УДК 343.8:331.4 В. А. СЕДЫХ
главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем трудовой занятости осужденных и экономических проблем функционирования уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор биологических наук
Москва
VLADIMIR A. SEDYKH
Chief Researcher of the Department for Research of Problems of Convicts Employment and Economic Problems of the Penitentiary System Functioning of the Research Center-1 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Biology
Moscow В. В. АВДЕЕВ
начальник отдела продовольственного обеспечения УТО ФСИН России, подполковник внутренней службы
Москва
VITALY V. AVDEEV
Head of the Food Supply Department of the Logistics Support Directorate
of the Federal Penitentiary Service of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service
Moscow
А. В. РОДИОНОВ
профессор кафедры экономики и менеджмента Академии ФСИН России, доктор экономических наук, доцент
Рязань
ALEXEY V. RODIONOV
Professor of the Department of Economics and Management of the Academy of the FPS of Russia, Doctor of Economics, Associate Professor
Ryazan
А. П. СКИБА
начальник кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, доктор юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы
Рязань
ANDREY P. SKIBA
Head of the Department of Penal Law of the Academy of the FPS of Russia, Doctor of Law, Associate Professor, Lieutenant Colonel of the Internal Service
Ryazan
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020 53
Некоторые вопросы правового регулирования трудоустройства осужденных к принудительным работам в рамках государственно-частного партнерства в производственном секторе уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Certain issues of legal regulation of the employment of convicts sentenced to forced labor in the framework of public-private partnership in the production sector of the penal system of the Russian Federation
#
Аннотация. В статье представлены результаты комплексного междисциплинарного исследования ряда вопросов трудоустройства осужденных к принудительным работам в рамках государственно-частного партнерства в производственном секторе уголовно-исполнительной системы. Обоснована возможность осуществлять трудоустройство осужденных к принудительным работам в центры трудовой адаптации в ходе реализации производственных проектов государственно-частного партнерства учреждений уголовно-исполнительной системы и негосударственных предприятий.
Ключевые слова: труд, осужденные, исправление, государственно-частное партнерство, производство.
Abstract. The article presents the results of a comprehensive interdisciplinary study of a number of issues of employment of convicts sentenced to forced labor in the framework of public-private partnership in the production sector of the penal system. The possibility of employment of convicts sentenced to forced labor in labor adaptation centers in the course of implementation of production projects of public-private partnership of penal system institutions and non-state enterprises has been substantiated.
Key words: labor, convicts, correction, public-private partnership, production.
#
В соответствии со статьей 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) общественно полезный труд является одним из средств исправления осужденных, и показатели их привлечения к труду традиционно характеризуют эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В случае активного привлечения осужденных к труду на объектах, структурно функционирующих при учреждениях,
исполняющих наказания, одновременно достигаются два результата: происходит увеличение производства соответствующей продукции (для внутрисистемных нужд или по договорам с заказчиками любых организационно-правовых форм) и повышается уровень трудоиспользова-ния осужденных.
Актуальность тематики организационно-правового обеспечения привлечения осужденных к общественно полезному труду и развития производственного
54
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
сектора уголовно-исполнительном системы Российской Федерации (УИС) определяется рядом взаимосвязанных задач междисциплинарного характера.
Экономический аспект данной проблемы характеризуется недостаточно высоким уровнем привлечения осужденных к труду, а также его низкой производительностью в центрах трудовой адаптации. Данные обстоятельства определяют нестабильное и уязвимое финансово-экономическое состояние центров трудовой адаптации, которые находятся на балансе исправительных учреждений (ИУ), функционирующих в организационно-правовой форме казенных учреждений с соответствующими потенциально неблагоприятными последствиями.
Следует также учитывать, что в целом уровень развития производственного сектора УИС, производительности труда осужденных и конкурентоспособности изготавливаемой ими продукции оказывает определяющее влияние на возможность качественного выполнения государственного заказа ведомственными казенными учреждениями. Понятно, что в условиях очевидной необходимости повышения уровня продовольственного, вещевого и иного самообеспечения УИС показатели эффективности производственной деятельности приобретают приоритетное значение.
Данные обстоятельства актуализируются в условиях частичной нестабильности и проявления отдельных кризисных явлений в национальной экономике. Изменяющаяся конъюнктура товарных и сырьевых рынков, а также неустойчивый уровень деловой активности могут оказать неблагоприятное воздействие на организацию процесса поставок материальных ресурсов для УИС в рамках открытых государственных закупок. Таким
образом, в указанных условиях конкурентоспособное и высококачественное самообеспечение (прежде всего в продовольственном контексте) становится для УИС объективной необходимостью.
Немаловажен и правовой аспект привлечения осужденных к общественно полезному труду и развития производственного сектора УИС. Трудоустройство осужденных к принудительным работам и лишению свободы является обязательным в соответствии со статьями 607, 103 и рядом других статей УИК РФ. При этом имеет место ситуация, когда численность рабочих мест в производственном секторе УИС существенно уступает количеству осужденных, ввиду чего указанные положения закона в большей степени обращены не на осужденных, в отношении которых труд применяется как средство исправления (статья 9 УИК РФ), а на администрации учреждений, исполняющих наказания.
Вопросы привлечения осужденных к труду и развития производственного сектора УИС получили существенное развитие в ряде научных работ. Актуальность данной тематики определяется тем, что исследуемый комплекс проблем привлекает внимание не только сотрудников ведомственных научных и образовательных организаций, но и исследователей из гражданских вузов [1, 2, 3]. В числе аспектов исследуемой проблемы, получивших наибольшее развитие в научной литературе, следует отметить повышение предпринимательского потенциала производственного сектора УИС [4, 5, 6, 7] и обеспечение его инновационного развития [8]. Существенное внимание в периодической печати также уделяется вопросам развития сельскохозяйственного производства в УИС [9, 10], а также ее продовольственного обеспечения [11]. Наиболее важными темами следует также считать поиск
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020
55
оптимальных форм частного участия в развитии производственного сектора УИС [12, 13, 14] и влияние общественно-полезного труда на процессы исправления осужденных [15, 16, 17, 18, 19, 20].
Таким образом, исследуемая проблематика является междисциплинарной, что требует разработки комплексных нестандартных решений (включая более активное участие в этой области негосударственных хозяйствующих субъектов путем государственно-частного партнерства), направленных на обеспечение развития производственного сектора УИС и повышение эффективности применения общественно полезного труда осужденных как средства их исправления, с учетом соблюдения интересов всех участников рассматриваемых отношений.
В числе дискуссионных вопросов, которые могут возникнуть при практической реализации процедур государственно-частного партнерства между органами ФСИН России и негосударственными хозяйствующими субъектами, следует отметить отсутствие четких нормативных установок относительно возможности трудоустройства осужденных к принудительным работам в центры трудовой адаптации при ИУ, особенно когда в силу каких-либо обстоятельств затруднено привлечение к труду в этих центрах осужденных к лишению свободы. Данный вопрос может возникнуть в рамках реализации проекта, предусматривающего создание негосударственным предприятием производственного участка в центре трудовой адаптации при ИУ с привлечением на нем к труду осужденных к принудительным работам.
Подобный подход позволяет решить ряд важных задач:
1. Загрузка простаивающих производственных мощностей негосударственного
предприятия (они могут быть арендованы территориальным органом ФСИН России на конкурсной основе или получены в безвозмездное пользование с одновременной закупкой услуг путем организации, в частности, открытых торгов).
2. Трудоустройство осужденных к принудительным работам без дополнительных расходов со стороны ФСИН России на создание производственных мощностей.
3. Производство высококачественной продукции, обладающей статусом внутрисистемной, что позволит на стабильной и прогнозируемой основе удовлетворять потребности как ФСИН России, так и других ведомств в рамках существующих бюджетных обязательств.
В то же время отсутствие четких нормативных установок относительно возможности трудоустройства осужденных к принудительным работам в центры трудовой адаптации при ИУ затрудняет практику реализации указанного подхода и создает дополнительные риски для всех участников проектов государственно-частного партнерства (негосударственных предприятий, учреждений и органов УИС и других).
Вопросы, связанные с привлечением к общественно полезному труду осужденных к принудительным работам, в целом регулируются различными нормативными правовыми актами: УИК РФ, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (ПВР ИУ), Пра-
56
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
вилами внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 29.12.2016 № 329 (ПВР ИЦ УИС), и другими.
По общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются следующие положения в части привлечения к общественно полезному труду осужденных к принудительным работам:
1) осужденные привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы (часть 1 статьи 607 УИК РФ и пункт 37 ПВР ИЦ УИС);
2) осужденные привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (часть 1 статьи 608 УИК РФ);
3) осужденные обязаны работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра (ИЦ) (часть 2 статьи 604 УИК РФ);
4) каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИЦ (часть 1 статьи 607 УИК РФ и пункт 37 ПВР ИЦ УИС);
5) осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы (часть 3 статьи 608 УИК РФ);
6) надзор за отбыванием наказания осужденными осуществляется админи-
страцией ИЦ и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в ИЦ и по месту работы, а также в иных местах их пребывания (часть 1 статьи 6018 УИК РФ);
7) администрациям организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, запрещается увольнять их с работы, за исключением отдельных случаев, предусмотренных частью 2 статьи 609 УИК РФ;
8) администрация ИЦ обязана трудоустраивать осужденных при наличии рабочих мест с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности (пункт 37 ПВР ИЦ УИС);
9) трудовая книжка хранится в личном деле осужденного и при его освобождении выдается ему на руки (пункт 8 ПВР ИЦ УИС).
Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство в настоящее время определяет организацию трудо-использования осужденных к принудительным работам следующим образом: администрация ИЦ обязана трудоустроить осужденного в организациях любой организационно-правовой формы, а осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы и обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИЦ.
Ограничений на трудоустройство осужденных к принудительным работам в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских, действующих при ИУ, глава 81 УИК РФ, ПВР ИУ и ПВР ИЦ УИС не содержат. Более того, в соответствии с частью 3 статьи 601 УИК РФ изолированные участки, функционирующие как ИЦ, могут создаваться при ИУ, что создает правовую основу для рассмотрения вопроса
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020
57
о трудоустройстве осужденных к принудительным работам на объектах при ИУ.
Производственные объекты, являющиеся структурными подразделениями ИУ, в соответствии со статьей 18 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» осуществляют инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) на свой риск, имеют соответствующие права (привлекают на договорных началах физических и юридических лиц и другое) и обязанности (обеспечивают условия труда, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных обязательств и прочее).
Осужденные к лишению свободы также могут привлекаться к общественно полезному труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их (статья 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Таким образом, ИЦ, центры трудовой адаптации осужденных (производственные (трудовые) мастерские и иные организации любых организационно-правовых форм) имеют единые цели и действуют по собственному усмотрению.
Развитие взаимодействия ИЦ с указанными организациями на основе положений части 3 статьи 601 УИК РФ также будет способствовать более эффективной реализации положения уголовно-исполнительного законодательства о праве организаций запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства
осужденных к принудительным работам (часть 3 статьи 607 УИК РФ), что позволит проявлять инициативы в этой области и указанным производственным объектам, действующим при ИУ.
Важным здесь является необходимость обеспечения прав осужденных к принудительным работам не меньше, чем у лишенных свободы, а также недопущение ухудшения условий отбывания наказаний.
В отношении осужденных к лишению свободы в части их трудоиспользования дополнительно действуют различные правоограничения, в том числе, согласно приложению 7 к ПВР ИУ, по запрету трудиться на определенных должностях (не допускается труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков и тому подобное). Такое же правоограничение можно было бы распространить и на осужденных к принудительным работам в случае их трудоустройства на соответствующих производственных объектах, действующих при ИУ. В противном случае ограничения, закрепленные в уголовно-исполнительном законодательстве в отношении осужденных к лишению свободы, не должны распространяться на осужденных к принудительным работам.
Представляется, что при отсутствии в уголовно-исполнительном законодательстве запрета (как и в целом регулирования) привлечения к труду осужденных к принудительным работам на рассматри-
58
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
ваемых производственных объектах, действующих при ИУ, нецелесообразно ограничивать подобные формы взаимодействия между администрациями ИЦ и ИУ. В противном случае правовое положение осужденных к принудительным работам будет более ограниченным по сравнению с лишенными свободы (в части возможности их трудоиспользования в центрах трудовой адаптации, производственных (трудовых) мастерских и иных организациях любых организационно-правовых форм), что недопустимо.
Привлечение к труду осужденных к принудительным работам на указанных производственных объектах при ИУ возможно путем заключения с ними соответствующих трудовых договоров в соответствии с действующим уголовно-исполнительным, трудовым и иным законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения эффективной реали-Ф зации указанных рекомендаций дополни-
тельно требуется:
- сформулировать организационные и иные критерии отнесения продукции к производимой для внутрисистемных нужд (в том числе в производственных
(трудовых) мастерских и иных организациях любых организационно-правовых форм с привлечением осужденных к принудительным работам);
- предложить внести соответствующие изменения в ПВР ИЦ УИС в части возможности привлечения к труду осужденных к принудительным работам на указанных объектах при соблюдении требований законодательства Российской Федерации (и в УИК РФ, например путем предусмотрения в статье 607 возможности привлечения осужденных к принудительным работам к труду в местах и на работах, функционирующих при исправительных учреждениях, отдельно от осужденных к лишению свободы);
- разработать концепцию взаимодействия УИС с бизнес-сообществом (путем государственно-частного партнерства) с целью трудоустройства осужденных (к принудительным работам, к лишению
свободы и другим), увеличения производ- Ф
ства качественной продукции для внутрисистемных нужд, для государственных муниципальных и иных заказчиков, в том числе для реализации национальных проектов. ф
1. Фазлиев И. Н., Светлаков А. Г. Экономический механизм хозяйствования в специальных учреждениях системы ФСИН // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1. С. 194-198.
2. Фазлиев И. Н., Светлаков А. Г. Современный инструментарий повышения экономической эффективности деятельности подсобных хозяйств в специальных учреждениях системы ФСИН // Аграрный вестник Урала. 2015. № 7. С. 95-100.
3. Эзрох Ю. С. Производственный потенциал современной российской пенитенциарной системы: состояние и меры по развитию // Журнал новой экономической ассоциации. 2017. № 3. С. 126-143.
4. Грязнов С. А., Голубев А. Г. Особенности и основные направления формирования предпринимательства в уголовно-исполнительной системе в личностном аспекте // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. С. 35-40.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020 59
5. Иванова А. Н. Особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в механизме контрактной системы в сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2017. № 4. С. 134-139.
6. Грязнов С. А., Улендеева Н. И. Финансовые механизмы регулирования предпринимательской деятельности в условиях пенитенциарных учреждений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (ч. 3). С. 932-935.
7. Калашников Г. М. Предпринимательская среда и предпринимательская деятельность в рамках уголовно-исполнительной системы // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ 2013. № 1. С. 124-127.
8. Козин М. Н. Инновационное развитие пенитенциарной экономики: проблемы соотношения эффективности и ресоциализации осужденных // Преступление, наказание, исправление : сб. тезисов выступлений и докладов участников IV Междунар. пенитенциарного форума (к 140-летию УИС России и 85-летию Академии ФСИН России). В 10 т. 2019. Т. 9. С. 79-81.
9. Митрохина Е. В. Сельхозпредприятия уголовно-исполнительной системы: организационно-правовая форма, проблемы, перспективы развития // Юрист Юга России и Закавказья. 2018. № 1. С. 41-43.
10. Новожилова Ж. С. Оценка факторов эффективности сельскохозяйственного производства УИС // Человек: преступление и наказание. 2015. № 2. С. 150-155.
11. Кибиров А. Я., Новожилова Ж. С. Особенности продовольственного обеспечения учреждений пенитенциарной системы // Агропродовольственная политика России. 2017. № 7. С. 13-18.
12. Тимофеева Е. А. Частные тюрьмы за рубежом: историко-правовые и экономические аспекты функционирования (США, Франция, Великобритания, Япония) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. С. 267-271.
13. Белик В. Н. Развитие государственно-частного партнерства: взаимодействие государства и отдельных институтов гражданского общества в пенитенциарной сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 3. С. 98-102.
14. Белик В. Н. Государственно-частное партнерство в пенитенциарной сфере: отдельные аспекты исполнения уголовных наказаний // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 423. С. 202-206.
15. Чернышов И. Н. Цели труда в системе исправления осужденных // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1. С. 120-126.
16. Закаржевский Н. Н. Общественно полезный труд как средство исправления осужденных и поддержания порядка и дисциплины // Закон и право. 2017. № 2. С. 65-67.
17. Брылева А. Н., Рудый Н. К. Труд как средство исправления осужденных в местах лишения свободы // Интернаука. 2018. № 39. С. 61-62.
18. Калашников Г., Гришина О., Горчаков А. Трудовая адаптация осужденных как фактор экономической безопасности исправительного учреждения // Экономические исследования и разработки. 2019. № 3. С. 126-128.
19. Минкова Е. А. Трудовая занятость осужденных в процессе детерминации пенитенциарной преступности // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 121-125.
20. Бузунар М. О., Романов И. В. Проблемы законодательного регулирования труда как средства исправления осужденных к лишению свободы // Синергия Наук. 2019. № 32. С. 973-979.
1. Fazlyev, I. N., Svetlakov, A. G. (2016) Economic mechanism of management in institutions of the penal system // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. 1, 194-198.
60 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
2. Fazlyev, I. N., Svetlakov, A. G. (2015) Modern tools to increase the economic efficiency of the activities of farms in special agencies of the federal penitentiary service // Agrarian Bulletin of the Urals. 7, 95-100.
3. Ezrokh, Y. S. (2017) The Production Potential of the Modern Russian Penitentiary System: The State and Development Measures // Journal of the New Economic Association. 3, 126-143.
4. Griaznov, S. A., Golubev, A. G. (2015) Peculiarities and the main ways of developing business activities in the penal system: personal aspect // Penal Law. 2, 35-40.
5. Ivanova, A. N. (2017) Support of small business, socially oriented non-profit organizations in the mechanism of the contract system in procurement for the needs of the penal system // Bulletin of the Kuzbass Institute. 4, 134-139.
6. Gryaznov, S. A., Ulendeeva, N. I. (2014) Financial mechanism for regulating business activities in prison settings // Journal of Economy and entrepreneurship. 12 (part 3), 932-935.
7. Kalashnikov, G. M. (2013) Entrepreneurial environment and entrepreneurial activity within the penal system // Scientific notes of the Tambov branch of the Russian Union of Young Scientists. 1, 124-127.
8. Kozin, M. N. (2019) Innovative development of the penitentiary economy: the problem of the ratio of efficiency and resocialization of convicts // Crime, punishment, correction : collection of thesis of speeches and reports of the participants of the IV Intern. Penitentiary Forum (dedicated to the 140 th anniversary of the Penitentiary System of Russia and the 85 th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia). In 10 volumes. V. 9, 79-81.
9. Mitrohina, E. V. (2018) Agricultural enterprises of the penal system: an organizational and legal form, problems, prospects of development // Lawyer in the South of Russia and Transcaucasia. 1, 41-43.
10. Novozhilova, Zh. S. (2015) Assessment of factors of agricultural production of the correctional system // Man: crime and punishment. 2, 150-155.
11. Kibirov, A. Ya., Novozhilova, Zh. S. (2017) Features of food supply for penitentiary institutions // Agro-food policy in Russia. 7, 13-18.
12. Timofeeva, E. A. (2018) Private prisons abroad: historical, legal and economic aspects of functioning (USA, France, Great Britain, Japan) // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. 2, 267-271.
13. Belik, V. N. (2019) The development of public-private partnerships: interaction between state and private institutions of civil society in the penitentiary sphere // Russian laws: experience, analysis, practice. 3, 98-102.
14. Belik, V. N. (2017) Public-private partnership in the penitentiary sphere: certain aspects of the execution of criminal penalties // Tomsk State University Journal. 423, 202-206.
15. Chernyshov, I. N. (2016) The goals of labor in the system of correction of convicts // Man: crime and punishment. 1, 120-126.
16. Zacharzewski, N. N. (2017) Socially useful labor as a means of correction of prisoners and maintain order and discipline // Law and Legislation. 2, 65-67.
17. Bryleva, A. N., Rudy, N. K. (2018) Labor as a means of convicts correction in places of deprivation of liberty // Internauka. 39, 61-62.
18. Kalashnikov G., Grishina O., Gorchakov A. (2019) Labor adaptation of convicts as a factor of economic security of the correctional institution // Economic Development Research Journal. 3, 126-128.
19. Minkova, E. A. (2014) Employment of convicts in the process of penal crime determination // Man: crime and punishment. 4, 121-125.
20. Buzunar, M. O., Romanov, I. V. (2019) Problems of legislative regulation of labor as a means of correcting those sentenced to imprisonment // Synergy of Sciences. 32, 973-979.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020 61