Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ»

ния положили начало широкой научно-организационной работе по улучшению сельского водоснабжения Украины.

Многое было сделано в области изучения гигиенических основ проектирования и типизации медико-санитарных учреждений. Первой научной базой по разработке проектов лечебно-профилактических учреждений было санитарно-техническое консультационное бюро на Украине, созданное в конце 20-х годов. Большая заслуга в создании проектов лечебно-профилактических учреждений принадлежала санитарным врачам Г. Н. Суети-ну, Н. В. Евменьеву, В. М. Майданскому и многим сотрудникам Нарком-здрава УССР, внесшим существенный вклад в развитие этого раздела коммунальной гигиены. Первые работы в области санитарной охраны атмосферного воздуха были проведены в конце 20-х годов (В. А. Ульянов, Л. М. Горовиц - Власова, Д. С. Гольдберг и др.). Целенаправленно этой проблемой на Украине начали заниматься в начале 30-х годов, когда был организован Украинский институт коммунальной гигиены.

Таким образом, еще задолго до создания научного центра коммунальной гигиены на Украине санитарная организация республики уделяла самое серьезное внимание различным вопросам, которые к ней относятся. Большая заслуга в этом принадлежала А. Н. Марзееву.а также рядовым санитарным работникам, многие из которых впоследствии стали крупными специалистами в области гигиенической науки и санитарной практики, в том числе и коммунальной гигиены. Их научно-практические работы сыграли видную роль в становлении коммунальной гигиены на Украине и явились прочной базой для дальнейшего развития ее как науки.

Поступила 7/Ш 1975 Г

УДК 614.3:878.вв 1

С. Я- Чикин, В. С. Нехорошее

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ

Министерство здравоохранения РСФСР, Москва

В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС в нашей стране предусматривается значительный подъем материального и культурного уровня жизни советского народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, ускорения научно-технического прогресса и роста производительности труда. В решении этих задач в условиях развитого социалистического общества большая роль отводится органам государственного санитарного надзора.

Санитарный врач должен выступать не только как специалист, но и как организатор профилактических мероприятий, направленных на предупреждение неблагоприятных воздействий внешней среды на организм, устранение вредных факторов в процессе труда, быта и отдыха населения. В этом отношении он является основной фигурой, осуществляющей синтез лечебного и профилактического направления советского здравоохранения. Как показывает опыт, санитарный врач в условиях профилактического направления советской медицины в большей степени, чем врач лечебного профиля, несет ответственность за охрану здоровья народа. Все это вызывает необходимость разработки особых подходов к подготовке санитарных врачей.

Говоря о совершенствовании подготовки санитарных врачей, следует исходить из того, что она должна основываться на интеграции усвоения медицинских, санитарно-гигиенических и санитарно-технических знаний. Подобная система прогрессивна и должна получать все большее развитие. В связи с этим необходимо комплексировать работу гигиенических кафедр медицинских институтов с клиническими кафедрами. Выполнение задач,

поставленных перед санитарным врачом, требует от него всесторонних зна" ний в области философии и социологии, ибо методологической основой ги" гиенической науки и практики является марксистско-ленинское учение о соотношении организма и окружающей среды, социального и биологического в определении здоровья и болезни.

Министерство здравоохранения РСФСР постоянно заботится о совершенствовании подготовки санитарных врачей и эпидемиологов. Специалистов этого профиля в Российской Федерации готовят Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт и 10 санитарно-гигиенических факультетов высших медицинских учебных заведений республики. Только за последние 10 лет в республике открыто 5 санитарно-гигиенических факультетов, что позволило увеличить ежегодный прием студентов по этому профилю почти в 2 раза и способствовало более равномерной подготовке санитарных врачей по географическим зонам.

На профильных кафедрах санитарно-гигиенических факультетов работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Гигиенические кафедры и курсы медицинских институтов РСФСР возглавляют 24 доктора и 32 кандидата наук. Из 337 преподавателей профильных кафедр санитарно-гигиенических факультетов 221 имеет ученую степень кандидата наук. Лишь в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте за последние 5 лет подготовлено 15 докторов и свыше 100 кандидатов наук.

Заметно улучшилось общее руководство учебно-методической работой со стороны ректоратов и советов институтов на всех санитарно-гигиениче-ских факультетах медицинских институтов республики. На большинстве профильных кафедр одновременно с традиционными методами преподавания внедряется комплексирование теоретических и практических разделов гигиенических дисциплин, проводится профилизация преподавания медико-биологических и клинических предметов, применяются методы машинного и безмашинного программированного контроля. Положительный опыт, накопленный педагогическим коллективом Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, обобщен в специальных методических письмах и становится достоянием санитарно-гигиенических факультетов других медицинских вузов.

Наряду с постоянным совершенствованием учебного процесса для каждого преподавателя высшего учебного заведения обязательным является выполнение различного рода научных исследований. Сейчас во всех медицинских институтах Российской Федерации на профильных кафедрах санитарно-гигиенических факультетов проводятся серьезные научные изыскания, имеющие важное народнохозяйственное значение. При этом к выполнению научно-исследовательской работы все больше привлекаются практические санитарные врачи и студенты.

Несмотря на то что недостаточное комплексирование в выполнении научно-исследовательских работ профессорско-преподавательским составом гигиенических кафедр медицинских институтов продолжает сохраняться, все же здесь наметились положительные сдвиги. Так, в Горьков-ском медицинском институте кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения, общей гигиены и эпидемиологии ведут комплексные разработки с различными научно-исследовательскими институтами страны. Комплексные научно-исследовательские темы разрабатываются в Омском медицинском институте на кафедрах эпидемиологии и микробиологии совместно с областной, городской и районными санэпидстанциями, а также научно-исследовательскими институтами Новосибирска. Заметно увеличилось количество комплексных научно-исследовательских работ в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте.

Значительно возросла активность кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения в выполнении комплексных работ, направленных на изучение и дальнейшее снижение заболеваемости с временной утратой

трудоспособности, а также краевой, общей, профессиональной и инфекционной патологии (Саратовский, Куйбышевский, Дагестанский, Пермский, II Московский, Челябинский, Ярославский и другие медицинские институты).

Комплексные научные исследования в медицинских вузах РСФСР проводятся по следующим проблемам: «Гигиеническое значение факторов малой интенсивности в условиях производства и населенных мест», «Разработка мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и быта населения», «Разработка научных основ и методов профилактики, диагностики и лечения важнейших инфекционных заболеваний, в том числе вирусных и природноочаговых инфекций» и др. Часть научных тем выполняется в соответствии с рекомендациями Государственного комитета по науке и технике Совета Министров СССР.

Значительное внимание коллективы гигиенических кафедр стали уделять выполнению научных исследований по хоздоговорной тематике. Так, в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте выполняются научные работы этого вида на сумму свыше 300 тыс руб., в Омском, Казанском и Рязанском — на 100 тыс. руб., в Кемеровском — на 80 тыс. руб. и т. д. Только на кафедре коммунальной гигиены (зав. — доктор мед. наук В. А. Гофмеклер) Владивостокского медицинского института ежегодно выполняются такие исследования на сумму свыше 50 тыс. руб., что позволило при сравнительно небольшом коллективе кафедры организовать научную лабораторию в составе 15 человек. Практически вся имеющаяся на кафедре аппаратура приобретена за счет хозяйственно-договорных специальных средств. Оснащение кафедры новейшим современным оборудованием содействует не только развитию научно-исследовательских работ, но и улучшению учебного процесса.

Не случайно мы остановились на направленности научно-исследовательской работы Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института и санитарно-гигиенических факультетов других медицинских вузов РСФСР. Работа сотрудников кафедр над современными проблемами народного хозяйства в значительной степени приближает их к тем требованиям по подготовке специалистов данного профиля, которые выдвигаются перед высшей школой, способствуют повышению качества этой подготовки.

Возросшая ответственность ректоров вузов за качество подготовки санитарных врачей в последние годы способствовала усилению их внимания к развитию и укреплению материально-технической базы санитарно-гигиенических факультетов, оснащению кафедр современным учебным оборудованием и научной аппаратурой. Сейчас каждый санитарно-гигиенический факультет имеет утвержденный Министерством здравоохранения РСФСР план развития, которым предусматривается комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и улучшение качества подготовки санитарных врачей, более широкое развитие прикладных и фундаментальных научных исследований по санитарно-гигиеническим проблемам.

Как известно, Советское правительство уделяет большое внимание специальной подготовке санитарных врачей. Это позволило уже в 1940 г. иметь в стране 12,5 тыс. врачей санитарно-противоэпидемической группы, что составило 8% врачей всех специальностей. В связи со значительным расширением сети больниц, поликлиник, диспансеров и санаторно-курортных учреждений удельный вес санитарных врачей в 1971 г. уменьшился — составил 6%, тем не менее абсолютное количество их к тому времени по отношению к 1940 г. возросло в 3,3 раза и составляло около 42 тыс.

Вместе с тем в работе санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов республики все еще имеются отдельные недостатки. В частности, отмечается некоторое отставание темпов подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров гигиенического профиля от темпов роста контингента студентов. Так, за последние 5 лет на фоне значительного увеличения числа преподавательского состава на санитарно-ги-

гиенических кафедрах абсолютное число докторов наук почти не увеличилось в большинстве вузов. Одной из основных причин медленных темпов подготовки высококвалифицированных педагогических и научных кадров является слабая активность некоторых заведующих кафедрами. Например, проф. С. А. Пулькис (Омский медицинский институт) и проф. В. В. Каминский (Кемеровский медицинский институт) за многие годы руководства кафедрами коммунальной гигиены и общей гигиены не подготовили ни одного доктора медицинских наук. Несколько лучше обстоит дело в медицинских вузах с ассистентским составом профильных гигиенических кафедр: из 168 человек, занимающих эти должности, около 60% имеют ученые степени кандидатов медицинских наук. Наблюдается неравномерность распределения преподавательских кадров высшей квалификации среди гигиенических кафедр. Почти половина всех докторов наук гигиенического профиля сосредоточена в Ленинградском санитарно-гигиеническом и Горьковском медицинских институтах. В результате около 70% гигиенических кафедр в других медицинских вузах республики возглавляется специалистами, не имеющими ученой степени доктора медицинских наук.

Все еще слабо используется для подготовки докторов наук доцентское звено. Даже в таком крупном вузе, как Ленинградский санитарно-гигиенический, доценты не могут рассматриваться как серьезный резерв для подготовки докторов наук в силу того, что многие из них по возрасту близки к пенсионному. Недостаточно используются с целью подготовки педагогических кадров аспирантура, особенно целевая, а также переводы преподавателей на должности научных сотрудников для завершения диссертационных исследований (Казанский, Иркутский, Рязанский, Башкирский и другие медицинские вузы).

Не изучены недостатки и в учебном плане санитарно-гигиенического факультета. Так, предусмотрена производственная практика студентов-мужчин после V курса продолжительностью всего лишь 4 нед, преподавание вирусологии и санитарной бактериологии заканчивается на III курсе, занятия в 12-м семестре проводятся по 5 дисциплинам. По-видимому, назрел вопрос и о переводе студентов санитарно-гигиенического профиля на подготовку по принципу лечебных факультетов, т. е. с обязательным прохождением субординатуры и интернатуры. Требуется серьезная перестройка и по организации профильной подготовки студентов; нет специальных программ по некоторым дисциплинам санитарно-гигиенического факультета.

В некоторых медицинских институтах (Свердловский, Горьковский, Кемеровский) все еще мало внимания уделяется разработке методики проведения студентами санитарно-просветительной работе среди населения, пропаганде гигиенических знаний, а также освещению роли и значения профессии врачей-эпидемиологов и санитарных врачей в общем деле здравоохранения. Все еще недостаточна численность студентов, занимающихся в научных студенческих кружках гигиенических кафедр; не все заведущие этими кафедрами участвуют в руководстве научной работой будущих врачей. Недостаточно активно в некоторых вузах привлекаются к научно-исследо-вательской работе практические санитарные врачи, хотя каждый из них по сути дела является исследователем.

В подготовке санитарных врачей немаловажное значение имеет и материально-техническая оснащенность санэпидстанций, являющихся базами учебно-производственной работы со студентами медицинских институтов. Это вызывает настоятельную необходимость пересмотра Положения о]базо-вых санэпидстанциях, а также организации централизованного снабжения не только профильных кафедр вузов, но и санэпидстанций средствами наглядного преподавания, инструктивными, методическими и другими официальными материалами по делам санитарно-эпидемиологической службы.

В связи с увеличением в последние годы контингентов приема на санитарно-гигиенические факультеты перед ректоратами стоит вопрос о расширении их учебных площадей. Анализ состояния учебно-материальной

базы профильных кафедр санитарно-гигиенических факультетов показывает, что в некоторых медицинских институтах эти кафедры испытывают острый недостаток в помещениях для учебной и научной работы. По этой причине в некоторых институтах (Горьковский, Казанский) происходит сдваивание учебных групп, что отрицательно сказывается на качестве подготовки санитарных врачей. В свою очередь такие недостатки неблагоприятно влияют и на успеваемость студентов. Так, в Казанском медицинском институте она у студентов санитарно-гигиенического факультета в течение ряда лет на 4—5% ниже, чем студентов, обучающихся на других факультетах.

Некоторые выпускники санитарно-гигиенических факультетов в недостаточной мере подготовлены к практической деятельности по таким вопросам, как структура, штаты, смета, формы и методы работы санэпидстанций; не всегда имеют четкое представление о взаимодействии с советскими и другими органами и ведомствами; недостаточно используют в практической работе методы инструментальных и лабораторных исследований, а также статистического анализа из-за плохого владения ими; многие выпускники недостаточно подготовлены в области экспертизы проектов строительства промышленных и других объектов.

Продолжает оставаться серьезным и вопрос об отборе абитуриентов на санитарные факультеты. Следует отметить, что до последнего времени ректоры и общественные организации многих медицинских институтов не уделяли должного внимания привлечению на санитарно-гигиенические факультеты наиболее подготовленного контингента молодежи. Это в значительной степени объясняется также тем, что местные органы здравоохранения, профессорско-преподавательский состав медицинских вузов еще плохо популяризируют работу санитарных врачей, не создают им должных условий для успешного выполнения возложенных на них обязанностей.

Таким образом, в подготовке врачебных кадров профилактического профиля существует определенный разрыв между возросшими требованиями, предъявляемыми к учебно-методической и научно-исследовательской работе в высшей школе, с одной стороны, и все еще недостаточным количеством подготовленных научно-педагогических кадров высшей квалификации по этому профилю, а также состоянием учебно-материальной базы санитарно-гигиенических факультетов — с другой. В связи с этим руководителям медицинских институтов, имеющих в составе санитарно-гигиенические факультеты, необходимо в ближайшее время разработать дополнительные мероприятия по улучшению их деятельности. Особое внимание следует уделить дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы санитарно-гигиенических факультетов, с тем чтобы уже в ближайшие годы привести ее в соответствие с контингентом студентов, а также наметить конкретные меры по устранению недостатков в учебно-методической работе и совершенствованию идейно-политического воспитания студентов.

Осуществление этих мероприятий позволит научно-педагогическим коллективам санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов успешно выполнить Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18/УП 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», будет всемерно способствовать укреплению здоровья, снижению заболеваемости, улучшению условий труда и быта нашего народа.

Поступала 14/1У 1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.