Научная статья на тему 'Роль факультетов нравственных и политических наук в модернизации российского образования'

Роль факультетов нравственных и политических наук в модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТЕТЫ (ОТДЕЛЕНИЯ) НРАВСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / DEPARTMENTS OF THE MORAL AND POLITICAL SCIENCES / RUSSIAN POLITICAL MODERNIZATION / MOSCOW UNIVERSITY / CARSKOSELSKY LICEY AND SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье анализируется первый опыт создания и функционирования факультетов нравственных и политических наук в России начала XIX в., показаны особенности деятельности факультетов и преподавания нравственных и политических наук в Московском университете, Царскосельском Лицее и Санкт-Петербургском университете. Рассмотрена первая попытка официального признания и изучения политической науки в России и ее значения для модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the moral and political sciences departments in the modernization of Russia education

The article analyses the first experience creation of the departments of the moral and political sciences in Russia at the beginning of XIX century, the author shows specific features creation of the departments of the moral and political sciences at Moscow University, Carskoselskiy Licey and Saint-Petersburg University. Discussed the first steps in the way of official recognition and teaching of the political sciences in the universities of Russia.

Текст научной работы на тему «Роль факультетов нравственных и политических наук в модернизации российского образования»

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС, профессор РГГУ, академик Академии гуманитарных наук и Академии

W *

политической науки

Роль факультетов политических наук в модернизации российского образования**

В начале XIX в. в России актуализировались задачи модернизации общественных отношений. С одной стороны, Российская империя являлась самой обширной в мире по своим размерам и обладала выдающимся природным и человеческим потенциалом. С другой стороны, в ней сохранялось крепостничество, была слабо развита инфраструктура, качество управления и подготовки управленцев желали лучшего. Все это актуализировало проблему модернизации России и, в частности, подготовки эффективных кадров для проведения назревших реформ.

Молодой российский император Александр I, пришедший к власти 12 марта 1801 г., был воспитан в духе идей Просвещения. Он склонялся к проведению некоторых реформ либерального толка1. В начале своего правления Александр I, учитывая советы ряда сторонников из "Негласного комитета" (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев), а затем М.М. Сперанского2, выступил инициатором ряда важных административных и иных преобразований. Особое значение среди них имела реформа высшего образования, нацеленная на подготовку значительного числа управленцев и нового слоя элиты. Этот, начальный, период дея-

* Ирхин Юрий Васильевич, е-таП: Irkhine@mail.ru

** Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2012-2014 гг. (проект 2.1.1.) кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права РГГУ.

1 См.; Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. М., 2008.

2 См.: Томсинов В.А. Сперанский. На службе закона. М., 2013.

тельности императора А.С. Пушкин назвал "дней Александровых прекрасное начало"3.

XIX век в России ознаменовался открытием по указам Александра I в период с 1802 по 1811 гг. шести новых университетов(!).

В 1802 г.на базе Шведского университета был открыт Императорский Дерптский университет (с 1893 г. - Юрьевский, ныне -Тартуский в Эстонии)4. В1803 г. - создан Императорский Виленский университет, который готовил кадры для восьми губерний5. В 1804 г. были открыты Казанский и Харьковский императорские университеты. В этом же году в Петербурге открылся Главный Педагогический институт (сформирован на базе Педагогического института). На его основе 8 (20) февраля 1819 г был воссоздан Санкт-Петербургский университет (с 1821 г. - Императорский Санкт-Петербургский университет).

12 августа 1810 г. Александр I подписал указ об организации Императорского Царскосельского лицея (с 1943 г. - Александровский лицей), имевшего университетский статус6. 19 октября 1811 г. он осуществил свой первый знаменитый "пушкинский" набор. Император лично участвовал в открытии Лицея 19 (31) октября 1811 г. Проект Лицея подготовил М.М. Сперанский7.

5 ноября 1804 г. был утвержден Устав Императорского Московского университета (а также одновременно с ним Уставы

3 Пушкин А.С. Послание цензору // Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. М., 1957, т I, с. 197.

4 В Дерптском университете (с 1632 г. - Шведский университет, с 21 апреля 1802 г. -Императорский Дерпцкий университет), обучение производилось в основном на немецком и латыни, с 1632 г. функционировал юридический факультет, где основательно изучалась история политических и правовых учений.

5 Его предшественниками были Академия и Университет Виленский (с 1579 г.), затем Ягеллонский университет и Виленская высшая школа. После почти двух десятилетий своего существования Императорский Виленский Университет был распущен указом Николая I в 1832 г. из-за причастности его преподавателей и студентов к польскому восстанию 1831 г. 8 ноября 1833 г. вместо упразднённого Виленского был открыт университет Святого Владимира в Киеве.

6 См.: Императорский Царскосельский Лицей в истории России XIX-XXI вв. К 200-летию со дня основания Императорского Царскосельского Лицея. Материалы Международной научной . конференции. СПб., 2011.

7 См.: Ирхин Ю.В. Царскосельский Лицей: миссия и традиции гуманитарной подготовки государственных служащих //Социально-гуманитарные знания, 2012, №3, с. 60-78.

Казанского и Харьковского университетов) - первый в России полноценный университетский Устав, определивший учебно-организационную структуру и управление университетом. В нем учитывались опыт ряда западноевропейских институтов, особенности высшего образования в России и требования к подготовке управленческой элиты, университет определялся как"высшее ученое сословие, для преподавания наук учрежденное. В нем приготовляется юношество для вступления в различные звания государственной службы"8. По уставу университеты получали большую автономию, включая выборы ректора и деканов, определенную демократию при решении своих внутренних вопросов. Университетам были подчинены все низшие и средние учебные заведения округа. Но со временем права автономии университетов стали ущемляться.

Важно, что по Уставам 1804 г. в университетах создавались отделения нравственных и политических наук, открывавшие определенные возможности для изучения широкого круга гуманитарных дисциплин на основе принципов естественного права, европейского опыта изучения политики и др. Так в Московском университете определялось четыре отделения (факультета): нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных или медицинских наук и словесных наук. Они объединяли 28 кафедр (каждую из которых занимал один ученый в должности ординарного профессора). Кроме того, предполагалось наличие "12-ти Адъюнктов (или магистров), 3-х Лекторов или Учителей языков Французского, Немецкого и Английского, 3-х Учителей приятных искусств и Гимнастических упражнений"9. (Количество адъюнктов могло быть увеличено по решению Совета Университета и попечителя.)

8 См.: Устав Императорского Московского университета. 1804, гл I, §1.

9 См.: Полное собрание законов Российской империи. В 45 т. Собр. Первое. 1649-1825 гг. СПб., 1830, т. XXVIII, №21502.

Специфика нравственно-политических отделений была связана с господствовавшей концепцией правопонимания, утверждавшей, что право и политика произрастают из этических, моральных и нравственных норм. Студентам преподавались следующие "главные курсы": логика и метафизика, нравоучительная философия, право естественное, политическое и народное, государственное хозяйство, гражданское право знатнейших древних и нынешних народов, уголовное право знатнейших древних и нынешних народов, гражданское право Российской империи, уголовное право Российской империи, всеобщая история, священное писание, догматическое богословие, нравоучительное богословие.

В учебных курсах нравственно-политических отделений доминировали естественно-правовые учения, заимствованные из Западной Европы. Студенты обучались универсальным истинам, сокрытым в доктринах естественного права, которые придавали и государствоведению, и юридическому образованию теоретический характер, поскольку были ориентированы на выяснение права идеального. На этих отделениях значительное внимание уделялось изучению и обсуждению политико-правовых доктрин: естественного права, общественного договора, разделения власти, правового государства, монархического правления, конституционной монархии и др., истории политических и правовых учений, трудов таких выдающихся политических и правовых мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж Руссо, С. Пуфендорф, И. Кант и др.

К нравственным наукам в России в начале XIX в. относились: закон божий, этика, логика, правоведение и политическая экономия. Нравственные науки изучались совместно с циклом юридических и политических дисциплин.

Особенностью развития общественных наук в XVIII - середине XIX вв. являлось то, что ряд их направлений (политическая экономия, статистика (политическая арифметика), естественное право, учения об обществе, государстве, государственных финансах, дипломатия и др.) часто объединялись под интегративным названием "политические науки". Доминировали при этом науки правовые и политико-экономические.

Отделения нравственных и политических наук в России, как и одноименные образовательные структуры на Западе, являлись юридическо-политологическими образованиями. Их особенность состояла в том, что на этих факультетах можно было изучать кроме правовых и богословских ряд дисциплин собственно политической направленности, научаться политическому мышлению и философии, политико-административному управлению.

Отделения или циклы нравственных и политических наук в

Университетах России

В Московском университете (создан 25 января 1755 г.) отделение нравственных и политических наук существовало с 1804 г. по середину 30-х гг. XIX в., в Санкт-Петербургском университете отделение функционировало с 1819 г. по середину 30-х гг. XIX в. (в Главном педагогическом институте - с 1805 г.); в Казанском университете (создан 17 ноября 1804 г.) отделение было с 1805 г. по середину 30-х гг. XIX в.; в Харьковском университете (создан 29 января 1805 г.) отделение функционировало с 1805 по 30-е гг. XIX в., в Царскосельском Лицее цикл нравственных и политических наук изучался с 1811 до конца 20-х гг.; в Виленском университете (16 апреля 1803 г.) с 1804 по 1831 гг. существовал нравственно-политический

факультет с богословием, преподавание было на польском, латыни, русском.

В 1816 г. доктор права, профессор Казанского императорского университета Г.И. Солнцев впервые в Российской империи разработал и предложил научно обоснованную концепцию "Правил об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических и привилегиях, означенные степени, по надлежащем испытанию получивших". Речь шла о необходимости четкого подразделения трех университетских степеней по нравственно-политическим наукам (кандидат, магистр, доктор - им предшествовал обязательный базовый трехгодичный курс обучения в университете), уточнения требований к каждой из них: система экзаменов, лекций, текстов

Л П

диссертаций на латинском языке и др. К сожалению, эта концепция не получила правового оформления.

Из опыта Московского университета

Важным событием для России и развития в ней политико-управленческих наук явилось создание 25 января 1755 г. Московского университета. В проекте организации университета, который был передан И.И. Шувалову для утверждения императрицей Елизаветой Петровной, среди первых его десяти кафедр значилась и кафедра политики (международного права и дипломатики) юридического факультета11. В известном смысле можно сказать, что ее институализировала дочь Петра Великого.

10

См.: Истоки создания первого Положения о производстве в ученые степени в России: концепция Г.И. Солнцева (1816 г.) // Государственная служба, 2007, №4, с. 89.

1 См.: Очерки истории политической науки в Московском университете (1755-1835) / Под ред. А.Ю. Шутова. М., 2009, с.15.

М.В. Ломоносов, принимавший участие в разработке проекта Московского университета, в частности, писал, что для полноценной работы юридического факультета необходим "профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошлые века и как

Л О

состоят в нынешнее время"12. По своему содержанию кафедра политики Московского университета являлась, как и было принято в европейских университетах того времени, кафедрой государственно-правовых наук, "внешних дел и дипломатики".

Следующим шагом в институализации политического знания в России явилось создание университетских отделений нравственных и политических наук.

Есть основания полагать, что схема устройства Московского университета по Уставу 1804 г. была построена по аналогии с Французской Академией, являвшейся в то время одним из главных центров европейской науки13. В особенности показателен пример с отделением нравственно-политических наук, которое существовало в ней в период с 1795 по 1803 гг. Интересно, что это отделение во Французской Академии закрыл сам Наполеон, но уже через год подобная структура была создана в Московском и других университетах России.

Устав 1804 г. был принят в тот период, когда попечителем Московского университета стал выдающийся общественный и государственный деятель начала XIX в. М.Н. Муравьев, отец двух будущих декабристов и один из воспитателей императора Александра I. Он полагал, что университет должен стать источником общественного просвещения и отдавал по возможности преимущество русским, а не чужестранным профессорам.

12 Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.- Л., 1957, т.10, с. 509.

1

Академия была основана Людовиком XIII и кардиналом Ришелье в 1635 г.

В созданном в 1804 г. нравственно-политическом отделении Московского университета существовали специализации: философские науки, юридико-политические и политико-юридические. По сути это были факультеты юриспруденции, но с философскими и политологическими дискурсами. На них, кроме правовых дисциплин, изучались: начала политических наук, история политических и правовых учений, философии, естественное, политическое и народное право, философия права, политическая экономия и "дипломатика". На политико-юридическом подотделении изучались в качестве основных: политика, дипломатия и экономия политическая. На юридико-политическом наряду с комплексом правовых дисциплин в качестве вспомогательной дисциплины изучались начала политических наук. В соответствии с Уставом университета "профессор политики... должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были и прошедшие веки и как состоят в нынешнее время", т.е. акцент делался на международные отношения и мировую политику.

В состав нравственно-политического отделения Московского университета входило семь профессоров, специализирующихся по следующим научным направлениям (кафедрам): богословия догматического и нравоучительного; толкования Священного писания и церковной истории; умозрительной и практической философии; прав естественного, политического и народного; прав гражданского и уголовного судопроизводства в Российской Империи; прав знатнейших как древних, так и нынешних народов; дипломатики и политической экономии.

В Уставе Московского Университета (§ 28) говорилось, что "главная должность Профессоров состоит в том, чтобы: 1) Преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикою во всех науках, в которых сие нужно; 2)

Преподавая наставления, пополнять курсы свои новыми открытиями, учиненными в других странах Европы; 3) Присутствовать в заседаниях и при испытаниях; 4) Руководствуя Адъюнктов, подавать им способ достигать высшего степени совершенства". В § 29 отмечалось, что "каждый Профессор для чтения лекций избирает книгу своего сочинения или другого известного ученого мужа; и в том, и другом случае избранное сочинение должно быть представлено на рассмотрение Совета и ежели Совет нужным найдет сделать в нем какие перемены, то Профессор, сделав оныя, должен представить Совету на утверждение".

Понятно, что содержание и особенно толкование нравственно-политических дисциплин во многом зависело от личности и подготовки преподавателя. Существовало два основных дискурса. Первый - в основном строился на догматах богословия, умозрительной философии, юриспруденции и обосновывал незыблемость российского самодержавия. Второй - использовал сравнительный анализ, естественное право, рассматривал проблемы конституционно-монархической формы организации общества, прав и свобод человека и т.п. Понятно, что на отделениях нравственных и политических наук из-за их специфики появлялись отдельные профессора и студенты, имеющие склонность к свободомыслию.

Первыми преподавателями на отделение нравственно-политических наук Московского университета были приглашены профессора из Германии. Среди них: Ф.Г. Баузе (окончил Лейпцигский университет, первый декан отделения нравственно-политических наук в 1805 г. и ректор Московского университета в 1807 г.)14, Ф.Х. Рейнгард (закончил Тюбингенский и Йенский университеты, профессор

14

Баузе Федор Григорьевич (1752-1812) родился в Саксонии, окончил Лейпцигский университет, в Петербурге с 1773 г. (преподаватель в Peter-Schule), с 1871 г. - корреспондент Академии наук и профессор юриспруденции в Московском университете. Автор ряда работ на немецком языке и латыни и одной - на русском ("О горячке вольности"), специализировался по истории древнерусской культуры и права.

политической истории в Кельне), декан отделения нравственно-политических наук в 1806 г., Х.А. Шлецер (окончил Геттингенский и

Л ^

преподавал в Императорском Дерптском университете) и др.

Позже для преподавания политики и права был приглашен профессор К.Г. Лангер (окончил Геттингенский и Йенский университеты). Политика понималась им как воплощение всех предметов государственных наук, рассмотрение внешних дел и дипломатики, учение о формах господства, конституции, управления и нравственности (религии), забота о благосостоянии народа. На Западе в этот период были широко распространены представления об "идеальном государе" как "философе и законодателе на троне". К.Г. Лангер полагал, что политика - это "искусство управления, состоящее в счастливом выборе орудий управления по части судебной, учебной, административной"16. Зарубежные профессора не имели права читать лекции без их заверения специальным собранием университетского

17

руководства17.

Первые российские профессора отделения нравственных и политических наук: С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков (получили образование в Шотландии) уделяли должное внимание теории разделения властей, проблемам гражданских прав, публичной политике. Существенное внимание уделялось преподаванию политической экономии. Можно выделить профессора и декана отделения нравственно-политических наук Х.А. Шлецера (автора учебника "Начальные основания государственного хозяйства"), профессора Л.А. Цветаева (автора книги "Первые начала политической экономии").

15 См.: Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. М., 2002, т.2, с. 116.

16 См.: Лангер К.Г. О пределах и важнейших представителях политической науки. Торжественное слово по случаю празднования рождения Августейшей и Могущественной Всероссийской императрицы и самодержицы Екатерины II Великой, 1771 г, апреля 22 дня. (К 240-летию первой публикации по политической науке в Московском университете). М., 2011, с. 44-45, 16.

17

Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. М., 1998, с. 187.

В 1808 г. деканом отделения нравственных и политических наук избирается первый российский ученый, выпускник Славяно-греко-латинской академии и Московского университета профессор А.М. Брянцев. В 1813-1815 гг. деканом отделения избирался выпускник Московского университета, магистр философии и свободных наук, профессор М.М. Снегирев. В 1815-1816, 1819-1920 и 1828-1830 гг. деканом отделения нравственных и политических наук был профессор Н.Н. Сандунов. Самое продолжительное время (в 1816-1818, 18201828 и 1830-1834 гг.) деканом отделения являлся Л.А. Цветаев - автор многих трудов по естественному, частному, общему и народному праву, а также политической экономии, заслуженный профессор Московского университета, награжденный орденами св. Анны (II ст.) и Владимира (IV ст.). Последним деканом отделения нравственных и политических наук был его выпускник, магистр, затем профессор Н.С. Васильев. В торжественном собрании университета (1835 г.) он

произнес речь "Об успехах и настоящем состоянии политической

и 18

экономии

Интересно, что М.Ю. Лермонтов обучался вначале именно на отделении нравственно-политических наук Московского университета. В августе 1830 г. поэт выдержал экзамены и был принят в число его своекоштных студентов. Лермонтов поступил на отделение нравственно-политическое (позднее переименованное в юридическое), но, проучившись полгода, понял, что оно не отвечает его призванию, и перевелся на словесное отделение. Лермонтов не окончил Университет из-за пропусков (некоторых по объективным причинам -распространение холеры в Москве). В Летописи Московского университета сохранились сведения о том, что он участвовал в публичном выступлении с критикой лекций одного из профессоров

18 См.: Речи и отчет, произнесенные в торжественном собрании имп. Московского университета, 10 июля 1835 г., с. 3-29.

вместе со студентами А.И. Герценом и Я.И. Костенецким (руководителем кружка по изучению идей декабристов, исключенного из Университета вместе с 5 студентами). Проучившись в Университете всего около полутора лет, Лермонтов сохранил о нем юношеские воспоминания. В своей нравственной поэме "Сашка" он от имени героя характеризует университет как "светлый храм науки":

"Из пансиона скоро вышел он, Наскуча всё твердить азы да буки, И наконец, в студенты посвящен, Вступил надменно в светлый храм науки. Святое место! Помню я, как сон, Твои кафедры, залы, коридоры, Твоих сынов заносчивые споры" :

С 1790 по 1830 гг. в Московском Университете выходил "Политический журнал, c показанием ученых и других вещей, издаваемый в Гамбурге обществом ученых мужей", который предлагал переводы из немецких журналов о политике и истории политической мысли. В 1809 г. "по воле высшего начальства" журнал лишился слова "Политический".

В период 1825-1835 гг. на отделении нравственных и политических наук Московского университета ежегодно обучалось 230-240 человек: студентов, слушателей, чиновников (обучались по разрешению начальства и сдавали экзамены в конце определенных курсов) и вольнослушателей19.

19 См.: Насонкина Л.И. Московский университет после восстания декабристов. М., 1972, с. 2829.

В 1835 г. согласно новому Уставу университета на месте прежних четырех отделений были созданы три факультета: юридический, философский и медицинский во главе с деканами (гл. I §2). Философский факультет состоял из двух руководимых деканами отделений: историко-филологического и физико-математического. Отделению нравственно-политических наук, переименованному в юридический (гл. II §12), вменялось в обязанность готовить не ученых юристов, а чиновников. Философия, политическая экономия и статистика, придававшие этому отделению особую популярность были перенесены на историко-филологическое отделение философского факультета20.

Названный "общим", устав был распространен на 4 университета: Московский, Санкт-Петербургский, Харьковский и Казанский. Срок обучения в университетах увеличился с трех до четырех лет (на медицинском - 5 лет).

Новый устав расширял номенклатуру научных дисциплин и учебных предметов. Число кафедр возросло с 28 до 39. Положительным было открытие кафедр российской и всеобщей истории, истории и литературы славянских наречий, где могли обсуждаться и вопросы политики.

Согласно штатному расписанию Московскому, Казанскому и Харьковскому университетам полагалось иметь по 26 ординарных и 13 экстраординарных профессоров и др. Для постижения догматического и нравоучительного богословия, церковной истории и церковного законоведения была учреждена внефакультетская кафедра, а изучение данных предметов стало обязательным для студентов. Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность Министра просвещения, Президент Академии наук С.С.

20

См.: Соловьев И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. Вып. первый. Университеты до эпохи шестидесятых годов. СПб., 1914.

Уваров писал: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности". (При этом Министерство образования не препятствовало отправке отдельных молодых ученых для продолжения образования за границей.)

С 1849 г.административный контроль над университетами усилился: ректор назначался правительством и ему вменялось в обязанность наблюдать за ходом лекций и иметь попечение о внушении слушателям принципов православия. Приём студентов был ограничен и повышена плата за слушание лекций. В результате количество студентов сократилось: в Московском университете с 1168 до 821, в Петербургском - с 731 до 387 человек.

В Общем Уставе Императорских Российских университетов от 18 июня 1863 г. закреплялось положение о четырех факультетах: историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском. Проблемы политики могли рассматриваться только на юридическом факультете, да и то косвенно, в предписанной свыше

парадигме, в курсах: энциклопедия юридических и политических наук,

21

политическая экономия и статистика, международное право21.

В период существования СССР политическая наука, как известно, развивалась в советской партийно-государственной обществоведческой парадигме. Термин «политические науки» не использовался.

Политическая наука в современной форме в Московском университете была институализирована в сформированном в 1989 г. отделении политологии философского факультета МГУ. Благодаря накопленному опыту на этой базе отделения в 2008 г. в МГУ был

См.: Об изменении Устава и штатов ИМПЕРАТОРСКИХ Университетов. Указ Правительствующему Сенату. 18 июня 1863г. // Полн. собр. законов Российской Империи. Собр. (1825-1881), т. XXXVIII.

создан самостоятельный, специализированный, академический, самый большой и известный в России факультет политологии.

Ныне в его составе - 6 специализированных кафедр (теории истории политики, истории социально-политических учений, российской политики, социологии и психологии политики, сравнительной политологии, государственной политики) и 4 лаборатории (по математическим методам политического анализа и прогнозирования, коммуникационным системам и информационным технологиям и др.).

Из истории Санкт-Петербургского университета

Санкт-Петербургский университет был учреждён одновременно с Академией наук указом Петра I от 28 января 1724 г. Вначале Университет был при Академии. В 1758-1765 гг. ректором Академического университета являлся М.В. Ломоносов. В настоящее время именно эта трактовка официально принята руководством Санкт-Петербургского университета и государства22.

В 1838 г. к юбилею Санкт-Петербургского университета была выпущена медаль. На одной стороне медали располагался профиль Петра I, а на другой - аллегорическое изображение России в образе женщины, держащей в руках щит, и надпись по кругу "Единым вдохновением". На щите были выбиты две даты - 1724 как год начала университетского образования в Санкт-Петербурге и 1835 год -принятие нового устава университета в царствование Николая I. Как сама эта медаль, так и многое другое на торжественном акте подчеркивали мысль о непрерывности и преемственности

22 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 г. № 1379 "О Санкт-Петербургском государственном университете" ("О праздновании 275-летия университета в 1999 г".). В 1819 г. Санкт-Петербургский университет был воссоздан на базе Главного педагогического института.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университетского образования в Санкт-Петербурге с петровских времен.

8 мая 1819 г. Санкт-Петербургский университет был воссоздан на базе Главного педагогического института, являвшегося преемником Педагогического института и Учительской семинарии. В указе от 16 апреля 1804 г. об открытии Педагогического института говорилось, что "он составляет отделение имеющего учредиться в Санкт-Петербурге университета". В 1819 г. Главный педагогический институт был реорганизован в Санкт-Петербургский университет. Однако в1828 г. Главный пединститут был восстановлен как самостоятельное учебное заведение. С 1837 г. он размещался в здании Двенадцати коллегий вместе с Петербургским университетом. В нем обучалось около 100 студентов. Продолжительность обучения составляла от 5 до 6 лет. При Главном педагогическом институте был Благородный пансион, при котором существовали курсы повышения квалификации чиновников гражданских ведомств различных рангов. Имелись юридическое, историко-филологическое и математическое отделения. Институт готовил преподавателей для гимназий, высших учебных заведений страны, частных учебных заведений. Среди его выпускников: Д.И. Менделеев, Н.А. Добролюбов, Н.Н. Страхов и др. В 1859 г. Главный пединститут был закрыт, а его студенты для

по

окончания курсов переведены в Университет23.

Можно назвать имена тех деятелей, которые были непосредственно связаны с политическими науками в Главном педагогическом институте и Санкт-Петербургском университете - М.А. Балугьянский, А.П. Куницын, М.Г. Плисов, К.И. Арсеньев.

Важно заметить, что цикл нравственных и политических наук ещё до создания Петербургского университета преподавался ряд лет в

23

См.: Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Единым вдохновением. Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII - первой половине XIX в. СПб., 2000.

Царскосельском лицее А.П. Куницыным. Накопленный опыт был использован им после его увольнения из Лицея и перехода в Главный педагогический институт, а также преподавания на Курсах политических наук в 1816 г. в Санкт-Петербурге24.

Вначале за основу развития Петербургского университета был взят устав Главного педагогического института, где политические науки предписывалось читать на факультете философских и юридических наук. Изучались практическая философия, энциклопедия политических наук, политическая экономия, статистика и другие науки. В январе 1824 г. в нем был введён в действие с некоторыми изменениями Устав Московского университета.

Первым ректором воссозданного Санкт-Петербургского университета в период 1819-1821 гг. стал доктор права и специалист в области политической экономии М.А. Балугьянский. До приглашения в Россию он возглавлял кафедру политических наук Пештского университета, затем был деканом философско-юридического факультета и профессором политической экономии Главного педагогического института. Став ректором Санкт-Петербургского университета, Балугьянский одновременно возглавил в нем кафедру "энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии". Ему принадлежит ряд работ в области политической экономии, в том числе четырехтомная записка об освобождении крестьян от крепостной зависимости. С 1813 по 1817 гг. Балугьянский преподавал политические науки великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. М.А. Балугьянский был сторонником утверждения политических (государственных) наук в университетском образовании России. Он полагал, что "они не относятся ни к философии, ни к праву" и имеют свой предмет исследования".

24 См.: Куницын А.П. Изображение взаимной связи государственных сведений. СПб., 1817; он же. Энциклопедия прав. Изображение системы политических наук. М., 2010; и др.

В 1935 г. отделения нравственных и политических наук в России были закрыты и политико-административные аспекты управления стали рассматриваться на юридических факультетах. В 1843 г. в университетах России создается разряд "камеральных наук", которые существовали до 1860 г. в составе именно юридических факультетов. Изучались государственное право европейских держав, государственные учреждения Российской империи, законы о финансах и государственных повинностях, законы о благоустройстве и благочинии, политическая экономия, статистика25.

В 1860 г. разряд "камеральных наук" был переименован в "административное отделение" юридических факультетов. Изучались политическая экономия, законы благоустройства и благочиния, государственное право России, государственное право европейских держав. Статистика, финансовое право, международное право.

По Общему уставу Императорских университетов 23 августа 1884 г. административные отделения (или разряды государственных наук) уже не выделялись. На юридическом факультете Петербургского университета преподавались: государственное право, международное право, полицейское право, финансовое право, политическая экономия и статистика, энциклопедия права. К концу XIX в. относится открытие в Петербургской Императорской Академии направления "истории и политических наук", где координировались исследования в русле "самодержавие - православие - народность".

После Октябрьской революции 1917 г. проблемы политики в Петроградском-Ленинградском университете и других вузах России и СССР изучались в курсах общественных наук преимущественно в советской парадигме. Понятие "политология" до 1988-1989 гг. официально не использовалось. Преподавание политических наук в

25 См.: Сморгунов Л.В. Положение политических наук в Санкт-Петербургском университете в XIX в. // Политическая экспертиза (Политэкс). СПб., 2009, №4, с . 4-19.

современной парадигме в Санкт-Петербургском университете, как и во многих других вузах СССР, было начато в 1989 г.

В Санкт-Петербургском университете изучение политических наук было организовано на специализированном отделении политологии философского факультета в 1989 г. (как и в МГУ). Со временем на базе этого отделения в 2008 г. был сформирован самостоятельный факультет политологии - один их 24 базовых факультетов Санкт-Петербургского университета.

Итак, факультеты нравственных и политических наук в университетах России сыграли свою роль в совершенствовании преподавания общественных дисциплин. Изучение начал институциализации политической науки в России помогает лучше понять проблемы истории, теории и организации современной политологии.

Ирхин Ю.В. Роль факультетов политических наук в модернизации российского образования. В статье анализируется первый опыт создания и функционирования факультетов нравственных и политических наук в России начала XIX в., показаны особенности деятельности факультетов и преподавания нравственных и политических наук в Московском университете, Царскосельском Лицее и Санкт-Петербургском университете. Рассмотрена первая попытка официального признания и изучения политической науки в России и ее значения для модернизации образования.

Ключевые слова: факультеты (отделения) нравственных и политических наук, политическая модернизация России, Московский университет, Царскосельский Лицей и Санкт-Петербургский университет.

Irhin Y.V. The role of the moral and political sciences departments in the modernization of Russia education. The article analyses the first experience creation of the departments of the moral and political sciences in Russia at the beginning of XIX century, the author shows specific features creation of the departments of the moral and political sciences at Moscow University, Carskoselskiy Licey and Saint-Petersburg University. Discussed the first steps in the way of official recognition and teaching of the political sciences in the universities of Russia.

Key words: departments of the moral and political sciences, Russian political modernization, Moscow University, Carskoselsky Licey and Saint-Petersburg University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.