Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ'

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ голос/ голосоведение/ хор/ управление хором/ мотив/ вокал/ а капелла/ партия/ партитура. / pedagogy / music / voice / voice leading / choir / choir management / motive / vocals / a cappella / part / score.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

В статье рассматриваются основные принципы организации вокального обучения. Отмечаются методические особенности и специфика практического обучения вокальному искусству. В вокальной музыке голос считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. В связи с этим значительно возрастает роль стилевого анализа, необходимость осознания стилевых закономерностей. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля голосоведения, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса в пении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS REDUCED TO VOCAL VOICE CONTROLS IN CANTROPUNCT MUSIC

The article discusses the basic principles of organizing vocal training. The methodological features and specificity of practical training in vocal art are noted. In vocal music, the voice is considered to be a set of sounds that a person makes through the throat with the help of exhaled air, which causes the vocal cords to shake. In this regard, the role of style analysis, the need to understand style patterns, increases significantly. This article contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of the style of voice leading, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste in singing.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ»

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные принципы организации вокального обучения. Отмечаются методические особенности и специфика практического обучения вокальному искусству. В вокальной музыке голос считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. В связи с этим значительно возрастает роль стилевого анализа, необходимость осознания стилевых закономерностей. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля голосоведения, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса в пении.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ голос/ голосоведение/ хор/ управление хором/ мотив/ вокал/ а капелла/ партия/ партитура.

SOME PROBLEMS REDUCED TO VOCAL VOICE CONTROLS IN

CANTROPUNCT MUSIC

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article discusses the basic principles of organizing vocal training. The methodological features and specificity of practical training in vocal art are noted. In vocal music, the voice is considered to be a set of sounds that a person makes through the throat with the help of exhaled air, which causes the vocal cords to shake. In this regard, the role of style analysis, the need to understand style patterns, increases significantly. This article contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of the style of voice leading, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste in singing.

Key words: pedagogy / music / voice / voice leading / choir / choir management / motive / vocals / a cappella /part / score.

Мелодическая линия как часть многоголосного музыкального произведения. Совокупность этих линий составляет музыка целое - фактуру музыкального произведения. Характер движения голосов определяет тот или иной тип голосоведения. Устойчивое число голоса и их относит, равноправие характерны для полифонической музыки; в музыке гомофонной ведущим, как правило, является один Г., обычно верхний. В случаях, когда ведущий Г., особенно развитый и выделяющийся, предназначен для исполнения одним певцом или инструменталистом, он называется сольным. Все прочие Г. в гомофонной музыке являются сопровождающими. Однако они также неравнозначны. Нередко различают главные (облигатные) Г. (включая ведущий), которые передают осн. элементы муз. мысли, и Г. побочные, дополняющие, заполняющие, гармонические, которые выполняют вспомогательных функции. В практике изучения гармонии в четырёхголосном хоральном изложении выделяют голоса крайние (верхний и нижний, сопрано и бас) и средние (альт и тенор). А капелла (итал. a cappella, «как в капелле») — пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения. Термин «а капелла» изначально предназначался для разграничения между полифонией эпохи Возрождения и стилем концертного барокко. В 19 веке возобновившийся интерес к полифонии эпохи Возрождения в сочетании с незнанием того факта, что вокальные партии часто дублировались инструменталистами, привели к тому, что термин стал означать вокальную музыку без инструментального сопровождения. Общественно-полезное значение пения, как всякого другого вида исполнительского искусства, определяется его внутренним содержанием. Именно в гармоническом сочетании содержания и звуковой формы пение приобретает силу художественно-эмоционального и идеологического воздействия, а потому является одним из общественно-значимых видов человеческой деятельности. Ученые считают, что наибольшую пользу может принести прослушивание народной и классической музыки. Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. Музыка - могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»-сказал великий педагог В.А. Сухомлинский.

В вокальной музыке голос считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение.

1. Необходимо начинать развитие голоса с центральных (примарных) звуков, которые наиболее удобны и берутся без напряжения.

2. Развитие голоса должно быть постепенным, без всякой поспешности.

3. При работе над голосом нужно избегать форсированного звучания, заниматься при умеренной силе звука (не тихо, не громко).

4. Наибольшее внимание уделять качеству звучания и свободе пения, ровности силы звучания при очень ограниченном диапазоне на начальном этапе обучения.

5. Необходимо выравнивание всех звуков по качеству исполнения.

Следует отметить, что в упражнениях для развития голоса необходимо соблюдать принцип строгой последовательности от упражнений в медленном темпе к более подвижным, от упражнений, охватывающих ограниченный участок диапазона нормально, без напряжения звучащих нот, до упражнений на всем имеющимся в данное время диапазоне, воздерживаясь, конечно же, от крайних его пределов, от упражнений на выдерживание вокальной линии на одной какой-либо удобной гласной до комбинирования гласных и согласных.

Каждое упражнение имеет свою направленность, служит какой-то определенной цели: одно способствует развитию кантиленного пения, другое вырабатывает подвижность голоса, третье укрепляет дыхание и т.д.

На первом курсе желательно пользоваться упражнениями кантиленного, певуче-протяжного характера в диапазоне центральной рабочей октавы. Некоторые упражнения рекомендуются в процессе работы петь в разном характере: весело, грустно, сердито, восторженно, страдальчески. Такие требования заинтересовывают студента, приучают его к достижению выразительности только средствами тембровой окраски голоса, без помощи слов. Упражнения, естественно подготавливают студента к более совершенному, полному и свободному исполнению вокалистов Глинки, Зейдлера, Абта, Конконе, Панофка, Лютгена. Несомненно, вокально-технические упражнения не должны носить характер формальной гимнастики голосового аппарата, без гармонической связи в целях выразительности, художественного исполнения. В процессе занятий тщательное изучение и усвоение музыки каждого вокализа наизусть способствует преодолению технических трудностей. Возникает вопрос, надо ли во время изучения вокализов, после самостоятельного изучения студентом мелодии, в работе с концертмейстером подыграть ему мелодию? К тех случая, когда интонация у студента неустойчива или голос его малоподвижный, рекомендуется, конечно, подыгрывать мелодию довольно продолжительное время, после чего уже приучать к самостоятельному звуко-ведению. Временное подыгрывание вокализа поможет студенту быстрее усвоить мелодию и получить навыки мышечных ощущений в звукообразовании. На первом этапе обучения полезно применять твердую атаку звука, обеспечивающую правильное силовое воздействие между голосовыми связками и давлением на них воздуха, что помогает лучшему звукообразованию. Ощущение

при звукообразовании у студента играет большую роль, поэтому следует обращать на него внимание и рекомендовать фиксировать это ощущение. Из всех компонентов звукообразования дыхание в большей степени поддается контролю. Роль дыхания в пении, в звуко -образовании, в формировании певческого голоса очень велика. Однако обращать внимание с первых уроков главным образом на дыхание и требовать сразу большого дыхания нецелесообразно. Техника дыхания, также как и всякая техника, развивается постепенно. Важный элемент правильного дыхания, это расходование его при пении. Необходимо следить, чтобы дыхания хватило на всю музыкальную фразу, что удается студенту не всегда. Брать дыхание надо легко, быстро, бесшумно, одновременно через нос и рот, чтобы автоматически произошло то движение мягкого неба и гортани, которое необходимо для высокой позиции. Сохранят высокую позицию, полученную при помощи вдыхательной установки, особенно трудно не в упражнениях, а в вокальных произведениях, где включаются слово и мелодия.

На начальном этапе подбора репертуара студенту должны быть предложены такие произведения, в которых не было бы длинных музыкальных фраз, непосильных для невыработанного дыхания. Когда дыхания не хватает, начинающий студент позволяет брать его посреди фразы или петь конец фразы на выдохе. Это не допустимо, так как в следующей фразе дыхание будет взято судорожно, на что голос немедленно отреагирует изменением тембра и нечистой интонацией.

Причинами того, что дыхания не хватает, обычно является или перебор или запертость дыхания, неумение его распределять. Для развития певческого дыхания следует давать различные, медленные, гаммообразные последовательности. Очень полезными считаются упражнения с триольными построениями, которые желательно исполнять в более подвижном темпе, так как они не только развивают дыхание, но и не позволяют студенту форсировать голос, способствуя сглаживанию регистров.

М.И. Глинка считал, что на всем диапазоне голоса звучание бывает и головное и грудное. Только на высоких звуках звучание должно быть минимально грудное и максимально головное.

Развитие диапазонов для всех голосов - очень важный этап обучения. Бывают случаи, когда природа сама создала такой голосовой аппарат, который позволяет голосу без всякого напряжения идти вверх. Если студент обладает полным диапазоном, с развитием всех компонентов техники появиться мастерство владения голосом, верхний регистр приобретает гибкость, легкость, умение филировать, держать долгое фермато, то есть все то, что украшает пение. Когда же в процессе занятий диапазон надо развивать и отвоевывать каждый тон, то

думается, эта задача, возможно будет решена только при условии систематических занятий и заинтересованности самого студента. Развитие диапазона голоса должно быть результатом очень осторожной и настойчивой работы над формированием качественного звучания середины диапазона. В постоянных упражнениях индивидуального характера необходимо соблюдать режим свободной, легко выдерживаемой, не утомляющей голос тесситуры. В исполнении вокализов, романсов лишь в классной работе в качестве подготовительного приема в отдельных случаях затруднительной тесситуры, для студента можно временно допустить исполнение в транспортировке. Этот прием полностью оправдывает себя и ничуть не мешает последующему пению произведения в тональности, указанной автором.

Есть вокальные произведения, очень удобно написанные для развития диапазона. Например: "Травушка" Варламова, в которой первый октавный ход вверх дает сразу высокую позицию, а все ходя плавно спускаются вниз, позволяя удерживать эту энергично взятую высокую установку голоса.

При развитии диапазона большое значение имеет навыки и качества, уже приобретенные за время обучения - эластичность резонаторного аппарата и хорошо развитое дыхание. Развитие кантилены также требует хорошего дыхания, высокого позиционного и полетного звука, четной и хорошей дикции. Процесс пения требует иных артикулярных установок, т.к. высота, сила и продолжительность звучания гласных и согласных звуков в пении иное, чем в речи. Петь нужно на широком гласном звуке, округленном для благородства звучания, т.е. "а" должно быть смешанным с "о", "и", с "е", "э", иначе гласные звучат плоско. "И" должно звучать как "и" короткое, например: не "тобой", а "тобой". Все согласные произносятся четко и быстро, т.к., если задерживаться на согласном звуке, мелодия прерывается, и в пении будет отсутствовать так называемое бельканто.

Правильное формирование гласных и согласных, развитие артикуляционного аппарата, с одной стороны, организовывает работу всего голосового аппарата, способствует звуко-ведению, а с другой, придает слову остроту, четкость и выразительность.

На первых этапах обучения внимание студента обычно обращено на преодоление трудностей чисто вокально-технического порядка. Естественно, что без необходимых навыков, т.е. без верного голосообразования, умения управлять дыханием, без ровности голоса, владения необходимым диапазоном и т.д. трудно говорить о творческом подходе к трактовке произведения.

Но именно на этих ранних этапах работы со студентом необходимо подтолкнуть его к верному подходу и к работе над художественной стороной произведения.

Чтобы тонко уловить мысль поэта и композитора, воплотить художественный образ произведения, студент должен глубоко проникнуть в его поэтическое и музыкальное содержание.

Вокальное произведение представляет собой органическое слияние слова и музыки. Однако студент, исполняя какое-то произведение, нередко придаёт слову второстепенное значение. Например, если предложить ему переложить-передать текст исполняемого произведения, песни - он часто не может этого сделать. Одновременное разучивание текста и мелодии без предварительного глубокого анализа и того и другого приводить к формальному проговариванию текста и внешнему неглубокому исполнению мелодии. Такой прием заучивания мешает правильному пониманию истинного замысла произведения.

При неоднократном пропевании текста, без осмысления его, устанавливается нежелательная механическая связь музыки и слова. Необходимо выразительно, осмысленно почитать вслух текст без пения, затем перенести внимание на изучение мелодии, используя пение на слог или отдельную гласную. Исполнение романсов требует от студента большой глубины и тонкости, артистизма, также умения раскрыть содержание произведения средствами музыкальной выразительности.

Исключительно ценным материалом как для развития голоса, так и для художественного вкуса являются романсы М.И. Глинки.

Отсутствие тезитурной напряженности в большинстве из них, необычайная мелодичность, пластичность и "удобство" вокальной линии в сочетании с гармоничным использованием поэтического текста, ясность выражения мысли и чувства делают их очень полезными для голоса.

Решая задачи воспитания, образования и обучения будущего певца, вокальная педагогика является многоплановой дисциплиной. Методика вокального обучения направлена на выполнение основных задач в деле воспитания студента:

1. Правильной постановки голоса

2. Формирование певческого тона

3. Выявления тембра голоса,

4. Овладения вокальной техникой и умение распоряжаться этим.

5. Развитие художественного восприятия музыки, способность проникать в ее содержание, понимать ее стилевые особенности.

6. Владение музыкальной декламацией и исполнительским мастерством,

7. Прививать хороший художественный вкус и высокую требовательность к себе, как к будущему вокалисту-исполнителю.

Также одной из очень важных форм работы являются академические концерты. Выступление каждого студента на академическом концерте становиться для него ступенью к последующим успехам в овладении певческим мастерством. Каждое

исполнение новых произведений на концерте безусловно полезно не только самому исполнителю, но и слушателям. Студенты, присутствующие на концерте знакомятся с новой для них музыкальной литературой, с композиторами, кроме того концерты дают возможность видеть себя со стороны. Такой концерт является как бы продолжением учебно-воспитательного процесса повседневных занятий. Академические концерты приучают студентов, как участвующих в них, так и слушающих, к творческой дисциплине, закрепляют не только исполнительские навыки, выработанные в классе, но и создают возможность дальнейшего их совершенствования.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

4.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

5.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

6.Холиков К.Б. «Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

8.Холиков К.Б. «Важнейшие общие основы музыкальной формы» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.Холиков К. Б. Членораздельность формы. цезура, ее признаки. главные элементы музыки, их формообразующее действие. мелодия. тема. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.Холиков К. Б. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11.Холиков К. Б. Область применения фугированных форм. тройные и четверные фуги. фугетта и фугато. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

12. Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев «Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.