-о£>
<$о-
Валдемар Шмидт
НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ ПАЛЕСТИНЫ
Вопросы о причинах переселения из немецких земель в XIX в. широко освещены в исторической литературе, однако, несмотря на разработанность этой проблемы, имеется ряд моментов, которые требуют дополнительного исследования. В частности, это касается вопроса основания немецких колоний в Палестине и впоследствии - их роли в переселенческом движении в регион Восточной Африки. Этот процесс хронологически длился с 1890-х годов вплоть до 1910 г. Имеется ряд интересных фактов, которые свидетельствуют о том, что переселение в Восточную Африку из палестинских колоний оценивалось по-разному в среде палестинских колонистов.
В Германии в последней четверти XIX в. вновь поднялась волна переселенческих настроений. Кроме традиционных мест переселения важную роль играли новые территории, куда устремлялись немцы. Это были, прежде всего, страны нижнего течения Дуная и Передней Азии. В немецких колониях, возникших в Передней Азии, колонисты оставались гражданами немецких земель, то есть подданными Вюртемберга, Саксонии и Бадена.
Идея о возможности переселения немцев из земель Германии в регион Передней Азии принадлежала прусскому королю Фридриху Вильгельму IV (1795-1856). Став королём в 1840 г., он разработал новый курс во внешней политике Пруссии в связи с изменениями в Восточном вопросе - в этот период Османская империя потеряла своё влияние в Палестине и Сирии. Однако ситуация в самой Палестине была слишком нестабильной для переселения и организации немецких колоний, поскольку большая часть территории этой страны находилась в сложной экономической и политической ситуации.
В своё время также шла борьба за обладание этими землями между египетским
правителем Мухаммедом Али-пашой и турецким султаном, в результате чего в 1830-е годы территория Палестины и Сирии была завоёвана Египтом, что негативно сказалось на развитии политической ситуации в Османской империи. Победа восставшего Египта во главе с Мухаммедом Али и одновременно расширение французского влияния на Востоке (так называемое французско-египетское решение Восточного вопроса) вызвали озабоченность в дипломатических кругах Англии и России, а также в Вене и Берлине. Франция - единственная европейская держава, которая официально признала завоевание Палестины Египтом. Для того чтобы избежать острого конфликта с европейскими державами, Мухаммед Али проводил либеральную политику в отношении немусульманского населения, а также иностранцев, живших в Палестине. Захваченная территория находилась под управлением Египта в течение девяти лет, с 1831 по 1840 г.
Чтобы навести порядок в Палестине, египтяне провели ряд мероприятий по реорганизации управления этой территорией, которые нанесли удар по влиянию местных владетелей и позициям Османской империи. Палестина, попав под управление Египта, оказалась открытой для европейского проникновения. Ситуация в этом регионе не отвечала интересам европейских держав, в частности Пруссии и Англии, которые обращались к египетским властям с требованием прекратить вооружённый конфликт с Турцией. В связи с начавшимся кризисом, вызванным вторжением Египта в Палестину и Сирию, для Пруссии этот вопрос становится более актуальным. Надо отметить, что в период Восточного кризиса в 1830-х - начале 1840-х годов в европейских государствах имелись различные мнения относительно поддержки власти турецкого султана. Кроме
того, существовали различные проекты и требования по поводу контроля над Палестиной.
В связи с этим интересны высказывания графа Хельмута фон Мольтке1, который был военным советником в армии Османской империи. В «Augsburger Allgemeine Zeitung» было опубликовано его высказывание, что «после упадка влияния Турции в Палестине можно будет на её территории создать христианское княжество Палестина»2. Кроме того, Мольтке подчёркивал, что в решении этой проблемы важным является рассмотрение экономических и военно-стратегических аспектов, способствующих в дальнейшем созданию необходимого административного и военного аппарата на территории Палестины3.
Под натиском европейской политики Египет был вынужден покинуть территорию Палестины и Сирии, где была восстановлена власть Турции. В 1839 г. европейские державы пришли к мнению об оказании помощи Османской империи в её борьбе против Египта. Русский император Николай I предложил европейским державам идею о расчленении Османской империи. Это предложение было отвергнуто, хотя это и не означало, что Англия и Австрия не были согласны с мнением русской стороны, их в большей мере пугало возрастающее могущество Российской империи4. Вследствие отказа от предложения русского императора возникли определённые трения между бывшими союзниками. Когда турецкий султан в 18391841 гг. с помощью Англии и Австрии одержал победу над Египтом, европейские государства поставили в качестве цены за оказанную помощь условие, чтобы Турция признала европейские религиозные общины в Палестине и не ограничивала их в правах, а всячески содействовала их развитию. Для укрепления европейского влияния на Османскую империю в Лондоне 15 июля 1840 г. была подписана специальная конвенция представителями Англии, Австрии, Пруссии и России с Турцией, в результате чего Турция получала защиту этих европейских держав против Мухаммеда Али.
Создавшейся ситуацией воспользовался прусский король Фридрих Вильгельм IV, предложивший Англии заключить договор о создании немецко-английской епархии в Иерусалиме, что явилось бы первым шагом для проникновения в Палестину немецких миссионеров, а позже и переселенцев из германских земель.
Первоначально взгляды прусского короля на решение вопроса о Палестине были иными. Он стремился к тому, чтобы отобрать у Турции контроль над Святыми местами и установить совместный протекторат пяти европейских держав над Палестиной5. Это предложение было незамедлительно отклонено европейскими державами, Фридрих Вильгельм IV был вынужден пересмотреть свою позицию в отношении Палестины, но он надеялся осуществить свои планы в рамках прусско-английского договора.
Чтобы реализовать идею об организации совместной епархии с англиканской церковью, королю Пруссии нужно было прежде всего юридическое признание вновь организованных в Палестине протестантских общин со стороны Османской империи как чисто религиозных. Но это признание было возможно лишь в сотрудничестве с Англией, так как влияние Пруссии в этом регионе было ещё ограничено. В связи с этим в газете «Allgemeine Preußische Staats-Zeitung» была помещена статья министра культуры Пруссии Иоханна Альбрехта Фридриха Ай-хорна (1779-1856), в которой он дал разъяснения позиции короля в Восточном вопросе и подтвердил, что королевство Пруссия действительно ведёт переговоры с Лондоном через своего посла Христиана Бунзена (1791-1860)6.
Бунзен имел конкретную дипломатическую цель в Лондоне: обсуждение вопроса о судьбе протестантских общин в Палестине, юридической защите для иностранцев и их собственности, а также юридического признания протестантской церкви7. Кроме того, являясь доверенным лицом прусского короля, Бунзен дипломатическим путём должен был достичь союза с английским правительством и англиканской церковью по вопросу
создания совместной епархии в Иерусалиме. Английское правительство не совсем серьёзно воспринимало идею прусского короля, так как в предложении Пруссии затрагивались только вопросы чисто религиозного характера. Англию больше волновали политические последствия данного предложения. Однако она пошла на обсуждение этого вопроса, так как не хотела в конкурентной борьбе с Россией и Францией в этом регионе иметь ещё одного противника. Для Англии главным был вопрос, кто из европейских держав будет иметь господствующее влияние в Палестине и Сирии8.
Появление немецких колонистов в Палестине было обусловлено тем, что в королевстве Вюртемберг возникло религиозное общество темплеров9. Ситуация в Вюртембер-ге после наполеоновских войн характеризовалась кризисом, охватившим все сферы общественной жизни. В результате создалась благоприятная почва для развития и распространения мистико-религиозных учений, направленных на пересмотр церковных доктрин. В кругах пиетистов (протестантское движение против церковных догм) развились различные направления, что привело к прямому разрыву с Евангелическо-Люте-ранской церковью, образованию сект, развитию сепаратистского движения. Этот конфликт всё более приобретал социально-политическую направленность. Переселение на Восток, в частности в Святую землю, по представлениям пиетистов, последователей учения теолога Й.А. Бенгеля (1687-1752), было единственной возможностью решения острых социально-экономических и политических проблем10.
Религиозное общество темплеров имело своё печатное издание «Die Süddeutsche Warte», основанное в 1845 г. На страницах этого издания целенаправленно проводилась идея о переселении членов общины в Святую землю. Одним из последователей этой идеи был соиздатель этого печатного органа Христоф Хоффманн11 из Леонберга. В 1840-е - 1850-е гг. в Германии наблюдался процесс хозяйственного и экономического упадка, отразившийся в росте социальных противо-
речий. В политическом смысле это означало, что после поражения революции 18481849 гг. в Германии началась реакция. Королевство Вюртемберг было аграрным государством, поэтому неурожаи 1845 и 1847 гг., революционные события 18481849 гг. способствовали развитию экономического кризиса. В период с 1849 по 1855 г. около 70 тыс. человек, то есть около пяти процентов жителей королевства Вюртем-берг, было готово к переселению12.
С 1853 г. в Вюртемберге происходило дальнейшее развитие религиозного движения темплеров и рост в их среде переселенческих настроений в Палестину. В течение трёх лет экономическая ситуация была кризисной, что вело к постоянному удорожанию жизни. Предложения лидера темплеров Хоффманна об улучшении положения через проведение реформ общественного и религиозного порядка нашли отклик не только в кругах последователей этого религиозного движения, но также и в среде большей части населения Вюртемберга. К тому же это был год четырёхсотлетия со времени завоевания Константинополя турками. Поэтому не только в Вюртемберге, но и во многих христианских государствах вновь возник интерес к Иерусалиму как святому месту. Ещё в 1852 г. старший брат Хоффманна, Вильям, был одним из основателей организации в Берлине, получившей название «Иерусалимского союза».
В октябре 1853 г. Турция объявила войну России, а в начале 1854 г. в эту войну вступили Англия и Франция. Многие западные державы были уверены, что в скором времени господство Турции придёт к концу и что в любом случае Палестина будет освобождена от турецкого ига. По поводу этих событий Хоффманн в одной из статей, опубликованных в органе темплеров «Die Süddeutsche Warte», задаёт вопрос, кто будет наследником в Святой земле, и даёт ответ: «Никто, кроме народа Божьего»13.
В это время печатный орган темплеров организует широкую агитацию по переселению в Святую землю, что являлось главной целью в деятельности религиозной об-
щины. Интенсивная агитационная работа темплеров принесла определённые успехи в деле укрепления этого религиозного движения. Отклик на агитацию среди населения Вюртемберга объяснялся прежде всего хозяйственными трудностями, с которыми оно боролось, и обещание новым религиозным обществом более надёжного будущего в Палестине было привлекательным для обывателя.
24 августа 1854 г. в Людвигсбурге состоялось собрание последователей движения темплеров, где и произошло официальное образование «Общества для собирания народа Божьего в Иерусалиме»14. В этот период насчитывалось 8000 - 10 000 человек, желавших переселиться в Палестину15. Печатный орган темплеров писал, что собрание сформулировало конкретные требования к турецкому султану и высказало в своём решении желание организовать поселения в Палестине16. Однако в правящих кругах королевства Вюртемберг мало придавали значения этому решению собрания тем-плеров, так как думали, что речь идёт лишь о небесном Иерусалиме.
Движение темплеров развивалось и ширилось. В 1856 г. вблизи Марбаха на Некаре возникает Киршенхорд-Хоф, первая колония темплеров на территории королевства Вюр-темберг, где последователи этой религиозной общины организуют два воспитательных учреждения. Киршенхорд-Хоф являлся центром общества темплеров до 1873 г. 17
К 1858 г. общество темплеров собрало достаточную сумму, чтобы отправить специальную комиссию из трёх человек для ознакомления с хозяйственной ситуацией в Палестине. Комиссия состояла из Хоффман-на, Хардегга и зажиточного крестьянина Бу-берка. Их сообщение гласило, что переселение будет трудным, однако оно возможно, но при условии планового распределения необходимых средств18.
Проекты колонизации Палестины европейскими державами получили более чёткое оформление в 1860-е годы. Идея колонизации Палестины принадлежала Генри Дю-канту19, который неоднократно высказывал
мысли о возрождении Востока через организацию на его территории европейских поселений как основы для будущей колонизации. Один из проектов Генри Дюканта гласил, что осуществление плана об организации европейских поселений в Палестине возможно под протекторатом Наполеона III. Эти шаги по колонизации Палестины должны были, по мнению Дюканта, иметь международный характер. В этом проекте Дю-кант давал предпочтение при заселении Палестины еврейским переселенцами, причём все расходы должны были нести крупнейшие еврейские магнаты Европы.
Помимо проекта Дюканта существовало также специальное католическое общество по колонизации Палестины, основателем которого являлся известный архитектор и автор работ о Палестине Пиерроти. Создав эту организацию во Франции в 1876 г., он получил одобрение Папы Пия IX, однако деятельность общества не имела большого успеха. Цель общества сводилась прежде всего к созданию католических колоний в Палестине и организации путешествий паломников в Святую землю.
С 1866 г. Палестина вновь становится объектом интересов печатного органа темплеров «Die Süddeutsche Warte». Результаты палестинской комиссии не были ещё забыты, и многие члены общества надеялись вернуться к старой идее о переселении в Святую землю. Однако первоначально реализовать эту идею попытались не немецкие тем-плеры, а американские последователи их организации. 22 сентября 1866 г. они прибыли в Палестину, но в связи с политической нестабильностью в этой стране им не удалось организовать свою колонию.
4 июля 1867 г. американские темплеры написали письмо-обращение, в котором изложили просьбу об оказании им материальной помощи для возвращения обратно в Америку. «Die Süddeutsche Warte» приводила выдержки из этого письма: «Многие болеют и умирают»20. Это обращение, заверенное американским консулом и подписями переселенцев, поколебало уверенность многих членов этого религиозного движения в
возможности их переселения в Палестину. Однако ситуация изменилась после того, как Пруссия получила поддержку Северогерманского союза и заключила договор с Турцией о покупке земли для немецких колонистов в Палестине21.
Рост немецких интересов в Османской империи и в Передней Азии повлёк за собой изменения во внешней политике Германии. Постоянное увеличение численности населения, изменения, произошедшие в общественной структуре Германии в результате процесса индустриализации, а также необходимость сырьевых источников за границей и рынков сбыта - все эти факторы во многом определяли международную и экономическую политику Германии и были очень тесно связаны между собой. Именно в эпоху Бисмарка Германия расширяет свои колониальные притязания, которые поддерживают темплеры.
Ещё в 1870-е гг. печатный орган темпле-ров «Die Warte» публикует ряд статей, в которых обосновывается идея, что именно колонизацией Палестины можно решить проблему роста населения в Германии. Несмотря на то, что к 1880-м гг. в Палестине уже было создано четыре немецких колонии, это не вызвало интереса во внешнеполитическом ведомстве Германии. Созданный к этому времени «Колониальный союз» тоже не проявил должного интереса к переселенческому движению и организации колоний в Палестине. После создания этого органа темплеры искали с ним контакт, требуя от него финансовой помощи для укрепления и дальнейшего создания немецких колоний в Палестине. На генеральном заседании «Колониального союза» в 1884 г. его председатель Хоенлоэ-Лангенбург в своей речи подчеркнул, что Германия имеет некоторые колонии, в которых жители являются подданными Германии, и прежде всего это колония темплеров в Яффе, которая нуждается в поддержке немецкого государства. Однако надежды на помощь «Колониального союза» у переселенцев вскоре исчезли. Германия приобрела колониальные владения в Африке, поэтому все усилия этого органа
были направлены прежде всего на выделение материальных средств для развития этих территорий, что резко изменило отношение к немецким колониям в Палестине.
Несмотря на это, представители переселенческих колоний в Палестине старались убедить правящие круги Германии, что выгоднее было бы вкладывать материальные средства в уже созданные колонии в Палестине, чем инвестировать в развитие колоний в Африке, будущее которых неясно. Развитие немецких колоний в Палестине в 1880-е гг. характеризовалось определёнными успехами, которые были очевидны. Особенно это ярко проявилось в развитии экономического и хозяйственного уровня колонии темплеров Шароны. В развитии колоний в Палестине имелись также и трудности, заключавшиеся в постоянном приросте населения. Из-за невозможности иметь свои земельные наделы и самостоятельный доход многие переселенцы уже в конце 1880-х гг. требовали от руководства «Общества темплеров» расширения колонизации Палестины за счёт покупки новых земельных участков.
В этот период среди темплеров начинает возникать мысль о переселении из Палестины в немецкие колонии в Восточной Африке. В создавшейся ситуации руководство «Общества темплеров» пыталось организовать в 1887 г. новую колонию в районе Сердшераха. Но основать эту колонию не удалась из-за препятствий со стороны турецкой администрации. Позже этот участок земли темплеры продали еврейским переселенцам.
Ситуация с расширением земельных угодий для переселенцев в Палестине всё время ухудшалась, поэтому некоторая часть колонистов решила переехать в немецкую Восточную Африку, где в то время существовали более выгодные условия для организации переселенческих хозяйств, чем в Палестине. Руководство общества пыталось объяснить нецелесообразность идеи переселения в колонии в Восточной Африке, но убедило не всех. Особенно возросли переселенческие настроения среди
немецких колонистов в Палестине в результате возникших среди них разногласий. Многие колонисты, особенно из Яффы и Шароны, действительно стали готовиться к переселению в немецкие колонии в Восточной Африке. Эти переселенческие настроения достигли своего апогея в 1896 г., когда колонисты начали вести переговоры с вице-консулом в Яффе об условиях и возможностях переселения в африканские колонии Германии. В результате этого в вос-точноафриканские колонии была направлена делегация, которая имела своей целью на месте рассмотреть особенности и возможности переселения22.
В среде темплеров не было единого мнения по этому вопросу. В нарастающей дискуссии, которая нашла отражение на страницах «Die Warte», проявились основные взгляды на процесс переселения в немецкие колонии в Восточной Африке. Первую точку зрения выражал сын Хоффманна, Иона-тан. В ряде статей он резко отрицательно высказывался против переселения из Палестины в Восточную Африку23. Свои доводы он обосновывал тем, что условия переселенцев в Палестине намного лучше, чем в Африке, и что переселение из Святой земли есть прямое предательство целей общества -подъёма культурного и экономического уровня Палестины.
Другая точка зрения на этот вопрос принадлежала религиозному деятелю Райнхар-ду, который также посвятил ряд статей Палестине и Восточной Африке. Она отражала мнение молодого поколения колонистов, которое мало связывало религиозное чувство с Палестиной. Райнхард указывал на трудности дальнейшего развития немецких колоний в Палестине, связывая это с ростом массового переселения евреев. Он предлагал найти альтернативу созданию немецких колоний в Палестине. В 1898 г. некоторые семьи из колоний темплеров в Палестине переселились в Восточную Африку24.
Отношение к переселению немцев в Палестину резко меняется после отставки Бисмарка в 1890 г. Новый канцлер Германии Каприви (1890-1894) разработал на этот
счёт свой план. В конце 1891 г. он предложил министерству иностранных дел изучить вопрос о создании немецких поселений в районе будущей Багдадской железной дороги. К этому времени пришло сообщение от посла из Константинополя об обсуждении с Турцией возможности продления немецкой железной дороги до Евфрата и Тигра.
В ответ на предложение канцлера министерство иностранных дел Германии опубликовало меморандум по вопросу о заселении немецкими колонистами Малой Азии, который был написан Киндерленом, советником при политическом отделении МИД. В меморандуме на основе анализа развития колоний темплеров говорилось о нецелесообразности расширения переселения на территорию Османской империи. Киндерлен высказал мысль, что поиски возможностей получения господствующего положения в Малой Азии не должны быть главным принципом внешней политики Германии. Меморандум Киндерлена был явным контраргументом плану Каприви о заселении немецкими колонистами территории Палестины и Малой Азии.
В другом меморандуме, который был представлен колониальным ведомством и написан Кайзером, высказывалась иная точка зрения. В этом документе автор рассматривал экономические и культурные аспекты колонизации Палестины на примере немецких колоний темплеров. Он утверждал, что успешная реализация плана колонизации этого региона немецкими переселенцами возможна только в том случае, если Малая Азия будет находиться под немецким гос-подством25.
Министерство иностранных дел Германии признавало положительные моменты в переселении немцев в Палестину, однако успехи в развитии немецких колоний в Палестине не нашли широкого признания в общественных кругах. Поэтому дальнейшее развитие этих колоний во многом осложняло хорошие отношения Германии с Турцией, а также вело к обострению отношений Германии с другими державами, которые считали, что она стремится через переселен-
ческую политику утвердить своё господства в этом регионе.
Вопросы развития немецких колоний в Палестине перед началом Первой мировой войны были тесным образом связаны с колонизацией Германией восточноафрикан-ских территорий. Неслучайно, что на страницах колониальной прессы, выходившей как в самой Германии, так и в колониях, нередко появлялись заметки и статьи, касавшиеся этой проблемы. Период с 1906 по 1914 г. можно охарактеризовать как один из этапов в колониальной политике Германии, направленный на решение проблемы заселения вновь приобретённых владений. Именно в этот период в немецкой колониальной прессе появляются многочисленные сообщения и комментарии об использовании немецких переселенцев из Палестины как контингента для освоения малообжитых территорий колоний и впоследствии на их основе создания прочных в экономическом и хозяйственном смысле европейских поселений. Ещё в 1908 г. в журнале «Kolonie und Heimat» появляется информация о том, что в результате неудавшегося эксперимента по созданию европейского поселения на основе немцев из России руководство колонии приняло решение использовать контингент немецких переселенцев из палестинских колоний, которые хотели бы переехать в Восточную Африку. В этой статье также подчёркивалось, что данный контингент переселенцев лучше, чем буры или же немцы из самой Германии26.
1909 год ознаменовался ростом переселенческих настроений в немецких колониях Палестины27. В журнале «Die deutsche Kolonien» было опубликовано письмо пастора Зельтера из Яффы, который писал, что «областью переселения наших колонистов является территория в районе горного массива Меру, между реками Уффа и Майи, вблизи поселения Лейдорф. Служащие ведомственного округа Аруша проявили интерес к этому переселению, для переселенцев из Палестины выделили 4000 га пахотных и луговых угодий. Многие семьи из Яффы и Шароны решили переселиться в Восточную
Африку, при этом продать свои мелкие зе-
28
мельные участки» .
В колониальной прессе по этому поводу писалось, что причинами переселения немцев из колоний в Палестине стали преследование этой группы населения со стороны турецкой администрации, а также их желание найти возможность вести новую хозяйственную жизнь в колониальных владениях Германии в Восточной Африке. Первое упоминание о начавшемся переселении немецких колонистов из Палестины было опубликовано на страницах «Usambara Post» 26 ноября 1910 г. В этом сообщении отмечалось, что «немецкие крестьяне из Яффы и Шароны в Палестине на борту корабля "Фельдмаршал" достигли Танги. А 12 ноября 1910 г. шестнадцать человек из Танги были направлены в Саме, где были погружены в обозы и направлены в Арушу»29. Далее газета писала о переселенцах из Палестины, что они относятся к потомкам швабов, которые под названием «темплеров» много лет тому назад покинули свою историческую Родину и поселились в Палестине30.
Перед началом переселения из немецких колоний в Палестине Восточную Африку посетили два представителя этих колоний, Георг Эггер и Карл Кноль. В задачу их посещения входило выяснение ситуации в вос-точноафриканских колониях, возможность переселения в район Килиманджаро, и прежде всего выяснение вопроса о наличности свободных земель для немецких семей из Яффы и её окрестностей. Ещё при встрече с представителями колониальной администрации в Моши посланцы немецких колонистов Палестины обосновывали свою мысль о переселении в Восточную Африку тем, что хозяйственных возможностей в районе Килиманджаро больше, чем в Яффе. Помимо этого при встрече в Моши была высказана мысль, что в Палестине для развития немецких колоний имеется много преград со стороны турецкого административного аппарата, поэтому колонисты Палестины не имеют надежды и перспективы на лучшее будущее в этой стране. С другой стороны, колониальные власти в Восточной Африке
считали этот контингент переселенцев очень удачным, так как большинство желавших переселиться были обеспеченными людьми и не нуждались в финансовой поддержке со стороны губернатора и колониального комитета. Возвращаясь вновь к заметке на страницах «Usambara Post» от 26.11.1910 г., хотелось бы отметить, что это сообщение конкретно указывало причины, толкнувшие колонистов из немецких колоний Палестины начать переселение в Восточную Африку: «Тяжёлые жизненные условия под турецким господством и кровавые столкновения заставили их искать новый путь в направлении немецких коло-ний»31. После возвращения миссии палестинских колоний из Моши было решено начать организацию по переселению немецких семей из Палестины в Восточную Африку.
Примечания
1 Хельмут фон Мольтке (26.10.1800, Пархим -21.04.1891, Берлин) - прусский офицер, позже генерал-фельдмаршал и глава генерального штаба.
2 Augsburger Allgemeine Zeitung vom 28.02.1841.
3 Vermischte Schriften des GeneralFeldmarschalls Grafen Helmut von Moltke. 2. Band. Berlin 1892. S. 279-289.
4 Polkehn, Klaus. Damals im Heiligen Land. Reisen in das alte Palästina. Berlin, 2005. S. 1444.
5 Schälch, Alexander. Europa und Palästina 1838-1917 // «Die Palästinafrage 1917-1948», hrsg. v. Mejcher Helmut, Schälch, Alexander. Paderborn, 1981. S. 11-46; Abdel-Rauf Sinno «Deutsche Interessen in Syrien und Palestina 18411898. Aktivitäten religiöse Institutionen, wirtschaftlichen und politischen Einflüsse» // «Studien zum modernen islamischen Orient 3». Berlin, 1982. S. 19.
6 Allgemeine Preußische Staats-Zeitung vom 17.11.1841
7 См.: Lückhoff, Martin. Anfänge deutscher evangelicher Palästina-Arbeit // «Deutsche in Palästina und ihr Anteil an der Modernisierung des Landes», hrsg. von Eisler Jakob. Wiesbaden, 2008.
S. 1-13; Idem. «Anglikanisierung des deutschen Protestantismus in Palästina». Die Gründung des protestantischen Bistum in Jerusalem in der zeitgenössischen Kritik, in: Kohlbacher M., Lesinski (ed.), Horizonte der Christenheit. Erlangen, 1994. S. 167-175.
8 Schaper, Ewald. Die geistespolitischen Voraussetzungen der Kirchenpolitik Friedrich Wilhelms IV. von Preußen. Stuttgart, 1938. S. 50.
9 Темплеры («Храмовое общество») - религиозное течение, пропагандирующее переселение в Святую землю как средство решения социальных проблем. Официально откололось от лютеранской церкви в 1862 г.
10 Чернова-Деке Т.Н. Немецкие поселения на периферии Российской империи // Кавказ: взгляд сквозь столетия (1818-1917). М., 2008. C. 17-18.
11 Готтлиб Христоф Йонатан Хоффманн (2.12.1815, Леонберг - 8.12.1885, Рефаим, недалеко от Иерусалима) - один из организаторов немецкого общества темплеров.
12 Weller, Karl; Weller, Arnold. Württembergische Geschichte im südwestdeutschen Raum. Stuttgart, 1975. S. 242.
13 «Die Süddeutsche Warte» von 7.07.1853, S. 107. С 1845 г. «Die Süddeutsche Warte» - журнал об общественной жизни в Германии, с 1854 г. - религиозный и политический журнал, а с 1877 г. «Die Warte des Tempels» - религиозный и политический еженедельник.
14 Carmel, Alex. Die Siedlungen der württembergischen Templer in Palästina (18681918). Stuttgart, 2000. S. 11.
15 Zistl F., Kiepe H. Die deutsche Siedlungen in Palästina. Die deutshe Post in Palästina und ihre Nebenstempel // «Israel-Berichte für Palästina-und Israel-Briefmarkensammler». № 26, 32. Jhr., 1991. S. 3.
16 «Die Süddeutsche Warte» vom 7.09.1854. S. 150.
17 Schempp H. Gemeinschaftssiedlungen auf religiöser und weltanschaulicher Grundlage. Tübingen, 1969. S. 187.
18 Imberger, Karl. Die deutsche landwirtschaftlichen Kolonien in Palästina. Tübingen, 1938. S. 5.
19 Генри Дюкант (8.05.1828, Женева -30.10.1910, Хайден) - основатель международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
20 «Die Süddeutsche Warte» vom 22.08.1867. S. 134.
21 Imberger, Karl. Op. cit. S. 7.
22 «Die Warte des Tempels» vom 12.01.1899. S. 105; «Die Warte des Tempels» vom 1.05.1899. S. 145.
23 Carmel, Alex. Op. cit. S. 71.
24 Seibt, Hans. Moderne Kolonisation in Palästina. I. Teil die kolonisation der deutschen Templer. Stuttgart, 1933. S. 126.
25 Carmel, Alex. Op. cit. S. 151.
26 «Kolonie und Heimat in Wort und Bild.» 1. Jahr., №24 (1908). S. 10.
27 Samassa, Paul. Die Besiedlung Deutsch Ostafrika. Leipzig 1909, S. 71.
28 «Die deutsche Kolonien». 5. Jahr., № 10, 1909. S. 310.
29 «Usambara Post» vom 26.11.1910.
30 Ibidem.
31 Ibidem.