Научная статья на тему 'Иностранные профессора в университетах России (1726-1819)'

Иностранные профессора в университетах России (1726-1819) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные профессора в университетах России (1726-1819)»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

A. ЯКУШЕВ, первый проректор, профессор

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт

B. ГАВВА, доцент

Министерство образования Российской Федерации

Э. ГЮЛУШАНЯН, аспирантка

В связи с открытием новых университетов в России остро встала проблема научно-педагогических кадров. В этой связи Министерство народного просвещения и университеты вынуждены были приглашать иностранных учёных и профессоров для профессиональной подготовки специалистов и учёных. В основном это были представители университетов Германии. На первых порах университеты поручали одному или нескольким иностранным профессорам преподавание от 2 до 6 предметов или курсов, часто не связанных между собой, порой даже на разных факультетах.

В 1726 г. в Академическом университете [1] начались занятия, которые крайне нерегулярно вели 17 профессоров. Эти учёные были приглашёны из Германии: по математике - Герман, Бернулли и Гольдбах, по химии - Бюргер, по физике - Бильфин-гер, по анатомии и зоологии - Дювернуа, по механике - Николай Бернулли, по греческим и римским древностям - Байер, по логике и метафизике - Мартини, по красноречию и церковной истории - Коль, по правоведению - Бекенштейн; в 1726 г. приехали ещё астрономы братья Делиль и Лейтман - для кафедры механики и оптики, Буксбаум - для ботаники; в 1727 г. - Эйлер, затем - Крафт [2]. Преподавание на немецком языке, недостаточное количество студентов, плохая посещаемость ими занятий, незнание студентами немецкого языка свели на нет весь учебный процесс в Академическом университете. Поэтому в 1732 г.

Иностранные профессора в университетах России (17261819)

занятия фактически прекратились. Через 10 лет в Академическом университете остались преподавать только 12 профессоров, а в 1760 г. - 5 [3, с.52]. Недостаточное финансирование, неудовлетворительная постановка учебного процесса и открытие Московского университета привели к тому, что в 1766 г. Академический университет de facto прекратил своё существование.

В соответствии с уставом сначала в Московском университете были открыты 3 факультета с 10 кафедрами: 1) юридический -кафедры всеобщей юриспруденции, российской юриспруденции и «политики» (т.е. международного права и истории международных отношений); 2) медицинский, где были кафедры анатомии, а также других естественных наук - «химия физической и особливо аптекарской» и натуральной истории (зоологии, ботаники и минералогии), и 3) философский, включавший в себя кафедры философии (логика, метафизика и «нравоучение», т.е. этика), физики экспериментальной и теоретической, ораторского искусства и поэзии, всеобщей и российской истории с «выделением древностей и геральдики». Вскоре на последнем факультете была создана кафедра математики чистой и прикладной (механики), где преподавались также гражданская и военная архитектура и артиллерия [4, с.10].

Московский университет так же, как и ранее Академический университет, испытывал потребность в иностранных и отечественных профессорских кадрах. В этой связи М.В. Ломоносов писал И.И. Шувало-

ву: «...несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей учёных. сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберётся» [5]. Только три русских магистра, выпускники Академического университета и последователи М.В. Ломоносова - А.А. Барсов, Н.Н. Поповский и Ф.Я. Яремский, читали лекции по словесности, риторике, философии и математике. Остальные были приглашены из Германии: в 1756-1758 годах - И.М. Шаден (практическая философия), Ф.Г. Дильтей (юриспруденция), И.П. Оттенталь (история и география), И.Г. Фроманн (логика, метафизика и практическая философия), И.И.Ю. Рост (прикладная математика, механика и физика), И.Г. Рейхель (история и статистика), Х.Г. Келлнер (всеобщая история и красноречие), И.Х. Керштенс (химия, минералогия и медицина); чуть позднее, в 1764-1765 годах, - Фр. Гельтергоф (немецкий язык и словесность), И.Ф. Эразмус (классическая филология) и К.Г. Лангер (юриспруденция); в конце 80-х гг. - И.Г. Шварц (философия); в 1780 г. - Я. Шнейдер (юриспруденция); в 1786 г. - И.В.Л. Мельманн (древняя словесность); в 1787 г.

- И. Пургольд (юриспруденция). Как заметил Ф.А. Петров, «всего в Московском университете за первые полвека его существования преподавало восемнадцать профессо-ров-немцев» [4, с.40].

К началу XIX в. в Московском университете остались преподавать лишь пять западноевропейских профессоров: венгр Ф.Ф. Керестури, француз Шарль Авья де Ватэ и три немца - Ф.Г. Баузе, И.И. Гейм и

В.М. Рихтер. Причём двое профессоров-немцев - Ф.Г. Баузе (в 1807 г.) и И.И. Гейм (в 1808-1818 гг.) - были избраны ректорами Московского университета.

В соответствии с уставом Московского университета (1804 г.) полагалось 28 профессоров и 12 адъюнктов. Университет должен был включать в себя 4 отделения: 1) нравственных и политических наук (7 кафедр); 2) физических и математических наук (8 кафедр); 3) врачебных или медицинских

наук (6 кафедр) и 4) словесных наук (7 кафедр).

Естественно, что набрать такое количество профессоров, отвечавших к тому же повышенным научным требованиям, в самом Московском университете, да и вообще в России того времени, было невозможно, и вполне понятно, что М.Н. Муравьёв, являясь попечителем Московского учебного округа (1803-1807), вновь прибег к приглашению иностранных профессоров-учёных. В этой связи он писал: «Желание привлечь иностранных профессоров требует большого снисхождения на их требования. Надобно, чтобы каждый из них образовывал у себя последователей. Кроме того, Государству нужны врачи, законоискусники, администраторы, надзиратели механических произведений и проч. Университет должен иметь преподавателей для всех отраслей человеческих знаний. Мы должны теперь выписывать профессоров, чтобы впредь не выписывать» [4, с.70].

В случае согласия иностранные профессора имели ряд привилегий: получали дополнительно 2 тысячи рублей (т.е. годовой оклад ординарного профессора) на путевые расходы и сразу по прибытии - звание ординарного профессора; им разрешали совмещение руководства двух и более кафедр.

«Вторая волна» приглашённых немецких профессоров включала: в 1801 г. - Х.А. Шлё-цера (юриспруденция); в 1803-1804 гг. - И.Ф-. Буле (философия, искусствоведение), Г.М. Грелльмана (история и статистика), Г.Ф. -Гофмана (медицина и ботаника), И.А. Иде (математика), Ф.Ф. Рейсса (медицина и химия), Х.Ф. Маттеи (философия и филология), Ф.Х. Гольдбаха (астрономия), Г.И. Фишера фон Вальдгейма (медицина и натуральная история), Х.Е. Рейнгарда (политическая история, история и философия); в 1806 г. - Х.Ю.-Л. Штельцера (юриспруденция).

Значительная часть из приглашённых иностранцев осела в России, воспитала русских учеников и учёных, некоторые из немцев создали научные школы и образовали даже свои династии: А.Л. и Х.А. Шлецеров,

Страницы истории

161

Г.И. и А.Г. Фишеров, В.М. и М.В. Рихтеров, Ф.А. и Л.Ф. Гольдбахов, Ф.А. и И.Ф. Гиль-дебрандтов.

Аналогичную картину мы наблюдаем и в Дерптском университете, куда из-за нехватки профессорско-преподавательских кадров были также приглашены иностранные доктора, профессора и преподаватели. Например, с 1800 по 1819 годы на факультетах данного университета работали следующие приглашённые немецкие учёные: медицинском - Д.Г. Бальк (с 1802 г.), Х.Ф. Дейч (с 1804 г.), Г.Ф. Изенфламм (с 1803 г.), М.Э. Кауцман (с 1803 г.), Л.Э. Ци-хориус (с 1804 г.), М.Э. Стикс (с 1800 г.), И.И.Ф. Эрдман (1817 г.) и И.Ф. Эшшольц (с 1819 г.);

юридическом - Х.Х. Дабелов (с 1818 г.), Х.Г.Г. Кёхи (с 1805 г.); Ф.К. Клейненбер (с 1803 г.), К. Мейер (с 1802 г.), И.Л. Мютель (с 1802 г.), И.Г. Нейманн (с 1811 г.), Х.Д.-Розенмюллер (с 1803 г.), В. Снелл (с 1819 г.) и Х.Ю.Л. Штельцер (с 1815 г.);

богословском - Х.Ф. Зегельбах (с

1810 г.) и Л. Эверс (с 1800 г.);

философском: точные и естественные науки - Г.А. Герман (с 1802 г.), Ф. Гизе (с 1814 г.), И.З.Г. Гут (с 1811 г.), Х. Кнорре (с 1802 г.), И.В. Краузе (с 1803 г.), Г.Ф. Паррот (с 1800 г.), И.В.А. Пфафф (с 1804 г.), Ф. Рамах (с 1803 г.), Ф.Г. Эльснер (с 1803 г.) и И.Ф-. Эшшольц (с 1818 г.); гуманитарные науки

- А.Х. Гаспари (с 1803 г.), Г.Б. Еше (с 1802 г.), А.С. Кайсаров (с 1810 г.), К. Моргенштерн (с 1802 г.), Г.Ф. Пёшман (с 1800 г.), К.Л. Струве (с 1805 г.) и Г. Эверс (с 1810 г.).

С 1803 по 1819 годы в отделениях Дерп-тского университета работали:

медицинском: всего - 11 докторов и профессоров, из которых 9 приглашены из Германии;

юридическом: всего - 11 докторов и профессоров, из которых 9 приглашены из Германии;

богословском: всего - 5 докторов и профессоров, из которых 2 приглашены из Германии;

философском: философские, матема-

тические и естественные науки - всего 13 докторов и профессоров, из которых 10 приглашены из Германии; филолого-историчес-кие науки - всего 10 докторов и профессоров, из них 8 - приглашены из Германии.

Таким образом, из 49 докторов и профессоров, которые работали в Дерптском университете с 1800 по 1819 годы, 38 (77,6%) были приглашены из Германии.

Такое же положение было характерно и для Казанского университета, в отделениях которого работали следующие иностранные учёные и профессора:

нравственных и политических наук: И.Е. Нейман (с 1810 г.), Г.Л. Бюнеман (с 1805 г.), И.Х. Финке (с 1809 г.), П.А. Цеплин (с 1814 г.) и И.Е. Миллер (с 1808 г.);

физических и математических наук: М.Ф. Бартельс (с 1807 г.), К.Ф. Реннер (с 1808 г.), И.А. Литтров (с 1810 г.), Ф.К. Брон-нер (с 1810 г.), И.Ф. Вуттиг (с 1808 г.), К.Ф. -Фукс (с 1805) и Ф.Л. Брейтенбах (с 1811 г.);

врачебных или медицинских наук: И.О. Браун (с 1807 г.), И.Х. Ренард (с

1811 г.), Э.О. Вердерамо (с 1816 г.), Р.А. Гедвиг (с 1806 г.), Ф.Х. Эрдман (с 1810 г.), К.Ф. Фукс (с 1818 г.) и Т. Реннер (с 1808 г.);

словесных наук: Х.Д. Френ (с 1807 г.), И.И. Эрих (с 1805 г.), М.В. Сторль (с 1805 г.), М.И. Герман (с 1805 г.), П.А. Цеплин (с 1805 г.), И.Е. Миллер (с 1808 г.) и И.Г. Томас (с 1810 г.).

Итак, с 1805 по 1819 годы в Казанском университете работали свыше 20 иностранных учёных и профессоров. По отделениям университета соотношение русских учёных и профессоров к иностранным составило: нравственно-политических наук - как 1 : 0, 4; физических и математических наук

- как 1 : 0, 8; врачебных или медицинских наук - как 0,4 : 1; словесных наук - как 1 :

0, 5, то есть примерно 40% составляли приглашённые иностранные научно-педагогические кадры.

Приблизительно в одинаковом положении с Казанским университетом находился и Харьковский университет. Численность профессоров в нём по годам составила:

в 1804 г. - всего - 19 чел., из которых 13 чел. - иностранцы;

в 1805-1809 гг. - всего - 21-26 чел., из которых 14-19 чел. - иностранцы;

в 1810 г. - всего - 24 чел., из которых 7 чел. - иностранцы;

в 1811 г. - всего - 24 чел., из которых 14 чел. - иностранцы;

в 1812 г. - всего 28 чел., из которых 16 чел. - иностранцы;

в 1813 г. - всего - 33 чел., из которых 18 чел. - иностранцы;

в 1814 г. - всего - 32 чел., из которых 16 чел. - иностранцы [3, с.73].

Ещё более удручающую картину в Харьковском университете в первое десятилетие существования представил автор истории этого университета Д.И. Багалей: «...Университет имел 47 преподавателей, в числе которых русских было только 18 человек. .Учёную степень имели лишь 22 человека, т.е. менее половины» [6].

Некоторые из приезжих немцев-про-

С. ЛЮТОВ, доцент Новосибирский военный институт

Русская военная мысль в середине XIX века находилась под довлеющим влиянием рационалистических прусско-германских доктрин. Характеризуя эту ситуацию, военный историк А.А. Керсновский справедливо отмечал: «. у нас вместо того, чтоб изучать Румянцева и Суворова, стали изучать Мольтке. Была допущена роковая ошибка -русская военная мысль окончательно оставлена в иностранном плену» [1, с.192].

Преодоление засилья иностранных военных концепций возможно было лишь созданием условий для развития национальной военной науки и литературы, для чего

фессоров в последующем осели в России, создали свои научные школы и образовали свои династии.

Литература

1. Создание Академического университета в России // Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред.

B.Г. Кинелёва. - М., 1995. - С. 49.

2. Милюков П. Университет // Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1902. - Т. 34а. - С. 788.

3. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелё-ва. - М., 1995.

4. Петров Ф.А. Немецкие профессора в Мос-

ковском университете. - М., 1997.

5. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. - М., 1991. -

C. 207.

6. Багалей Д.И. Краткий очерк истории Харь-

ковского университета за первые сто лет его существования. - Харьков, 1906. -

С. 48.

Издательская практика военных академий (середина XIX - начало XX вв.)

необходимо было «первоначально провести нравственную (т.е. умственную) реформу в военном искусстве» [2].

Для такой реформы необходимы были изменения в системе военного образования и совершенствование издательской практики. Это стало возможным в рамках масштабных военных реформ второй половины XIX века, проводившихся под руководством министра Д.А. Милютина, который за личный вклад в развитие науки был отмечен полной Демидовской премией и избранием членом-корреспондентом Академии наук. Его покровительство развитию научного и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.