УДК 339.5 Н. Н. КОТЛЯРОВ
N. N. KOTLYAROV
УЧАСТИЕ РОССИИ В ВТО: НОВЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
RUSSIA’S PARTICIPATION IN THE WTO: NEW REALITIES AND PROSPECTS AFTER ACCESION
0000<XXXXXXXXXX>000000<XXXXXXXXXX>
АННОТАЦИЯ
Актуальность. В 2012 году после многолетних переговоров Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), что представляет собой событие первостепенной важности. Вступление в ВТО означает появление у нашей страны определенных возможностей по продвижению своих экономических интересов. Вместе с тем предстоит выполнять принятые на себя обязательства по условиям присоединения. Данные обязательства связаны с поэтапной либерализацией внутреннего рынка по целому ряду позиций товаров и услуг, внесением изменений в законодательство, необходимостью для отечественных производителей адаптироваться к работе в рамках правового поля ВТО.
В настоящее время в российских общественных и деловых кругах активно обсуждаются вопросы о преимуществах и негативных последствиях присоединения к ВТО, целесообразности участия в этой организации, принципиальных задачах государства и бизнеса в новых условиях. Очевидно, что все плюсы и минусы взаимодействия России с глобальной торговой системой полностью проявятся лишь по истечению определенного количества лет. Вместе с тем необходимы анализ достигнутых договоренностей, разработка мер по поддержке национальных производителей, раскрытие возможностей защиты своих экономических интересов в рамках ВТО. Исследованию этих вопросов и посвящена данная статья.
Методы. Работа является результатом исследований, которые проводись автором в 2010-2012 годах на фундаментальных и прикладных работах российских и зарубежных специалистов в области международных экономических отношений, внешнеэкономической политики, деятельности ВТО. Работа основывается на использовании методов системного анализа, позволяющих раскрыть причинно-следственные связи взаимодействия с глобальной торговой системой.
Результаты. В статье предложены способы наиболее эффективного встраивания России в глобальную торговую систему. Доказывается, что использование правовой базы ВТО, наличие переходного периода, применение инструментов экономической дипломатии, использование не противоречащих правилам этой организации мер государственной поддержки национальных производителей делает вполне возможным максимизировать выгоды от членства в ВТО и снизить риски для национальной экономики от внешнеэкономической либерализации внутреннего рынка товаров и услуг.
Перспективы. Материалы работы могут быть использованы российскими государственными органами регулирования внешнеэкономической деятельности при разработке национальной внешнеэкономической политики. Исследование ориентировано также на его применение корпоративным сектором и аналитическими компаниями при формировании стратегии выхода на внешние рынки и повышения конкурентоспособности в условиях либерализации национального рынка товаров и услуг для зарубежных производителей.
В научных и общественных дискуссиях при анализе ВТО обычно преобладают два противоположных подхода, выражающиеся либо в неприятии, либо в полном одобрении этой организации.
ІЗ
Хотя в обоих случаях в определенной степени отражаются плюсы и минусы участия в глобальной торговой системе, реальная практика оказывается намного сложнее и содержит большое количество нюансов, которыми необходимо научиться пользоваться для обеспечения российских интересов.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация; конкуренция; защита внутреннего рынка; международная торговля; инвестиции; финансовый сектор; внешнеэкономическая политика.
ABSTRACT
Introduction. In 2012, after a long row of negotiations, Russia has become a full member of the World Trade Organization (WTO), and that meant an event of the prime significance. WTO's membership has given our country an opportunity to promote its economic interests. At the same time Russia will have to fulfil the obligations it has taken as a condition of joining the WTO. These obligations are co-related with gradual liberalization of the wide range of goods and services at the internal (domestic) market, introduction of changes into the legislation, the need to adjust to the new requirements of the legal system of the WTO for local producers.
Possible benefits, as well as possible negative consequences of Russia's joining the WTO, an expediency of participation in this programme and major state and business tasks under these new conditions, currently are being widely discussed in different business and social circles. Obviously all “pros and contras” of Russia's interaction with the global trade system will become evident in some years to come. At the same time it is getting particularly important to analyse obtained accords, to elaborate means of support for national producers and to protect Russian economic interests within the WTO's framework. This article explores all the above mentioned questions.
Methods. This article is based on the materials of the research performed by the author in 20112012 on the fundamental and applied studies of Russian and foreign experts in international economic relations, foreign economic policy, the WTO operation. The research is based on the use of system analysis method, which makes it possible to reveal the causes and consequences of interaction with the global trade system.
Results. This article offers and practically examines the way of effective integration of Russia into the world trade system. It proves that the use of the legal basis of the WTO, existence of the transition period, application of instruments of economic diplomacy, the means of state support of national producers, which do not contradict to the rules of this organization, makes it possible to maximize the benefits from participating in WTO and reduce the risks from liberalization of internal market of goods and services for the national economy.
Discussion. The results of this research can be used in elaboration of national foreign economic policy by the Russian state bodies, regulating foreign economic activity. These studies can be also implemented by corporate sector and analytic companies in their strategy of external expansion and increase of the competitiveness under liberalization of internal market of goods and services for foreign producers.
There are two opposite approaches in analysis of the WTO in scientific and public discussions. They express themselves either in the full hostility, or in the excessive approval of this organization. Though each of these approaches, to some extent, reflects both pluses and minuses of participating in the world trade system, the real practice turns out to be more complicated and contains many nuances, which one has to learn to secure economic interests of Russia.
Keywords: World Trade Organization; competition; protection of national market; international trade; investments; financial sector; foreign economic policy.
В июле 2012 года Президент России В. В. Пу- онной грамоты в Секретариат ВТО Россия при-тин подписал федеральный Закон «О ратифи- обрела полноправное членство в ВТО и приняла кации Протокола о присоединении Российской на себя обязательства, предусмотренные в ходе Федерации к Марракешскому соглашению об многолетних переговоров о присоединении к учреждении Всемирной торговой организа- этой организации. Данное событие означает, ции». Через месяц после передачи Ратификаци- что развернувшиеся в последнее десятилетие
дискуссии о целесообразности вступления России в ВТО утрачивают свою значимость, а основное внимание следует теперь сосредоточить на выполнении условий присоединения, проблемах повышения конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг, освоении ими сложной правовой базы ВТО и механизмов деятельности этой организации, процедур разрешения споров и противоречий
Работа России в ВТО определяется задачами интеграции в международное разделение труда в качестве полноправного члена мировой торговой системы. Растущая экономическая взаимозависимость стран современного мира, обусловленная расширением масштабов обмена товарами, услугами, технологиями, объёмами движения капитала требует, чтобы наша страна не только имела возможность находиться в рамках общепризнанного мировым сообществом правового поля международных экономических отношений, но и могла активно влиять на выработку общих правил игры в целях защиты своих экономических интересов. Как отмечает генеральный директор Всемирной торговой организации Паскаль Лами, участие в ВТО не означает передачи туда части национального политического суверенитета, но это означает участие в кооперации между странами по выработке системы правил и норм международной торговли, что осуществляется совместными усилиями путём диалога и поиска компромиссов1.
В то же время присоединение к ВТО означает усиление конкурентной борьбы по целому ряду направлений, а также принятие Россией ряда встречных обязательств, связанных с либерализацией условий допуска на внутренний рынок зарубежных товаров и услуг, усилением мер по защите прав интеллектуальной собственности иностранных производителей, внесением определенных изменений в законодательство. В связи с этим членство в ВТО представляет собой сложное комплексное явление, имеющее значение не только для относительно узкого круга специалистов в области внешнеэкономической деятельности, но и для многих, ориентированных на внутренний рынок, российских производителей товаров и услуг.
В период последних двух десятилетий при практической реализации курса на интеграцию в мировое хозяйство России зачастую не удавалось добиться полноправного партнерства со своими ведущими экономическими контрагентами, поскольку к российским субъектам хозяйственной деятельности применялись иные правила и процедуры, чем те, что использовались между странами — членами ВТО. Интересы российских компаний ущемлялись, в отношении российского экспорта часто без объяснения оснований задействовались антидемпинговые процедуры, приводящие к значительным финансовым потерям. При этом российские компании не имели возможности в справедливой форме отстаивать свои интересы, используя общепризнанные нормы и процедуры, действующие в рамках ВТО. Всё это обусловливало необходимость вступления в эту структуру, которая не только представляет собой организационноправовой механизм выработки правил ведения международной торговли, но и осуществляет контроль за соблюдением этих правил.
Роль ВТО в системе регулирования международных экономических отношений неуклонно усиливается, что объясняется ростом объёмов трансграничной торговли. За период с 1990 по 2011 годы мировой товарооборот вырос с 7,1 трлн долл. до 32,8 трлн долл. Одновременно происходит постепенная диверсификация товарной структуры международной торговли. Возрастает значение сферы услуг. К наиболее важным торгуемым услугам относятся: финансовые, страховые, транспортные, информационные, коммуникационные, транспортные, культурные услуги, строительство, туризм, продажа прав интеллектуальной собственности. В 2011 году объём мирового экспорта коммерческих услуг составил 4,2 трлн долларов2.
Всемирная торговая организация в настоящее время объединяет 157 государств с совокупным товарооборотом в 97 % от общемирового. Членами ВТО являются ведущие торговые партнеры России, включая Китай, страны ЕС, США, ряд государств постсоветского пространства. При этом российская экономика к настоящему времени довольно глубоко
1 The WTO and Global Governance: Future Directions. Edited by Gary P. Sampson. United Nations University Press, New York, 2008, p. 4.
2 International Trade Statistics 2012, World Trade Organization, Geneva, 2012, p. 15.
интегрирована в систему международного разделения труда: около 40 % ВВП формируется за счёт внешней торговли. Вместе с тем до вступления в ВТО наша страна не имела возможности участвовать в выработке международных торговых правил и стандартов.
Процесс присоединения России к ВТО занял восемнадцать лет. В 1993 году наша страна начала переговоры о присоединении к ГАТТ, а после преобразования этой организации в ВТО, регулирующую более широкий круг вопросов, переговоры стали проводиться по большему спектру проблем, включая либерализацию условий деятельности иностранных компаний на российском рынке услуг (банковский, страховой сектора, рынок ценных бумаг, аудиторские, транспортные, консалтинговые услуги, информационные технологии, дистрибьюторская деятельность и др.). Всё это требовало выработки взвешенного и осторожного подхода, привлечение к переговорам большого количества специалистов разного профиля, участия в работе представителей многих российских государственных ведомств, научного сообщества и деловых кругов.
Сложность переговорного процесса обусловливалась еще и тем, что он разбивался на целый ряд этапов. В ходе каждого из них путём многосторонних и двусторонних переговоров необходимо было по каждой позиции прийти к соглашению с Рабочей группой ВТО и с каждой страной в отдельности. В процессе переговоров необходимо было договориться с 56 членами ВТО относительно условий доступа на рынки товаров, с 94 странами — относительно системных обязательств, касающихся выполнения нашей страной норм и правил ВТО, и с 25 странами — относительно обязательств по торговле услугами. Согласно правилам ВТО, присоединение к этой организации основывается на принципах взаимности, предполагающих, что вступающая страна предоставляет уступки по либерализации своего внутреннего рынка товаров и услуг, но и взамен получает возможность использования многочисленных взаимных уступок и обязательств, принятых членами этой организации в ходе всех предыдущих раундов переговоров в рамках ГАТТ/ВТО. Другими
словами, в ходе переговоров по очень большому числу позиций необходимо было достичь компромисса, одинаково выгодного как России, так и государствам — членам ВТО. Особенно сложно проходили переговоры по сельскохозяйственным товарам. Обсуждение этих вопросов, как правило, происходило в рамках многосторонних переговоров с участием стран Кернской группы (включающей основных экспортёров продукции аграрного сектора) и членов группы «Квадро» (США, ЕС, Япония, Канада).
В период с 1995 по 2011 гг. Рабочая группа по присоединению России к ВТО провела более 20 заседаний. С момента подачи заявки о присоединении в Российской Федерации постепенно принимались законы и другие нормативные акты, соответствующие правилам организации, поскольку было необходимо привести торговое, инвестиционное и финансовое законодательство в соответствие с нормами ВТО. Итогом переговоров стал доклад Рабочей группы, насчитывающий 1400 страниц и содержащий условия присоединения России к ВТО, выработанные в ходе длительных переговоров.
В декабре 2011 года Восьмая министерская конференция ВТО, представляющая собой её высший орган, окончательно одобрила вступление России. Согласно принятым обязательствам, средневзвешенные связанные ставки российского таможенного тарифа составят 7,8 процентов (10,8 процентов для сельскохозяйственных товаров и 7,3 процента для промышленных товаров). В области услуг Россия приняла обязательства по либерализации деятельности иностранных производителей в 11 секторах и 116 подсекторах этой сферы (из 155 существующих в классификаторе ВТО)3.
Сюда относятся банковские услуги, страховые услуги, рынок ценных бумаг, информационные и коммуникационные услуги, дистрибьютерская деятельность, транспортные услуги, услуги в области охраны окружающей среды и др.
В целом же можно сказать, что пакет принятых на себя Россией обязательств не превышает среднего уровня других стран с переходной экономикой. Средний «связанный» тариф России будет составлять 8,6 процентов, в то время как
3 World Trade Organization. Annual Report 2012, Geneva, 2012, p. 8.
другие переходные страны обязались сократить его до 5,5 - 6,6 процентов. В ходе проведения переговорного процесса о присоединении к ВТО российской стороне удалось добиться существенных льгот для защиты ряда отраслей национальной промышленности. В автомобильной промышленности сохраняются действующие условия «промышленной сборки», что было одним из наиболее сложных вопросов на переговорах. В банковском секторе также удалось избежать принятия целого ряда обязательств, на которых настаивала Рабочая группа ВТО.
Наряду с принятыми обязательствами Россия получает взамен целый ряд возможностей обеспечивать защиту своих экономических интересов. Прежде всего, в отношении нашей страны начинает действовать режим наибольшего благоприятствования и национальный режим со стороны стран — членов ВТО, сформированы возможности защиты отечественных товаров от дискриминационных налогов и таможенных сборов, гарантии против неправомерного использования других ограничений, включая квоты, компенсационные и антидемпинговые меры. Практически сразу после присоединения к ВТО российская сторона начала работу по снятию ограничений против отечественного экспорта, которые применяли 19 стран — членов ВТО, а также ЕС как единая таможенная территория. По данным Минэкономразвития России, по состоянию на июль 2012 года в отношении российских товаров действовало 73 меры, включая 40 антидемпинговых пошлин, 14 нетарифных барьеров, 5 квотных ограничений, 3 специальные защитные пошлины, 4 технических барьера, 3 акциза на дискриминационной основе, 2 дополнительных налога, 1 ограничение по номенклатуре и 1 запрет на импорт4. Постепенное снятие этих ограничений в рамках ВТО путём использования инструментов торговой дипломатии будет означать повышение налоговых отчислений в бюджет и создание стабильных условий для работы на внешних рынках.
Другим важным направлением деятельности России после вступления в ВТО является активное участие в процессе многосторонних переговоров по дальнейшему развитию и уни-
фикации общих принципов и правил, которыми должны руководствоваться страны — члены ВТО в области регулирования внешней торговли товарами и услугами. Сложившаяся к настоящему времени система норм и правил ВТО представляет собой исторический компромисс участников организации, достигнутый в ходе многочисленных раундов переговоров еще со времени образования ГАТТ в 1947 году и направленный на достижение баланса интересов между странами. Правовая конструкция ВТО является довольно гибкой, поскольку она постоянно развивается в ходе очередных раундов многосторонних переговоров и включает в себя все новые области международного экономического взаимодействия.
В текущее десятилетие проводится очередной раунд переговоров, начавшийся в декабре 2001 года в Дохе (Катар) и получивший название «Раунд развития». В рамках этого раунда обсуждаются вопросы доступа на рынки промышленных и сельскохозяйственных товаров, услуг, правил ведения торговли, прав интеллектуальной собственности, совершенствования процедур разрешения торговых противоречий и др. Несмотря на то, что этот раунд переговоров предполагалось завершить ещё к 2005 году, он не закончен до сих пор. Причиной этого является неразрешённый комплекс противоречий, прежде всего, между развивающимися и развитыми странами — членами ВТО по вопросам либерализации рынков товаров и услуг, особенно разногласия в области сельского хозяйства и промышленных товаров (объёмы субсидий, формулы и коэффициенты сокращения тарифов). Разрешить эти противоречия предлагается в рамках так называемого «разноскоростного» формата, когда для развивающихся стран будет предусмотрена возможность более длительного переходного периода по выполнению достигнутых соглашений по либерализации условий доступа на их внутренние рынки зарубежных товаров и услуг.
Россия намерена активно включиться в Дохийский раунд переговоров в целях отстаивания и продвижения своих экономических интересов. В статье В. В. Путина, посвящённой проблемам мировой экономики и опублико-
4 иЯЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120823 (дата обращения: 23.08.2012).
ванной в мексиканской газете «El Universal» накануне встречи руководителей стран группы G-20 в июне 2012 года, особо отмечается, что несмотря на публичные обещания, некоторые страны продолжают широко использовать жесткие протекционистские меры по защите своих рынков. Эти меры становятся всё более изощренными и могут, как отмечает автор, «маскироваться в форме экологических и технологических ограничений. Российская сторона приложит все усилия, чтобы в рамках ВТО активно влиять на формирование правил мировой торговли и сдвинуть Дохийский раунд переговоров с мертвой точки»5.
В условиях, когда возрастает необходимость поиска взаимоприемлемых решений существующих проблем, объективно возрастает спрос на новый подход со стороны нового участника Дохийского раунда переговоров. В то время как Китай позиционирует себя в качестве лидера развивающихся стран, Россия вполне могла бы выступить своего рода посредником между развитыми и развивающимися странами, что, несомненно, принесет ей определенные политические преимущества. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что после вступления России в ВТО на повестке дня достаточно остро стоит вопрос о выборе стратегии и линии поведения в этой организации в целях выявления перспективных направлений российского влияния на будущее развитие многосторонней торговой системы. Значимость позиции России в ВТО определяется размером её экономики, ёмкостью рынка, наличием масштабного ресурсного, промышленного и научного потенциала. Важно отметить, что ВТО не является инструментом свободной торговли, как её часто представляют. ВТО, если говорить
о её правовом механизме, представляет собой систему правил, направленных на поддержание и развитие так называемой справедливой конкуренции между торгующими странами.
При этом те страны, которые не входят в состав организации, так или иначе вынуждены придерживаться правил ВТО, однако в пассивном формате, который не позволяет участвовать в выработке этих правил и пользоваться их правовой защитой. Это обстоятельство не раз отмечал один из наиболее авторитетных российских специалистов в области международной экономической политики И. И. Дюмулен6, принимавший многолетнее участие в работе органов ГАТТ/ВТО.
С момента начала переговоров о присоединении страны к ВТО российском обществе развернулись дискуссии о макроэкономических последствиях вступления в организацию. Спектр мнений оказался очень широким: от однозначно положительных оценок до крайне негативных прогнозов будущего российской экономики. Зачастую выводы авторов определялись их идеологическими или экономическими взглядами. Вместе с тем были и глубокие, профессиональные работы. Наиболее серьёзные исследования были подготовлены учёными Российской академии наук, специалистами Минэкономразвития России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Национального инвестиционного совета, Российского союза промышленников и предпринимателей, ряда других ведомств, научных центров и вузов, а также зарубежными организациями, включая МБРР.
Так, научные разработки Российской академии наук, проводившиеся на межотраслевой модели с использованием данных системы национальных счетов, позволили рассчитать два возможных сценария влияния изменения пошлин на динамику импорта, цен, доходов, инвестиций и производства. Полученные данные показали, что в случае развития лучшего сценария, дополнительный прирост ВВП составит порядка 0,6 процента, а в случае худшего — сокращение производства в отечественной эко-
В то время как Китай позиционирует себя в качестве лидера развивающихся стран, Россия вполне могла бы выступить своего рода посредником между развитыми и развивающимися странами, что, несомненно, принесет ей определенные политические преимущества
5 Путин В. В. « Группа двадцати» и глобальные вызовы экономики. иЯЬ: www.kremlin.ru/news/15686 (дата обращения: 18.06.2012).
6 Дюмулен И. И. Всемирная Торговая Организация. М.: Экономика, 2008. С. 45.
номики составит не более 1 процента. В любом случае снижение таможенных ставок не приведёт к значимым изменениям объёмов производства. Что касается секторов сферы услуг, то динамика их развития будет определяться не столько правилами регулирования ВТО, сколько масштабами притока туда российского и иностранного капитала7.
По мнению директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. Ю. Медведкова, преимущества от членства в ВТО носят системный характер. Ожидается улучшение делового климата в стране и увеличение притока инвестиций в экономику за счёт снижения административной нагрузки на бизнес, обеспечения «прозрачности» законодательства, повышения эффективности защиты прав предпринимателей и прав интеллектуальной собственности, использования международных стандартов в целом ряде областей. Будучи полноправным членом ВТО, Россия сможет активно участвовать в переговорах по развитию международной торговой системы. На российские экспортные товары со стороны членов этой международной организации будет распространяться национальный торговый режим, что означает возможность недискриминационного доступа на рынки этих стран8.
Согласно расчётам экспертов Всемирного банка, выгоды России от вступления в ВТО в среднесрочной перспективе (в течение трёх лет после вступления) составят порядка 3,3 процентов объёма ВВП, или примерно 49 млрд долл., а в долгосрочной перспективе (десять лет) — около 11 процентов от уровня ВВП России в 2010 году, или примерно 162 млрд долл., что будет определяться улучшением инвестиционного климата. При этом снижение тарифов позволит российским производителям приобретать современные технологии и полуфабрикаты по более низким ценам, что в свою очередь приведёт к повышению производительности коммерческой деятельности и снижению затрат. Повышение производительности компаний будет иметь следствием увеличение заработной платы
в среднесрочной перспективе примерно на 5 процентов, а в долгосрочной — до 15 процентов. Доходы среднестатистической семьи должны в среднесрочной перспективе вырасти на 7,2 процентов, причём доходы бедных слоев населения будут увеличиваться намного быстрее, чем доходы благополучных слоёв. Больше всего от присоединения к ВТО выиграют те российские регионы, которые способны привлечь прямые иностранные инвестиции. К таким территориям относятся российский Северо-Запад, Санкт-Петербург, Москва, ряд районов Дальнего Востока и Сибири, а также Юг. Увеличение их регионального ВВП в связи с реализацией достигнутых в рамках ВТО договоренностей должно составить от 4,2 до 5,7 процентов9.
Вместе с тем точный расчёт всех преимуществ объективно чрезвычайно сложен, только реальная практика последующих лет сможет их подтвердить или опровергнуть, что подтверждается опытом других стран. Наряду с существенными преимуществами нельзя не учитывать, что присоединение к ВТО означает и наличие рисков для ряда отраслей. Снижение импортных пошлин означает снижение тарифной защиты сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения, автомобилестроения, самолётостроения, которые наиболее чувствительны к конкуренции с зарубежными производителями. Россия вынуждена выполнить обязательства по либерализации доступа импортных сельскохозяйственных товаров, снизить меры поддержки и субсидирования отечественных производителей. Сокращение производства может произойти и в других секторах экономики — тех, которые характеризуются низкой интенсивностью экспорта и где сохраняются относительно высокие импортные пошлины. К этим отраслям относят пищевую и легкую промышленность, производство ряда наименований машин и оборудования, строительные материалы.
Первое снижение пошлин должно произойти уже в 2012 году, хотя оно затрагивает в основном те товары, на которые распространялись
7 Оболенский В. П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 2. С. 30.
8 Медведков М. Ю. О присоединении России к Всемирной торговой организации // Деньги и кредит. 2012. № 2. С. 3.
9 Давид Г. Тарр. Присоединение к ВТО: уникальная и важная возможность для экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2012. № 5 (28). С. 13.
меры антикризисной поддержки в 2007-2011 годах, когда были повышены ставки импортных тарифов для создания более благоприятных условий российским производителям. Всего же после окончания переходного периода снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от нынешнего уровня составит от 3 до 5 процентных пункта в зависимости от наименования товара.
Совершенно очевидно, что сокращение таможенных пошлин приведёт к снижению поступлений в федеральный бюджет вследствие сокращения доходов от внешнеэкономической деятельности. Уровень тарифной защиты снизится на треть — с 9,5 процентов в 2012 году до 5,9 процентов в 2015 году. В докладе главы Минэкономразвития А. Р. Белоусова «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», сделанном на заседании Правительства РФ 20 сентября 2012 года, отмечается, что это является серьезным вызовом, означающим, что в ближайшие годы необходимо полностью реализовать принятый правительством комплекс мер по адаптации ведущих секторов экономики к требованиям ВТО и глобальной конкуренции. По его словам, в настоящее время возрастает значение тех мер поддержки национальных экспортёров, которые не противоречат нормам ВТО и позволяют российским экспортёрам пользоваться конкурентоспособными финансовыми, прежде всего кредитными, пакетами, что значительно поддержало бы экспорт российской наукоёмкой продукции. Экспорт продукции неэнергетических секторов российской экономики должен в предстоящие три года увеличиваться на уровне не менее 4 процентов в год против примерно 1 процента роста экспорта в целом. Уже в 2012 году в бюджете на эти цели предусмотрено выделение около трёх млрд рублей10.
Наряду с этим необходимо дальнейшее последовательное формирование государственных механизмов адаптации отдельных отраслей экономики и регионов к возрастающей импортной конкуренции. В РСПП разработан перечень мер дополнительной поддержки наиболее чувствительных секторов экономики,
где основной акцент делается на бюджетное финансирование и преференции при госзаказе с учётом региональной и отраслевой специфики. Предлагается распространить эти меры на 19 секторов, включая автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиастроение, станкостроение и др. Предлагается существенно увеличить финансирование ФЦП «Развитие села» и продлить эту программу до 2020 года.
Завершение переговоров и вступление России в ВТО означает и то, что необходимо окончательно приводить законодательную базу страны в соответствие с требованиями этой организации, а также прилагать усилия для повышения конкурентоспособности национальных производителей товаров и услуг, используя для этого имеющийся переходный период. Изменения нормативных актов коснутся ряда вопросов регулирования прямых иностранных инвестиций, деятельности на российском рынке поставщиков страховых и телекоммуникационных услуг. Кроме этого потребуется внести изменения в нормативные до- Подробна
кументы Таможенного союза, поскольку 0 Таможеном
- - союзе в статье
его правовая база должна быть макси- Е В. Костюнченко мально приближена к правилам ВТО. (с■ 67)
Главная задача — повышение конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг, причём как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Большое значение имеет обеспечение защиты тех отраслей, которые больше всего могут пострадать от снижения импортных пошлин. Эти меры должны быть легитимны с точки зрения правовой базы ВТО. Например, правила ВТО разрешают практически неограниченное применение субсидий, направленных на развитие НИОКР, региональное развитие, адаптацию предприятий к требованиям защиты окружающей среды и др.
Правила ВТО предусматривают возможность введения в ряде случаев мер защиты национального рынка, однако необходимо учитывать, что эти меры могут использоваться только после специальной процедуры расследования, подтверждающей, что иностранные поставщики товаров и услуг вследствие определенных обстоятельств наносят серьезный ущерб национальным производителям.
10 иЯЬ: http://www.Government.ru/docs/20822/ (дата обращения: 12.11.2012).
Отдельно следует сказать о взаимодействии России со странами ВТО в финансовом секторе. Основным документом, регулирующим в рамках ВТО деятельность стран-членов в финансовой сфере, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое состоит из шести разделов, объединяющих 29 статей. Вопросы, касающиеся финансовых услуг, содержатся в специальном приложении ГАТС, которое является неотъемлемой частью соглашения. Финансовые услуги включают в себя следующие виды деятельности: страхование и операции связанные со страхованием; банковские услуги; брокерские услуги на финансовом рынке; управление активами; предоставление финансовой информации; клиринговые услуги; консультационная деятельность на финансовом рынке11. ГАТС содержит целый ряд положений о так называемых общих и специфических обязательствах стран-членов в области сферы услуг, включая финансовые услуги. Общие обязательства должны выполняться всеми членами ВТО. К этим обязательствам относится, прежде всего, требование предоставлять всем партнерам по ВТО режим наибольшего благоприятствования. Вместе с тем в документах ВТО признаётся, что такой режим не всегда может быть предоставлен и возможны исключения сроком на десять лет. Положения ГАТС предусматривают возможность введения странами ограничений на осуществление международных платежей в случае возникновения проблем платежного баланса, хотя в целом такая практика не допускается и такие ограничения должны быть обоснованы12.
Другим общим обязательством является требование транспарентности законодательства, то есть открытости и доступности всех национальных нормативных актов, а также иной информации в области торговли услугами в целях недопущения возможной дискриминации между странами. Специфические обязательства, направленные на либерализацию условий доступа на внутренний рынок иностранных производителей услуг, принимаются каждой страной на индивидуальной основе. Степень либерализа-
ции национальных рынков финансовых услуг существенно варьируется и зависит от уровня их развития. В наиболее развитых странах мировой экономики, включая США и ЕС, многие ограничения полностью сняты. Однако для развивающихся стран и государств с переходной экономикой либерализация финансового сектора представляет собой серьёзную проблему, что определяется неготовностью местных производителей финансовых услуг конкурировать с иностранными финансовыми компаниями. Поэтому трансграничные операции в области финансовых услуг характеризуются наличием значительного количества национальных ограничений, включая ограничения на долю иностранного капитала, общую стоимость активов, объём операций и др. Правила ВТО предусматривают возможность применения государствами так называемых «мер предосторожности», под которыми понимаются ограничения в торговле финансовыми услугами.
Переговоры российской стороны с ВТО по условиям доступа поставщиков финансовых услуг были очень тяжёлыми, и давление оказывалось со стороны всех ведущих производителей, включая США, Японию и ЕС. России удалось отклонить требования по разрешению деятельности «прямых» филиалов иностранных банков в России. Позиция России основывалась на том, что на филиалы иностранных банков не распространяются требования национального законодательства к российским банкам, что позволит иностранным банкам получать неоправданные конкурентные преимущества, включая отсутствие налогового контроля и возможность вывода капиталов из страны. По итогам переговоров было достигнуто соглашение о максимальной доле иностранного участия в банковском секторе в размере 50 процентов.
В области страховых услуг было принято обязательство разрешить открытие «прямых» филиалов иностранных страховых компаний, однако только после девяти лет переходного периода с момента присоединения России к ВТО. Такой период необходимо использовать для по-
11 General Agreement On Trade In Services. Annex On Financial Services, p. 310. URL: http://www.wto.org/English/docs_e/legal_e/ (дата обращения: 10.11.2012).
12 URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/ (дата обращения: 14.11.2012).
вышения конкурентоспособности российских страховых компаний. Однако иностранные страховые компании не получат права работать в области обязательного страхования и страхования государственных закупок. Одновременно сохраняется ныне действующее положение российского законодательства, предусматривающее возможность введения ограничений на иностранное участие в страховом секторе. Предусматривается также возможность введения ограничений иностранного участия для ряда видов операций на рынке ценных бумаг.
Достигнутые договоренности, по словам директора Информационного бюро по присоединению России к ВТО А. П. Портанского, вызвали неоднозначную реакцию в российских деловых кругах. Ограничение конкуренции на
внутреннем рынке финансовых услуг вполне отвечает интересам отечественных банков и страховых компаний. В то же время реальный сектор экономики, нуждающийся в получении доступных финансовых услуг мирового уровня, заинтересован в либерализации этого сегмента национального рынка13. К этому можно добавить, что и в других секторах экономики спектр мнений относительно условий присоединения довольно широк: от неприятия членства в ВТО до полного его одобрения, в зависимости от приобретаемых или потерянных выгод. Таким образом, необходимо разработать долгосрочную стратегию развития в контексте интеграции в глобальную торговую систему и максимально использовать переходный период для адаптации к новым условиям.
ЛИТЕРАТУРА
1 The WTO and global governance: Future directions. Edited by Gary P. Samson. - United Nations University Press, New York, 2008. - 296 p.
2. World Trade Organization. Annual Report 2012. - Geneva, 2012. - 160 p.
3. International Trade Statistics 2012. - World Trade Organization, Geneva, 2012. - 267 p.
4. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. - М.: Экономика, 2008. - 271 с.
5. Давид Р. Тарр. Присоединение к ВТО: уникальная и важная возможность для экономического развития // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5 (28). - С. 13-16.
6. Медведков М. Ю. О присоединении России к Всемирной торговой организации // Деньги и кредит. - 2012. - № 2. - C. 3-6.
7. Оболенский В. П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 2. - C. 18-38.
8. Портанский А. П. Россия становится полноправным участником мировой торговли // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 4. - C. 51-66.
REFERENCES
1. The WTO and global governance: Future directions. Edited by Gary P. Samson. - United Nations University Press, New York, 2008. - 296 p.
2. World Trade Organization. - Annual Report 2012, Geneva, 2012. - 160 p.
3. International Trade Statistics 2012. - World Trade Organization, Geneva, 2012. - 267 p.
4. Dyumulen 1.1. The World Trade Organization. - Moscow: Economics, 2008. - 271 p.
5. David R. Tarr. Joining the WTO: Unique and Important Opportunity for Economic Development. Economy and Enterprenership, 2012, № 5 (28), pp. 13-16.
6. Medvedkov M. Y. On Russia’s Joining the World Trade Organization. Money and Loan, 2012, № 2, pp. 3-6.
7. Obolenskij V. P. Obligations of Russia in the WTO: pluses and minuses. Russian Foreign Economic Herald, 2012, № 2, pp. 18-38.
8. Portanskij A. P. Russia becomes a full member of world trade. Russian Foreign Economic Herald, 2012, № 4, pp. 51-55.
13 Портанский А. П. Россия становится полноправным участником мировой торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 4. С. 57.