Научная статья на тему 'Нельзя войти дважды'

Нельзя войти дважды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / ВЕНГРИЯ / ПОЛЬША / ЧЕХИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вагнер Пётр

В статье проводится историческая параллель между двумя знаковыми событиями в истории Вишеградской группы: первой исторической встречей королей Венгрии, Польши и Богемии, произошедшей в венгерской крепости Вишеград в 1335 г. и произошедшей здесь же встречей президентов Польши и Чехословакии и премьер-министра Венгрии в 1991 г., заложившей современную Вишеградскую четвёрку. Обыгрывая документально зафиксированные моменты обеих встреч, автор делает акцент на роли символов в становлении явлений современности. Без них не обходится ни одно значимое событие современности, они могут быть не совершенны, но без них современный событийный ряд становится тусклым и малопривлекательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нельзя войти дважды»

УДК 327 Пётр ВАГНЕР

НЕЛЬЗЯ ВОЙТИ ДВАЖДЫ...

Аннотация: В статье проводится историческая параллель между двумя знаковыми событиями в истории Вишеградской группы: первой исторической встречей королей Венгрии, Польши и Богемии, произошедшей в венгерской крепости Вишеград в 1335 г. и произошедшей здесь же встречей президентов Польши и Чехословакии и премьер-министра Венгрии в 1991 г., заложившей современную Вишеградскую четвёрку. Обыгрывая документально зафиксированные моменты обеих встреч, автор делает акцент на роли символов в становлении явлений современности. Без них не обходится ни одно значимое событие современности, они могут быть не совершенны, но без них современный событийный ряд становится тусклым и малопривлекательным.

Ключевые слова: Вишеградская группа, Венгрия, Польша, Чехия, региональное взаимодействие, исторический символизм.

В одном из живописных уголков величественно текущей реки Дунай раскинулся сегодня небольшой венгерский город Вишеград. В регионе доминирует массивная цитадель, защищающая не только город, но и расположенный ниже дворец, который остается свидетелем времён, когда к Вишеграду направлялись не только туристы, чтобы насладиться его красотой, но и важные королевские посольства, которые обсуждали здесь происходящие и предстоящие общественные и международные дела. В наши дни Вишеград одновременно ассоциируется в памяти как место двух важных политических встреч.

Anno Domini MCCCXXXV венгерский король Карл I Роберт пригласил в Вишеград польского короля Казимира III и чешского монарха Яна Люксембургского, "чтобы заключить вечный мирный договор, что и было сделано. Во время обеда у чешского короля, благодаря щедрости венгерского короля, предлагалось каждый день две тысячи пятьсот хлебов и много королевских блюд. Для лошадей двадцать пять мер фуража в день. На обед у польского короля подавалось тысяча пятьсот буханок и пищи много. Было разлито сто восемьдесят бочек вина 1". Старый летописец также оставил свидетельство о разнообразных подарках, которые венгерский

1 De Thurocz, J.: Chronica Hungarorum. Augsburg: Theobald Feger, Erhard Ratdolt 1488, p. 165.

© Вагнер Пётр - кандидат исторических наук, чешский историк и дипломат, бывший директор Вишеградского фонда. E-mail: vagner.petr@yahoo.co.uk DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620152731

король дарил своим партнёрам, что также показывает важность, которая была приписана этой встрече.

15 февраля 1991 г. в промерзших руинах1 Вишеграда состоялась следующая, менее роскошная2 но не менее важная встреча. Венгерский премьер-министр Йожеф Антал, пригласил сюда польского президента Леха Валенсу и его чешского визави Вацлава Гавела. Выбор символического места в Вишеграде был идеей Йожефа Ан-тала, который как историк был знаком с полузабытым саммитом в 1335 г. и естественно не мог не использовать сам по себе напрашивающийся символ.

Однако как следует из воспоминаний бывшего внешнеполитического советника чешского президента Александра Вондры, выбор символического места встречи, одновременно имел и немаловажное практическое значение: "Во время первой встречи у нас еще была революционная горячка. Были также некоторые объективные причины: в Польше и Венгрии по-прежнему были в своих должностях президенты, представлявшие бывшие режимы, и Вацлав Гавел чувствовал бы себя несколько в одиночку. Встреча в Вишеграде была подготовлена лучше и более профессионально. Новые элиты стали за прошедший год опытнее, и, таким образом, сотрудничество было успешно формализовано3"

Про подарки - обменивались ими президенты и премьер или нет - мы ничего не знаем. С другой стороны, можно не сомневаться, что для них самых большим подарком был уже сам факт встречи, на которой подписывался документ, воплощающий их идеи. Тогда уже новые власти больше и больше ощущали колоссальные проблемы, которые достались им в наследство от предыдущих коммунистических режимов, и только что основанная Вишеградская группа давала шанс решать некоторые из этих трудностей вместе.

Подарки однозначно достались следующим поколениям. Сохранился черновик Вишеградской декларации собственноручно написаный Вацлавом Гавелом , который в непосредственной форме запечатлел творческий процесс рождения этого документа. Для молодого поколения тексты договоров на трех национальных языках5, написанные на пишущих машинках, могут отдавать не только далекой историей, но и некоторой экзотикой.

Саммит-символ предоставил также подарок историкам и политикам. И те, и другие любят символы и могут с размахом провести большую историческую параллель между этими двумя встречами. Что может быть лучше, чем начать трактат по истории Вишеградской группы или встречу вишеградских представителей словами: уже в 1335 году в Вишеграде вместе встретились ....

Значение символов в истории государств, излишне обсуждать подробно, они являются неотъемлемой частью их истории и в некотором смысле помогают как их

1 Grabinski, T. в сотрудничестве с Петром Морвайом: The summit in the frosty ruins: The background of the 1991 Visegrad meeting. In Jagodzinski, Andrzej. (ed.), The Visegrad Group - A Central European Constellation. Bratislava: International Visegrad Fund 2006, s. 86. ISBN

2 Обе встречи с этой точки зрения сравнил Вацлав Гавел: "У нас нет такого огромного антуража, мы не были намерены так много есть и пить, но вместо этого мы планировали встретиться снова за менее чем 656 лет". Там же, с. 87.

3 Александр Вондра упоминает встречу представителей Венгрии, Польши и Чехословакии в Братиславе 9 апреля 1990 г. Grabinski, T. в сотрудничестве с Петром Морвайом: The summit in the frosty ruins... p. 86.

4 http://www.visegradgroup.eu/in-memory-of-vaclav

5 http://www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations/visegrad-declaration-110412

созданию, так и укреплению их сплочённости. С символами сложно иметь дело, используя критерии точных наук. Иногда даже может считаться неприличным задавать вопросы, является ли таковым на самом деле то, что мы считаем символом, или мы случайно используем его не по назначению.

Несмотря на возможные подводные камни, стоит обсудить, насколько на самом деле встречи в Вишеграде в 1335 и 1991 гг. похожи друг на друга и, таким образом, закрыть вопрос легитимности часто использованной исторической параллели между ними.

Что, несомненно, объединяет обе встречи, так это беспокойные времена, в которых они происходили, а также четкое осознание их участниками необходимости что-то сделать. Центральная Европа в первой половине XIV века была действительно очень турбулентным местом. Уход двух великих династий, Арпадов в Венгрии и Пржемысловцев в Чехии, и надвигающийся конец третьей - польских Пястов - вызвал процессы, связанные с попытками нового передела сил в регионе. Текущие процессы сопровождались постоянными военными действиями, перегруппировками различных альянсов для достижения различных целей. В этом контексте, встречу в верхах в 1335 г. следует понимать, как попытку найти взаимоприемлемый modus vivendi, который в конечном счёте не казался ничтожным в столь неспокойные времена.

Наследники той королевской встречи в 1991 г. встретились в гораздо менее кровавые времена, но ничуть не менее революционные. Представители трех централь-ноевропейских стран тогда не нуждались в объяснении отношений, время разногласий наступило чуть позже. В Вишеграде на повестке дня стояли вопросы: как обращаться с вновь обретённой свободой? Как и куда направлять демократию? Как её защищать от внутренних и внешних сил, неготовых смириться с новым развитием событий в Центральной Европе? Во время второй встречи больше обсуждался мodus operandi, чем modus vivendi. Здесь необходимо также подчеркнуть, что в случае второго вишеградского саммита на столе была почти только позитивная повестка дня, если не обращать внимание на один разрушительный призыв: "Уничтожение всех существующих социальных, экономических и духовных остатков тоталитарной системы

Переговоры монархов были в основном сосредоточены на урегулировании взаимных споров. Ян Люксембургский подтвердил свое раннее заявление об отказе от польского престола, хотя сохранил Силезию в составе Чешского королевства... При его посредничестве король Казимир III подписал договор с Тевтонским орденом. И, наконец, "здесь было решено, что, если любой из этих королей или их королевств подвергнется атаке врага, то другие обязуются оказать ему незамедлительную помощь. Все это было подтверждено великой клятвой"2.

Другие соглашения уже не носили такого мирного характера, поскольку короли заключили и союз против соседних австрийских и штирийских герцогов Альберта и Отто, которых они планировали подавлять военной и экономической мощью. В связи с военными маневрами против австрийских соседей, которые последовали после вишеградских переговоров в рамках борьбы за корутанское наследие, некоторые историки считают встречу в Вишеграде "не встречей мира, а встречей вой-

1 www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations [загружено 10 января 2016 г.]

2 De THUROCZ, Johannes. Chronica Hungarorum. Augsburg: Theobald Feger, Erhard Ratdolt 1488, s. 165.

ны '1. Назвать вторую вишеградскую встречу таким же образом было бы, наверное, сложно.

Торжественно провозглашенный мир на все времена не продержался слишком долго. Вскоре после переговоров вишеградские короли снова вернулись к своим повседневным заботам, т.е. к продвижению своих интересов, будь то в альянсе с соседями и друзьями навсегда, либо против них.

Впоследствии порой было трудно добиться выполнения заключенных в Више-граде договоров, и спустя десять лет король Казимир даже заключил договор с императором Людвигом Баварским, который был явно направлен против его партнера по вишеградской встрече Яна Люксембургского. Тем не менее следует отметить, что даже десять лет примирения по тем временам не было так мало для Центральной Европы.

Добрая воля, проявленная тогда и торжественно утвержденная в вишеградских документах, - хотелось бы надеяться, что совершенно искренняя, - довольно быстро потерялась в водовороте исторических событий. В таком контексте ссылка на 1335 г. в качестве прототипа встречи в 1991 г. могла бы вызвать определённую неловкость, поскольку Вишеградская группа существует уже двадцать пять лет и пока не подает никаких признаков, что в будущем что-то изменится.

Может быть, именно по причине упомянутой неловкости, коренящейся в знании о последовавших событиях, в средневековых хрониках мы находим относительно скудную информацию, описывающую на первый взгляд судьбоносную встречу трех королей. Кстати, это контрастирует с описанием других событий, которые произошли в Вишеградском замке. Хотя они и не могли похвастаться таким блеском, однако для летописцев были более интересными.

Это может быть неудачная попытка Фелициана Заха убить Карла I Роберта и таким образом отомстить за осквернение своей дочери Клары (1330 г.), о которой поют песни до сегодняшних дней, или удачное отчуждение короны Святого Стефана (1440 г.). Средневековые мастера пера в запасе имеют также историю короля Карла II Малого, который правил Венгрией всего 56 дней, скончавшись вследствие покушения в вишеградской тюрьме, где его, раненого, ещё, по-видимому, и отравили (1386).

История встречи в 1991 г., к счастью для Вишеградской группы, отличается в лучшую сторону. Высокие представители центральноевропейских стран съехались в Вишеград, чтобы подтвердить своё единство и желание, выраженое в то время популярным лозунгом: назад в Европу. Некоторые их планы были схожи, и поэтому им казалось, что их будет проще выполнять вместе: "Идентичность целей и подходов к способам их достижения ставят эти три страны во многих областях перед схожими задачами. Координация их усилий - учитывая национальные особенности - увеличивает шансы на достижение желаемых результатов и приближает реализацию этих целей" 2.

Убеждённость, выраженная в Декларации, удержалась почти так же долго, как и вечные обязательства вишеградских королей. Начиная с 1993 г. вишеградское сотрудничество больше напоминало Спящую красавицу, чем превращённую в принцессу Золушку. Однако после 1998 г. произошёл серьёзный поворот в лучшую сто-

1 RÂCZ, G. (ed.). Visegràd 1335. International Visegrad Fund, State Archives of Hungary, Pazmany Péter Catholic University, 2009. 38 s. ISBN 978-80-970159-7-8

2 http://www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations [cit. 2013-02-16].

рону, а Вишеградская группа до сегодняшних дней приносит свой вклад в сотрудничество в исторически непростом регионе. Вишеградские королества по большому счёту демонстрировали противоположную тенденцию. Вне всяких сомнений, древний философ был прав, и вишеградские политики в 1991 г. не смогли второй раз войти в тот же самый Дунай.

Так что делать с нашим символом 1335-1991? Как решить почти гамлетовский вопрос использовать или не использовать? Естественно, что ДА! Символы пользуются популярностью. Кроме того, использованное сравнение ничего не испортит, особенно когда мы уже знаем, что каждое сравнение хромает. Наше сравнение хромает очень сильно, но пусть будет так. Насколько известно, для австрийских соседей Вишеградской группы её символ тоже не является проблемой, так что ещё раз:

15 февраля 1991 г. в Вишеграде собрались лидеры Венгрии, Польши и Чехословакии, которые символически стали продолжателями встречи трёх королей, произошедшей здесь в 1335 году.

References:

De THUROCZ, Johannes. Chronica Hungarorum. Augsburg: Theobald Feger, Erhard Ratdolt 1488, s.

165.

Declaration on Cooperation between the Czech and Slovak Federal Republic, the Republic of Poland and the Republic of Hungary in Striving for European Integration. URL:

http://www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations/visegrad-declaration-110412

Grabinski, T. The summit in the frosty ruins: The background of the 1991 Visegrad meeting. In Jagodzinski, Andrzej. (ed.), The Visegrad Group - A Central European Constellation. Bratislava: International Visegrad Fund 2006, s. 86. ISBN

In Memory of Vaclav Havel December 18th, 2011 URL: http://www.visegradgroup.eu/in-memory-of-vaclav

RACZ, G. (ed.). Visegrad 1335. International Visegrad Fund, State Archives of Hungary, Pazmany Péter Catholic University, 2009. 38 s. ISBN 978-80-970159-7-8

Visegrad Declarations. URL: www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations [загружено 10 января 2016 г.]

IT'S IMPOSSIBLE TO ENTER TWICE...

Author. Vagner Petr. PhD (History), Czech historian and diplomat, former Director of the Visegrad Foundation. E-mail: vagner.petr(S)yahoo.co.uk

Abstract. The author draws a parallel between two symbolic events in the history of the Visegrad Group: the first historic meeting of the kings of Hungary, Poland and Bohemia that took place in the Hungarian castle of Visegrad in 1335, and the 1991 meeting at the same place of the presidents of Poland and Czechoslovakia and the prime-minister of Hungary that laid the foundation of the current Visegrad Four. Comparing the documented moments of both meetings, the author focuses on the role of symbols in forming contemporary phenomena. No single meaningful event in current history can do without them. They may be imperfect, but lack of them makes the modern series of events dull and unattractive.

Key words: Visegrad Group, Hungary, Poland, Czechoslovakia, regional cooperation, historic symbolism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.