Научная статья на тему 'Некоторые вопросы законодательного регулирования сокращения спроса на наркотики'

Некоторые вопросы законодательного регулирования сокращения спроса на наркотики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛИ НАРКОТИКОВ / ЗАКОН О НАРКОТИКАХ / СОКРАЩЕНИЕ СПРОСА НА НАРКОТИКИ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАРКОТИКОВ / ПОБУЖДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ К ЛЕЧЕНИЮ ОТ НАРКОМАНИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Тамара Александровна

Задача: рассмотреть основные изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации, в области сокращения спроса на наркотики. Модель: использованы общенаучные и частные научные методы, а именно: системный, формально-логический (дедукция, индукция, анализ, синтез, сопоставление и т.д.), структурно-функциональный и другие. Выводы: даны характеристики дополнений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», выявлены проблемы реализации на практике рассмотренных изменений. Данные автором предложения развивают теоретические положения науки административного права, Оригинальность/ценность: предложения автора могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новикова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of legal regulation of drug demand reduction

Objective: to consider the amendments of primary importance made to the legislation of the Russian Federation in the field of drug demand reduction. Model: general scientific and private scientific methods are used, namely, systematic, formal-logical method (deduction, induction, analysis, synthesis, comparison and etc.), structural-functional and others. Conclusions: the characteristics of the federal law "On narcotic drugs and psychotropic substances" addition are enclosed, the problems of considered amendment implementation have been identified. The author’s sentences develop theoretical position of the science of administrative law. Originality/value: the author’s sentences can be used in the process of further research in this field.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы законодательного регулирования сокращения спроса на наркотики»

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

10.6. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОКРАЩЕНИЯ СПРОСА НА НАРКОТИКИ

Новикова Тамара Александровна, аспирантка. Место учебы: Российская Таможенная академии. E-mail: solmir@inbox. ru

Аннотация

Задача: рассмотреть основные изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации, в области сокращения спроса на наркотики.

Модель: использованы общенаучные и частные научные методы, а именно: системный, формальнологический (дедукция, индукция, анализ, синтез, сопоставление и т.д.), структурно-функциональный и другие.

Выводы: даны характеристики дополнений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», выявлены проблемы реализации на практике рассмотренных изменений. Данные автором предложения развивают теоретические положения науки административного права,

Оригинальность/ценность: предложения автора могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: потребители наркотиков, закон о наркотиках, сокращение спроса на наркотики, комплексная реабилитация и ресоциализация, административно-правовой механизм воздействия на потребителей наркотиков, побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации.

SOME QUESTIONS OF LEGAL REGULATION OF DRUG DEMAND REDUCTION

Novikova Tamara Aleksandrovna, postgraduate student. Place of study: Russian customs academy. E-mail: solmir@inbox. ru

Annotation

Objective: to consider the amendments of primary importance made to the legislation of the Russian Federation in the field of drug demand reduction.

Model: general scientific and private scientific methods are used, namely, systematic, formal-logical method (deduction, induction, analysis, synthesis, comparison and etc.), structural-functional and others.

Conclusions: the characteristics of the federal law "On narcotic drugs and psychotropic substances" addition are enclosed, the problems of considered amendment implementation have been identified. The author’s sentences develop theoretical position of the science of administrative law.

Originality/value: the author’s sentences can be used in the process of further research in this field.

Keywords: drug users, drug law, drug demand reduction, comprehensive rehabilitation and resocialization, administrative law mechanism of regulation of drug users, motivation of drug addicts for drug treatment and rehabilitation.

За последние несколько лет законодательство как в области снижения спроса на наркотические средства и психотропные вещества (далее -наркотики), так и в

области противодействия их незаконному распространению1 претерпело существенные изменения.

Впервые за эти годы правовые средства противодействия незаконному распространению наркотиков1 2 были уравновешены отдельными мерами административно-правового воздействия на немедицинское потребление наркотиков.

Так, в развитие стратегии антинаркотической политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», Президентом Российской Федерации было дано поручение от 21 ноября 2012 г. № Пр-3132 о разработке программы по снижению спроса на наркотики.

ФСКН России был разработан проект программы, регулирующий основы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ» (далее - проект программы).

По мнению автора статьи, в основу проекта программы заложена идея о прямом влиянии административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков на снижение спроса на наркотические средства и психотропные вещества.

Иными словами, речь идет о разработке механизма, который должен будет с помощью заложенных в него средств воздействовать на источник проблемы наркотизации населения в целом.

Структура проекта программы отражает последовательность этапов оказания помощи потребителям наркотиков, в том числе и лицам, больным наркоманией3, и тем самым объединяет ранее разрозненные элементы сокращения спроса на наркотики в единую комплексную систему.

Новизна данного подхода выражена в необходимости организации тесного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти4, уполномоченными осуществлять регулирование на том или ином этапе оказания помощи потребителям наркотиков.

Так, выявление потребителей наркотиков связано с деятельностью органов управления социальной защитой населения, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением, органов службы занятости,

1 Например, см. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным). // Пробелы в российском законодательстве, 2013, № 2.

2 Например, см. Бондарь А.Н. Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. // Пробелы в российском законодательстве, 2012, № 2, С. 293.

3 Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / А.Л. Благодир, И.Л. Дубровина, А.А. Кирилловых и др.; под общ.ред. А.А. Кирилловых. М.: Деловой двор, 2012. -С. 1-6.

4 Например, см.: Дудкин А. С.. Проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию // Регионология, 2009, № 1; Климов И.З., Исхаков Р.И., Сабирова И.И.. Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий // Вестник Удмуртского университета, 2012, № 1.

244

СОКРАЩЕНИЕ СПРОСА НА НАРКОТИКИ

Новикова Т.А.

органов внутренних дел5, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

И Т.д.6

Однако этап выявления потребителя наркотиков должен незамедлительно переходить в этап мотивирования его к лечению и реабилитации. На данный момент стадия мотивирования к прохождению лечения и реабилитации нормативного правового регулирования не получила и, несмотря на свою важность, осуществляется только в рамках проявленной работниками тех или иных органов инициативы.

В настоящее время разработанный ФСКН России проект включен в качестве подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 2997.

Формирование целостного представления о необходимых мерах воздействия на потребителей наркотиков сопровождалось внесением соответствующих норм в законодательство Российской Федерации.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»8 (далее - Федеральный законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ), расширяют сферу применения профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»9 (далее - закон о наркотиках), распространяя ее не только на больных наркоманией, но и на потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Расширение цели государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту путем дополнения статьи 4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ мерами по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ подчеркивает приоритетность мер по профилактике именно незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (а не только крайней его стадии - наркомании), наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи. Выделение в рамках основных мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связан-

5 Например, см. Галузинский А.А. Причины и условия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Бизнес в законе, 2012, № 1.

6 См. Цымбал Е.О. Правовое регулирование оказания наркологической помощи: проблемы и пути их решения. URL:

http://www.narkotiki.ru/5_5958.htm (дата обращения: 14.04.2014).

7 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 299 «Об

утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» // Официальный интернет-портал правовой информации

http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014.

8 Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 23. - Ст. 2878.

9 Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.

ных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, такой возрастной группы, как дети и молодежь, позволит сосредоточить необходимые ресурсы на профилактической работе с данной категорией потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ является одной из основных причин криминализации российского общества, прежде всего молодежной среды10 * *.

В связи с этим выделение в рамках основных мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, такой возрастной группы, как дети и молодежь, позволит сосредоточить необходимые ресурсы на профилактической работе с данной категорией потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Введение главы VI.1, посвященной профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, закрепило правовые инструменты раннего выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ -профилактические медицинские осмотры и социальнопсихологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также порядок действий в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Данные положения закладывают правовые основы для осуществления мероприятий по раннему выявлению лиц из числа учащихся учебных заведений, которые являются потребителями наркотических средств и психотропных веществ, а также по формированию у них мотивации к прохождению курса комплексной реабилитации и ресоциализации.

Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ также затрагивает систему профилактики незаконного потребления наркотиков среди несовершеннолетних, внося изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон о профилактике).

Так, часть 1 статьи 14 Закона о профилактике, регламентирующая компетенцию органов, осуществляющих управление в сфере образования, дополнена пунктом 7, а именно мерами по обеспечению проведения мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в образовательных организациях.

Пункт 10 части 1 статьи 18 также уточняет компетенцию органов управления здравоохранением и медицинских организаций.

Однако представленные выше изменения в большей степени были направлены на регулирование проведе-

10 Например, см.: Городова Е.Е. Наркотическая зависимость в

молодежной среде. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право., 2007, № 9; Царахова Н.В. Социокультурное содержание пробле-

мы наркомании в молодежной среде. Вестник Адыгейского государственного университета, 2013, № 1 (113); Горбачева Е.В. Защита несовершеннолетних в сфере рекламы. Бизнес в законе, 2010, № 1.

245

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

ния профилактических мероприятий, являясь, по сути, катализатором принятия дальнейших поправок.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»11 (далее - Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ), стали итогом десятилетних споров относительно регламентации определения «реабилитация» и его закрепления на федеральном уровне и положили начало построения комплексного административноправового механизма воздействия на потребителей наркотиков.

Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ дополнил закон о наркотиках определениями «лечение больных наркоманией», «реабилитация больных наркоманией», «побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации».

Механизмы реализации данных изменений нашли свое отражение в уголовном и административном законодательстве.

Дальнейшее развитие получил механизм побуждения больных наркоманией к лечению и реабилитации путем закрепления возможности возложения судом дополнительной обязанности на лицо, признанное больным наркоманией либо потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Новая редакция статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях12 (далее - КоАП России), а именно дополнение ее частью 2.1, закрепляет полномочие суда в виде возможности возложения обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию при назначении ему административного наказания за любое административное правонарушение, а не только за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Примечательно и то, что законодателем урегулирован такой вопрос, как порядок взаимодействия должностных лиц и судей при рассмотрении дел о данных административных правонарушениях должностными лицами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правомочия должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, расширены возможностью направлять выявленное лицо, страдающее наркоманией и потребляющее наркотические средства без назначения врача, на медицинское освидетельствование, ранее проводимое только по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи и являющееся единственным установленным порядком признания лица больным наркоманией.

11 Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 48. - Ст. 6161.

12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. -2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

Тем самым институт принудительных мер медицинского характера, ранее назначаемых только больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотики без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, был дополнен возложением обязанности пройти лечение от наркомании для лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании.

Федеральный закон от 25.11.2013 № 313 дополнил КоАП РФ также статьей 6.9.1, регламентирующей меры воздействия при уклонении13 лица от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, медицинской или социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача - штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

Учитывая, что порядок контроля за исполнением введенной дополнительной обязанности устанавливается Правительством Российской Федерации, в настоящее время заинтересованными органами ведется разработка Постановления Правительства Российской Федерации по реализации данных мер.

Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации»14 (далее - Закон № 317-ФЗ), внес изменения в сферу организации оказания помощи лицам, больным наркоманией.

Согласно ч. 1 статьи 54 в редакции Закона № 317-ФЗ государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.

При этом наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.

Тем самым из законодательства Российской Федерации исключено определение «медико-социальная реабилитация» и появились два новых определения -«медицинская реабилитация» и «социальная реабилитация».

Иными словами, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере здравоохранения, или Министерство здравоохранения Российской Федерации, в компетенцию которого входит реализация оказания наркологической помощи, четко обозначил

13 При этом в примечании к статье уточнено, что лицо считается уклоняющимся, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

14 Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 48. - Ст. 6165.

246

СОКРАЩЕНИЕ СПРОСА НА НАРКОТИКИ

Новикова Т.А.

свою компетенцию в сфере реабилитации - организация медицинской реабилитации.

Оказание социальной реабилитации, несмотря на указание в статье 54 Закона о наркотиках гарантии ее осуществления государством, остается вне поля нормативного правового регулирования как с точки зрения порядка ее осуществления, так и ведомства, ответственного за нее.

Рассмотренные автором настоящей статьи последние изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации в части, касающейся создания комплексной системы противодействия злоупотреблению наркотиками, являются лишь одной из ступеней становления административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков.

Следующим шагом, по мнению автора статьи, является внесение ряда изменений и дополнений в антинаркотическое законодательство, прежде всего, в Федеральный закон от 8 января 1998 года № ФЗ-3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Закон о наркотиках должен быть дополнен новым понятийным аппаратом, а также главами, регулирующими последовательные этапы оказания помощи потребителям наркотиков.

В первую очередь, необходима дифференциация мер профилактики потребления наркотиков15. Для этого целесообразно внести изменения в закон о наркотиках, касающиеся дифференциации мер по профилактике наркомании, а также закрепления отдельных не закрепленных в настоящее время определений:

а) дополнить статью 1 следующими понятиями: Первичная профилактика - комплексное целевое воздействие на лиц, ранее не употреблявших наркотики, на различных уровнях - личностном, семейном и социальном (школа, общество) - с целью предупреждения начала употребления наркотиков.

Вторичная профилактика - комплексное целевое воздействие на лиц, впервые употребивших наркотики, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости от наркотиков в ее начальной стадии, с целью раннего выявления потребителей наркотиков, оказания им необходимой помощи, а также предупреждения вовлечения новых лиц в потребление наркотиков.

Третичная профилактика - оказание наркологической помощи больным наркоманией, организация их социальной реабилитации и ресоциализации с целью предупреждения дальнейшего злоупотребления наркотиками больными, оказания им помощи в преодолении зависимости, возращения больных наркоманией в социум, а также предупреждения возможности рецидива заболевания у лиц, прекративших употреблять наркотики.

Третичная профилактика включает в себя: выявление больных наркоманией; мотивирование на лечение и реабилитацию, в том числе побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации; оказание наркологической помощи;

15 Например, см.: Михайлов, Б.П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: моногр. / Б.П. Михайлов. М.: ИД «Граница», 2003; Арефьев, А.Ю. Предупреждение преступлений экстремистской направленности, совершаемых группами несовершеннолетних: моногр. / А.Ю. Арефьев, Ю.В. Маркова. Н. Новгород: НА МВД России, 2009; Бодренков, В.А. Проблемы оперативнорозыскного обеспечения предупреждения совершения преступлений: моногр. / В. А. Бодренков; под ред. В. К. Зникина, А. Г. Ха-лиулина, А. Ю. Шумилова. М.: издательский дом Шумиловой И. И., 2009.

социальная реабилитация;

ресоциализация (социальная и трудовая реинтеграция);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

постреабилитационный патронат.

Выявление потребителей наркотиков - получение и фактическое подтверждение информации о потреблении наркотиков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Социальная реабилитация - система социальных, психологических, педагогических и трудовых мер, направленных на восстановление физического, психического и духовного здоровья лица, допускающего немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, его личностного и социального статуса, а также способностей к полноценной интеграции в общество, внесению позитивного вклада в его социальное, экономическое и культурное развитие.

Ресоциализация - система мер, направленных на содействие созданию оптимальной среды жизнедеятельности для потребителей наркотиков, прошедших комплексную реабилитацию и полностью отказавшихся от употребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, включающих в себя, в том числевосстановление утраченных социальных функций и связей (социальная реинтеграция) и содействие получению образования и профессиональной подготовки (трудовая реинтеграция).

Постреабилитационный социальный патронат - оказание содействия лицу, прошедшему курс комплексной реабилитации и полностью отказавшимся от употребления наркотиков без назначения врача, в ресоциализации путем наблюдения за её ходом, а также оказание, при необходимости, социальной, психологической и медицинской помощи.

Таким образом, в Российской Федерации в последние годы был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков.

При этом многие из них свидетельствуют об изменении вектора политики в сфере борьбы с распространением наркотиков и злоупотреблением ими: меры по сокращению предложения наркотиков дополняются мерами по сокращению спроса на них.

Изменения затронули этап мотивирования потребителей наркотиков на лечение и реабилитацию, организацию оказания медицинской помощи и социальной реабилитации, понятийно-категориальный аппарат и принципы государственной политики в антинаркотической сфере.

Вместе с тем нововведения носили фрагментарный характер и не позволили создать административноправовой механизм воздействия на потребителей наркотиков.

В связи с этим автором были предложены необходимые на данном этапе дополнения и изменения действующего законодательства Российском Федерации.

Список литературы:

1. Арефьев А.Ю. Предупреждение преступлений экстремистской направленности, совершаемых группами несовершеннолетних: моногр. / А.Ю. Арефьев, Ю.В. Маркова. Н. Новгород: НА МВД России, 2009.

2. Бодренков В.А. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения предупреждения совершения преступлений: моногр. / В. А. Бодренков; под ред. В. К. Зникина, А. Г. Халиулина, А. Ю. Шумилова. М.: издательский дом Шумиловой И. И., 2009.

247

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

3. Бондарь А.Н. Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. - С. 293297.

4. Буркина О. А., Кузнецов А. И. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: проблемы применения. // Наркоконтроль. - 2013. - № 4. - С. 6-7.

5. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным). // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 2. - С. 136-139.

6. Галузинский А. А. Причины и условия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. // Бизнес в законе. - 2012. - № 1. - С. 133-136.

7. Горбачева Е.В. Защита несовершеннолетних в сфере рекламы. // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 165-167.

8. Городова Е.Е. Наркотическая зависимость в молодежной среде // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2007. - № 9.

9. Дудкин А. С. Проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию // Регионология. -2009. -.№ 1;

10. Климов И.З., Исхаков Р.И., Сабирова И.И. Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - № 1. - С. 105-110.

11. Михайлов Б.П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: моногр. / Б.П. Михайлов. М.: ИД «Граница», 2003.

12. Суркова И.П. Государственно-общественное управление профессиональной образовательной организацией // Человек и образование. - № 4 (37). -2013.

13. Царахова Н.В. Социокультурное содержание проблемы наркомании в молодежной среде. Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. -№ 1 (113).

14. Опрос: нужна ли уголовная ответственность за употребление наркотиков? URL: http://www.pravmir.ru/ nuzhna-li-ugolovnaya-otvetstvennost-za-upotreblenie-narkotikov-opros;http://www.rg.ru/2013/12/11 /narkotiki-site.html (дата обращения - 29.04.2014).

15. Цымбал Е.О. Правовое регулирование оказания наркологической помощи: проблемы и пути их решения. URL: http://www.narkotiki.ru/5_5958.htm (дата обращения: 14.04.2014).

16. Новикова Т.А. К вопросу об определении административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков и его элементов // Бизнес в законе. - 2014. - №2.

Рецензия

на статью аспирантки кафедры таможенного права Российской таможенной академии ФТС России Т.А. Новиковой «Некоторые вопросы законодательного регулирования сокращения спроса на наркотики».

Статья аспирантки кафедры таможенного права Российской таможенной академии ФТС России Т.А. Новиковой «Некоторые вопросы законодательного регулирования сокращения спроса на наркотики» написана на актуальную в современных условиях тему.

Актуальность идей, содержащихся в статье, обусловлена отсутствием в Российской Федерации административно-правового механизма воздействия на немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Фрагментарность принимаемых административных правовых актов предопределила возникновение ряда пробелов в законодательстве Российской Федерации.

В связи с этим, на взгляд рецензента, автор обоснованно предлагает внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 года № ФЗ-3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Разделы статьи логически взаимосвязаны, а ее стиль и язык изложения типичны для научных публикаций.

Изложенное позволяет заключить, что рецензируемая статья отвечает предъявляемым к такого рода научным работам требованиям, а потому может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК.

Профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Института правоохранительной деятельности РТА доктор юридических наук, профессор А. Ю. Шумилов

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.