ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Хотивришвили А.А.
магистр в области международных отношений, кафедра теории и истории международных отношений ФГБОУВПО «Российский университет дружбы народов»
annkhotivrishvili@yahoo. com
ПРОБЛЕМА ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕС
Аннотация: В статье автором была рассмотрена роль Вишеградской группы на международной арене, а также вступление группы в ЕС. Главной целью организации является интеграция с Европой, развитие политических и экономических ценностей в каждой из стран и была основной задачей которая в будущем была разрешена. Страны Вишеградского сотрудничества смогли в сроки выполнить возложенные на них необходимые условия для вступления в ЕС. После подписания двусторонних договоров ЕС с Венгрией, Чехией, Польшей и Словакией и обретения ими статуса полноправных членов Европейского союза, Вишеградская четверка договорилась о продолжении совместного внутрирегионального сотрудничества как между странами-членами, так и со странами-членами ЕС. Что является основной причиной вступления Вишеградской группы в ЕС? Каковы перспективы данной организации в составе ЕС? В статье затронуты вышеперечисленные вопросы и предложены оптимальные пути их разрешения.
Ключевые слова: Вишеградская группа, создание и развитие группы, международные организации, ЕС, сотрудничество.
Второй этап деятельности Вишеградской группы приходиться на 1994-2004 гг. Для организации это был по-настоящему трудный период. Страны Вишеграда, с одной стороны, столкнулись с нарастанием внутренних противоречий в самой организации и, с другой, политическими и экономическими процессами, происходящими в Европе, в частности это Балканская война и финансовый кризис. Ко всему прочему, несмотря на положительные дискуссии и переговоры с представителями ЕС о возможном полноправном членстве, Европа поставила ряд трудновыполнимых условий для политической и экономической трансформации стран-кандидатов, для их скорейшего «поглощения». С одной стороны, ЕС видел логичным и необходимым свое расширение на Восток, расценивая страны Восточной Европы как новый рынок сбыта с экономической точки зрения и как внешнюю, периферийную зону между ядром ЕС и Россией. В этом контексте, Евросоюз хотел, как можно скорее добиться от правительств стран Вишеграда выполнения необходимых условий для вступления в ЕС. С другой стороны, страны-основательницы Евросоюза поставили ряд условий и задач в долгосрочной перспективе для соответствия кандидатов и их прием в ряды ЕС, среди которых были: окончательное закрепление демократических начал и свобода выборов, полный переход на рыночную экономику и т.д. В частности, копенгагенский саммит 1998 г. и Ниццкий договор 2000 г. определили эти условия, сформировали необходимую нормативную базу, однако, без четкого определения сроков приема стран Восточной Европы в Евросоюз.
После подачи заявок всех членов Вишеградской группы для участия в переговорах по вопросу членства в ЕС, внутренняя деятельность организации отошла на второй план. В период 1994-1997 гг. Вишеградская четверка не провела ни одной встречи на высшем уровне. Каждая из стран-членов была занята разрешением собственных внутриполитических проблем. Отношения между странами осуществлялись в основном на двусторонней основе. Венгрия и Словакия все еще были заняты разрешением вопроса о строительстве
гидроэлектростанции Габчиково-Надьмарош и разработкой соглашения о дружбе, которой было продиктовано Евросоюзом в качестве условия принятия этих стран в ЕС1.
Начало нового диалога для Вишеграда положил ЕС в 1997 г. В декабре Польша и Чехия были официально приглашены на заседание Евросоюза в Люксембурге для начала переговоров о вступлении в ЕС, что позволило, в дальнейшем, начать внутренний диалог между странами-членами Вишеграда в отношении перспектив взаимодействия, а также обмену опытом в вопросах подготовки к вступлению в Евросоюз. В 1998 г., в Будапеште2, после четырех лет отсутствия тесного взаимодействия, премьер-министры Венгрии, Чехии и Польши заявили о возобновлении деятельности Вишеградской группы. Однако никаких конкретных целей и задач так и не было намечено3. Также необходимо отметить, что на встрече так и не был затронут вопрос об обострении ситуации на Балканах. Это объясняется прежде всего тем, что вступив в НАТО, страны Вишеграда стали объектом общей политики принятия решений и не могли действовать обособленно и скоординировано. Данная встреча была результатом парламентских выборов в Венгрии, Чехии и Словакии. Это и открыло новые возможности для внутрирегионального диалога. Вступление в НАТО, создание ЦЕФТА, а также Балканская война сблизили на время страны Вишеграда4. Однако это сближение не носило долгосрочного характера. «Второй этап» деятельности Вишеградской группы был схож с первым - поиском сфер сотрудничества на фоне внутрирегиональных разногласий. Начало координации действий с ЕС и подготовка к подписанию договоров об ассоциированном членстве, а затем и согласование условий вступления в ЕС как полноправных членов каждая из стран Вишеграда провела отдельно, не вступая в консультативный диалог с другими членами. Соглашения о культурном сотрудничестве, образовании, защите окружающей среды и развитии инфраструктуры региона, которые были приняты на втором Саммите в Кракове не носили эволюционного и трансформационного характера для группы в политическом смысле и не могли привести к усиленному взаимодействию и углубленной интеграции.
Впервые за многое время, премьер-министры всех четырех стран-членов Вишеградского сотрудничества собрались на встрече в Братиславе в мае 1999 г. На саммите обсуждались вопросы установления тесных взаимоотношений с отдельными государствами, а также было принято решение о выдвижении кандидатуры Словакии в НАТО и поддержке остальных членов Вишеграда, ставших к тому времени членами Североатлантического альянса5. Следующая неформальная встреча группы прошла в октябре 1999 г., где премьер-министры обсудили вопросы усиления региональной безопасности, визовую политику, борьбу с преступностью, а также создание совместного Вишеградского фонда в области культуры и науки. В декабре 1999 г. президенты Венгрии, Польши, Чехии и Словакии приняли Татрскую декларацию. Основополагающими задачами декларации были, как и в случае Декларации 1991 г., продолжать совместными усилиями выполнять меры, необходимые странам Вишеграда для вступления в Евросоюз6.
В 2000 г. страны Вишеградского сотрудничества провели ряд важных встреч на высшем уровне с членами ЕС: Германией, Францией, Великобританией, Данией. Необходимость данных встреч была завершающей стадией периода подготовки для
1 Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии/ Под ред. Л.Н.Шишелиной — М.: Весь мир, 2010. - С. 244.
2 Ораны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз/ Под ред. Н.В. Куликовой . M.: Наука, 2002. - С. 68.
3 The tri-lateral summit of the Presidents of the Czech Republic, Poland and Hungary, Budapest, 21 October 1998.
4 Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии/ Под ред. Л.Н.Шишелиной — М.: Весь мир, 2010. - С. 245.
5 Prime Ministers Summit in Bratislava. Visegrad Cooperation, Bratislava, 14 May 1999.
6 Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз/ Под ред Н.В. Куликовой . M.: Наука, 2002. - С. 97-99.
вступления в Евросоюз1. В этом же году Вишеградская группа учредила Вишеградский фонд по вопросам культурного и научного сотрудничества со штаб-квартирой в Братиславе2. Фонд сыграл по-настоящему серьезную роль в усилении взаимодействия стран Вишеграда и в настоящее время является единственным постоянным институтом Вишеграда.
Копенгагенский саммит ЕС 1999 г. определил критерии вступления стран в Евросоюз. Одним из главных условий было создание рыночной экономики. К 2000 г. Европейская комиссия, тщательно следившая за исполнением условий Копенгагенского саммита, подтвердила, что все страны Вишеграда выполнили данное условие. Однако, даже при успешном выполнении данного условия, страны Восточной Европы оказались практически неконкурентоспособными. Руководствуясь политическими мотивами расширения ЕС на Восток, Еврокомиссия «закрыла глаза» на эту погрешность и подтвердила готовность идти на финансовые и экономические уступки для достижения, в первую очередь, политической стратегии расширения и усиления своей зоны влияния на Востоке, а также создания «подушки безопасности» из данных стран в противостоянии с Россией3.
По-настоящему важным событием в истории Вишеграда стал саммит глав государств и правительств Евросоюза в 2000 г. в Ницце и принятый в ходе саммита исторический для ЕС Ниццкий договор. В ходе встречи были приняты конкретные даты приема новых членов, их количество, распределение голосов в Европарламенте и органах управления, а также размеры выплат4. Члены ЕС выработали так называемое окно возможности - условие, по которому потенциальные страны-кандидаты могли стать членами Евросоюза в случае успешного завершения переговоров о вступлении до конца 2004 г. В отношении определения рамок интеграции и структуры новых органов управления саммит в полной мере оправдал себя. Однако были и спорные моменты, например, вопрос о распределении голосов между странами-членами ЕС. Так Польша потребовала соответствующего представительства голосов во всех структурах ЕС в соответствии с численностью населения страны, а не ее времени нахождения в ЕС.
Необходимо отметить, что страны ядра ЕС и новые члены делили количество голосов в пропорции 65/35%. Это был первый случай серьезных расхождений одной из стран Вишеграда с ЕС. И несмотря на то, что в итоге Польша получила практически равное количество голосов - 27 в сравнении с Германией - 29, польские эксперты расценили систему распределения голосов вместе и другие предложения саммита как недемократичные.
Саммит в Ницце показал, что Евросоюз наконец-то перестал откладывать вопрос о членстве стран Восточной Европы. Получив конкретные сроки для вступления страны Вишеграда поставили задачей в срок выполнить все необходимые условия. Одновременно с этим конкретика в отношениях с ЕС позволила Вишеграду сосредоточиться на внутрирегиональных проблемах. В январе 2001 г. в Пштине, Польша прошла встреча, посвященная десятилетнему юбилею подписания Вишеградской декларации 1991 г., на которой президенты Венгрии, Польши, Чехии и Словакии приняли совместную декларацию о достижениях и успехах организации в ходе их деятельности направленной на интеграцию с ЕС5. Реализовав свою основную стратегию, страны Вишеграда решили расширить сферу своего влияния и в мае 2001 г. в Кракове на встрече Вишеградской группы, премьер-
1 Meeting of the EU-Negotiatiors of the V4 Countries in Brussels (BE), 6 April 2000.
2 Meeting of the Visegrad Coordinators and legal experts of the Ministries of Foreign Affairs (consultation on the Establishment of the International Visegrad Fund), 3-4 March 2000.
3 Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии иЧехии/ Под ред. Л.Н.Шишелиной — М.: Весь мир, 2010. - С. 248.
4 Treaty of Nice. Amending the treaty on European Union, the treaties establishing the European Union communities and certain related acts. Official Journal of the European Communities, 2001.
5 Meeting of the Presidents of the V4 States. Pszczyna, Poland, 19 January 2001.
министры предложили партнерское соглашение по сотрудничеству Австрии и Словении1. В декабре того же года в Брюсселе прошло заседание премьер-министров 13 Вишеградской группы и стран Бенилюкса по консультативным вопросам будущей интеграции2. Таким образом страны Вишеграда начали поиск путей своего будущего взаимодействия в ЕС.
В период с 1998 по 2002 гг. Вишеградская группа провела восемь совещаний и встреч, посвященных проблемам интеграции с ЕС. Одной из главных проблем в этом направлении главы Вишеградских стран видели неравенство стран-членов ЕС3. В феврале 2002 г. премьер-министры Венгрии, Польши, Чехии и Словакии выразили несогласие по поводу итогов прошедшего копенгагенского саммита в ходе которого был принят так называемая «Белая книга» - документ, содержащий основные направления деятельности ЕС, включая принятие новых членов. Одно из положений данного документа предусматривало ограничение и блокировку некоторых видов с/х деятельности на 10 лет4.
Западноевропейские члены ЕС основывались на том, что в случае если ограничение не буде введено, их собственные аграрные рынки могут сильно пострадать. Польша призвала остальные страны Вишеграда к совместным действиям по преодолению политики второсортности ЕС по отношению к странам Восточной Европы. Совместные действия Польши и Венгрии в отношении сокращения сроков блокировки аграрного сектора побудили Евросоюз пойти на компромисс.
Однако наряду с успехами внешнеполитического характера были и проблемы внутрирегиональные. В начале 2000-х консервативное венгерское правительство во главе с В. Орбаном пыталось институализировать Вишеградское объединение за счет расширения партнерства с Австрией и Хорватией правительства которых также были национал-консервативными, что не соответствовало интересам ни Польше, ни Чехии, ни Словакии. Ко всему прочему Венгрия вернулась к вопросу межэтнического конфликта со Словакией. От Чехии и той же Словакии Венгрия потребовала осуществить выплаты жертвам чехословацкой политики периода распада. Несомненно, все эти действия обеспечили провал тесного взаимодействия, укрепившегося после саммита в Ницце.
Однако после смены руководства в Венгрии в 2002 г. диалог возобновился. В ноябре премьер-министры Вишеградской четверки встретились с руководителями Бенилюкса в Тренчине, Словакия для новых консультаций по предстоящему вступлению в Евросоюз5. В 2003 г. Вишеградская группа провела ряд встреч министерского уровня для согласования совместных действий стран-членов после вхождения в состав ЕС. В марте 2004 г., за два месяца до вступления в Евросоюз, в Брюсселе состоялась еще одна встреча премьер-министров Вишеградских стран с представителями Бенилюкса для координирования совместных действий уже в качестве стран-членов ЕС67.
1 мая 2004 г. Венгрия, Польша, Чехия и Словакия официально стали членами Европейского Союза. Уже 12 мая того же месяца состоялось первое собрание Вишеградского объединения в качестве членов ЕС. На встрече премьер-министры обсудили основные направления и программы сотрудничества внутри группы и с остальными членами
1 The V4 Prime Ministers Summit. Krakow, 1 June 2001.
2 Summit Meeting between the Visegrad Group and Benelux. Luxembourg, 5 December 2001.
3 Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии/ Под ред. Л.Н.Шишелиной — М.: Весь мир, 2010. - С. 122.
4 Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии/ Под ред. Л.Н.Шишелиной — М.: Весь мир, 2010. - С. 222.
5 Colloqium V4 + Benelux on the future of Europe. Luxembourg, 4 November 2002.
6 Meeting ofthe national Visegrad coordinators with the Secretary General ofBenelux, BM.J. Hennekam. Brussels, 23 March2004.
7 Summit ofPrime Ministers ofthe V4 andBenelux countriesbefore the session ofthe European Council. Brussels, 25 March2004.
Евросоюза1. Также, министры подчеркнули, что главная цель организации - присоединение к общему европейскому интеграционному пространству была достигнута. Положение Вишеградской декларации 1991 г. выполнены. Страны Вишеграда особо подчеркнули важную роль стран Бенилюкса в реализации этой стратегии. Одной из важных и будущих целей члены Вишеградского объединения определили содействие и консультации с Румынией и Болгарией для их будущей интеграции в Единое Европейское пространство.
Эффективность Вишеградской группы на втором этапе своей деятельности оставляет много открытых вопросов. Все же, необходимость регионального сотрудничества, как одного из инструментов предотвращения и регулирования конфликтов, установления региональной безопасности не вызывает сомнений. Однако трудно сказать соответствовала ли организация Вишеградского сотрудничества указанным целям. Создание Вишеграда предусматривало, в первую очередь, деятельность, направленную на интеграцию с Европейским союзом. Второй этап деятельности можно охарактеризовать как период, когда страны Вишеграда завершили внутренние трансформационные политические и экономические процессы для соответствия требованиям ЕС. Страны конкурировали между собой за первенство в успехе диалога и переговоров с Еврокомиссией по приему в ЕС. В течение нескольких лет каждая из стран Вишеградской четверки была занята своими собственными внутриполитическими и экономическими преобразованиями. Лишь спустя три года, в 1998 г. лидеры Венгрии, Польши и Чехии встретились для того, чтобы подвести итоги своих переговоров и поделиться опытом взаимодействия по вопросам интеграции. Внутрирегиональная нестабильность также не способствовала продуктивному диалогу.
Межэтнический конфликт между Венгрией и Словакией, а также разногласия по поводу строительства гидроузла на венгерско-словацкой границе заморозили на некоторое время переговоры Словакии с ЕС. Еще одним дестабилизирующим фактором в вопросах сотрудничества Вишеграда была война на Балканах, где организация не продемонстрировала свою независимую точку зрения, будучи лишь частью общей системы действий НАТО и рекомендаций ЕС.
После саммита в Ницце в 2000 г., Вишеградская группа получила наконец -то окончательные сроки и условия для вступления в ЕС. Это побудило страны-члены Вишеграда снова объединиться для реализации совместных усилий в рамках последнего этапа на пути интеграции. Для закрепления намеченных целей страны-участницы подписывают соглашение об учреждении Вишеградского фонда - единственного физического института организации в вопросах образования и культуры. И хотя данный орган не является политическим, он накладывал определенные обязательства на каждую из стран Вишеграда.
В последующие четыре года члены Вишеграда проводят ряд внутренних рабочих встреч, обсуждая вопросы возможного расширения деятельности организации, а также вопросы своего правового статуса в ЕС, в частности распределение голосов в органах ЕС. Помимо рабочих встреч, Вишеградская четверка активно сотрудничает с Бенилюксом, как с образцовым внутрирегиональным объединением ЕС, консультируясь по вопросам интеграционных преобразований, а также координации деятельности в области трансформации политического курса.
И все же открытым оставался вопрос о совмещении национальных интересов и лидерстве в организации. Венгрия и Польша как наиболее сильные в политическом и экономическом отношении страны конкурировали между собой. Многие европейские эксперты полагают, что Польша упустила возможность стать лидером среди кандидатов на
1 The Kromenz Declaration / Declaration of Prime Ministers of the Czech Republic, the Republic of Hungary, the Republic of Poland and the Slovak Republic on cooperation of the Visegrad Group countries after their accession to the European Union, 12 May 2004.
вступление в ЕС. Будучи членом восточноевропейской интеграции, она не использовала свои политические возможности, а выбрала путь политического «троянского коня» для США и Европейского союза.
Страны Вишеградского сотрудничества смогли в сроки выполнить возложенные на них необходимые условия для вступления в ЕС, хотя и не без погрешностей. Однако, Евросоюз воплощал стратегию восточного и балтийского расширения и предпочел взять на себя финансовые и экономические риски при дальнейшем сращивании экономик новых членов с общей европейкой экономикой. Главная цель организации - интеграция с Европой была достигнута. После подписания двусторонних договоров ЕС с Венгрией, Чехией, Польшей и Словакией и обретения ими статуса полноправных членов Европейского союза, Вишеградская четверка договорилась о продолжении совместного внутрирегионального сотрудничества как между странами-членами, так и со странами-членами ЕС. Приоритетными направлениями в области внешней политики были названы сотрудничество с Румынией и Болгарией во встречах консультационного характера по вопросам их возможной интеграции с ЕС.
Литература:
1. Бредихин А.В., Хотивришвили А.А. Исторический и социокультурный аспекты интеграции Вишеградской группы в Европейский Союз// Культура: управление, экономика, право, 2018. № 3. С. 40-51.
2. Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии/ Под ред. Л.Н.Шишелиной. — М.: Весь мир, 2010. - 563 с.
3. Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз/ Под ред. Н.В. Куликовой. M.: Наука, 2002.
4. Форсайт глобализации: политика, экономика, управление: Монография [под ред. А.В. Бредихина]. - М.: АНО ЦЭМИ, 2018. - 115 с.
5. Colloqium V4 + Benelux on the future of Europe. Luxembourg, 4 November 2002.
6. The Kromeriz Declaration / Declaration of Prime Ministers of the Czech Republic, the Republic of Hungary, the Republic of Poland and the Slovak Republic on cooperation of the Visegrad Group countries after their accession to the European Union, 12 May 2004.
7. Meeting of the EU-Negotiatiors of the V4 Countries in Brussels (BE), 6 April 2000.
8. Meeting of the Presidents of the V4 States. Pszczyna, Poland, 19 January 2001.
9. Meeting of the national Visegrad coordinators with the Secretary General of Benelux, B.M.J. Hennekam. Brussels, 23 March 2004.
10. Meeting of the Visegrad Coordinators and legal experts of the Ministries of Foreign Affairs (consultation on the Establishment of the International Visegrad Fund), 3-4 March 2000.
11. Meeting of V4 Prime Ministers, Vysoke Tatry, 15-16 October 1999.
12. Prime Ministers Summit in Bratislava. Visegrad Cooperation, Bratislava, 14 May 1999.
13. Summit Meeting between the Visegrad Group and Benelux. Luxembourg, 5 December 2001.
14. Summit of Prime Ministers of the V4 and Benelux countries before the session of the European Council. Brussels, 25 March 2004.
15. The tri-lateral summit of the Presidents of the Czech Republic, Poland and Hungary, Budapest, 21 October 1998.
16. The V4 Prime Ministers Summit. Krakow, 1 June 2001.
17. Treaty of Nice. Amending the treaty on European Union, the treaties establishing the European Union communities and certain related acts. Official Journal of the European Communities, 2001.
References:
1. Bredihin A.V., Hotivrishvili AA. Istoricheskj i sodokuTtumyj aspekty integracii Vishegradskoj gruppy v Evropejskj Soyuz// Kultura: upravlenie, ehkonomika, pravo, 2018. № 3. S. 40-51.
2. Vishegradskaya Evropa: otkuda i kuda? Dva desyatiletiya po puti reform v Vengrii, Pol'she, Slovakii i CHekhii/ Pod red. L.N. SHishelinoj — M.: Ves' mir, 2010. - 563 s.
3. Strany Central'noj i Vostochnoj Evropy na puti v Evropejskij soyuz/ Pod red. N.V. Kulikovoj. M.: Nauka, 2002.
4. Forsajt globalizacii: politika, ehkonomika, upravlenie: Monografiya [pod red. A.V. Bredihina]. - M.: ANO CEHMI, 2018. - 115 s.
5. Colloqium V4 + Benelux on the future of Europe. Luxembourg, 4 November 2002.
6. The Kromeriz Declaration / Declaration of Prime Ministers of the Czech Republic, the Republic of Hungary, the Republic of Poland and the Slovak Republic on cooperation of the Visegrad Group countries after their accession to the European Union, 12 May 2004.
7. Meeting of the EU-Negotiatiors of the V4 Countries in Brussels (BE), 6 April 2000.
8. Meeting of the Presidents of the V4 States. Pszczyna, Poland, 19 January 2001.
9. Meeting of the national Visegrad coordinators with the Secretary General of Benelux, B.M.J. Hennekam. Brussels, 23 March 2004.
10. Meeting of the Visegrad Coordinators and legal experts of the Ministries of Foreign Affairs (consultation on the Establishment of the International Visegrad Fund), 3-4 March 2000.
11. Meeting of V4 Prime Ministers, Vysoke Tatry, 15-16 October 1999.
12. Prime Ministers Summit in Bratislava. Visegrad Cooperation, Bratislava, 14 May 1999.
13. Summit Meeting between the Visegrad Group and Benelux. Luxembourg, 5 December 2001.
14. Summit of Prime Ministers of the V4 and Benelux countries before the session of the European Council. Brussels, 25 March 2004.
15. The tri-lateral summit of the Presidents of the Czech Republic, Poland and Hungary, Budapest, 21 October 1998.
16. The V4 Prime Ministers Summit. Krakow, 1 June 2001.
17. Treaty of Nice. Amending the treaty on European Union, the treaties establishing the European Union communities and certain related acts. Official Journal of the European Communities, 2001.
THE PROBLEM OF ACCESSION OF VISEGRAD COUNTRIES IN THE EU
Khotivrishvili A.A. RUDN
annkhotivrishvili@yahoo. com
Abstract: In the article the author considered the role of the Visegrad group in the international arena, as well as the accession of the group to the EU. The main goal of the organization is integration with Europe, development of political and economic values in each of the countries was the main task that was solved in the future. The countries of the Visegrad cooperation were able in time to fulfill the necessary conditions for them to join the EU. After signing the EU bilateral agreements with Hungary, the Czech Republic, Poland and Slovakia and gaining the status of full-fledged members of the European Union, the Visegrad Four agreed to continue joint intra-regional cooperation both between the member countries and with the EU member states. What is the main reason for the entry of the Visegrad Group into the EU? What are the prospects for this organization within the EU? The article touches upon the above issues and suggests the best ways to solve them. Key words: Visegrad group, creation anddevelopment of the group, international organizations, EU, cooperation.
Для цитирования: Хотивришвили А.А. Проблема вступления стран Вишеградской группы в ЕС// Архонт, 2018. № 4 (7). С. 83-89.