К ЮБИЛЕЮ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ
УДК 327
Геза ЕСЕНСКИЙ
25 ЛЕТ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЕ1
Аннотация. Один из основателей Вишеградской группы (В4), историк и дипломат, министр иностранных дел Венгрии в 1990-1994 гг. даёт ответы на вопросы, которые возникают по мере увеличения временной дистанции с момента создания этого регионального образования в Центральной Европе. Исторически страны Вишеграда многое объединяло. Лишь недолгие периоды истории разводили их по разные стороны. Способствовала интеграции и общность целей перехода от одной системы развития к другой в начале 1990-х гг. За прошедшее время Венгрия, Польша, Словакия и Чехия многое сделали для усиления интеграционного взаимодействия. По мнению автора, создание В4 не задумывалось как антироссийский шаг, и сегодня этот проект неправильно рассматривать как противоречащий интересам Москвы. В то же время автор считает, что залогом независимости региона остаётся ориентация на Евроатлантику.
Ключевые слова: Вишеградская группа, Центральная Европа, Евроинтеграция, Европейский Союз, НАТО, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия.
Три исторических королевства составляют сердцевину Центральной Европы: Польское, Чешское (или Богемское) и Венгерское. Им пришлось преодолеть много войн с близлежащими государствами за свободу и даже за само существование. Созванный в 1335 г. королём Карлом Робертом Анжуйским в Вишеградском замке, бывшем в то время престолом венгерских королей, конгресс может считаться первым европейским саммитом. Это событие показало очевидное, а именно, что вместе эти страны могут продвигать свои интересы намного эффективнее. Сегодня я являюсь одним из двух ныне живущих создателей взаимодействия, названного ви-шеградским. Уверен, что, перефразируя фразу предводителя чешского Возрождения XIX века Ф. Палацкого, можно сказать: если бы "Вишеград" не существовал, его следовало бы создать.
Мы наблюдаем две традиции в центральноевропейской истории. Худшая из них проявляется тогда, когда государство ищет поддержки великих держав против своего соседа. Примерами этого могут быть Малая Антанта Чехословакии, Румынии и Югославии в 1921-1938 гг.; Союз Австрии, Венгрии и Италии в первой половине 1930-х гг.; а также сделка, заключённая руководителем Чехии Бенешем со Сталиным в декабре 1943 г. С моей точки зрения, преобладающей традицией должна
1 Выступление на конференции "Отношения Вишеградской четвёрки и Европейского Союза с Россией". Москва, 1 декабря 2016 г. Перевод с английского Л.Н. Шишелиной.
© Есенский Геза — профессор истории, посол, министр иностранных дел Венгрии в 1990—
1994 гг. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620161319
быть кооперация, особенно в противостоянии общим угрозам, внешней агрессии и доминированию. Вишеград стал альтернативой предыдущим, явно худшим решениям для всего региона, таким, как прямое внешнее управление (Габсбургская империя до 1867 г. и в более брутальной версии - гитлеровский Третий рейх) или попытка интеграции на недемократических основах (Габсбургская, а после 1867 г. Австро-Венгерская монархия). Исторические корни Вишеграда относятся к периоду вокруг королевского саммита 1335 г. И до, и после в регионе существовало множество связей, в том числе матримониальных: браки между правящими династиями, общие короли. В новейший период истории политики в изгнании призывали к единству, федерации или конфедерации между малыми нациями. Кошшут, Годжа, Сикорский выделяются среди плеяды сторонников тесной ассоциации. Затем последовала общая борьба "диссидентов" за права человека, опирающаяся на Хельсинкский заключительный акт 1975 года. А если выйти за границы политики, то станет очевидно, что Центральная Европа, представленная В4, дала достаточно много и всему миру: многочисленные плеяды выдающихся учёных, исследователей, деятелей культуры, экономистов. Большинство из них были преданы общему культурному наследию Центральной Европы, а также взаимопониманию и солидарности между ее национальными и этническими группами.
Почему был основан Вишеград?
Демократически настроенные политики Польши, Чехословакии и Венгрии, которые активно боролись с коммунизмом, стремились к сохранению солидарности и продолжению скоординированных совместных действий и после его падения. Однако никто не мог предположить, что приглашение президентом Вацлавом Гавелом лидеров центральноевропейских государств в Братиславу в апреле 1990 г. положит начало какому-то долгосрочному, институализированному сотрудничеству. Одновременно приехали также министры иностранных дел Австрии, Италии и Югославии, так что это даже не было прелюдией к Вишеграду. В ноябре 1990 г., когда была подписана Парижская хартия, регулирующая основные принципы новой Европы после холодной войны, венгерский премьер-министр Иожеф Анталл предложил своим польским и чешским партнёрам (Мазовецкому и Чалфе) собрать руководителей трёх стран в начале нового года в Вишеграде. Мы, три министра иностранных дел, подготовили эту встречу. В декларациях, принятых на саммите 15 февраля 1991 г., премьер-министр Анталл, президент Чехословакии Вацлав Гавел и польский президент Лех Валенса констатировали, что "историческое чувство единства наших народов, как и дальнейшая необходимость в нём, с этих пор могут свободно выражаться в соответствии с истинными интересами наших граждан на самом высоком уровне политической воли" [Declaration.., 1991]. Главной целью сотрудничества было содействие ускорению перехода трёх "новых демократий" Центральной Европы с советской орбиты в сторону Евро-Атлантических струкур, координируя ради этой цели их внешние политики. Грустно, но я остался последним из трёх министров иностранных дел, которые готовили ту историческую встречу и подписание документов в реставрированной части Вишеградского замка венгерских анжуйских королей. Я скорблю о кончине двух моих дорогих друзей и коллег, Кшиштофа Скубишевского и Иржи Динстбира. Основатели все были ярыми антикоммунистами, приверженными принципам демократии и прав человека, верующими в либеральные и консервативные ценности Запада. Что способствовало за-
пуску Вишеградской ассоциации с самого начала, так это близкие дружеские взаимоотношения между лидерами и политиками стран-участниц.
Объединение трёх стран стало также идеальным балансом между двумя традиционными, но не удавшимися либо невозможными политическими ориентациями: исключительно Восточной и односторонней Западной. Оно сразу же получило одобрение внешнего мира, в особенности США и стран Бенилюкса. (Название было впервые использовано госсекретарем США Джеймсом Бейкером и министром иностранных дел Дании Ван ден Бруком в сентябре 1991 г. на встрече в ООН представителей США, тройки Бенилюкс и В3).
Первоочередной целью Вишеградского взаимодействия было освобождение от институтов, которые воплощали нашу военную и экономическую зависимость от Советского Союза: Варшавского договора ("коалиции нежелающих") и СЭВ. Военный элемент Варшавского пакта был аннулирован уже 25 февраля 1991 г., хотя формальный роспуск Варшавского блока произошел 1 июля 1991 г. Сразу же после московского путча 19 августа 1991 года состоялись консультации "Вишеградской тройки" и была достигнута договорённость о совместных действиях. Наш настрой укрепился после звонков президента Буша и генерального секретаря НАТО Ман-фреда Вернера премьер-министру Анталлу и лично мне.
На саммите в Кракове в октябре 1991 г. состоялось заключение двусторонних договоров и прозвучало предупреждение международному сообществу по поводу военных преступлений, совершённых в югославском конфликте. Три страны осудили действия, несовместимые с принятыми правовыми нормами ведения войны, в особенности нападения на гражданское население, и предложили решения, основанные на уважении права наций на самоопределение, включая создание независимых государств, а также полную защиту прав национальных меньшинств. Европейскому сообществу потребовалось некоторое время для того, чтобы поддержать те самые принципы. Три страны вместе подписали "Европейское соглашение" с Европейским сообществом 16 декабря 1991 г. в Брюсселе. Центрально-Европейское Соглашение о свободной торговле, созданное теми же тремя странами, было подписано 21 декабря 1992 года.
Старые и новые напряжённости в отношениях В4
"Вишеград" заслуживает признания как инструмент, который устранил потенциальную враждебность. После эйфории 1989 г. немало людей в Европе и в Америке опасались возрождения старых территориальных и национальных конфликтов в Центральной Европе. Установив трёхсторонние отношения, мы заложили основу уверенности в том, что такие конфликты между нами отныне становятся немыслимыми. Если бы четыре нации трёх стран не выбрали путь взаимопонимания и взаимодействия, то три соседних государства - Словакия, Румыния и Сербия, где проживают крупные венгерские национальные меньшинства, могли бы не устоять перед соблазном создания некоей коалиции в противовес венгерским усилиям по поддержке прав меньшинств. В4 заслуживает признания как доказательство того, что сотрудничество является лучшим способом предотвращения соперничества и конфликтов и продвижения совместных интересов участников. Вишеград в буквальном смысле стал краеугольным камнем стабильности после окончания холодной войны и остаётся образцом для подражания для других регионов.
Единственным серьёзным трением между членами Вишеградского клуба стали словацко-венгерская ссора из-за гидросооружений Габчиково-Надьмарош на Дунае и напряжённость в связи с отношением к достигающей полумиллиона венгерской диаспоре в Словакии. Без Вишеграда эти две проблемы почти очевидно привели бы к значительному ухудшению отношений между двумя соседями. Поляки в этом смысле хорошо понимают, какое бремя может нести совместная история.
Сотрудничество наших стран никогда не прекращалось, даже когда ослабевало вследствие отношения отдельных лидеров. Премьер министр Чехии, позже президент Вацлав Клаус не был энтузиастом - сторонником Вишеграда, но он знал, что его слом может дорого обойтись его стране. В результате он ограничился лишь предупреждениями относительно нежелательности создания какой-либо формальной организации. "Даже без секретаря!" - настаивал он. И, действительно, до сих пор не было ни одного секретаря. Так что бюрократия не мешала делу.
Вишеград и расширение НАТО и ЕС
Основываясь на уроках XX века, страны В4 оказались убежденными приверженцами атлантизма и продолжения тесного сотрудничества с Соединёнными Штатами и Европой. Они не желали оставаться "ничьей замлей", потенциальным яблоком раздора между НАТО и Россией, и уже на Пражском саммите в мае 1992 г. провозгласили своё намерение присоединиться к Вашингтонскому договору. Преодоление нежелания Запада и оппозиции России расширению НАТО требовало напряжённой координации действий. Приём трёх из четырёх Вишеградских стран в НАТО в 1999 г. не состоялся бы либо случился позже, если бы не наши общие усилия. (Словакия была оставлена вне блока из-за авторитарной политики её премьер-министра В. Мечияра).
Вишеградская тройка стала ассоциированным членом Европейского сообщества в конце 1991 г. Затем Польша, почти синхронно вслед за Венгрией в 1994 г. подала заявление о приёме в ЕС. Вишеград получил новый импульс в 1998 г., после того как премьер-министрами были избраны Орбан и Дзуринда. Временные расхождения из-за торговли сельскохозяйственной продукцией или вследствие некоторых политических заявлений были достаточно быстро преодолены, в том числе благодаря совместной заинтересованности в членстве в ЕС. Но переговоры о приёме начались только после длительного ожидания - в 2000 г. Я до сих пор уверен, что лучшая и более тщательная координация между членами В4 могла бы привести к более выгодным условиям для каждой из стран.
Вишеград в ЕС
Кромержижский саммит в 2004 г. констатировал, что основные цели, поставленные в Вишеградской декларации 1991 г., выполнены, и была принята новая Декларация, отражающая намерение продолжать сотрудничество, несмотря на наш новый статус членов Европейского союза. Я думаю, что не может быть никаких сомнений на тот счёт, должны ли продолжать держаться вместе поляки, чехи, словаки и венгры, уже будучи внутри Союза. Однако они не должны представлять "блок новичков" или "клуб бедных" в составе ЕС.
Общей целью В4 является вклад в политику ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. Последнее означает поддержание тесных отношений с США, борьбу с терроризмом, поддержку политики восточного соседства ЕС
и, конечно же, дальнейшее расширение. ЕС стремится к уменьшению зависимости от российских газа и нефти, что является особенно актуальным для Центральной Европы. Сельское хозяйство продолжает быть существенным источником доходов для центральноевропейцев - здесь по-прежнему занято много людей. Так что поддержание ЕСП (единой сельскохозяйственной политики) также является нашим приоритетным интересом, как и транспортная система, играющая существенную роль в экономическом развитии региона. Уже давно приоритетами здесь являются железнодорожный и шоссейный коридор Север-Юг.
По отдельности страны В4 могут быть незаметны, обойдены, их мнение по многим вопросам могло бы даже не приниматься во внимание, однако вместе они представляют действительно могучую силу, по численности превосходящую население Соединённого Королевства или Франции. Её экономическая мощь может быть сопоставима даже с Испанией. Все вместе страны В4 располагают большим числом голосов в Европейском парламенте, чем Германия, а в Совете Европы у них четыре голоса. Вот чего можно достичь, держась вместе и осуществляя координацию.
В4 - не только для групповых фотографий лидеров
Сегодня уже никто не станет отрицать наличия многих реальных результатов. На мой взгляд, самое ценное достижение - это наличие взаимной доброй воли и дружбы между четырьмя народами. Вишеград сполна обеспечил стабильность и процветание странам-участницам и распространил своё влияние далеко за границы региона. Всегда оставались востребованным культурные связи. Создание преимущественно в целях их поддержки "Вишеградского фонда" (9 июня 2000 г.) способствовало тому, что "Вишеград" стал ближе к обществу, к рядовым гражданам.
Вишеград есть и должен в ещё большей степени оставаться сферой не только высокой политики. По моему мнению, каждый гражданин должен ощущать его реальные плоды в улучшении повседневной жизни. В экономически трудные времена следует больше делать на местном уровне, на уровне бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Коммуникации, дороги, железнодорожные магистрали между нами должны совершенствоваться, а трансграничное сотрудничество развиваться ускоренными темпами, возрождая старые экономические связи. Культурные и другие программы, поддерживаемые Вишеградским фондом, представляют собой ещё одну область, на примере которой люди могут видеть Вишеград в действии.
Надо ли расширяться?
Время от времени Вишеградская группа получала запросы на увеличение членства. Я не сторонник жёстких подходов, но эти просьбы всегда вежливо отклонялись. Большее число присоединившихся означало бы уже менее тесную кооперацию и более низкий общий знаменатель.
Пока я бы не приветствовал разбавление нашей ассоциации. Я, скорее, сторонник того, что называется "усиленный Вишеград". Это означает появление второго, более широкого кольца вокруг Вишеграда, состоящего из стран, которые часто выражают схожие интересы и озабоченности, у которых имеются старые исторические или более современные экономические связи с некоторыми из Вишеградских стран. Кроме Балтийских государств, Австрия, Словения, вероятно, Румыния, Болгария и Хорватия являются наиболее вероятными кандидатами для таких ad hoc альянсов, т.е. в сплочении на основе "восточной" политики ЕС, в противополож-
ность отрицанию Востока в пользу Средиземноморья. Австрия также может присутствовать во многих общих проектах. Недавние встречи В4 с Балтийской тройкой и Северной пятёркой также несут большой положительный потенциал.
Вишеград и миграционный кризис
За последние 25 лет мир освоился с названием Вишеград, поскольку четыре страны установили хороший пример для других регионов, борющихся с тяжелым наследием прошлого. На фоне нынешнего, так называемого миграционного кризиса они стали заметны как никогда прежде своей оппозиционностью принятию большого числа мусульманских беженцев. Однако благодаря открытому диалогу (подобно тому, который состоялся на неформальном братиславском саммите в сентябре 2016 г.) стало возможным принятие общей европейской политики сдерживания этих обездоленных миллионов, помогая им найти временное убежище в странах, соседствующих с Сирией и Ираком, а также запустить общую международную программу действий по восстановлению мира в арабских странах, создав условия для возвращения беженцев на родину.
Пережившие трагедии XX века, бывшие жертвы чередующихся тоталитарных диктатур имеют сильную приверженность атлантизму, продолжению тесного сотрудничества с Соединёнными Штатами и с Европой. Они должны остаться верны этому направлению. Но что особенно связывает их с ним, так это приверженность традиционным европейским ценностям. Независимость и политические свободы были боевым кличем противников коммунизма. К сожалению, сегодня мы наблюдаем отступление от этих ценностей во многих странах, и тем не менее большинство населения не желает отворачиваться от них. Сегодняшние разногласия по поводу того, как следует противодействовать иммиграции и угрозе исламского фундаментализма, относятся к разряду практической политики, а не ценностей. Было бы неверно представлять нынешние разногласия как новый водораздел Восток/Запад. Раскол между несколькими европейскими правительствами и населением этих стран по поводу проблемы мигрантов должен быть ликвидирован, поскольку его последствия могут быть чрезвычайно опасными. Различные взгляды должны обсуждаться открыто и искренне, не ограничиваясь рамками "политической корректности".
В4 и Россия
Шестьдесят лет назад Советский Союз жестоко подавил восстание венгров за свободу и демократию. Затем последовала "Пражская весна", задушенная применением "доктрины Брежнева". Польская солидарность была запрещена из-за угрозы советского вторжения. Однако мы никогда не ставили на одну доску Советский Союз и Россию, напротив, мы всегда симпатизировали русским людям. Со времени смены режима и роспуска Варшавского договора вишеградские страны имели теплые отношения с Российской Федерацией. Венгры оценили жест Бориса Ельцина, когда в ноябре 1992 г. он назвал интервенцию 1956 г. "несмываемым пятном" советской политики. Вступление в НАТО никогда не задумывалось как антироссийский шаг. Ни один разумный европейский политик не имеет вражды по отношению к России, все являются сторонниками сильных экономических связей. Важный момент здесь - понимание того, что ни одна страна не может позволить себе соблазниться на специальные предложения и кажущиеся привлекательными возможности, которые могут давать преимущества одним, но представлять ущерб для дру-
гих. Хочется надеяться, что ЕС будет следовать хорошо сбалансированной и общей дружественной линии в отношении России, однако от действий самой России зависит, будет ли она помогать или препятствовать такой политике.
Будут ли следующие 25 лет?
Никакое праведное прошлое не гарантирует бесконечного существования, не говоря уже о светлом будущем. Эта ассоциация может зачахнуть, если, страны-участницы не смогут разглядеть своей потенциальной ценности в новых условиях. Страны В4 сближает очень многое не только с точки зрения истории и культуры, но также и современный опыт, основополагающие цели и интересы. Они лучше знают и понимают одновременно и Восток (Россия и Украина), и Балканы, нежели их западные друзья. К сожалению, эти приграничные регионы Европы, скорее всего, еще надолго останутся головной болью и для НАТО, и для ЕС. В4 есть много что сказать по поводу относящихся к этим странам проблем, но опять же, если они будут говорить в унисон, их лучше услышат.
Кроме того, чтобы играть активную роль в нынешних дискуссиях о том, что делать с потенциальными мигрантами, В4 должна помогать в борьбе со множеством факторов, представляющих угрозу миру во всём мире и стабильности, таких, как терроризм, расизм, нетерпимость по отношению к национальным и религиозным меньшинствам, военным преступлениям, преступлениям против человечества и этническим чисткам. Все эти угрожающие тенденции и преступления уже однажды случились в Центральной Европе, и посыл здесь недвусмысленно ясный: они не должны повториться нигде, и их можно предотвратить только совместными усилиями.
В моей новой книге я даю следующее предсказание относительно Вишеграда: "Он был основан убеждёнными противниками коммунистической диктатуры, которые были преданы демократии западного типа и общим интересам народов Центральной Европы. Вишеград не прекратится, пока такой тип мышления останется решающим в этих четырёх странах".
References
Declaration on Cooperation between the Czech and Slovak Federal Republic, the Republic of Poland and the Republic of Hungary in Striving for European Integration. (15.02.1991) www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations
25 YEARS OF THE VISEGRÁD GROUP
Author. Jeszenszky G., professor (History), Ambassador, Hungary's Foreign minister in 1990-1994.
Abstract. One of the founders of the Visegrad group (V4), historian and diplomat, minister of foreign affairs of Hungary in 1990-1994, gives answers to the questions that arise with passing of time regarding the establishment of F4. Historically, these countries have had much in common, and often they have striven for mutual support. Historical roots played a significant role in that after the collapse of the bipolar world, they managed to establish regional integration. The common goal of transition from one system to another contributed to the integration and its successful evolution. According to the author, the project has never been based on anti-Russian feelings as well as today it is not driven by opposition to Moscow. However, from the author's point of view, the key to V4 success lies in the Euro-Atlantic region.
Key words: Visegrad group, Central Europe, European integration, European Union, NATO, Hungary, Poland, Slovakia, Czech Republic.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620161319