Бизнес в законе
2’2014
18.2. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАРКОТИКОВ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Новикова Тамара Александровна, аспирантка Место учебы: Российская Таможенная академия
Аннотация: Задача: сформулировать научно-понятийный аппарат административного права в сфере сокращения спроса на наркотики, а именно: разработать научные дефиниции понятий «административно-правовой механизм воздействия на потребителей наркотиков», «элементы административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков».
Модель: использованы общенаучные и частные научные методы, а именно: системный, формально-логический (дедукция, индукция, анализ, синтез, сопоставление и т.д.), структурно-функциональный и другие.
Выводы: разработанные автором предложения развивают теоретические положения науки административного права, актуализируют проблему сокращения спроса на наркотики в Российской Федерации.
Оригинальность/ценность: предложения автора могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: сокращение спроса на наркотики, профилактика наркомании, потребитель наркотиков, реабилитация, ресоциализация, административноправовой механизм воздействия на потребителей наркотиков, элементы административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков
NOTION AND ELEMENTS OF THE ADMINISTRATIVE LAW MECHANISM OF REGULATION OF DRUG USERS
Novikova Tamara Aleksandrovna, postgraduate Study place: Russian customs academy
Annotation: Objective: To formulate the conceptual and categorical apparatus of administrative law used in the field of drug demand reduction, namely to develop a scientific definition of the concepts of «administrative law mechanism of regulation of drug users», «elements of the administrative law mechanism of regulation of drug users.»
Model: general scientific and private scientific methods are used, namely, systematic, formal-logical method (deduction, induction, analysis, synthesis, comparison and etc.), structural-functional and others.
Conclusions: the author’s sentences develop theoretical position of the science of administrative law, actualize the problem of reducing the demand for drugs in the Russian Federation.
Originality/value: the author’s sentences can be used in the process of further research in this field.
Keywords: drug demand reduction, drug prevention, drug user, rehabilitation, resocialization, administrative law mechanism of regulation of drug users, the elements of administrative law mechanism of regulation of drug users
Одним из нерешенных вопросов административноправового регулирования сокращения спроса на наркотики является отсутствие законодательного закрепления определений, используемых в данной области, что зачастую порождает в правоприменении определенные проблемы. Поэтому в настоящей статье рассмотрены соответствующие вопросы дефинитивного свойства.
Автор полагает, что в первую очередь целесообразно дать характеристику понятию «сокращение спроса наркотики».
В соответствии с Декларацией о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, принятой резолюцией Организации Объединенных наций на 9-м пленарном заседании 10 июня 1998 года (далее -Декларация), термин «сокращение спроса на наркотики» используется для обозначения политики или программ, направленных на сокращение потребительского спроса на наркотические средства и психотропные
вещества, охватываемые действием международных ~ 1 конвенций о контроле над наркотиками .
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения «сокращение спроса на наркотики».
Тем не менее, стратегия антинаркотической политики1 2 раскрывает содержание системы мер по сокращению спроса на наркотики путем перечисления входящих в нее элементов:
- государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков;
- наркологическая медицинская помощь;
- медико-социальная реабилитация больных наркоманией.
Поэтапно рассмотрим каждый из элементов, входящих в систему мер по сокращению спроса на наркотики.
Первым элементом закреплена государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков.
Собственно в научной литературе существует множество определений «профилактики».
Большая советская энциклопедия дает помимо общего определения развернутое применительно к медицине. Так, профилактика [от греч. prophylaktikos -предохранительный] - совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п.3
В Оперативно-розыскной энциклопедии А.Ю. Шумилов следующим образом определяет профилактику преступлений применительно к оперативно-розыскной деятельности (оперативно-розыскную профилактику): «Система оперативно-розыскных и иных мер, принимаемых на различных уровнях организации ОРД (межведомственный, отдельного оперативно-розыскного орган, индивидуальный), которые призваны устранить причины и условия совершения различных преступных посягательств, защита от которых является целью
1 Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики. Принята Резолюцией S-20/3 Генеральной Ассамблеи оОн от 10 июня 1998 года. // Бюллетень по наркотическим средствам, том LIX, № 1 и 2. - 2007.
2 Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. -2010. - N 24. - Ст. 3015.
3 Большая советская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/124619/Профилактика (дата обращения 26.03.2014).
274
Новикова Т. А.
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАРКОТИКОВ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
ОРД. Профилактическое воздействие заключается в применении участниками ОРД комплекса мер профилактического характера (установление криминогенных зон, прогнозирование вероятных криминальных тенденций и др.)»
Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»4 5 (далее - Закон о наркотиках) также содержит определение профилактики незаконного потребления наркотиков.
Однако прежде чем привести данное определение, необходимо охарактеризовать содержание понятий «незаконность потребления» и «потребитель наркотиков» как объектов, на которые профилактика направлена.
Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Незаконность потребления обусловлена тем, что в некоторых сферах общественной жизнедеятельности потребление наркотических средств необходимо и осуществляется в соответствии с установленными нормами и правилами, например, в медицине.
Более того, в Российской Федерации на основные виды деятельности в сфере оборота наркотиков установлена государственная монополия6. Нарушение норм и определяет незаконность потребления.
На основании вышеизложенного автор делает вывод о том, что немедицинское потребление равнозначно незаконному потреблению.
При этом в нормах права, содержащихся в актах федерального законодательства, понятие «потребитель наркотиков» закреплено лишь на уровне подзаконных актов, хотя используется часто.
В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 28.02.2000 № 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»7 потребители наркотиков - это лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.
Социологический словарь дает следующее определение: потребители инъекционных наркотиков - лица, употребляющие наркотики внутривенно8.
В научной литературе встречаются термины потребитель «относительного риска», потребитель одурманивающих веществ, потребитель «повышенного риска», потребитель «злоупотребляющий»9.
4 Оперативно-розыскная энциклопедия / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2004. - С. 250.
5 Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 2. - Ст. 219.
6 Кузьмин В.А., Китрова Е.В., Беляев М.А., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2013. - С. 5-10.
7 Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 "О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" // Документ опубликован не был.
8 Социологический словарь. URL:http://enc-dic.com/sociology/Potrebiteli-Inekcionnyh-Narkotikov-Pin-6465.html (дата обращения 26.03.2014)
9 Например, см.: Шумилов А.Ю. Новый закон о наркотиках и терминология противодействия наркобизнесу: справ. пособие / А.Ю. Шумилов, В.Б. Ивасенко; под ред. А.Ю. Шумилова. 2-е изд.,
испр. и доп. М.: изд-ль Шумилова И.И., 1999; Б.В. Ивасенко Оперативно-розыскная деятельность и незаконный оборот наркоти-
Приведенные в такой последовательности термины отражают частоту употребления наркотических средств лицами, у которых зависимость еще не сформировалась:
- готовность к наркотизации;
- эпизодическое употребление, или экспериментирование;
- систематическое употребление.
В толковом терминологическом словаре под редакцией профессора Гурова А.И. и профессора Тетерина Б.С. потребитель наркотиков определяется как лицо, допускающее эпизодическое или систематическое потребление наркотиков, но еще не признанное наркоманом10.
По мнению автора, понятие «потребитель наркотиков» целесообразно понимать в широком и узком смысле.
Потребитель наркотиков в широком смысле - это лицо, потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
Данное определение основано на закрепленном в Законе о наркотиках понятии «незаконное потребление наркотиков».
При этом, исходя из приведенного термина, в категорию потребители наркотиков попадают все лица, незаконно их потребляющие, вне зависимости от степени сформировавшееся зависимости, то есть, в том числе и больные наркоманией.
Потребитель наркотиков в узком смысле - это лицо, систематически или эпизодически потребляющее наркотические средства или психотропные вещества, но еще не имеющее зависимость от них.
В целях данной статьи термин потребитель наркотиков понимается в широком смысле.
В соответствии с абзацем 18 ст. 1 Закона о наркотиках профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании представляет собой совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Более того, последними изменениями, внесенными в Закон о наркотиках, статья 1 дополнена понятием «профилактические мероприятия», определяемым как мероприятия, направленные на предупреждение потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и укрепление психического здоровья лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
В научно-практическом комментарии к Закону о наркотиках профилактика наркомании определена как система превентивных мер, направленная на снижение вероятности возникновения наркомании .
ков // Словарь терминов и понятий, РИО МВИ ФПС России, 2 издание, исправленное и дополненное, Москва, 2000.
10 Бизнес и безопасность. /. Под научной ред. проф. Гурова А.И., проф. Тетерина Б.С. / М.: Издательства: ЦКСИиМ, «Ягуар». 1995. - С. 234.
11 Комментарий к Федеральному закону от 08 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". URL: http://kommentarii.org/narkotich/page2.html (дата обращения
26.03.2014).
275
Бизнес в законе
2’2014
Вместе с тем на практике возникает ряд вопросов с определением содержания мер, входящих в данное мероприятие12.
Так, например, Г.В. Зазулин указывает на то, что понятие «профилактика наркомании» включено в понятийный аппарат правовых основ, установленных законом, а понятие «предупреждение наркопреступности» - нет. Это, по мнению автора, «приводит к тому, что политики, правоохранительные органы, спецслужбы, судебная власть и граждане, ориентируясь в своей деятельности на федеральный стандартизированный в праве понятийный аппарат, ошибочно пребывают в уверенности, что это тождественные понятия»13.
Также автор указывает на тот факт, что «...входящие в понятийный аппарат термины «наркомания» и «профилактика наркомании» не коррелируются. Первый определен сугубо одномерно как медицинское «измерение» наркореальности (заболевание), а второй - с максимально междисциплинарных позиций»14.
Действительно, применительно к ст. 1 Закона о наркотиках под наркоманией понимается заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Под больным наркоманией понимается лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с Законом о наркотиках, поставлен диагноз «наркомания».
Определение «наркологическая медицинская помощь» раскрывается в п. 1.1. статьи 54 Закона о наркотиках путем перечисления входящих в него элементов: профилактики, диагностики, лечения15 и медицинской реабилитации.
Необходимо отметить, что входящие в него элементы также закреплены в законодательстве Российской Федерации и, по мнению автора исследования, не требуют дополнительной проработки.
Наконец, такой элемент системы мер по сокращению спроса на наркотики как медико-социальная реабилитация на сегодняшний день утратил силу в связи с принятием поправок в федеральное законодательство и был разделен на медицинскую и социальную реаби-литацию16 * *.
По мнению автора, представленные элементы системы мер по сокращению спроса на наркотики не отражают должным образом роль государства в их становлении и нивелируют отдельные ее элементы.
Иными словами, в настоящее время отсутствует комплексное понимание содержания мер по сокращению спроса.
12 Например, см. Колумбаева А.А. Проблемы реализации права в сфере противодействия распространению наркомании в Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2009. - № 5. - С. 336339.
13 Зазулин Г.В. Правовые основы антинаркотической политики России: к анализу понятийного аппарата. // Научно-политический журнал «Государственная служба».- 2011. - № 3. - С. 51-52.
14 Там же. - С. 51-52.
15 Абз. 26 ст. 1 Закона о наркотиках определяет лечение как комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений наркомании либо связанных с ней состояний, восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни.
16 Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации и признании утратившими силу отдельных положений за-
конодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 48. - Ст. 6165.
Представляется целесообразным, взяв за основу Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, закрепить в качестве нормы права трехступенчатую систему мер по сокращению спроса: первичную, вторичную и третичную профилактику злоупотребления наркотиками.
Первичная и вторичная профилактика, или профилактика потребления наркотиков и ранее выявление потребителей наркотиков в рамках настоящей статьи не рассматриваются.
Наиболее полно и точно отразить влияние государства в лице его органов на сферу немедицинского потребления наркотиков с целью сокращения спроса на них возможно путем введения определения «административно-правовой механизм воздействия на потребителей наркотиков», которое бы отражало как систему мер снижения спроса на наркотики в целом, так и отдельные механизмы, в нее входящие.
В исследовании сознательно используется сочетание двух терминов классического административного права «административно-правовой механизм» и «административно-правовое воздействие» для отражения как статики, так и динамики государственного регулирования сокращения спроса на наркотики.
Собственно об административно-правовом механизме в научной литературе изложено немало. Прежде всего, обязательными элементами любого административно-правового механизма выступают административно-правовые нормы и административно-правовые
17
отношения, ими регулируемые .
Термин «механизм правового регулирования» был введен в научную литературу С. С. Алексеевым и раскрыт как «.взятая в единстве вся совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отноше-18
ния» .
Профессором А.П. Кореневым под механизмом административно-правового регулирования предлагается понимать систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления19
Иными словами, административно-правовое регулирование есть механизм регламентирования и упорядочения деятельности как субъектов, так и объектов управления и организации их взаимоотношений.
Что касается административно-правового воздействия, то, как правило, оно рассматривается сквозь призму методов и средств властного воздействия на объект управления.
В научной литературе выделяют, как правило, 2 основных метода административного воздействия: убеждение и принуждение.
Вместе с тем, Д.Н. Бахрах выделяет 12 методов вла-
20
стного административно-правового воздействия .
17 См. подробнее Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов - 3 изд., изм. и доп. - М., 2008. - С. 438.
18 П.П. Фатеев Понятие и структура механизма административно-правового регулирования // Вопросы управления.URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2010/03/04/ (дата обращения -
26.03.2014).
19 Административное право Российской Федерации: курс лекций. / под ред. А.В. Мелехина. - 2009. - С. 26.
20 Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010.
276
Новикова Т. А.
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАРКОТИКОВ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Наибольшее влияние на позицию автора оказало мнение Ю.А. Тихомирова, который рассматривал административно-правовой механизм как статику, а административно правовое воздействие как управленческую динамику. Административно-правовое воздействие служит определению целей и условий деятельности субъектов и объектов, ориентированно побуждает последние к определенной деятельности. Ее результат - фактические изменения в экономической, социальной и других сферах21.
Таким образом, автором статьи предлагается объединить понимание статики и динамики управления, отразив структурность организации, взаимообусловленность методов и средств административноправового механизма воздействия как правовой механизм.
Представляется целесообразным, в первую очередь, рассмотреть такой элемент административноправового механизма воздействия как организация. Применительно к административно-правовому механизму воздействия на потребителей наркотиков речь идет о структурированном взаимодействии субъектов, воздействующих на потребителя наркотиков.
Структура процесса воздействия представляет собой взаимосвязанные этапы:
I. Выявление и мотивация на прохождение курса комплексной реабилитации;
II. Наркологическая помощь, подготовка к комплексной реабилитации (необходимые медицинские обследования, проведение диагностики, лечение сопутствующих соматических заболеваний);
III Реабилитация;
IV. Социальная и трудовая реинтеграция;
V. Постреабилитационный патронат.
Учитывая, что выявление потребителей наркотиков необходимо рассматривать в разрезе работы медицинских организаций и правоохранительных органов, то необходимо более подробно остановится на определении мотивации.
До сих пор на законодательном уровне это определение не получило закрепления.
Вместе с тем, в рамках последних изменений, внесенных в Закон о наркотиках22, было введено понятие «побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации» (далее - побуждение) как комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации.
Иными словами, побуждение представляет собой некие действия, мотивирующие больного наркоманией на прохождение лечения и реабилитации.
В существующих словарях и справочниках определения «мотивация» и «побуждение» схожи.
Так, в толковом словаре Д.Н. Ушакова даются следующие определения: побуждение, ср. (книж.) - это желание или намерение сделать что-нибудь и мотива-
21 Административное право и процесс: Полный курс (Ю.А. Тихомиров) // М.: изд-во Тихомиров М.Ю., 2001. - С. 325.
22 Федеральный закон от 25.11.2013 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 48. - Ст. 6161.
ция как система доводов, аргументов в пользу чего-нибудь, мотивировка23.
Приведенное в Законе о наркотиках понятие раскрывает побуждение как создание дополнительных стимулов для больного наркоманией.
Таким образом, побуждение больного наркоманией к лечению и реабилитации входит в понятие мотивации, но не исчерпывается им.
Мотивация потребителя наркотиков в рамках действующего законодательства Российской Федерации используется в нескольких сферах, в зависимости от которых интерпретируется и ее содержание. Если вкладывать в данное понятие побуждение лица к лечению и медицинской реабилитации, то, руководствуясь Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ24, определяем, что в него входит влияние на выбор любым пациентом профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, защиту сведений, составляющих врачебную тайну и возможность отказа от медицинского вмешательства.
Иными словами, мотивация, проводимая сотрудниками медицинских организаций.
Во втором случае мотивация понимается как дополнительный стимул административно-правового характера в виде отсрочки отбывания наказания, освобождения от административной ответственности при добровольном обращении за помощью, назначения судом дополнительной обязанности пройти курс лечения, медицинской и (или) социальной реабилитации.
Следующим определением, рассматриваемым в данной статье, является реабилитация.
В соответствии со статьей 1 Закона о наркотиках реабилитация больных наркоманией представляет собой комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера.
Далее по тексту Закона о наркотиках употребляются отдельно понятия медицинская реабилитация и социальная реабилитация. Причем, как было сказано ранее, медицинская реабилитация является составным элементом оказания наркологической помощи.
По мнению автора, понятие «реабилитация» в приведенной редакции в полной мере не отражает содержания реабилитационных мер.
Более того, из текста не ясно, как данный термин соотносится с такими видами реабилитации, как медицинская, социальная, психолого-педагогическая и др.
Что касается определений социальной и трудовой реинтеграции потребителей наркотиков, то они также упоминаются в статье 4 Закона о наркотиках в качестве одного из направлений деятельности организаций, которые должны быть обеспечены государственной поддержкой.
Собственно, наиболее близко к теме данной статьи определение реинтеграции в психологии.
Так, под реинтеграцией понимается (лат. re - приставка, обозначающая повторно возобновляемое дей-
23 Большой толковый словарь современного русского языка. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., Альта-Принт, Дом. XXI век , 2009. - С. 874.
24 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"// Российская газета. -2011. -№ 263.
277
Бизнес в законе
2’2014
ствие, integro - восстанавливать) восстановление психических функций после их дезинтеграции25.
Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве этапа восстановления социальных связей используется также определение «ресоциализация».
Наконец, последним этапом организации административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков является постреабилитационный патронат.
Постреабилитационный период - наиболее сложный аспект реабилитации потребителей наркотиков и наименее урегулированный.
Восстановление способности к нормальной жизнедеятельности в социуме при постоянной опасности рецидива в приеме наркотиков, динамика психического состояния лица - все это должно стать предметом работы уполномоченных в данной сфере органов и организаций.
Применительно к медицинской сфере, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 22.10.2003 № 500 профилактический (постреабилитационный, сугубо амбулаторный) период (комплекс) направлен на профилактику «срывов» и рецидивов наркомании у больных, завершивших программу реабилитации в амбулатории или стационаре (центре). На этом периоде больным оказывается психологическая, социальная и правовая поддержка в условиях амбулатории26.
С административно-правовой точки зрения роль государства на данном этапе сводится к установлению необходимых правовых гарантий для организации работы с потребителями наркотиков, а также фиксированию длительности воздержания от приема наркотиков, отражающего эффективность всей проделанной работы в целом.
Следующим элементом является гарантированность оказания помощи потребителям наркотиков. Данную составляющую можно представить в виде совокупности обязательных условий, при которых лицо захочет и сможет освободиться от зависимости.
Иными словами, потребитель наркотиков должен знать, что, если он обратится за помощью, она будет должным образом ему оказана с соблюдением его прав и свобод.
По мнению автора, основой данного элемента должны стать гарантии юридические и организационные.
Как было сказано ранее, в настоящее время в связи с внесением изменений в законодательстве Российской Федерации государство гарантирует оказание не только наркологической помощи, но и социальной реабилитации.
Однако до сих пор не закреплено, в каких формах социальная реабилитация будет проводиться, какой федеральный орган исполнительной власти будет уполномочен в сфере ее реализации, как будет финансироваться ее осуществление.
Поэтому, в первую очередь, в качестве юридической гарантии может рассматриваться принятие подзаконного нормативного правового акта, регулирующего порядок ее реализации.
Вспомогательной юридической гарантией может служить принятие государственного стандарта деятельности в сфере социальной реабилитации.
25 В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - С. 487.
26 Приказ Минздрава РФ от 22.10.2003 № 500 "Об утверждении протокола ведения больных "Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)" Документ опубликован не был
Таким образом, отсутствие взаимосвязанных и взаимообусловленных норм законодательства, обеспечивающих комплексное административно-правовое воздействие на потребителей наркотиков, определяет негативные тенденции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и требует совершенствования административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков.
В результате проведенного анализа норм международных актов, федерального законодательства и подзаконных актов целесообразно сделать вывод, что как понятие, так и содержание сферы сокращения спроса на наркотики остается в большей части вне поля административно-правового регулирования, за исключением мер ответственности за немедицинское потребление наркотиков, что подтверждает необходимость комплексного подхода к решению проблемы.
При этом в рамках подзаконных актов, а именно Стратегии государственной антинаркотической политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, в качестве цели Стратегии закреплена направленность на существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по сокращению предложения наркотиков и сокращению спроса на них.
Автором статьи предлагается определить административно-правовой механизм воздействия на потребителей наркотиков как систему всех правовых средств, взаимосвязанных и взаимообусловленных, которыми обеспечивается воздействие на потребителя наркотиков с целью мотивации на прохождения курса лечения и реабилитации, гарантирования ему оказания наркологической помощи и социальной реабилитации, а также обеспечения восстановления социальных и трудовых связей в обществе.
В целях раскрытия административно-правового механизма воздействия на потребителей рассмотрены основные элементы, его составляющие, а также выявлены проблемы административно-правового регулирования указанных элементов на федеральном уровне.
Основными элементами административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков являются:
- нормы административного права, регулирующие сферу сокращения спроса на наркотики, в том числе их немедицинского потребления;
- акты толкования норм административного права, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации о реализации механизма побуждения лица к лечению и реабилитации;
- административно-правовые отношения, складывающихся в процессе административно-правового воздействия на потребителей наркотиков в Российской Федерации;
- организация как система заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- организация структуры основных этапов административно-правового воздействия на потребителя наркотиков: выявление, мотивация, в том числе побуждение к лечению и реабилитации, наркологическая помощь, социальная реабилитация, социальная и трудовая реинтеграция, постреабилитационный социальный патронат;
- система учета лиц, больных наркоманией;
- гарантии оказания помощи потребителям наркотиков;
- контроль государства за оказанием помощи потребителям наркотиков.
278
Новикова Т. А.
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАРКОТИКОВ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Список литературы:
1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 2. - Ст. 219.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - № 263.
3. Административное право и процесс: Полный курс (Ю.А. Тихомиров) // М.: изд-во Тихомиров М.Ю., 2001.
4. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. :Эксмо, 2010.
5. Бизнес и безопасность. /. Под научной ред. проф. Гурова А.И., проф. Тетерина Б.С. / М.: Издательства: ЦКсИиМ, «Ягуар». 1995.
6. Зазулин Г.В. Правовые основы антинаркотической политики России: к анализу понятийного аппарата. // Научнополитический журнал «Государственная служба». - № 3. -2011. - С. 51-54.
7. Ивасенко Б.В. Оперативно-розыскная деятельность и незаконный оборот наркотиков // Словарь терминов и понятий, РИО МВИ ФПС России, 2 издание, исправленное и дополненное, Москва, 2000.
8. Колумбаева А.А. Проблемы реализации права в сфере противодействия распространению наркомании в Российской Федерации // Бизнес в законе.- 2009. - № 5. - С. 336339.
9. Фатеев П.П. Понятие и структура механизма административно-правового регулирования.URL:
http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2010/03/04/ (дата обращения -
26.03.2014).
10. Шумилов А.Ю. Новый закон о наркотиках и терминология противодействия наркобизнесу: справ.пособие / А.Ю. Шумилов, В.Б. Ивасенко; под ред. А.Ю. Шумилова. 2-е изд., испр. и доп. М.: изд-ль Шумилова И.И., 1999.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспирантки кафедры таможенного права Российской таможенной академии ФТС России Т.А. Новиковой «К вопросу об определении административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков и его элементов».
Статья аспирантки кафедры таможенного права Российской таможенной академии ФТС России Т.А. Новиковой «К вопросу об определении административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков и его элементов» написана на актуальную в современных условиях тему.
Актуальность идей, содержащихся в статье, обусловлена динамикой складывающейся наркоситуации в Российской Федерации, характеризуется сохранением масштабов распространенности незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики).
В связи с этим, на взгляд рецензента, автор обоснованно предлагает комплексный подход к решению проблемы незаконного потребления наркотиков, формулируя понятие и определяя элементы административно-правового механизма воздействия на потребителей наркотиков.
Разделы статьи логически взаимосвязаны, а ее стиль и язык изложения типичны для научных публикаций.
Изложенное позволяет заключить, что рецензируемая статья отвечает предъявляемым к такого рода научным работам требованиям, а потому может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК.
Профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Института правоохранительной деятельности РТА доктор юридических наук, профессор
А. Ю. Шумилов
279