Научная статья на тему 'Некоторые вопросы содержания ВИЧ-инфицированных осужденных в местах лишения свободы'

Некоторые вопросы содержания ВИЧ-инфицированных осужденных в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
12
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / HIV-INFECTION / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / PLACES OF DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адылин Дмитрий Михайлович, Ермакова Светлана Николаевна

Статья посвящена проблеме дифференциации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF HIV-POSITIVE CONVICTS IN PRISONS

Article deals with the problem of differentiation of the penalty of imprisonment in relation to HIV-infected prisoners.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы содержания ВИЧ-инфицированных осужденных в местах лишения свободы»

УДК 343

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ

В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2014 Д. М. Адылин, С. Н. Ермакова

Аннотация. Статья посвящена проблеме дифференциации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных.

Ключевые слова: осужденный, ВИЧ-инфекция, места лишения свободы.

SOME QUESTIONS OF HIV-POSITIVE CONVICTS IN PRISONS © 2014 D. Adylin, S. Ermakova

Summary. Article deals with the problem of differentiation of the penalty of imprisonment in relation to HIV-infected prisoners.

Keywords: convict, HIV-infection, places of detention.

Совершенствование деятельности исправительных учреждений является важной частью реформирования уголовно-исполнительной системы России. В настоящее время исправительные колонии представляют собой не самое совершенное наследие советской исправительно-трудовой политики и деятельности. На эти негативы и аспекты реформ в государстве обратил внимание в 2009 г. министр юстиции РФ А. В. Коновалов: «...мы должны сегодня дать себе реалистичный ответ на вопрос о том, в каком состоянии находится не только Федеральная служба исполнения наказаний, но и в целом уголовно-судебная и пенитенциарная политика в современной России. И ответ на этот вопрос, если он по-настоящему честен, будет для нас не совсем утешительным. Мы должны признать, что уголовно-судебная политика претерпела ряд перемен на протяжении последних 15 лет за счет многократных изменений и дополнений уголовного закона и процессуальных норм, в том числе за счет влияния международных норм и конвенций. Несмотря на все эти усовершенствования и перемены, сегодняшний подход к уголовным наказаниям в РФ представляется неадекватным тому, который должен быть»1. Таким образом, в настоящее время в условиях демократии и рыночной экономики пенитенциарная система страны, оставаясь «продуктом» советского периода, не соответствует тенденциям современного развития России и стандартам мировой практики. Для решения данной проблемы Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает следующие цели:

- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

- гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

В процессе реформы важно решить и задачу сепарации спецконтингента по уголовно-правовым и уголовно-исполнительным признакам в целях их исправления. Так, раздельному

104

ВЕСТНИК СЮИ

содержанию подлежат те осужденные, которые совершили менее тяжкие и незначительные преступления, впервые, по неосторожности и т.д., и тех, кто пригоден к ресоциализации, чтобы эти люди в местах лишения свободы «не смешивались» с достаточно криминализированным спецконтингентом. Также большое внимание уделяется раздельному содержанию впервые совершивших преступление и осужденных, отбывающих наказание неоднократно.

В Концепции отмечается: «размещение осужденных в многоместных общежитиях делает невозможным пресечение нежелательных контактов между ними». Установленные в настоящее время законом принципы раздельного содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему. В то же время преодоление угрозы сплочения криминально ориентированных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, действий, дезорганизующих деятельность учреждений, не обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной категории лиц»2. На наш взгляд, это важный шаг на пути развития уголовно-исполнительной системы России. Но необходимо отметить, что данные изменения пенитенциарной системы не затрагивают кардинально уточнения порядка отбывания осужденных, больных социально значимыми заболеваниями, в частности ВИЧ-инфекцией.

Первые попытки создания специальных условий содержания в изоляции и поддержания состояния здоровья ВИЧ-инфицированных осужденных к лишению свободы были сделаны еще в 1996 г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1997 г. в первой редакции предусматривал наличие лечебных исправительных учр еждений для содержания и амбулаторного лечения ВИЧ-инфицированных осужденных . До марта 2001 года были созданы вначале локально-профилактические, а затем лечебно-профилактические участки на территории исправительного учреждения. Поэтому при создании условий содержания ВИЧ-инфицированных осужденных в местах лишения свободы за основу были взяты общие стандартные нормы исправительных учреждений. Так, в отношении данной категории осужденных применялись основные средства исправления. В соответствии с нормой ч. 2 ст. 9 УИК РФ к ним отнесены: режим, то есть установленный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Как показывает практика, применение данных средств должно осуществляться с учетом принципа дифференциации и индивидуализации, при этом необходимо иметь в виду характер протекания заболевания ВИЧ-инфекции и интенсивность лечебной работы.

Во время создания исправительных учреждений, имеющих локально-профилактические участки, ни закон, ни ведомственные нормативные акты не отражали четкого перечня задач по исполнению наказания в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных. Основные задачи определялись исходя из анализа задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Но на тот момент отсутствие законодательно закрепленных задач по медико-профилактической работе с ВИЧ-инфицированными осужденными порождало немало проблем как в организации исполнения наказания, так и в их диспансерном наблюдении.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (п. 24) определяют необходимость «изолировать заключенных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью»4. Однако к началу 2001 г. уголовно-исполнительная политика в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных к лишению свободы была кардинально изменена тем, что Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ из ч. 2 ст. 101 УИК РФ была изъята норма, предусматривающая содержание ВИЧ-инфицированных в специализированных лечебных исправительных учреждениях5. С этого времени эта категория больных осужденных содержится с неинфицированными лицами, что не решает проблему оптимизации проблемы их изоляции и исправления, при этом лишь усугубляет эпидемиологическую ситуацию в исправительных учреждениях. Более того, закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» вменяет в обязанность исправительным учреждениям создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных (ст. 13).

Следует отметить, что Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 221 «Об утверждении правил обязательного медицинского освидетельствования лиц,

находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» определяет обязанности исправительных учреждений, однако эти обязанности не были отражены в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Более того, в ст. 12 данного постановления определено, что в случае обнаружения ВИЧ-инфекции у лиц, находящихся в местах лишения свободы, администрация учреждений уголовно-исполнительной системы должна создать условия, исключающие распространение ВИЧ-инфекции. Однако указанное требование осталось не реализованным ни законодательно, ни организационно.

Есть необходимость еще раз обратиться к норме ч. 5 ст. 80 УИК РФ, которая определяет: «осужденные, больные различными инфекционными заболеваниями, должны содержаться раздельно и отдельно от здоровых осужденных». Эта норма действующая, но в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных она остается инертной.

Нам представляется, что отсутствие в УИК РФ четкой дифференциации осужденных в зависимости от вида опасного вирусного заболевания не способствует решению задачи обеспечения здоровья осужденных и повышению профилактики их заболевания.

Например, ч. 7 ст. 78 Кодекса исполнения наказаний Республики Таджикистан установлено раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях: «ВИЧ-инфицированные содержатся раздельно от других осужденных, больных другими инфекционными заболеваниями».

На наш взгляд, отмена локально-профилактических участков уменьшила уровень контроля за распространением ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы, а также способствовала увеличению случаев заражения данным вирусом. Сейчас есть острая необходимость содержать ВИЧ-инфицированных осужденных отдельно от остальных. Это позволит решить многие вопросы: во-первых, законодательно закрепить правовой статус данной категории осужденных; во-вторых, позволит сократить риск заражения ВИЧ-инфицированных осужденных другими заболеваниями; в-третьих, внесение изменений в режимные требования содержания данной категории осужденных позволит создать условия для прохождения полноценного лечения.

1 Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / под общ. ред. А. А. Реймера. - М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009. - С. 4.

2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. -2010. - № 43. - Ст. 5544.

3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Гарант (дата обращения: 12.04.2013).

4 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) [Электронный ресурс] // СПС Гарант (дата обращения: 23.09.2013).

5 Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Гарант (дата обращения: 15.05.2013).

УДК 343.4

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАДЕРЖАНИЮ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУППИРОВОК И ИНЫХ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

© 2014 А. В. Суриков, Д. А. Урюпин

Аннотация. Статья посвящена анализу нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия сотрудников органов внутренних дел при задержании лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Ключевые слова: задержание, оперативно-розыскные мероприятия, тяжкие и особо тяжкие преступления, организованная преступная группировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.