Научная статья на тему 'Новая национальная антинаркотическая модель: по итогам Всероссийской научно-практической конференции'

Новая национальная антинаркотическая модель: по итогам Всероссийской научно-практической конференции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ / NATIONAL ANTI-DRUG MODEL / IMPROVEMENT OF THE ANTI-DRUG LEGISLATION / LEGAL MECHANISMS / DRUG PREVENTION / DRUG ADDICTS REHABILITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробицина Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются причины и условия формирования новой национальной антинаркотической модели в Российской Федерации, ее основные аспекты и возможные проблемы реализации, которые обсуждались в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коробицина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW ANTI-DRUG MODEL: ON THE RESULTS OF THE ALL-RUSSIA SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE

The article considers the causes and conditions for the formation of the new anti-drug pattern in the Russian Federation, its main aspects and possible problems of implementation that were discussed at the All-Russia scientific-practical conference «Prospects of improvement of legal institutions in conditions of a new national anti-drug model formation»

Текст научной работы на тему «Новая национальная антинаркотическая модель: по итогам Всероссийской научно-практической конференции»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

PROSPECTS OF IMPROVEMENT OF LEGAL INSTITUTIONS IN CONDITIONS OF A NEW NATIONAL ANTI-DRUG MODEL FORMATION

Всероссийская научно-практическая конференция (г. Ростов-на-Дону, 25 октября 20 1 1 г.)

Татьяна Валерьевна КОРОБИЦИНА,

профессор кафедры криминалистики (кафедры №8) Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), доктор медицинских наук

НОВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ:

ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ

THE NEW ANTI-DRUG MODEL: ON THE RESULTS OF THE ALL-RUSSIA SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE

В статье рассматриваются причины и условия формирования новой национальной антинаркотической модели в Российской Федерации, ее основные аспекты и возможные проблемы реализации, которые обсуждались в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели».

The article considers the causes and conditions for the formation of the new anti-drug pattern in the Russian Federation, its main aspects and possible problems of implementation that were discussed at the All-Russia scientific-practical conference «Prospects of improvement of legal institutions in conditions of a new national anti-drug model formation»

Ключевые слова: национальная антинаркотическая модель, совершенствование антинаркотического законодательства, правовые механизмы, профилактика наркомании, реабилитация наркозависимых.

Keywords: national anti-drug model, improvement of the anti-drug legislation, legal mechanisms, drug prevention, drug addicts rehabilitation

УДК 343.9

Необходимость модернизации системы противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту в нашей стране активно обсуждалась давно, но только в последние три года в результате совместных усилий законодательной и исполнительной власти России удалось осуществить ряд действительно важных шагов по пути решения основных проблем.

В июне 2010 г. Президент России утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия), подготовленную Государственным антинаркотическим комитетом в соответ-

ствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 года. Необходимость принятия Стратегии была обусловлена «динамикой изменений, происходящих в России, ... усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков»1. При этом недостаточно эффективно организованные профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией обозначены в указанном

документе в качестве причин ухудшения наркоситуации. Отмечены, в частности, увеличение численности лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков, а также слабое развитие системы мотивации к участию в реабилитационных программах лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.

Создание механизмов мотивации нар-козависимых лиц на участие в программах реабилитации было признано одним из основных направлений развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации.2 Совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности предусматривает в том числе совершенствование уголовно-правового законодательства Российской Федерации в части, касающейся гармонизации диспо-зиционных конструкций с мерами уголовного наказания в зависимости от тяжести совершенных преступлений; введение в законодательство Российской Федерации норм, предоставляющих подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием, а также устанавливающих механизм контроля за принятыми данной категорией лиц обязательствами по лечению и ответственность за их невыполнение.3

В апреле 2011 г. на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященном проблемам борьбы с потреблением наркотиков молодежью, были озвучены поручения Президента России, касающиеся совершенствования законодательства Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за деяния по организации и осуществлению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ с одновременной его гуманизацией по отношению к наркопот-

ребителям. Также внимание было уделено вопросам профилактики наркомании, раннего выявления употребления наркотиков, проблемам распространения наркотических средств и психотропных веществ во время проведения культурных и развлекательных мероприятий, пропаганды наркотиков с использованием Интернета. Необходимым признано принятие государственных программ в сфере развития здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, включающих меры по формированию мотивации к освобождению от наркотической зависимости, по обеспечению профессиональной востребованности и занятости молодежи, по повышению культурного уровня наркопотребителей, прошедших курс лечения от наркотической зависимости, по их медико-социальной реабилитации и ресоциализации.

Более того, было предложено создать национальную систему медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, прошедших курс лечения от наркотической зависимости, с федеральными стандартами оказания им медицинской помощи и проведения реабилитации, обеспечить государственную поддержку общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, профилактикой наркомании и медико-реабилитационной деятельностью.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны разработать региональные программы, предусмотрев комплекс мер, направленных на повышение эффективности оказания наркологической помощи населению, включая совершенствование соответствующей материально-технической базы, развитие учреждений дополнительного образования детей, а также центров медико-социальной помощи, психо-лого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних.

Президентом России Д.А. Медведевым, таким образом, в форме поручений практически была сформулирована

новая национальная антинаркотическая модель, построенная с учетом передового мирового опыта, в реализации которой должны особую роль играть российские регионы. В результате началась разработка Государственной программы противодействия незаконному обороту наркотиков, нацеленной на кардинальное снижение спроса на наркотики и развитие системы медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией.

Очевидно, что без совершенствования, учета опыта зарубежных стран, нормативного правового регулирования, которое признано одним из приоритетных направлений государственной антинарко-тической политики Российской Федерации, реализовать преобразования невозможно, поскольку законодательство в сфере контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту до настоящего времени все еще содержит целый ряд пробелов, внутренних противоречий, расхождений с международными антинаркотическими конвенциями.

Именно проблемам модернизации уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства была посвящена Всероссийская научно-практической конференции «Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели», прошедшая в Ростове-на-Дону в октябре 2011 г. по инициативе Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

В работе конференции приняли участие представители администрации Президента Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Минюста России, МВД России, ФСБ России,

ФТС России, Минздравсоцразвития России, Минспорттуризма России, ФСИН России, ученые и специалисты в области государства и права из ведущих институтов страны.

Участники конференции, обсуждая пути совершенствования законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков, актуальные вопросы и проблемы правоприменения в указанной сфере, возможности профилактики наркомании и формирования правовых механизмов социальной реабилитации наркозависимых, оказались едины во мнении относительно ужесточения законодательства в отношении представителей собственно наркобизнеса, указав при этом, что не менее важным условием стабилизации и последовательного улучшения наркоситуации в стране является обеспечение больным наркоманией, совершившим нетяжкие преступления, альтернативы в виде отсрочки исполнения наказания или замены его лечением.

Рассматривались участниками конференции и продекларированные на заседании Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2011 г. положения, касающиеся замены обязательного наказания за немедицинское потребление наркотиков правом наркопотребителя выбрать лечение. Обсуждалось, что процесс такого выбора человека и его последующей реализации должен быть обеспечен согласованными действиями всех органов власти: здравоохранения, надзора, Федеральной службы исполнения наказаний, то есть вся государственная система должна быть нацелена на излечение человека в соответствии с принятым им же решением.

Почему именно так выглядит новая национальная антинаркотическая модель?

Исторически сложилось, что противодействие незаконному обороту наркотиков в нашей стране прежде всего проводится в рамках силовой профилактики. Однако интенсивность реализации полицейской функции государства в России привела к тому, что каждый пятый

заключенный в настоящее время осужден по наркостатьям, в крупных городах каждый третий приговор выносится судами по расследованным наркопреступлениям, которые в общем объеме пресеченных правонарушений по количеству уступают только кражам и экономическим преступлениям. Еще 150 тысяч человек ежегодно привлекаются к административной ответственности без направления на лечение, подталкиваются, по сути, к последующему совершению преступлений при необходимости купировать состояние отмены очередной дозой и пополнению популяции в пенитенциарной системе. Таким образом, был достигнут естественный предел роста показателей и появилось понимание, что необходимо менять приоритеты - переходить к массовой социальной работе и базовой профилактике в виде опережающего развития образования, спорта, досуга моло-дежи.4

Однако реализация программы базовой профилактики так и осталась декларацией, но об организации целостной национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозави-симых заговорили со многих трибун.

Количество наркопотребителей в нашей стране превышает статистические данные по странам Европейского Союза в 7-10 раз5, при этом организация «Human Rights Watch» расценила эффективность лечения наркомании в России как ничтожную и представляющую нарушение права на здоровье6, так как ремиссия наблюдается менее чем у 2% больных.7 Дело в том, что в настоящее время помощь наркозависимым лицам сводится, по сути, только к медицинскому вмешательству - дезинтоксикации и детоксикации организма в наркологических диспансерах, на чем и сосредоточены основные ресурсы. Но мировая практика свидетельствует, что за коротким периодом наркологического лечения должно следовать участие больного в продолжительной (от 6 до 18 месяцев) специальной программе в реабилитаци-

онном центре. При этом формируются и закрепляются навыки здорового образа жизни, обеспечивается ресоциализация в условиях лишения наркозависимого привычной ранее для него наркотизирующейся и криминальной среды. Только в таком случае появляется надежда на достижение стойкой ремиссии у наркологического больного, возвращение его в сферу утраченных в связи с заболеванием социальных отношений.

Обсуждаемая на конференции в Ростове-на-Дону система мотивирования к прохождению лечения и реабилитации неизбежно предъявит повышенные требования к социальным службам регионов, правоохранительным органам, наркологической службе, а также общественным, некоммерческим, волонтерским, родительским и иным организациям, социальному окружению наркозависимых, причем не только для вовлечения наркопотребителей в программы социальной реабилитации и ресоциализации, но и для собственно их реализации. А вот к этому мы еще не готовы, ведь к основным угрозам в сфере сокращения спроса на наркотики (согласно Стратегии) относятся: сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений, низкое число наркологических реабилитационных центров (отделений) в субъектах Российской Федерации, а также недостаточное количество медицинских психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников и иного персонала, участвующего в осуществлении медико-социальной реабилитации; недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией и эффективность медико-социальных мероприятий, обеспечивающих восстановление социально значимых ресурсов личности больного наркоманией и его дальнейшую социализацию в обществе; отсутствие условий для социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных программ.

С 2004 г. практически прекратила существование система судебно-нарколо-

гической экспертизы, а нововведения потребуют не только ее возрождения, но и кадрового обеспечения. Наркологическая служба не располагает достаточным количеством наркологических коек, тем более проблемна организация надзора за «осужденными к лечению». В России нет системы последовательной, многомесячной медико-социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых с их возвращением в образовательную среду, на рабочее место, предоставляемое в обязательном порядке.

На конференции звучали предложения, варьирующие от воссоздания сбалансированной антинаркотической системы, состоящей из сети наркологических учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, обеспечивавших «технологически необходимый процесс освобождения от наркозависимости», до формирования новой для страны культуры гуманистической социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Еще только предстоит интенсивная работа по созданию системы реабилитации наркопотребителей, в том числе через механизмы государственной поддержки общественных, неправительственных и религиозных организаций, занимающихся реабилитационной деятельностью в отношении лиц, прошедших курс наркологического лечения. Признано целесообразным в экспериментальном режиме отработать типовые модели и федеральную новую национальную антинаркотическую модель на региональном уровне.

Выступившие на пленарном заседании конференции Председатель Государственного антинаркотического комитета директор ФСКН России по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванов, руководитель Следственного департамента ФСКН России С.П. Яковлев, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по уголовным делам А. Я. Петроченков, первый заместитель министра юстиции Российской Федерации А.В. Федоров, первый заместитель Пред-

седателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А. В. Торшин резюмировали, что в ближайшие годы необходимо создать действенную правовую систему, которая бы оформляла новую российскую антинар-котическую модель, вытекающую из Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. и решений заседания Президиума Государственного совета РФ от 1 8 апреля 2011 г.

Уже принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» и соответствующим решением Минэкономики России организован конкурсный отбор таких организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку, в том числе для организаций, занимающихся социальной реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей.

С 1 января 2012 г. вступили в силу изменения, внесенные в УК РФ, согласно которым осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет, а при наличии объективно подтвержденной двухлетней ремиссии после окончания лечения и медико-социальной реабилитации суд освобождает такого осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания.

Можно утверждать, что процесс построения новой системы антинаркотичес-кого законодательства запущен, но остается открытым вопрос достижения желаемого конечного результата. Не слу-

чайно, выступая на пленарном заседании конференции, первый заместитель министра юстиции Российской Федерации А.В. Федоров констатировал: государство проводит политику, которая ему «по карману»». Можно только надеяться, что у государства найдутся средства на обеспечение необходимого количества реабилитационных центров, на улучшение уровня жизни россиян, реализацию так называемой базовой программы профилактики. А гражданское общество сменит безразличие и толерантность к проблеме на мобилизацию социальных и информационных ресурсов, обеспечивая поистине комплексный подход к ее решению.

1 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : утв.

Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690.

2 Там же.

3 Там же.

4 Иванов В.П. О формировании правовых институтов реализации национальной антинаркотической модели : доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркоти-ческой модели». 25 октября 2011 г., Ростов-на-Дону.

5 Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации: новые вызовы и угрозы // Наркология. 2008. № 9. С. 8-13.

6 Доклад о международной стратегии по контролю за наркотиками за 2008 год - Россия // Наркология. 2008. № 12. С. 17-27. ШЬ http://russian.moskow.usembassy.gov.

7 Заседание Государственного антинаркоти-ческого комитета 3 декабря 2008 г. // Наркология. 2009. № 1. С. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.