О.А. Кононов,
слушатель (Академия управления МВД России)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ СРЕДИ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППИРОВОК
В работе рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью экстремистских организаций, членами которых являются молодые люди.
Ключевые слова : экстремизм, религиозные организации, молодые люди, преступления экстремистской направленности.
In work are considered questions, connected with activity organization, which member are a young people.
Keyword: extremism, religious organizations, young people, crimes to directivities.
объединений, иных организаций и
Экстремизм[1] являет собой
приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам. К ним можно отнести провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, а также методы партизанской войны. Он может быть вызван разными факторами: сломом социальных структур,
экономическим и социальным кризисом, ослаблением государственной власти, ростом антисоциальных поведений и пр. Для противодействия экстремистской деятельности государству следует принимать профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, устранение причин и условий, которые способствуют проявлениям экстремизма. Государству также следует выявлять, предупреждать и пресекать экстремистскую деятельность общественных и религиозных
объединений, других организаций и физических лиц. Между тем сложность выработки понимания сущности экстремизма связана с тем, что даже в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской
деятельности»[2] экстремизм трактуется как деятельность общественных
физических лиц, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации [3].
В то же время, как видно из приведенных дефиниций, идеологическая составляющая выступает одной из главных при построении не только на территории нашей страны, но и международной экстремистской инфраструктуры, когда отпадает необходимость в повседневном руководстве экстремистскими группировками, действующими автономно в русле его идеологических и практических установок. Идеология экстремизма распространяется не только через средства массовой информации (СМИ), но и через «всемирную паутину» - Интернет. Экстремизм не имеет национального лица и возрастных категорий, это направление распространено в любом государстве и практически среди любого этноса, вне зависимости от вероисповедания и иных убеждений. В настоящее время среди различных групп населения наиболее подвержена экстремистскому влиянию молодежь [4], в связи с тем, что в подростковом возрасте начинается кризис в развитии личности, выражающийся в
потере идентичности. Подросток чувствует необходимость утвердить себя как яркую и неповторимую индивидуальность. Основной контингент экстремистов можно соотнести по формальным основаниям - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет; их доля в числе лиц, совершивших преступления экстремистского характера, в 2012 году составила примерно 2,3%. В подобной ситуации экстремистская группа может стать для них новой семьей, в которой сможет ощутить чувство братства, тем более, что внешне цели таких групп обычно выглядят позитивно, поскольку они стремятся к достижению справедливости, к благу для всех людей, и в их идеологии переплетены романтика жертвенности, героизм, ощущение возможности изменить мир к лучшему. К сожалению, этот вид преступной деятельности не нов[5]. Молодежное движение так называемых бритоголовых, или скинхедов (скинхеды, разг. скины (англ. skinheads, от skin - кожа и head -голова) - собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений) -возникло еще в 60-х годах XX века в Европе. Скинхеды различаются по своей идеологии: так называемые Traditional Skinheads (традиционные) ориентируются на семейные ценности, рабочий класс, антирасизм и аполитичность; Red & Anarchist Skinheads - красные, преданы идеям социализма, коммунизма и анархизма; другие - Nazi skinheads -придерживаются национал-
социалистической идеологии, выступают за расовый сепаратизм и превосходство одной расы над другой. По оперативным данным [6], на территории Российской Федерации действует свыше 500 групп экстремистской направленности, которые исповедуют различную идеологию, такие, как: межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия»; международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество»; рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство»;
региональное общественное объединение «Национал-социалистическая рабочая партия России». В том числе и славянского направления - межрегиональное общественное движение «Славянский союз»; «Русское национальное единство»; «Русский общенациональный союз» и др. Все эти партии действуют нелегально, так как их деятельность на территории Российской Федерации запрещена в соответствии с положениями
Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Проблема экстремизма возникает и приобретает особую остроту в период социальных конфликтов. Он встроен в насильственную преступность. Его уровень и конкретные формы проявлений представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой - эффективности усилий общества и государства по решению задач, направленных на выявление,
предупреждение и раскрытие этого вида преступлений. Причины возникновения экстремизма весьма многообразны, однако применительно к Российской Федерации главной следует признать социальную дезорганизацию ее населения. Большое его имущественное расслоение ведет к тому, что население (социум) перестает функционировать как единый организм, объединенный едиными целями, идеями и общими ценностями. Нарастает социальная напряженность
(имущественное расслоение), появляются отдельные лица и объединения, стремящиеся изменить сложившиеся общественные, а зачастую и религиозные нормы и правила, в том числе и насильственными методами. Особо следует подчеркнуть, что социальную базу экстремистских групп составляют люди, относимые к категории аутсайдеров (аутсайдер (англ. outsider - посторонний) неудачник, проигравший), не сумевшие адаптироваться к современным условиям жизни (молодежь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по сокращению из Вооруженных Сил и правоохранительных органов).
Достаточно широкое вовлечение молодежи в экстремистские организации и движения объясняется не только неудовлетворенностью материальной стороной жизни. Снижение идеологической (религиозной) составляющей в воспитательном процессе привело к утрате нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие, как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне (нередко принимавшей характер манипуляции
общественным сознанием). Именно молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию. Противоречивость современного состояния молодежи заключается в том, что, с одной стороны, она является важнейшим источником преобразующей и развивающей общество энергии, а с другой - социальной группой, склонной к деструктивным, криминогенным действиям. При этом важной особенностью современного правосознания молодежи является то, что ее большая часть критически относится к различного рода институтам государственной власти и, в первую очередь, к правоохранительным органам. Как результат следует отметить дезориентацию части молодежи, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утраты чувства сопричастности и ответственности за судьбу страны [7].
По данным Фонда социальных технологий «Содействие и партнерство», проводившего опрос школьников различных регионов Российской Федерации, 20% детей против законодательного запрещения нацистской символики, 21% - знакомы с литературой профашистского толка, 6% - полностью разделяют взгляды отечественных фашистов, а 25% разделяют их частично. По оперативным данным ГУ МВД России по Московской области, на ее территории действуют 32 экстремистские молодежные группировки, а по аналогичным данным МВД по Республике Ингушетия, в 2011 году членами экстремистских
объединений стало свыше 1 000 лиц в возрасте от 12 до 15 лет. Особенности молодежного экстремизма проявляются в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности
молодые люди становятся лишь тогда, когда совершают преступления, относимые к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого
вреда здоровью, незаконный оборот огнестрельного оружия и т.д.). Преступления экстремистского характера носят неочевидный характер, когда само преступление, например, поджог здания органа внутренних дел (полиции), выявлено и в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации возбуждено уголовное дело, а лицо (лица), его совершившее, не установлено. В дальнейшем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 208 данного кодекса оно будет приостановлено, соответственно, задачу по раскрытию преступления по-прежнему придется решать с применением сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. В целом не только по раскрытию, а также по выявлению, пресечению и
предупреждению, тем более, что они в перечислены в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в статьях 2 и 12 Федерального закона «О полиции», где полиции прямо предписывается выявление и пресечение преступлений
экстремистской направленности.
Решающая роль в реализации указанных задач принадлежит МВД, ГУ МВД, У МВД России по субъектам Российской Федерации и ГУ МВД России по федеральным округам и их оперативным подразделениям, так как на них возлагаются функции организационного и управленческого обеспечения
противодействия экстремизму в молодежной среде на территории Российской Федерации. В их структуре и на различных уровнях созданы и действуют центры (группы)[8], также являющиеся самостоятельными
оперативными подразделениями, в пределах своих полномочий реализующие функции и задачи Центра «Э» МВД России. В частности, на них возложено:
- непосредственное проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений
экстремистской направленности;
- подготовка и представление руководству МВД, ГУ мвд, У МВД России по субъектам Российской Федерации и ГУ МВД России по федеральным округам аналитических и информационно-справочных материалов и отчетов по итогам своей оперативно-служебной деятельности;
- оперативное сопровождение уголовных дел;
- участие в формировании и ведении информационных баз данных;
- осуществление иных функций, предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России.
В территориальных органах МВД России (отделах полиции)[9] решением задач по противодействию рассматриваемому виду преступлений, как правило, занимаются один или два сотрудника оперативного подразделения, несмотря на то, что в настоящее время не только оперативные подразделения территориальных органов МВД России, но и иных правоохранительных органов[10] должны противодействовать преступлениям
данной направленности. В последние годы экстремистская деятельность молодежных группировок, ориентированных на борьбу с «засильем мигрантов и инородцев», создает угрозу национальной безопасности нашей страны. По данным ГИАЦ МВД России, за последние пять лет, наблюдается рост преступлений экстремистской направленности: если в 2005 году были зарегистрированы 152, то в 2010 году уже 656, из них не раскрытыми остаются 75 преступлений, число убийств по националистическим мотивам увеличилось с 66 в 2005 году до 176 в текущем году. Достаточно вспомнить 34 убийства лиц из Средней Азии в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также на территории Московской области в 2008 году. Только благодаря слаженной работе всех правоохранительных органов, с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, была пресечена деятельность 12-ти молодежных группировок националистической
направленности общей численностью 59 человек. В 2012 году было приостановлено
42% уголовных дел от числа направленных в суд, из них 56% за неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. В 46,7% у подсудимых суды изменили квалификацию экстремистских деяний.
Отличительная особенность этих составов преступлений состоит в том, что их применение не требует преюдиции, т.е. установленного судом факта экстремизма и, соответственно, запрещения
деятельности организации. Для
применения указанных норм достаточно факта совершения запрещенных действий. Следовательно, их можно реализовывать в процессе проверки оперативной информации, полученной от граждан, оказывающих содействие[11] оперативным подразделениям территориальных органов МВД России. Эффективность борьбы с преступлениями экстремистской
направленности предполагает не только выявление лиц, непосредственно осуществляющих или готовящихся их осуществить, но и тех, кто тем или иным способом, в той или иной форме содействует в этом. Подрыв корней экстремизма, перекрытие каналов его подпитки людскими, материальными, в том числе и финансовыми ресурсами является необходимым условием борьбы с этим явлением современности. Выявление данной категории лиц требует знания их психологических особенностей: для них характерна повышенная религиозность, этноцентризм, неразборчивость в средствах по выполнению задач, поставленных им руководителями экстремистских организаций и нежелание идти на контакт с сотрудниками оперативных подразделений
территориальных органов МВД России. В связи с этим на первоначальном этапе работы необходимо выяснить наличие таких лиц на обслуживаемой территории, места их компактного проживания и сбора. Источниками получения необходимых данных, помимо них, являются подразделения ФМС России, а также информация, поступающая из учебных заведений того или иного уровня, где, как
правило, формируются устойчивые группы молодых людей с различной идеологией. К сбору информации необходимо привлекать сотрудников других заинтересованных служб территориальных органов МВД России, в первую очередь, участковых уполномоченных [12], по выявлению следующих категорий лиц:
-имеющих непосредственное отношение к совершению преступлений
экстремистского характера;
-намеревающихся совершить
преступления экстремистского характера, то есть вынашивающих умысел, а также совершающих подготовительные к этому действия (последние могут выражаться в формировании преступных групп, приобретении оружия, в подготовке условий, обеспечивающих осуществление преступного замысла);
-с психическими отклонениями, так как подобные отклонения от норм могут перерасти в преступления экстремистского характера.
В процессе выявления фактов преступной экстремистской деятельности необходимо использовать также возможности контактов с лицами, располагающими интересующей
информацией. В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий
сотрудники оперативных подразделений территориальных органов МВД России имеют возможность:
-осуществлять сбор сведений об оперативной обстановке на определенных территориях и объектах оперативного обслуживания, выявлять причины, условия и иные обстоятельства, способствующие совершению этого вида преступлений;
- устанавливать лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, следует ожидать совершения
правонарушений данного вида.
Таким образом, состояние преступности экстремистской направленности среди молодежи в целом по России остается крайне серьезным. Сейчас можно говорить, что она переходит в качественно новую фазу своего развития. Формируется своеобразная криминальная
субцивилизация, и она определяет
поведение значительного большинства молодежи. Необходимо выбирать и использовать те методы и средства, которые в настоящее время дают наиболее высокую отдачу по противодействию экстремизму в молодежной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальная психология. Словарь/ под. ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЕРСЭ. 2006.
2. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г., № 114-ФЗ (с изм. от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.).
3. Лукашин М.В., Огурцов А.Е. Проблемы правового регулирования и осуществления безопасности общества и государства от угроз экстремизма // Право и безопасность. Изд-во: Межрегиональное общественное движение «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей». М., 2012. № 2.
4. Сальников Е.В. Трансформация категории экстремизма как становление современной политической преступности // Безопасность бизнеса. 2008. № 4.
5. Гричанин А.Г., Травкин В.В. Вопросы профилактики и раскрытия преступлений, совершаемых участниками молодежных экстремистских объединений. ОРР № 2 МВД России. М., 2005.
6. Аналитическая справка Главного управления по противодействию экстремизму МВД России «О мерах, принимаемых органами внутренних дел Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности» за 2012 год.
7. Верховский А.М., Кожевников Г.В., Сибирев О.А. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2009 году// Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2009 году: сборник ежегодных докладов Информационно-аналитического центра «СОВА». М.: Центр «СОВА», 2010.
8. Об утверждении типового положения о центрах (группах) по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и примерной модели организационного построения центров по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации: приказ МВД России от 31 октября 2008 г. № 942.
9. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222.
10. О взаимодействии Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение расследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма: приказ Минюста России, МВД России, ФСБ России от 25 ноября 2010 г., № 362/810/584.
11. Об оперативно-розыскной деятельности Федерального закона от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
12. Пункты 9.12, 14.1, 14.5, 70 приказа МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (с изм. и доп. от 3 мая 2003 г. № 300; от 30 марта 2006 г. № 217; от 12 апреля 2007 г. № 356).