Научная статья на тему 'Экономические аспекты создания Всемирной торговой организации и присоединения к ней России'

Экономические аспекты создания Всемирной торговой организации и присоединения к ней России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / УГРОЗА / THE THREAT OF ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТ / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пуговкина О.А.

Проведен анализ условий создания Всемирной торговой организации, а также этапы присоединения России к ВТО. Исследованы преимущества и недостатки, выявлены основные причины вступления России в ВТО. Сделаны выводы и обозначены перспективы для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic aspects of creation of the world trade organization and the accession of Russia

In the article the analysis of the conditions for the creation of the world trade organization, as well as the stages of Russia's accession to the WTO. Studied are the advantages and disadvantages, the main reasons of the Russia's WTO accession. Presents conclusions and perspectives for Russia.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты создания Всемирной торговой организации и присоединения к ней России»



нительным выплатам должно быть оптимальным, иначе, при использовании излишне конкретизированной системы с большим количеством показателей, отражающих относительно мелкие функции, существует опасность, рассеивания внимания от решения ключевых задач, а также компенсации снижения качества исполнения основных обязанностей большим количеством менее значимых функций.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г № 3-ФЗ «О полиции».

2. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Разработка системы показателей оценки результа-

тивности профессиональной служебной деятельности служащих правоохранительной службы, ее апробация и внедрение в государственных органах: Итоговый отчет по НИР / научн. рук. А.В. Клименко. http://www.mvd.ru (дата обращения: 20.12.2012).

5. Калькулятор заработной платы. URL: http://www. netsalarycalculator.co.uk (дата обращения: 20.11.2013).

6. Официальный сайт Королевской канадской конной полиции. URL: http://www.rcmp-grc.gc.ca/recruiting-recrutement/rm-mr/rates-taux-eng.htm (дата обращения 28.12.2013).

7. Официальный сайт Правительства Великобритании URL: https://www.gov.uk/police-pay-winsor-review (дата обращения 20.12.2013).

8. Сайт-путеводитель «Жизнь в Канаде». URL: http:// www.livingin-canada.com/salaries-for-police-officers-canada. html (дата обращения: 29.11.2013).

9. Jenkins C. Concerns raised over gap between funding and pay' // Police review. 1999. Febr. P. 7.

10. Рoliceoracle. URL: http://www.policeoracle.com/ pay_-and_conditions/police_pay_scales.html (дата обращения: 22.12.2013).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ К НЕЙ РОССИИ

О.А. ПУГОВКИНА

адъюнкт 2 курса кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России Научная специальность 08.00.05 — экономика управления народным хозяйством Научный руководитель и рецензент: доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Минаков А.В.

E-mail: knopa2007-89@mail.ru

Аннотация. Проведен анализ условий создания Всемирной торговой организации, а также этапы присоединения России к ВТО. Исследованы преимущества и недостатки, выявлены основные причины вступления России в ВТО. Сделаны выводы и обозначены перспективы для России.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, государство, угроза, экономическая безопасность, импорт.

ECONOMIC ASPECTS OF CREATION OF THE WORLD TRADE ORGANIZATION AND THE ACCESSION OF RUSSIA

O.A. PUGOVKINA

adjunct 2 courses of the department of bookkeeping and audit of the Moscow university of the MIA of Russia

Annotation. In the article the analysis of the conditions for the creation of the world trade organization, as well as the stages of Russia's accession to the WTO. Studied are the advantages and disadvantages, the main reasons of the Russia's WTO accession. Presents conclusions and perspectives for Russia.

Keywords: The world trade organization, the state, the threat of economic security, import.

Проект устава Международная торговая организация (окончательно сформировавшийся в 1948 г.) послужил основой разработки текста Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее ГАТТ). Возникла тенденция к либерализации торговли. В этих условиях и было образовано ГАТТ, которое было временным соглашением по торговле. Первое официальное предложение нового учреждения, было подписано Канадой в 1990 г. Проект устава Всемирной торговой организации (далее ВТО) был подписан на встрече Министров в Марракеше в апреле 1994 г. 104 государствами и получил название Марракешское соглашение. ВТО начала свою деятельность 1 января 1995 г., тогда ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны ГАТТ вошли в ВТО.

К договору об учреждении Всемирной торговой организации приложено более 50 соглашений, которые составляют единый «пакет» документов.

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-94 г.).

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (далее ГАТС).

3. Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (далее ТРИПС).

4. Соглашение по текстилю и одежде.

5. Соглашение по сельскому хозяйству.

6. Соглашение по правительственным закупкам.

7. Соглашение по гражданской авиатехнике.

8. Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (далее ТРИМС) и др.

Основополагающими принципами ВТО являются: недискриминация, взаимность, транспарентность (прозрачность), либерализация, применение специальной помощи и уступок развивающимся странам, правоохранительные механизмы1.

В соглашении об учреждении ВТО выделяются две особенные «опорные» функции: обе-

спечение функционирования механизма обзора торговой политики, которая представляет собой периодическое рассмотрение и анализ макроэкономической политики государств, а так же обеспечение функционирования механизма по разрешению споров.

ВТО не только регулирует внешнеторговые связи между странами, но и оказывает влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития.

Высший орган ВТО — Министерская конференция. Она проводится, как минимум один раз в два года. Министры — участники конференции, могут принимать решения по всем вопросам. Основные функции повседневной деятельности выполняет Генеральный совет как орган по урегулированию споров и как орган по обзорам торговой политики. Он находится в Женеве. Под началом Генерального совета действуют еще 3 органа: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговле аспектами прав интеллектуальной собственности.

1. Совет по торговле товарами, занимается деятельностью специализированных комитетов, наблюдает за выполнением принципов ВТО и соглашения ГАТТ-94 в сфере торговли товарами.

2. Совет по торговле услугами следит за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся: комитет по торговле финансовыми услугами и рабочая группа по профессиональным услугам.

3. Совет по торговле аспектами прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, занимается вопросами предотвращения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами2.

Все страны — члены ВТО могут принимать участие в работе всех советов, за исключением апелляционного органа, третейских групп по урегу-

лированию споров и комитета по многосторонним соглашениям.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, составляет более 500 штатных сотрудников. Его возглавляет Генеральный директор, которого назначает Министерская конференция.

В настоящее время генеральным директором является Роберту Карвалью ди Азеведу. Секретариат ВТО не принимает решений. Основополагающая цель — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, оказывать техническое содействие развивающимся странам, разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Принятие решений происходит на основе консенсуса стран-членов ВТО, каждая страна по одному голосу. На 2 марта 2013 г. в ВТО состояло 159 стран.

Преимущества членства:

1) укрепление мер экономической политики внутри страны и институтов по осуществлению международной торговли товаров и услуг, что является предварительным требованием для завершения вступления в ВТО;

2) осуществляется облегченный и гарантированный доступ на основные экспортные рынки;

3) обеспечивается доступ к механизму ВТО по урегулированию торговых споров.

Основные стадии:

1) подготовка страной — кандидатом меморандума о внешнеторговом режиме, который подробно описывает меры политики и институты внешней торговли;

2) стадия вопросов и ответов, направленных на уточнение фактов, интересующих членов ВТО, о торговом режиме страны-кандидата;

3) стадия проведения переговоров.

В конце 80-х — начале 90-х гг. 20 в. в России была окончена монопольная политика, направленная на внешнюю торговлю, осуществлены изменения жесткого административно-командного управления внешнеэкономическими связями, сняты многие экономические барьеры. Основным направлением для России стала интеграция в мировое хозяйство в целях развития торгово-экономических связей для долгосрочного изменения российской экономики.

Необходимость полноправного участия России в международном разделении труда обусловила присоединение России к Всемирной торговой организации. Под влиянием ситуации, которая сложилась в экономике России, возникла необходимость в определении и формировании главных задач государства для защиты экономических интересов. В правовом отношении эта задача была решена путем подписания и утверждения Внешнеэкономической стратегии до 2020 г., в которой прописано, что приоритетным направлением для России является вступление во Всемирную торговую организацию.

Основными задачами внешнеэкономической стратегии является:

1) обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологических товаров и услуг;

2) содействие экспорту и достижение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей АПК и сфер услуг;

3) интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;

4) повышение роли России в обеспечении энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;

5) интеграция евразийского экономического пространства с центром в России;

6) создание в Российской Федерации международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту3.

Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации длился практически 18 лет, начиная от заявки на присоединение к ГАТТ в 1993 г. Первое заседание прошло в Женеве 17— 19 июля 1995 г., где был представлен « Меморандум о внешнеторговом режиме». К сожалению, это не увенчалось успехом для России и только спустя долгое время она стала участником Всемирной торговой организации. Как происходило присоединение? На первом этапе процесс был сконцентрирован на многостороннем рассмотрении в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. Для того чтобы вступить в ВТО требуется согласие всех ее участников. Сначала переговоры были многосторонними и ак-

тивными, но в двухсторонних переговорах этот процесс гораздо замедлился.

В начале 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через секретариат ВТО уведомила участников ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. Первая стадия обсуждения была завершена к 2000 г. Следующие этапы переговоров стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство.

Киотский протокол стал для России шагом для согласования всех проблем с ЕС. Все дальнейшее время ушло на поиск компромиссов с США (по вопросам открытия рынков продовольствия, обеспечения в России защиты интеллектуальной собственности и открытия финансовых рынков), а также урегулирование политических вопросов относительно Грузии.

В ноябре 2006 г. США согласились на вступление России в ВТО. С Грузией, после прихода к власти М. Саакашвили, переговорный процесс ухудшился из-за политических разногласий, связанных с Южной Осетией и Абхазией.

После запретов ввоза в Россию в 2008 г. грузинской минеральной воды и вина, Грузией были прекращены какие-либо попытки переговоров.

Благодаря заявлениям США и посредничеству Швейцарии, 16 декабря 2011 г. Россия была официально принята в ВТО.

6 декабря 2011 г. в ходе 8-й Министерской конференции стран — членов ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО. Пакет включал в себя:

V- Протокол о присоединении России к ВТО, содержащий перечень тарифных уступок и перечень специфических обязательств по услугам;

ф Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО.

В соответствии с правилами ВТО, России был предоставлен срок в 220 дней для ратификации пакета документов о присоединении к ВТО национальным парламентом.

10 июля 2012 г. Государственная дума РФ 238 голосами против 208 и 1 воздержавшемся одобрила Протокол о присоединении России к ВТО.

18 июля 2012 г. Совет Федерации РФ ратифицировал Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации.

21 июля 2012 г. Президент России В. Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»4.

22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации5.

Согласия по вопросу участия во Всемирной торговой организации нет ни среди политиков, ни в экономических кругах, ни в обществе. Мнения по поводу присоединения расходятся: одни видят только положительное другие, наоборот, категоричны в своем мнении. По прогнозам, в следующие 2 года российский бюджет может недосчитаться почти 450 млрд руб. Министерство экономического развития заявляет, что в следующем году прямые бюджетные потери от снижения импортных пошлин составят 188 млрд руб., а в 2014 — 257 млрд. Российские промышленники и предприниматели говорят, что с вступлением во Всемирную торговую организацию для многих отраслей настанут наихудшие времена за последние 20 лет, конкурировать с иностранными компаниями будет крайне сложно. Еще накануне ратификации в России состоялось несколько массовых акций протеста, на которых люди показали свое несогласие с курсом на присоединение их страны к ВТО.

Присоединение к ВТО логично и неизбежно для России, так как отечественная экономика не может развиваться обособленно, вне мировой экономической системы, а также игнорировать происходящие в мировой торговле процессы и поддерживать экономические связи с другими странами по правилам, отличным от общепринятых.

В последнее время тема вступления в ВТО и дальнейшее развитие России стала предметом острых дискуссий, ведь это решение о выборе стратегического пути развития страны на долгие годы. Торговля является одной из отраслей экономики, которая влияет на экономическое положение страны в целом каждый регион в отдельности.

За последние 10 лет Россией были снижены ставки в виде таможенных сборов с 30% до 20%,

в 6 раз сократилось число тарифных позиций, подпадающих под ставку пошлины 25%.

К 2005 г. Правительство России упразднило ставки по 1 200 видам высокотехнологического оборудования (с изначальных 5—15%).

Основной из причин, по которым Россия долгое время не могла стать членом ВТО, по мнению В.В. Путина, является то, что из России пытались «выбить неприлично много уступок».

Присоединяясь к этой организации, Россия получает гарантированный доступ на рынки всех стран — членов ВТО, однако, взамен необходимо сделать уступки в доступе на свои рынки. При этом, важно обеспечить защиту национальных производителей, чтобы возросшая конкуренция не погубила их.

Основными причинами вступления России в ВТО являются:

1) получение лучших, в сравнении с существующими, недискриминациональных условий для свободного доступа российской продукции на иностранные рынки;

2) доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

3) возможность привлечения иностранных инвестиций в результате приведения законодательных норм в соответствие с нормами ВТО. Всемирная торговая организация ликвидирует барьеры, ныне препятствующие российским компаниям, на мировых рынках инноваций, включая рынки высоких технологий. Россия, из страны импортозависимой, сможет модернизироваться в экспортоориентиро-ванную;

4) Россия, вступая в ВТО, предлагает другим участникам организации совместное использование российского ресурсного потенциала на благо всех членов мирового сообщества;

5) создание условий для повышения качества товаров и услуг отечественного производителя в результате увеличения иностранных товаров и иностранных инвестиций на рынок; по оценкам Высшей школы экономики 20% российских производителей вообще ни с кем не конкурируют, 30% (сверх этих 20) конкурируют только с российскими предприятиями. Таким образом, половина российских производителей вообще не знает, что такое глобальная международная конкуренция. К

конкурентным российским производствам относятся энергетика, ядерное производство, сырьевые отрасли, рыбная промышленность, туризм. Наименее конкурентоспособны машиностроительная промышленность (авто-, судо-, самолетостроение), отрасли легкой (текстиль, одежда), мебельной, пищевой промышленности, фармацевтика, некоторые другие, а также новые развивающиеся отрасли производства;

6) участие в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов;

7) повышение статуса России на мировом рынке как полноправного участника.

По словам президента России, «Членство в ВТО открывает возможности цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы»6.

С одной стороны, ВТО, это необходимость интеграции в мировую экономику, а с другой, — решение проблемы обеспечения экономической безопасности России. Со вступлением в ВТО, в экономике России расширятся экономико-политические процессы, в результате которых Россия будет подвержена новым угрозам экономической безопасности, требующим формирования соответствующих механизмов защиты, инструментов и пути. Важно правильно оценивать возможные риски участия в ВТО, имея в виду опасности для национальной экономики из-за некоторых правил ВТО.

Основными требованиями, которые Россия должна исполнить в ближайшее время, являются следующие:

1) отказ от субсидий отрасли (прямых и косвенных);

2) повышение внутренней цены на энергоносители и транспортные тарифы до уровня мировых;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) ликвидация таможенных сборов, по крайней мере, в первое время. В России повысится поток импорта и усилится сырьевая направленность экономики;

4) искоренение пиратства в сфере интеллектуальной собственности;

5) ввозные пошлины на автотранспорт должны снизиться до 10%;

6) должен быть открыт внутренний рынок для иностранной рабочей силы.

От присоединения к ВТО Россия получит в свое распоряжение обширный и систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с международным правом, что в современных условиях является одним из важных преимуществ.

Целью ВТО является установление международных стандартов поведения государств, способствующих упрощению использования экономических ресурсов стран — участников ВТО со стороны наднациональных неформальных институтов.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли А.Р. Белоусов, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот7.

Вступив в ВТО, Россия взяла на себя некоторые обязательства и ограничения, необходимые для выполнения:

1) отдельно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО, за исключением ситуаций, достигаемых после переговоров с участниками или в случае дефицита платежного баланса;

2) дискриминировать импортные товары на всех стадиях;

3) применять количественные ограничения;

4) применять максимальные или минимальные обязательные цены;

5) ограничивать транзит;

6) связывать импорт с обязательством экспорта;

7) включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке;

8) применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС);

9) применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;

10) предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю;

11) ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;

12) ограничивать платежи по капитальным операциям;

13) ухудшать условия доступа на рынок и другие меры.

Таким образом, большое количество ограничений уже применяются Россией в силу обязательств по международному договору, на основе действующего законодательства.

Новые изменения уже привели к негативным последствиям:

1) общему ослаблению защищенности российской экономики. Изначально девальвация рубля спасала ситуацию, но на данный момент этот эффект себя исчерпал;

2) большие социальные последствия для низких слоев населения;

3) снижение возможностей для дифференцированной политики.

Переговорный процесс был неоткрытым для общественного виденья. Эта закрытость имела двойственный характер, а именно:

1) не опубликовывались сведения о конкретных условиях вступления и обязательствах применительно к отдельным отраслям. Был известен ход и результаты переговоров, а не их предмет;

2) не были учтены интересы главных секторов экономики. Одни секторы экономики отстояли, так как переговорщики жестко отстаивали требования, другие отрасли были поставлены перед фактом.

Наиболее проблемными отраслями являются сельское хозяйство, авиация и автомобильная промышленность. В дальнейшем опубликовывались лишь сведения по этим отраслям. Остальная информация была скрыта от общественности. Исследование мнений в бизнес-среде в 2011 г. группой INIDERS и компанией «АЭР групп», показало, что 37% опрошенных бизнесменов не имеют мнения по поводу и необходимости вступления России в ВТО и последствий для национальной экономики.

Чем более высокий тариф получает страна, тем комфортнее условия для национальных производителей. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок и не имеющих возможности конкурировать с зарубежными странами, тарифы должны быть выше, чем для производителей, которые имеют возможность выхода на внешний рынок, где импортная пошлина вводится в качестве

НЕ-

экономические науки

ответной меры на соответствующие шаги других государств.

Условия вступления России в ВТО направлены на снижение импортных ставок примерно на 20%.

Обязанности нашего государства заключаются в выполнении следующих задач:

1) снижение ставок импортных пошлин и импортных квот;

2) снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам;

3) сокращение экспортных пошлин, снижение ставок на импорт примерно на 700 товаров;

4) обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления.

Согласно выводам исследования, в долгосрочной перспективе должны быть небольшие положительные изменения в пределах от 1% до 4% ВВП.

Основные потери экономики страны к 2020 г., по мнению независимых экспертов из ведущих ВУЗов научно-исследовательских и аналитических центров (руководитель группы — д.э.н А. Даниль-цев), составят:

ф прямые потери, выраженные сокращением объемов производства из-за открытых границ для импортных товаров, потери составят около 3 трлн. руб. или 2,3% совокупного спроса. Основной урон придется на сельскохозяйственную продукцию и пищевую промышленность, остальное достанется другим отраслям. Потери трудоспособного, активного населения составят к 2020 г. 1,9 млн. рабочих мест. В итоге консолидированный бюджет может недополучить в 2020 г. примерно 2% или 0,5 трлн. руб. ■ф косвенные потери выражены в недоразвитии выпуска до 2020 г. из-за приостановленных проектов, неполучения инвестиций, уменьшения го споддержки8.

Отрицательные стороны от вступления России в ВТО состоят в следующем.

1. В наследство от СССР России достались благоприятные условия для осуществления внешней торговли.

2. Структура российского экспорта специфична. Основная экспортная статья — сырье, топлив-

но-энергетические товары, оружие — не является предметом регулирования ВТО, на нее не распространяются какие — либо ограничения со стороны организации. Развитие России в ВТО грозит окончательно потерять экономическую безопасность страны и, соответственно, политическую независимость.

Таким образом, открытие Россией своего внутреннего рынка и дача преференций иностранному капиталу является угрозой экономической безопасности России. Облегченный вывоз сырья и беззащитный рынок — таким будет общий итог от присоединения страны к ВТО. В результате произойдет прорыв импорта и удешевление его, в лучшем случае стагнация экспорта, что обернется для России валютным кризисом. Внешние выплаты и рост импорта размоют золотовалютные запасы. Альтернатива одна — внешние займы. Но вполне возможно, что их обусловят уступками в политической или экономической самостоятельности. Будущее Россия может развивать по-разному в условиях ВТО, это длительный процесс. Пока особых ухудшений или, наоборот, развития не заметно, все зависит от нормативно-правовой базы, подготовленности предпринимателей, которые могут либо конкурировать и выигрывать у иностранных фирм, либо разориться. Много факторов влияет на это положение. Исход для России от вступления в ВТО непредсказуем. Он принесет выгоду, прежде всего населению, за счет снижения цен на импортные товары.

Бесспорно одно: в условиях участия в ВТО Россия должна занять достойное место среди развитых стран и стать мировой державой.

1 Горбунова О.А., Минченкова И.В. Учебное пособие ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России. М.: Изд-во Дашков и К , 2011. С. 23 .

2 Яковлев Г.Е., Кожакова И.Д., Куранов А.Л. Учебное пособие Всемирная торговая организация история и современность. Ч.: 2006 (в соавт.), С. 45—47

3 Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 г. Минэкономразвития, Москва, декабрь 2008 г. http://www.economy. gov.ru

4 Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

5 http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp

6 http://www.kremlin.ru/news/17118

7 http://www.goskontrol-rspp.ru

8 http://copy.yandex.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.