дерптский университет, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский, а в 1804 г. - Петербургский педагогический институт, который в 1819 г. получил статус университета. В этих учебных заведениях работали не только русские преподаватели, но и немецкие, специально приглашенные.

Целью настоящей работы является характеристика вклада немецких ученых в развитие российской науки на примерах Императорских Московского и Казанского университетов. Для этого были поставлены следующие задачи:

1) выявить обстоятельства, приведшие немецких ученых к переезду в Российскую империю;

2) установить численность немецких ученых и их научных трудов, работавших на историко-филологических факультетах в Московском и Казанском университетах;

3) проанализировать вклад ученых в развитие российской науки.

Выбор рассматриваемых университетов обусловлен тем, что оба университета обладали как общими, так и различными чертами. К первым можно отнести, например, одинаковое денежное обеспечение (ежегодно из Государственного казначейства им выделялось 130 тыс. руб. ассигнациями, т. е. 37 142 руб. 85 коп. серебром)2.

Первое отличие заключается во времени образования. Московский университет учрежден в 1755 г., а Казанский в 1804 г. Первый расположен в центральной России и поэтому воспринимается как престижное учебное заведение, а второй расположен на пересечении европейской и восточной культур, что привлекало внимание многих ученых. Однако он считался периферийным.

Впервые немецкие ученые были приглашены Петром I для открывавшейся Академии наук в Санкт-Петербурге из-за отсутствия собственных кадров. По утверждению Д. Дальмана, «в течение 1725 года в Санкт-Петербург прибыли 17 западноевропейских ученых, из них 13 немцев, 2 швейцарца и 2 француза»3.

Здесь стоит обратить внимание на консультантов, сыгравших значительную роль при создании Академии: Готфрида Вильгельма Лейбница и Христиана Вольфа. Именно они способствовали развитию системы приглашения своих земляков ученых или учеников посредством рекомендации их российским чиновникам4.

Что привлекло немцев в Российскую империю? Во-первых, им предлагались высокие гонорары (500-2000 руб. в год). Во-вторых, по договору русские власти обязывались: оплачивать переезд в Россию, выплачивать пенсию после соответствующего срока службы5, а также обеспечивать жен и детей в случае смерти ученого6. В-третьих, можно отметить хорошие условия для работы и проживания в России. Подтверждением этому являются письма Георга Бернгарда Бюльфингера востоковеду и историку Готлибу Зигфриду Бюльфин-геру о прекрасных возможностях работы, хорошей библиотеке и лабораториях. Автор писал о том, что ни в одной другой академии

Жарова Е Ю. Университетские уставы 1803-1804 гг. // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 268-290. Дальман Д. Ученые-путешественники // Немцы в России: три века научного сотрудничества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 46-61.

Байер-Тома Г. Миграция немецких ученых в Россию в XVIII - начале XIX в. // Немцы в России: три века научного сотрудничества / Отв. ред. Г.И. Смагина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 39-45; Дальман Д. Указ. соч.

Андреев А.Ю. Русско-немецкие университетские связи во второй половине

XVIII - первой четверти

XIX в.: Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2006 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.e-reading.club/chapter. php/147639/23/Andreev_-_ Rossiiiskie_universitety_

XVIII__pervoii_poloviny_

XIX_veka_v_kontekste_ universitetskoii_istor--Evropy. html#n_1033 (дата обращения: 25.01.2019).

Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 1755-1855. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 240.

2

3

4

5

5

или университете ученым не предоставляется «столько гарантий и привилегий»7. Христиан Вольф в письме Леонарду Эйлеру, который собирался уезжать в Санкт-Петербург, отмечал, что он отправляется в «рай для ученых»8. Такие же положительные отзывы встречались в письмах Христофора Филипповича Роммеля и других профессоров. В-четвертых, немецким ученым предоставлялись университетские квартиры и бесплатные дрова. Так, в XVIII в. была заложена традиция приглашения в Российскую империю немецких ученых.

В 1804 г. был издан Университетский устав, по которому следовало образование новых кафедр в университетах, что должно было повлечь увеличение педагогического состава. Поэтому и возник вопрос об их пополнении. Стоит отметить, что параграф 62 Устава гласил: «.природные Россияне, нужные знания и качества имеющие, должны быть предпочтены чужестранным»9.

Несмотря на то что ставка делалась на русских преподавателей, все-таки обратились к практике вызывания иностранцев, так как отечественных кадров не было10. В связи с этим попечитель Московского университета М.Н. Муравьев писал: «Мы должны были теперь выписать профессоров, чтобы впредь не выписывать»11. Хотя подобное заявление противоречило законодательному правилу зачисления на должность профессора: «§ 60. Когда место Профессора сделается праздно, то каждый Профессор того Отделения, к которому он принадлежал, не ранее, как спустя месяц, представляет Ректору имя кандидата, коего почитает достойным занять оное, сочинения его, ежели кандидат вне России или не в Москве находится, и причины служащие основанием к представлению. <...> Ежели Кандидат находится в Москве, то обязан сам представить Совету свои сочинения.»12, в большинстве случаев попечители нарушали его.

Кроме нехватки отечественных педагогических кадров, были и другие факторы, повлиявшие на приглашение немецких профессоров на службу в российские университеты. Одним из них было желание повысить авторитет университетов. Ведь Российская империя в данный период не относилась к мировым центрам университетского образования. Именитые ученые давали возможность привлечь студентов и повысить качество образования, а также придать значимость учебным заведениям13. Другим фактором стало желание влиятельных людей обеспечить своих знакомых работой. Подтверждением тому является учреждение на должность Томаса и Бюнеманна в Казанском университете14. Некоторую роль в приглашение профессоров сыграли личные предпочтения попечителей. Так, по утверждению А.Ю. Андреева, С.Я. Румовский пригласил М.Г. Германа15.

Таким образом, возобновилась практика приглашения ученых из Германии. Е.В. Кунц считает, что немецкие профессора принимали приглашения российских властей по следующим причинам: оккупации французскими войсками немецких территорий и закрытие местных университетов, заманчивые условия службы и желание сделать «имя» в termincogmta16.

Забота о пополнении кадров ложилась на попечителей университетов. Почетные члены помогали попечителям в их выборе:

7 Дальман Д. Указ. соч.

8 Там же.

9 Там же.

10 Жарова Е.Ю. Указ. соч.

11 Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. М.: Из-во МГУ, 2002. Т. 1. С. 414.

12 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Т. 28. С. 1328.

13 Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века

в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. С. 640.

14 Там же.

15 Там же.

16 Кунц Е.В. Реформа М.Н. Муравьева в Московском университете в контексте культурной жизни Европы и России начала XIX в. // Преподаватель XXI век. 2011. № 4. С. 275-283.

«§ 40. Университет удостаивает звания Почетных членов мужей, прославившихся учением и дарованиями, как из природных Россиян, так и из иностранцев. § 41. Польза Университета требует быть в сношении с учеными обществами, и для того Совет в иностранных Государствах из Почетных Членов своих приобщает к себе в сем звании деятельнейших четырех, чтобы к каждому Факультету принадлежал один из оных»17. Так, Кристофер Мейнерс, будущий почетный член Московского университета, искал и рекомендовал М.Н. Муравьеву именитых ученых. В результате в Московский университет прибыло 11 немецких ученых и преподавателей из Геттингенского, Лейпцигского, Майнцского и Галльского университетов - Ф.Ф. Рейс, И.А. Иде, Ф.Х. Рейнгард, Г.Л. Грелльманн, Г.И. Фишер фон Вальдгейм, Г.Ф. Гофман, Х.Ф. Матеи, И.Ф. Буле, Х.Ф. Гольдбах, Э. Турнейзен, Х.Ю. Штельцер18.

Попечитель Казанского университета академик С.Я. Румовский, в отличие от Муравьева, не особенное внимание уделял университетским вопросам. За первые полгода попечительства он не написал ни одного распоряжения. Поиск кадров начался в 1804 г., когда был приглашен из Геттингенского университета П.А. Цеплин. Однако С.Я. Румовский был склонен искать ученых в России, поэтому были приглашены: латинист - М.Г. Герман, правовед - Г.Л. Бюне-ман, эллинист - М.В. Сторль, натуралист и практикующий врач -К.Ф. Фукс. Все они на момент приглашения уже служили в России. Интересно и то, что два профессора и четверо адъюнктов были наняты из казанской гимназии, которая должна была стать приу-ниверситетской. В конце 1806 г. С.Я. Румовский пригласил ученых из Геттингенского и Ростокского университетов - Х.Д. Френа, К.Т. Фойгта, И.Г. Неемана, И.М. Томаса. За все время попечительства С.Я. Румовского в Казанский университет было зачислено 19 немецких ученых.

М.Н. Муравьев старался придерживаться Устава 1804 г. и поэтому все приглашенные профессора были избраны на должности Ученым Советом университета. В то время как попечитель Харьковского учебного округа граф С.О. Потоцкий игнорировал данное положение и лично принимал иностранных ученых на службу19.

Из всех немецких ученых на историко-филологических факультетах преподавало: в Московском университете - 10 человек20, а в Казанском - 2421. Следует отметить, что большинство ученых первой половины XIX в. получили образование в Геттингенском, Галльском и Йенском университетах22. Однако со второй половины столетия мы видим перевес в сторону русских университетов, а именно - Санкт-Петербургского и Казанского, что свидетельствует о результатах работы первых приглашенных профессоров, которые сформировали в России собственные кадры.

Стоит уделить внимание вопросу языка преподавания в данных университетах. Первым приглашенным немецким профессором в Казанский университет, как и было написано ранее, был П.А. Цеп-лин. По поводу условий его приглашения Н.П. Загоскин писал: «этому классу Цеплин обязан был преподавать «в истории наставления» по восьми часов в неделю, притом на «таком из препода-

17 Полное собрание законов Российской империи.

18 Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М.: Христианское из-во, 1997. С. 180.

19 Андреев А.Ю. Указ. соч.

20 См. приложение 2.

21 См. приложение 3.

22 Байер-Тома Г. Указ. соч.

ваемых в гимназии языке (сам Цеплин русского языка не знал), в котором воспитанники более утвердились и с пользою могут слушать оныя»23. Возникает вопрос: каким иностранным языком российские студенты XIX в. владели на высоком уровне? Ответ на этот вопрос дает А.Ю. Андреев, который утверждает, что при приглашении профессоров учитывалось их знание латыни, так как из-за их незнания русского языка, образовательный процесс был переведен на латынь24. Действительно большинство преподавателей, за исключением французов, читали на латинском языке или немецком25. И.Х. Финке был поражен тем, что в «университетах всех стран, кроме России, науки преподаются на родном языке»26.

За период XIX - начала XX в. немецкими учеными историко-филологического факультета Московского университета численностью 10 человек было написано 110 работ: 82 по истории, 17 по филологии, 11 по философии, две по педагогике, две по политологии и две по географии27. 23 преподавателя Казанского университета написали 73: 24 по истории, 20 по филологии, пять по географии, две по философии и две по экономике28. Учеными были охвачены разнообразные темы в направлениях исследования истории (большинство работ), филологии, философии и т. д. Количество работ, написанных ими, превышало показатели российских профессоров.

Немецкие профессора своими научными работами внесли огромный вклад в развитие российской исторической науки. Учитывая и то, что большое количество работ было опубликовано в университетских газетах для студентов, можно говорить и об их вкладе в развитие университетского образования.

Немецкие профессора способствовали развитию системы высшего образования в Российской Империи не только научными работами. Они принесли традиции немецкой школы, которые к тому времени опережали в своем развитии традиции России. Эту тенденцию в Императорском Московском университете активно поддерживал М.Н. Муравьев. Более того, ученые организовывали научные общества, в которых принимали активное участие совместно со студентами. Желание развить систему университетского образования также можно увидеть в деятельности ректоров-немцев Московского и Казанского университетов.

Ректор Казанского университета И.О. Браун был первым выборным ректором Казанского университета с 1813 по 1819 г. Он создал анатомический театр и обеспечил медицинскую кафедру необходимыми инструментами. О том, что его деятельность на посту ректора была оценена по достоинству, свидетельствует его повторное избрание на эту должность в 1817 г.29

Другой ректор К.Ф. Фукс занимал должность с 1823 по 1827 г. В своем учебном курсе он объединил курсы ботаники и истории естественных наук30. К.Ф. Фукс внес не только большой вклад в развитие университета, но и города. Он занимался лечением жителей города всех сословий, организовал ботанический сад. Также нельзя не отметить успехи К.Ф. Фукса в изучении этнографии, археологии и истории Поволжья. Им была собрана замечательная коллекция птиц и млекопитающих Поволжского региона31.

23 Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования (1804-1904). Казань: типо-литогр. Имп. казанскаго ун-та, 1902. Т. 1 (1804-1814) [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003968842#?page=1 (дата обращения: 20.01.2019).

24 Андреев А.Ю. Указ. соч.

25 Роммель Х.Ф. Пять лет из истории Харьковского университета. Воспоминания профессора Роммеля

о своем времени, о Харькове и Харьковском университете (1785-1815). Харьков: Унив. тип., 1868. С. 111.

26 Немецкие ученые - профессора Казанского университета / Сост. В.Г. Диц, А.В. Гарзавина, И.А. Новицкая. Казань: Немецкий дом Республики Татарстан, 2004. С. 180.

27 См. приложение 2.

28 См. приложение 3.

29 Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета: За сто лет (1804-1904):

В 2 ч. / Под ред. заслуж. орд. проф. Н.П. Загоскина. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1904. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003976176#?page=3 (дата обращения: 20.11.2018).

30 Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. Кн. 2. Ч. 2. М.: Христианское изд-во, 1998. С. 388.

31 Хафизов Г.Г. Карл Фукс и его место в социокультурном пространстве Казанской губернии // Казанский медицинский журнал. 2006. Т. 87. № 5. С. 398-400.

Федор Григорьевич Баузе в 1782 г. поступил на службу в Московский университет. Ф.А. Петров утверждает, что ученый своей вступительной речью 1782 г. и методикой преподавания, заложил основы университетского правоведения в московском университе-те32. Однако по неизвестным причинам уехал в Германию в 1783 г. и вернулся только в 1786 г. Он входил в комитет 1802 г., задачей которого было рассмотрение новых уставов императорской Академии наук, Российской Академии и Московского университета33 и составление нового университетского устава. Также Ф.Г. Баузе участвовал в комитете по созданию учебника по истории русской словесности в 1806 г. С 1804 по 1809 г. был директором Педагогического института при Московском университете. В 1807 г. стал ректором университета. Во время ректорства Ф.Г. Баузе собрания библиотеки и музея университета пополнились. Это произошло благодаря переданному Кабинету древностей натуральной истории княгиней Е.Р. Дашковой, а типография продолжала издавать труды членов университета. Также МОИП был присвоен статус «Императорский»34.

Ф.Г. Баузе глубоко изучал российскую историю. Благодаря его исследованиям по русской истории стало известно, что до Петра I культура в России тоже была богата и интересна35. Неслучайно Ба-узе наряду с курсом римского права было поручено еще и преподавание вспомогательных исторических дисциплин (нумизматики и дипломатики).

Его преемник на посту ректора - Бернград Андреас фон Гейм занимал должность до 1819 г. Он организовал подготовку к экзаменам государственных служащих на повышение в чинах. И.А. Гейм принимал активное участие в организации работы научно-исследовательских обществ университета (Московское общество математиков, Общество любителей российской словесности, Статистическое общество и т. д.). Читал публичные лекции по систематическому обозрению торговли и нумизмати-ки36. В его правление началось строительство Благородного пансиона и анатомического корпуса, воссоздание Музея натуральной истории37. Вел активную университетскую деятельность во время Отечественной войны 1812 г.: был главой Временной комиссии по управлению делами университета, а также восстанавливал университет после пожара38. И.А. Гейм вместе с И.Т. Буле закончили реорганизацию библиотеки39.

Итак, можно сделать вывод, что ректоры немцы занимались не

« 40

только научной деятельностью40, но и активно развивали свои университеты, а некоторые из них принимали участие в формирование системы университетского образования.

Обращение к немецкому опыту в сфере университетского образования в начале XIX в. свидетельствовало о сближении России и германских государств после Французской революции. Под влиянием немецких профессоров в российском обществе начинает пробуждаться интерес к изучению национальной истории. Своей деятельностью немецкие ученые создавали образ университета как престижного учебного заведения, а успехами своей профессиональной деятельности славили не только университет, но и сам город.

32 Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. М.: Христианское изд-во, 1998. Кн. 1. С. 471.

33 Там же.

34 Летопись Московского университета: В 3 т. Т. 1. 1755-1952 / Авт.-сост. Е.В. Ильченко. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 624.

35 Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 312.

36 Петров Ф.А. Указ. соч.

37 Там же.

38 Гейм Иван Андреевич (Бернгард Андреас) URL: https:www.//letopis. msu.ru/ peoples/543 (дата обращения: 12.04.2019).

39 Летопись Московского университета.

40 См. приложение 1.

Приложение 1

Ректоры Московского и Казанского университетов немецкого происхождения

Императорский Казанский университет

ФИО Место рождения Годы жизни Годы ректорства Количество научных работ

Браун Иван Осипович (австриец немецкого происхождения) г. Веймар 1774-1819 1813-1819 2

Фукс Карл Федорович г. Херборн (Герборне), княжество Нассауское 1776-1846 1823-1827 25

Императорский московский университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баузе Федор Григорьевич г. Триптис, Саксония 1752-1812 1807-1808 -

Гейм Иван Андреевич (Бернгард Андреас) г. Браун-швейг, Нижняя Саксония 1759-1821 1808-1819 6

Приложение 2

Немецкие ученые, служащие в Московском университете на историко-филологическом факультете

ФИО Место рождения Годы жизни Публикации

Брандт Роман Федорович г. Санкт-Петербург 1853-1920 11

Виппер Роберт Юрьевич г. Москва 1859-1954 7

Герье Владимир Иванович Московская губерния 1837-1919 17

Герц Карл Карлович г. Москва 1820-1883 5

Грот Николай Яковлевич г. Гельсингфорс 1852-1899 9

Кизеветтер Александр Александрович г. Санкт-Петербург 1866-1933 9

Мальмберг Владимир Константинович г. Москва 1860-1921 4

Миллер Всеволод Федорович г. Москва 1848-1913 29

Шварц Александр Николаевич г. Тула 1848- 1915 18

Шпет Густав Густавович г. Киев 1879-1937 1

Приложение 3

Немецкие ученые, служащие в Казанском университете на историко-филологическом факультете

ФИО преподавателя Место рождения Годы жизни Публикации

Андерсон Николай Иванович Эстляндская губерния 1845-1905 4

Базинер Оскар Федорович - 1857-1909 -

Берг Густав Александрович г. Гапсаль 1859-1937 2

Берг Леопольд (Лев) Александрович г. Гаспаль 1847-1916 1

Брикнер Александр Густавович г. Санкт-Петербург 1834-1896 -

Вейсман Александр Давидович Ковенская губерния 1834-1913 -

Герман Мартин Готфрид г. Киндельбрюк (Тюрингенский город) 1754-1822 4

Гримм Эрвин Давидович г. Санкт-Петербург 1870-1940 2

Каттерфельд Трауготт Иванович г. Приекуле 1834-1907 -

Краузе Иван Федорович Прусский уроженец 1787-1839 1

Крюгер Карл Иванович ? ? -

Миллер Иван Егорович г. Дрезден 1773-1823 9

Паукер Карл Егорович г. Елгава 1820-1883 -

Сторль Максимилиан Ви-кентий Людовик г. Прага 1761-1813 2

Томас Иван Григорьевич г. Ко бург 1770-1823 1

Фатер Фридрих Иванович г. Галла 1810-1854 12

Фойгт Карл Карлович г. Нарва 1808-1873 8

Френ Христиан Данилович г. Росток (Великое герцогство Меклен-бург-Шверинское) 1782-1851 14

Цеплин Петр Андреевич (Петр Даниил Фридрих) г. Росток 1772-1832 8

Шарбе Август Васильевич г. Либенау 1790-1868 -

Шарбе Алкуин Августович Пруссия 1823-1873 -

Шарбе Раймунд Августович Пруссия 1824-1875 4

Эрих Иван Иванович г. Эрфурт 1755-? 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.