Научная статья на тему 'Возможность применения отсрочки отбывания наказания к больным наркоманией'

Возможность применения отсрочки отбывания наказания к больным наркоманией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
DRUGS / NON-MEDICAL DRUG USE / POSTPONEMENT OF SERVING PUNISHMENT / MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION / НАРКОТИКИ / НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашуба Юрий Анатольевич, Повеликин Юрий Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы применения отсрочки отбывания наказания к лицам, больным наркоманией, на современном этапе. Анализируются отдельные проблемы применения уголовно-правового института отсрочки отбывания наказания к больным наркоманией осужденным, предлагаются некоторые пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY TO USE A SUSPENDED SENTENCE TO THE DRUG ADDICTS

In article discusses the use of deferral of serving punishment to persons, drug addicts, at the present stage. We analyzed some problems of application of the criminal law institute serving a delay penalty drug addicts convicted. It suggests some directions how to improve it.

Текст научной работы на тему «Возможность применения отсрочки отбывания наказания к больным наркоманией»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.847 ББК 67.409

© 2017 г. Ю. А. Кашуба,

профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань, Россия) доктор юридических наук, профессор. E-mail: koshianatol@yandex.ru

Ю. Ю. Повеликин,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань, Россия). E-mail: yuriypovelikin@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

К БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ

В статье рассматриваются вопросы применения отсрочки отбывания наказания к лицам, больным наркоманией, на современном этапе. Анализируются отдельные проблемы применения уголовно-правового института отсрочки отбывания наказания к больным наркоманией осужденным, предлагаются некоторые пути его совершенствования.

Ключевые слова: наркотики, немедицинское потребление наркотиков, отсрочка отбывания наказания, медицинская и социальная реабилитация.

Yu. A. Kashuba - Professor, Department of Criminal and Penal Law, the Academy of Law and Management of the Federal Service for Execution of Sentences (Ryazan, Russia), Doctor of Law, Professor.

Yu. Yu. Povelikin - Adjunct, Faculty for the training of scientific and pedagogical staff, the Academy of Law and Management of the Federal Service for Execution of Sentences (Ryazan, Russia).

POSSIBILITY TO USE A SUSPENDED SENTENCE TO THE DRUG ADDICTS

In article discusses the use of deferral of serving punishment to persons, drug addicts, at the present stage. We analyzed some problems of application of the criminal law institute serving a delay penalty drug addicts convicted. It suggests some directions how to improve it.

Key words: drugs, non-medical drug use, postponement of serving punishment, medical and social rehabilitation.

Приоритетными задачами государственной политики по профилактике алкоголизма и наркомании в России являются: формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией, переориентирование населения на ведение трезвого образа жизни [1]; создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики; совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией; выработка адекватных мер противодействия наркотрафику на территории Российской Федерации; обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров и другие [2].

В качестве главной цели и одного из направлений Стратегии государственной анти-

наркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 июня 2010 года № 690 (далее - Стратегия), было названо существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков. Реализация поставленной цели предполагала введение норм о предоставлении подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, возможности выбора между лечением и уголовным наказанием, а также установлении механизма контроля принятых обязательств по лечению и ответственности за их невыполнение (п. 43). Разработчиками Стратегии не планировалось возрождение уголовно-правового института принудительного лечения больных наркоманией, токси-

команией или алкоголизмом. В этом документе речь шла только о расширении перечня уголовно-правовых мер к больным наркоманией, совершившим наркопреступления, предусматривавших возможность (в качестве альтернативы назначению уголовного наказания) подвергнуть их по приговору суда добровольному обязательному лечению.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ [3] внес существенные изменения и дополнения одновременно в несколько кодифицированных нормативных правовых актов, в том числе в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.

Одной из новелл явилось дополнение Уголовного кодекса РФ статьей 821 (ч. 1) «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией», устанавливающей правовые основания для предоставления отсрочки указанной категории осужденных: «Осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет» (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 491-ФЗ)*.

Выделение законодателем среди многих социальных болезней отсрочки в отношении лиц, страдающих наркоманией, может представляться спорным по причине наличия других не менее опасных проявлений - алкоголизма, токсикомании и прочих. Однако это проблема отдельного исследования [4].

Дополнение Уголовного кодекса РФ статьей 821 носит четко определенный характер -введение нового способа, формы, метода борьбы с наркоманией. Кроме того, отсрочка позволяет суду не лишать свободы осужденного, признанного по приговору суда виновным человека, и не пополнять существенное количество заключенных, находящихся в местах лишения свободы.

В недавнем прошлом существовала практика назначения наркологических экспертиз,

которые устанавливали степень заболевания, содержали рекомендации для лечения. С 2003 года такая (сложившаяся десятилетиями) судебная практика прекратилась. В настоящее время по делам о преступлениях, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, суды не требуют от органов дознания и предварительного следствия полного и тщательного исследования условий, создавших правонарушителю возможность для пьянства и потребления наркотических средств или психотропных веществ. Нередко также остаются без должной проверки и реагирования данные о содержании притонов для распития спиртных напитков или потребления наркотиков [5]. В связи с этим следует принять во внимание позицию Верховного Суда РФ в той части, что срок, необходимый для проведения курса лечения конкретного больного от наркомании и его реабилитации, должен быть определен в заключении эксперта. Кроме того, при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ч. 1 ст. 721 УК РФ), устанавливается наличие (отсутствие) у лица заболевания наркоманией на основании содержащегося в материалах дела заключения эксперта по результатам судебно-психиатрической экспертизы, проведенной согласно пункту 32 статьи 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривается, что заключение эксперта должно содержать вывод о наличии (отсутствии) у лица диагноза «наркомания», а также об отсутствии медицинских противопоказаний для проведения лечения от такого заболевания (п. 35.1, 35.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14) [6]. Следовательно, обязательность наличия заключения судебной экспертизы при назначении осужденному наказания с применением ст. 821 УК РФ не может оспариваться.

Как представляется, в подобной ситуации лицо, ведущее производство по уголовному

* Это положение закона применяется с 1 января 2012 года.

делу, обязано назначить судебно-медицинскую экспертизу с целью установления наличия заболевания наркоманией у обвиняемого, поскольку для такого вывода необходимы специальные познания. Наличие заболевания наркоманией и его последующее добровольное лечение составляют сущность ст. 821 УК РФ. В процессе расследования следователь обязан установить наличие или отсутствие обстоятельств для последующего назначения экспертизы, чтобы установить наличие (отсутствие) у лица заболевания наркоманией. Такие целенаправленные действия могут осуществляться только при индивидуальном уголовном преследовании и после привлечения лица в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК РФ). В противном случае, то есть когда лицо не привлечено в качестве обвиняемого и его действия не квалифицированы по одной из статей, перечисленных в ст. 821 УК РФ, отсутствуют основания как для назначения судебной экспертизы, так и для последующего решения судом о возможности отсрочки.

Вместе с тем совокупность предпосылок применения положений ст. 821 УК РФ включает в себя наличие заболевания наркоманией как главного элемента отсрочки. Необходимо определить основание применения отсрочки наказания к больным наркоманией. На наш взгляд, таковым является основанная на материалах уголовного дела убежденность суда в возможности достижения целей наказания без его реального отбывания. Об этом свидетельствует и указание закона на возможность, а не на обязательность применения отсрочки судом. Помимо основания, необходимо выделить и условия предоставления такой отсрочки:

- применить отсрочку можно только к лицу, совершившему преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, 231 и 233 УК РФ;

- за данные преступления наказание в виде лишения свободы назначается впервые;

- осужденный должен быть признан больным наркоманией;

- лицо осуждается судом к наказанию в виде лишения свободы, а не к другому виду наказания;

- осужденный изъявил желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию (желание подсудимого добровольно пройти курс лечения от наркомании может быть выражено как письменно, так и устно, в этом случае такое ходатайство отражается в протоколе судебного заседания на любой стадии процесса до удаления суда в совещательную комнату)*.

Не следует забывать и о том, что наркозависимые лица по большей части не имеют постоянного источника доходов, а следовательно, и возможности прохождения курса лечения, медико-социальной реабилитации в частных (но имеющих лицензию) клиниках у них нет. Однако если даже лицо, потребляющее наркотики, изъявит желание пройти указанные курсы, оно столкнется с множеством проблем как материального, так и иного характера. В различных субъектах Российской Федерации курс лечения от наркозависимости одного лица колеблется от 250 до 500 тыс. руб. и выше, и практически столько же требуется на реабилитацию [7, с. 127]. К тому же лечебных учреждений и койко-мест, предоставляющих возможность прохождения стационарного лечения в различных субъектах Российской Федерации, в разы меньше количества наркозависимых лиц. Тем не менее закон ставит во взаимозависимость наличие объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет. Только в этом случае суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся его части.

Существующее положение дел в сфере помощи наркозависимым нельзя назвать удовлетворительным. В России, несмотря на доступность амбулаторных и стационарных форм наркологической помощи, лишь незначительная часть наркозависимых снимаются с наркологического учета в связи с выздоровлением (стойкой длительной ремиссией). Подавляющее большинство больных наркоманией вновь становятся участниками незаконного

* Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению федеральных законов от 07.03.2011 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ от 27.06.2012 (вопрос № 44). URL: http://consultant.ru

оборота наркотиков, регулярно обращаясь в наркологический диспансер, в результате погибая от передозировки наркотиков, опасных сопутствующих заболеваний и деградации личности. При этом наиболее слабым звеном в единой технологической цепочке освобождения от наркотической зависимости стал этап реабилитации и ресоциализации. Основные организационные и финансовые ресурсы государства направлены на медицинские структуры, осуществляющие лишь деток-сикацию и краткосрочное лечение, а главная и долгосрочная часть работы - реабилитация и ресоциализация - находится в зачаточном состоянии.

Таким образом, проблема освобождения от наркозависимости носит комплексный характер, фокусируя и затрагивая интересы различных ведомств, которые занимаются ее решением от случая к случаю, разрозненными блоками, что не может удовлетворять ни государство, ни гражданское общество.

Контроль за осужденными, признанными больными наркоманией, наказание которых отсрочено, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 1781 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Порядком осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией [8].

Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию, что подразумевает возможность лечения в рамках обязательного медицинского страхования. Однако в настоящее время на законодательном уровне четко не определены формы собственности организаций и предъявляемые к ним требования для -проведения курса социальной реабилитации осужденным, которым в соответствии со ст. 821 УК РФ отсрочено отбывание наказания в виде лишения свободы.

Статьей 26 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» регламентировано, что организации социального обслуживания оказывают помощь в социальной реабилитации в порядке, определяемом органами государственной

власти субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов РФ успешно организована деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, осуществляемая во взаимодействии с институтами гражданского общества. Например, на должном уровне организовано взаимодействие субъектов системы комплексной реабилитации потребителей наркотических средств и психотропных веществ в Красноярском крае. В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные управления ФСКН, МВД, ФСИН, а также министерства здравоохранения и министерства социальной политики Красноярского края в 2015 году определили Порядок и условия взаимодействия (далее - Порядок), определившие меры, направленные на обеспечение контроля за добровольным прохождением курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации, социальной реабилитации осужденным, которым судом ст. 821 УК РФ предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Филиалы уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляют учет осужденных (по месту жительства), контроль за прохождением ими курса лечения от наркомании, а также медицинской и (или) социальной реабилитации (п. 2 ст. 1781 УИК РФ, ст. 821 УК РФ). Взаимодействие подразделений уголовно-исполнительной инспекции и медицинских учреждений организуется на основании п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и совместным приказом Минюста и Минздрава России [8]. Порядок проведения мероприятий по диагностике, профилактике, лечению от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации определяется нормативными правовыми документами органов, уполномоченных проводить указанные мероприятия (Министерство социальной политики, Министерство здравоохранения Красноярского края).

В соответствии с приказами Минздрава России от 15.11.2012 № 929н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология"», Минздрава Красноярского края от 27.12.2011 № 618-орг «Об утверждении региональных стандартов ока-

зания медицинской помощи больным с наркологическими заболеваниями» диагностика наркологических расстройств проводится специалистами наркологической службы и включает в себя, в зависимости от ситуации, опрос, осмотр, клиническое, инструментальное, лабораторное и психологическое обследование. Срок проведения диагностики в среднем может составлять от 1 до 10 дней. Лечение от наркомании осуществляется специалистами учреждений здравоохранения государственной и муниципальной формы собственности и может иметь продолжительность от 10 до 30 дней.

Профилактические медицинские мероприятия могут предусматривать проведение санитарно-просветительных, тренинговых и психо-коррекционных манипуляций сроком от 3 до 30 дней. Мероприятия по медицинской реабилитации наркологических больных осуществляются как амбулаторно, так и в стационарных условиях. Стационарная медицинская реабилитация проводится на базе Красноярского наркологического диспансера № 1 и предполагает участие в стационарной реабилитационной программе в стационарных условиях сроком до 60 дней. Период прохождения амбулаторной медицинской реабилитации составляет от 2 до 6 месяцев.

Мероприятия по социальной реабилитации проводятся на базе социальных учреждений, определенных Министерством социальной политики Российской Федерации. Реабилитационные мероприятия проводятся с учетом приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.09.2012 № 327-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54990-2010 "Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг"».

Литература

1. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2009 г. № 2128-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 2.

За гражданами с установленным диагнозом наркологического заболевания осуществляется диспансерное наблюдение. Факт вынесения наркологического диагноза влечет за собой определенные социальные ограничения. В случае отказа гражданина от прохождения рекомендованных видов медицинской помощи оказание медицинской помощи прерывается, о чем в уполномоченный орган направляется уведомление.

Порядок определил конкретные действия каждого субъекта системы комплексной реабилитации с указанием сроков предоставления контрольно-отчетных документов, а также взаимодействие правоохранительных органов при уклонении осужденного от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 691 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Из года в год количество осужденных, к которым применена ст. 821 УК РФ, возрастает. Так, по данным проведенного нами исследования, в 2013 году в учетах уголовно-исполнительных инспекций числилось 228 осужденных, в 2014 году - 278, в 2015 году - 314. Учитывая, что в декабре 2016 года в диспозицию ст. 821УК РФ внесены изменения, расширившие круг лиц, к которым может быть применена отсрочка отбывания наказания, в ближайшее время прогнозируется рост числа осужденных вышеуказанной категории. Последнее обстоятельство предполагает необходимость совершенствования механизма предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным, позволяющего им в доступной форме проходить курс медицинской и социальной реабилитации.

Bibliography

1. The concept of implementation of public policies to reduce the abuse of alcoholic beverages and prevent alcoholism among the population of the Russian Federation for the period till 2020: order of the Government of the Russian Federation dated 30 December 2009 № 2128-r // Collected legislation of the Russian Federation. 2010. № 2.

2. Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Рос. Федерации от 9 июня 2010 г. № 690. URL: http://consultant.ru

3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.

4. Бакаева Ю. В., Бойко И. Б., Кашуба Ю. А. Правовые, пенитенциарные и медико-социальные аспекты проблемы превенции алкоголизма в подростковой среде: моногр. Рязань, 2004.

5. Буркина О. А., Кузнецов А. И. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: проблемы применения // Наркоконтроль. 2013. № 4.

6. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 15.06.2006 № 14. URL: http://consultant.ru

7. Клименко Т. М. Лечение от наркозависимости: право потребителя или обязанность общества? Саратов, 2008.

8. Совместный приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.07.2015 № 169/425н. URL: http://consultant.ru

2. About approval of strategy of state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation from June 9, 2010 № 690. URL: http://consultant.ru

3. On amendments to the criminal code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation from 07.12.2011 № 420-FL // Russian newspaper. 2011. 9 December.

4. Bakaev Yu. V., Boiko I. B., Kashuba Yu. A. The legal, penal, medical and social aspects of prevention of alcoholism in adolescents: monograph. Ryazan, 2004.

5. Burkina O. A., Kuznetsov A. I. Suspension of sentence for drug addicts: problems of application // Narcocontrol. 2013. № 4.

6. About court practice on Affairs about the crimes connected with narcotics, psychotropic, strong and poisonous substances: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 15.06.2006 № 14. URL: http:// consultant.ru

7. Klimenko T. M. The care of drug addicts: the right of consumer or responsibility of a society? Saratov, 2008.

8. Joint order of the Ministry of justice of the Russian Federation and the Ministry of health of the Russian Federation from 07.07.2015 № 169/425h. URL: http://consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.