Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРОФИЛАКТИКАПРАВОНАРУШЕНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ФСИН РОССИИ / PREVENTIVE ACCOUNTING / PREVENTION OF OFFENSES / PENAL CORRECTION SYSTEM / PREVENTION WORK / FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоцкий Дмитрий Александрович

В статье рассматривается отдельные аспекты осуществления профилактического учета в учреждениях УИС в свете современного законодательства. Особое внимание в статье уделяется вопросам постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет. Изложены предложения, направленные на совершенствование профилактики правонарушений лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Высоцкий Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF IMPROVING THE PREVENTION OF DELINQUENCY IN THE INSTITUTIONS OF UIS

The article deals with certain aspects of the implementation of preventive accounting in the institutions of UIS in the light of modern legislation. The article pays special attention to the issues of setting up a suspect, accused or convicted person for preventive accounting. The proposals sent to improve the prevention of offenses of persons held in custody in UIS institutions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 6(186)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС ВЫСОЦКИЙ Дмитрий Александрович,

старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России. E-mail: naukaspbipk@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается отдельные аспекты осуществления профилактического учета в учреждениях УИС в свете современного законодательства. Особое внимание в статье уделяется вопросам постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет. Изложены предложения, направленные на совершенствование профилактики правонарушений лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

Abstract: The article deals with certain aspects of the implementation of preventive accounting in the institutions of UIS in the light of modern legislation. The article pays special attention to the issues of setting up a suspect, accused or convicted person for preventive accounting. The proposals sent to improve the prevention of offenses of persons held in custody in UIS institutions.

Ключевые слова. Профилактический учет, профилактикаправонарушений, уголовно-исполнительная система, профилактическая работа, ФСИН России.

Keywords. Preventive accounting, prevention of offenses, penal correction system, prevention work, Federal Penitentiary Service of Russia.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Вполне очевидно, что в условиях исправительного учреждения, где на сравнительно небольшой и замкнутой территории содержатся лица, вина которых в совершении преступлений была доказана судебном порядке, зачастую имеющие социальные и психические отклонения, определённый криминальный опыт, по объективным или субъективным причинам не трудоустроенные, мотивационная сфере которых ориентирована на противопоставления себя администрации и всему обществу, вопросы профилактики правонарушений должны быть поставлены «во главу угла». В противном случае приходится прилагать титанические усилия по ликвидации последствий массовых беспорядков, групповых протестных акций, других опасных действий для нормальной деятельности пенитенциарного учреждения и общества. Указанные действия в последнее время помимо прямого вреда уголовно-исполнительным отношениям дискредитируют систему исполнения уголовных наказаний, имеют большой общественный резонанс с помощью псевдоправозащитных организаций, средств массовой информации, аффилированных с преступными группами, отдельных политических и общественных «деятелей».

До принятия в 2016 г. Федеральный закона № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон о профилактике) понятий аппарат исследуемой проблемы должного законодательного закрепления не имел. Но и с принятием указанного закона споры не утихли [1, с. 47]. Пункт 2 ст. 2 Закона о профилактике предлагает понимать профилактику правонарушений как «... совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного

воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения» [2].

Пунктом 4 ст. 17 указанного закона среди прочих предусмотрена такая форма профилактического воздействия, как профилактический учет, под которым понимается сбор, регистрацию, обработку, хранение информации субъектами профилактики правонарушений и предоставление этой информации, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем. Он осуществляется в целях информационного обеспечения деятельности специальными субъектами профилактики правонарушений и предполагает обмен информацией между ними [2].

Между тем в пенитенциарной науке проблемам осуществления профилактического учета всегда уделялось внимание. Так, С.А. Пономарев [3, с. 136] понимает профилактический учет как уголовно-исполнительную меру предупредительного характера, заключающуюся в регистрации, сборе, накоплении и использовании в предупредительных целях информации о динамике криминальной активности осужденного в период отбывания наказания.

В Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 (далее - Инструкция) также используется термин «профилактика правонарушений», который, на наш взгляд, можно представить как деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) по выявлению лиц, имеющих противоправные намерения и принятия к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений.

Согласно ст. 8 Инструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Однако, например, осужденный, прибывший для отбывания наказания в исправительное учреждение, который, к примеру, до ареста находился в розыске или даже ранее совершил побег из-под надзора, отбывая наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении, автоматически ставится на профилактический учет, что подразумевает наличие у него противоправных намерений в настоящий момент. Администрация учреж-

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

дения вынуждена проводить комплекс оперативно-профилактических мероприятий в отношении указанных лиц, зачастую, оставляя без внимания лиц, в действительности, вынашивающих подобные противоправные намерения. Наименования групп профилактического учета и основания постановки на него в указанных ведомственных нормативных правовых актах не совпадают. Такие разночтения приводят к малоэффективности проводимой профилактической работы с осужденными в учреждениях УИС и не позволяют произвести должную ее систематизацию.

Наряду с этим проведенный опрос сотрудников УИС показал, что в 88% случаев в отношении лиц, поставленных на профилактический учет, весь комплекс профилактических мероприятий сводится лишь к проведению профилактических бесед и, в виду отсутствия иных конкретных мероприятий применительно тому или иному виду профилактического учета. Видится необходимым, разработать и внедрить рекомендации с разъяснениями и примерами работы с той или иной категорией профилактического учета должны содержать порядок работы администрации исправительного учреждения по созданию условий, при которых реализация противоправных намерений станет затруднительной или невозможной.

Профилактический учет как система мер профилактики правонарушений в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ) должным образом не раскрыт. На основе анализа норм УИК РФ можно сделать вывод, что профилактические мероприятия по недопущению правонарушений в исправительных учреждениях не закреплены в статьях УИК РФ. Возможно внесение дополнений в ст.82 УИК РФ «Режим в исправительных учреждениях и его основные требования» с формулировкой «постановка на профилактический учет осужденных, склонных к совершению правонарушений в исправительных учреждениях, и принятие к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания умысла и подготовительных действий на стадии покушения в оконченное правонарушение».

Также предлагаем внесение ряда предложений, направленных на повышение эффективности системы профилактических мероприятий:

1. Внести изменение в п. 2 ст. 79 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, продлив срок помещения в карантинное отделение осужденных, прибывших в исправительные учреждения, до 30 суток.

2. Определить в Инструкции рапорт как единственно возможную форму документа, предоставляемого оперативными работниками УИС на заседание административной комиссии после проведения проверки о целесообразности постановки осужденного, подозреваемого и обвиняемого на профилакти-

Библиография:

1. Мигущенко, О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность/ Мигущенко О.Н. // Российский следователь. 2017. № 8. С. 45 - 49;

2. Жеребцов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (постатейный) / Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В. // СПС Консультант Плюс. 2016.

3. Пономарев, С.А. Профилактический учет в системе мер предупреждения пенитенциарной преступности (результаты теоретико-прикладного исследования)/ Пономарев С.А. // Вестник Самарского юридического института. 2015. № 2 (16). С. 136 - 138.

ческий учет.

3. Определить правовой статус лидера и активных участников групп осужденных отрицательной направленности.

4. Предусмотреть наличие вида профилактического учета в отношении лиц, причисляющих себя к категории «вор в законе», а также лиц, соблюдающих и пропагандирующие обычаи и традиции тюремной субкультуры.

5. Выделить в качестве лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, осужденных, состоящих на момент освобождения из исправительного учреждения, на профилактическом учете, внеся дополнение в ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

6. Следует разъединить вид профилактического учета и основания для постановки в отношении лиц, склонных к совершению суицида и членовредительству т.к. это совершенно разные психические состояния (аномалии, отклонения), требующие совершенно разных форм и методов коррекционного воздействия. В связи с этим считаем целесообразным разъединить данный вид профилактического учета на два: 1) склонные к совершению суицида и 2) склонные к совершению членовредительства.

Кроме того, мы со своей стороны считаем, что в перечень оснований постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет следует включить следующие: 1) причисляющие себя к категории «вор в законе», а также лица, соблюдающие и пропагандирующие обычаи и традиции тюремной субкультуры.

В ходе анкетирования сотрудников УИС было установлено, что в большинстве случаев вся осуществляемая в учреждениях УИС профилактическая работа сводится к проведению профилактических бесед с осужденными и лицам, содержащимися под стражей, что недостаточно для достижения поставленной цели по недопущению правонарушений. Дополнительно предлагаем оборудовать помещения медико-санитарных частей учреждений УИС отдельными помещениями для лиц, состоящими на профилактических учетах как склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильно действующих медицинских препаратов и алкогольных напитков, а также признанных судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма в целях оказания им медицинской помощи.

Таким образом, профилактическая работа, осуществляемая в учреждениях УИС России, в современном состоянии имеет ряд возможностей для оптимизаций. В целом, данный институт, несомненно, получит свое дальнейшее развитие, так как предупреждение правонарушений является одной главных задач, стоящих перед ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.