Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ВТОРЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ КОМИССИЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ВТОРЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ КОМИССИЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКАЗЧИК / ЗАЯВКА / КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / CUSTOMER / APPLICATION / THE PROCUREMENT EMISSION / ELECTRONIC AUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морин Александр Владимирович, Курбанов Дени Абасович, Улимаев Радик Юрикович

Статья посвящена рассмотрению организации работы комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Подчеркивается значимость роли комиссии в процессе функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Авторами систематизированы законодательные требования ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе, определена роль закупочной комиссии при принятии решений по данному этапу ее работы, указаны обязательные и предпочтительные мероприятия, необходимые для определения соответствия заявок участников закупки требованиям законодательства и документации об электронном аукционе. Опираясь на судебную практику, практику ФАС России, авторами предложены конкретные рекомендации, позволяющие снизить риски принятия комиссией необоснованных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морин Александр Владимирович, Курбанов Дени Абасович, Улимаев Радик Юрикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE REVIEW OF THE SECOND PARTS OF APPLICATIONS FOR PARTICIPATION IN THE ELECTRONIC AUCTION BY THE PROCUREMENT COMMISSION

The article is devoted to the organization of the work of the procurement Commission when considering the second parts of applications for participation in an electronic auction. The importance of the Commission's role in the functioning of the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs is emphasized. The authors systematize the legal requirements for the second parts of applications for participation in an electronic auction, define the role of the procurement Commission in making decisions on this stage of its work, specify the mandatory and preferred measures necessary to determine whether the bids of procurement participants meet the requirements of legislation and documentation on an electronic auction. Based on judicial practice and the practice of the Federal Antimonopoly service of Russia, the authors offer specific recommendations to reduce the risks of making unjustified decisions by the Commission.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ВТОРЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ КОМИССИЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ВТОРЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ КОМИССИЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

МОРИН Александр Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: amorin3@mvd.ru; КУРБАНОВ Дени Абасович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: dkurbanov@mail.ru; УЛИМАЕВ Радик Юрикович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: r_ulumaev@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению организации работы комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Подчеркивается значимость роли комиссии в процессе функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Авторами систематизированы законодательные требования ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе, определена роль закупочной комиссии при принятии решений по данному этапу ее работы, указаны обязательные и предпочтительные мероприятия, необходимые для определения соответствия заявок участников закупки требованиям законодательства и документации об электронном аукционе. Опираясь на судебную практику, практику ФАС России, авторами предложены конкретные рекомендации, позволяющие снизить риски принятия комиссией необоснованных решений.

Abstract: The article is devoted to the organization of the work of the procurement Commission when considering the second parts of applications for participation in an electronic auction. The importance of the Commission's role in the functioning of the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs is emphasized. The authors systematize the legal requirements for the second parts of applications for participation in an electronic auction, define the role of the procurement Commission in making decisions on this stage of its work, specify the mandatory and preferred measures necessary to determine whether the bids of procurement participants meet the requirements of legislation and documentation on an electronic auction. Based on judicial practice and the practice of the Federal Antimonopoly service of Russia, the authors offer specific recommendations to reduce the risks of making unjustified decisions by the Commission.

Ключевые слова: заказчик, заявка, комиссия по осуществлению закупок, электронный аукцион. Keywords: customer, application, the procurement emission, electronic auction.

В соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[1] (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона работа комиссии состоит из двух этапов. Первый этап связан с рассмотрением первых частей заявок, которые по завершению срока подачи заявок направляются оператором электронной площадки заказчику.

Второй этап работы комиссии заключается в рассмотрении вторых частей заявок, которые направляются заказчику после завершения электронного аукциона. Вторые части включают в себя документы и информацию, предусмотренные ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в частности:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством

соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

закупки, как правило, прилагается к заявке выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (далее - ЕГРЮЛ). В связи с тем, что с момента получения выписки и до подачи заявки сведения об участнике закупки могут быть изменены (состав учредителей, наименование единоличного исполнительного органа, адрес и др.), комиссии следует проверить актуальность и достоверность предоставляемых сведений, воспользовавшись онлайн сервисами Федеральной налоговой службы России «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», «Прозрачный бизнес», «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности», позволяющими получить актуальную информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также сведения о финансовом состоянии контр

В части исполнения данного пункта, участниками

агента. В случае несоответствия сведений, представленных участником закупки с данными указанных реестров, заявка подлежит отклонению за предоставление недостоверной информации в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). В рамках работы по данному пункту комиссии необходимо, в случае, если соответствующие требования были установлены в документации, проверить представленные участником закупки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в законодательстве Российской Федерации. Это может быть лицензия, выписка из реестра саморегулируемых организаций (далее - СРО) и др. Представленные участником закупки документы также необходимо проверить на актуальность и действительность. В частности, сведения о членстве в СРО можно получить на официальном сайте соответствующей саморегулируемой организации в сети «Интернет». Сведения о лицензиате можно получить также посредством сети «Интернет» на сайте лицензирующего органа[2].

В отношении декларации, установленной пп. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ, комиссии необходимо проверить представленные участником закупки документы, прежде всего, на возможное возникновение конфликта интересов или признаки аффилированности с должностными лицами заказчика и членами закупочной комиссии.

Данная информация об участниках закупки может быть получена с использованием вышеуказанных сервисов ФНС России, а также различных агрегаторов корпоративной информации.

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении круп-

ной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

При проверке вторых частей заявок по данному пункту, комиссии следует иметь в виду, что решение об одобрении или о совершении крупной сделки в соответствии с действующим законодательством действует один год, если в самом решении не указан другой срок.

Соответственно, комиссии необходимо решить вопрос о признании соответствующими требованиям аукционной документации заявок, не содержащих решения об одобрении крупной сделки и заявок с истекшим сроком действия таких решений.

Комиссии следует иметь в виду, что Закон № 44-ФЗ предусматривает два вида внешне похожих документов - решение об одобрении или о совершении сделок по результатам аукционов, которое предоставляется при аккредитации и является обязательным в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 62 Закона № 44-ФЗ и решение об одобрении или о совершении крупной сделки, представляемое участником только в том случае, если конкретная сделка (закупка) является для него крупной. Участники закупки зачастую путают указанные документы и представляют в составе заявок одобрение крупной сделки, даже в том случае, если таковая для них крупной не является, а совершается в порядке обычной хозяйственной деятельности[3].

При принятии решений по данному вопросу закупочной комиссии необходимо обратить внимание, в какой части заявки размещено одобрение крупной сделки. Если оно представлено в составе регистрационных документов, давать оценку данному согласию не требуется, за исключением случая превышения одобренной максимальной суммы сделки. Если одобрение представлено непосредственно в заявке участника, необходимо проверить также срок ее действия и при выявлении признаков недействительности такого решения заявку следует отклонить в связи с наличием недостоверной информации об участнике аукциона[4]. Кроме того, следует сопоставить данные их анализируемых документов с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ на предмет соответствия состава учредителей, принимавших решение о крупной сделки на дату подачи заявки.

Данную работу можно не проводить в отношении индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц с

одним учредителем, совмещающим функции единоличного исполнительного органа (директора).

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

При отработке данных положений законодательства, комиссии заказчика необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 28 Закона 44-ФЗ, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов. Соответствующий порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги» и действует только в отношении перечней товаров, работ, услуг, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 29 Закона 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги». Указанный порядок действует только в отношении перечней товаров, работ, услуг, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ. Для подтверждения соответствия требованиям ст.ст. 28 и 29 Закона 44-ФЗ, участниками закупки предоставляются учредительные документы, выписка из ЕГ-РЮЛ, а также иные документы, декларирующие соответствие участника критериям, установленным нормативными правовыми актами (справки, декларации, выписки). В отношении организаций инвалидов, комиссии необходимо учитывать, что действие ст. 29 Закона 44-ФЗ распространяется не на все организации инвалидов, а только на об-

щероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. В целях реализации ст. 14 Закона № 44-ФЗ законодательством предусмотрены запреты, ограничения и условия допуска. Запреты установлены постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ограничения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Условия допуска регламентированы приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления за-

Библиография:

купок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). При проверке соблюдения данной нормы комиссии заказчика необходимо проверить представление указанной декларации с использованием функционала ЕИС.

Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

В заключение следует отметить, что при осуществлении работы комиссии необходимо не только обеспечить неукоснительное выполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок, но и соблюдение личных неимущественных прав граждан, включая право на защиту персональных данных.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

Исламгулов С.Ф., Рахимов Э.Х., Морин А.В. К вопросу о правовом регулировании закупок услуг по осуществлению строительного контроля для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Аграрное и земельное право. № 10 (178). 2019. С. 92. Рахимов Э.Х. К вопросу об одобрении сделок при осуществлении государственных закупок // Вестник Уфимского юридического института МВД России. №4 (82). 2018. С. 69.

Решение УФАС России по Республике Башкортостан № ГЗ-848/18 от 8.08.2018 // Официальный сайт ЕИС URL: http://zakupki.gov.ru/controls/documentComplaintDownload?documentid=4286155 (дата обращения 11.09.2020).

4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.