УДК 32
ИРХИН Ю.В. Российская политология: этапы
генезиса и особенности институализации1
В статье проанализированы основные этапы развития российской политической науки: их содержание, сущность, основные черты, особенности, достижения, ограничения и историческое значение. Исследованы формы ее организации, институализации и структуры, роль Российской ассоциации политической науки.
Ключевые слова: российская политическая наука, этапы развития и институализации российской политической науки, политологические кафедры, отделения, факультеты и организации в России с 1755 г до современности, Российская ассоциация политической науки.
Политология в России прошла сложный и длительный путь становления. Если в Западной Европе, США и Канаде политическая наука конституировалась в качестве самостоятельной университетской, академической и признанной дисциплины к началу XX в., то в России процесс ее институализа-ции занял несколько различных и весьма продолжительных по времени этапов. Политическая наука в России, как признанная государством вузовская и академическая дисциплина, окончательно конституировалась в конце 80-начале 90-х годов XX века.
При анализе генезиса российской политической науки целесообразно использовать сравнительно-исторический, ценностный и структурно-функциональный подходы; делать акцент на ее националь-но-цивилизационных достижениях, основах и этапах развития; объективно рассматривать российские политологические проблемы и достижения в связи с мировым опытом. Такая методология позволяет успешно противостоять крайностям в оценках развития российской политологии, заключающихся либо в переоценке западной политологической традиции и ее некритическом восприятии, либо в игнорировании международного политологического опыта, либо в недооценке отечественных истоков, ценностей и традиций политической науки в России.
Сравнительно-исторический и ценностный подходы помогают избавиться и от весьма расхожего штампа о том, что российской политологии менее четверти века. И здесь дело не только в том, что мы игнорируем тысячелетнюю политико-философскую и управленческую традицию в России. Речь идет о том, что раз наука "молодая", то пусть и развивается в качестве экспериментальной в узком круге специалистов. Первый Президент Российской ассоциации политической науки Г.Х. Шахназаров, выступая на Втором Всероссийском конгрессе политологов, отмечал, что попытки "свести" российскую политологию к современному, постсоветскому этапу ее развития "по существу вычеркивают, предают забвению творческую работу нескольких поколений наших ученых, писавших вполне добротные политологические труды, даже если они при этом имели дипломы историков и экономистов, философов и юристов... Если политической науке Российской Федерации мало лет, значит, следует исключить из числа ее создателей блистательный ряд политических мыслителей, которыми она вправе гордиться. Короче, наша наука обречена оставаться безликой, вторичной, подражательной и питаться теоретическими объедками с американского пиршественного стола, если не вспомнит о своей славной предыстории. Мы
можем внести свой достойный вклад в глобальный политологический поиск"2.
Политология в России имеет длительную, многофазовую историю становления и развития. Можно выделить следующие этапы ее генезиса.
Таблица 1
Стадии генезиса политической науки в России
Период Название Содержание
1Х-сер. XVIII в. Истоки и начала становление и развитие древнерусской, затем российской политической философии, политико-правовой, управленческой мысли
1755 г -30-е гг XIX в. Нравственно-политический создание в России кафедры политики в МГУ и факультетов нравственно-политических наук в четырех российских университетах
30-е гг XIX в. -нач. XX в. Социально-партийный и управ-ленческо-бюро-кратический "выведение" политической науки из университетов; ее развитие в рамках права и социологии; активизация обсуждения политических проблем в гражданских структурах; изучение политико-административных реформ
20-е-80-е гг XX в. Советский преподавание и изучение политологической проблематики преимущественно в русле официальной ("марксистксо-ленинской парадигмы")
с 4 ноября 1988 г Современный конституирование и развитие политической науки как академической и общественной дисциплины; подэтап - создание с 2009 г факультетов политологии в ведущих университетах
Становление политической науки в России представляет собой длительный и сложный процесс, уходящий своими корнями в Х—ХУН вв., когда в Древней Руси, Московском государстве, Российской империи возникают и развиваются российская политическая философия, правовой анализ политики, искусство и наука государственного управления. Именно тогда и были сформированы начальные подходы и толкования политики на основе российских цивилизационных ценностей.
Образование древнерусской государственности и принятие христианства на Руси имело принципиальное значение для развития отечественной философии политики и права. В этой связи необходимо выделить следующие выдающиеся произведения политической мысли: "Слово о законе и благодати" Киевского митрополита Иллариона (1049 г.), "Поучение Владимира Мономаха" (1125 г.), концепцию "Москва - третий Рим", "Грамоты" А. Курбского и "Послания" И. Грозного, фундаментальный труд Ю. Крижанича "Политика", политико-управленческие идеи просветителей периода Петра I. и др.
Среди политико-правовых документов выделяются: "Русская Правда", "Домострой", "Судебники", "Стоглав", "Соборное уложение 1649 г." (считается первой конституцией России), "Указ об учреждении губерний и приписании к ним городов"
(1708 г.), "Генеральный регламент" (1718 г.
- о создании Сената, Синода и коллегий), "Табель о рангах" (1722 г.) и др.
В указанных выше и иных произведениях отразился как опыт развития древнерусских княжеств, вечевых республик, так и создания централизованного государства (позже
- империи); определились ценности и традиции российской политической мысли.
Заведующий кафедрой политического управления факультета политологии СПбГУ профессор Л.В. Сморгунов справедливо обращал внимание на то, что, рассматривая историю политической науки и политической философии в России, надо учитывать, что это не только 90-е годы их инсти-туализации в XX в., а по меньшей мере надо начинать с XVII века, если не раньше3.
Петровские реформы, развитие отношений с Западом (через "окно в Европу") и последующее развитие России создали определенные предпосылки для развития университетского образования, а также первой попытки формализации политической науки как академической дисциплины.
Важным событием явилось создание в 1775 г. МГУ. В проекте организации университета, который был передан И.И. Шувалову для утверждения императрицей Елизаветой Петровной, среди первых его десяти кафедр значилась и кафедра политики как одна из кафедр юридического факультета (наряду с всеобщей, а также российской
юриспруденцией)4. В этом смысле можно сказать, что первую политологическую кафедру в Московском университете инсти-туализировала дочь Петра Великого - Елизавета. М.В. Ломоносов, в частности, писал, что для полноценной работы юридического факультета необходим "профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошлые века и как состоят в нынешнее время"5. По своему содержанию кафедра политики Московского университета являлась, как и было принято в западноевропейских университетах того времени, кафедрой государственно-правовых наук, "внешних дел и дипломатики".
В России в начале XIX в. функционировало шесть университетов: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. В Московском (в 1804 г.), Казанском и Харьковском университетах (в 1805 г.) и в Царскосельском лицее (в 1811 г.) были созданы отделения нравственных и политических наук. В Московском университете, например, на нравственно-политическом отделении существовали специализации: философские науки, юридико-политические и политико-юридические. По сути это были факультеты юриспруденции. Однако на них кроме правовых дисциплин изучались политика, история политических и правовых учений, политическое право, философия права, политическая экономия и "дипломатика". (М.Ю. Лермонтов обучался около двух лет (1830-1832 гг.) именно на отделении нравственно-политических наук Московского университета, но не окончил его. Преподаватели, помня его дерзкие высказывания и недисциплинированность, поставили низкие оценки юному поэту-студенту на публичных экзаменах.)
Первые российские профессора С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков (получили образование в Шотландии) уделяли должное внимание теории разделения властей, проблемам гражданских прав, публичной политике. Положительным было приглашение немецких профессоров для преподавания политики и права (Ф.А. Дильтей, К.Г. Лангер и др.). Политика понималась ими как воплощение всех предметов государственных наук; рассмотрение внешних дел и дипло-
матики; учение о формах господства, конституции, управления и нравственности (религии); забота о благосостоянии народа.
На Западе в этот период были широко распространены представления об "идеальном государе" как "философе и законодателе на троне". К.Г Лангер полагал, что политика - это "искусство управления, состоящее в счастливом выборе орудий управления по части судебной, учебной, административной"6. Зарубежные профессора не имели права читать лекции без их заверения специальным собранием университетского руководства.
С 1790 по 1830 г. в университете выходил "Политический журнал с показанием ученых и других вещей, издаваемый в Гамбурге обществом ученых мужей", который предлагал переводы из немецких журналов о политике и истории политической мысли. В 1809 г. "по воле высшего начальства" журнал лишился слова "Политический".
В 1810 г. император Александр I утвердил постановление о Царскосельском лицее и его устав. Автор проекта создания Лицея М.М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения.
Открытие Лицея, приравненного к университетам (обучение 6 лет), состоялось 19 октября 1811 г. В первой статье устава отмечалось, что "учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной". В изданных для Царскосельского лицея "Правилах особенных в курсе окончательном" говорилось, что "под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих". Лицеисты изучали энциклопедию права, историю русского права, основы церковного, государственного, гражданского, уголовного, полицейского, финансового и
международного права, дипломатию, политическую экономию, историю России. Студенты, в частности, сдавали экзамен по курсу "Начала Политических наук".
Звание профессора "нравственных и политических наук" существовало в России в первой трети XIX в. - его имел, в частности, один из лучших преподавателей того времени профессор Александр Петрович Куницын (1783-1840), который при открытии лицея 19 октября 1811 г. заявил будущим воспитанникам: "Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!" В царской России это звание подразумевало обучение и воспитание студентов в русле официальных требований, и здесь многое зависело от личных качеств и убеждений каждого профессора 7. Одна из работ Куницына была озаглавлена "Изображения политических наук. Лекции для студентов Лицея".
Куницын являлся одним из любимых преподавателей А.С. Пушкина. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизгладимый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: "Никто не может приобрести права собственности на другого человека". Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.
Интересно, что один из профессоров Лицея, обучавших А.С. Пушкина французской словесности, был родной брат великого французского революционера Ж.-П. Марата - Давид Иванович де Будри (настоящие фамилия и отчество французского профессора были официально изменены по его просьбе). Пушкин об этом знал и упоминал в своих лицейских записках, что "де Будри был родной брат Марату".
В 1816 г. доктор права, профессор Казанского императорского университета Г.И. Солнцев впервые в Российской империи разработал и предложил научно обоснованную концепцию "Правил об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических и привилегиях, означенные степени по надлежащем испытанию по-
лучивших". Речь шла о необходимости четкого подразделения трех университетских степеней по нравственно-политическим наукам (кандидат, магистр, доктор - им предшествовал обязательный базовый трехгодичный курс обучения в университете), уточнения требований к каждой из них: система экзаменов, лекций, текстов диссертаций на латинском языке и др.8.
8 мая 1819 г. Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге был преобразован в Санкт-Петербургский университет. Первым ректором этого университета (1819-1821 гг.) стал известный доктор права и специалист в области политической экономии М.А. Балугьянский. Он же возглавил кафедру "энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии" этого университета. С именем Балугьянского справедливо связывают установление основ преподавания политических наук в Санкт-Петербургском университете и подготовку его устава.
Справка: Балугьянский М. А.(уроженец Венгрии, карпаторос, 26.09.1769 - 3.04.1847). До приглашения в Россию (1803 г.) возглавлял кафедру политических наук Пештского ун-та, был деканом философско-юридического факультета и профессором политической экономии Петербургского педагогического ин-та, затем ректором Санкт-Петербургского ун-та. С 1813 по 1817 г. Балугьянский преподавал политические науки великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. Император Николай I, вверив создание Свода Законов Сперанскому, непосредственным исполнителем этой трудной задачи сделал Балугьянского, который был членом комиссии по составлению законов и начальником II отделения. В гербе М.А. Балугь-янского государь повелел изобразить цифру XV, как память о его труде по составлению XV томов Свода Законов. Балугьянский известен и как автор работ в области политической экономии и четырехтомной записки об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
Попытки обращения к собственно политологической проблематике были в Харьковском университете. В 1833 г. была опубликована "Речь о сущности, важности и назначении политических наук, произнесенная на торжественном собрании Харьковского университета" Г.Ф. Степановым. В 1837 г. в Харькове вышла работа "Опыт о
сущности и содержании теории в науках политических". Рассуждение, писанное на получение степени магистра политики, истории и статистики И.И. Средновского.
В середине 30-х гг. XIX в. факультеты нравственных и политических наук российских университетов были закрыты. Теоретические аспекты политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах: история политических и правовых учений, общая теория и философия права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего "приложения" к праву и обычно с официальной точки зрения.
Следующим этапом в развитии российской политологии можно считать период после отмены крепостного права до революции 1905 г. В этот период в России возникла блестящая плеяда теоретиков государства, права и политики. Среди них можно назвать юристов: Б.Н. Чичерин "Курс государственной науки" в 3 т., 1894-98 гг.; "История политических и правовых учений" в 5 т., 18861902 гг., П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов и др.; революционных деятелей: М.А. Бакунин, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Кропоткин и др.; социологов политики: А.И. Стронин "Политика как наука", 1872 г., М.М. Ковалевский "Происхождение современной демократии" в 4 т., 1895-1897 гг, "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму в 3 т., 1906 г., М.Я. Острогорский "Демократия и организация политических партий", 1903 г. и др. К концу XIX в. относится открытие в Санкт-Петербургской Императорской Академии направления "истории и политических наук", где координировались исследования в русле "самодержавие - православие - народность".
Существенное значение для дальнейшего развития политической мысли в России имели период после 1905 г., связанный с формированием многопартийности и выборами в Государственную Думу; Февральская и Октябрьская революции.
Плодотворен период общественных и партийных дискуссий о политических проектах развития России применительно к началу 20-х годов и периоду нэпа, вклад в политическую мысль Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, "евразийцев" и др.
В Советской России и в СССР с середины 20-х до конца 80-х гг. ХХ в. изучение политики происходило преимущественно в русле официальной идеологической парадигмы -"марксистско-ленинского учения". Начиная с 60-х гг. XX в. в ведущих гуманитарных институтах Академии наук СССР (Институт философии, Институт государства и права, ИНИ-ОН, ИМЭМО и др.) стал разрабатываться ряд новых направлений в области теории политики, в том числе с использованием зарубежного политологического опыта. Вошли в научный оборот такие понятия, как "политическая система общества", "политический процесс и режим", "политическое лидерство и элита", "мирное сосуществование" и др. В середине 50-х г. возникла Советская ассоциация политической науки, представители которой развивали научные связи с зарубежными политологами, переводили на русский язык классические и современные зарубежные политологические труды, участвовали в дискуссиях с ними. В 1979 г в Москве состоялся XII Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки, в котором приняли участие около пятисот зарубежных и российских политологов. Конгресс оказал положительное воздействие на дальнейшее развитие политических дисциплин9.
В конце 80-х гг. XX в. в результате развития перестроечных процессов в России были созданы необходимые предпосылки для легализации и институализации политической науки на основе стандартов ЮНЕСКО. 4 ноября 1988 г. вышло в свет Постановление Государственного комитета по науке и технике за № 386 "О номенклатуре специальностей научных работников", в котором официально утверждалась номенклатура специальностей научных работников по политологии. Его можно считать официальным днем рождения современной российской политической науки.
Символично, что спустя пятнадцать лет эта дата как бы "совпала" с праздником Дня народного единства, истоки которого лежат в событиях 1612 г., когда гражданское общество эффективно взаимодействовало с государством в решении национально-патриотических задач. Получается, что для российских политологов 4 ноября - это событие в двух измерениях.
В начале 90-х гг. в большинстве ведущих университетов и вузов России были
созданы политологические кафедры, отделения, факультеты. Важным этапом явилось формирование (на базе отделений) специализированных (многокафедральных) политологических факультетов в ведущих университетах - МГУ, СПбГУ и др. С 1990 г. по настоящее время защищено уже около трех тысяч кандидатских и более 500 докторских диссертаций по политическим наукам, что привело к формированию солидного профессионального контингента российских политологов.
Ученые степени кандидата и доктора политических наук можно получить по следующим специальностям.
Таблица 2
Реестр специальностей ВАКа по политическим наукам 10
Индекс Специальность: политические науки
23.00.01. Теория и философия политики, история и методология политической науки
23.00.02. Политические институты, процессы и технологии
23.00.03. Политическая культура и идеологии
23.00.04. Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития
Специальность: социологические науки
22.00.05. Политическая социология
Специальность: психологические науки
19.00.12. Политическая психология
Положительным аспектом нового реестра является восстановление специально-
Политологические
сти 23.00.03 (политическая культура и идеология), которая существовала до 2000 г. Пока не институализирована специальность "политическая экономия", которая существует в зарубежных классификациях и была в российской истории политических дисциплин.
Быстрое развитие современной российской политологии объясняется рядом факторов. Прежде всего, это существование необходимых формально-юридических и организационно-научных предпосылок для ее развития. Далее следует отметить традиционное существование в России достаточно продвинутых, таких важных политологических научных направлений как история политических и правовых учений, политическая философия, теория государства и права и др. Они составляют теоретико-методологическую основу российской политической науки. Наконец, большое значение для ее развития имеют постоянные "запросы" государства, гражданского общества и бизнеса на политологический анализ сложных политических процессов в России и в мире.
Важную роль в развитии российской политической науки и практики играют научно-исследовательские институты Российской академии наук, а также различные фонды11. В России в последние годы намечается все большее сотрудничество между представителями всех этих указанных направлений и структур, чему способствуют совместные научные проекты, конференции и конгрессы российских политологов, а также создание исследовательских центров при политологических факультетах университетов и академий.
Таблица 3
НИИ, фонды, центры
Политологические НИИ, фонды, центры Wfeb- адрес
Институт общественного проектирования; журнал "Эксперт" http: //www. inop.ru/
Институт современного развития http: //www. riocenter ru/ru
Институт развития гражданского общества и местного самоуправления (библиотека) http://www.c-society.ru
Институт социологии РАН http: //www. isras. ru
Институт экономики РАН http://www.inecon.ru
Институт государства и права РАН http://www.igpran.ru
Институт Европы РАН http: //www.ieras. ru
Институт США и Канады РАН http: //www. iskran.ru
ИНИОН РАН http://www.inion.ru
Институт мировой экономики и международных отношений http://www.imemo.ru
Фонд стратегических разработок http://www.csr.ru
Фонд эффективной политики http://Www.fep.ru
Фонд "Политика" http://Www. polity. ru
Фонд Информация для демократии (Индем) http: //www. indem. ru
Фонд Либерализма http:// www.liberal.ru
Московский научный общественный фонд http:// www.mpsf.org
Фонд финансового консультирования "Никколо М" nikkolom.ru/nik_fin.htm
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования; журналы: "Научный эксперт", "Российские политические практики" и др. http:// www.rusrand.ru
Центр политических исследований http://www.pircenterorg/russian
Центр изучения истории глобализации http://www.gcs.ru
Центр "Стратегия" http: //www.strategy-spb. ru
Российская политология "опирается" на разветвленную сеть специализированных научных журналов. Наиболее известные из них - "Полис", "Политэкс" и др. Все ведущие университеты и академии имеют Вестники, серии "Политическая наука". Список политологических журналов отражен в таблице.
Таблица 4
Политологические журналы
Название Wfeb- адрес
"Полис" ("Политические исследования") http://www.politmag.ru.
"Политическая экспертиза" ("Политэкс") http: //www. politex. info
"Полития" http: //www. politeia. ru
"Политический журнал" http://www.politjournal.ru
"Россия в глобальной политике" http://www.globalaffairs.com
"Государственная служба" http://www.rags.ru
Viperson (Very Important Person ) Интеллектуальная элита России - статьи ведущих политиков и политологов http://www.viperson.ru
В Российской Федерации функционируют профессиональные организации политологов. Самой массовой является Российская ассоциация политической науки (РАПН).
Российская ассоциация политической науки возникла в 1991 г., является преемницей Советской ассоциации политических наук. В ее развитии важную роль сыграли известные российские ученые: Ф.М. Бурлацкий, Д.А. Керимов, Ю.А. Красин, В.А. Туманов, Г.Х. Шахназаров, Е.Б. Шестопал. Президентами РАПН являлись член-корр. РАН Г.Х. Шахназаров (1991-1994 гг), член-корр. РАН А.В. Дмитриев (1994-1997 гг.), проф. М.В. Ильин (1997-2001 гг.), академик РАН, директор ИНИОН Ю.С. Пивоваров (2001-2006 гг.), проф. МГИМО А.И. Никитин (2007-2008 гг), проф. ИНИОН РАН О.Ю. Малинова (2008-2010 гг.), проф., зав. кафедрой сравнительной политологии МГИМО О.В. Гаман-Голутвина (с дек. 2010 г.).
РАПН объединяет более 1 тыс. членов, в ее составе 46 региональных отделений. Она размещает в Интернете актуальную информацию, обеспечивает на сайте работу электронной политологической библиотеки и каталога Интернет-ресурсов для политологов, издает материалы конференций, проведенных под ее эгидой, сборники по актуальным проблемам политоло-гии12. РАПН является членом Международной ассоциации политической науки, совместно с ней участвует в подготовке и проведении международных конгрессов и конференций.
В составе РАПН действуют постоянные исследовательские комитеты по ключевым направлениям политологии, объединяющие специализированные группы ученых. Под ее эгидой было организовано и проведено пять всероссийских конгрессов политологов.
Таблица 5
Политологические профессиональные организации
Название ИЬЬ-адрес
Российская ассоциация политической науки (РАПН), информационные ресурсы политолога, специализированная электронная библиотека http://www.rapn.ru
Международная ассоциация политической науки http://www.ipsa.org
Европейский консорциум политических исследований http://www.essex.ac/uk/ecpr
Российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, развивается как одно из направлений мировой политологии, в целом сохраняя национальные особенности и приоритетность изучаемых тем. В то же время, как у любой общественной науки в переходном (транзитологическом) слож-носоставном социуме, у политологии существует ряд проблем "роста", вызванных объективными и субъективными условиями ее становления. Среди них: определенный недостаток научных и преподавательских кадров с базовым политологическим образованием, владеющих современными методиками исследования, информационными технологиями и знанием иностранных языков; слабая компьютерная база ряда политологических отделений; недостаточная координация научных исследований по политологии в системе РАН и университетских центрах; отсутствие специализированного отделения политологии в РАН (в отличие от Санкт-Петербургской Императорской Академии, где все-таки было направление "истории и политических наук"); невысокая конкурентноспособность отечественной политологии по отношению к ведущим западным центрам политической науки, определенная разобщенность политологов по идейно-политическим и профессиональным интересам: политическая наука "университетская", "академическая", различно ориентированных "фондов", организаций гражданского общества, зарубежных представительств и др.
Пока не сложилась практика постоянной востребованности результатов исследований политологов органами власти, организациями бизнеса и гражданского общества. В последние годы политологи пытаются активизировать своё участие в
разработке насущных национальных (региональных) проектов по заказу или предложениям государственных органов, бизнеса, общественных организаций. Политологи стали эффективнее сотрудничать с экономистами по вопросам разработки государственной политики13.
Ярким примером совместных действий политиков и политологов является успешное проведение в г. Ярославле в 2009 и 2010 гг. Всемирного политического форума по теме "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности" под эгидой Президента России Д.А. Медведева.
Ученый секретарь экспертного совета ВАК Минобразования Российской Федерации по праву и политологии (секция политологии), доктор исторических и политических наук, профессор Я.А. Пляйс полагает, что среди наиболее актуальных проблем, которые стоят перед российской политической наукой, можно выделить следующие направления: подготовка кадров профессиональных политологов, особенно молодых исследователей и среди них - женщин; формирование научных политологических школ, центров и основных направлений их развития; поиск и формирование собственной национальной основы политической науки и политологии как учебного предмета; развитие теории общей политологии и конкретных направлений прикладной политологии; написание учебников и учебных пособий нового поколения; развитие научных и учебных контактов с зарубежными школами и центрами политической науки, обращая особое внимание на СНГ; укрепление связей политической науки и политической практики14.
На нынешнем этапе развития перед российской политологией стоит как основной вопрос проблема ее качества, со-
ответствия научного и педагогического потенциала вызовам и потребностям общества, уровню мировых исследований, обеспечения конкурентноспособных исследований и проектов, разработки инновационных моделей политического управления обществом, соответствующего обеспечения проектов и практик модер-низационного развития Российской Федерации. В современных условиях возрастает и консультационно-экспертная роль политологов.
1 Статья подготовлена в рамках образовательного проекта Минобрнауки РФ и Национального фонда подготовки кадров "Аристотель. Политологическое образование в XXI веке".
2 См.: Шахназаров Г.Х. Пленарный доклад // Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов. 2123 апр. 2000 г / Ред. М.В. Ильин, С.В. Рогачев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 13-14.
3 Сморгунов Л.В. Нужна ли современной России система политологического образования // Политэкс. 2007. № 1. С. 23.
4 Очерки истории политической науки в Московском университете (1755-1835) /Под ред. А.Ю. Шутова. М., 2009. С. 15.
5 Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1957. Т. 10. С. 509.
6 См.: Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. М., 1855, переиздание 1998. С. 187.
7 К нравственным наукам в России в начале XIX века относились: Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия.
8 См.: Истоки создания первого Положения о производстве в ученые степени в России: концепция Г.И. Солнцева (1816 г.) //Государственная служба. 2007. № 4. С. 210.
9 См.: Ирхин Ю.В. Политология. М., 2007. С. 681-682.
10 Утвержден приказом Минобразования и науки от 25 февр. 2009 г. № 59.
11 См.: Демидов В.В. Отечественное экспертное сообщество: состояние и перспективы развития //Среднерусский вестник общественных наук. Орел: Издательство ОРАГС, 2010. № 2. С. 103-109.
12 См.: Публичное пространство, гражданское общество и власть / Ред. А.Ю. Сунгуров. М.: РАПН, 2007; Политическая наука в России: проблемы, направления, школы (1990-2007) / Ред. О.Ю. Малинова и др. М.: РОССПЭН, 2008; Политическая теория, язык и идеология / Ред. Н.А. Романович. М.: РОССПЭН, 2008; Новые направления политической науки / Ред. С.Г. Айвазова М.: РАПН, 2008; Элиты и общество в сравнительном измерении / Ред. О.В. Гаман-Голутвина. М.: РОССПЭН, 2011.
13 Можно назвать монографию "Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике". В 5-ти т. / Ред. д-р полит. наук В.И. Якунин, д-р полит. наук С.С. Сулакшин. М.: Научный эксперт, 2008, подготовленную Институтом проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Отделения Общественных наук РАН.
14 См.: Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М., 2010. С. 64-70.