УДК 349.6
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Дюсенов Ербол Абаевич
Ученый секретарь Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, к.ю.н., г. Нур-Султан; e-mail: [email protected]
Лямбекова Арман Каиргельдыевна
Старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Нур-Султан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: законодательство, зеленая экономика, охрана окружающей среды.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы регулирования развития «зеленой экономики» с учетом стратегических и программных документов Республики Казахстан. Затронута текущая ситуация в отношении энергоемкости экономики Казахстана. В данном контексте отмечается непрямое субсидирование предприятий - естественных монополистов и ТЭС, ТЭЦ, загрязняющих окружающую среду вследствие использования традиционных энергетических технологий.
Подчеркивается учет социального компонента в Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». Отмечается потребность в достижении целей устойчивого развития посредством проведения активной государственной экологической политики на центральном и местном уровнях, последовательности в налоговом стимулировании, развития зеленых закупок товаров для поддержки использования ресурсосберегающих технологий, открытости процедур выбора поставщиков в сфере утилизации и переработки отходов, обеспеченности жителей пешеходными и велосипедными дорожками, общественным транспортом.
Опираясь на сведения о структуре потребления электроэнергии в Казахстане, сформулированы предложения по совершенствованию регулятивного потенциала экологического законодательства и концентрации фокуса воздействия государственной экологической политики в отношении крупных промышленных предприятий.
С учетом имеющейся практики сортировки отходов, выражено мнение о необходимости соответствия «зеленым» технологиям предлагаемой в проекте Экологического кодекса Республики Казахстан термической утилизации отходов с получением энергии.
Наряду с изложенным в статье, сформулированы предложения по развитию «зеленой экономики» с решением первостепенных задач в основных сферах потребления невозобновляемых природных ресурсов.
ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА «ЖАСЫЛ ЭКОНОМИКАНЫ» ЦУЦЬЩТЫК; РЕТТЕУДЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1
Ербол Абайулы Дуйсенов
К^азацстан Республикасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц гылыми хатшы, з.г.к., Нур-Султан ц.; e-mail: [email protected]
Арман ^аиргелдщызы Лэмбекова
К^азацстан Республикасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц азаматтыц, азаматтыц w ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц io ЖYргiзу бoлiмiнiц ага гылыми цызметкерi, зац гылымыныц магиoтрi, Нур-Султан ц.; e-mail: [email protected]
Tymh свздер: зацнама, жасыл экономика, айналадагы ортаны цоргау.
Аннотация. Мацалада Цазацстан Республикасыныц стратегиялыц жэне багдарламалыц цужаттарын ескере отырып «жасыл экономиканы» дамытудыреттеу мэселелерi царасты-рылады. Цазацстан экономикасыныц энергия сыйымдылыгына цатысты агымдагы жагдайы козгалды. Осы тургыда дэстYрлi энергетикалыц технологияларды пайдалану салдарынан ай-
наладагы ортаны ластайтын табиги монополистер мен ЖЭС, ЖЭО кэсторындарын тжелей емес субсидиялау байцалады.
Цазацстан Республикасыныц «жасыл экономикаж» кешу\ жвшндегг тужырымдамадагы элеуметтж компоненттг есепке алынуы атап етглдг. Орталыц жэне жергшктг децгейлер-де белсенд1 мемлекеттж экологиялыц саясатты ЖYргiзу, салыцтыц ынталандырудагы рет-тшк, ресурс Yнемдеушi технологияларды пайдалануды цолдау Yшiн тауарларды жасыл сатып алуды дамыту, цалдыцтарды кэдеге жарату жэне цайта ецдеу саласында жеткiзушiлердi тацдау рэЫмдерШц ашыцтыгы, тургындарды жаяу ЖYргiншiлер жэне велосипед жолда-рымен, цогамдыц келжпен цамтамасыз ету арцылы орныцты даму мацсаттарына цол жет-шзу цажетттт атап еттуде.
Цазацстанда электр энергиясын тутыну цурылымы туралы мэлiметтерге CYйене оты-рып, экологиялыц зацнаманыц реттеушi элеуетт жетiлдiру жэне iрi енеркэсттж кэсто-рындарга цатысты мемлекеттж экологиялыц саясаттыц эсер ету фокусын шогырландыру бойынша усыныстар жасалды.
Цалдыцтарды сурыптаудыц бар тэжгрибест ескере отырып, Цазацстан Республикасыныц Экологиялыц кодекс жобасында усынылжн цалдыцтарды термиялыц кэдеге жарату арцылы энергияны алу сияцты «жасыл» технологияларга сэйкестендiру цажеттшгг туралы пкр айтылды.
Мацалада аталганмен цатар, жацартылмайтын табигиресурстарды тутынудыц негiз-гi салаларындагы бiрiншi кезектегi мтдеттердг шеше отырып, «жасыл экономиканы» дамыту женiндегi усыныстар тужырымдалды.
SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF «GREEN ECONOMY» IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Dyussenov, Yerbol Abayevich
Scientific secretary of the Institute of Legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Lyambekova, Arman Kairgeldinovna
Senior research fellow of the Department of civil, civil procedural legislation and executive proceedings of the Institute of Legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, Master of legal sciences, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: legislation, green economy, environmental protection.
Abstract. The article deals with the regulation of the development of the «green economy» taking into account the strategic program documents of the Republic of Kazakhstan. The current situation of the energy intensity of the economy ofKazakhstan is touched upon. In this context, there is an indirect subsidizing of natural monopoly enterprises and thermal power plants that pollute the environment due to the use of traditional energy technologies.
The content of the concept of «green economy» and an inclusive green economy is considered, and the account of the social component in the Concept for the transition of the Republic of Kazakhstan to a «green economy» is emphasized.
The need is noted in order to achieve sustainable development goals through an active state environmental policy at the central and local levels, consistency in tax incentives, development of green procurement of goods to support the use of resource-saving technologies, openness ofprocedures for selecting suppliers in the field of waste disposal and recycling, provision of residents with pedestrian and bike paths, public transport.
Based on information about the structure of electricity consumption in Kazakhstan, proposals have been formulated to improve the regulatory potential of environmental legislation and to concentrate the focus of the state environmental policy in relation to large industrial enterprises.
Taking into account the existing practice of waste sorting, an opinion was expressed on the need to comply with the «green» technologies proposed in the draft of the Environmental Code of the Republic of Kazakhstan for thermal waste disposal with energy production.
Along with what is stated in the article, proposals are formulatedfor the development of a «green economy» with the solution of priority tasks in the main areas of consumption of non-renewable natural resources.
В Послании Главы государства К.К. Тока-ева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» установлены семь основных принципов нового экономического курса страны, где одним из ключевых является «Озеленение» экономики, охрана окружающей среды.
В разделе «Экология и защита биоразнообразия» Послания отмечено, что охрана окружающей среды и экологическое развитие выходят на первый план казахстанской повестки дня. Видится, что в среднесрочной перспективе экономическое развитие идет в сторону «зеленых» технологий и следует подготовить основу для глубокой декарбонизации.
В связи с этим в Послании поручено Правительству в сотрудничестве с научным сообществом и частным сектором разработать пакет предложений по «зеленому росту». Также в указанном послании Глава государства дал поручение до конца 2020 года принять новый Экологический кодекс, проект которого на сегодняшний день находится на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан [1].
За длительный период индустриализации и экстенсивного роста без учета нагрузки на природную среду, явствено выступили упущения, наблюдаемые повсеместно в мире по устойчивому развитию с горизонтом видения на нескольких поколений вперед. Назрела потребность в продвижении инициатив «зеленой экономики», низкоуглеродного развития, переходе на устойчивое развитие общества, экономики и экологии.
Вместе с тем, приходится констатировать, что Республика Казахстан занимает в мировом рейтинге энергоемкости восьмое место. По мнению экспертного сообщества, основная причина высокой энергоемкости экономики нашей страны кроется в применении устаревших технологий. В этой связи необходимо создавать условия для внедрения наилучших доступных технологий хозяйствующими субъектами. По данным американского Агентства энергетического развития отмечается, что ежегодно в Казахстане государством выделяется более 4 млрд. долларов США на непрямое субсидирование энергетики и производства угля1.
В рамках Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» уделено внимание определению целей и задач, мерам их достижения в отношении предупреждения загрязнения воздуха, утилизации
отходов, ведения сельского хозяйства, обеспечения водными ресурсами, энергоэффективности, а также уделено внимание защите социально уязвимых слоев населения, созданию новых квалифицированных рабочих мест2.
Переход к «зеленой экономике» согласуется с концептуальными основами устойчивого развития. Достижение целей устойчивого развития установлены на межгосударственном уровне и проводятся отчетные встречи на уровне правительств государств.
По нашему мнению, на этом фоне актуальными направлениями реализации целей устойчивого развития видятся активное проведение государственной экологической политики на республиканском и местном уровне, налоговое стимулирование, зеленые закупки товаров и услуг, произведенных с использованием ресурсосберегающих технологий, поддержка инновационной деятельности, открытость процедур выбора поставщиков в сфере утилизации и переработки отходов, ответственность местных исполнительных органов за состояние и удовлетворенность жителей пешеходными и велосипедными дорожками общественным транспортом, за принятие исчерпывающих мер по созданию скверов, парков в шаговой доступности.
В юридической литературе обращается внимание на необходимость развития государства с учетом концепции по переходу Республики Казахстан к зеленой экономике и решения вопросов по предупреждению негативного воздействия на здоровье и природную среду от накопленных за десятилетия функционирования тяжелой промышленности отходов и загрязнений [2].
В экономической литературе актуальным является развитие декаплинга (от англ. decoupling), то есть разделение экономического роста и потребления природных ресурсов [3].
В нашей стране работа по поддержке экологии и устойчивого развития проводилась и закреплена на уровне законодательных актов, в частности в Экологическом кодексе Республике Казахстан, принятом в январе 2007 года.
Кроме того, поддержка развития государств по направлению устойчивого развития, развития «Зеленой экономики» осуществляется Программой ООН по окружающей среде. На площадке данной организации с 2008 года провозглашена и продвигается инициатива «Зеленая экономика». В рамках указанной инициативы проводятся исследования
отходов, ведения сельского хозяйства, обе чения водными ресурсами, энергоэффек ности, а также уделено внимание защите циально уязвимых слоев населения, созда новых квалифицированных рабочих мест
Переход к «зеленой экономике» согл ется с концептуальными основами устойч го развития. Достижение целей устойчи: развития установлены на межгосударст ном уровне и проводятся отчетные встреч уровне правительств государств.
По нашему мнению, на этом фоне а альными направлениями реализации ц устойчивого развития видятся активное ведение государственной экологической п тики на республиканском и местном уро налоговое стимулирование, зеленые заку товаров и услуг, произведенных с использ нием ресурсосберегающих технологий, держка инновационной деятельности, отк тость процедур выбора поставщиков в сс утилизации и переработки отходов, от ственность местных исполнительных орг за состояние и удовлетворенность жит пешеходными и велосипедными дорожк общественным транспортом, за принятие черпывающих мер по созданию скверов, ков в шаговой доступности.
В юридической литературе обраща внимание на необходимость развития г дарства с учетом концепции по переходу спублики Казахстан к зеленой экономш решения вопросов по предупреждению н тивного воздействия на здоровье и при ную среду от накопленных за десятил функционирования тяжелой промышле] сти отходов и загрязнений [2].
В экономической литературе акту ным является развитие декаплинга (от а decoupling), то есть разделение экономичес роста и потребления природных ресурсов
В нашей стране работа по поддержке логии и устойчивого развития проводила закреплена на уровне законодательных ак в частности в Экологическом кодексе Ре блике Казахстан, принятом в январе 2007 г
Кроме того, поддержка развития г дарств по направлению устойчивого ра тия, развития «Зеленой экономики» о суш вляется Программой ООН по окружаю среде. На площадке данной организаци 2008 года провозглашена и продвигается i циатива «Зеленая экономика». В рамках занной инициативы проводятся исследовг
1 Стратегия развития НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов», с.6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://igtipc.org/images/docs/2020/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0 %D1 %82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1 %8F_%D0%BD%D0%B0%D0%BE_%D0%BC%D1 %86%D0%B 7%D1 % 82%D0%B8%D0%BF_%D0%BD%D0%B0_2020-2024_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf Дата доступа: 22.10.2020
2 Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике "» http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577Дата доступа: 22.10.2020
и оказывается помощь для последующего развития политики по поддержке экологических инвестиций.
В Республике Казахстан в 2015 году запущен проект «Поддержка Казахстана для перехода к модели зеленой экономики» при финансировании Европейским союзом. Данный проект выполняется Программой развития ООН (ПРООН) в сотрудничестве с Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК). Отчетные материалы представлены на сайте ЕЭК3.
Как следует из материалов мероприятий проекта, работа лежит в консультационной, координационной и просветительской плоскости.
Обращаясь к соотношению показателей экономического роста и потребления невоз-новляемых природных ресурсов, следует отметить, что по данным Всемирного банка уровень сжигания полезных ископаемых по отношению к объему внутреннего валового продукта в Казахстане превышает в два раза уровень стран Западной Европы.
По данным проекта Национального доклада по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» за 2017 - 2018 годы за период с 2013 по 2018 годы, наблюдается поступательный рост отпущенной электроэнергии с 85 304 858,3 до 94 566 156,4млн. кВт*ч. При этом больше половины всего потребления электроэнергии приходится на отрасль промышленности с её повышением за аналогичный период с 57 740 298,6 до 65 777 308,2 млн. кВт*ч. Учитывая, что более 90 % электроэнергии производится посредством сжигания твердых полезных ископаемых, в основном угля, при решении вопросов охраны окружающей среды необходимо обратить внимание на содержание и выполнение требований на промышленных объектах по уровню энергоэффективности и использованию наилучших доступных технологий4.
При этом в Казахстане высокий уровень сжигания полезных ископаемых обусловлен потребностями металлургической промышленности, проката стали и др. Тем самым нагрузка на окружающую среду обусловлена функционированием промышленных объектов, запущенных в прошлом веке.
В этой связи являются актуальными вопросы внедрения наилучших доступных тех-
нологий в горнорудной и металлургической отраслях, которые требуют финансирования и контроля со стороны уполномоченных органов в сфере экологического регулирования и контроля, промышленной безопасности, иных государственных органов, а также участия со стороны общественности.
Опыт ученых Российской Федерации позволяет выделить назревшую потребность по решению научной проблемы разработки методологии и инструментария оптимизации программных мероприятий развития зеленой экономики в России [4]. Полагаем целесообразным применение точечных мер стимулирования и понуждения к внедрению наилучших доступных технологий на крупных промышленных объектах.
Относительно опыта Китайской Народной Республике в литературе отмечается, что развитие зеленой экономики выступает базисом социалистической экологической цивилизации Китая. Подчеркивается роль зеленой экономики как нового вектора устойчивого развития в глобальном масштабе. В литературе также имеется мнение, что для перехода к зеленой экономике является эффективным перераспределение государственных инвестиций, создание чистых технологий [5].
Опыт скандинавских стран в продвижении «зеленой экономики» является на сегодняшний одним из самых успешных.
Так, Дания в механизме государственного регулирования «зеленой экономики» применяет высокие налоги за загрязнение окружающей среды, поступления от которых направляются в форме государственных субсидий организациям развивающим «зеленые» проекты.
Представляет интерес практика Дании относительно инвестирования ее жителями средств в экологические проекты, связанные с производством энергии и тепла, в частности возведение и функционирование ветряных турбин. Тем самым, жители Дании имеют возможность получать доход от инвестиций, вложенных в «зеленые» проекты, либо возмещать свои расходы, связанные с потребленнем энергии. Таким образом, существуют условия для стимулирования жителей Дании инвестировать в развитие «зеленой экономики» [6].
В проекте Экологического кодекса Республики Казахстан (утвержден постановлением
3 Сайт ЕЭК [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.unece.org/ru/environmental-policy/dejatelnost-po-usileniju-potenciala/water/areas-of-work-of-the-convention/envwatercentralasiaru/supporting-kazakhstans-transition-towards-green-economy-model.html Дата доступа: 22.10.2020.
4 Таблица1.4.1. «Отпуск и потери электроэнергии Республики Казахстан, млн. кВт*ч» Проекта Национального доклада по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» за 2017 - 2018 годы: Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов. - Нур-Султан, 2019. - 64 стр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://igtipc. org/images/docs/2020/proekt doklada01.pdf Дата доступа: 22.10.2020
Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 1022) статья 3 предусматривает цель и задачи экологического законодательства Республики Казахстан, где одной из 14 задач экологического законодательства Республики Казахстан выступает: поощрение и стимулирование государством привлечения «зеленых» инвестиций и широкого применения наилучших доступных техник, ресурсосберегающих технологий и практик, сокращения объемов и уровня опасности образуемых при осуществлении деятельности отходов и эффективного управления ими, использования возобновляемых источников энергии, во-досбережения, а также осуществления мер по повышению энергоэффективности, устойчивому использованию, восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Согласно проекту Кодекса, государственной экологической политикой является деятельность государства, направленная на создание правовых, социальных, экономических и организационных условий, механизмов и гарантий, необходимых для сохранения и восстановления природной среды, достижения и поддержания качества окружающей среды на благоприятном для жизни и здоровья человека уровне, обеспечения экологической безопасности и экологических основ устойчивого развития Республики Казахстан.
Статья 137 проекта Экологического кодекса Республики Казахстан определяет следующие виды механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды:
1) плата за негативное воздействие на окружающую среду;
2) рыночные механизмы управления эмиссиями в окружающую среду;
3) экологическое страхование;
4) экономическое стимулирование деятельности, направленной на охрану окружающей среды;
5) рыночные механизмы сокращения выбросов и поглощения парниковых газов;
6) расширенные обязательства производителей (импортеров).
В сравнении со статьей 95 действующего Экологического кодекса Республики Казахстан, в проекте кодекса усечен перечень видов механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования.
Так, в статье 137 проекта кодекса отсутствуют следующие инструменты экономического регулирования: 1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды (подпункт 1 статьи 95 ЭК
РК); плата за пользование отдельными видами природных ресурсов (подпункт 3 статьи 95 ЭК РК); экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде (подпункт 7 статьи 95 ЭК РК).
Между тем, вопросы выделения, пополнения и целевого использования финансовых ресурсов неоднократно поднимались учеными, депутатами Парламента Республики Казахстан, представителями бизнес-сообщества и общественностью [7, 8].
В Концепции проекта Экологического кодекса прямо указывается, что средства, поступающие в бюджет в качестве платы за эмиссии и компенсации за ущерб, не расходуются в достаточной степени на восстановление окружающей природной среды. Более того, крупнейшие загрязнители воздуха и земли, а именно энергопроизводящие организации ТЭЦ, ТЭС и естественные монополисты в сфере коммунальных услуг согласно Налоговому кодексу пользуются понижающими коэффициентами от 0,43 до 0,055. Тем самым снижаются затраты на формирование тарифов на коммунальные услуги, а владелец вредного производства не видит экономической целесообразности в чистоте выбросов и эмиссий. При этом методика тарифообразования позволяет закладывать монополистам в тарифы расходы, связанные с платой за загрязнение окружающей среды.
Можно отметить перечень инструментов, предусмотренных в статье 141 проекта Кодекса, в котором закреплено экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
Таким образом на законодательном уровне предлагается с даты получения комплексного экологического разрешения применять коэффициент 0 к ставкам за негативное воздействие на окружающую среду, организовывать трансфер и адаптацию «зеленых» технологий, содействовать привлечению «зеленых» инвестиций, предоставлять меры государственной поддержки в рамках «зеленого» финансирования, а также применять «зеленый» тариф на произведенную электрическую и тепловую энергию посредством термической утилизации отходов. Сжигание отходов с получением энергии также именуется энергетической утилизацией отходов.
В проекте Экологического кодекса предусматривается понятие «зеленого» тарифа по приобретению электроэнергии от термической утилизации отходов. Между тем вопрос безопасности для здоровья населения в местах сжигания отходов не имеет однозначного понимания. При этом большинство фракций в
5 С. 8 Концепции проекта Экологического кодекса Республики Казахстан. Проект по состоянию на 14 августа 2018 года. Интернет-ресурс портала «Открытые НПА» Электронного правительства Республики Казахстан[-Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=1962715 Дата доступа: 22.10.2020
массе отходов составляют изделия, получаемые из нефтепродуктов, а сортировка отходов надлежащим образом не функционирует. Таким образом, на деле мы получаем сжигание продуктов от невозобновляемых источников энергии.
При этом в проекте Кодекса к «зеленым» технологиям относятся экологически безопасные технологии по выработке энергии из возобновляемых источников энергии, по снижению вредных выбросов в атмосферу. С учетом указанного, возникают вопросы к экологической обоснованности и к соответствию «зеленым» технологиям использование технологии термической утилизации отходов.
Опираясь на передовой опыт финансирования и поддержки «зеленых» проектов, представляет интерес опыт создания и функционирования специализированных банков и финансовых институтов, например, «Green Finance Organisation» в Японии, «New York Green Bank» и «Connecticut Green Bank» в США, «Green Tech Malaysia» в Малайзии.
Данные организации, осуществляют отбор, кредитование и поддержку «зеленых» проектов, размещение «зеленых» инвестиций. Развитие банковских инструментов в финансировании проектов по устойчивому развитию является актуальным вследствие преобладания проектов с масштабным проведением работ и определенным периодом окупаемости проектов. Как правило, такого рода организации должны иметь государственную поддержку и доступ к бюджетному фондированию. Со стороны зарубежных экспертов высказывалось мнение о возможности ведения «зеленого» банкинга Банком развития Казахстана [9].
В открытых источниках высказано экспертное мнение о росте выпуска «зеленых» облигаций и в развивающихся странах он составил $14,6 млрд., или 19% от общего объема эмиссии 1 полугодия 2018 года. Ожидается, что в скором времени, с учетом деятельности Азиатского банка развития и Африканского банка развития, рост «зеленых» облигаций в развивающихся странах достигнет $21,5 млрд. и составит 28%6.
В Республике Казахстан субсидирование «зеленых» проектов, технологий проводится посредством снижения налоговых ставок, закупок электроэнергии, получаемой от использования возобновляемых источников энергии, финансовой поддержки переработки твердых бытовых отходов, и другими мерами. Круг уполномоченных организаций и их принадлежность разным государственным органам
позволяет обеспечивать достаточно широко поддержку развития «зеленой экономики».
По нашему мнению, стратегическая важность и объемы государственной поддержки по переходу к «зеленой экономике», устойчивому развитию позволяют рассмотреть возможность ведения общей координации уполномоченных органов и интеграции мер государственной поддержки в сферах наибольшего потребления энергоресурсов, в частности металлургии, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры. В этой плане уместным будет усиление координирующей функции Совета по переходу к «зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан, а также широкое обсуждение с общественностью и экспертным сообществом Национального доклада по переходу к «зеленой экономике» для конкретизации рекомендаций по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и государственных мер поддержки.
Казахстанский опыт институционализа-ции отношений по взиманию и направлению платежей за упаковку и отходы после употребления товаров народного потребления для их последующей утилизации и переработки в адрес уполномоченной организации - оператора расширенных обязательств производителей, позволяет констатировать достижения в поддержке местного экологического предпринимательства по сбору и переработке отдельных видов отходов, возмещения за сдачу на утилизацию бывших в употреблении автотранспортных средств и различных материалов.
Можно отметить, что учрежденный в Казахстане институт расширенной ответственности производителей (далее - РОП) не является банком либо организацией, осуществляющей банковские операции, и обладает возможностью гибкого выстраивания процедур принятия решений. При этом опыт оператора РОП представляется полезным в поддержке местных инициатив по внесению вклада в развитие «зеленой экономики».
В Республике Казахстан успешно апробирован механизм конкурсных процедур закупок энергии и заключения инвестиционных контрактов для введения новых объектов, генерирующих энергию из возобновляемых источников, что позволяет получать снижение стоимости зеленой электроэнергии. Наблюдается мировая тенденция по удешевлению стоимости выработанной энергии из возобновляемых источников, которая позволяет ожидать рыночную конкурентоспособность «зеленой» электроэнергии по отношению к стоимости
6 Зеленые финансы: повестка дня для России. Диагностическая записка. Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, стр. 11. Режим доступа: https://investinfra.ru/frontend/mages/PDF/ NAKDI-zelenye-finansy-povestka-dnya-dlya-rossii-291018.pdfЦата доступа: 22.10.2020
электроэнергии, полученной из традиционных источников её добычи.
Таким образом, в деле перехода к «зеленой экономике» решающим фактором является стройная государственная экологическая политика. При этом основополагающим условием упорядоченных и продуктивных взаимоотношений по развитию «зеленой экономики» выступает качественное норма-
тивное регламентирование процедур, обеспечивающих проведение скоординированной государственной поддержки выработки и потребления энергии из возобновляемых источников энергии, модернизации промышленных производств для снижения загрязнения окружающей среды и повышения энергоэффективности в сферах жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий». - Нур-Султан, 1 сентября 2020 г. Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g Дата доступа: 22.10.2020;
2. Irina Onyusheva, Denis Ushakov, Hung Tran Van. Экологические проблемы и развитие зеленой экономики в Казахстане: аналитический обзор = The Eco-problems and Green Economy Development in Kazakhstan: An Analytical Survey // International Journal of Energy Economics and Policy, 2018, 8(2), 148-153. Режим доступа: https://econjournals.com/index.php/ijeep/article/ view/6274/3614 Дата доступа: 22.10.2020;
3. Яшалова Н.Н. Анализ проявления эффекта декаплинга в эколого-экономической деятельности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №39. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-proyavleniya-effekta-dekaplinga-v-ekologo-ekonomicheskoy-deyatelnosti-regiona Дата доступа: 22.10.2020; Селищева Т.А. «Зеленая» экономика как модель устойчивого развития стран ЕАЭС //ПСЭ. 2018. №3 (67). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-ekonomika-kak-model-ustoychivogo-razvitiya-stran-eaes Дата доступа: 22.10.2020;
4. Вукович Н.А., Мингалева Ж.А. Перспективы развития зеленой экономики в России // Beneficium. 2020. №1 (34). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-zelenoy-ekonomiki-v-rossii Дата доступа: 22.10.2020;
5. Бальчиндоржиева О.Б. Проблема строительства зеленой экономики в Китае // Евразийство и мир. 2019. № 1. С. 37-41. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-stroitelstva-zelenoy-ekonomiki-v-kitae/viewer Дата доступа: 22.10.2020;
6. Громова А.И. Опыт внедрения принципов «Зеленой» экономики в мировой экономике (на примере Дании) // КЭ. 2014. №8 (92). C. 113-118 https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-printsipov-zelenoy-ekonomiki-v-mirovoy-ekonomike-na-primere-danii/viewer Дата доступа: 22.10.2020;
7. Сабеков С. Дарига Назарбаева призвала маслихаты проконтролировать использование средств на охрану природы.Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/dariga-nazarbaeva-prizvala-maslihaty-prokontrolirovat-ispol-zovanie-sredstv-na-ohranu-prirody_a3592041 Дата доступа: 22.10.2020;
8. Кулибаев Т.: Экологические платежи должны стать целенаправленными. Режим доступа: https://kapital.kz/economic/69413/timur-kulibayev-ekologicheskiye-platezhi-dolzhny-stat-tselenapravlennymi.htmlДата доступа: 22.10.2020;
9. Туан Сайед Ахмад Сайед Мустафа «Зеленые» банки: новые финансовые институты для новой энергетики. Режим доступа: http://today.kz/news/banki/2017-07-17/746386-zelenyie-banki-novyie-finansovyie-institutyi-dlya-novoj-energetiki/Дата доступа: 22.10.2020.
REFERENCES
1. Poslanie Glavy gosudarstva Kasym-ZHomarta Tokaeva narodu Kazahstana «Kazahstan v novoj real'nosti: vremya dejstvij». - Nur-Sultan, 1 sentyabrya 2020 g. Rezhim dostupa: https:// www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g Data dostupa: 22.10.2020;
2. Irina Onyusheva, Denis Ushakov, Hung Tran Van. Ekologicheskie problemy i razvitie zelenoj ekonomiki v Kazahstane: analiticheskij obzor = The Eco-problems and Green Economy Development in Kazakhstan: An Analytical Survey // International Journal of Energy Economics and Policy, 2018,
8(2), 148-153. Rezhim dostupa: https://econjournals.com/index.php/ijeep/article/view/6274/3614 Data dostupa: 22.10.2020;
3. YAshalovaN.N. Analiz proyavleniyaeffektadekaplingav ekologo-ekonomicheskojdeyatel'nosti regiona // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. №39. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-proyavleniya-effekta-dekaplinga-v-ekologo-ekonomicheskoy-deyatelnosti-regiona Data dostupa: 22.10.2020; Selishcheva T.A. «Zelenaya» ekonomika kak model' ustojchivogo razvitiya stran EAES // PSE. 2018. №3 (67). Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/zelenaya-ekonomika-kak-model-ustoychivogo-razvitiya-stran-eaes Data dostupa: 22.10.2020;
4. Vukovich N.A., Mingaleva ZH.A. Perspektivy razvitiya zelenoj ekonomiki v Rossii // Beneficium. 2020. №1 (34). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-zelenoy-ekonomiki-v-rossii Data dostupa: 22.10.2020;
5. Bal'chindorzhieva O.B. Problema stroitel'stva zelenoj ekonomiki v Kitae // Evrazijstvo i mir. 2019. № 1. S. 37-41. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-stroitelstva-zelenoy-ekonomiki-v-kitae/viewer Data dostupa: 22.10.2020;
6. Gromova A.I. Opyt vnedreniya principov «Zelenoj» ekonomiki v mirovoj ekonomike (na primere Danii) //KE. 2014. №8 (92). C. 113-118 https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-printsipov-zelenoy-ekonomiki-v-mirovoy-ekonomike-na-primere-danii/viewer Data dostupa: 22.10.2020;
7. Sabekov S. Dariga Nazarbaeva prizvala maslihaty prokontrolirovat' ispol'zovanie sredstv na ohranu prirody. Rezhim dostupa: https://www.inform.kz/ru/dariga-nazarbaeva-prizvala-maslihaty-prokontrolirovat-ispol-zovanie-sredstv-na-ohranu-prirody_a3592041 Data dostupa: 22.10.2020;
8. Kulibaev T.: Ekologicheskie platezhi dolzhny stat' celenapravlennymi. Rezhim dostupa: https://kapital.kz/economic/69413/timur-kulibayev-ekologicheskiye-platezhi-dolzhny-stat-tselenapravlennymi.html Data dostupa: 22.10.2020;
9. Tuan Sajed Ahmad Sajed Mustafa. «Zelenye» banki: novyefinansovyeinstitutydlyanovoje nergetiki. Rezhimdostupa: http://today. kz/news/banki/2017-07-17/746386-zelenyie-banki-novyie-finansovyie-institutyi-dlya-novoj-energetiki/ Data dostupa: 22.10.2020.
УДК 347.773
ДИЗАЙН В ИНДУСТРИИ МОДЫ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ*
Синельникова Валентина Николаевна
Профессор департамента частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, г. Москва, Российская Федерация; е-mail: [email protected]
Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности, промышленный образец, индустрия моды, объект авторского права, временная правовая охрана.
Аннотация. Во введении статьи рассмотрены актуальные проблемы охраны прав дизайнеров и модельеров в России и Казахстане; проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия охраны прав авторов на результаты творчества в индустрии моды; в содержательной части статьи аргументирована необходимость модернизации нормативного регулирования правового режима результатов дизайна одежды, обуви и аксессуаров, которое необходимо усовершенствовать с учетом интересов специалистов индустрии моды, вызовов общества, а также накопленного международного опыта; доказывается актуальность введения в часть четвертую ГКРФ и Раздел 5 Право интеллектуальной собственности ГК РК норм, упрощающих процедуру признания прав на дизайнерские решения в индустрии моды. В частности, предложено ввести нормы, специально посвященные правовому режиму результатов дизайна одежды, обуви и аксессуаров и установить права на них с учетом достигнутого уровня научно-технического прогресса, а также накопленного положительного зарубежного опыта, в том числе Республики Казахстан, а именно: в Гражданский кодекс Российской Федерации ввести главу 76.1, а в Гражданский кодекс Республики Казах-
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00195