Научная статья на тему 'Некоторые вопросы законодательной регламентации правил обращения экологически опасных веществ и отходов в контексте уголовно-правовой охраны окружающей среды'

Некоторые вопросы законодательной регламентации правил обращения экологически опасных веществ и отходов в контексте уголовно-правовой охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правила обращения экологически опасных веществ и отходов / квалификация преступления / предмет экологического преступления / rules for handling environmentally hazardous substances and waste / qualification of a crime / the subject of an environmental crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Валерьевна Пархоменко, Роман Драгославович Кузнецов

В статье актуализируются некоторые вопросы применения норм, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, актуализируются проблемы создания необходимой инфраструктуры, обеспечивающей обращение отходов в целях превенции нарушения правил обращения экологически опасных отходов. Обращается внимание на статистику зарегистрированных сообщений о преступлениях и количество рассмотренных уголовных дел по статье 247 УК РФ. В связи с этим констатируется факт низкой эффективности этого состава преступления. Утверждается, что уровень латентности нарушения правил обращения экологически опасных веществ продолжает оставаться высоким. Такое состояние дел связывается, прежде всего, с тем, что законодательная регламентация правил обращения экологически опасных веществ и отходов представляет собой большой массив нормативных документов различной юридической силы. В статье анализируются правила обращения экологически опасных веществ и отходов, нарушение которых может повлечь уголовную ответственность. Обращается внимание на содержание предмета преступления, предусмотренного статьей 247 УК РФ, с учетом специализированного природоохранного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of legislative regulation of the rules for handling environmentally hazardous substances and waste in the context of criminal law environmental protection

The article actualizes some issues of the application of norms establishing criminal liability for violation of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste, actualizes the problems of creating the necessary infrastructure to ensure waste management in order to prevent violations of the rules of handling environmentally hazardous waste. Attention is drawn to the statistics of registered reports of crimes and the number of criminal cases considered under Article 247 of the Criminal Code of the Russian Federation, in connection with which the fact of low efficiency of this corpus delicti is stated. It is claimed that the level of latency of violation of the rules of handling environmentally hazardous substances continues to be high. This state of affairs is primarily due to the fact that the legislative regulation of the rules for the treatment of environmentally hazardous substances and waste is a large array of regulatory documents of various legal force. The article analyzes the rules of handling environmentally hazardous substances and waste, violation of which may entail criminal liability. Attention is drawn to the content of the subject of the crime provided for by art. 247 of the Criminal Code of the Russian Federation, taking into account specialized environmental legislation.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы законодательной регламентации правил обращения экологически опасных веществ и отходов в контексте уголовно-правовой охраны окружающей среды»

Закон и право. 2022. № 8. С. 188-191.

Law and legislation. 2022;(8):188-191.

Научная статья

УДК 343.72

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_188 NIION: 1997-0063-8/22-479

EDN: https://elibrary.ru/RGDWRX MOSURED: 77/27-001-2022-8-679

Некоторые вопросы законодательной регламентации правил обращения экологически опасных веществ и отходов в контексте уголовно-правовой охраны окружающей среды

Светлана Валерьевна Пархоменко1, Роман Драгославович Кузнецов2

1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия

2 Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России), Иркутск, Россия

1 psvet@mail.ru

2 roman.kuzneczov.98@gmail.com

Аннотация. В статье актуализируются некоторые вопросы применения норм, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, актуализируются проблемы создания необходимой инфраструктуры, обеспечивающей обращение отходов в целях превенции нарушения правил обращения экологически опасных отходов. Обращается внимание на статистику зарегистрированных сообщений о преступлениях и количество рассмотренных уголовных дел по статье 247 УК РФ. В связи с этим констатируется факт низкой эффективности этого состава преступления.

Утверждается, что уровень латентности нарушения правил обращения экологически опасных веществ продолжает оставаться высоким. Такое состояние дел связывается, прежде всего, с тем, что законодательная регламентация правил обращения экологически опасных веществ и отходов представляет собой большой массив нормативных документов различной юридической силы.

В статье анализируются правила обращения экологически опасных веществ и отходов, нарушение которых может повлечь уголовную ответственность. Обращается внимание на содержание предмета преступления, предусмотренного статьей 247 УК РФ, с учетом специализированного природоохранного законодательства.

Ключевые слова: правила обращения экологически опасных веществ и отходов, квалификация преступления, предмет экологического преступления.

Для цитирования: Пархоменко С.В., Кузнецов Р.Д. Некоторые вопросы законодательной регламентации правил обращения экологически опасных веществ и отходов в контексте уголовно-правовой охраны окружающей среды // Закон и право. 2022. № 8. С. 188—191. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_188 EDN: https://elibrary.ru/RGDWRX

Original article

Some issues of legislative regulation of the rules for handling environmentally hazardous substances and waste in the context of criminal law environmental protection

Svetlana V. Parkhomenko1, Roman D. Kuznetsov2

1 Baikal State University, Irkutsk, Russia

2 Irkutsk Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Irkutsk, Russia

1 psvet@mail.ru

2 roman.kuzneczov.98@gmail.com

© Пархоменко С.В., Кузнецов Р.Д. М., 2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

Abstract. The article actualizes some issues of the application of norms establishing criminal liability for violation of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste, actualizes the problems of creating the necessary infrastructure to ensure waste management in order to prevent violations of the rules of handling environmentally hazardous waste. Attention is drawn to the statistics of registered reports of crimes and the number of criminal cases considered under Article 247 of the Criminal Code of the Russian Federation, in connection with which the fact of low efficiency of this corpus delicti is stated.

It is claimed that the level of latency of violation of the rules of handling environmentally hazardous substances continues to be high. This state of affairs is primarily due to the fact that the legislative regulation of the rules for the treatment of environmentally hazardous substances and waste is a large array of regulatory documents of various legal force.

The article analyzes the rules of handling environmentally hazardous substances and waste, violation of which may entail criminal liability. Attention is drawn to the content of the subject of the crime provided for by art. 247 of the Criminal Code of the Russian Federation, taking into account specialized environmental legislation.

Keywords: rules for handling environmentally hazardous substances and waste, qualification of a crime, the subject of an environmental crime.

For citation: Parkhomenko S.V., Kuznetsov R.D. Some issues of legislative regulation of the rules for handling environmentally hazardous substances and waste in the context of criminal law environmental protection // Law and legislation. 2022;(8):188—191. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_188 EDN: https:// elibrary.ru/RGDWRX

Анализ состояния законности в сфере обращения отходов производства и потребления свидетельствует о существующих глобальных проблемах, связанных с недостаточно развитой инфраструктурой, обеспечивающей безопасное обращение отходов. Особое внимание экологов уделяется обращению экологически опасных веществ и отходов. В настоящее время на территории Российской Федерации имеется острая потребность в строительстве дополнительных объектов размещения, утилизации, обезвреживания отходов, поскольку мощности действующей инфраструктуры недостаточно для снижения тенденции роста объемов твердых коммунальных отходов, в том числе экологически опасных веществ.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что уровень переработки отходов в Российской Федерации не превышает 10% от всех отходов в год, остальные отходы направляются на полигоны и свалки, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым нормами природоохранного законодательства.

Например, деятельность полигонов накопления твердых коммунальных отходов на постоянной основе является предметом проверок территориальными органами Росприроднадзора, и зачастую в санитарно-защитных зонах полигонов выявляются нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, выраженные в превышении концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах почвы над фоновыми показателями (в их числе такие опасные вещества, как свинец, медь, цинк, мышьяк, ртуть, нефтепродукты).

Как правило, химические, биологические, радиоактивные вещества и отходы относятся к I и II классу опасности, из всего оборота таких отходов лишь 2% обезвреживается и утилизируется, остальные отходы накапливаются на специализированных полигонах. При этом, например, на территории Иркутской области действует лишь одна организация, имеющая лицензию на переработку и обезвреживание опасных веществ и отходов I и II классов опасности.

Сказанное свидетельствует о существующих проблемах в сфере обращения экологически опасных веществ и отходов, которые являются детерминантами нарушения правил в сфере их обращения.

Думается, что к нарушениям правил обращения экологически опасных веществ и отходов в ряде случаев приводят вынужденные меры в условиях необходимой, но отсутствующей инфраструктуры.

Экологические преступления, по мнению правоприменителей, сложно не только расследовать, но и выявлять. Число зарегистрированных преступлений по ст. 247 УК РФ ежегодно исчисляется единицами [1]. Вместе с тем статистические данные не отражают объективной ситуации, связанной с нарушением правил обращения экологически опасных веществ. По мнению исследователей, в качестве одной из основных причин необъективности статистических данных экологической преступности является высокая степень их латентности [5, с. 106]. По отдельным экспертным оценкам, латентность экологической преступности составляет 95 — 97% [3].

LAW & LEGISLATION • 08-2022

Во многом причиной преступлений, предусмотренных ст. 247 УК РФ, является халатное исполнение обязательств хозяйствующими субъектами, деятельность которых связана с транспортированием, переработкой, утилизацией опасных веществ и отходов.

Так, по материалам проверки Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту несанкционированного размещения химических источников тока литиевых тионилхлоридных батарей на особо охраняемой природной территории местного значения «Птичья Гавань» в Ленинском округе г. Иркутска [2]. Свалка 10 тонн отходов литиевых батарей образовалась в результате действий неустановленных лиц, ущерб окружающей среде составил более миллиона рублей.

Таким образом, очевидно, что выявление и квалификация преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, во многом зависит от оперативности обнаружения надзорными ведомствами фактов нарушения правил обращения экологически опасных веществ и дачи соответствующей оценки действий по предотвращению создания угрозы существенного вреда здоровью или окружающей среде, а также своевременности передачи информации в правоохранительные органы.

Среди причин низких статистических показателей ряд исследователей указывают и на сложность юридической конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, которая выражена, в частности, в бланкетности указанной нормы [4, с. 79]. Так, указанная норма отсылает к специальному законодательству об охране окружающей среды, которое состоит из множества нормативных актов разной юридической силы, включая различные санитарные правила, ГОСТы, для применения которых необходимы специальные знания специалистов и экспертов.

Правовые основы регламентации правил обращения экологически опасных веществ и отходов закреплены в достаточно большом количестве нормативно-правовых актов федерального уровня.

Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ является основным источником правового регулирования при регламентации полномочий органов государственной и муниципальной власти по установлению порядка обращения с опасными веществами и отходами (ст. 5). Законом также регламентируются требования к обращению потенциально опасных веществ, которые подлежат токсиколого-гигиеническим исследованиям,

утверждению соответствующих правил и нормативов обращения с указанными веществами, а также их государственной регистрации в установленном порядке (ст. 47). Устанавливается запрет на сброс отходов в недра и на почву, размещение (захоронение) отходов I — IV классов опасности на определенных территориях и зонах, ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов в целях захоронения и обезвреживания (ст. 51 ФЗ № 7).

Значительную роль в правовом регулировании обращения отходов играет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Данным Законом дается определение отходов производства и потребления, регламентируются общие правила обращения с отходами, устанавливается требование к лицензированию деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности (ст. 9), запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в специальный государственный реестр (ст. 12).

Земельным кодексом РФ устанавливаются основные принципы содержания охраны земель, направленных на недопущение загрязнением химическими, радиоактивными и иными веществами, отходами производства и потребления (ст. 13), закрепляется обязанность пользователей земель соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов (ст. 42).

Таков лишь основной перечень норм, закрепленных федеральным законодательством. Действующие санитарные правила, государственные стандарты и регламенты достаточно подробно регулируют вопросы транспортирования, хранения, производства, переработки и утилизации опасных веществ и отходов. Вместе с тем для применения указанных правил необходимо руководствоваться, в том числе, заключениями экспертов и специалистов профильных организаций (службы Росприроднадзора, Роспотреб-надзора и др.).

Согласно диспозиции ст. 247 УК РФ к экологически опасным веществам и отходам законодатель отнес радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, однако в действующем законодательстве отсутствуют четкие критерии отнесения веществ или отходов к радио -активным, бактериологическим или химическим, отсутствуют и понятия, раскрывающие их.

Исключение составляет понятие «радиоактивные отходы», определение которого закреплено в ст. 3 Федерального закона «Об исполь-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

зовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ.

Кроме того, в юридической науке и правоприменительной практике не сложилось единой позиции относительно того, как толковать указанные термины и что конкретно понимать под предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ.

Ввиду изложенного, думается, при определении критериев отнесения к предмету состава преступления нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов необходимо руководствоваться Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, а также федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, который содержит информацию по химическому и (или) компонентному составу отходов.

Кроме того, при квалификации предмета данного преступного посягательства необходимо исследовать содержание паспорта отхода (являющегося обязательным для отходов I — IV классов опас -ности), в котором содержится информация о химическом и (или) компонентном составе отхода.

Список источников

1. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ // http:// www.cdep.ru/index.php?id=150 (Дата обращения: 14.05.2022)

2. Возбуждено уголовное дело по факту загрязнения отходами территории природного ландшафта «Птичья Гавань»: Сайта Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры // https://

epp.genproc.gov.ru/web/bmtp/search?article= 72430362 (Дата обращения: 14.05.2022)

3. Джунусова Д.Н. Экологическая преступность и ответственность за экологические преступления. М.: Изд-во Акад. естествознания, 2012. 136 с.

4. Попов И.В. Ошибки при квалификации преступлений против природной среды // Уголовное право. 2017. № 1.

5 Татъянина Л.Г. Понятие, сущность и современные перспективы предупреждения экологической преступности в Российской Федерации / Л.Г. Татьянина, А.С. Лукомская, Р.Р. Юлдо-шев // Всерос. криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 1. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1).103-113

References

1. Data of judicial statistics of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation // http://www.cdep.ru/index.php?id= 150 (Accessed: 05.14.2022)

2. A criminal case has been initiated on the fact of waste contamination of the territory of the natural landscape «Bird Harbor»: Website of the Baikal Interregional Environmental Prosecutor's Office / / https://epp.genproc.gov.ru/web/bmtp/search? article=72430362 (Accessed: 14.05.2022)

3. Dzhunusova D.N. Environmental crime and responsibility for environmental crimes. M.: Publishing House of Akad. natural Sciences, 2012. 136 р.

4. Popov I. V. Errors in the qualification of crimes against the natural environment // Criminal law. 2017. № 1.

5. Tatyanina L.G. The concept, essence and modern prospects for the prevention of environmental crime in the Russian Federation / L.G. Tatyanina, A.S. Lukomskaya, R.R. Yuldoshev // All-Russian Journal of Criminology. 2019. Vol. 13. № 1. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1).103-113

Информация об авторах

Пархоменко С.В. — доктор юридических наук, профессор Кузнецов Р.Д. — аспирант

Information about the authors

Parkhomenko S.V. — doctor of law, professor Kuznetsov R.D. — graduate student Вклад авторов:

Пархоменко С.В. — концепция исследования; вывод Кузнецов Р.Д. — написание исходного текста; вывод Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors:

Parkhomenko S.V. — research concept; conclusion Kuznetsov R.D. — writing of the source text; conclusion The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.