Научная статья на тему 'Некоторые вопросы процессуального положения представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве'

Некоторые вопросы процессуального положения представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2031
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОТЕРПЕВШЕГО / АДВОКАТ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мисник Ирина Владиславовна

Статья посвящена проблемам процессуального статуса представителя потерпевшего в уголовном процессе, содержит предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы процессуального положения представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве»

Мисник Ирина Владиславовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Восточно-Сибирского института МВД России (e-mail: iramis@yandex.ru)

Некоторые вопросы процессуального положения представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве

Аннотация

Статья посвящена проблемам процессуального статуса представителя потерпевшего в уголовном процессе, содержит предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства.

Annotation

The article is devoted to the problems of procedural status of victims representative in criminal procedure, contains offers on perfection of a legislative regulations.

Ключевые слова: потерпевший, представитель потерпевшего, адвокат, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, юридическая помощь.

Key words: victim, victims representative, advocate, criminal procedure, criminal trial, legal help.

В специальном докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации прозвучало: "...ежегодно каждый десятый житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается "потерпевшим". Столь значительное количество лиц, относимых к этой категории, как представляется, делает весьма актуальным вопрос о том, насколько защищены их процессуальные и иные права"[1]. Каждый год жертвами преступлений в России становятся до 4 млн. человек и это только официальная статистика, не учитывающая латентную преступность.

Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Лицо, пострадавшее от преступления, может стать участником уголовного судопроизводства и вследствие этого получить возможность защищать и реали-зовывать свой собственный интерес только с момента признания его потерпевшим. О признании лица потерпевшим дознаватель, следователь или суд выносят мотивированное постановление по своей инициативе либо по просьбе лица, пострадавшего от преступления.

Отметим, что момент признания потерпевшим законодателем не установлен, а, значит, зависит от субъективного усмотрения следователя (дознавателя, суда). На практике достаточно часто встречаются случаи, когда лицо признается потерпевшим не на первоначальных этапах расследования, как это, на наш взгляд, должно быть, а на более поздних стадиях, а иногда и в конце расследования. По результатам проведенного нами обобщения уголовных дел было установлено, что лицо было признано потерпевшим в день возбуждения уголовного дела в 26,3 % случаев, в течение недели после возбуждения уголовного дела - в 20 % случаев, в более поздние сроки - в 53,6 % [2]. Думается, что разрыв во времени должен быть минимальным и совпадать с актом возбуждения уголовного дела, чтобы не ущемлять прав пострадавшего.

Несомненно, важнейшим правом потерпевшего, которым его наделил законодатель, является возможность иметь представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Потерпевший в полной мере сможет реализовать свои права, защитить нарушенные преступлением интересы, только обладая познаниями в области юриспруденции. Зачастую на практике следователи при разъяснении прав потерпевшему, к сожалению, ограничиваются лишь формальным прочтением, без детального пояснения отдельных положений закона, что явно недостаточно для лица, не сведу-

195

щего в юридических вопросах. Поэтому, на наш взгляд, участие представителя в уголовном судопроизводстве является надежной гарантией обеспечения прав потерпевшего, посредством которой он сможет профессионально и грамотно отстаивать свои законные интересы на стадии возбуж-дения уголовного дела, предварительного расследования и в суде. По результатам проведенного нами обобщения уголовных дел представитель потерпевшего участвовал в уголовном процессе в 14, 3% случаев. Из них адвокат выступал в качестве представителя только в 11, 6% случаев. Совершенно очевидно, что адвокаты должны представлять интересы потерпевших значительно чаще.

В статье 45 УПК РФ выделяется два вида уголовно-процессуального представительства: договорное и представительство по закону. Договорное представительство осуществляется адвокатами. Следует отметить, что, помимо адвокатов, в качестве представителей могут быть также допущены по постановлению мирового судьи один из близких родственников потерпевшего, либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует последний.

Достаточно часто потерпевшие не прибегают к помощи квалифицированной юридической помощи, поскольку не всем она "по карману". В п. 5 ч. 2 ст. 131 УПК РФ предусмотрено возмещение потерпевшим процессуальных издержек в виде сумм, выплачиваемых представителю потерпевшего (адвокату), но это не спасает ситуацию. Получается, что и без того понесшее ущерб от преступления лицо, должно еще и оплачивать помощь адвоката? Полностью разделяем мнение ученых-процессуалистов, полагающих, что юридическая помощь, оказываемая потерпевшему адвокатом по назначению следователя, дознавателя, суда, должна предоставляться бесплатно, компенсируясь из средств федерального бюджета, с последующим взысканием выплаченной суммы с осужденного в порядке регресса, по аналогии с предоставлением бесплатных юридических услуг подозреваемому (обвиняемому, подсудимому) (ч. 5 ст. 50 УПК РФ) [3]. Следует отметить, что более половины - 73% опрошенных практических работников согласились с данным суждением [4].

В пункте 12 ст. 5 УПК РФ дается исчерпывающий перечень лиц, которые могут выступать в качестве законных представителей потерпевшего: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний потерпевший, органы опеки и попечительства.

Законный представитель допускается к участию в деле на основании документа, удостоверяющего факт родства, усыновления, опеки попечительства над потерпевшим, либо подтверждающего полномочия представителя учреждений и органи-заций, на попечении которых находится потерпевший, а также представителя органов опеки и попечительства.

В случае, если потерпевшим является юридическое лицо его интересы отстаивает представитель на основе доверенности.

Участие в уголовном деле представителя и законного представителя не лишает потерпевшего его прав. В УПК РФ указано, что представитель потерпевшего имеет те же процессуальные права, что и представляемое им лицо. В этой связи хотелось бы обратить внимание на один немаловажный момент. Так, исходя из буквального толкования статьи 42 УПК РФ, приходишь к выводу, что представитель потерпевшего наделен правом давать показания по уголовному делу (я не имею в виду случай, когда он является свидетелем), а также возможностью иметь представителя (в этом случае я имею в виду представителя, поскольку участие законного представителя не лишает его возможности иметь представителя). Но ведь нелепо предположить, что адвокат, например, дает показания по уголовному делу потерпевшего, интересы которого он представляет или адвокат, сам будучи представителем, имеет своего представителя. Совершенно очевидно, что данная ситуация недопустима и неприемлема. Кроме того, показания представителя потерпевшего не являются видом доказательств. Представляется, что в ч. 3 ст. 45 УПК РФ следует внести изменения и изложить ее в следующей редакции: "Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица, за исключением права давать показания, иметь представителя (если представителем выступает адвокат)".

Следует отметить, законодатель, в принципе, улучшил процессуальное положение представителей потерпевшего. Но можем ли мы, исходя из этого, поставить знак равенства между защитником подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) и представителем потерпевшего? Думается, что нет. Стоит обратить внимание хотя бы на тот существенный факт, что в п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК РФ закреплено право защитника собирать доказательства путем опроса лиц с их согласия, а в п. 3 ч. 1 ст. 53 закреплена возможность приглашать специалиста. Кроме того, не исключается сбор сведений защитником и по договору с част-

196

та в случаях, предусмотренных частью второй ст. 198 настоящего Кодекса;

9) участвовать при рассмотрении судом жалоб на задержание, заключение под стражу;

10) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

11) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании представляемого лица потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;

12) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела судом первой, второй, надзорной инстанций и при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;

13) поддерживать обвинение;

14) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

15) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

16) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

4. Представитель не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с представлением интересов потерпевшего, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования представитель несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

5. Представитель потерпевшего обязан:

1) представлять органу, ведущему уголовный процесс, документы, подтверждающие его полномочия представителя;

2) являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, для защиты интересов представляемого им лица;

6. Потерпевший вправе иметь несколько представителей".

ным детективом или частным детективным предприятием [5]. Аналогичные нормы по отношению к представителю потерпевшего совершенно необоснованно отсутствует.

Более того, адвокат-представитель потерпевшего имеет меньше законодательно закрепленных возможностей не только защитника, но даже и адвоката свидетеля. Проиллюстрируем это на следующем примере. В части 5 ст. 189, ч. 6 ст. 192 УПК РФ установлено, что если свидетель явился на допрос, очную ставку с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат участвует в очной ставке и пользуется следующими правами: давать в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия (ч. 2 ст. 53 УПК РФ). Кроме того, по окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля, подлежа-щие занесению в протокол. Полагаем, что аналогичная норма непременно должна найти отражение в УПК РФ и по отношению к представителю потерпевшего.

Итак, исходя из вышеизложенного представляется целесообразным внести изменения в ч. 3 ст. 45 УПК РФ и изложить в следующей редакции:

"3. Законные представители и представители потерпевшего вправе:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

2) рекомендовать потерпевшему...отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 настоящего Кодекса.;

3) собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 86 Кодекса;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

6) иметь представителя (в случае участия законного представителя);

6) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству потерпевшего.;

7) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием и подавать на них замечания;

8) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением экспер-

1. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Рос. газета. 2008. 4 июня.

197

2. Всего было изучено около 250уголовных дел, рассмотренных районными судами г. Иркутска.

3. Абабков А.В. Права потерпевших в уголовном процессе /А. В. Абабков // Юрид. газета. 1995. № 17. С. 3 и др.

4. Всего было опрошено 100 следователей, 100 адвокатов, 50 судей.

5.Ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.

1. Problems of protection of the rights of victims from crimes: the special report of the Commissioner

for Human Rights //Grew in the Russian Federation. newspaper. 2008. On June 4.

2. All it was studied about 250 criminal cases considered by district courts of Irkutsk.

3. Ababkov A. V. The rights of victims in criminal trial / A.V. Ababkov // Yurid. newspaper. 1995. No 17. P. 3, etc.

4. All 100 inspectors, 100 lawyers, 50 judges were interrogated.

5. Law Russian Federation Art. 3 «About private detective and security activity in the Russian Federation» from March 11, 1992 // SND and VS Russian Federation Sheets. 1992. No 17. Art. 888.

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.