Научная статья на тему 'ФОНД КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ:НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА'

ФОНД КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ:НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
472
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ / ЗАКОН «О ФОНДЕ КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ» / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ПОТЕРПЕВШИМ / СТАТУС ПОТЕРПЕВШЕГО / ПОТЕРПЕВШИЕ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ / ПРАВА ПОТЕРПЕВШИХ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ / ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бектенов Аскар Ерсеитович, Омарова Назгуль Нурлыбаевна

В соответствии с планом работы на 2021 год Центром правового мониторинга РГП «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан проведен анализ эффективности Закона Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим» от 10 января 2018 года № 131-VІ. В статье приводятся выявленные анализом дефекты и существенные недостатки Закона, требующие доработки, системность и социальная значимость применения законодательства в данной сфере. Предложена модель совершенствования и развития законодательства в сфере компенсации ущерба лицам, пострадавшим от неправомерных деяний по отдельным составам уголовных правонарушений, выработанная на основе анализа национального и зарубежного законодательства. Обоснована необходимость консолидации законодательства, регулирующего порядок аккумулирования и осуществления выплат из Фонда компенсации потерпевшим, в целях обеспечения единства, целостности и системности бюджетного законодательства Республики Казахстан и исключения излишней нагрузки на Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан. Также предложено уточнить редакцию дефиниции понятия «Фонд компенсации потерпевшим», дополнить Закон новым принципом - принципом «безотлагательности». В целях исключения коррупционных рисков обоснована необходимость определения в Законе исчерпывающего перечня необходимых для начисления компенсации документов, которые представляются потерпевшим. Поскольку Законом на органы уголовного преследования возложено осуществления несвойственных им функций, предложено перевести процесс назначения компенсации потерпевшим в формат государственной услуги по принципу «одного окна» с учетом проводимой государственной политики по цифровизации деятельности государственных органов и обеспечения прозрачности их деятельности. Кроме того, предложен механизм покрытия дефицита средств в Фонде за счет заимствования и используемых остатков бюджетных, а также распространения на Закон требований статьи 18 Бюджетного кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бектенов Аскар Ерсеитович, Омарова Назгуль Нурлыбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIMS’ COMPENSATION FUND:DISADVANTAGES AND ADVANTAGES

In accordance with the work plan for 2021, the Center for Legal Monitoring of the RSE «Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan» of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan conducted an analysis of the effectiveness of the Law of the Republic of Kazakhstan "On the Compensation Fund for Victims" dated January 10, 2018 No. 131-VI. The article presents the defects and significant shortcomings of the Law identified by the analysis, which require further development, as well as the systematic and social significance of the application of legislation in this area. The model of improvement and development of the legislation in the field of compensation of damage to the persons who suffered from illegal acts on separate elements of criminal offenses, developed on the basis of the analysis of national and foreign legislation, is offered. The article substantiates the need to consolidate the legislation regulating the procedure for accumulating and making payments from the Victims Compensation Fund in order to ensure the unity, integrity and consistency of the budget legislation of the Republic of Kazakhstan and to avoid excessive burden on the Criminal and Criminal Procedure Codes of the Republic of Kazakhstan. It is also proposed to clarify the wording of the definition of the concept of «Compensation Fund for Victims», to supplement the Law with a new principle-the principle of «urgency». In order to exclude corruption risks, the necessity of defining in the Law an exhaustive list of documents required for calculating compensation, which are submitted to victims, is justified. Since the Law assigns criminal prosecution bodies to perform functions that are not typical of them, it is proposed to transfer the process of assigning compensation to victims to the format of a public service on the principle of «one window», taking into account the state policy on digitalization of the activities of state bodies and ensuring transparency of their activities. In addition, a mechanism is proposed to cover the deficit of funds in the Fund by borrowing and using budget balances, as well as extending the requirements of Article 18 of the Budget Code to the Law.

Текст научной работы на тему «ФОНД КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ:НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА»

К,¥К,ЫК,ТЫК, МОНИТОРИНГ

УДК 347

ФОНД КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ: НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Бектенов Аскар Ерсеитович

Старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; гНур-Султан, Республики Казахстан; e-mail: askar.bektenov@mail.ru

Омарова Назгуль Нурлыбаевна

Старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; г. Нур-Султан, Республики Казахстан; e-mail: omarova.n@zqai.kz

Аннотация. В соответствии с планом работы на 2021 год Центром правового мониторинга РГП «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан проведен анализ эффективности Закона Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим» от 10 января 2018 года № Ш-У1.

В статье приводятся выявленные анализом дефекты и существенные недостатки Закона, требующие доработки, системность и социальная значимость применения законодательства в данной сфере.

Предложена модель совершенствования и развития законодательства в сфере компенсации ущерба лицам, пострадавшим от неправомерных деяний по отдельным составам уголовных правонарушений, выработанная на основе анализа национального и зарубеж-™ ного законодательства. Обоснована необходимость консолидации законодательства, регулирующего порядок аккумулирования и осуществления выплат из Фонда компенсации потерпевшим, в целях обеспечения единства, целостности и системности бюджетного законодательства Республики Казахстан и исключения излишней нагрузки на Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан.

Также предложено уточнить редакцию дефиниции понятия «Фонд компенсации потерпевшим», дополнить Закон новым принципом - принципом «безотлагательности». В целях исключения коррупционных рисков обоснована необходимость определения в Законе исчерпывающего перечня необходимых для начисления компенсации документов, которые представляются потерпевшим. Поскольку Законом на органы уголовного преследования 2 возложено осуществления несвойственных им функций, предложено перевести процесс 2 назначения компенсации потерпевшим в формат государственной услуги по принципу «од-с ного окна» с учетом проводимой государственной политики по цифровизации деятельно-^ сти государственных органов и обеспечения прозрачности их деятельности.

Кроме того, предложен механизм покрытия дефицита средств в Фонде за счет заим-£ ствования и используемых остатков бюджетных, а также распространения на Закон ^ требований статьи 18 Бюджетного кодекса.

о Ключевые слова: Фонд компенсации потерпевшим; Закон «О Фонде компенсации по-§ терпевшим», дополнительные гарантии государства по восстановлению прав граждан ^ в уголовном процессе; возмещение ущерба в уголовном процессе; социальные выплаты по-^ терпевшим; статус потерпевшего; потерпевшие в уголовном процессе; права потерпев-5 ших; защита прав потерпевших; обеспечение прав потерпевших; порядок выплаты ком-

IN

пенсации потерпевшим.

X

Ь

ЖЭБ1РЛЕНУШ1ЛЕРГЕ ЭТЕМАЦЫ КОРЫ: КЕМШ1Л1КТЕР1 МЕН АРТЬЩШЫЛЬЩТАРЫ

Аскар Ерсештулы Бектенов

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институты Куцыцтыц мониторинг орталыгыныц ага гылыми щызметкерг; Нур-Султан цаласы, Казацстан Республикасы; e-mail: askar.bektenov@mail.ru

Назгул Нурлыбайкызы Омарова

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институты Куцыцтыц мониторинг орталыгыныц ага гылыми цызметкерi; Нур-Султан цаласы, Казацстан Республикасы; e-mail: omarova.n@zqai.kz

Аннотация. 2021 жылга арналган жумыс жоспарына сэйкес Казацстан Республикасы Эдшет министрлтнщ «Казацстан Республикасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институты» РМК Куцыцтыц мониторинг орталыгы 2018 жылгы 10 цацтардагы № 131-VI «Жэбiрленушiлерге втемацы цоры туралы» Казацстан Республикасы Зацыныц тшмдштне талдау ЖYргiздi.

Мацалада пысыцтауды талап ететт талдаумен аныцталган ацаулар мен зацныц еле-улi кемшiлiктерi, осы саладагы зацнаманы цолданудыц ЖYйелiлiгi мен элеуметтт мацыз-дылыгы келтiрiледi.

¥лттыц жэне шетелдiк зацнаманы талдау негiзiнде эзiрленген цылмыстыц цуцыц бузушылыцтардыц жекелеген цурамдары бойынша зацсыз эрекеттерден зардап шеккен адамдарга залалды втеу саласындагы зацнаманы жетiлдiру жэне дамыту моделi усы-нылды. Казацстан Республикасы бюджет зацнамасыныц бiрлiгiн, тутастыгын жэне ЖYйелiлiгiн цамтамасыз ету жэне Казацстан Республикасыныц Кылмыстыц жэне цылмыстыц w ЖYргiзу кодекстерiне артыц ЖYктеменi болдырмау мацсатында Жэбiр-ленушшерге втемацы цорынан шогырландыру жэне твлемдердi ЖYзеге асыру тэртiбiн ° реттейтт зацнаманы шогырландыру цажеттг негiзделген. р

Сондай-ац, «Жэбiрленушiлерге втемацы цоры» угымы аныцтамасыныц редакциясын К нацтылау, зацды жаца цагидатпен - «шугылдыц» цагидатымен толыцтыру усынылды. н Сыбайлас жемцорлыц тэуекелдерт болдырмау мацсатында зацда жэбiрленушi усынатын р втемацы есептеу Yшiн цажеттi цужаттардыц толыц тiзбесiн айцындау цажеттш- У гi негiзделген. Зацмен цылмыстыц цудалау органдарына оларга тэн емес функцияларды 5 ЖYзеге асыру ЖYктелгендiктен, мемлекеттт органдардыц цызметт цифрландыру жэне К олардыц цызметшц ашыцтыгын цамтамасыз ету бойынша ЖYргiзiлiп жатцан мемле- Н кеттт саясатты ескере отырып, жэбiрленушiлерге втемацы тагайындау процест «бiр ДА терезе» цагидаты бойынша мемлекеттт цызмет кврсету форматына квшiру усынылды. лЛ Будан басца, царыз алу жэне пайдаланылатын бюджет цалдыцтары есебтен цордагы С царажат тапшылыгын жабу, сондай-ац Бюджет кодексшц 18-бабыныц талаптарын а Зацга тарату тетт усынылды.

Ty^h свздер: Жэбiрленушiлерге втемацы цоры; «Жэбiрленушiлерге втемацы цоры ту- £ ралы» Зац, цылмыстыц процесте азаматтардыц цуцыцтарын цалпына келтiру жвтн- о дегi мемлекеттщ цосымша кепiлдiктерi; цылмыстыц процесте залалды втеу; жэбiр- Й ленушшерге элеуметтт твлемдер; жэбiрленушiнiц мэртебеЫ; цылмыстыц процесте Н жэбiрленушiлер; жэбiрленушiлердiц цуцыцтары; жэбiрленушiлердiц цуцыцтарын цоргау; О жэбiрленушiлердiц цуцыцтарын цамтамасыз ету; Жэбiрленушiлерге втемацы твлеу £ тэртiбi. И

5

6

)

2

VICTIMS' COMPENSATION FUND: DISADVANTAGES AND ADVANTAGES

Bektenov Askar Yerseitovich

Senior Researcher of the Center for Legal Monitoring of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan; Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: askar. bektenov@mail.ru

Omarova Nazgul Nurlybayevna

Senior Researcher of the Center for Legal Monitoring of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan; City of Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: omarova.n@zqai.kz

Abstract. In accordance with the work plan for 2021, the Center for Legal Monitoring of the RSE «Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan» of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan conducted an analysis of the effectiveness of the Law of the Republic of Kazakhstan "On the Compensation Fund for Victims" dated January 10, 2018 No. 131-VI.

The article presents the defects and significant shortcomings of the Law identified by the analysis, which require further development, as well as the systematic and social significance of the application of legislation in this area.

The model of improvement and development of the legislation in the field of compensation of damage to the persons who suffered from illegal acts on separate elements of criminal offenses, developed on the basis of the analysis of national and foreign legislation, is offered. The article substantiates the need to consolidate the legislation regulating the procedure for accumulating and making payments from the Victims Compensation Fund in order to ensure the unity, integrity and consistency of the budget legislation of the Republic of Kazakhstan and to avoid excessive i—i burden on the Criminal and Criminal Procedure Codes of the Republic of Kazakhstan. 8 It is also proposed to clarify the wording of the definition of the concept of «Compensation Fund g for Victims», to supplement the Law with a new principle-the principle of «urgency». In order to ™ exclude corruption risks, the necessity of defining in the Law an exhaustive list of documents required for calculating compensation, which are submitted to victims, is justified. Since the ^ Law assigns criminal prosecution bodies to perform functions that are not typical of them, it is =§■ proposed to transfer the process of assigning compensation to victims to the format of a public z service on the principle of «one window», taking into account the state policy on digitalization of g the activities of state bodies and ensuring transparency of their activities.

In addition, a mechanism is proposed to cover the deficit of funds in the Fund by borrowing and o using budget balances, as well as extending the requirements of Article 18 of the Budget Code to o the Law.

cn

Keywords: Victims Compensation Fund; The Law, «On the Victims Compensation Fund»,

■ additional state guarantees for the restoration of the rights of citizens in criminal proceedings; p compensation for damage in criminal proceedings; social payments to victims; the status of the jq victim; victims in criminal proceedings; the rights of victims; protection of the rights of victims;

£ ensuring the rights of victims; the procedure for paying compensation to victims.

<

q

o x

o ^

< en

b X

X

b LU

in

Введение. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности и правопорядка в обществе, наряду с восстановлением нарушенных прав относятся к основным задачам государства.

За 30-летний период независимости, Казахстан прошел сложный путь становления, национальная нормативная правовая база претерпела глубокие качественные изменения. Проведены структурные преобразования, обновлены институты защиты прав граждан.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий»1 указал, что «следует модернизировать уголовную сферу по примеру развитых стран ОЭСР. Нам нужна модель, обеспечивающая своевременную защиту прав граждан и отвечающая высоким международным стандартам».

Традиционным правовым средством восстановления нарушенных прав в уголовном процессе является иск в уголовном судопроизводстве, посредством которого потерпевшему возмещается имущественный ущерб, а также вред, причиненный здоровью или личным неимущественным благам и правам потерпевшего.

Для гарантированной защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших от отдельных уголовно наказуемых преступлений, в Казахстане создан Фонд компенсации потерпевшим (далее - Фонд). Деятельность Фонда регулируется Законом «О Фонде компенсации потерпевшим» (далее - Закон).

Единовременная денежная компенсация выплачивается потерпевшим по отдельным составам уголовных правонарушений и размере, предусмотренном Законом.

Данную меру можно рассматривать как социальную помощь государства потерпевшим до рассмотрения уголовного дела в суде по существу.

Таким образом, механизм государственной поддержки потерпевших состоит не только из тех денег, которые получит потерпевший при нанесении вреда его здоровью, телесной неприкосновенности, но и еще в приобретении чувства защищенности и уверенности в поддержке государства.

1 Послание Главы государства народу Казахстана от 1 действий», http://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000002020#z0

DOI: 10.52026/2788-5291_2021_65_2_142

Основная часть. Назначением и целью компенсации потерпевшим выступает оказание социальной помощи гражданам, пострадавшим от уголовно наказуемых посягательств.

Следует отметить, что Закон относительно новый, требования, регламентирующие порядок осуществления выплаты компенсации потерпевшим (подпункты 1), 2), 3), 4) и 5) статьи 4, подпунктов 2) и 3) статьи 5, статей 6, 7, 8 и 9, подпункта 4) пункта 1 статьи 10, статьи 11), введены в действие только с 1 июля 2020 года.

Рассматриваемый Закон предусматривает создание контрольного счета наличности, который открывается в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета для зачисления поступлений денег от неналоговых поступлений, предусмотренных статьей 10 Закона и статьей 52-2 Бюджетного кодекса Республики Казахстан. К ним относятся: принудительные платежи, взыскиваемые судом; денежные взыскания, налагаемые судом за неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 71, 78, 80, 81, 82, 90, 142, 156 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, и нарушение поряд- Е ка в судебном заседании на потерпевше- Т го, свидетеля, специалиста, переводчика и К иных лиц, за исключением адвоката, проку- И рора и подсудимого; денежные взыскания с Т осужденного, в отношении которого всту- У пил в законную силу обвинительный при- А говор суда и которому назначено наказание А в виде исправительных работ; деньги, взы- о сканные в порядке регрессных требований; Д иные источники, не запрещенные законода- Е тельством Республики Казахстан. ь

Таким образом, можно резюмировать, В что деятельность Фонда в целом окажет по- И ложительное влияние на обеспечение прав р потерпевших, восстановлению их прав и В здоровья на первоначальном этапе, повы- О шение доверия граждан к государственным и органам власти (посредством гарантиро- ф ванного возмещения нанесенного уголовно р наказуемым деянием ущерба). А

Вместе с тем необходимо отметить суще- и ственные, на наш взгляд, недостатки Закона: к

- он посвящен регламентации деятельно- № сти Фонда компенсации потерпевшим, кото- ( рый по факту является контрольным счетом —

■нтября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время '-*

гм о гм

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

(т.е. не может являться субъектом правоотношений);

- создает коррупционные риски в органах уголовного преследования при назначении выплаты;

- действует в отрыве от основного закона в бюджетной сфере, что нарушает принцип единства, целостности и системности законодательства Республики Казахстан.

Рассмотрим основные дефекты, выявленные в ходе анализа эффективности Закона.

Согласно определению понятия, данному в подпункте 2) статьи 1 Закона, Фонд компенсации потерпевшим это контрольный счет наличности, открытый в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета для зачисления поступлений денег и проведения выплаты компенсации потерпевшим в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим.

Между тем, согласно Толковому словарю Ожегова значение слова «фонд» - денежные средства, ассигнуемые для определенной цели; ресурсы, запасы чего-нибудь [1].

Следовательно, понятие Фонда включает в себя, прежде всего, активы, аккумулируемые и ассигнуемые для определенной цели.

Поскольку поступления и расходы Фонда компенсации потерпевшим являются составной частью Консолидированного бюджета - централизованного денежного фонда государства (часть 3 статьи 6 Бюджетного кодекса), предлагаем дефиницию понятия в подпункте 2) статьи 1 Закона Фонд компенсации потерпевшим изложить в следующей редакции: «2) Фонд компенсации потерпевшим - представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на контрольном счете наличности, открытого в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета для зачисления поступлений денег и проведения выплаты компенсации потерпевшим в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим».

Статья 3 Закона устанавливает, что выплата компенсации потерпевшим основывается на принципах:

1) законности;

2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) доступности.

2 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-УЗРК, http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К1400000231

3 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-У ЗРК, http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1600000480#z309

Вместе с тем полагаем, что для потерпевших от преступлений, связанным с сексуальным насилием, торговлей людьми, пытками, сопряженных с причинением тяжкого вреда здоровью, заражением вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД), важным является безотлагательно получить материальную помощь от государства для покрытия расходов на восстановления здоровья.

Именно преследуя эту цель, законодатель и принял настоящий Закон.

В этой связи, полагаем необходимым дополнить статью 3 Закона подпунктом 4), предусматривающим принцип «безотлагательности».

Подпункт 1) статьи 4 Закона предусматривает, что государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования разъясняют потерпевшему право на получение компенсации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим.

Вместе с тем, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-У2 (далее - УПК РК) не предусматривает такой процедуры при признании лица потерпевшим в рамках уголовного процесса.

В этой связи, учитывая то, что УПК РК в иерархии нормативных правовых актов находится выше Закона (статья 10 Закона «О правовых актах»3), предлагается дополнить статью 71 УПК РК («Потерпевший) частью 4-1 следующего содержания: «4-1. Потерпевшему разъясняется право на получение компенсации в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим.».

Отдельные нормы Закона содержат коррупционные риски.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 8 Закона после признания лица потерпевшим он вправе обратиться с заявлением о назначении ему компенсации в государственный орган, осуществляющий функции уголовного преследования.

Решение о назначении компенсации либо об отказе в ней принимается уполномоченным руководителем государственного органа, осуществляющего функции уголовного преследования.

Таким образом, заявителю, после приобретения статуса потерпевшего, необходимо лично посещать орган уголовного преследования и по вопросу получения услуги по выплате компенсации контактировать с его сотрудниками.

Кроме того, предоставление социальной помощи государства в виде единовременной фиксированной денежной суммы зависит от объективности и беспристрастности одного человека - руководителя органа уголовного преследования, т.е. в данную норму заложен субъективный фактор.

К тому же, механизм назначения компенсации также выглядит несовершенным.

Согласно пункту 6 статьи 8 Закона назначение компенсации производится на основании следующих документов:

1) заявления потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего;

2) копий документа, удостоверяющего личность потерпевшего, либо документов, подтверждающих личность и право лица, наделенного правами потерпевшего, на получение компенсации;

3) сведений о номере банковского счета потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

4) копии постановления органа, ведущего уголовный процесс, о признании лица потерпевшим;

5) копии документа, подтверждающего характер и степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего;

6) в случае смерти потерпевшего -копии свидетельства о его смерти или иного документа, подтверждающего смерть потерпевшего.

Потерпевший либо лицо, наделенное правами потерпевшего, несет ответственность за достоверность представленных документов в соответствии с законами Республики Казахстан за представленные документы, предусмотренные подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

В данном случае не ясна логика законодателя, поскольку подлинность заявления на получение компенсации, копии документа, удостоверяющего личность и право лица, наделенного правами потерпевшего, на получение компенсации, а также сведения (справки банка) о номере банковского счета, как правило, сверятся при их получении ответственным сотрудником государственного органа.

Далее, четвертым абзацем рассматриваемого пункта предусмотрено, что потерпевшим либо лицом, наделенным правами потерпевшего в случае необходимости могут быть представлены и иные документы.

При этом, из-за использования неопределенной формулировки «в случае необходимости могут быть» возникает неясность в толковании, что предполагает решение вопроса об истребовании каких-либо дополнительных документов (в т.ч. и постановку под сомнение достоверность этих документов) уполномоченным должностным лицом по своему усмотрению, в зависимости от заинтересованности.

Во избежание разночтений, могущих привести к коррупционным рискам, полагаем необходимым исключить в четвертом абзаце пункта 6 статьи 8 Закона слова «им в случае необходимости могут быть представлены и иные документы». Определить в Законе исчерпывающий перечень необходимых для начисления компенсации документов, которые представляются потерпевшим. Это позволит избежать разночтений, могущих привести к коррупционным рискам.

Шестым абзацем пункта 6 статьи 8 Закона определено, что документы, предусмотренные подпунктами 4), 5) и 6) настоящего пункта, обеспечиваются государственным е органом, осуществляющим функции уго- Т ловного преследования. К

Из смысла рассматриваемой нормы о ошибки и опечатки в указанных документах Т (например, в ФИО потерпевшего, подозре- У ваемого, обвиняемого и т.п.) могут послу- 1 жить основанием для отказа в назначении АК компенсации. о

Седьмой абзац пункта 6 статьи 8 Закона Д предусматривает ответственность за необо- Е снованное назначение компенсации и вклю- Ь чение в централизованный реестр ее по- ТВ лучателей уполномоченного руководителя И государственного органа, осуществляющего р функции уголовного преследования.

Вместе с тем, в ходе расследования уго- О ловного дела могут быть установлены факти- И ческие данные об отсутствии оснований для ф пребывания потерпевшего в этом статусе. Р Возможное изменение положения потерпев- Ц шего в уголовном процессе предусмотрено И частью 3 статьи 71 Уголовно-процессуаль- 1 ного кодекса Республики Казахстан. 1

Указанные обстоятельства формируют 66 негативное отношение и незаинтересован- — ность органа уголовного преследования по о оперативному и положительному разреше- ^

нию вопроса о назначении компенсации потерпевшему.

Для исключения субъективного подхода и связанных с ним коррупционных рисков, полагаем необходимым максимально снизить участие человека и автоматизировать процесс начисления и выплаты компенсации потерпевшему.

При этом, следует упростить количество документов, представляемых потерпевшим, поскольку основная часть документов (предусмотренных пунктом 6 статьи 8 Закона: копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего, либо документа, подтверждающего личность и право лица, наделенного правами потерпевшего, на получение компенсации; копия постановления органа, ведущего уголовный процесс, о признании лица потерпевшим; копия документа, подтверждающего характер и степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего; в случае смерти потерпевшего - копия свидетельства о его смерти или иного документа, подтверждающего смерть потерпевшего) уже имеется либо выносится самим государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования. Это необходимо для исключения излишней бюрократизации процесса ^ и сокращения времени для получения по-¡3 терпевшим государственной помощи для щ восстановления здоровья.

В настоящее время в органах уголовного 1 преследования и прокуратуры внедрена автоматизированная база данных ЕРДР (еди-1 ный реестр досудебных расследований), в ^ которую вносятся сведения о регистрации

0 уголовных дел (по какой статье, пункту,

1 подпункту УК), принятых по ним процессуальных решениях, произведенных дей-

§ ствиях, движении уголовного производства, < заявителях и участниках уголовного процесс са, а также все материалы дела в случае осу-<1 ществления ведение уголовного судопроиз-¡5 водства в электронном формате (подпункт £ 14) пункта 2 «Правил приема и регистрации ^ заявления, сообщения или рапорта об уго-о ловных правонарушениях, а также ведения о Единого реестра досудебных расследова-& ний», утвержденных приказом Генераль-^ ного Прокурора Республики Казахстан от | 19 сентября 2014 г. № 89). Ь Учитывая изложенное, а также то, что ^ предусмотренным статьей 8 Закона меха-^ низмом назначения компенсации создана

Ь _

ш

т 4 Закон Республики Казахстан «О государственных услуга Z1300000088

сфера деятельности с повышенным коррупционным риском, возложение на органы уголовного преследования осуществления несвойственных им функций, предлагается перевести процесс назначения компенсации потерпевшим в формат государственной услуги по принципу «одного окна» с учетом проводимой государственной политики по цифровизации деятельности государственных органов и обеспечения прозрачности их деятельности.

Согласно подпункту 2) и 5) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах»4 государственная услуга - одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ.

Принцип «одного окна» - форма централизованного оказания государственной услуги, предусматривающая минимальное участие услугополучателя в сборе и подготовке документов при оказании государственной услуги и ограничение его непосредственного контакта с услугодателями.

Полагаем, что это повысит доверие общества к деятельности государственных органов.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона в случае отсутствия или недостаточности денег выплата компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета при пополнении средств Фонда компенсации потерпевшим за счет источников, указанных в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона (принудительные платежи, взыскиваемые судом; денежные взыскания, налагаемые судом за неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 71, 78, 80, 81, 82, 90, 142, 156 и 165 УПК РК, и нарушение порядка в судебном заседании на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, за исключением адвоката, прокурора и подсудимого; денежные взыскания с осужденного, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда и которому назначено наказание в виде исправительных работ; деньги, взысканные в порядке регрессных требований; иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан).

■ от 15 апреля 2013 года № 88-У, http://adilet.zan.kz/rus/docs/

Таким образом, при отсутствии или недостаточности денег в Фонде выплата компенсации потерпевшим, нуждающимся в восстановлении здоровья (физического и психологического) во временном промежутке затянется на неопределенный срок.

Данное обстоятельство может вызвать общественный резонанс и снизить доверие населения к деятельности государственных органов.

Учитывая то, что Фонд компенсации потерпевшим является частью централизованного денежного фонд государства Консолидированного бюджета (часть 3 статьи 6 Бюджетного кодекса), полагаем возможным распространения на него требований статьи 18 Бюджетного кодекса, предусматривающего покрытие дефицита за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств.

В этой связи, предлагается пункт 2 статьи 9 Закона изложить в следующей редакции: «2. В случае отсутствия или недостаточности денег для выплаты компенсации покрытие дефицита Фонда компенсации потерпевшим осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств».

В подпунктах 1) и 4) пункта 1 статьи 10 Закона отсутствуют ссылки на структурные элементы нормативных правовых актов вышестоящих уровней, а также на другие его структурные элементы, тогда как в подпункте 2) такая ссылка произведена.

Аналогичная ссылка использована в подпункте статьи 52-2 Бюджетного кодекса Республики Казахстан5.

Справочно: в соответствии с подпунктом 4) части 1 статьи 52-2 Бюджетного кодекса неналоговыми поступлениями в Фонд компенсации потерпевшим являются: деньги, взысканные в порядке регрессных требований в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим».

В этой связи, учитывая требования статьи 25 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» и части 2 статьи 173 УПК РК, предлагается подпункт 1) пункта 1 статьи 10 Закона и подпункт 1) части 1 статьи 52-2 Бюджетного кодекса после слов «взыскиваемые судом» дополнить следующими словами «в соответствии со статьями 98-1 и 98-2 Уголовного кодекса Республи-

5 Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря

6 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014

ки Казахстан». Подпункт 4) пункта 1 статьи 10 Закона после слов «в порядке регрессных требований» дополнить следующими словами «в соответствии со статьей 11 настоящего Закона».

Закон предусматривает дополнительную государственную социальную поддержку пострадавшим (и лицам, наделенным правами потерпевшего, в случае смерти потерпевшего) от уголовно-наказуемых деяний, связанным с сексуальным насилием, торговлей людьми, пытками, сопряженных с причинением тяжкого вреда здоровью, заражением вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД).

Перечень статей Уголовного кодекса Республики Казахстан6 (далее - УК) с квалифицирующими признаками определен статьей 6 Закона.

Однако, нелогичным является определять отдельные статьи УК, предусматривающие в качестве квалифицирующих признаков причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, пыток, а также применения насильственных действий в отношении несовершеннолетних, по которым потерпевшим выплачивается компенсация и одновременно отказывать в такой социальной помощи по другим статям УК, содержащие аналогичные квалифицирующие признаки. В

Так, часть 3 статьи 380-2 УК («Примене- Т ние насилия в отношении государственного ИК инспектора по охране животного мира, ин- Ио спектора специализированной организации Т по охране животного мира, егеря»), пред- ТУ усматривает в качестве квалифицирующих ТА признаков применение насилия, опасного АК для жизни или здоровья, в отношении госу- 0 дарственного инспектора по охране живот- ДА ного мира, инспектора специализированной Е организации по охране животного мира, С егеря или его близких в связи с исполнени- ТВ ем ими своих служебных обязанностей либо И из мести за выполнение служебных обя- А занностей сопряженное с похищением че- О ловека либо захватом заложника; с особой о жестокостью; в отношении заведомо не- о совершеннолетнего лица (подпункты 2), 3) О и 7) части 3). А

Указанная статья УК не вошла в перечень и статей УК, предусмотренных статьей 6 Зако- р на, как и статьи 380 и 380-1 УК, по которым № в рамках уголовного процесса государством о потерпевшим оказывается дополнительная 55

о

008 года № 95-1У, http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000095_ да № 226-УЗРК, http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226

социальная поддержка из средств Фонда компенсации потерпевшим.

В этой связи, учитывая недопустимость дискриминации прав граждан (особенно несовершеннолетних), которым уголовно-наказуемым деянием причинен тяжкий вред здоровью, предлагается принять меры по пересмотру и дополнению перечня дел об уголовных правонарушениях, предусмотренной статьей 6 Закона.

Законом регулируются правоотношения, связанные с формированием и использованием средств Фонда компенсации потерпевших. Определяется порядок назначения, выплаты и размеры денежной компенсации.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Бюджетного кодекса Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан, поступления и расходы Фонда компенсации потерпевшим, без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Следовательно, регулируемые Законом правоотношения являются составной частью бюджетной сферы.

Учитывая изложенное можно сделать вывод, что Закон и Бюджетный кодекс Республики Казахстан регулируют однородные общественные отношения.

Между тем согласно требованиям статьи 8 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования однородных важнейших общественных отношений, в том числе в бюджетной сфере.

В этой связи, в целях обеспечения единства, целостности и системности законодательства Республики Казахстан, полагаем целесообразным нормы анализируемого Закона консолидировать с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, путем внедрения в Кодекс отдельной главы, посвященной регулированию общественных отношений в сфере формирования и использования Фонда компенсации потерпевшим.

Заключение. По итогам анализа можно сделать вывод, что, в целом, Закон не достаточно эффективен, нуждается в дальнейшем совершенствовании и конкретизации.

IN О IN

CL

< Z

CL

О в X

о

СП

ЛИТЕРАТУРА

1. Толковый словарь Русского языка, Copyright (C) Ожегов Сергей Иванович 2008-2017, дата обращения 04.03.2021 г., https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33987

REFERENCES

m 1. Tolkovyj slovar 'Russkogo jazyka, Copyright(C) Ozhegov Sergej Ivanovich 2008-2017, data

<

< m

ь -Û с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

obrashhenija 04.03.2021 g., https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33987

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.