Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в вузах'

Некоторые вопросы развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ПАТРИОТ / PATRIOT / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ВУЗЫ / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко В.Д., Остапенко В.С., Первушина В.Н.

В статье рассматривается актуальная проблема развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, методологические основы рассматриваемого процесса, существенно повышающие эффективность и качество работы по формированию патриота и гражданина в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еременко В.Д., Остапенко В.С., Первушина В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF STUDENTS CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION DEVELOP- MENT IN UNIVERSITIES

The article deals with the actual problem of student youth civil-patriotic education development, the methodological foundations of the process under consideration, which substantially increase the effectiveness and quality of work on the formation of a patriot and citizen in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в вузах»

№ . St к А

УДК 37.017.1 ГРНТИ 14.35.05

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗАХ

В.Д. ЕРЕМЕНКО, кандидат военных наук

ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В.С. ОСТАПЕНКО, доктор педагогических наук, профессор

ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В.Н. ПЕРВУШИНА, доктор философских наук, профессор

ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В статье рассматривается актуальная проблема развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, методологические основы рассматриваемого процесса, существенно повышающие эффективность и качество работы по формированию патриота и гражданина в вузах.

Ключевые слова: гражданин; патриот; гражданско-патриотическое воспитание; студенческая молодежь; вузы.

SOME ISSUES OF STUDENTS CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION DEVELOPMENT IN UNIVERSITIES

V.D. EREMENKO, Candidate of Military Sciences

CB FSBEIHE "The Russian State University of Justice"

V.S. OSTАPENKO, Doctor of pedagogic sciences, Professor

CB FSBEIHE "The Russian State University of Justice"

V.N. PERVUSHINА, Doctor of philosophical sciences, Professor

CB FSBEIHE "The Russian State University of Justice"

The article deals with the actual problem of student youth civil-patriotic education development, the methodological foundations of the process under consideration, which substantially increase the effectiveness and quality of work on the formation of a patriot and citizen in higher education institutions.

Keywords: citizen; patriot; civil-patriotic education; student youth; universities.

В последние десятилетия в России идут процессы построения гражданского общества и одним из основных условий этого является формирование патриота, гражданина, его активной общественной позиции. Особую значимость приобретает проблема формирования патриотизма и гражданственности у молодежи, так как в условиях переоценки ценностей и смены мировоззрений она является одной из приоритетных. Работа по формированию гражданина и патриота опирается на идеи и принципы российского патриотизма, государственности, нравственности, верности историческим традициям, защиты Отечества, законности. Именно они и составляют тот каркас, то основание, на котором должна выстраиваться патриотическая и гражданская позиция личности [1].

Вопросы гражданско-патриотического воспитания отражены в ряде документов, определяющих социальный заказ в области образования (Федеральный закон РФ «Об

образовании в Российской Федерации» [2], Постановления правительства «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3], Федеральная целевая программы развития образования на 2016-2020 годы [4], «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [5] и др.).

Приоритетной целью работы вузов, наряду с качественной подготовкой специалистов, становится воспитание личности, готовой принимать на себя ответственность за судьбу страны и каждого человека, участвовать в общественно-патриотических акциях, проявлять активность в благотворительных мероприятиях. Осознание наболевших проблем современного общества, таких как эгоизм, равнодушие, правовой нигилизм предполагает усиление гражданско-патриотического воспитания в вузе на основе ценностей гуманизма и демократии. Наличие у студента качеств гражданина и патриота в будущем позволит ему более качественно и эффективно выполнять профессиональные задачи. Стать успешным в выбранной сфере деятельности.

Поэтому в рамках развития воспитательной системы вуза приоритетное место отводится работе по формированию гражданственности и воспитанию патриотизма в молодежной среде. Мы поддерживаем точку зрения Т.В. Козловской, заключающуюся в том, что формирование патриотизма развивает гражданственность, а гражданственность выражается и проявляется в патриотизме [6]. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание составляет единое целое как система, входит в общую систему воспитания образовательной организации и является ее составной частью. В условиях современного социально-экономического и политического развития общества перед вузами ставятся качественно новые задачи по обеспечению конституционных свобод, прав и обязанностей его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности, что предполагает необходимость формирования у студенческой молодежи общественно и личностно значимых качеств патриота и гражданина.

Сущность процесса гражданско-патриотического воспитания определяется развитием качеств гражданина и патриота у студенческой молодежи и, как следствие, его содержание должно выступать в широком социально-педагогическом плане и выражать: нравственное развитие личности в вузе, как основополагающей составляющей формирования гражданина-патриота, умение реализовывать свои убеждения в профессиональной деятельности, формировать ответственность за будущее своей Родины и достойного выполнения основных обязанностей гражданина и патриота.

Особую роль в формировании патриота и гражданина К.У. Ушинский отводил нравственному воспитанию, которое, по его мнению, основано «на чувстве народности, являющееся единственным источником исторической жизни государства, позволяет человеку, - отмечал К.Д. Ушинский, - стать членом общества, так как оно включает и воспитание гражданского долга, и чувство патриотизма» [7, с. 241].

Такой подход в формировании патриота и гражданина позволяет сформулировать основополагающую цель гражданско-патриотического воспитания в вузах заключающейся в развитии стройной системы воспитательной работы в образовательной организации, обеспечение целенаправленного и организационно оформленного взаимодействия всех звеньев, субъектов управления данным процессом. При этом система воспитательной работы в образовательной организации должна основываться на действующем законодательстве, педагогических закономерностях и принципах, и направлена на обеспечение успешного решения задачи формирования гражданина и патриота с учетом получаемой специальности.

Формирование патриотизма и гражданственности у студенческой молодежи осуществляется на основе эффективного использовании методов, форм и средств воспитания и обучения в процессе познавательной и практической деятельности, которые позволили бы стимулировать обучающихся к личностному развитию, совер-

шенствованию правопослушного поведения, способствующего формированию социально-значимых знаний, взглядов, убеждений, ценностей. Воспитательное значение обучения определяется тем, что студенты получают знания по всем направлениям, заданными государственными образовательными стандартами (социально-гуманитарные, общепрофессиональные и специальные знания), которые в дальнейшем они будут использовать в практической деятельности по патриотическому, гражданскому и профессиональному служению Родине. Необходимо отметить, что обучение должно строиться на основе интегративности процесса обучения и воспитания, сущность которого заключается в том, что в ходе обучения и воспитания осуществляется внесение идей патриотизма и гражданственности в индивидуальное сознание студентов, вследствие чего происходит превращение их в взгляды, убеждения, идеалы, которые реализуются в социальной практике.

При этом следует отметить, что при организации эффективной работы по формированию патриотизма и гражданственности у студенческой молодежи необходимо учитывать следующие положения.

Во-первых, умелое применение профессорско-педагогическим составом, воспитателями форм и методов, а также принципов воспитания, которые действуют объективно в конкретных условиях высших учебных заведениях в соответствии с получаемой специальностью (гуманизация, персонификация, дифференциация, культуросообраз-ность, и др.).

Благодаря знанию профессорско-педагогическим составом и воспитателями форм, методов и принципов воспитательного процесса, с использованием как традиционных так и инновационных информационно-коммуникационных технологий, можно создать такие условия, при которых эффективность и результативность гражданско-патриотическое воспитание будет наиболее высокой. И напротив, игнорирование этих форм, методов и принципов с неизбежностью приводит к ошибкам и нелогичности в воспитании обучающихся и в конечном итоге к обострению различного рода противоречий.Во-вторых, продуктивную модель, результативную технологию граж-данско-патриотического воспитания можно создать и воспользоваться ей на основе активного использования форм, методов работы как традиционных, устоявшихся за многие годы, так и инновационных, основанных на современных информационных коммуникационных технологиях, выделения и задействованного потенциала их конструктивных, социально значимых сторон.

В-третьих, уяснение и учет особенностей гражданско-патриотического воспитания в конкретный период времени создают предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет осуществлять корректировку форм и методов воспитательной деятельности в вузе в зависимости от изменившихся обстоятельств и факторов [8].

Следует выделить специфическими требования к процессу гражданско-патриотического воспитания в вузе, которыми являются его целостность, многофункциональность, динамизм, информационность, наблюдаемость, адаптивность, управляемость и др.

Основополагающим требованием, предъявляемым к процессу гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, является его целостность, т.е. наличие устойчивых взаимосвязей между его структурными элементами, присущими учебно-воспитательному процессу в целом. А это предполагает, прежде всего, упорядочить структуру учебно-воспитательного процесса, т.е. выделить базовые элементы и взаимосвязи между ними. Выступая основными системообразующим признаком, структурность обеспечивает устойчивость связей и способов

взаимодействия между элементами учебно-воспитательного процесса, определяет строение, основы организации и его целостность.

Одним из важных требований является динамизм, т.е. процесс функционирования и развития учебно-воспитательного процесса, как последовательное изменение его состояния. Динамизм связан как с собственным движением учебно-воспитательного процесса, так и с вынужденным движением. Другими словами, динамизм учебно-воспитательного процесса обеспечивается наличием постоянно циркулирующей в нем информации, которая выступает в виде целенаправленных управляющих воздействий и обратных связей, характеризующих состояние процесса и направленность его движения к цели, что свидетельствует о необходимости как субъект-субъектных, так и субъект-объектных отношений.

Следующим требованием, которому должен удовлетворять процесс гражданско-патриотического воспитания, является информационность, сущность которого заключается в наличии информационных потоков, обеспечивающих согласованное функционирование всех звеньев учебно-воспитательного процесса. В связи с этим информация должна быть конкретной, достаточной и самое главное достоверной т.п.

Решение всех задач по гражданско-патриотическому воспитанию без наблюдаемости, т.е. возможности диагностирования его исходного и текущего состояния, а, следовательно, и прогнозирования его развития и возможных результатов от этапа к этапу в образовательной организации.

Актуальным требованием по гражданско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи является его адаптивность, сущность которого заключается в способности данного процесса изменять своё состояние и улучшения (приобретения) новых характеристик в условиях изменяющейся во времени учебно-воспитательной среды вуза.

Теоретические и практические формы воспитательного процесса в вузах не должны замыкаться только на цели воспитания. Эта цель должна рассматриваться в социальном контексте понимания патриотизма и гражданственности как важнейшего социально-культурного, духовно-мобилизационного ресурс, где основной упор делается на идеалы служения Отечеству на всех проявлениях. Так, под гражданско-патриотическим воспитанием студентов Т.В. Козловская подразумевает «взаимодействие студентов и преподавателей, направленное на становление молодого человека как гражданина демократического государства, действующего на основе ценностей демократии, государственных законов, религиозных основ и этики рыночной экономики, ориентированного на идеалы служения Отечеству при уважении ко всем народам, населяющим Россию и другие страны» [6, с. 17]. В процессе, осуществление мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию предусматривает внедрение многообразных форм воспитательного характера, которые целесообразно использовать в рамках учебно-воспитательного процесса вуза, что предусматривает организацию практической социально значимой общественной деятельности студенческой молодежи, усиление мировоззренческих аспектов преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин как в рамках вуза, так и за его пределами.

Предусматриваются и формы воспитания патриота и гражданина расширенного характера, такие как волонтерская деятельность, участие в значимых патриотических акциях и движениях («Бессмертный полк», «Российский союз молодежи», «Наши», «Территория смыслов» и др.). Так, например, Российский союз молодежи, созданные еще в 1990 году, в последние годы инициировал такие проекты, как «Студенческое самоуправление», «Российские интеллектуальные ресурсы», «Арт-Профи Форум», международный лагерь «Бе-Ьа-Русь», программа «Кадры» и другие. Российский союз молодежи представлен в Общественной палате, Госдуме, его члены участвуют

в экспертных советах парламента, органов власти. С 2005 году активное участие в гра-жданско-патриотическом воспитании молодежи принимает движение «Наши». Его возглавил Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера «Идущие вместе». Одним из наиболее заметных проектов «Наших» стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. Главная задача форума - сплочение студенческих коллективов, встречи с видными политическими деятелями, журналистами, экспертами в различных областях, представителями власти, активный отдых, работа по различным направлениям. Продолжением Селигера стали форумы «Территория смыслов» на Клязьме, «Таврида», «Балтийский Артек». Среди заметных проектов студенческих отрядов: Всероссийская студенческая стройка «Мирный Атом», «Космодром «Восточный», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и др. [8].

Характерными патриотическими целями данных организаций являются: отстаивание суверенитета России в условиях динамично изменяющегося миропорядка, права на собственный путь модель развития; противодействие новой волне «цветных» революций на постсоветском пространстве, ведущей к установлению антироссийских режимов; борьба с американизмом и глобализмом; всемерное содействие процессам интеграции на постсоветском пространстве в целях восстановления культурно-политического единства и др.

Эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию в вузе во многом зависит от реализации его по следующим направлениям:

- подготовка и издание методических материалов, позволяющих эффективно осуществлять реализацию гражданско-патриотического воспитания в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

- организация и проведение по вопросам гражданско-патриотического воспитания научно-практических конференций, конкурсов студенческих работ, олимпиад;

- проведение по вопросам отношения обучающихся к гражданско-патриотическому воспитанию, проблемам организации общественно-полезной работы социологических исследований;

- разработка методов, форм работы по формированию патриота и гражданина в

вузе;

- организация мероприятий в молодежной среде, молодежной субкультуры антисоциальной направленности по противодействию экстремистским проявлениям;

- координация мероприятий патриотической направленности в досуговой деятельности обучающихся, их участие в работе клубов, секций, общественных организаций, советов.

Воспитательные мероприятия патриотической направленности (тематические вечера, вечера вопросов и ответов и др.), которым в вузах отводится немалое внимание, непосредственно формируют качества гражданина и патриота у студентов, и в особенности ценностный компонент. Однако не следует считать, что любое такое мероприятие может выполнять воспитательную функцию. Организация такой работы в вузе должна строиться на плановой основе и включать такие мероприятия, которые целенаправленно формируют мировоззренческие взгляды, убеждения и ценности гражданина и патриота. Поэтому такое воспитание - это необходимое и важнейшее направление образовательного процесса в вузе, ведущего подготовку будущих специалистов, способных не только применять полученные профессиональные знания на практике, но и оценивать свои действия и поступки с точки зрения моральных норм и принципов, выражать свои убеждения и взгляды убедительно и практически значимо.

Показателями уровня сформированности качеств гражданина и патриота у студентов в вузе можно считать их знание и соблюдение социокультурных традиций нации, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности

предшествующих поколений, умение защищать свою страну от внешних угроз, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета.

Для достижения необходимого уровня гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе необходимо широкое использование форм и методов работы, с использованием которых возможна реализация таких функций процесса воспитания как побуждение, преобразование, мобилизация, диагностирование, компенсирование, прогнозирование и др. При этом следует выделить основополагающие методы применяемым в работе по формированию гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи:

1. Метод убеждения который приобретает особую значимость в условиях противоречивого развития гражданского общества в России. Он апеллирует, прежде всего, к уму, логике, опыту, чувствам человека и обеспечивает добровольное принятие идей патриотизма, гражданственности и превращение их в мотивы поведения.

2. Метод примера представляет собой планомерное воздействие на сознание и поведение обучающихся системой положительных примеров профессорско-преподавательского состава в патриотических акциях и движениях, а также в общественно полезной деятельности,

3. Метод «реконструкции характера» способствует становлению качеств патриота и гражданина, ранее не характерных для студенческой молодежи не участвующих в мероприятиях патриотической направленности и общественно-полезной работе.

4. Метод «взрыва» используется с целью нагнетания отрицательных переживаний до предела путем столкновение ложных идеалов с настоящими и доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки становятся неприятными и др.

5. Метод критики и самокритики применяется при устранении у обучающихся негативных личностных качеств, ответственности за свое поведение и личную дисциплину, развитии у них высоких чувств патриотизма.

6. Метод поощрения представляет собой систему средств и приемов морального и материального стимулирования успехов студенческой молодежи в общественно-полезной деятельности, что свидетельствует об одобрении их действий со стороны профессорско-преподавательского состава, воспитателей и побуждению к достижению более высоких результатов.

Помимо перечисленных методов в процессе гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи целесообразно использовать различные приемы воспитательных воздействий и взаимодействий. Как видно из таблицы 1, приемы можно разделелить на две условные группы: созидающие, т.е. способствующие формированию патриотизма и гражданственности и тормозящие, т.е. способствующие преодолению негативного к ним отношения, как качествам личности.

Использовать эти приемы в воспитательной работе по развитию гражданственности и патриотизма следует целенаправленно, каждый раз анализируя сложившуюся ситуацию, чувства и настроения студентов, их настрой на принятие воспитательных воздействий. Гражданско-патриотическая составляющая личности студента выражает ее отношение к собственным поступкам и их последствиям, предполагает усвоение существующих и одобряемых обществом норм и правил социума, присвоение духовно-нравственных ценностей, выполнение непосредственных учебных и профессиональных обязанностей, а также рефлексию результатов своей деятельности.

Таблица 1 - Приемы воспитательных воздействий

Созидающие приемы Тормозящие приемы

Разъяснение Опровержение

Доказательство Осуждение

Доверие Возмущение

Доброта, внимание, забота Приказание

Обходное движение Наказание

Акцентирование Параллельное педагогическое действие

Анализ ошибок Педагогический упрек

Косвенное воздействие Намек

Просьба Мнимое безразличие

Активизация чувств, эмоций Возбуждение тревоги о предстоящем

Вовлечение в интересную деятельность наказании

Поощрение успеха в учебе Обострение борьбы мнений

и общественной деятельности Нравственное порицание

Таким образом, система работы по гражданско-патриотическому воспитанию предусматривает формирование и развитие социально-значимых гражданских ценностей, патриотизма у студентов в процессе воспитания и обучения в вузах, а также массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую за пределами вуза как его воспитательными структурами, так и государственными, общественными, научными и другими организациями города, района, области и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савушкин Л.М. Первушина В.Н. Управление идеологическим воздействием в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.): проблемы советского тыла (анализ на примере регионов страны) // Регион: системы, экономика, управление. 2017. №1 (36). С .152-156.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 (в ред. от 25.11.2013, с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) // «Собрание законодательства РФ». 31.12.2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2020 года: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/(дата обращения: 28.06.2017).

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 28.06.2017).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493: [Электронный ресурс] // URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federatii-na-2016-2020-gody.html (дата обращения: 28.06.2017).

6. Козловская Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук Ростов-на-Дону, 2007. 21 с.

7. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. 416 с.

воинское обучение и воспитание, военная педагогика и психология

8. Гаврилюк В.В., В.В. Маленков Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 44-50.

9. Общественные молодежные движения России [Электронный ресурс] // URL: https://fishki.net/1578б1б-obwestvennye-molodyozhnye-dvizhenija-v-rossii.html (дата обращения 01.12.2017).

REFERENCES

1. Savushkin L.M. Pervushina V.N. Upravlenie ideologicheskim vozdejstviem v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945gg.): problemy sovetskogo tyla (analiz na primere regionov strany) // Region: sistemy, ehkonomika, upravlenie. 2017. №1 (3б). S .152-15б.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon RF ot 29.12.2012 № 273-FZ (v red. ot 25.11.2013, s izm. i dop., vstupayushhimi v silu s 05.12.2013) // «Sobranie zakonodatel'stva RF». 31.12.2012. № 53 (ch. 1). st. 7598.

3. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii do 2020 goda: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 № 751 [EHlektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/(data obrashheniya: 28.0б.2017).

4. Kontseptsiya Federal'noj tselevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r [EHlektronnyj resurs] // URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (data obrashheniya: 28.06.2017).

5. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federatsii na 2016 - 2020 gody»: Postanovlenie pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493: [EHlektron-nyj resurs] // URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (data obrashheniya: 28.06.2017).

6. Kozlovskaya T.V. Pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya sovremen-nykh studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk Rostov-na-Donu, 2007. 21 s.

7. Ushinskij, K.D. Pedagogicheskie sochineniya // Sobr. soch.: v 6 t. M.: Pedagogika, 1988. T. 1. 41б s.

8. Gavrilyuk V.V., V.V. Malenkov Grazhdanstvennost', patriotizm i vospitanie molodezhi // So-tsiologicheskie issledovaniya. 2007. № 4. S. 44-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Obshhestvennye molodezhnye dvizheniya Rossii [EHlektronnyj resurs] // URL: https://fishki.net/1578616-obwestvennye-molodyozhnye-dvizhenija-v-rossii.html (data obrashheniya 01.12.2017).

© Еременко В.Д., Остапенко В.С., Первушина В.Н., 2018

Еременко Валентин Дмитриевич, кандидат военных наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). Россия, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95, cfrap@mail.ru

Остапенко Владимир Савельевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). Россия, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95, cfrap@mail.ru

Первушина Валентина Николаевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). Россия, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95, cfrap@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.