Научная статья на тему 'Некоторые вопросы регламентации правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ'

Некоторые вопросы регламентации правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / АПАТРИД / ИНОСТРАНЕЦ / УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарева Владислава Владимировна

Статья посвящена исследованию правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Основной акцент делается на порядке установления личности иностранцев и апатридов путем теоретикоправового анализа, применяя методы дедукции, формальноюридического и статистического анализа. Рассмотрены основы правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства. Определены сложности регламентации правового положения иностранцев и апатридов. Во избежание двоякого токования Закона, злоупотреблений со стороны должностных лиц органов исполнительной власти, а также сохранения безопасности государства и защиты прав и свобод своих граждан необходима детализированная регламентация норм. Это возможно лишь при детальном изучении правовой системы национального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы регламентации правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»

2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу). Принят резолюцией ГА ООН 2222 (XXI) от 19.12.1966, открыт для подписания 27.01.1967, вступил в силу 10.10.1967;

3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Конвенция об ответственности). Утверждена резолюцией ГА ООН 2777 (XXVI) от 29.11.1971, открыта для подписания 23.09.1972, вступила в силу 01.09.1972;

4. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 05.12.1979

5. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве // Московский журнал международного права. 1993. № 3.

Научные статьи

1. Волынская О.А. Кодекс поведения в космосе как новый этап развития международного космического права // Московский журнал международного права. 2014. №1. С. 131-140;

2. Жуков Г.П., Солнцев А.М. Космос и экология: некоторые правовые проблемы // Московский журнал международного права. 2014. №3. С. 119-144;

3. Кукушкина А.В. Международно-правовая охрана космической окружающей среды // Московский журнал международного права. - 2013. - №1. С. 6172.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РФ

Косарева Владислава Владимировна

заместитель декана факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте

Санкт- Петербургского государственного архитектурно- строительного университета, г. Санкт- Петербург

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Основной акцент делается на порядке установления личности иностранцев и апатридов путем теоретико- правового анализа, применяя методы дедукции, формально- юридического и статистического анализа. Рассмотрены основы правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства. Определены сложности регламентации правового положения иностранцев и апатридов. Во избежание двоякого токования Закона, злоупотреблений со стороны должностных лиц органов исполнительной власти, а также сохранения безопасности государства и защиты прав и свобод своих граждан необходима детализированная регламентация норм. Это возможно лишь при детальном изучении правовой системы национального законодательства.

Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, апатрид, иностранец, удостоверение личности, установление личности, гражданство.

На сегодняшний день одним из актуальнейших вопросов, стоящих на повестке дня в нашей стране, является вопрос миграции. Миграционные отношения требуют четкого и надлежащего правового регулирования в целях сохранения безопасности государства, защиты прав и свобод своих граждан.

За 12 месяцев 2014 года в Российскую Федерацию въехало 17 281 971 иностранных граждан [1, Электронный ресурс]. За первый квартал 2015 года миграционный поток в Россию не уменьшился, он составляет 4 813 399 при АППГ 4 540 372 [2, Электронный ресурс]. Сейчас на территории Российской Федерации находится 10 944 301 иностранных граждан и лиц без гражданства [3, Электронный ресурс]. Приведенная статистика дает основания считать, что Российская Федерация была и остается основным рынком трудоустройства для граждан СНГ, Молдовы, Украины и т.д. Мигранты составляют значительный трудовой ресурс России, кроме того, поток иностранных граждан многократно возрос в связи с последними событиями на востоке Украины.

Все это говорит о необходимости детальнейшего изучения сложившейся ситуации и надлежащей регламентации миграционных процессов с учетом существующей реальности, а это, в свою очередь, невозможно без исследования правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется как национальным, так и международным законодательством. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России, общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а нормы международных договоров России имеют приоритет над национальным законодательством, в случае их противоречия. Аналогичный принцип отражен в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» [4, Электронный ресурс], в преамбуле которого специально подчеркивается, что международным договорам принадлежит приоритетная роль в защите основных прав и свобод человека.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ нормативными правовыми источниками определения правового статуса лица, не являющегося российским гражданином, в Российской Федерации являются, наряду с международными правовыми актами, нормы внутреннего законодательства, в частности нормы Основного закона.

Общий конституционный принцип определения правового статуса неграждан РФ закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Вопросы правового положения иностранных граждан и вопросы миграционной политики, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, находятся в федеральном ведении. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории государства.

Ряд вопросов миграционного права регламентированы на основе Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства, а также нормативно-правовых актов других органов исполнительной власти (Федеральной миграционной службы, Федеральной пограничной службы и др.). Миграционные отношения образуют предмет регулирования некоторых международных соглашений Российской Федерации.

Кроме того, существует небольшой массив регионального законодательства, затрагивающий проблемы внутренней миграционной политики. Частично подобные правовые акты принимаются во исполнение федерального законодательства, частично - в связи с необходимостью решения тех или иных региональных проблем.

Миграционное законодательство регламентирует достаточно широкий круг вопросов: правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации, правовое положение соотечественников за границей, порядок въезда и выезда из Российской Федерации, пребывание и проживание иностранных граждан и лиц без гражданства в России, вопросы миграционного учета, получение мигрантами вида на жительство и гражданства Российской Федерации, различные аспекты трудовой деятельности мигрантов, вопросы их налогообложения, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, некоторые проблемы реализации семейных и жилищных прав мигрантов, вопросы их юридической ответственности за нарушение норм миграционного законодательства и др.

Федеральный закон от 25.07.2002 г., № 115 (ред. от 06.04.2015) «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [5, Электронный ресурс] указывает, что иностранным гражданином может являться физическое лицо, не являющееся на данный момент гражданином России, имеющее соответствующие доказательства наличия гражданства иностранного государства. Схожая совокупность приемов интерпретации данного понятия имеется и в письменных трудах Авакъян С. А.

В соответствии со ч. 1 ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.04.2015), документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Понятие «иностранный гражданин» может характеризоваться, как в широком смысле так, и в узком. В наиболее общем смысле слова понятие «иностранный гражданин» может трактоваться как любое лицо, не являющееся гражданином страны своего пребывания (ст. 1 Декларации прав человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13.12. 1985 г.).

Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.04.2015). Согласно ч. 2 ст.10 Закона № 115, документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации являются: документ, выданный

иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Иностранцев и апатридов, находящихся на территории России, можно подразделить на три категории:

- временно прибывающие в Российскую Федерацию

- лица, прибывшие в Россию на основании визы или в безвизовом порядке, получившие миграционную карту и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающие в Российской Федерации -лица, получившие в установленном порядке разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающие в Российской Федерации

- лица, получившие в установленном порядке вид на жительство в Российской Федерации. Названные группы мигрантов включают в себя

иные, более узкие категории перемещенных лиц, имеющие свой особенный правовой статус.

Если с документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, все детально определено, то установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, требует более детальной регламентации. В своей деятельности органы исполнительной власти руководствуются установленным порядком, указанным в ч.1 ст. 10.1 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.04.2015). Установление личности производится на основании заявления поданного иностранным гражданином или лицом без гражданства в компетентные органы. При этом иностранный гражданин обязан указать свои персональные данные, а также цель, обстоятельства и дату въезда на территорию Российской Федерации. ч. 2 ст. 10.1 указывает, что в целях установления личности, совместно с заявлением предоставляются имеющиеся подлинники документов, которые содержат его персональные данные, и (или) их копии. Таким образом, закон приравнивает по силе подлинный документ с его копией, и не отсылает к нормам, устанавливающим порядок предоставления копий документов. Данная статья так же содержит перечень документов, которые должен предоставить иностранный гражданин или лицо без гражданства для установления личности. В соответствии с ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.04.2015), к таким документам относятся: недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, свидетельство о перемене имени, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, иные документы содержащие сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства. Исчерпывающего перечня подлинников документов, которые должны быть представлены, не содержится. Расширительное толкование данной нормы закона, на наш взгляд, может повлечь за собой злоупотребления со стороны должностных лиц органов исполнительной власти, что может привести к невозможности установления личности должным образом.

Таким образом, одним из вопросов регламентации правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, является вопрос установления личности иностранного гражданина и лица без гражданства в

случае отсутствия у данных категорий лиц действительных документов, удостоверяющих их личность в Российской Федерации. На это указывает, во-первых, отсутствие исчерпывающего перечня подлинных документов, которые могли бы служить законной основой для органов исполнительной власти в установлении личности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. А, во-вторых, в случае если, личность возможно установить лишь по опросам лиц или копиям документов, что не гарантирует подлинность информации, возникает необходимость проводить обязательную процедуру - дактилоскопию. Таким образом, выделяя данную категорию иностранных граждан и лиц без гражданства в особую.

В заключении хотелось бы отметить, что именно исчерпывающий перечень подлинных документов при установлении личности иностранного гражданина и лица без гражданства значительно упростит исполнение функций федеральных органов исполнительной власти и повысит качество их работы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.- М.: Проспект, 2014.-32с.

2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г)[Гарант].

URL:

http ://constitutio n. garantru/act/right/megdunar/25410 84/ ( дата обращения:18.04.2015).

II

1. Федеральная миграционная служба России [Офиц. сайт]. URL: http://www.rms.gov.ru/about/statistics /data/details/110975/ (дата обращения: 22.04.2015).

2. Федеральная миграционная служба России [Офиц. сайт]. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics /data/details/130975/(дата обращения: 22.04.2015).

3. Федеральная миграционная служба России [Офиц. сайт]. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/ data/details/130975/(дата обращения:22.04.2015).

4. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014)«0 международных договорах Российской Федерации» [КонсультантПлюс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _160092/ (дата обращения: 24.04.2015).

5. Федеральный закон от 27.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [КонсультантПлюс]. URL:http:// www.consultant.ru/popular/pravove-polozhenie-inostrannyh-grazhdan-v-rf/ (дата обращения: 24.04. 2015).

6. Авакъян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. -СПб.: Юридический центр пресс, 2003. 672 с.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО

РАЗГРАНИЧЕНИЯ

Кудинов Владимир Владимирович

канд. юр. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Курганский государственный университет,

г. Курган

Проблема определения линии межгосударственного разграничения уходит в далекое прошлое, так как на первых этапах развития человеческого общества, не было и не могло быть государственных границ. Они возникли как следствие экономического, социально-политического и духовного развития народов, населяющих нашу планету, приведшего к возникновению государств.

Единой концепции, единой теории возникновения государственных границ и определения их прохождения до настоящего времени в науке нет [10,с. 112]. Следует отметить, что в историческом развитии предлагались различные концепции (теории) определения пределов территории государства и государственной границы, с учетом различных идеологических или политических особенностей, которые целесообразно учитывать сегодня при разработке теоретических основ пограничной политики и правовом регулировании защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

В этой связи представляется необходимым раскрыть суть основных теорий возникновения и определения линии прохождения границ, по возможности уточняя некоторые их аспекты и оценки, исходя из современных реалий международных отношений. Все они представляют собой в большей мере политические доктрины и в гораздо меньшей - развернутые теории.

На сегодняшний день наиболее известны следующие концепции (теории): теория естественных границ;

теория социальных границ; теория первоначального завладения; теория эффективной оккупации; геополитика; пангерманизм, панамериканизм; концепция международных границ; марксистко-ленинская концепция.

Рассмотрение социально-политических концепций по пограничным проблемам целесообразно начать с теории «естественных границ» государства, так как в историческом плане она возникла одной из первых и отражала уровень развития общества на начальном этапе и, соответственно, понимание социальных границ в этот период сводилось к отождествлению границ сообщества, государства с естественными географическими преградами (реками, морями, лесными массивами, горными хребтами). Теория «естественных границ» получила свое практическое воплощение в процессе развития общества, нашла отражение в различных источниках социально-политической мысли Древнего Китая, Древней Греции, Рима и имеет две разновидности: теория «естественных рельефных границ» и теория «естественных языковых границ».

Так, известное государство - Утопия воображением Т. Мора в 16 веке было размещено на полуострове, что естественно обеспечивало безопасность его граждан (впоследствии полуостров был превращен в остров путем сооружения искусственного канала), город Солнца Т. Кам-панеллы (начало 17 века) тоже с целью обеспечения «естественных границ» расположен на холме, что давало возможность соляриям обеспечить внешнюю безопасность города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.