Научная статья на тему 'Трудовая адаптация как основной фактор ресоциализации осужденных: проблемные аспекты и пути их решения'

Трудовая адаптация как основной фактор ресоциализации осужденных: проблемные аспекты и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЯРМАРКИ ВАКАНСИЙ / СОБЕСЕДОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / RESOCIALIZATION / LABOR ADAPTATION / FEDERAL PROGRAMME / JOB FAIR / JOB INTERVIEW / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов И.А.

В настоящее время трудоустройство осужденных к лишению свободы и освобожденных от него является проблемным вопросом в силу ряда различных обстоятельств. Действующее уголовноисполнительное законодательство не предусматривает комплекс мероприятий, непосредственно связанных с содействием трудоустройству осужденных в постпенитенциарный период. Хотя решение социальных проблем, возникающих у осужденных после освобождения, в том числе поиск работы, необходимо решать на заключительном этапе лишения свободы. В научной литературе имеется ряд предложений для решения обозначенных проблем, однако их реализация не подкреплена специализированным правовым фундаментом, имеющим системный и стратегический характер. В связи с этим представляется целесообразным принять соответствующую целевую программу на федеральном уровне. С позитивной стороны следует отметить предпосылки развития государственно-частного партнерства в уголовно-исполнительной системе, а также определенный потенциал его развития. Имеет место быть заимствование положительного опыта некоторых зарубежных стран с учетом специфики российского законодательства. Особый интерес вызывают практика организации ярмарок вакансий и реализация различных моделей коммуникации с потенциальными работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR ADAPTATION AS THE MAIN FACTOR OF RESOCIALIZATION OF CONVICTS: PROBLEMATIC ASPECTS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Currently, the employment of persons sentenced to deprivation of liberty and released from it is a problematic issue due to a number of different circumstances. Existing penal enforcement legislation does not provide for a range of measures directly related to promote the employment of convicts in the postpenitentiary period. Although the decision of social problems arising in convicts after their release, including the search for work, need to be addressed at the final stage of deprivation of liberty. In the scientific literature there are a number of proposals for solving the above problems, but their implementation is not supported by a specialized legal foundation that has a systemic and strategic character. In this context, it seems appropriate to adopt an appropriate targeted programme at the federal level. On the positive side, be pointed out the prerequisites for the development of public-private partnerships in the penal correctional system, as well as a certain potential for its development. It is necessary to borrow the positive experience from some foreign countries, taking into account the specificities of the Russian legislation. The practice of organizing job fairs and the implementation of various models of communication with potential employers are of particular interest.

Текст научной работы на тему «Трудовая адаптация как основной фактор ресоциализации осужденных: проблемные аспекты и пути их решения»

И. А. Смирнов

ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© Смирнов Иван Андреевич (vanosmirnovivan@rambler.ru), адъюнкт факультета подготовки научнопедагогических кадров, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), 390000. Российская Федерация, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

Тема планируемой кандидатской диссертации: «Правовое регулирование ресоциализации положительно характеризующихся осужденных к лишению свободы». Автор 13 научных публикаций, в том числе: «Тенденции гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, учитывающие поведение осужденных к лишению свободы» (2019), «Положительно характеризующиеся осужденные в прогрессивной системе ресоциализации» (2018).

Область научных интересов: ресоциализация осужденных.

АННОТАЦИЯ

В настоящее время трудоустройство осужденных к лишению свободы и освобожденных от него является проблемным вопросом в силу ряда различных обстоятельств. Действующее уголовноисполнительное законодательство не предусматривает комплекс мероприятий, непосредственно связанных с содействием трудоустройству осужденных в постпенитенциарный период. Хотя решение социальных проблем, возникающих у осужденных после освобождения, в том числе поиск работы, необходимо решать на заключительном этапе лишения свободы. В научной литературе имеется ряд предложений для решения обозначенных проблем, однако их реализация не подкреплена специализированным правовым фундаментом, имеющим системный и стратегический характер. В связи с этим представляется целесообразным принять соответствующую целевую программу на федеральном уровне. С позитивной стороны следует отметить предпосылки развития государственно-частного партнерства в уголовно-исполнительной системе, а также определенный потенциал его развития. Имеет место быть заимствование положительного опыта некоторых зарубежных стран с учетом специфики российского законодательства. Особый интерес вызывают практика организации ярмарок вакансий и реализация различных моделей коммуникации с потенциальными работодателями.

Ключевые слова: ресоциализация, трудовая адаптация, федеральная программа, ярмарки вакансий, собеседование, зарубежный опыт.

Цитирование. Смирнов И. А. Трудовая адаптация как основной фактор ресоциализации осужденных: проблемные аспекты и пути их решения // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 3. С. 134-140. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-3-134-140.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-3-134-140 UDC 343.823

I. A. Smirnov

Submitted: 4/V/2019 Accepted: 17/IX/2019

LABOR ADAPTATION AS THE MAIN FACTOR OF RESOCIALIZATION OF CONVICTS: PROBLEMATIC ASPECTS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

© Smirnov Ivan Andreevich (vanosmirnovivan@rambler.ru), adjunct of faculty of training of research and educational personnel, The Academy of Law Management of the Federal Penitentiary Service of Russia,

1, Sennaya Street, Ryazan, 390000, Russian Federation.

Subject of planned Candidate’s thesis: «Legal regulation of resocialization of positively characterized convicts to imprisonment». Author of 13 scientific works, including research articles «Trends of humanization of the penal enforcement legislation, taking into consideration the behavior of sentenced to deprivation of freedom» (2019), «Positively characterized convicts in a progressive system of resocialization» (2018).

Research interests: resocialization of convicts.

ABSTRACT

Currently, the employment of persons sentenced to deprivation of liberty and released from it is a problematic issue due to a number of different circumstances. Existing penal enforcement legislation does not provide for a range of measures directly related to promote the employment of convicts in the postpenitentiary period. Although the decision of social problems arising in convicts after their release, including the search for work, need to be addressed at the final stage of deprivation of liberty. In the scientific literature there are a number of proposals for solving the above problems, but their implementation is not supported by a specialized legal foundation that has a systemic and strategic character. In this context, it seems appropriate to adopt an appropriate targeted programme at the federal level. On the positive side, be pointed out the prerequisites for the development of public-private partnerships in the penal correctional system, as well as a certain potential for its development. It is necessary to borrow the positive experience from some foreign countries, taking into account the specificities of the Russian legislation. The practice of organizing job fairs and the implementation of various models of communication with potential employers are of particular interest.

Key words: resocialization, labor adaptation, federal programme, job fair, job interview, foreign experience.

Citation. Smirnov I. A. Trudovaya adaptatsiya kak osnovnoi faktor resotsializatsii osuzhdennykh: problemnye aspekty i puti ikh resheniya [Labor adaptation, as the main factor of resocialization of convicts: problematic aspects and ways of their solution]. Iuridicheskii vestnikSamarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2019, Vol. 5, no. 3, pp. 134-140. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-3-134-140 [in Russian].

В сложившихся реалиях объективной действительности у лиц, освобожденных из мест лишения свободы, все так же возникают трудности с устройством на работу, социальной поддержкой и другие вопросы, что подтверждают ряд научных исследований [1,с.274-282;2,с. 177-200; 3, с. 17; 4, с. 203-205]. К сожалению, в России до сих пор отсутствует единая организованная поддержка бывших осужденных, которая бы помогала решить элементарные социально-бытовые вопросы. С целью получения комплексного экспертного мнения, было проведено анкетирование 606 сотрудников, непосредственно осуществляющих работу с осужденными (воспитательных отделов, психологических лабораторий, оперативных отделов, отделов специального учета, тыловых подразделений) уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в семи федеральных округах посредством метода простой случайной выборки, которое показало, что большинство из них подтверждают необходимость сопровождения осужденных после освобождения (58,1 %). Респонденты отмечают на-

личие трудностей адаптации после освобождения из мест лишения свободы, которые осужденные не могут преодолеть самостоятельно. На текущий момент такого сопровождения не предусмотрено. Поэтому ни для кого не секрет, что социальная проблема жизнеустройства, в том числе трудовая адаптация осужденного после освобождения, остается нерешенной.

Представляется, что вопрос трудоустройства осужденных к лишению свободы необходимо рассматривать не после освобождения (в связи с отсутствием службы пробации), а на заключительном этапе лишения свободы, что уже позволит решить многие социально-бытовые проблемы, возникающие в постпенитенциарный период.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) не предусматривает комплекса мер, направленных на решение вопросов трудового устройства осужденного после освобождения. Одним из немногих подспорьев по данному поводу могла бы выступить ст. 182 УИК РФ, в соответствии с которой осуж-

денные, освобождаемые из мест лишения свободы, имеют право на бытовое и трудовое устройство, а также на иные виды социальной помощи. Но в данном случае есть ряд проблемных аспектов.

Во-первых, терминологическое значение понятия «освобождаемые» по своему смыслу предполагает временной промежуток, который берет свое начало не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы, что указано в пункте четвертом Приказа Минюста России от 13.01.2006 № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее - Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 № 2) [5]. После освобождения такое лицо можно считать освобожденным, но никак не освобождаемым. Таким образом, постпенитенциарный период, по логике указанной нормы, не затронут. Во-вторых, уголовно-исполнительное законодательство констатирует лишь объективное существование общегражданских прав (трудовое, бытовое устройство, социальную помощь), но не учитывает специфики правового статуса лиц, освобожденных из мест лишения свободы: не предусматривает особых мер реализации их прав. Осуществление прав такой категории лиц, как правило, затруднено, в связи с ограничением возможностей выбора [2, с. 131]. Причем соответствующая норма помещена в главе «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания...», где помощи как таковой не оказывается. В-третьих, отсылочный и декларативный характер обозначенной нормы не дает ясного понимания реализации указанных прав осужденных.

Соответствующие подзаконные нормативноправовые акты также не позволяют представить целостной картины постпенитенциарной помощи в трудоустройстве лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Помощь субъектов, осуществляющих участие в трудовом и бытовом устройстве осужденных, сводится к консультационной, разъяснительной и беседочной работе, отправке соответствующих запросов с целью получения информации и доведения ее до осужденного [5; 6]. В связи с этим совокупность обозначенных недостатков не позволяют утверждать о налаженной постпенитенциарной помощи осужденным в их трудоустройстве.

В рамках проведенного анкетирования осужденным было предложено оценить в зависимости от значимости по пятибалльной шкале наиболее важные для них вопросы, которые могут вызвать беспокойство после освобождения. Были предложены следующие варианты: жилье, работа, денежные средства, семья, последствия судимости. Также был предложен открытый вопрос, подразумевающий свой вариант ответа, в случае необходимости определенных дополнений. В итоге средняя оценка каждого обозначенного варианта выразилась в следующих значениях: наиболее зна-

чимым оказался вопрос трудоустройства (2,64); наименее значимым - вопрос о наличии жилой площади (1,763). Остальные три показателя имеют приблизительно равную среднюю оценку: семья (2,459), денежные средства (2,452), последствия судимости (2,417). Дополнительно респонденты отмечали следующие проблемные вопросы: адаптацию к новым изменившимся реалиям социума; ограничения, связанные с установлением административного надзора; ухудшенное состояние здоровья; предвзятое отношение общества.

Вопрос трудоустройства осужденных является одним из самых значимых, но и в то же время затруднительных в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в современных рыночных отношениях. Значимость трудоустройства проявляется в самообеспечении и самозанятости, также дополнительно выполняет продуцирующую функцию: получение соответствующего профессионального образования. Основными препятствиями трудоустройства осужденных являются следующие аспекты: стигма лиц, освободившихся из мест лишения свободы со стороны гражданского общества; отсутствие востребованного профессионального образования в связи с реализацией потребностей самих исправительных учреждений (далее - ИУ); дефицит рабочих мест, общая экономическая обстановка в стране [7, с. 197-198]. Поэтому необходимо компромиссное решение обозначенных проблем.

В научной литературе по данному поводу выдвигаются различные предложения, в частности, предлагается ввести квотирование рабочих мест для осужденных, тем самым создавая льготное трудоустройство такой категории лиц [8, с. 102]; интересны предложения по развитию программы государственно-частного партнерства в УИС [9, с. 54], о необходимости разработки федеральной программы по трудоустройству осужденных [7, с. 199].

Предлагаемые в научной литературе варианты решения проблем трудоустройства осужденных действительно могут быть реализованы, но характер таких предложений является несистемным и декларативным. Поэтому целесообразно согласиться с мнением А. П. Некрасова о необходимости федеральной программы по трудоустройству осужденных. В связи с тем что труд осужденных является частью процесса их ресоциализации, а система ресоциализации осужденных законодателем признается недостаточно эффективно функционирующей [10], в том числе это подтверждает стабильный уровень рецидива [11], целесообразно выработать программу на государственном уровне по ресоциализации осужденных, предписывающую соответствующий комплекс мер, а в качестве одной из возможных подпрограмм предусмотреть вопрос трудоустройства осужденных, определив перспективные стратегические направления такого развития. Тем более следует отметить, что разработка подобной программы предполагает проект «Дорожной карты ресоциализации и реаль-

ного включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него (2018-2021)» [1, с. 396]. Все это позволит систематизировать предложения о совершенствовании трудовой деятельности осужденных, создаст правовой и материальный фундамент.

Приоритетными направлениями подпрограммы совершенствования трудовой адаптации осужденных к лишению свободы и освобожденных из ИУ должны стать увеличение мероприятий, связанных с трудовой адаптацией осужденных в период лишения свободы (проведение ярмарок вакансий - на примере опыта США (смотри далее)); обучение профессиям, востребованных на рынке труда; стимулирование осужденных к трудовой деятельности и правопослушному поведению посредством заключения компромиссов на добровольной основе, квотирование рабочих мест. В рамках программ ресоциализации следует разрабатывать расширенные мероприятия трудовой адаптации осужденных к лишению свободы с привлечением профильных специалистов. Для эффективной реализации обозначенных положений целесообразно привлечение публично-правовых образований с обязанностью содействия ИУ в трудовой адаптации осужденных с проработкой ответственности за несоблюдения таких соглашений; развитие норм, стимулирующих привлечение к трудоустройству осужденных других организаций (льготное налогообложение, возмещение первоначальных расходов в связи с трудоустройством осужденных, преимущества в закупках и другое). Особое внимание следует уделить расширению трудоустройства осужденных к лишению свободы и освобожденных от него путем развития в УИС государственно-частного партнерства.

Следует отметить, что отдельные элементы государственно-частного партнерства можно проследить в законопроекте № 413712-7, внесенным в Государственную думу Российской Федерации в марте 2018 года [12]. Указанный законопроект предполагает элементы государственно-частного партнерства, которые проявляются в следующем: с позиции государства - в предоставлении соответствующих кадров (подбор кандидатов, доставка до места производства осужденных); со стороны частных компаний - в предоставлении места работы и проживания. В обозримом будущем считаем необходимым расширение трудоустройства осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных колониях других видов, путем дальнейшего заключения соответствующих соглашений о государственно-частном партнерстве. Тем более возможные ресурсы и потенциальные работники для этого имеются. Справедливо по данному поводу отмечает Е. Э. Попова: «...учреждения открыты к диалогу с представителями бизнес-сообщества». Автор отмечает наличие необходимых ресурсов в УИС [4, с. 206-207].

Заслуживает внимания практика трудовой адаптации осужденных, которая уже давно реализуется в пенитенциарных учреждениях Вели-

кобритании. Работодатели, осуществляющие трудоустройство осужденных, могут действовать по следующим схемам:

- поднаем и профессиональная подготовка отбывающих наказание осужденных в местах лишения свободы;

- трудоустройство заключенных в день освобождения;

- наем заключенных после освобождения [13].

Примечательно, что работодатели имеют право в тюрьмах создавать и оборудовать учебные и производственные помещения, получать рабочую силу непосредственно из числа осужденных.

Особого внимания заслуживает схема найма положительно характеризующихся заключенных с возможностью покидать ИУ в рамках «освобождения по временной лицензии» (Release on temporary licence). Такая схема позволяет работодателю определить навыки осужденного и, исходя уже из имеющегося опыта работы, делать соответствующие выводы о трудоустройстве, а осужденным -получить опыт работы и обеспечить гарантию их трудоустройства. Практика предварительной подготовки в тюрьмах будущих специалистов, потенциальных рабочих кадров с позиции частных организаций позволяет сэкономить денежные средства и иные ресурсы, а с точки зрения осужденных - трудоустроиться, тем самым повысить эффективность их социальной адаптации. В Великобритании указанным способом работают более 300 предприятий.

Для эффективной реализации соответствующих положений Министерство юстиции Великобритании разработало руководство по трудоустройству лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы и освобожденных от него (Guidance Employing prisoners and ex-offenders). Данное руководство дает рекомендации по процедуре набора и зачислению в штат лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, с указанием реальных примеров трудоустройства осужденных различными организациями.

Например, фирма Redemption Roasters, производящая кофейные зерна, имеет часть кофейного бизнеса в английской тюрьме Эйлсбери. Администрация тюрьмы предоставила фирме помещение, а также выделила персонал с целью обеспечения соответствующего надзора. Дополнительно (кроме обжарки кофейных зерен) заключенные приобретают навыки бариста, обслуживания клиентов.

Статистика показывает, что в течение года только 17 % осужденным после освобождения удается получить работу, 75 % работодателей в Великобритании не нанимают на работу кандидата в связи с имеющейся судимостью. Но с помощью продуманных программ по трудоустройству осужденных более 11 000 отбывающих наказание заключенных трудоустроены более чем в 300 различных организациях [14]. Таким образом, следует обратить внимание на положительный опыт трудовой занятости осужденных в Великобритании, интерпретировав нужные элементы организации трудоустройства.

Приобретению навыков поиска и устройства на работу более всего способствует проведение ярмарок вакансий, практика которых успешна в США. В период отбывания наказания администрацией американских тюрем проводятся ряд ресоциализирующих мероприятий, направленных на приобретение навыков трудоустройства заключенных. Одним из таких ярких мероприятий выступает «фиктивная ярмарка вакансий» (mock job fairs), которая проводится один-два раза в год. Основными задачами мероприятия являются предоставление заключенным возможности приобретения навыков собеседования и поиска работы посредством встречи с конкретными работодателями, получения информации о востребованных специальностях, а также контактов самих работодателей. Подобного рода мероприятия повышают доверие в отношении заключенных, а заключенные в свою очередь видят, что сотрудники компаний воспринимают их серьезно и рассматривают как потенциальные рабочие кадры.

Существует три модели проведения подобных ярмарок: модель собеседования, информационная модель и сочетание двух перечисленных моделей. Собеседование включает в себя тридцатиминутный разговор работодателей с заключенными, двадцать минут из которых осуществляется непосредственное собеседование, пять минут уделяется на замечания и пятиминутный перерыв. Заключенным, как правило, рекомендуется пройти не менее трех таких собеседований. Информационная модель подразумевает под собой получение определенной информации от работодателей на местах, касающейся образования, социальных служб и связанных с ними учреждений по вопросам трудовой адаптации (присутствуют представители так называемых «домов на полпути» (реабилитационных центров), руководители социальных и общественных служб, органы государственной службы занятости, Служба пробации США и другие). Смешанная модель сочетает в себе элементы получения справочных данных и навыков собеседования.

В целях эффективного проведения таких мероприятий по результатам собеседования каждый заключенный оценивается по определенным критериям в соответствии с разработанным Федеральным бюро тюрем Министерства юстиции США Руководством по фиктивной ярмарке вакансий (The Mock Job Fair Handbook). Оценка осуществляется по следующим критериям: разборчивости составления заявления о приеме на работу, его полноты; устном участии собеседника, будет ли этот человек иметь возможность для найма в реальном собеседовании; учитываются и психологические моменты: зрительный контакт, правильность осанки. В итоге подобного рода мероприятие формирует навыки, необходимые для трудоустройства: сбор необходимых документов, заполнение бланков заявлений о приеме на работу, получение информации о видах деятельности компаний и их продуктов [15].

США интерпретирует труд осужденных как обширную коррекционную программу, которая берет свое начало с попадания лица в ИУ. Несомненно, это является полезным практическим ориентиром для России в плане организации трудоустройства осужденных. Позитивным аспектом для внедрения в российскую пенитенциарную систему является проведение среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, действий, направленных на привитие практических навыков трудоустройства посредством проведения «фиктивных ярмарок вакансий». Проведение подобных мероприятий помогает преодолевать проблемы психологического барьера осужденных в части страха коммуникации с работодателями, придает уверенности в их социальной адаптации. Все это будет только способствовать положительной динамике процесса исправления.

Считаем, что такие мероприятия должны проводиться в обязательном порядке на заключительном этапе лишения свободы. В связи с этим целесообразно внести соответствующий дополнительный абзац в пункт четвертый Приказа Минюста РФ от 13.01.2006 № 2 в следующей редакции: «проведение ярмарки вакансий посредством заключения типового соглашения с работодателем в зависимости от территориального месторасположения». И. Н. Соловьев указывает, что «механизм ресоциализации должен быть понятен осужденному. Ему должны предложить конкретную должность на конкретном производстве...» [16, с. 288]. Действительно, такая определенность сыграет свою положительную роль в ресоциализации осужденных.

В качестве подведения итога необходимо отметить, что УИС располагает потенциальными ресурсами трудоустройства осужденных за счет его расширения. Несмотря на это, требуется разработка организационно-правового механизма реализации указанных выше положений, также существует потребность в интенсификации общественного воздействия и увеличении мероприятий трудовой адаптации осужденных. Кроме этого, проведенные социологические исследования указывают на необходимость налаживания системы сопровождения осужденных после освобождения. Поэтому присутствует необходимость принятия соответствующей федеральной программы, комплексно рассматривающей все направления ресоциализации осужденных.

Полагаем, что структура федеральной программы «Ресоциализация осужденных» могла быть следующей. Ответственным исполнителем должно выступить Министерство юстиции Российской Федерации, соисполнителем - Федеральная служба исполнения наказания. Участники программы: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Пенсионный фонд Российской Феде-

рации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др. Такая программа должна включать в себя несколько подпрограмм. Первая из них должна предусматривать трудовую адаптацию осужденных (период лишения свободы и после освобождения), вторая - вопросы сопровождения осужденных после освобождения, решения насущных социальнобытовых вопросов. И наконец, третья подпрограмма -усиленное вовлечение общественных организаций, публично-правовых образований, а также волонтеров в деятельность по ресоциализации осужденных как в период лишения свободы, так и после освобождения. Цель - обеспечение эффективной ресоциализации осужденных путем создания правовых и экономических условий, задачи для достижения поставленной цели сводятся к развитию полусвободного режима отбывания наказания, формирование механизмов взаимодействия исправительных учреждений с публичными образованиями, институтами гражданского общества, модернизация исправительных учреждений, исполняющих наказания, и последующая разработка общей стратегии развития. Полагаем, что срок реализации указанной программы должен быть ограничен до 2030 года. Стоит заметить, что предложенная программа не является окончательной и подлежит возможной корректировке в зависимости от складывающихся обстоятельств. Принятие и следование этапам указанной программы позволит совершенствовать уголовно-исполнительное законодательство, в том числе наладить систему трудового устройства, снизить рецидивную преступность, а самое главное - создать эффективный механизм по ресоциализации осужденных к лишению свободы.

Библиографический список

1. Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество осужденных: монография / под ред. Т. В. Кленовой. М.: Юрлитинформ, 2019. 432 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36725933.

2. Ресоциализация осужденных мусульман в условиях мегаполиса: монография / И. В. Лескова, С. Ю. Зязин. М.: Изд-во АНО НПЦ «Аль-Васатыя -умеренность», 2018. 336 с.

3. Темаев Т. В. Концептуализация социальноэкономических и демографических оснований реализации пенитенциарного ресоциализационного потенциала: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2017. 39 с.

4. Попова Е. Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных: теория, законодательство, практика: монография. М.: Юрлитинформ, 2019. 264 с.

5. Приказ Минюста России от 13.01.2006 № 2 (ред. от 08.09.2006) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://base.garant. ru/12144685.

6. Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 (ред. от 21.07.2016) «Об утверждении

Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовноисполнительной системы». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Некрасов А. П. К проблеме трудоустройства

бывших осужденных // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы международной научно-

практической конференции. 11-12 октября 2018 г. (г. Самара). Самара: Самарский юридический

институт ФСИН России, 2018. 321 с. URL: https:// elibrary.ru/item. asp?id=36240939.

8. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации

осужденных к лишению свободы: уголовно-

исполнительный и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015. 269 с. URL: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/problemy-

resocializacii-osuzhdennyh-k-lishenrju-svobody-ugolovno--ispolnitelnyj-i.html.

9. Голодов П. В. Трудоустройство осужденных к наказаниям без изоляции от общества и лиц, освободившихся из мест лишения свободы: организационно-правовые аспекты // Вестник Кузбасского института. 2018. № 4 (37). С. 50-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36634923.

10. Постановление СФ ФС РФ от 25.07.2017 № 343-СФ «Об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации». Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://duma.consultant.ru/ documents/3719478.

11. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79 (дата обращения: 15.04.2019).

12. Законопроект № 413712-7 О внесении

изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по вопросу расширения возможностей привлечения к труду и создания необходимых условий для организации труда лиц, осужденных к принудительным работам, а также осужденных, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях) // Система обеспечения законодательной деятельности: офиц. сайт.

URL: http://sozd.duma.gov.ru/bin/413712-7 (дата

обращения: 17.04.2019).

13. Unlock Opportunity. URL: https://

offenderemployment.campaign.gov.uk (дата обращения: 12.04.2019).

14. Employing prisoners and ex-offenders //

URL: https://www.gov.uk/government/publications/

unlock-opportunity-employer-information-pack-and-case-studies/employing-prisoners-and-ex-offenders (дата обращения: 12.04.2019).

15. The Mock Job Fair Handbook // URL: https:// www.unicor.gov/publications/fpi/mock_job_fair_c.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

16. Соловьев И. Н. О некоторых вопросах ресоциализации осужденных, освобождающихся из исправительных учреждений уголовноисполнительной системы // Юридическая науки и практика: Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 285-288. DOI: 10.24411/2078-5356-2018-10446.

References

1. Resotsializatsiya i real’noe vklyuchenie v grazhdanskoe obshchestvo osuzhdennykh: monografiya.

Pod red. T. V Klenovoi [Resocialization and real inclusion of convicts in civil society: monograph. Klenova T. V. (Ed.)]. M.: Yurlitinform, 2019, 432 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36725933 [in Russian].

2. Leskova I. V, Zyazin S. Yu. Resotsializatsiya osuzhdennykh musul‘man v usloviyakh megapolisa: monografiya [Resocialization of convicted Muslims in the megapolis: monograph] M.: Izd-vo ANO NPTs «Al‘-Vasatyya - umerennost‘», 2018, 336 p. [in Russian].

3. Temaev T. V. Kontseptualizatsiya sotsial’no-

ekonomicheskikh i demograficheskikh osnovanii realizatsii penitentsiarnogo resotsializatsionnogo potentsiala: avtoref dis. ... d-ra sotsiol. nauk

[Conceptualization of socio-economic and demographic bases of implementation of the penitentiary resocialization potential: author’s abstract of Doctor of Sociological Sciences’ thesis]. Saratov, 2017, 39 p. [in Russian].

4. Popova Е. E. Obshchestvennoe vozdeistvie kak osnovnoe sredstvo ispravleniya osuzhdennykh: teoriya, zakonodatel ’stvo, praktika: monografiya [Public impact as the main means of correction of convicts: theory, legislation, practice: monograph]. M.: Yurlitinform, 2019, 264 p. [in Russian].

5. Prikaz Minyusta Rossii ot 13.01.2006 № 2 (red. ot 08.09.2006) «Ob utverzhdenii Instruktsii ob okazanii sodeistviya v trudovom i bytovom ustroistve, a takzhe okazanii pomoshchi osuzhdennym, osvobozhdaemym ot otbyvaniya nakazaniya v ispravitel’nykh uchrezhdeniyakh ugolovno-ispolnitel’noi sistemy» [Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation as of 13.01.2006 № 2 (revised 08.09.2006) «About the approval of the Instruction on rendering assistance in the labor and household device, and also rendering assistance to the convicts released from serving of punishment in correctional institutions of penal system»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://base.garant.ru/12144685 [in Russian].

6. Prikaz Minyusta Rossii ot 30.12.2005 № 262 (red.

ot 21.07.2016) «Ob utverzhdenii Polozheniya o gruppe sotsial’noi zashchity osuzhdennykh ispravitel’nogo uchrezhdeniya ugolovno-ispolnitel’noi sistemy» [Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation as of 30.12.2005 № 262 (revised 21.07.2016) «On approval of the Regulations on the social protection team of convicts in correctional institutions of the penal system»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minyusta-

Rossii-ot-30.12.2005-N-262 [in Russian].

7. Nekrasov A. P. Kprobleme trudoustroistva byvshikh osuzhdennykh [On the problem of employment of exconvicts]. In: Penitentsiarnaya bezopasnost’: natsional’nye traditsii i zarubezhnyi opyt: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 11-12 oktyabrya 2018 g. (g Samara) [Penitentiary security: national traditions andforeignexperience:proceedingsoftheinternationalresearch and practical conference on October 11-12, 2018 (Samara)]. Samara: Samarskii yuridicheskii institut FSIN Rossii, 2018, 321 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36240939 [in Russian].

8. Latysheva L. A. Problemy resotsializatsii osuzhdennykh k lisheniyu svobody: ugolovno-ispolnitel ’nyi i kriminologicheskii aspekty: dis.... kand yurid. nauk [Problems of resocialization of convicts to imprisonment: criminal-executive and criminological aspects: author’s abstract of Candidate’s of Legal Sciences thesis]. Ekaterinburg, 2015, 269 p. Available at: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/ problemy-resocializacii-osuzhdennyh-k-lisheniju-svobody-ugolovno--ispolnitelnyj-i.html [in Russian].

9. Golodov P. V. Trudoustroistvo osuzhdennykh k nakazaniyam bez izolyatsii ot obshchestva i lits, osvobodivshikhsya iz mest lisheniya svobody: organizatsionno-pravovye aspekty [Employment of convicts sentenced without isolation from society and persons released from places of detention: organizational and legal aspects]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2018, no. 4 (37), pp. 50-55. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=36634923 [in Russian].

10. Postanovlenie SF FS RF ot 25.07.2017 № 343-SF «Ob osobennostyakh otbyvaniya nakazaniya osuzhdennymi zhenshchinami, nesovershennoletnimi i invalidami v ispravitel’nykh uchrezhdeniyakh na territorii Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation as of25.07.2017 № 343-SF «About features of serving of punishment by the condemned women, minors and people with disabilities in correctional institutions on the territory of the Russian Federation»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://duma.consultant.ru/documents/3719478 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Dannye sudebnoi statistiki [The data of judicial statistics]. Sudebnyi departament pri Verkhovnom sude Rossiiskoi Federatsii: ofits. sait [Official website of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation]. Available at: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79 (accessed 15.04.2019) [in Russian].

12. Zakonoproekt№ 413712-7Ovneseniiizmenenii

v Ugolovno-ispolnitel’nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (po voprosu rasshireniya vozmozhnostei privlecheniya k trudu i sozdaniya neobkhodimykh uslovii dlya organizatsii truda lits, osuzhdennykh kprinuditel’nym rabotam, a takzhe osuzhdennykh, otbyvayushchikh lishenie svobody v koloniyakh-poseleniyakh) [Draft law № 413712-7 On amendments being made to the Criminal Executive Code of the Russian Federation (on the issue of expanding possibilities of attracting to work and creating the necessary conditions for the organization of work of persons sentenced to forced labor, as well as convicts serving imprisonment in the settlement colony)]. Sistema obespecheniya zakonodatel’noi deyatel’nosti: ofits. sait [Official website of the System for ensuring of legislative activity]. Available at: http://sozd.duma.gov.ru/

bill/413712-7 (accessed 17.04.2019) [in Russian].

13. Unlock Opportunity. Available at: https:// offenderemployment.campaign.gov.uk (accessed

12.04.2019) [in English].

14. Employing prisoners and ex-offenders. Available

at: https://www.gov.uk/government/publications/

unlock-opportunity-employer-information-pack-and-case-studies/employing-prisoners-and-ex-offenders (accessed 12.04.2019) [in English].

15. The Mock Job Fair Handbook. Available at: https://www.unicor.gov/publications/ fpi/mock_job_fair_c.pdf (accessed: 12.04.2019) [in English].

16. Soloviev I. N. O nekotorykh voprosakh resotsializatsii osuzhdennykh, osvobozhdayushchikhsya iz ispravitel’nykh uchrezhdenii ugolovno-ispolnitel’noi sistemy [On some issues of the resocialization of convicts released from correctional institutions of the penitentiary system]. Yuridicheskaya nauki i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi Akademii MVD Rossii [Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 4 (44), pp. 285-288. DOI: 10.24411/2078-5356-2018-10446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.