УДК 351/354
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ
Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич1
Аналитик отдела аналитики, организации заседаний и протоколирования Аппарата Конституционного Суда Республики Казахстан, кандидат юридических наук, г.Астана, Республика Казахстан; e-mail: boss.kz2008@mail.ru
Турецкий Николай Николаевич
Главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, доктор юридических наук, г.Астана, Республика Казахстан; e-mail: turetcki.n@zqai.kz
Аннотация. Служба в специальных государственных органах является особым видом государственной службы на должностях в органах национальной безопасности, уполномоченном органе в сфере внешней разведки, в Службе охраны Президента Республики Казахстан. Каждый из названных трех направлений деятельности регулируется самостоятельными (ведомственными) законами. В частности, в сфере национальной безопасности действует Закон «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», в сфере внешней разведки - Закон «О внешней разведке», в третьей сфере - Закон «О Службе государственной охраны Республики Казахстан».
Объектом исследования и анализа эффективности явился Закон РК «О специальных государственных органах Республики Казахстан», так как охватывает всех сотрудников ^ вышеуказанных органов.
™ Принятие данного Закона ознаменовало собой новый этап в правовом регулировании К института государственной службы в специальных государственных органах, так как ™ ранее государственно-служебные отношения в системе специальных государственных ^ органов регулировались различными правовыми актами.
s Новая модель государственных специальных органов позволила повысить качество кадрового состава и эффективность национальных специальных служб, значительноусовер-g шенствовать организацию и функционирование института специальной государственной е службы.
s Авторами в статье было рассмотрено правовое положение сотрудников специальных о государственных органов, проведен сравнительный анализ с нормативной базой деятель-2 ности аналогичных служб зарубежных стран, приведены статистические данные о ко-£ личестве законодательных изменений, выявлены отдельные устаревшие нормы, незначи-^ тельные противоречия и недостатки, разработаны предложения по их устранению. g Ключевые слова: служба, государственная служба, правоохранительная служба, пра-£ воохранительные органы, специальные государственные органы, правовое положение сон! трудников специальных государственных органов, устаревшие нормы
4 О X
о <
СП
5
ь
X S ы S X
ь
ш m
1 Автор для корреспонденции
АРНАУЛЫ МЕМЛЕКЕТТ1К ОРГАНДАР ТУРАЛЫ ЗАЦНАМАНЫ ЖЕТ1ЛД1РУДЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1
^айрат Еслямкали^лы Исмагулов
Казацстан Республикасы Конституциялыц Соты Аппаратыныц Талдау, отырыстарды уйымдастыру жэне хаттама ЖYргiзу бел1мтщ талдаушысы, зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Астана; e-mail: boss.kz2008@mail.ru
Николай Николаевич Турецкий
Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц зацнаманыц тшмдшШн талдау бвлiмiнiц бас гылыми цызметкерi, зац гылымдарыныц докторы, Казацстан Республикасы, Астана цаласы; e-mail: turetcki.n@zqai.kz
Аннотация. Арнаулы мемлекеттт органдардагы цызмет - улттыц цаутсгздт орган-дарындагы, сыртцы барлау саласындагы уэкшетт1 органдагы, Казахстан Республикасы Президенттщ Кузет цызмет1ндег1 лауазымдардагы мемлекеттт цызметтщ ерекше тур1. Осы уш цызмет саласыныц эрцайсысы дербес (ведомстволыц) зацдарменреттелед1. Атап айтцанда, улттыц цау1пс1зд1к саласында «Казацстан Республикасыныц улттыц ца-утсгздт органдары туралы» Зацы, сыртцы барлау саласында «Сыртцы барлау туралы» Зац, ушгншг багыт бойынша - Зац кушгнде. «Казацстан Республикасыныц Мемлекеттт кузет цызмет1 туралы».
Зерттеу жэне тшмдшгт талдау объект1с1 «Казацстан Республикасыныц арнаулы мемлекеттт органдары туралы» Казацстан Республикасыныц Зацы болды, ойткеш ол жогарыда аталган органдардыц барлыц цызметкерлерт цамтиды.
Осы Зацныц цабылдануы арнаулы мемлекеттгк органдардагы мемлекеттгк цызмет ин-ститутын цуцыцтыцреттеудщ жаца кезец болды, ойткет бурын арнаулы мемлекеттт органдар жуйес1ндег1 мемлекеттт-цызметтт цатынастар эртурл1 цуцыцтыц актшер-мен реттелдг.
Мемлекеттт арнайы органдардыц жаца модел1 кадрлардыц сапасы мен улттыц ар- Е наулы цызметтердщ тшмдшгт арттыруга, арнаулы мемлекеттт цызмет институтын Н уйымдастыру мен оныц цызметт айтарлыцтай жацсартуга мумктдт берд1. ^
Мацалада авторлар арнаулы мемлекеттт органдар цызметкерлертщ цуцыцтыц Н жагдайын царастырды, шет елдердегг уцсас цызметтердщ цызметте нормативтт база- И мен салыстырмалы талдау жург1зд1, зацнамалыц озгер1стердщ саны туралы статисти- Т калыц мэл1меттерд1 келт1рд1, кейб1р ескрген нормаларды, арнаулы мемлекеттт органдардыц жумысына тергс эсер етпейтт болмашы цайшылыцтар мен кемшшктердг жою жонгнде усыныстар эзгрлендг.
Тушнд1 сездер: цызмет, мемлекеттт цызмет, цуцыц цоргау цызмет1, цуцыц цоргау органдары, арнаулы мемлекеттт органдар, арнаулы мемлекеттт органдар цызметкерлертщ цуцыцтыц жагдайы, ескрген нормалар. Т
го А
>
го О го О
X
е о
"U 2 А JZ
"и
SOME ISSUES OF IMPROVING THE LEGISLATION ON SPECIAL STATE BODIES
Ismagulov Kairat Eslyamkalievich
Analyst of the Department of Analytics, organization of meetings and recording of the Office of the Constitutional Court of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Law Sciences, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: boss.kz2008@mail.ru
Turetskiy Nikolay Nikolaevich
Chief Researcher at the Institute of Legislation and Legal Information of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Laws, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: turetcki.n@zqai.kz
CL
< z
CL
О в x
Abstract. Service in special state bodies is a special type of public service in positions in national security bodies, an authorized body in the field of foreign intelligence, in the Security Service of the President of the Republic of Kazakhstan. Independent (departmental) laws regulate each of these three areas of activity. In particular, in the field of national security, the Law «On the National Security Bodies of the Republic of Kazakhstan» is in force, in the field of foreign intelligence - the Law «On Foreign Intelligence», in the third area - the Law «On the State Security Service of the Republic of Kazakhstan».
The object of research and analysis of effectiveness was the Law of the Republic of Kazakhstan «On special state bodies of the Republic of Kazakhstan», as it covers all employees of the above bodies.
The adoption of this Law marked a new stage in the legal regulation of the institution of public service in special state bodies, since earlier public-service relations in the system of special state bodies were regulated by various legal acts.
The new model of state special bodies has made it possible to improve the quality ofpersonnel and the effectiveness of national special services, to significantly improve the organization and functioning of the institute of special public service.
The authors in the article considered the legal status of employees of special state bodies, carried out a comparative analysis with the regulatory framework for the activities of similar services in foreign countries, provided statistical data on the number of legislative changes, identified some outdated norms, minor contradictions and shortcomings that do not negatively affect the work of special state bodies developed proposals for their elimination.
Keywords: service, civil service, law enforcement service, law enforcement agencies, special government agencies, legal status of employees of special government agencies, obsolete norms.
° DOI: 10.52026/2788-5291 2023 73 2 204
о
СО
^ Введение органов действует Закон РК «О правоох-
^ В Казахстане действует несколько зако- ранительной службе», который регулирует
е нов, определяющих правовое положение общественные отношения, связанные с по-
¿9 различных видов государственных служа- ступлением на правоохранительную службу
[¿У щих. Республики Казахстан, ее прохождением и
ч: Так, Закон РК «О государственной служ- прекращением, а также определяет право-
§ бе Республики Казахстан» регулирует об- вое положение (статус), материальное обе-
< щественные отношения, связанные с по- спечение и социальную защиту сотрудников
<1 ступлением на государственную службу правоохранительных органов Республики
|Е Республики Казахстан, ее прохождением, Казахстан.
[з прекращением, определяет правовое поло- Закон РК «О специальных государствен-^ жение, материальное обеспечение и соци- ных органах Республики Казахстан» (далее ^ альную защиту государственных служащих, - Закон, анализируемый Закон) регулирует ^ а также вопросы деятельности иных лиц в общественные отношения, связанные с пот государственных органах. ступлением на службу в специальные го-Для сотрудников правоохранительных сударственные органы, ее прохождением и
прекращением, а также определяет правовое положение, материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников специальных государственных органов.
В Указе Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года
№ 636 утвержден Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года, одним из приоритетных направлений является справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан, а также укрепление национальной безопасности.
Как указано в 7 Общенациональном приоритете «Политика государства в области национальной безопасности направлена на обеспечение эффективной защиты национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз в экономической, общественно-политической, социальной, информационной, международной, военной и других сферах.
Основой реализации государственной политики в сфере национальной безопасности является:
- неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности Республики Казахстан и задач сбалансированного социально- экономического и общественно-политического развития;
- внедрение современных методов управления рисками национальной безопасности;
- ориентация системы национальной безопасности не только на противодействие вызовам и угрозам, но и создание новых возможностей для устойчивого развития»2 .
Вопросы эскалации напряженности на глобальной и региональной арене, а также пересмотре политики по обеспечению на-цбезопасности, исходя из новых международных и внутренних реалий затронуты в Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан до 2025 года (далее -Стратегия)3 .
Указанной Стратегией определены основные приоритеты укрепления национальной безопасности. Во главу угла поставлена безопасность граждан, общества и государства. Стратегия акцентирует внимание на обеспе-
чении безопасности в сфере человеческого капитала - в первую очередь, сохранении и приумножении интеллектуального потенциала нации. Данное направление также охватывает повышение эффективности работы правоохранительных органов и судебной системы, защиту населения от всех видов правонарушений. В сфере информационной безопасности важная роль отводится противодействию растущим киберугрозам, защите персональных данных казахстанцев, информационной инфраструктуры, стратегических объектов и, в целом, улучшению защищенности национального информационного пространства. Обеспечение обороноспособности, продвижение национальных интересов на международной арене входят в число традиционных направлений нацбез-опасности. Вместе с тем их содержание претерпело серьезные изменения, отражая новые региональные и глобальные вызовы, в том числе гибридные и асимметричные. По каждому приоритетному направлению выработаны превентивные механизмы и конкретные меры по предотвращению угроз. Они будут реализованы через План действий по управления рисками национальной безопасности, а также войдут в национальные проекты и другие документы системы госпланирования.
Тем самым Стратегия получила полностью прикладное значение, определяя конкретные целевые показатели защищенности граждан, окружающей среды, снижения рисков социально-экономической сферы и благополучия населения.
Таким образом, можно констатировать, что анализируемый Закон соответствует стратегическим целям государства, в общем, и индикативным положениям смежного отраслевого законодательства, в частности.
Методы
В статье использованы формально-логические и диалектические, качественные и специальные методы научного исследования, сравнительно-правовой, эмпирический анализ.
Результаты и обсуждение
Следует обратить внимание на междуна-
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А го О го О
X
е о
"О
2 А
С
"О
2 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636Дата обращения: 01.03.2023г.
3 Официальный сайт Президента Республики Казахстан https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-podpisal-ukaz-ob-utverzhdenii-strategii-nacionalnoy-bezopasnosti-respubliki-kazahstan-na-2021-2025-gody-215354 Дата обращения: 01.03.2023г.
IX
:
IX
о в х
о
со О
СП
:
:
СП
ь
-О
ш £
ч О X
о ^
:
х
Ь
родный опыт правового регулирования аналогичных спецслужб таких стран как США (16 спецслужб) [1, с.174], Израиль4 , Великобритания, Российская Федерация5 .
С точки зрения правосубъектности в системе обеспечения национальной безопасности любого государства обычно выделяют три группы государственных органов:
1. Определяющие и реализующие политику обеспечения национальной безопасности государства.
2. Специализированные государственные органы, главная задача которых - непосредственное обеспечение национальной безопасности.
3. Содействующие (вспомогательные) государственные органы, которые в процессе своей деятельности содействуют специальным государственным органам в обеспечении национальной безопасности.
Законы, регулирующие деятельность специальных государственных органов в названных зарубежных странах, в основном, касаются общих основ работы, а вопросы, регламентирующие социальное, материальное и другое обеспечение сотрудников указанных государственных органов, регламентируются внутренними актами органов или засекречены. Из открытых источников информации можно резюмировать, что в связи со спецификой деятельности, особом статусе, структура специальных государственных органов в зарубежных странах различна, в зависимости от государственного устройства. Требования к подбору кандидатов более строже регламентированы, чем предусмотрено в законодательстве Казахстана.
Законодателем в статье 73 Закона регламентированы меры социальной и правовой защиты. Так, одной из основных новелл явилось внедрение новой модели обеспечения сотрудников специальных государственных органов жильем на основе ежемесячных денежных выплат посредством открытия накопительных счетов в банках второго уровня, что позволит арендовать жилье либо приобретать его на ипотечной основе. Сумма ежемесячных выплат будет определяться исходя из стоимости аренды на основе данных Агентства по статистике, согласно установленной законодательством нормы жилой площади на одного человека. При этом расходование данных средств будет разрешено только для аренды, приобретения жилья по-
средством ипотеки, жилищных сбережений или участия в долевом строительстве [2].
В целом, за время действия Закона изменениям подверглись 79 из 90 статей, что составляет 87,7%. Всего с момента принятия Закона за период с 2012 по 2023 гг. изменения и дополнения были внесены 28 законами.
Исходя из приведенных выше статистических данных и их анализа, изучаемый законодательный акт является относительно нестабильным.
Вместе с тем, авторами по результатам проведенного анализа эффективности выявлены следующие замечания требующие внесения в Закон:
1. В анализируемом Законе не определена цель. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона РК «О правовых актах» в законах устанавливаются основные цели, задачи, принципы, компетенции и полномочия регулирования соответствующей отрасли (сферы). В рамках целей, задач и принципов на уровне законов могут быть предусмотрены компетенции и функции государственных органов.
Основные цели должны лежать в основе всех задач, принципов, компетенции и полномочиях анализируемого Закона о специальных государственных органах.
Следует отметить, что важность правильной формулировки цели закона заключается в том, что она предполагает достижение определенного результата.
Отсутствие основной цели может привести к несогласованности, противоречиям норм, и другим недостаткам Закона. Учитывая изложенное, предлагается определить основную цель Закона.
Пункт 6 статьи 23 Закона «О правовых актах» устанавливает, что «в случаях, когда необходимо разъяснить цели, основания принятия нормативного правового акта и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
Таким образом, при выработки основных целей Закона рекомендуется использовать вступительную часть (преамбулу), которая гласит, «Настоящий Закон определяет статус специальных государственных органов Республики Казахстан, регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на службу в специальные государственные органы, ее прохождением и прекращением,
4 Моссад - разведка Израиля https://goldpass.ru/israel/mossad-razvedka-izrailya/Дата обращения:01.03.2023г.
5 Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации http://www.fsb.ru/fsb/npd/more. htm%21id%3D10340801%40fsbNpa.htmlДата обращения: 01.03.2023г.
а также определяет правовое положение, материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников специальных государственных органов».
2. Пунктом 11 статьи 27 Закона установлено, что при наличии у сотрудника неснятого дисциплинарного взыскания он не может быть представлен к присвоению очередного специального звания.
Вместе с тем, в целях исключения необоснованных задержек сроков представления к присвоению очередного специального звания, субъективного подхода к данному вопросу необходимо, установить определенные правовые гарантии. В частности, дополнить пункт 11-1 статьи 27 Закона следующим содержанием: «Запрещаются дополнительные основания задержки срока представления к присвоению очередного специального звания, не предусмотренных настоящим Законом».
3. Анализом выявлены устаревшие нормы.
Пунктом 2 статьи 2 анализируемого Закона установлено, что «Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора».
Следует отметить, что Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 октября 2000 года определяет: 1. Пункт 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что преимущественную юридическую силу перед законодательством Республики имеют международные договоры, заключенные ею в соответствии с Конституцией Республики, в установленном законодательством порядке и ратифицированные Парламентом Республики путем принятия соответствующего закона6 .
Конституционная реформа 2017 года внесла существенные изменения. Так, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 10 марта 2017 года № 51-У! ЗРК пункт 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан изложен в новой редакции «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории
Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики».
Новая конституционная норма в п.3 ст.4 Конституции Республики Казахстан ориентирована на защиту национальных интересов в условиях глобализации и региональной интеграции. В то же время остаются вопросы, требующие своего официального решения, в частности нового уточняющего толкования Конституционным Советом Республики Казахстан вопросов о действии международных договоров [3].
В связи с этим, предлагается привести пункт 2 статьи 2 Закона в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Конституцией Республики Казахстан.
4. Права сотрудников, связанные с прохождением службы в специальных государственных органах закреплены в статье 17 анализируемого Закона.
В частности, сотрудники имеют право на государственную защиту своей жизни, здоровья и имущества, жизни, здоровья и имущества членов своей семьи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (пункт 8 статьи 17).
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 69 Закона «О правоохранительной службе»7 закреплено положение о том, что « Ущерб, причиненный здоровью и имуществу сотрудника, а также ущерб, причиненный здоровью и имуществу членов семьи и близких родственников сотрудника в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещаются в полном объеме из бюджетных средств с последующим взысканием этой суммы с лица, причинившего ущерб. Порядок возмещения ущерба определяется Правительством Республики Казахстан».
В силу профессии с повышенным риском исполнения обязанностей, сотрудники специальных государственных органов подлежат обязательному социальному медицинскому страхованию, им также гарантировано право на государственную защиту своей жизни, здоровья и имущества, а также жизни, здоровья и имущества членов своей семьи.
Предлагается привести в соответствие статью 82 анализируемого Закона с пунктом 6 статьи 69 Закона «О правоохранительной
Н
X
ы А
О х о
Д А
сг
В
СП А
> СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
П.
"О
6 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан» от 11 октября 2000 года № 18/2.
7 Закон Республики Казахстан от 6января 2011 года № 380IVО правоохранительной службе https://adilet.zan.kz/ rus/docs/Z1100000380 Дата обращения: 01.03.2023г.
IX
:
IX
о в х
о
со О
СП
:
:
СП
ь
-О
ш £
ч О X
о ^
:
х
Ь
службе».
5. Подпункт 16) пункта 1 статьи 17 Закона устанавливает, что сотрудники имеют право на осуществление преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Вместе с тем законодательство Республики Казахстан, регулирующее деятельность государственных служащих, описывая права и ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе, использует термин «педагогической».
Так, согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 13 Закона «О противодействии коррупции» лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций должностным лицам запрещается: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Кроме этого, подпункт 2) пункта 1 статьи 13 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» устанавливает, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Председателем Агентства РК по делам государственной службы даны несколько ответов на вопросы о совмещении государственным служащим педагогической, научной и иной творческой деятельности используется термин «педагогической деятельности»8 .
Следует обратить внимание, что в анализируемом Законе используется термин «педагогической деятельности» (подпункте 2 пункта 1 статьи 19 Закона) и термин «преподавательская деятельность» (подпункт 16) пункта 1 статьи 17 Закона).
В этой связи, в целях обеспечения единообразия в применении юридических терминов в анализируемом Законе, предлагается
в подпункте 16) пункта 1 статьи 17 Закона слово «преподавательской» заменить на слово «педагогической».
6. Подпункт 11) пункта 1 статьи 18 Закона устанавливает «подать рапорт в письменной форме и незамедлительно информировать непосредственного и уполномоченного руководителя в случаях, когда частные интересы сотрудника пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями»;
Подпункт 14) пункта 1 статьи 18 Закона устанавливает «незамедлительно в письменной форме информировать непосредственного руководителя о:»;
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона «при сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, сотрудник обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения сотрудником неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель».
Пункт 2 статьи 71 Закона устанавливает «В случае несогласия сотрудника с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать этот приказ в вышестоящее подразделение специального государственного органа, суд в порядке, установленном законами Республики Казахстан».
Следует отметить, что в рамках проводимой государством работы по цифровизации деятельности государственных органов, в том числе специальные государственные органы активно используют цифровой формат документооборота.
Главой 5.2. (Переход на цифровое государ-
8 Ответ Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 20 ноября 2019 года на вопрос от
4 ноября 2019 года № 578920 (dialog.gov.kz) «Государственным служащим запрещается осуществлять индивидуальную педагогическую деятельность», Ответ Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 24 декабря
2019 года на вопрос от 9 декабря 2019 года № 584713 (dialog.gov.kz) «Совмещение государственным служащим педагогической, научной и иной творческой деятельности должно осуществляться вне рабочего времени, в соответствии с трудовым распорядком государственного органа», Ответ Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 5 марта 2020 года на вопрос от 16 февраля 2020 года № 595523 (dialog.gov.kz) «В нерабочее время допускается участие государственных служащих в телевизионных съемках и выступлениях по радио с учетом ограничений», Ответ Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 5 августа 2020 года на вопрос от 21 июля
2020 года № 629983 (dialog.gov.kz) «О наличии ограничений по объемам (лимитам, нормам) академических часов для осуществления педагогической деятельности госслужащим», Ответ Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 15 декабря 2021 года на вопрос от 30 ноября 2021 года № 717249 (dialog.egov.kz) «О возможности представления интересов третьих лиц в суде госслужащим». Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы https://www.gov.kz/memleket/entities/qyzmet?lang=ru Дата обращения: 01.03.2023г.
ство) Государственной программы «Цифровой Казахстан», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 8279 , в рамках дальнейшей цифровизации предусмотрен переход на безбумажный документооборот, а также внедрение информационно-аналитических систем, направленных на повышение эффективности их деятельности.
Учитывая современные тенденции по исключению бумажного документооборота и использование в служебной деятельности сотрудниками специальных государственных органов систем электронного документооборота, предлагается подпункты 11), 14 пункта 1 статьи 18, пункт 2 статьи 21, пункта 2 статьи 71 Закона после слов «в письменной форме» дополнить словами «или в форме электронного документа».
Кроме того, полагаем, что использование электронного документа (вместо письменного) в указанных случаях будет препятствовать сокрытию фактов неправомерных действий руководства, в т.ч. коррупционного характера, способствовать своевременной их фиксации (в системе электронного документооборота).
Справочно: 12) электронный документ -документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи; (подпункт 12 пункта 5 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703).
7. В отдельных нормах Закона из-за использования неопределенной формулировки «может быть», возникает неясность в толковании, что предполагает решение вопроса уполномоченным должностным лицом по своему усмотрению.
Во избежание разночтений, могущих привести к коррупционным рискам, полагаем необходимым в пункте 16 статьи 64 Закона формулировку «В случае незаконного наложения взыскания оно может быть отменено правами вышестоящего руководителя» слова «может быть отменено» заменить словом «отменяется»».
Аналогичные случаи принятия решения уполномоченным руководителем специаль-
9 Постановление Правительства Республики Казс
дарственной программы «Цифровой Казахстан» // ИПС обращения: 01.03.2023г.
ного государственного органа по своему усмотрению и в зависимости от субъективного фактора выявлены в следующих статьях анализируемого Закона:
- пункт 7-1) статьи 17 - «прохождение стажировки в порядке, определяемом первым руководителем специального государственного органа».
Конкретных сроков прохождения стажировки ни в Законе, ни в одном другом ведомственном документе не было закреплено.
Так, в пункте 49 Правил проведения конкурса и стажировки при поступлении на службу в органы внутренних дел Республики Казахстан, утвержденных Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 31 августа 2016 года №870 (утратил силу Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 22 октября 2022 года № 830) было закреплено, что продолжительность стажировки должна быть не менее одного месяца со дня назначения кандидата стажером по соответствующей должности.
В пункте 50 Правил проведения конкурса и стажировки в Агентстве Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службе) и его территориальных органах, утвержденных Приказом №184 Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 6 августа д 2019 года указано, что «стажировка про- И водится до получения результатов специ- И альной проверки, но не менее тридцати д календарных дней. В данный срок не за- У считываются периоды отсутствия кан- А дидата на стажировке по уважительным А причинам (по семейным обстоятельствам, Н состоянию здоровья)»». Д
Для исключения установления и опре- Е деления руководителем специального госу- Ь дарственного органа сроков стажировки по В своему усмотрению предлагается конкрети- И зировать их в Законе. р
- пункт 6 статьи 58 - «По рекоменда- В ции аттестационной комиссии аттестуе- О мый сотрудник может быть направлен на и военно-врачебную комиссию»» - слова «мо- ф жет быть направлен»» заменить словом р «направляется»»; А
- пункт 10 статьи 63 «Одновременно в и виде поощрения может быть снято только к одно дисциплинарное взыскание, при этом № с данным видом поощрения другие виды (
)
чан от 12 декабря 2017 года № 827 «Обутверждении Госу- 22 А «Эдыет» http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 Дата 3
поощрений не применяются.» - слова «может быть снято» заменить словом «снимается.».
Помимо коррупциогенного фактора -«может быть», использованы также оценочные признаки - «исключительные случаи», которые также не имеют чёткой определённости и не раскрыты в основных понятиях, используемых в настоящем Законе.
Так, термин «исключительные случаи» используется:
- в пункте 7 статьи 30 «При невозможности назначения на указанные должности такие сотрудники назначаются на иные должности, родственные по профилю подготовки (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение соответствующего начальника для дальнейшего назначения на должность)»;
- в пункте 4 статьи 65 «Служебное расследование назначается приказом уполномоченного руководителя и проводится уполномоченным должностным лицом в срок не более пятнадцати календарных дней. В исключительных случаях срок служебного расследования может быть продлен лицом, назначившим проведение служебного расследования, на срок не более десяти календарных дней».
ро Кроме этого, в тексте Закона необходи-¡3 мо пересмотреть компетенцию руководите-
РО
г^ гм
z ЛИТЕРАТУРА
CL
1. Пыхалов И.В. ЦРУ и другие спецслужбы США (Энциклопедия спецслужб). - Москва: f Эксмо: Яуза, 2010. - 382 с.
0 2. Амрин Г.К. Разъяснение Законов РК «О специальных государственных органах Ре-^ спублики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодатель->g ные акты Республики Казахстан по вопросам специальных государственных органов g Республики Казахстан» // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31136010&pos=30;-
< 30#pos=30;-30 (Дата обращения: 14.02.2023).
3. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. - Аста-
< на: Фонд Первого Президента Республики Казахстан, 2018. - 640 с. Ь
5 REFERENCES
1
0 1. Pyhalov I.V. CRU i drugie specsluzhby SShA (Enciklopediya specsluzhb). Moskva: Eksmo: § Yauza, 2010. - 382 s.
2. Amrin G.K. Raz"yasnenie ZakonovRK«O special'nyhgosudarstvennyh organahRespubliki e Kazahstan» i «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Respubliki s Kazahstan po voprosam special'nyh gosudarstvennyh organov Respubliki Kazahstan» // https:// ^ online.zakon.kz/Document/?doc_id=31136010&pos=30;-30#pos=30;-30 (Data obrashcheniya: * 14.02.2023)
1 3. Konstituciya Respubliki Kazahstan. Nauchno_prakticheskii kommentarii. - Astana: Fond Ь Pervogo Prezidenta Respubliki Kazahstan, 2018. - 640 s.
m
ля специального государственного органа, принимающего решения или действия по своему усмотрению, путем устранения кор-рупциогенного фактора «вправе».
В частности, в пункте 2 статьи 60 Закона определена компетенция по формуле «вправе»: «Уполномоченный руководитель или руководитель специального государственного органа в случае получения достоверных сведений о нарушении порядка проведения аттестации сотрудника вправе отменить результаты проведенной аттестации и при необходимости назначить ее повторное проведение».
Вместо заключения
Отметим, по итогам анализа можно сделать вывод, что, в целом, Закон Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» эффективен. Выявленные отдельные устаревшие нормы, незначительные противоречия и недостатки, негативно не влияют на работу специальных государственных органов: Комитета национальной безопасности и Службы государственной охраны. Вместе с тем, для дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере, уполномоченным органам необходимо обсудить высказанные предложения.