DOI: 10.24411/2618-6888-2020-10003
А.Ф. Клименко
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В представленной статье, с кратким экскурсом в историю, прослеживается эволюция российско-китайского партнерства в современных условиях. Раскрываются основные факторы, играющие наиболее важную роль в развитии этого непростого процесса. Дается оценка политики США, ее влияния на характер и глубину взаимодействия Москвы и Пекина в международно-политической, военно-стратегической и военно-технической сферах.
Автором в целом положительно оцениваются роль и место российско-китайского сотрудничества в сфере безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Вместе с тем обосновывается необходимость повышения ее потенциала в этом направлении, в том числе за счет укрепления взаимодействия с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В условиях попыток со стороны США добиться изменений международной обстановки в свою пользу за счет подрывных стратегий предлагается в плане противостояния им разработать нормативно-правовую базу по координации взаимодействия как между заинтересованными участниками ШОС и ОДКБ, так и между самими этими организациями.
Показывая возможные направления дальнейшего развития сотрудничества России и Китая в международно-политической, военно-технической и военно-стратегической сферах, автор в целом взвешенно подходит к оценке как позитивных, так и негативных сторон этого процесса, аргументирует необходимость качественного наполнения политического и военного сотрудничества двух наших государств.
Вводя в политический дискурс и раскрывая понятие «отложенный военно-политический союз» РФ и КНР, автор говорит о том, что демонстрация Россией и Китаем способности и готовности повысить уровень своих отношений в военно-политической сфере до союзнических (при необходимости) может оказать и оказывает «отрезвляющее» действие на «стратегических соперников» РФ и Китая, удерживая их от реализации агрессивных намерений в отношении наших государств и их партнеров по Шанхайской организации сотрудничества, что, в свою очередь, способствует укреплению безопасности и стабильности на всем «Большом Евразийском пространстве».
Ключевые слова: военно-стратегическое сотрудничество, российско-китайское сотрудничество в военной сфере, «отложенный военно-политический союз», безопасность и стабильность, Большая Евразия, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Автор: Клименко Анатолий Филиппович, кандидат военных наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем Северо-Восточной Азии и ШОС Института Дальнего Востока РАН. E-mail: [email protected]
A.F. Klimenko
Some Issues of the Development of the Russian-Chinese Partnership in the ^eld of Security in Modern Conditions
Abstract. The article, with a brief tour into history, traces the evolution of Russian-Chinese partnership in modern conditions. It also describes main factors that play the most important role in the development of the dialogue and provides assessment of the US policy and its impact on the nature and depth of the interaction between Moscow and Beijing in international political, military-strategic and military-technical spheres.
The author positively assesses role and place of Russian-Chinese cooperation in the security sphere within the Shanghai Cooperation Orga-
nization (SCO), justifies the need to increase its potential in the above mentioned direction, including by strengthening cooperation with the Collective Security Treaty Organization (CSTO). In the face of attempts on the part of the United States to achieve changes in the international situation in their favor through subversive strategies, in order to counter them — it is proposed to develop a regulatory framework for coordinating interaction between the interested SCO and CSTO participants, as well as between these organizations themselves.
Showing probable directions for further development of cooperation between Russia and China in the international political, military-technical and military-strategic spheres, the author takes a balanced approach in assessing both positive and negative sides of this process, arguing the need for high-quality content of the military cooperation between the two states.
Revealing nature and concept of the "deferred military-political alliance" of Russia and the PRC, the author shows, that the demonstration by the RF and China of their ability and readiness to raise the level of mutual relations in the military-political sphere to the level of alliance (if necessary) can cause "sobering" effect on "strategic rivals" of Russia and China, keeping them from implementing aggressive intentions against our states and their partners by the Shanghai Cooperation Organization. That, in turn, contributes to strengthening of security and stability throughout the "Greater Eurasian Space".
Keywords: Military-strategic cooperation, Russian-Chinese cooperation in the military sphere, "deferred military-political alliance" of the Russian Federation and China, security and stability, Greater Eurasia, Shanghai Cooperation Organization (SCO), Collective Security Treaty Organization (CSTO).
Author: Anatoly F. KLIMENKO, Ph.D. (Military Sc.), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected].
Введение
В ближайшей перспективе возможна пролонгация подписанного в 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Очевидно, что при этом не могут не учитываться нарастание турбулентности в международных отношениях, обострение
угроз безопасности и усиление внешнего давления на обе наши страны. В этих условиях все актуальней становится проблема укрепления взаимодействия и сотрудничества двух стран по вопросам безопасности как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Не менее важной является координация позиций по острым и актуальным вопросам международной повестки — от «перспектив глобального контроля над вооружениями, поддержания центральной роли универсальных многосторонних институтов и недопустимости унилатералистских и антиглобалистских тенденций в мировой торговле до борьбы с терроризмом до проблем постконфликтного восстановления в таких странах, как Сирия» [Российско-китайский диалог: модель 2019]. Рассмотрению некоторых вопросов данной проблематики и посвящена предлагаемая читателю статья.
1. Некоторые аспекты эволюции
российско-китайского партнерства в сфере безопасности
Российско-китайские отношения в сфере безопасности имеют сложный и противоречивый характер. Начало и сам процесс освоения Российской империей Сибири и Дальнего Востока сопровождались вооруженными столкновениями с Китаем, которые впоследствии были устранены благодаря соответствующим межгосударственным договорам. В те времена рост могущества России на фоне слабеющего Китая позволил ей в этих договорах (которые впоследствии охарактеризовались в Пекине как «неравноправные») закрепить свою восточную границу и обеспечить выход к Тихому океану.
Непросто складывались советско-китайские отношения и в ХХ столетии. Череда конфликтных ситуаций 1920-х годов сменилась временами сотрудничества СССР и Китая в борьбе с японским агрессором и образованием нового государства — Китайской Народной Республики во главе с КПК с последующим установлением союзнических отношений между двумя государствами. Однако в силу субъективных обстоятельств союзнические отношения пошли на спад и увенчалась во второй половине 1960-х годов рядом пригра-
ничных конфликтов на среднеазиатских и дальневосточных рубежах СССР.
Нельзя сказать, что руководство двух наших государств не понимало пагубности конфронтационных взаимоотношений. Генеральные секретари ЦК КПСС, сначала Л.И. Брежнев, а затем М.С. Горбачев, стремились к нормализации двусторонних отношений, что завершилось подписанием соответствующих документов между СССР и КНР, КПСС и КПК. А в 1994 г. уже президентом новой России Б.Н. Ельциным и председателем КНР Цзян Цзэминем было принято решение об установлении отношений «конструктивного партнерства».
В апреле 1997 г. на фоне начавшегося расширения НАТО на Восток и «гуманитарных интервенций» северо-атлантического альянса под руководством США на Балканах была подписана китайско-российская декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка. Содержащиеся в ней термины «многополярный мир», «новый мировой порядок» и критика действий Запада стали свидетельством согласованности подходов двух наших стран к оценке происходящих международных событий.
Окончательно система стратегического партнерства России и Китая была сформирована подписанием в 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве [Российская газета].
Документ содержит 25 статей, 13 из которых в той или иной мере касаются вопросов обеспечения обороны и безопасности. Эти статьи условно можно разделить на три группы: взаимодействие в военно-политической сфере; сотрудничество в военно-стратегической области и военно-техническое сотрудничество. В статьях содержится целый комплекс важных положений. Они направлены на укрепление доверия и сотрудничества между двумя нашими странами — от взаимного уважения «суверенитета и территориальной целостности», соблюдения принципов «равенства, взаимной выгоды, мирного сосуществования» (ст. 1 и 2), до противодействия новым угрозам и сотрудничества двух стран «в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (ст. 20) [Российская газета].
В России некоторые, так называемые независимые, эксперты считают, что Договор ограничивается декларативными заявления-
ми, без каких-либо конкретных обязательств. Так ли это? Возьмем, например, ст. 9 документа. Она гласит, что в случае возникновения ситуации, которая «может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы безопасности», а также в случае «возникновения угрозы агрессии против одной из Сторон» стороны незамедлительно «вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы». То есть, в случае возникновения угрозы какой-либо из сторон Договор не исключает принятие ими самых решительных мер для ее устранения. Однако Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем не ограничивается процитированным выше положением. Так, ст. 4 прямо говорит о взаимной поддержке политики друг друга в вопросах, касающихся «защиты государственного единства и территориальной целостности» наших государств.
Практическое сотрудничество вооруженных сил России и Китая строится в соответствии с изложенными в Договоре принципами. Оно охватывает как вопросы теории (выработка понятийного аппарата и четких формулировок соответствующих документов), так и практики. Такое сотрудничество получило качественно новое развитие, распространившись на оперативную и боевую подготовку штабов и войск, с отработкой вопросов взаимодействия при проведении антитеррористических операций.
Параллельно двустороннему сотрудничеству развивается и многостороннее. Совместные военные учения в рамках ШОС «Мирная миссия» продемонстрировали способность вооруженных сил стран-участниц противостоять угрозам и вызовам XXI века, прежде всего — терроризму. Соглашение между участниками ШОС от 2007 г. дало правовую базу для подготовки и проведения таких учений на регулярной основе.
Более полный анализ российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве приведен в докладе «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16.06.2001: военно-политические аспекты российско-китайского сотрудничества», сделанном на организованной Институтом Дальнего Востока РАН международной конференции, посвященной 13-й годовщине данного документа [Клименко]. Этот анализ содержал вывод об отсутствии
необходимости заключения формального военно-политического союза между Россией и Китаем.
Тем временем военно-политическая обстановка в регионах Ближнего и Среднего Востока и в Юго-Восточной Азии обостряется. Наращивается военное присутствие США в АТР, получившем приращение за счет Индийского океана, активизируется деятельность Вашингтона по укреплению существующих и сколачиванию новых военно-политических коалиций. В этих условиях многие эксперты и в Китае, и в России возвращаются к вопросу о проблемах нашего сотрудничества в сфере безопасности и необходимости его дальнейшего развития.
2. Возможные направления дальнейшего развития сотрудничества РФ и КНР в сфере безопасности
Итак, вопрос о возможном военно-политическом союзе между Россией и Китаем весьма противоречив. С одной стороны, он ставится под сомнение и в России, и в Китае. С другой — в обеих странах все настойчивее звучат голоса о необходимости углубления сотрудничества в сфере безопасности. Логично предположить, что стороны скорее всего пойдут на дальнейшее развитие статей существующего Договора от 2001 г. В первую очередь, тех, которые предполагается применить в случае возникновения угроз безопасности или территориальной целостности какой-либо из договаривающихся сторон, как об этом говорится в статье 9 этого документа.
Международно-политическая обстановка складывается так, что и у России, и у Китая позиции по наращиванию взаимодействия в военно-политическом сотрудничестве сближаются. В 2014 г. между Россией и Западом во главе с США началась жесткая политическая конфронтация. Однако в то время Китай особой поддержки России не оказал, сохраняя нейтралитет в ее конфликте с Америкой. Но после прихода к власти в США Д. Трампа стали резко обостряться и американо-китайские отношения, после чего у КНР также возник интерес к военно-политическому союзу с Россией. В этом пла-
не примечателен следующий факт. Выступая на торжественном собрании, посвященном 95-летию со дня основания КПК, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин сделал заявление, которое стало неприятной неожиданностью для США и их союзников в НАТО. Лидер КНР сообщил, что не исключена вероятность союза между Россией и Китаем, который определит будущее мироустройство. «Мы можем наблюдать не самые дружественные действия со стороны США как в отношении России, так и Китая», — говорил Си Цзиньпин, — «потому я считаю, что Россия и Китай могут создать альянс, перед которым НАТО будет бессильно и это положит конец империалистическим стремлениям Запада» [Будем дружить армиями...].
Учитывая обостряющуюся военно-политическую обстановку и потребность со стороны России и Китая совместными усилиями гарантировать обоюдную безопасность, содействовать обеспечению международного мира и стабильности, руководители РФ и КНР поручили своим министрам обороны разработать соответствующий документ. В июне 2017 г. в столице Казахстана на собрании глав министерств обороны стран — участниц ШОС министр обороны РФ С.К. Шойгу и его китайский коллега Чан Ваньцюань подписали «дорожную карту» двустороннего сотрудничества в военной сфере на 2017—2020 гг. Это трехлетний план российско-китайского военного сотрудничества по десяткам направлений: от координации военных доктрин и совместных учений до обмена взаимополезной информацией и военно-техническим опытом. С 2012 г. Россия и Китай вне рамок ШОС уже проводили ежегодные военно-морские учения «Морское взаимодействие» в Желтом и Японском морях, в Восточно-Китайском море и в акватории Средиземного моря. По новому плану, с 2017 г. такие учения стали проводиться в Южно-Китайском море и, что характерно, за пределами АТР — в Балтийском. А в 2019 г. ВВС России и Китая впервые провели совместное патрулирование в воздушном пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако военное сотрудничество между двумя нашими государствами развивается не только на двусторонней основе. В сентябре 2019 г. на территории России были проведены совместные военные
учения «Центр-2019». В них были задействованы 128 тыс. военнослужащих из всех восьми стран — постоянных членов ШОС, в том числе Индии и Пакистана. При этом использовалось около 128 тыс. единиц оружия и военной техники.
Ценность совместных учений «Мирная миссия» в формате ШОС в ЦАР и двусторонних учений «Морское взаимодействие» в АТР вполне осязаема. Эти учения способствуют приобретению и совершенствованию войсками и штабами вооруженных сил наших стран такого важнейшего качества, как оперативная совместимость, то есть умение совместно, скоординированно и эффективно действовать в условиях боевой обстановки.
Здесь следует отметить, что Китай в ШОС делает ставку на экономику (хотя в последнее время стало заметно и его стремление активизировать антитеррористическую направленность своей политики в регионе). А Россия традиционно остается гарантом безопасности для центральноазиатских стран, большинство из которых вместе с ней входят в военно-политической союз ОДКБ.
Сегодня стратегическая линия ШОС и ОДКБ предусматривает невмешательство во внутриполитические процессы государств — членов этих организаций. Однако именно на политическую и культурно-мировоззренческую сферы ориентированы стратегии «цветных революций», инспирируемых США. И наши государства действуют в условиях попыток со стороны США добиться изменений международной обстановки за счет подрывных стратегий, лежащих в основе этих «революций», а также сетевых и гибридных войн. Было бы логичным, в плане противодействия подобным стратегиям, разработать нормативно-правовую базу по координации действий как между заинтересованными участниками ШОС и ОДКБ, так и между самими организациями. Поэтому первоочередной политической задачей, на наш взгляд, становится наращивание взаимодействия между ШОС и ОДКБ. Опыт совместных действий вооруженных сил участников этих организаций уже имеется, в частности, при проведении учений «Восток 2018» и «Центр-2019». Пока это неформальное взаимодействие. Целесообразным видится и следующий шаг — придание подготовленным на этих маневрах подразделениям статуса миротворческих сил и формирование органа управления ими.
Полученный опыт сотрудничества РФ и КНР нашел отражение в их Совместном заявлении о развитии отношений «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» от 5 июня 2019 г. [Совместное заявление...].
Этим документом в качестве основных целей российско-китайского сотрудничества определены «обеспечение национальной безопасности двух стран и создание благоприятных условий для их устойчивого развития, эффективное противостояние как различного рода традиционным, так и новым вызовам и угрозам в сфере безопасности». Для реализации установок Совместного заявления предусмотрен ряд мер, основными из которых, на наш взгляд, являются:
• всемерное использование механизма консультаций, направленных на укрепление доверия в сфере национальной безопасности;
• наращивание стратегических контактов между оборонными ведомствами и вооруженными силами двух стран;
• взаимная поддержка усилиям в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
• укрепление конструктивного сотрудничества и координация антитеррористических мер в многосторонних форматах, способствование формированию международным сообществом глобального антитеррористического фронта при центральной роли ООН;
• содействие развитию военно-политического сотрудничества в рамках ШОС;
• расширение контактов по вопросам международной информационной безопасности, усиление мер по обеспечению устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры сторон, а также ряд других мер, которые полностью коррелируются с Договором от 2001 г.
Конечно, не все так просто, как это представляется на первый взгляд. Не секрет, что сохраняются проблемы со взаимным доверием, имеются разночтения по вопросу о задачах и направленности дальнейшего развития ШОС, нарастает подспудная конкуренция России и Китая в Центрально-Азиатском регионе, не до конца изжиты наслоения исторических обид, не всегда находится общий язык при обсуждении современной геополитической проблематики.
Так, Пекин и Москва не в полной мере поддерживают действия друг друга, направленные на решение в свою пользу территориальных споров с третьими странами. Например, Пекин не выразил одобрения по поводу присоединения Крыма или признания Россией независимости от Грузии входивших ранее в это государство Абхазии и Южной Осетии. Эти факты в КНР расценили как отход Москвы от принципов незыблемости территориальной целостности государств и их суверенитета. В то же время обширные претензии Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях не получили официальной поддержки со стороны России. Каждая из стран обеспокоена перспективой оказаться втянутой в конфликт с участием своего партнера. И даже хорошие личные отношения руководителей РФ и Китая не гарантируют преодоление названных и других противоречий.
Тем не менее, военное сотрудничество России и Китая продолжает свое развитие. По сообщению министра обороны РФ С.К. Шойгу, Россия и КНР разработали очередной план военного сотрудничества на 2020—2021 гг. Можно предполагать, что в нем стороны намерены не ограничиваться только крупномасштабными учениями и маневрами коалиционных группировок вооруженных сил. Очевидно, что РФ и Китай будут проводить также разработку перспективных вооружений для совместного реагирования на военные угрозы как глобального, так и регионального масштаба. Это подтвердил Президент В.В. Путин на очередном заседании дискуссионного клуба «Валдай»: «...большой тайны, наверно, не открою... Мы сейчас помогаем нашим китайским партнерам создать систему СПРН — систему предупреждения о ракетном нападении. Это очень серьезная вещь, которая капитальным, кардинальным образом повысит обороноспособность Китайской Народной Республики. ... сейчас такую систему имеют только США и Россия», — подчеркнул российский лидер [Россия застрахует Китай от нападения США].
То есть, Россия и Китай дополняют регулярно проводимые в последние годы совместные учения новыми направлениями военно-технического сотрудничества в сфере критических технологий, а также работой по координации действий геополитического значения по ключевым международным вопросам.
С военно-политической и исторической точек зрения помощь Китаю в создании СПРН является беспрецедентной. По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» И. Коротчен-ко, содействие Москвы в создании СПРН не только повысит «геополитический статус и военные возможности Китая, но и продемонстрирует стратегический характер взаимодействия между Москвой и Пекином» [Россия застрахует Китай от нападения США].
В свою очередь для РФ такое сотрудничество важно тем, что в случае создания единого информационного пространства и обмена данными с китайскими радиолокационными станциями (РЛС) безопасность нашей страны с Востока будет обеспечена более эффективно и с меньшими затратами.
* * *
Итак, сегодня КНР становится одним из важнейших стратегических партнеров России. Сотрудничество между нашими странами осуществляется во всех сферах. На международной арене РФ и Китай все чаще проявляют консолидированную позицию по многим, если не по всем, важным вопросам. Но нельзя сказать, что наши государства уже всего достигли в вопросах укрепления дружбы и сотрудничества, особенно в сфере безопасности.
В настоящее время урегулированы пограничные проблемы, чем устранено самое большое политическое препятствие на пути углубления стратегического взаимодействия. Теперь перед нашими странами стоит важнейшая задача по наращиванию экономического сотрудничества на «Большом Евразийском пространстве», практически совпадающем с пространством ШОС. Для этого надо создавать в пределах этого пространства и вокруг него благоприятную международную обстановку, обеспечить безопасность и стабильность.
В последнее время на совместных научных конференциях при обсуждении двустороннего сотрудничества в сфере безопасности российские и китайские ученые все чаще оперируют понятием «отложенный военный союз». При этом имеется в виду, что сотрудничество России и Китая, особенно в военно-стратегической и воен-
но-технической сферах, уже достигло уровня военно-политического союза, но без официального юридического оформления такого диалогового статуса. Очевидно, что пока международно-политическая обстановка этого и не требовала. Да и демонстрация Россией и Китаем способности и готовности повысить уровень своих отношений в военно-политической сфере до союзнических (при необходимости) может оказать и оказывает «отрезвляющее» действие на «стратегических соперников» России и Китая, удерживая их от реализации агрессивных намерений в отношении наших государств и их партнеров по ШОС. Это, в свою очередь, способствует укреплению безопасности и стабильности на всем «Большом Евразийском пространстве».
Вместе с тем, сегодня перед Россией и КНР возникают новые вызовы в сфере безопасности. Нельзя игнорировать тот факт, что США объявили оба наши государства своими стратегическими конкурентами, фактически — потенциальными противниками, со всеми вытекающими последствиями. Попытки западных «партнеров-соперников» и в дальнейшем наращивать давление с позиции силы на РФ и Китай способны подтолкнуть наши государства к военно-политическому союзу. Поэтому задача состоит в том, чтобы на основе обобщения накопленного опыта вывести всестороннее стратегическое взаимодействие и партнерство РФ и КНР на более высокий, «предсоюзнический» уровень и тем самым увеличить вклад в дело защиты их безопасности, интересов всестороннего развития и поддержания мира во всем мире.
Как отмечал выдающийся российский ученый академик М.Л. Титаренко, «дальнейшее расширение и углубление отношений партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем — одно из главных, безусловно, приоритетных и долговременных направлений политики нашей страны. Сложившийся характер российско-китайских отношений отвечает коренным интересам двух стран, является для них важным фактором обеспечения национальных интересов и безопасности в нынешней сложной международной обстановке и становится, таким образом, кардинальным фактором обеспечения прочного потенциала развития и соразвития двух стран» [Титаренко]. Это коррелируется и с задачами ШОС.
Библиографический список
Баранец В.И.Будем дружить армиями: Что прописано в российско-китайской «дорожной карте». URL: https://www.kp.ru/daily/26689/3712854/ (дата обращения: 21.02.2020).
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Российская газета. 17.07.2001. URL: http://docs.cntd.ru/document/901792686 (дата обращения: 01.03.2020).
Клименко А.Ф. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июня 2001 г: военно-политические аспекты российско-китайского сотрудничества (Доклад на международной конференции в ИДВ, посвященной 13-й годовщине Договора. 22.06.2015 г.). URL: https://yandex.ru/search/?lr=10761&clid= 2270456&win=355&text=http%3A%2F%2Fwww.ifes-ras.ru%2Fpublications%2Fonlin e%2F1522-doklad-af-klimenko (дата обращения: 21.02.2020).
Нечаев А.Н. Россия застрахует Китай от нападения США. URL: https://www. discred.ru/2019/10/04/rossiya-zastrahuet-kitaj-ot-napadeniya-ssha/ (дата обращения: 20.02.2020).
Российско-китайский диалог: модель 2019: доклад № 46/2019 / С.Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.; гл. ред. И.С. Иванов / Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2019. 112 с.
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. 5 июня 2019 г. URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 02.03.2020).
Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. М.: ИД «ФОРУМ», 2012. 233 c.
References
Baranets, V.I. (2017). Budem druzhit' armiyami: CHto propisano v rossiysko-kitayskoy "dorozhnoy karte" [We will be friends with the armies: What is spelled out in the Russian-Chinese "road map"]. URL: https://www.kp.ru/daily/26689/3712854/ (accessed: 21 February, 2020). (In Russian).
Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Kitayskoy Narodnoy Respublikoy [The Treaty of Good-Neighborliness and Friendly Cooperation Between the People's Republic of China and the Russian
Federation], Rossiyskaya Gazeta, July 17, 2001. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 901792686 (accessed: 1 March, 2020). (In Russian).
Klimenko, A.F. (2015). Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve ot 16.6.2001 g: voyenno-politicheskiye aspekty rossiysko-kitayskogo sotrudnichestva (Doklad na mezhdunarodnojkonferencii v IDV, posvyashchennoj13-jgodovshchine Dogovora. 22.06.2015 g.) [The Treaty of Good-Neighborliness and Friendly Cooperation between the People's Republic of China and the Russian Federation of June 16, 2001: military-political aspects of Russian-Chinese cooperation (Report at the IFES International Conference on the 13th anniversary of the Treaty)]. URL: https://yandex. ru/search/?lr=10761&clid=2270456&win=355&text=http%3A%2F%2Fwww.ifes-ras.r u%2Fpublications%2Fonline%2F1522-doklad-af-klimenko (accessed: 21 February, 2020). (In Russian).
Nechayev, A.N. (2019). Rossiya zastrakhuyet Kitay ot napadeniya SSHA [Russia will secure China from an attack by the United States]. URL: https://www.discred.ru/ 2019/10/04/rossiya-zastrahuet-kitaj-ot-napadeniya-ssha/ (accessed: 2 March, 2020). (In Russian).
Rossiysko-kitayskiy dialog: model' 2019: doklad № 46/2019 / S.G. Luzyanin, Zhao Huasheng, I.S. Ivanov / Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD) [Russian- Chinese dialogue: model 2019: report No. 46/2019 / eds. S.G. Luzyanin, Zhao Huasheng, I.S. Ivanov/Russian Council on International Affairs (RCIA)], Moscow: RCIA, 2019, 112 p. (In Russian).
Sovmestnoye zayavleniye Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki o razvitii otnosheniy vseob"yemlyushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimode-ystviya, vstupayushchikh v novuyu epokhu. 5 iyunya 2019 goda [A joint statement by the Russian Federation and the People's Republic of China on the development of comprehensive partnership and strategic interaction entering a new era. June 5, 2019]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (accessed: 2 March, 2020). (In Russian).
Titarenko, M.L. (2012). Rossiya i eye aziatskiye partnery v globaliziruyushchemsya mire. Strategicheskoye sotrudnichestvo: problemy i perspektivy [Russia and its Asian partners in a globalizing world. Strategic cooperation: problems and prospects]. M.: "FORUM" PH, 233 p.