Научная статья на тему 'Немецкие и британские танки в Северной Африке в годы второй мировой войны'

Немецкие и британские танки в Северной Африке в годы второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2734
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов О.О.

Битва за Северную Африку являлась своеобразной «гонкой», первенство в которой означало контроль над Суэцким каналом, доступ к нефтяным месторождениям Среднего Востока и сырьевым материалам из Азии. Нефть, вследствие интенсивной механизации воюющих армий, превратилась в стратегический ресурс. Британия, первая в мире страна, создавшая полностью механизированные войска, находилась в огромной зависимости от средневосточной нефти. Суэцкий канал стал для англичан ключом к их заморским колониям: частью жизненно важного пути, проходящего через Средиземное море. Таким образом, Североафриканская кампания и военно-морские операции на Средиземноморье были предельно взаимосвязаны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The battle for North Africa was a struggle to control the Suez Canal and get access on oil from the Middle East and raw materials in Asia. Oil in particular had become a critical strategic commodity due to the increased mechanization of modern armies. Britain, which was the first major nation to field a completely mechanized army, was particularly dependent on the Middle East oil. The Suez Canal also provided Britain with a valuable link to it overseas colonies: part of the lifeline that ran through the Mediterranean Sea. Thus, the North African campaign and the naval campaign to control the Mediterranean were virtually very closely linked to each other.

Текст научной работы на тему «Немецкие и британские танки в Северной Африке в годы второй мировой войны»

УДК: 351.752; 347.167

О.О.ТИХОНОВ

Металлургический факультет, группа АПМ-07-2

НЕМЕЦКИЕ И БРИТАНСКИЕ ТАНКИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Битва за Северную Африку являлась своеобразной «гонкой», первенство в которой означало контроль над Суэцким каналом, доступ к нефтяным месторождениям Среднего Востока и сырьевым материалам из Азии. Нефть, вследствие интенсивной механизации воюющих армий, превратилась в стратегический ресурс. Британия, первая в мире страна, создавшая полностью механизированные войска, находилась в огромной зависимости от средневосточной нефти. Суэцкий канал стал для англичан ключом к их заморским колониям: частью жизненно важного пути, проходящего через Средиземное море. Таким образом, Североафриканская кампания и военно-морские операции на Средиземноморье были предельно взаимосвязаны.

The battle for North Africa was a struggle to control the Suez Canal and get access on oil from the Middle East and raw materials in Asia. Oil in particular had become a critical strategic commodity due to the increased mechanization of modern armies. Britain, which was the first major nation to field a completely mechanized army, was particularly dependent on the Middle East oil. The Suez Canal also provided Britain with a valuable link to it overseas colonies: part of the lifeline that ran through the Mediterranean Sea. Thus, the North African campaign and the naval campaign to control the Mediterranean were virtually very closely linked to each other.

На протяжении двух с лишним лет Африканский корпус генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля сражался в Северной Африке с превосходящими его по численности английскими, а затем и американскими войсками. Талантливый полководец, «лис пустыни», как называли его англичане, сумел, то наступая, то изматывая противника в оборонительных боях, шаг за шагом дойти от Ливии почти до самой дельты Нила [6].

После войны генерал фон Меллентин писал о Североафриканской кампании: «Следует опровергнуть распространенное заблуждение. Немецкие танки не имели превосходства в качестве над танками противника, а в количестве всегда им уступали» [4].

Безусловно, лучшим танком в Западной пустыне в мае 1942 г., в канун битвы под Алам-эль-Газалой, был «Грант», поставленный англичанам из США [1]. Он был сильно вооружен и хорошо забронирован. Танк весил 28,5 т и был вооружен пушками 75 мм и 37 мм; 75 мм имела ограниченный угол обстрела, так как располагалась в бортовом

спонсоне; 37 мм, расположенная в башне, имела круговой обстрел. Однако его телескопические прицелы значительно уступали немецким, а скорость на пересеченной местности (10 миль/ч) немного уступала скорости немецкого Т-Ш. Тем не менее, солдаты 8-й Британской армии считали прибытие «Грантов» большим событием, так как они могли уничтожать германские танки с дистанции 1500 ярдов и стрелять как бронебойными, так и фугасными снарядами. Они превосходили любой немецкий танк, кроме Т-Ш J. Но «лис пустыни» имел всего 19 танков Т-Ш J, тогда как англичане имели к началу битвы 167 «Грантов».

Остальные британские танки значительно уступали «Грантам». Из-за совершенно неправильных теоретических воззрений англичане начали строить танки двух принципиально различных типов - крейсерские и пехотные. Самым эффективным из пехотных танков был Mark II «Матильда». Этот танк весил 26,5 т и имел толстую броню - до 78 мм. Однако его двигатели были очень маломощными, и танк получился ис-

_ 263

Санкт-Петербург. 2009

ключительно тихоходным. Он имел всего 2 мотора по 87 л.с, в результате чего максимальная скорость (по шоссе!) не превышала 15 миль/ч. Это не считалось недостатком для танка, сопровождающего пехоту, но было большой проблемой при схватке со стремительным Африканским корпусом.

Танк «Матильда» получил свое название из-за своего предшественника Mark I, который при движении переваливался словно утка и этим напоминал утку Матильду, популярного персонажа журнальных карикатур. Однако танк получился очень прочным. Из 50 «Матильд», участвовавших в сражении у Сиди-Баррани (декабрь 1940 г.), была уничтожена лишь одна. Она взорвалась, когда водитель открыл смотровой люк, и в ту же секунду в него влетел вражеский снаряд. Одна «Матильда» получила 38 попаданий, но не потеряла боеспособности.

«Валентайн» - другой пехотный танк -во многом напоминал «Матильду», хотя имел немного более тонкую броню (до 65 мм) и весил всего 16 т. Как и «Матильда», он был очень тихоходным. Его скорость по пересеченной местности составляла 8 миль/ч - на 2 мили/ч больше, чем у «Матильды». Оба танка были вооружены стандартной британской 2-фунтовкой (т.е. орудием 40 мм). К 1942 г. эта пушка окончательно устарела и ничего не могла сделать с немецкими танками.

Другой категорией британских танков были крейсерские. Их функции были теми же, что у кавалерии в прошлом: избегать решительных столкновений и действовать во вражеском тылу. Они должны были иметь дело со слабобронированными автомобилями, грузовиками и тому подобной техникой. Согласно британской доктрине, такой танк мог обойтись легкой броней (так как не предназначался для танковых дуэлей), однако он должен был иметь достаточно высокую скорость. Это привело к созданию «Крусейдера», который имел максимальную скорость 27 миль/ч (12 миль/ч по пересеченной местности), но максимальную толщину брони всего 49 мм. Борта танка защищала только броня 25 мм -еще меньше. Он также был вооружен слабой 2-фунтовой пушкой, и его механизмы имели

репутацию очень ненадежных, его колеса были очень большого диаметра, и при резких поворотах гусеница слетала с них. Самым лучшим танком был, разумеется, «Грант».

Другой американский танк - «Стюарт» -тоже использовался в роли крейсерского, вероятно, потому что был самым быстроходным танком в пустыне. Он мог развить более 36 миль/ч (15 миль/ч по пересеченной местности) и обгонял любой другой танк. Американцы называли его «честным» за его механическую надежность. Однако это был легкий танк с максимальной толщиной брони всего 44 мм, и он весил только 12,5 т. «Стюарт» был вооружен пушкой 37 мм, которая была не слишком грозным оружием. Но самым главным его недостатком была малая дальность хода. «Стюарт» требовалось заправлять через каждые 70 миль, тогда как большинство танков могли пройти до 200 миль.

В мае 1942 г. Роммель имел 5 основных типов немецких танков: Т-П, Т-Ш Н, Т-Ш J, Т-ГУ Е и Т-ГУ F2, который только что появился в Северной Африке [8]. Танк Т-Ш был рабочей лошадкой Роммеля, который имел 220 таких машин. Он весил 23 т и был вооружен короткоствольным орудием 50 мм, а также (как и три остальные модели) двумя пулеметами 7,92 мм. Его максимальная толщина брони равнялась 62 мм, а максимальная скорость составляла 25 миль/ч (11 миль/ч по пересеченной местности). Его пушка с малой начальной скоростью снаряда была ничуть не лучше британской 2-фунтовки. Т-Ш J имел примерно те же характеристики, но был вооружен длинноствольной пушкой 50 мм, которая напоминала противотанковое орудие Рак-38 и была очень опасна. Этот танк считался лучшим в арсенале Роммеля, но их было слишком мало, чтобы они могли реально повлиять на ход битвы.

Танк Т-ГУ F2 тоже был великолепной машиной. Он весил 23 т, имел максимальную толщину брони 50 мм и был вооружен длинноствольной пушкой 75 мм, которая тоже могла оказаться крайне опасной. Однако у Роммеля было всего 4 таких танка во всей его армии, и к началу битвы у них не оказалось боеприпасов.

264 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.182

Танк T-IV Е был вооружен короткоствольной пушкой 75 мм с малой начальной скоростью снаряда, что было серьезным недостатком. Он использовался для поддержки германской пехоты. Весной 1942 г. германские танки представляли собой не слишком внушительное зрелище. Легенда о превосходстве германских танков не имела под собой никакой почвы, по крайней мере, до середины 1944 г., когда в больших количествах появились «Тигры» (T-VI) и «Пантеры» (T-V).

Роммель также имел около 50 совершенно устаревших Т-П. Модель J была вооружена всего лишь пушкой 20 мм, весила только 10,5 т и имела очень слабую броню, которую пробивал любой вражеский снаряд. К 1942 г. их использовали в качестве разведывательных машин или как танк ограниченной поддержки пехоты.

Если немецкие танки выглядели средненько, то итальянские (как и вся итальянская техника) были откровенно плохими. Два основных танка М-13/40 и М-14/41 весили 13,5 и 14,7 т соответственно. Они были вооружены пушкой 47 мм с малой начальной скоростью, имели максимальную толщину брони всего 40 мм, а их скорость по пересеченной местности не превышала 8 миль/ч, а Carro Armato М-13/40 уже через 30 мин страшно перегревался.

Трудно не согласиться со словами Ром-меля: «Северная Африка была тем театром военных действий, где война велась на самом современном уровне» [2]. С 1940 по 1943 гг. здесь появлялись и модели новейших танков, в том числе немецких «Тигров», и совершенствующаяся противотанковая артиллерия; ко времени второй битвы под Эль-Аламейном 8-я британская армия

обзавелась значительным количеством 57 мм противотанковых орудий; немецкие противотанковые расчеты постепенно сменяли свои 37 мм пушки Pak-36 на более мощные 50 мм Pak-38 и трофейные советские 76,2 мм орудия, разработанные КБ Василия Грабина; оружия пехоты - автоматы «Томпсона» в английских пехотных частях, пулеметы MG-42 в немецких штурмовых подразделениях (первые шесть штук появились в Африке во время битвы за Бир-Хашейм в 1942 г.) [7]. В битве под Кассери-ном (февраль 1943 г.) немцы для артподготовки использовали реактивные шестиствольные минометы «Небельверфер», наводившие неподдельный ужас на американских пехотинцев [3]. Но в конечном итоге, не менее важно, помимо современного и надежного вооружения, иметь «солдат, готовых перенести любые испытания, лишения, невзгоды и даже смерть» [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Головушкин В.И. Вторая Мировая война. Битва за Африку: взгляд из России. М.: АСТ, 2004. 429 с.

2. Ирвинг Д. Эрвин Роммель. Ганнибал двадцатого века. М.: Издатель Быстров, 2006. 512 с.

3. Клавинг В. Западный фронт. Германия в войне 1939-1945. М.: Эксмо, Яуза, 2005. 544 с.

4. Меллентин Ф.В. фон. Танковые сражения. Боевое применение танков во Второй Мировой войне. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 415 с.

5.Митчем С.У. Величайшая победа Роммеля. М.: АСТ, 2003. 285 с.

6. Моргунов М. Стальные армады. Немцы в Африке // Вокруг Света. 2003. № 3. С.152-161.

7. Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. М.: АСТ, 2003. 429 с.

8. Шмелев И.П. Бронетехника Германии 19341945 гг.: Иллюстрированный справочник. М.: АСТ, Аст-рель, 2003. 271 с.

Научные руководители: д-р и.н. проф. О.Ю.Пленков, канд. и.н. доц. Ф.Л.Севастьянов

Санкт-Петербург. 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.