Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТВ1 КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТВ1 КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКАЗЧИК / ЗАЯВКА / КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / CUSTOMER / APPLICATION / THE PROCUREMENT EMISSION / ELECTRONIC AUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахимов Эльдар Харисович, Пономарева Екатерина Владимировна, Надтачаев Павел Валерьевич

Статья посвящена рассмотрению организации работы комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Подчеркивается значимость роли комиссии в процессе функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Авторами систематизированы законодательные требования ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе, определена роль закупочной комиссии при принятии решений по данному этапу ее работы, указаны обязательные и предпочтительные мероприятия, необходимые для определения соответствия заявок участников закупки требованиям законодательства и документации об электронном аукционе. Опираясь на судебную практику, практику ФАС России, и личный опыт авторами предложены конкретные рекомендации, позволяющие снизить риски принятия комиссией необоснованных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF ORGANIZING THE COMMISSION'S WORK ON PROCUREMENT IN THE FIRST PARTS OF THE APPLICATION

The article is devoted to the organization of the work of the procurement Commission when considering the second parts of applications for participation in an electronic auction. The importance of the Commission's role in the functioning of the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs is emphasized. The authors systematize the legal requirements for the second parts of applications for participation in an electronic auction, define the role of the procurement Commission in making decisions on this stage of its work, specify the mandatory and preferred measures necessary to determine whether the bids of procurement participants meet the requirements of legislation and documentation on an electronic auction. Based on judicial practice and the practice of the Federal Antimonopoly service of Russia, the authors offer specific recommendations to reduce the risks of making unjustified decisions by the Commission.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТВ1 КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ

РАХИМОВ Эльдар Харисович,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: erakhimov3@mvd.ru; ПОНОМАРЕВА Екатерина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: k021@mail.ru; НАДТАЧАЕВ Павел Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: pnadtachaev@mvd.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению организации работы комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Подчеркивается значимость роли комиссии в процессе функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Авторами систематизированы законодательные требования ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе, определена роль закупочной комиссии при принятии решений по данному этапу ее работы, указаны обязательные и предпочтительные мероприятия, необходимые для определения соответствия заявок участников закупки требованиям законодательства и документации об электронном аукционе. Опираясь на судебную практику, практику ФАС России, и личный опыт авторами предложены конкретные рекомендации, позволяющие снизить риски принятия комиссией необоснованных решений.

Abstract: The article is devoted to the organization of the work of the procurement Commission when considering the second parts of applications for participation in an electronic auction. The importance of the Commission's role in the functioning of the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs is emphasized. The authors systematize the legal requirements for the second parts of applications for participation in an electronic auction, define the role of the procurement Commission in making decisions on this stage of its work, specify the mandatory and preferred measures necessary to determine whether the bids of procurement participants meet the requirements of legislation and documentation on an electronic auction. Based on judicial practice and the practice of the Federal Antimonopoly service of Russia, the authors offer specific recommendations to reduce the risks of making unjustified decisions by the Commission.

Ключевые слова: заказчик, заявка, комиссия по осуществлению закупок, электронный аукцион.

Keywords: customer, application, the procurement emission, electronic auction.

Работа комиссии по осуществлению закупок (далее также - комиссия, закупочная комиссия) играет важнейшую роль в функционировании контрактной системы. От правильной организации ее работы во многом зависит эффективность, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности их проведения, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в контрактной системе, а также защита конкуренции.

Значение работы закупочной комиссии напрямую коррелирует с характером и размером юридической ответственности членов комиссии за нарушения законодательства. Наряду с предусмотренной законодательством административной ответственностью с размером наказания в виде штрафа до 50 тыс. рублей на каждого члена комиссии, существует также уголовная ответственность, предусмотренная ст.ст. 2004-2005 Уголовного кодекса Российской Фе-дерации[1].

В какой же момент заказчику следует привлекать комиссию при осуществлении закупок?

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, ра-

бот, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[2] (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Как следует из ч.1 ст. 39 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупок создается для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Процесс определения поставщиков описан в п.2

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ч.1 ст. 3 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым под определением поставщиков понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (направление указанных приглашений предусмотрено Законом о контрактной системе применительно к закрытым способам определения поставщика).

В настоящей статье речь пойдет о том, как организовать работу указанной комиссии на примере проведения электронного аукциона в электронной форме (далее также - электронного аукциона).

При проведении электронного аукциона работа комиссии состоит из двух этапов. Первый этап связан с рассмотрением первых частей заявок, которые по завершению срока подачи заявок направляются оператором электронной площадки заказчику. Заявки поступают заказчику в обезличенной форме и снабжаются номерами, присвоенными заявкам оператором электронной площадки и включают в себя: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

При этом комиссии необходимо обратиться к положениям документации, в которых содержится порядок описания страны происхождения товара. Рекомендуется опираться на Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст[3]. Участниками закупок зачастую используются сокращенные наименования стран, не позволяющие однозначно идентифицировать страну происхождения товара («КНР», «РФ» и пр.). Учитывая, что содержание заявки победителя переносится в проект контракта, в данном случае возможны сложности при осуществлении исполнении контракта и приемки товара. Следовательно, комиссии следует отклонять заявки, содержащие указания на наименования стран, не предусмотренные вы-

шеуказанным классификатором, на основании невыполнения требований аукционной документации, в связи с непредоставлением информации о стране происхождения товара.

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

При отработке данного положения Закона о контрактной системе, комиссии следует сопоставить заявку участника закупки в части указания конкретных показателей товара, с значениями, установленными в документации (техническом задании). Значения показателей, устанавливаемые заказчиком в документации бывают двух видов -изменяемые и неизменяемые. В первом случае, участник закупки должен представить конкретное значение показателя. Например, значение показателя «мощность» электрической лампы установлена в пределах от 5 до 10 Вт. В этом случае участнику необходимо указать конкретное значение. Важность данной процедуры заключается в том, что значения показателей из заявки участника, который в последующем окажется победителем аукциона должна быть включена в контракт и следовательно должна содержать конкретные значения показателей. В случае, если участник закупки не представил конкретные показатели или представил показатели, не соответствующие документации, заявка подлежит отклонению. Комиссии следует иметь в виду, что участник закупки обязан предоставлять конкретные показатели лишь в том случае, если он предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Например, в техническом задании устанавливаются значения показателей товара «гипсовая штукатурка "Гольдбанд КНА-УФ"» или эквивалент, участнику закупки необходимо указывать конкретные значения показателей, в том случае, если будет использоваться гипсовая штукатурка с другим товарным знаком.

Кроме того, с 1 января 2020 года ст. 66 Закона о контрактной системе дополнена частью 3.1, в соответствии с которой первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии проектной документации, должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном

аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации[4], в первой части заявки на участие в закупке работ по капитальному ремонту предусмотрено исключительно «согласие» на выполнение закупаемых работ. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капстроительства в закупочной документации должна быть представлена проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Исключением являются случаи, когда подготовка проектной документации в соответствии законодательством не требуется, а также если закупка проводится в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства.

ФАС России обращает внимание, что в соответствии с градостроительным законодательством в рамках подготовки проектной документации по капремонту заказчиком самостоятельно утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе может быть подготовлена только смета.

Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капстроительства заказчик обязан применять положения п. 8 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Заказчику надлежит требовать от участника в первой части заявки на участие в закупке исключительно согласие.

В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, ко-

Библиография:

1.

2.

3.

4.

торые не могут изменяться. Комиссии следует учитывать вышеуказанные нормы при проверке соответствия значений показателей, предлагаемых участником закупки, требованиям документации об электронном аукционе. В данном случае, рекомендуется на этапе подготовки документации о закупке при составлении технического задания разделять (в виде таблицы, списка) значения показателей, которые не могут изменяться и значения изменяемых показателей для того, чтобы при подготовке заявок участниками закупки, а также в работе комиссии не возникало неопределенности в части проверки соответствия значений показателей.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Как правило, это день, следующий за днем окончания срока подачи заявок. Необходимо иметь в виду, что указанный протокол должен быть направлен заказчиком оператору электронной площадки и размещен в Единой информационной системе (далее - ЕИС) не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (то есть в день рассмотрения заявок).

В заключение необходимо отметить, что профессиональная компетенция закупочной комиссии непосредственно влияет не только на эффективность и результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, но и на соблюдение прав участников контрактной системы и нормальную работу конкурентных механизмов. В этой связи актуальным является вопрос постоянного повышения уровня квалификации членов комиссий по осуществлению закупок, как в системе дополнительного профессионального образования, так и с использованием возможностей самообразования.

Уголовныи кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс». Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира» // СПС «КонсультантПлюс».

ФАС разъясняет порядок использования «согласия» на закупках в стройке. URL: https://fas.gov.ru/news/28762 (дата обращения 11.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.