Солодилова Н.З.
доктор экономических наук, профессор, и.о. ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
Хафизова Г.Б.
кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 339.543:005.334 (470+571)
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВТО
В статье авторы обращаются к основным задачам ВТО, конкретным целям присоединения России к ВТО; рассматривают основные плюсы и минусы вхождения в ВТО России.
Ключевые слова: ВТО, либерализация торговли, конкурентные преимущества, трансакционные издержки, миграция.
SOME POSSIBLE PROBLEMS AND PROSPECTS OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE WTO
In article authors address to the main objectives of the WTO, specific goals of accession of Russia to the WTO; consider the main pluses and minuses of occurrence into the WTO of Russia.
Key words: WTO, trade liberalization, competitive advantage, transaction costs, migration.
В настоящее время произошло такое уплотнение, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы взаимодействия и сотрудничества стран и народов уже не дают ожидаемого результата и эффекта.
На современном этапе в мировой экономике действуют две главные тенденции:
- создание целостности мирового хозяйства, т. е. развитие экономических связей между странами, либерализация торговли, создание современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм;
- сближение, взаимодействие в экономической области на региональном уровне, формирование крупных интеграционных региональных экономических систем, создание самостоятельных развивающих локальных экономических центров мирового хозяйства.
Правила международной торговли предполагают соблюдение огромного комплекса экономических, правовых, социальных, экологических стандартов,
которые касаются буквально всех сфер экономической жизни. Можно выделить следующие группы институциональных субъектов международных организаций, решения и поведение которых влияют на мировые процессы, в том числе на международную торговлю: МВФ, Всемирный Банк, ВТО, «Большая восьмерка» и пр.; региональные организации; ТНК и ТНБ; неправительственные организации; крупные мегаполисы; новые региональные экономические субъекты, интеграционные группировки и т. д. Львиную долю указанных стандартов определяет Всемирная торговая организация (ВТО).
Основными целями и задачами ВТО являются:
1) содействие глобальному экономическому развитию;
2) обеспечение справедливости и открытости в международной торговле;
3) либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости;
4) способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
Страны - члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых механизмов в ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Конкретными целями присоединения России к ВТО являются:
• получение лучших, в сравнении с действующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО;
• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Однако либерализация доступа на российский рынок товаров и услуг из стран ВТО содержит в себе определенную угрозу экспортной экспансии партнеров по ВТО и обострения конкуренции на внутреннем рынке. Для многих российских предприятий с невысокой конкурентоспособностью сужение или даже потеря российского рынка неизбежно будет связана с прекращением деятельности, т. е. банкротством.
Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись почти 18 лет и явились одной из острых проблем экономической политики и хозяйственной практики, предметом не-прекращающихся дискуссий в обществе. Наибольший интерес вызывали ожидаемые последствия углубленной интеграции страны в мировую экономику и международную торговлю, особенно возможные негативные последствия.
Основная часть выгод и преимуществ от присоединения России к ВТО носит ожидаемый характер, и для их получения необходима активная позиция России в ВТО и в отношениях с основными торговыми партнерами.
Как полноправный член ВТО Россия приобретет право участия в дальнейшей разработке норм и правил международной торговли и обеспечения своих национальных интересов в этой сфере. Согласно опубликованным Министерством экономического развития данным в итоге переговоров реа-
лизована позиция России, в соответствии с которой действующие таможенные пошлины не подлежат уменьшению сразу после присоединения России к ВТО. Снижение тарифов по отдельным согласованным позициям будет осуществляться постепенно в течение переходных периодов продолжительностью от одного года до семи лет. Постепенно в течение 3-4 лет произойдет снижение ставок до 5-7 % и частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из нее. Произойдет открытие рынка легковых автомобилей в результате снижения пошлин с 25 до 15 % и гражданской авиатехники, пошлины на которую будут снижены с 20 до 7,512,5 %. Снизятся ставки на лекарства с 15 до 5-6,5 % и лекарственные субстанции до 2-3 %, будут отменены пошлины на медицинское оборудование. Будут снижены или отменены в ряде случаев пошлины на шерсть, текстильное, кожевенное и меховое сырье, что явится частью программы поддержки российских текстильщиков и обувщиков. Ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику будут переведены на платежеспособный уровень. После присоединения к ВТО средневзвешенная ставка пошлин снизится примерно на 3 % - с 10,2 до 6,9 %. Россия сохраняет возможность применения инструментов поддержки национальных товаропроизводителей, включая защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, субсидии. Не возникает препятствий для проведения политики регулирования цен на товары и услуги, в том числе цен на природный и сжиженный газ.
В области поставок сельскохозяйственных товаров произойдет либерализация импорта некоторых видов кормов для животноводства (соевых бобов, жмыха), не произрастающих в России овощей, фруктов, орехов (бананов, цитрусовых, винограда, фисташек, арахиса).
По итогам переговоров по доступу на рынок услуг Россия приняла обязательства по 116 секторам. В отношении 30 секторов не будут применяться меры, устанавливающие количественные ограничения иностранного присутствия на рынке или ухудшающие условия конкуренции иностранных услуг и поставщиков услуг по сравнению с аналогичными национальными услугами и поставщиками. В 44 случаях охват обязательств является более узким, чем предусмотрено нормами ВТО. Практически полностью выведены из-под российских обязательств в ВТО ключевые сектора услуг, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, энергетических, авиационного и железнодорожного транспорта, деятельности портов (за исключением погрузочноразгрузочных работ) и аэропортов. Таким образом, в результате переговоров в полной мере реализована принципиальная позиция России, предусматри-
вающая сохранение всех действующих инструментов регулирования иностранного присутствия на внутреннем рынке услуг в объеме, требуемом для поддержания нормальных условий конкуренции и обеспечения благоприятного доступа российских потребителей к современным услугам.
Предусмотрено частичное открытие рынка финансовых услуг. В банковской сфере в ходе переговоров достигли того, что иностранное участие предусматривается только в форме создания в России банков с иностранными инвестициями или приобретение существующих российских банков. Допускается 100%-ное иностранное участие в капитале каждого отдельного банка, при этом деятельность в России филиалов иностранных банков не допускается. Сохраняется предусмотренная действующим законодательством возможность введения квоты иностранного участия в банковской системе на уровне 50 % иностранного участия в совокупном уставном капитале российских банков.
Иностранное присутствие на рынке ценных бумаг допускается только в форме российского юридического лица. При этом для некоторых видов профессиональных участников рынка ценных бумаг предусматривается возможность введения ограничений иностранного участия на уровне 25 % уставного капитала.
В области страховых услуг либерализация будет осуществляться в течение переходного периода. Сохранится квота иностранного участия в страховой системе, ее размер увеличивается с нынешних 25 до 50 %. Деятельность в России филиалов иностранных компаний будет разрешена через 9 лет после присоединения России к ВТО. Однако такие филиалы не могут работать в сфере обязательного страхования (кроме ОСАГО) и страхования государственных закупок.
Предстоит нелегкое и обязывающее подключение России к участию в разрешении накопившихся в мировой торговле проблем (ЕС, Ближний Восток и др.). Необходимо будет вернуться к проблемам выработки в рамках ВТО многосторонних соглашений по инвестициям, правилам конкуренции, учета требований экологии в торговле, формирования и функционирования региональных торговых соглашений по формированию торговых союзов, которые начинают противостоять ВТО.
России предстоит активизировать работу по усилению борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности, что позволит решить наиболее конфликтные проблемы (особенно с США и ЕС), что будет способствовать защите законных интересов российских правообладателей.
Торговая политика РФ, система регулирования внешнеэкономической деятельности должна быть на-
правлена на поддержку широкого участия российского бизнеса в мировой торговле. В данной сфере многое еще необходимо «подтянуть» к правилам ВТО.
Вступление России в ВТО - это лишь ступень сложного и противоречивого подъема страны в новых исторических и экономических условиях, закрепление подобающего места в мировой экономике и торговле, обеспечение справедливых и взаимовыгодных отношений со всем миром.
В настоящее время основными проблемами в области импортно-экспортных отношений выступают следующие.
ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российской экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей. Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации.
Расширенный допуск импорта на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. При этом могут пострадать пищевая, фармацевтическая, химическая, авто- и авиастроительная, легкая и электронная промышленности, сектора страхования, финансовые услуги и розничная торговля, мелкий и средний бизнес и т. д. Таким образом, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю, однако это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя. Однако согласно экспертным оценкам только 25 % отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями, следовательно, они сразу не могут выйти на мировой рынок (автомобилестроение, сельское хозяйство, самолетостроение, телекоммуникации, сотовая связь, металлургия, фармацевтическая промышленность, страховой сектор рынка, угольная промышленность и др.). Часть указанных секторов нуждается в защите и поддержке.
Исходя из структуры экспорта РФ, можем утверждать, что наше основное конкурентное преимущество - большие запасы минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего энергетических. После десятилетнего перерыва мы вернулись на вторую позицию в мире по объемам производства нефти и на первое место в мире по торговле энергоносителями. Тем не менее не стоит забывать, что:
- ресурсы исчерпаемы, не возобновимы и часто труднодоступны;
- спрос на сырье и энергоресурсы ограничивается вследствие распространения в мире ресурсосберегающих технологий;
- транспортная инфраструктура обладает ограниченной пропускной способностью;
- в мире активно разрабатываются новые месторождения, и альтернативные источники энергии находят все большее распространение.
С данными проблемами сырьевой и энергетической частей экспорта России нужно справляться самой и договариваться с ОПЕК, а не с ВТО.
Следующее конкурентное преимущество - наличие в стране значительных по объему основных фондов и крупных перерабатывающих мощностей, таких как металлургия, химия, деревообработка.
При нынешних ценах на мировом рынке сырья конкурентоспособны и экспортабельны наши основные нефтепродукты и нефтехимикаты. Конкурентоспособны российская черная и цветная металлургия, выигрывающая на издержках производства. Россия выступает лидером на мировом рынке никеля, титана и палладия. Промышленность стройматериалов конкурентоспособна на внутреннем рынке, но теряет рынок отделочной продукции, международную конкурентоспособность сохраняют цемент, стекло, линолеум, асбест, лесобумажная промышленность.
Химическую отрасль выручает конкурентоспособное производство и экспорт минеральных удобрений и изделий основной химии. Однако отрасль проигрывает в сфере малотоннажных и специализированных химикатов, а также в производстве шин, где она теряет отечественного потребителя из-за их качества. Фармацевтика уже потеряла 80 % отечественного спроса.
Российское тяжелое и энергетическое машиностроение остается конкурентоспособным на внутреннем рынке. Отечественное станкостроение за годы реформ практически распалось. Гражданское судостроение, за отсутствием внутренних заказов, работает в основном на экспорт и ремонт малых и средних судов.
В автомобилестроении на базе проведенной реконструкции вернул свои позиции на местном рынке и в экспорте «КАМАЗ» стал ТНК. Удачно специализируется на производстве микроавтобусов «ГАЗ», внедорожников «УАЗ», но в легковом автомобилестроении все более доминирует промышленная автосборка иномарок из импортных деталей.
Российская электротехника и электроника сохраняет конкурентоспособность в производстве кабеля, провода, электродов, генераторов, отдельных видов электродвигателей, трансформаторов, электроламп, СВЧ-аппаратуры, простых измерительных приборов и электровакуумной техники.
Космическая индустрия сумела сохранить свою международную конкурентоспособность в основном по носителям.
В текстильной промышленности отечественные производители сохраняют свои позиции по трикотажу, льняным, тонкосуконным, камвольным, части шелковых тканей, но уже потеряли рынок технической синтетики и качественных изделий. Мебельщики удерживают свою долю рынков дешевой мебели и периферийный спрос, а пищевая отрасль - рынки растительного и части животного масла и маргарина, муки, зерна, крупы, сыра, сгущенного молока, яиц, водки, кондитерских изделий и отвоевывают обратно рынки сахара, солода и птицы.
В условиях ВТО российское сельское хозяйство сократит свои субсидии со стороны государства, в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие.
Вытеснение отечественных производителей осуществляется за счет демпинговых цен со стороны некоторых стран.
В настоящее время продовольственная безопасность России по мясу, подсолнечному маслу, сахару и сое уже потеряна. Промедление с разработкой и реализацией соответствующих программ приведет к тому, что российский рынок перечисленных выше продуктов попадет под полный контроль развитых стран.
Если рассматривать российский рынок услуг при ВТО, то к настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг с Австралией, Бразилией, Болгарией, Канадой, Чили, Китаем, Доминиканской республикой, Гондурасом, ЕС, Эквадором, Египтом, Венгрией, Индией, Японией, Кореей, Мексикой, Новой Зеландией, Норвегией, Панамой, Парагваем, Сингапуром, Швейцарией, Тайванем, Таиландом, Турцией, Уругваем, США, Венесуэлой.
Наиболее сложно переговоры продвигались по таким чувствительным секторам сферы услуг, как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран - членов ВТО.
ВТО потребует подготовки квалифицированных специалистов, хорошо знающих правовую структуру ВТО и особенности действия этой организации, для службы в государственных и негосударственных учреждениях, на предприятиях и фирмах. Подготовка таких специалистов и общее повышение внешнеторговой грамотности - это неотложная задача, поставленная временем перед учебными заведениями различного уровня в РФ (в вузах рекомендуется преподавать, в частности, такую дисциплину, как «Принципы, соглашения ВТО»). Решение этой задачи
в немалой степени связано с созданием учебной литературы и пособий по проблематике ВТО. Сегодня остро чувствуется нехватка информации как о деятельности ВТО, так и о проблемах, с которыми неизбежно столкнется Россия, ратифицируя правила ВТО и присоединяясь к международной торговой системе.
В перспективе уже все более очевидно просматриваются существенные изменения в позициях стратегических партнеров России, прежде всего выдвижение Китая на первое место. Можно предполагать, что именно связи с КНР в перспективе станут основой экономического взаимодействия России с АТР, со странами АТЭС, основательно укрепится многостороннее сотрудничество, прежде всего в масштабах Северо-Восточной Азии (Россия, Китай, два корейских государства, Монголия), что окажет заметное влияние на развитие связей с США и Канадой.
В ближайшие годы необходимо провести отраслевую диверсификацию российской экономики для нивелирования ее зависимости от продукции ТЭК. Однако это направление действий имеет долгосрочный характер. В краткосрочном периоде необходимо повышение эффективности экспортных поставок отраслей обрабатывающей промышленности для дальнейшего роста. Это может быть достигнуто либо за счет повышения цен (что вряд ли возможно в условиях высокой конкуренции на мировом рынке), либо за счет снижения издержек (а соответственно и снижения цен для повышения конкурентоспособности отечественной продукции по цене на мировых рынках).
Проблемы российской экономики во многом связаны с высокими трансакционными издержками. По словам Д. Норта, российская экономика уже достигла уровня, когда «обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы», но никак не может перейти к фазе, когда «производительность, связанная с выигрышем от торговли, возрастает еще больше».
Все российские предприятия и компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, несут трансакционные издержки, которые можно назвать издержками компенсации несовершенства институциональной среды. К сожалению, несовершенство некоторых российских нормативных актов различных ведомств приводит к значительным потерям предприятий, вредит их конкурентоспособности.
Мерой оценки ущерба может служить либо уровень инфляции, в результате которой у предприятий обесцениваются средства, либо ставка рефинансирования ЦБ РФ как показатель упущенной выгоды предприятий. Для роста экспорта и повышения его эффективности необходимо снижать трансакционные издержки в этой области, что требует срочных институциональных изменений в стране.
В международной миграции рабочей силы опыт свидетельствует о том, что к началу XXI века заметно интенсифицировались и усложнились интеграционные процессы, появились тенденции регионализации, глокализации, постиндустриализации и глобализации. Указанные тенденции в мировой экономике, безусловно, накладывают отпечаток и на миграционные процессы.
Важно отметить, что немаловажную роль в интеграционных процессах на микроуровне играли этнические бизнес-сети, созданные и основанные на семейных и языковых связях. В этой связи проведение анализа международной миграции населения между Россией и этническими группировками является весьма актуальным. Она не только сыграет существенную роль в «фактической интеграции», но и заложит основу для дальнейшей интенсификации всех трансграничных обменов в сфере торговли, инвестиций, туризма, рабочей силы и др.
В ближайшем будущем тенденциями в международной миграции, возможно, будут: преобладание экономических мотивов в миграциях, опережающий рост туристских обменов, устойчивый рост трудовой миграции в условиях усиления демографического, трудового дисбаланса на границе России, проведение внешнеэкономической политики страны, направленной на поощрение экспорта рабочей силы, усиление роли миграций (в том числе нелегальной).
К сожалению, обладая формально статусом промышленной державы, Российская Федерация на практике стала экспортером весьма ограниченного круга товаров трех видов энергоносителей: нефть, нефтепродукты и природный газ. Основную часть мирового дохода получают именно страны, концентрирующие у себя производство продукции с наибольшей добавленной стоимостью, в связи с чем в долгосрочном плане потери России становятся очевидными.
Развитие современных высокотехнологичных услуг и их экспорт в условиях ВТО останутся одним из наиболее слабых мест российской экономики.
Вступление России в ВТО ужесточает конкуренцию между внутренним и внешним рынками страны по таким видам ресурсных товаров, как: природный газ, сжиженный газ, электроэнергия, цемент, зерно, фураж, бензин, редкие металлы, уран, даже силовые машины и станки.
Наиболее серьезные негативные социальные и экономические последствия от присоединения к ВТО могут почувствовать моноспециализирован-ные градообразующие предприятия, ранее работавшие исключительно на госзаказ или же вынесенные в малые города и села.
В сфере внешнеэкономических связей к числу негативных факторов относятся «серый импорт»
и операции челноков, выпадающие из норм и правил ВТО, ибо они идут мимо бюджета и не учитываются статистикой.
Предполагается, что, став членом ВТО, Россия существенно укрепит свои позиции в международной торговле. Изменится и образ страны как привлекательного объекта для прямых иностранных инвестиций в связи с укреплением правовой системы на основе общепринятых многосторонних правил. Россияне надеются, что сформируется обстановка предсказуемости и стабильности национальной экономики, расширятся возможности российских компаний для инвестиций за рубежом, что будет способствовать укреплению конкурентоспособности российской экономики и повышению благополучия россиян.
Список литературы:
1. Дюмулен И.И. Всем. Торг. орг. - М.: Экономика, 2003. - С. 27-29.
2. Мировая экономика. Прогноз до 2020 года. / Под. ред. А.А. Дынкина. - М., 2007.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
4. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. 165-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 17 декабря; Россия и ВТО. - М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), 2004.
5. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ / Под. ред. Д. Тарр.
- М., 2006.
6. Хафизова ГБ. Международная торговая политика в рамках Всемирной торговой организации. - Уфа: УГАЭС, 2008. - 97 с.
7. Хафизова ГБ. Международная торговля. Научное издание. - Уфа: УГАЭС, 2011. - 112 с.
8. Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www. Wto.org.
9. Торговая документация: http://www.census.govforeign_ trade.
Хафизова Г.Б.
кандидат экономических наук,
профессор кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г.Уфа
УДК 339.543
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СОГЛАШЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье автором рассматриваются основные принципы и соглашения Всемирной торговой организации, ее ключевые принципы. Отношение ВТО к России.
Ключевые слова: международная торговля, ГАТТ, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС, недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим.
MAIN PRINCIPLES AND WORLD TRADE ORGANIZATION AGREEMENTS
In article the author considers the basic principles and World Trade Organization agreements, its key principles. Relation of the WTO to Russia.
Key words: international trade, GATT, GATS, TRIMS, TRIPS, non-discrimination, MFN, national treatment.
Международная торговая политика, вхождение проблем экономической политики и хозяйственной России в ВТО много лет является одной из основных практики. Присоединение к ВТО создает для России