Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в области безопасности между шос и одкб'

Международное сотрудничество в области безопасности между шос и одкб Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4043
824
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / ОДКБ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SCO / CSTO / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL SECURITY / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Чаоцин

Статья посвящена деятельности международных организаций ШОС и ОДКБ в сфере безопасности в Евразийском регионе. Государства-участники обеих организаций имеют общие цели и интересы, а также сходные стратегические задачи по укреплению международного сотрудничества. Автором показано, как интеграция усилий между двумя организациями будет способствовать борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечению мира и стабильности между странами, а также содействовать экономическому развитию и процветанию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International security cooperation between the SCO and the CSTO

The article deals with the activities of such international organizations as the Shanghai Cooperation Organization (SCO) and the Collective Security Treaty Organization (CSTO) in the field of security in the Eurasian region. The participating countries of both organizations have common goals and interests, as well as similar strategic objectives on the strengthening of international cooperation. The author shows how integration of efforts between the two organizations will contribute to the fight against drug trafficking, support of the peace and stability between the countries, and promote economic development and prosperity in the region.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в области безопасности между шос и одкб»

УДК 327.7 Ван Чаоцин

соискатель кафедры политологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУ ШОС И ОДКБ

Wang Chaoqing

PhD student, Political Science Department, Herzen State Pedagogical University

INTERNATIONAL SECURITY COOPERATION BETWEEN THE SCO AND THE CSTO

Аннотация:

Статья посвящена деятельности международных организаций ШОС и ОДКБ в сфере безопасности в Евразийском регионе. Государства-участники обеих организаций имеют общие цели и интересы, а также сходные стратегические задачи по укреплению международного сотрудничества. Автором показано, как интеграция усилий между двумя организациями будет способствовать борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечению мира и стабильности между странами, а также содействовать экономическому развитию и процветанию региона.

Ключевые слова:

ШОС, ОДКБ, международное сотрудничество, международная безопасность, экономическое развитие.

Summary:

The article deals with the activities of such international organizations as the Shanghai Cooperation Organization (SCO) and the Collective Security Treaty Organization (CSTO) in the field of security in the Eurasian region. The participating countries of both organizations have common goals and interests, as well as similar strategic objectives on the strengthening of international cooperation. The author shows how integration of efforts between the two organizations will contribute to the fight against drug trafficking, support of the peace and stability between the countries, and promote economic development and prosperity in the region.

Keywords:

SCO, CSTO, international cooperation, international security, economic development.

I Анализ сходств и различий между ШОС и ОДКБ

В июне 2001 г. Китай, Россия и четыре страны Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан) объявили о создании ШОС. Основными целями деятельности организации были определены: укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-участниками; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе; создание нового демократического, справедливого и рационального международного политического и экономического порядка. Деятельность ШОС основана на принципе «шанхайского духа», характеризующегося взаимным доверием, взаимовыгодой, равенством, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию, и не направлена против других государств и регионов.

В мае 2002 г. Россия и Казахстан совместно с другими странами Центральной Азии объявили о создании ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности). Ее целями являются установление коллективного оборонного пространства СНГ, повышение качества совместных оборонных возможностей по предотвращению конфликтов и региональных споров среди стран СНГ и посредничеству внутри СНГ. Стратегическая цель организации заключается в содействии установлению справедливого и демократического международного порядка, поддержанию процветания и безопасности Евразии.

ОДКБ и ШОС имеют много совпадающих или аналогичных стратегических целей и интересов в сфере безопасности. В связи с этим обе организации могут сосредоточить внимание на международном сотрудничестве в области безопасности, особенно в сфере предотвращения «цветных революций», поддержания стабильности в Центральной Азии, в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также с незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью и другими нетрадиционными угрозами безопасности.

В географическом распределении государства-члены имеют высокую степень перекрытия: ШОС включает государства-участников Китай, Россию, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, государства-наблюдателей Монголию, Индию, Пакистан, Иран, Афганистан, а также партнеров по диалогу Беларусь, Шри-Ланку и Турцию. Членами ОДКБ являются Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Белоруссия и Армения. В 2014 г. Армения также подала заявку на вступление в ШОС. Следовательно, состав этих двух организаций во многом идентичен.

Несмотря на схожесть заявленных целей, у ОДКБ и ШОС есть большая разница. Во-первых, ШОС является невоенной организацией с основным принципом неприсоединения других стран и неконфронтации против стран, не входящих в организацию. Однако ОДКБ является военным союзом, основанным с целью предотвращения и противодействия расширению НАТО и ЕС на Восток. Во-вторых, в принципах межстранового сотрудничества существуют содержательные различия: ШОС стремится укреплять региональный мир и стабильность, содействует региональному экономическому развитию и углублению всестороннего сотрудничества. Содержанием сотрудничества стран ОДКБ является создание коллективной обороны, улучшение совместных оборонных возможностей, посредничество во внутренних конфликтах СНГ, урегулирование региональных споров в СНГ. В-третьих, акценты на сотрудничество расставлены по-разному: ШОС в своей концепции безопасности уделяет особое внимание содержанию внутренней безопасности и стабильности государств-членов, в частности борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности. ОДКБ стремится создать всеобъемлющую систему коллективной безопасности с учетом противодействия традиционным и нетрадиционным угрозам безопасности, внутренней безопасности государств-членов, а также защиты государств-членов в конфликтах с внешними силами. В-четвертых, способы сотрудничества двух организаций разные: в ОДКБ Россия как страна-участница несет особую ответственность в защите безопасности других государств-членов. Россия обязана использовать различные средства, в том числе ядерное оружие, чтобы защитить членов организации. С этой целью созданы объединенная ставка, силы быстрого реагирования под эгидой России, военные интеграционные организации. ШОС делает акцент на нетрадиционных угрозах безопасности. Постоянные встречи глав государств на заседаниях Секретариата и Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШоС позволяют реагировать на угрозы невооруженными, несиловыми методами. В-пятых, число государств-членов ОДКБ ограничено семью странами в рамках СНГ; число государств-членов, государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС увеличивается динамически, имеет тенденцию к постоянному расширению.

Ввиду того что у государств-членов ШОС и ОДКБ много аналогичных стратегических целей и общих интересов и задач, некоторые ученые считают, что эти две организации могут быть объединены. Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН С.Г. Лузянин полагает, что с точки зрения безопасности функции ШОС могут быть приравнены к ОДКБ, и не исключает возможности дальнейшего слияния этих двух организаций в одну [1]. По мнению заместителя директора ИМЭМО РАН В.В. Михеева, должен быть разработан реалистичный механизм сотрудничества между ОДКБ и ШОС. При этом он также считает возможным слияние ОДКБ и ШОС [2]. Но эти две организации имеют большую разницу в стратегической направленности целей, характере и методах действий. Особенно существенно ОДКБ отличается от ШОС по характеру создания военных союзов. Хотя возможность слияния двух организаций маловероятна, но для укрепления связей и сотрудничества вполне возможно расширение сотрудничества, особенно в борьбе с третьими силами для поддержания региональной безопасности и стабильности, незаконным оборотом наркотиков, в послевоенном восстановлении Афганистана, в содействии созданию нового международного политического и экономического порядка и т. д. Китайский исследователь Чжао Хуашэн считает, что ОДКБ и ШОС - родственные структуры, так как большинство членов ОДКБ являются и основными членами ШОС, где доминирует Россия. Поэтому в случае ухудшения отношений между двумя организациями могут возникнуть серьезные внутренние конфликты. При этом очевидно, ШОС и ОДКБ должны состоять в тесных партнерских отношениях, а их сотрудничество не является нелогичным [3].

С начала 2003 г. ОДКБ стал сотрудничать с ШОС. Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бор-дюжа высказал по этому поводу следующее: «Мы должны координировать свои шаги с ШОС, особенно в сфере безопасности. Сейчас мы начинаем работать более плотно с этой организацией. Уверен, наше сотрудничество будет очень конкретным. По конкретным проблемам безопасности. Но я также понимаю, что ШОС и ОДКБ - это разные вещи. Даже не с точки зрения весовой категории, а с точки зрения, прежде всего, уровня интеграции» [4].

В июне 2005 г. ОДКБ заявила, что готова вести всестороннее сотрудничество с ШОС и ЕврАзЭС в рамках СНГ. 5 октября 2007 г. в Душанбе генеральные секретари двух организаций Р.Г. Нургалиев и Н.Н. Бордюжа подписали «Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ОДКБ», который определил области сотрудничества между двумя организациями, в том числе в сфере обеспечения региональной и международной безопасности и стабильности, борьбы с терроризмом, с незаконным оборотом наркотиков и оружия, с транснациональной организованной преступностью и других областях, представляющих общие интересы. В июне 2011 г. в Астане директор Исполкома РАТС ШОС Дж.М. Джуманбеков и генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа подписали «Протокол о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и РАТС ШОС», в котором подчеркивалось, что обе стороны будут укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом. По мнению генсека ОДКБ, подписание документа даст возможность более эффективно координировать усилия организаций в противодействии экстремистско-террористической

деятельности в Центрально-Азиатском регионе. «Практически все государства, входящие как в ШОС, так и в ОДКБ, за последние годы испытали на себе, что такое террористические атаки, что такое человеческие жертвы от проявлений терроризма. Поэтому возможность взаимодействия на плановой основе, нормативное закрепление этой деятельности - это повышение эффективности в целом наших совместных усилий» [5].

II Необходимость и возможность укрепления сотрудничества между ШОС и ОДКБ

1. Нынешняя международная ситуация очень нестабильна. НАТО во главе с США по-прежнему расширяет свое влияние на Восток с целью ослабить позиции России, инспирирует конфронтацию Украины с Россией. США и ЕС в несколько этапов ввели против России экономические санкции, которые нанесли удар по российской экономике. Кроме того, США наращивают военное присутствие на границах РФ в Прибалтике и Украине. Реализация политических, экономических и дипломатических интересов России затруднена в связи с ухудшением ситуации в сфере безопасности в мире.

США используют в Азиатско-Тихоокеанском регионе стратегию ребалансирования, уделяя особое внимание усилению военной блокады Китая. Стратегия включает сдерживание развития морского Шелкового пути между Китаем и АСЕАН, попытки США отрезать Китаю возможности сотрудничества в сфере энергетики со странами Центральной Азии и подорвать развитие Экономического пояса Шелкового пути.

С геополитической точки зрения НАТО во главе с США сдерживает Китай с Востока и вытесняет Россию с Запада. Если Китай и Россия не смогут противостоять этому наступлению, НАТО займет с восточной и с западной стороны весь Евразийский континент, а геостратегическая ситуация в мире подвергнется существенной корректировке. Таким образом, у Китая и России существует необходимость взаимной стратегической поддержки по вопросам противостояния намерениям НАТО во главе с США. Россия и Китай должны объединить свои силы с целью оказания взаимопомощи. Посредством ШОС и ОДКБ Китай и Россия должны усилить сотрудничество, чтобы совместно бороться с общими угрозами и укреплять взаимодоверие. Поэтому деятельность двух организаций актуальна и имеет большое практическое значение.

2. Государства-члены шОс и ОДКБ в основном представлены Центральной Азией, поэтому эти две организации будут сосредоточены на поддержании регионального мира и стабильности. Центральная Азия является важным направлением интересов двух организаций. По мнению доцента Института российских, восточноевропейских и центральноазиатских исследований Китайской Академии общественных наук Чао Хуйжун (Zhao Huirong), «китайско-русское сотрудничество в рамках ШОС в основном связано с Центральной Азией, общими территориальными границами и географической безопасностью и стабильностью, а также взаимодействием между Центральной Азией, Китаем и Россией. Тесное трехстороннее сотрудничество Китая и России со странами Центральной Азии поможет достичь консенсуса по многим вопросам в сфере общих дел и интересов» [6]. Для Китая ситуация в Центральной Азии напрямую сказывается на безопасности и стабильности в Синьцзяне, так как Китай реализует Программу развития Западного Китая и Экономического пояса Шелкового пути, которая включает в себя основные интересы Китая. Для России важно сохранить исторические и культурные связи со странами Центральной Азии и продолжать развивать традиционные политические и экономические отношения. Директор китайского Центра исследований ШОС Ши Зже (Shi Ze) считает, что Центральная Азия является ключевым направлением, на которое ориентирована возрождающаяся дипломатия России в СНГ. Россия преследует важную стратегическую цель: если она потеряет инициативу в Центральной Азии, то это неизбежно ослабит международное положение России и значительно ограничит ее развитие [7]. Таким образом, у Китая и России есть интересы и большие планы относительно Центральной Азии. Кроме того, на них возложена большая ответственность за мир, стабильность и экономическое развитие в регионе, поэтому в качестве ведущих членов двух организаций они должны содействовать сотрудничеству между ШОС и ОДКБ.

3. ШОС и ОДКБ являются краеугольным камнем обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии. Практика деятельности ШОС в течение 14 лет показывает положительный вклад в содействие экономическому развитию, стабильности и процветанию в Центральной Азии. Это дает возможность высоко оценить проводимую ШОС работу. По мнению исполнительного секретаря ШОС Чжан Дэгуана, «ШОС заполняет геополитический вакуум в Евразийском регионе и играет незаменимую роль в обеспечении региональной стабильности. После холодной войны появились две основные региональные организации сотрудничества - СНГ и ШОС. Исторические заслуги СНГ состоят главным образом в подавлении этнических, религиозных и территориальных конфликтов, активизировавшихся после распада Советского Союза. Значение ШОС заключается в ограничении распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма» [8]. Российский ученый-востоковед, академик РАН М.А. Титаренко также считает, что опыт ШОС по созданию системы региональной безопасности в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе показывает, что великие державы (Россия и Китай) полностью принимают во внимание интересы

средних стран (Центральной Азии) на условиях равного и гармоничного взаимодействия, что является уникальным примером международного взаимодействия [9].

Экс-государственный секретарь Кыргызстана Ишенбай Абдуразаков считает, что «...специфика состоит в том, что каркас здания ШОС опирается на две мощные несущие стены - Китай и Россию. От их прочности и уравновешенности зависит многое. Остальная четверка как бы подпирает и придает им устойчивость. Это, однако, вовсе не означает, что такая конструкция предопределяет установление отношений по схеме ведущих и ведомых, старших и младших, патернализма и иждивенчества. Сотрудничество должно осуществляться на основе принципов равенства и взаимопомощи» [10].

Директор Института экономических стратегий, академик РАН Б.Н. Кузык считает, что ШОС может существенно нарушить планы США по укреплению своих позиций в Центральной Азии, где США не только создали военные базы, но и стали потенциальным противником Китая и России [11]. Таким образом, укрепление сотрудничества ШОС и ОДКБ в Центральной Азии поможет противостоять влиянию США и ЕС в регионе и предотвратить политическую нестабильность в Центральной Азии в ситуации социального беспорядка.

4. Совпадение зоны ответственности, целей и задач, адекватная политическая основа и отсутствие технических препятствий для сотрудничества ШОС и ОДКБ формируют дополнительные преимущества для сотрудничества и здоровой конкуренции организаций. На основе международного права между двумя организациями были разработаны принципы международного сотрудничества. Китайский политолог Ян Лэй (Yang Lei) считает, что отсутствие необходимого уровня сотрудничества и координации с целью решения общих вопросов Китая и России возможно решить посредством создания механизма безопасности между ШОС и ОДКБ» [12].

Другой китайский ученый Ян Шу (Yang Cheng) отмечает, что функции безопасности ШОС, в частности функции многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, частично дублируются функциями ОДКБ в этой сфере. Положительным моментом в данной ситуации будет укрепление сотрудничества и коммуникаций между двумя организациями, отрицательным - взаимные ограничения и вмешательства во внутренние дела партнеров [13].

Директор Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, профессор А.И. Никитин высказал мнение, что ШОС следует заниматься в основном экономическим сотрудничеством, а ОДКБ необходимо сконцентрироваться на проблемах безопасности и военного сотрудничества [14]. Следует отметить, что в ОДКБ существует специализированная структура по борьбе с наркотиками, какой нет у ШОС.

У Хунвэй (Wu Hongwei), заместитель главы Департамента международного сотрудничества, науки и технологий КНР, отмечает, что функции двух организаций в области безопасности дублируются, а также некоторые их члены больше тяготеют к ОДКБ. При этом Китай может активно содействовать сотрудничеству в области безопасности в рамках ШОС, если сможет использовать тип «ОДКБ + 1», то есть выборочно участвовать в ОДКБ в части обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе, что является приоритетным на нынешнем этапе развития международных отношений [15]. Таким образом, какая бы модель сотрудничества между двумя организациями ни была принята, она должна содействовать цели поддержания стабильности и развития процветания в Центральной Азии.

Укрепление сотрудничества между двумя организациями может сосредоточиться на объединении ресурсов по борьбе с тремя главными угрозами: региональными конфликтами, незаконным оборотом наркотиков и транснациональной преступностью и терроризмом. Чтобы не тратить ресурсы нерационально, способствовать укреплению мира и стабильности в регионе, необходимо развивать сотрудничество двух организаций.

Заключение

1. Существование расширенного сотрудничества между ШОС и ОДКБ является рациональной необходимостью с точки зрения поставленных перед ними целей и задач. При этом следует признать, что хотя две организации имеют много общих интересов, они не могут быть объединены. Однако этот факт не должен препятствовать глубокому и основательному международному сотрудничеству, так как укрепление связей и тесное взаимодействие между двумя организациями даст большие преимущества в борьбе с тремя силами (вооруженные конфликты, наркотики, терроризм), улучшит обмен разведывательными данными и информацией в области борьбы с терроризмом, транснациональным опытом, будет способствовать развитию совместной антитеррористической борьбы, организации военных учений. У ШОС нет антитеррористических структур, которые бы непосредственно вели борьбу с терроризмом. Учитывая возможности для организации коллективной безопасности и совместного командования армиями, повышается и степень участия ШОС в отпоре терроризму и другим угрозам безопасности в регионе. Если две организации смогут интегрировать существующие ресурсы и избежать их перерасхода при сохранении собственных целей и задач, это позволит сформулировать дополнительные преимущества для лучшего функционирования центральноазиатских сил быстрого реагирования. Возможности реагирования на

чрезвычайные ситуации и борьба с международным терроризмом будут значительно улучшены, а обстановка в регионе станет более благоприятной, безопасной и стабильной.

2. Несмотря на многочисленные встречи глав двух организаций и обоюдное желание по развитию сотрудничества (в 2007 г. был подписан Меморандум, в 20l1 г. - Протокол о взаимопонимании), до сих пор не создано конкретных программ и не предпринято практических действий. Организации неоднократно приглашали друг друга к участию в важных международных конференциях и антитеррористических военных учениях, но совместные военные учения проведены не были. Поэтому сотрудничество необходимо начать с совместных антитеррористических военных учений. Во время серьезных социальных волнений в странах Центральной Азии эти организации могут создавать объединенные миротворческие силы, чтобы вовремя остановить развитие гуманитарного кризиса, уменьшить потери среди людей.

Терроризм в странах Центральной Азии является серьезной угрозой для стабильности государственной власти. Поэтому шОс и ОДКБ могут объединить войска с целью быстрого реагирования и защиты населения региона. Прочное сотрудничество по развитию связей и углубление сотрудничества двух организаций остаются только вопросом времени. Положительный эффект от такого рода сотрудничества значительно перевешивает негативные последствия и станет еще одним прорывом ШОС в укреплении международного сотрудничества в области безопасности.

3. По вопросу о реформе ООН в части установления справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка, содействия укреплению многополярного мира и демократизации международных отношений ШОС и ОДКБ могут играть конструктивную роль. Данные организации содействуют укреплению безъядерной зоны в Центральной Азии, созданию системы ядерного нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями в регионе. ШОС и ОДКБ являются наблюдателями ООН, поэтому могут сыграть положительную роль на международной политической арене и в региональных делах.

4. Обе организации имеют широкое пространство для сотрудничества в послевоенном восстановлении Афганистана и процессе национального примирения. Так, некоторые члены ШОС принимали участие в послевоенном восстановлении Афганистана, в то время как ОДКБ не играла в этом процессе никакой роли.

Специфическое географическое положение и сложная окружающая среда региона серьезно сказываются на экономическом развитии и социальной стабильности, укреплении международного сотрудничества в расширении области контроля над наркотиками, создании совместной зоны безопасности от наркотиков, что является необходимым для установления регионального мира и социальной гармонии, то есть для достижения целей ШОС и ОДКБ в укреплении международного сотрудничества.

Ссылки:

1. Лузянин С.Г. Шанхайская Организация Сотрудничества 2013-2015. Прогнозы, сценарии и возможности развития. М., 2013. 87 с.

2. Михеев В.В. Восточноазиатская многополярность. Треугольник Россия - Китай - США // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 1. С. 17-25.

3. Чжао Хуашэн. ШОС: обзор и перспективы. М., 2012. 279 с.

4. Литовкин В. ОДКБ и ШОС - в одной упряжке [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2006. 19 июня. URL: http://www.rian.ru/analytics/20060619/49717716.html (дата обращения: 22.04.2015).

5. Протокол о взаимопонимании между РАТС ШОС и ОДКБ подписан в Астане [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2011. 14 июня. URL: http://ria.ru/politics/20110614/388199720.html (дата обращения: 22.04.2015).

6. China's neighbourhood policy // European Council on Foreign Relations. Asia Centre. URL: http://www.ecfr.eu/page/-/China_Anal-ysis_China_s_Neighbourhood_Policy_February2014.pdf (дата обращения: 22.04.2015).

7. Shi Ze. A Study on Xinjiang Development Strategy // Asian Development Bank Press. 2009.

8. [Электронный ресурс] // Ecns.cn: China News Service Website. 2012. June 11. URL: http://www.chinanews.com/gn/2012/06-11/3954787.shtml (дата обращения: 22.04.2015).

9. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М., 2008.

10. Ишенбай Абдуразаков о внешней политике (часть I) [Электронный ресурс] // КАБАР. 2013. 25 окт. URL: http://www.ka-bar.kg/kabar/full/65299 (дата обращения: 22.04.2015).

11. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития. М., 2006. 656 c.

12. Yang Lei. An Analysis of the Russia-Kazakhstan Relations. Beijing, 2007. P. 168-169.

13. Yang Cheng. Zhidu leiji yu zhong'e guanxi de zhongchangqi qianjing (Systematization and Mid- to Long-term Prospects for Sino-Russian Relations) // Eluosi Yanjiu. 2007. № 3. P. 16-23.

14. Никитин А.И. Сценарии развития военного измерения и изменения безопасности ШОС // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию (материалы Третьего заседания форума ШОС, Китай, г. Пекин, 19-21 мая 2008 г.). М., 2008. С. 72.

15. Wu Hongwei. Undertaking Historical Missions Creating Better Future. Annual report on the SCO. Beijing, 2013. P. 474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.