Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦИИ ЛОНДОНА В НАЧАЛЕ XX В'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦИИ ЛОНДОНА В НАЧАЛЕ XX В Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ ЛОНДОНА / ГОРОДСКАЯ ПОЛИЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситников Кирилл Алексеевич

В статье рассматривается опыт учреждения первых организационных форм профессиональной подготовки констеблей Лондона. Основное внимание уделяется столичной школе полиции, открытой в 1907 году (Peel House). Анализируется программа обучения в данной образовательной организации, структура отдельных курсов (полицейских обязанностей, физической культуры, самообороны и т. д.). Представлено содержание последующего курса подготовки кадров правоохранительных органов в подразделениях. Проводится сравнение установленного порядка обучения нижних полицейских чинов в России и Англии. Подчеркивается значимость накопленного в начале XX в. опыта профессиональной подготовки полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE LONDON'S METROPOLITAN POLICE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article deals with the establishment of organizational forms of professional training of London constables. The main focus is on the Metropolitan Police School, opened in 1907 (Peel House). The article analyzes the training program in this educational organization, the structure of individual courses (police duties, physical culture, self-defense, etc.). The content of the subsequent training course for law enforcement personnel in the units is presented. The comparison of the established order of training of lower police officers in Russia and England is carried out. The importance of the experience of professional training of the police accumulated at the beginning of the XX century is emphasized.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦИИ ЛОНДОНА В НАЧАЛЕ XX В»

К. А. Ситников

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦИИ ЛОНДОНА В НАЧАЛЕ XX в.

SOME ISSUES OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE LONDON'S METROPOLITAN POLICE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

В статье рассматривается опыт учреждения первых организационных форм профессиональной подготовки констеблей Лондона. Основное внимание уделяется столичной школе полиции, открытой в 1907 году (Peel House). Анализируется программа обучения в данной образовательной организации, структура отдельных курсов (полицейских обязанностей, физической культуры, самообороны и т. д.). Представлено содержание последующего курса подготовки кадров правоохранительных органов в подразделениях.

Проводится сравнение установленного порядка обучения нижних полицейских чинов в России и Англии. Подчеркивается значимость накопленного в начале XX в. опыта профессиональной подготовки полиции.

The article deals with the establishment of organizational forms of professional training of London constables. The main focus is on the Metropolitan Police School, opened in 1907 (Peel House). The article analyzes the training program in this educational organization, the structure of individual courses (police duties, physical culture, self-defense, etc.). The content of the subsequent training course for law enforcement personnel in the units is presented.

The comparison of the established order of training of lower police officers in Russia and England is carried out. The importance of the experience ofprofessional training of the police accumulated at the beginning of the XX century is emphasized.

На рубеже XX—XXI столетий в России ввиду модернизации государственно-правовой системы активизировались процессы по исследованию особенностей полиции зарубежных стран, в том числе Великобритании. Можно встретить целый ряд работ, посвященных вопросам местного самоуправления, теоретическим аспектам деятельности полицейского аппарата, сравнительному анализу функционирования соответствующих учреждений в Соединенном Королевстве и Российской Федерации [1—9].

Тем не менее представляется объективным изложенный в диссертационной работе И. В. Важени-ной вывод о фрагментарном характере исследован-ности данного аспекта в отечественной науке [10. — С. 4], что особенно актуально в отношении организации профессиональной подготовки полиции.

Должность констебля1 — одна из старшей-ших в полицейской системе Великобритании, по-

1 В наше время в Соединенном Королевстве существует два основных определения «констебля»: 1) самый низкий чин в полиции; 2) юридический термин для должностного лица, наделенного полномочиями сотрудника полиции. В рамках данной статьи мы используем указанный термин для обозначения нижнего чина городской полиции.

скольку ее история восходит к статуту Винчестера 1285 года (Statute of Winchester), акту «О парламенте» 1673 года (Act of Parliament), бегунам с Боу Стрит 1749 года (Bow Street Runners), созданию полиции города Глазго в 1800 году и, наконец, принятию благодаря активной деятельности министра внутренних дел сэра Р. Пила акта «О столичной полиции» 1829 года (Metropolitan Police Act) [11].

В течение длительного времени после учреждения указанных регулярных подразделений профессиональной подготовке не уделялось должного внимания. Объясняется это тем, что работа констеблей преимущественно состояла из пешего патрулирования и случайной борьбы с беспорядками, текучесть кадров была высокой, а потому руководство ведомства первоначально не считало целесообразным создание специализированой системы профессиональной подготовки [12].

Специфика развития английской полиции привела к созданию модели, одновременно сочетающей в себе принципы централизации и децентрализации, при которой территориальные полицейские формирования обладали высокой степенью самостоятельности, центральные органы полицейского управления определяли лишь общие направления деятельности и порядка ор-

ганизации полицеиских учреждении, назначение их руководителей и частичное финансирование. Сформировавшаяся концепция «community policing» определила суть взаимодействия государства и гражданского общества в области обеспечения охраны правопорядка: бремя по предотвращению правонарушений и инициирование привлечения к ответственности правонарушителей государство возложило на местное сообщество; создание в 1782 году Министерства внутренних дел не лишило муниципалитеты приоритета в руководстве полицейскими формированиями [10 — C. 15, 16]. В связи с этим наиболее заинтересованным в компетентности органов правопорядка было местное население. Данные обстоятельства обусловили тот факт, что первые попытки по организации основательного обучения служащих полиции по мере возрастания сложности их работы предпринимались в рамках отдельных городов.

В 1842 году Парламент Британской империи принял первый Устав полицейской службы, указывавший на необходимость организации системного обучения полицейских кадров. Полагалось, что карьерный рост должен был зависеть в том числе и от уровня образованности полицейских [13—14].

Последующее создание специализированных отделов, в том числе Департамента уголовного розыска в 1878 году, привело к учреждению соответствующих учебных курсов, особенно в крупных городских подразделениях. На рубеже веков обучение длилось от трех до пяти недель [15].

Как отмечает М. В. Савин, в 1879 году в Ливерпуле началось систематизированное обучение сотрудников полиции. Был создан Тренировочный центр полицейских служб, в котором в течение первых трех или четырех недель под руководством опытных констеблей изучалась местность района будущей службы, посещались заседания местного суда, велись занятия по физической подготовке [13—14].

В Российской империи в аналогичный период начали открывать первые школы для нижних чинов уездной1 полиции — урядников. Срок обучения в них был выше и составлял в среднем 2—3 месяца (например, в Волынской, Екатеринославской, Новгородской, Олонецкой губерниях)2 [16].

1 Функционировавшей в сельской местности.

2 С одной стороны, такое сравнение можно назвать условным, поскольку в случае Российской империи речь идет о правоохранителях в сельской местности, а в Великобритании — городской. С другой стороны, на наш взгляд, принципиальные различия в курсе подготовки

К началу XX в., по утверждению американского писателя Р. Б. Фосдика, «школы» по первоначальной подготовке кандидатов на службу в городскую полицию функционировали также, как минимум, в г. Глазго (Шотландия), и г. Лондоне [17. — С. 134].

Исследователь указывал: «Если взять Лондон как образец.., то мы увидим, что большая часть из имеющихся в нем 17.000 караульных взята из сельских районов графств Англии и Шотландии». Лишь небольшая доля (около 20%) — городские жители. Данный факт объяснялся двумя обстоятельствами:

• необходимость в непредвзятости служащих, не имевших каких-либо «прочных

« 3

местных связей» ;

• должностные лица лондонской полиции полагали городских жителей негодными к полицейской службе («Они знают, — по мнению одного из начальников полицейской подготовительной школы, — слишком много того, что мешает хорошей дисциплине») [17. — С. 126].

Именно вышеобозначенная Лондонская школа (Metropolitan Police Training School), с точки зрения Р. Б. Фосдика, располагала наилучше распланированным во всей Европе зданием — Peel House [18]4, которое было построено в 1907 году (рис. 1).

должны быть связаны в первую очередь с функционалом, выполняемым служащими, а не местностью его отправления.

3 Почти четверть английских муниципалитетов отказывалась принимать в констебли лиц, которые проживали в этих городах в течение долгого времени.

4 По всей видимости, свое второе название школа получила в честь сэра Р. Пила, «отца современной полицейской службы».

Рис. 1. Фото здания Peel House

В школе имелись столовая, спальные помещения, биллиардная комната, библиотека, комплект ружей и гимнастический зал. Пища отпускалась по клубной системе и обходилось каждому приблизительно 1,87 дол. в неделю (при жаловании служащего 3,75 дол. в неделю). Рассчитано учреждение было на 210 человек [17. — С. 140].

После Первой мировой войны Комитет Десбо-ро начал стандартизировать условия службы и повысил экономический и социальный статус полиции, что, по мнению зарубежных ученых Мартина и Уилсона, было «сознательной попыткой поставить полицейскую работу на более профессиональную основу». Примечательно, что одна из рекомендаций Комитета заключалась в том, чтобы «система профессиональной подготовки и образования была усовершенствована и внедрена во всей полицейской службе» [12, 19].

Наиболее полное представление о содержании курса в Peel House можно получить на основе анализа обнаруженной нами в Национальном архиве Соединенного Королевства Программе обучения, утвержденной в феврале 1921 года главой полиции Лондона сэром Уильямом Хорвудом [20].

Данный документ предназначался для создания «общей схемы», с помощью которой ожидалось посредством обучения и экзаменов получить более высокий уровень профессионализма у молодых людей, поступавших на службу. Такая «схема» состояла из двух частей:

• занятия в школе;

• дополнительный курс в подразделениях.

При поступлении в Лондонскую школу кандидаты проверялись на предмет их уровня образованности. По результатам экзамена они распределялись на группы «А» (лица этой категории могли приступить к курсу профессиональной подготовки) и «Б» (не соответствовавшие требованиям образовательного стандарта).

Программа содержала и примерные задания для указанного экзамена, состоявшего из четырех заданий:

• арифметика (например, «у Джона 207 орехов, у Роберта 797, Мэри 98 и Эллен — 905. Сколько орехов у них вместе?»);

• диктант;

• сочинение/эссе (в виде пересказа истории, написания письма другу, описания любого прибытия или ухода войск);

• чтение (для обнаружения дефектов речи);

• проверка общих знаний (данный блок выступал в качестве дополнительного; у экзаменуемого могли спросить имя премьер-министра Великобритании, названия городов графства Хэмпшир, дать задания по исправлению предложений с ошибками или самостоятельному их написанию с использованием определенных слов) [20].

С кандидатами, распределенными в группу «Б», проводились отдельные занятия (табл. 1) до тех пор, пока они не смогли бы перейти в «А» или быть признаны непригодными для прохождения полицейской службы с последующим отчислением.

Таблица 1

Расписание занятий в группе Лондонской школы полиции в соответствии с программой от февраля 1921 г.

Время Занятие

9:00 — 9:20 Исправления, пояснения к предыдущему уроку

9:20 — 10:00 Диктант

10:00 — 10:30 Структура предложения

10:30 — 10:45 Перемена

10:45 — 11:15 Физические упражнения

11:15 — 11:45 Арифметика

11:45 — 12:15 Чтение (выбирался отрывок из «Composition through reading. (Introductory course). The direct method of teaching» Фредерика Пиклза)

14:00 — 15:00 Письменное сочинение

15:00 — 15:30 Физические упражнения

15:30 — 15:45 Перемена

15:45 — 16:30 Диктант

16:30 — 17:00 Правописание (употребление слов, используемых в полиции)

Для каждого занятия всегда должно было предусматриваться как минимум восемь отдельных и разных наборов заданий, чтобы обеспечить их актуальность и, насколько это возможно, исключить риск списывания.

Примечательно, что в отечественных полицейских и милицейских организациях по первоначальной подготовке служащих аналогичных форм дополнительных «преподготовительных» занятий с лицами, не отвечающими стандартным требованиям, нами обнаружено не было.

Также каждый вечер для группы «B» в школе отводилась отдельная комната для выполнения домашней работы и повторения изученного материала.

Непосредственный курс обучения в Peel House (то есть для лиц, распределенных в группу «A») занимал 8 недель и состоял из следующих условных блоков:

• изучение полицейских обязанностей;

• получение общего образования;

• оказание первой помощи;

• самооборона;

• физическая подготовка;

• «использование пистолетов» (очевидно, аналог огневой подготовки);

• строевая подготовка [20].

Каждая неделя прохождения подготовки кандидатами соответствовала своему классу обучения: первая неделя — восьмой класс, вторая — седьмой класс..., восьмая — первый выпускной класс.

Наиболее объемным по своему содержанию и общей длительности был курс полицейских обязанностей: согласно расписанию проводилось 80 занятий средней продолжительностью 90 минут (табл. 2) [20].

Таблица 2

Курс полицейских обязанностей в Лондонской школе полиции в соответствии с программой от февраля 1921 г.

Кол-во занятий Примерное содержание занятий

8 класс (1 неделя) — занятия вел сержант-инструктор

5 Общее описание обязанностей констебля. Меры, принимаемые полицией для предотвращения преступлений. Полицейские отчеты: объект, порядок составления и т. д. Карманные книжки констеблей (в т.ч. наглядная демонстрация порядка работы с ними). Информация, необходимая для выяснения обстоятельств дела.

7 класс (2 неделя) — занятия вел сержант-инструктор

11 Правила дорожного движения. Как регулировать движение. Дорожно-транспортные происшествия: демонстрация столкновений, содержание отчета об инциденте. В течение недели проводится два практических занятия по составлению отчетов: 1) о столкновении транспортных средств, 2) о получении травм на улице.

6 класс (3 неделя) — занятия вел сержант-инструктор

10 Невостребованное имущество. Незаконное владение. Гражданско-правовые споры. Опасные строения: газовые и водопроводные сети, телеграф и т. д. Урок наблюдения. Новобранцы индивидуально выбирают человека из предоставленного описания или описывают человека, которого видели в течение короткого времени. Трупы, внезапная смерть, самоубийства и попытки самоубийства (в т.ч. инструктор должен привести пример отчета о советующем инциденте). В течение недели проводится одно практическое занятие по составлению отчетов о ДТП.

5 класс (4 неделя) — занятия вел сержант-инструктор

11 Разносчики, ростовщики и т. п. Фары на автомобилях. Деятельность полиции на железных дорогах Встречи. Шествия. Забастовки. Закон о собаках. Описание примера отчета, иллюстрирующего метод действий в случае укуса собаки. Изучение признаков поддельных монет. В течение недели проводится три практических занятия по составлению отчетов: 1) о ДТП, 2) обнаружении трупа и 3) укусах людей животными. Завершается 5 класс занятием — подведением итогов.

4 класс (5 неделя) — занятия вел старший сержант-инструктор

11 Закон о защите животных: животные, заболевшие или раненые, жестокое обращение с ними. Процесс по вызову, определение и объяснение. Подробности, необходимые в различных случаях. Иллюстрация инструктором методики действий к простому процессу — езде на велосипеде без света. Закон о полиции. Закон о детях. Метод обращения с детьми и подростками в целом. Общественные вагоны. В течение недели проводится два практических занятия по составлению отчетов: 1) лошадь, раненная на улице, впоследствии была убита; 2) о предполагаемом жестоком обращении с лошадью. Отработка практических навыков по подготовке отчета для вызова в суд.

3 класс (6 неделя) — занятия вел старший сержант-инструктор

11 Закон об автомобилях. Приказы и постановления. Закон о локомотивах. Закон о городских улицах: чистильщики обуви, курьеры, трубочисты и т. д. Лицензионные акты: закусочные, клубы и т. д. Закон об автомагистралях. Закон о бродяжничестве. Проститутки. Непристойность. Бордели. В течение недели проводится три практических занятия по составлению отчетов: 1) о нарушении ПДД и правил эксплуатации транспортных средств; 2) нарушении закона о городских улицах, 3) по итогам изученного за неделю.

2 класс (7 неделя) — занятия вел инспектор-инструктор

11 Задержания: способы, законные основания и полномочия полиция. Тяжкие преступления и проступки. Закон — общий, статут, официальное заявление. Ордер и вызов. Обращение с заключенными. Основы судебной системы и судебного процесса. Закон об автомобилях. Закон о воровстве (особое внимание уделялось кражам со взломом домов и магазинов). Подозреваемые. Действия полиции по повторному обнаружению, предупреждению и задержанию преступников. Закон о предотвращении преступлений. Отпечатки пальцев. Также в течение недели должна была проводиться демонстрация задержания преступника, разбирательства в участке. Помимо этого один день обучающиеся проводили в суде.

1 класс (8 неделя) — занятия вел инспектор-инструктор

10 Повторение всего ранее изученного.

Отметим, что представленная таблица по вышеуказанным причинам лишь в самом общем виде отражает содержание курса. Как мы видим, первая неделя обучения носила лишь вводный характер. В дальнейшем начинается обучение практической полицейской работе, подаче сигналов и принятию экстренных мер при несчастных случаях или происшествиях. Также проводилось ознакомление с уголовными законами, уставами и правилами.

В программе подчеркивалось: четверть часа в конце каждого занятия необходимо отводить под ответы на вопросы обучающихся. Это один из наиболее эффективных способов обеспечения

истинного понимания предмета, а потому интерес кандидатов на должность констебля требовалось всячески поощрять [20].

Вся восьмая неделя представляла собой подведение итогов, «перепросмотр» ранее изученных положений, охватывавший весь учебный план. Особое внимание уделялось наиболее распространенным проблемами, которые регулярно возникали в служебной деятельности констеблей. Помимо этого организовывались краткие беседы о некоторых необходимых качествах английского полицейского: правдивости, учтивости, предупредительности и т. д.

Также в программе закреплялось и дополнение к рассматриваемому, цель которого заключалась в том, чтобы указать в общих чертах «несколько более полно» направления, по которым следует проводить курс обучения. В нем содержались примечания для инструкторов и сведения, предназначенные для отображения на доске и конспектирования обучающимися в записные книжки. Рекомендовалось поощрять будущих констеблей к тому, чтобы они свободно использовали свои личные записные книжки во время каждого урока для записи любых пунктов, представлявших особый интерес [20].

Таким образом, можно выделить следующие особенности преподавания курса полицейских обязанностей в Лондонской школе:

• планомерное повышение сложности предоставляемой обучающимся информации;

• периодическое возвращение к ранее изученным темам (углубление знаний в пройденной сфере, практическая отработка навыков, повторение);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие итоговых занятий с 4-й по 8-ю неделю, направленных на закрепление освоенного материала и отработку проблемных аспектов;

• большое внимание к практической составляющей подготовки: написание отчетов, демонстрация методики действий, предоставление обра-

Из приведенной таблицы мы видим, что данные занятия направлены на поэтапное, но вместе с тем ускоренное (ввиду специфики образовательного цикла) формирование письменной речи будущего констебля. Уделялось внимание как базовым

зов (напр., фальшивых монет), посещение правоохранительных учреждений.

Наряду с занятиями по полицейским обязанностями шло и обучение письму (диктанты и эссе/сочинения), арифметике, пунктуации и географии. Но даже в программе изучения подобных дисциплин можно проследить непременный «полицейский уклон».

Так, два или три диктанта обязательно посвящались одной из следующих тем: «История полиции. Лондонский полицейский... Поддержание закона и порядка. Ценность знаний о первой помощи. Дорожные происшествия на улицах. Дорожное движение в Лондоне. Толпы и шествия. Преступники... Пожары. Подростки. Наши тупые друзья... (В ориг. «Our dumb friends». Ввиду отсутствия русскоязычных аналогов употреблявшихся в программе терминов здесь и далее представлен их авторский перевод). Государственные учреждения и т. д.» Также предлагалось четыре примера текста.

Аналогичными были и темы сочинений/эссе, на работу с которыми, судя по приведённому в программе плану, отводилось 6 занятий, однако в разделе, посвященном общему содержанию курса общеобразовательных дисциплин, говорится о 10 занятиях по написанию эссе, каждое из которых состояло из двух частей по 45 минут (табл. 3) [20].

теоретическим аспектам, так и выработке практических навыков.

Различные отрывки диктанта и сюжеты для сочинений специально подобраны таким образом, чтобы они предшествовали или следовали за

Таблица 3

Структура занятий по написанию эссе в Лондонской школе полиции в соответствии с программой от февраля 1921 г.

Занятие Содержание

№ 1 A Слова, части речи; особенно существительные и глаголы. Предложения: простые и сложные. Согласование подлежащего и сказуемого

B Написание эссе

№ 2 A Структура предложения. Идеальный абзац. Исследование абзаца — настоящее время. Упражнения

B Написание эссе

A Проблемные глаголы: «Shall and will. Lie and lay. Rise and raise. Set and sit». Приме-

№ 3 ры и упражнения

B Написание эссе

№ 4 A Шаблонное предложение. Порядок событий. Собирательные существительные. Соединение предложений и абзацев

B Написание эссе

№ 5 A Повествовательная работа. План. Выбор слов. Основные признаки хорошего абзаца

B Написание эссе

№ 6 A Местоимения: «Each and every, none, either and neither». Союзы «Neither, nor. Either, or». Описательная работа. Относительные местоимения

B Написание завершающего эссе

изучением соответствующих тем по полицейским обязанностям.

Повторялись и основы арифметики: сложение, вычитание, деление, умножение. Решались не только классические задачи, но и, как мы отмечали ранее, связанные с профессиональной деятельностью: по оценке численности толп и шествий.

При изучении пунктуации особое значение придавалось правилам применения кавычек, что, по всей видимости, было связано с составлением служебной документации.

На занятиях по географии должны были, с одной стороны, закрепляться традиционные знания о положении островов, городах, реках и горах Великобритании. С другой стороны, давались сведения, напрямую влиявшие на криминогенную обстановку на обслуживаемой территории, а потому представлявшие особую ценность для будущих констеблей: о расположении промышленных объектов, отделов полиции, морских портов и железных дорог, методике использования планов.

Параллельно в течение всех 8 недель проводились занятия по самообороне (табл. 4) [20].

Таблица 4

Расписание занятий по самообороне в Лондонской школе полиции

№ занятия Класс День Время проведения Содержание занятия

1 8 среда 9:00 — 10:15 «Police Hold» (залом руки и удержание)

2 7 понедельник 16:30 — 17:15 борьба

3 вторник 10:45 — 11:30 бокс

4 среда 10:45 — 11:30 «over-arm hold» (захват через руку) и сопровождение

5 6 понедельник 14:00 — 14:45 «under-arm hold» (захват под руку) и повторение 4 урока

6 среда 14:00 — 15:45 повторение уроков 1, 4 и 5, вопросы кандидатам по ним

7 пятница 14:00 — 15:45 «head-in-Chancery hold» (захват головы)

8 5 понедельник 15:45 — 16:30 бросок задержанного, пытающегося нанести удар

9 вторник 11:30 — 12:15 задний бросок

10 четверг 9:45 — 10:30 борьба

11 пятница 15:45 — 16:30 бросок передней подножкой (с двух сторон)

12 4 понедельник 10:45 — 11:30 бросок через бедро

13 среда 15:45 — 16:30 бокс

14 пятница 10:45 — 11:30 захват «ножницами»

15 3 понедельник 9:45 — 10:30 захват неподчиняющегося

16 вторник 9:45 — 10:30 борьба

17 четверг 9:00 — 9:45 захват неподчиняющегося, способы 2 и 3

18 пятница 9:00 — 9:45 бокс

19 2 четверг 14:00 — 15:15 как поднять и привязать задержанного в машине полицейской скорой помощи

20 пятница 9:45 — 10:30 борьба

21 суббота 10:45 — 12:00 урок 19 в отношении лиц, представляющих опасность

22 1 четверг 15:45 — 17:00 бокс

23 суббота 9:45 — 10:30 краткое повторение — подведение итогов

В ходе 23 уроков длительностью в 45 (1 академический час) или 75 минут обучавшиеся должны были освоить основные приемы силового воздействия на правонарушителя с целью его задержания. Значительное количество времени отводилось на боксирование или борьбу (wrestling). Для сравнения, в аналогичных учреждениях Российской империи предпочтение отдавалось джиу-джитсу [20].

Поскольку основу контингента полиции г. Лондона составляли выходцы из сельской местно-

сти, особое значения приобретал курс строевой подготовки в Peel House (табл. 5). Как отмечал Р. Б. Фосдик, будущие констебли были «грубы, неподготовлены, неловки... В них нет той военной выправки, которая отличает поступающих в полицию в континентальных городах. Если бы их тотчас же отправить на уличную службу в форме параллельно с их школьными занятиями, ... то они представляли бы собою весьма печальное зрелище».

Таблица 5

Расписание занятий по строевой подготовки в Лондонской школе полиции в соответствии с программой от февраля 1921 г.

№ занятия Класс День Время проведения Раздел учебника Примерное содержание занятия

1 8 вторник 14:15—15:15 1—5 Базовые положения. Стойки «Attention, at ease». Повороты, воинское приветствие

2 пятница 9:15—10:15 1—9 Вышеуказанное, а также марш. Дина шага. Марш на месте

3 7 вторник 16:00—17:00 1—14 Вышеуказанное, а также шаг назад. Смена шага. Быстрый марш и остановка

4 пятница 11:00—12:00 7—16, 40 Вышеуказанное, а также повороты на ходу. Выход из строя

5 6 вторник 9:15—10:15 17—22 Строй в одну шеренгу. Марш. Диагональный марш. Смена направления и повороты

6 суббота 9:15—10:15 20—24, 39 Вышеуказанное, а также элементы из пособия

7 5 понедельник 11:00—12:00 25—29 Марш. Марш в две шеренги. Нумерация отряда (строя)

8 среда 16:00—17:00 30—33 Марш «в линию». Инспекция отряда (строя)

9 4 вторник 11:00—12:00 34—36 Формирование четверок и движения четверок

10 четверг 16:00—17:00 5—34, 37 Воинское приветствие. Формирование и движения четверок

11 3 среда 9:15—10:15 36—40 Формирование четверок. Роспуск отряда (строя)

12 пятница 14:15—15:15 Краткое повторение

13 2 понедельник 9:15—10:15 36—40 Краткое повторение

14 четверг 9:15—10:15 Краткое повторение

15 1 четверг 14:15—15:15 36—40 Краткое повторение

В связи с этим в течение 15 часов кандидаты на службу учились основным строевым приемам и правилам ношения форменной одежды, которая выдавалась им лишь по выпуску из школы.

Данный вид подготовки также был призван развивать чувства коллективизма, взаимодействия и исполнительности, формировать привычки к порядку и чистоте, аккуратности в служебных помещениях, в местах учебы, в хранении личных вещей, бережном отношении к ним [21].

Теоретическую основу курса составляла Drill Book. Каждое заниятие должно было вестись с опорой на указанные в программе разделы книги. По всей видимости, она была результатом

переработки учебного пособия, предназначенного для вооруженных сил. Яркий пример такого издания — Инструкция по строевой подготовке полиции Нового Южного Уэльса 1915 года [22].

В целях благотворного влияния на «душевные и телесные способности» программой предусматривались и получасовые занятия по физической культуре (табл. 6) [20].

Упражнения в рамках физической подготовки, построенной по шведской системе, и игры, указанные в таблице, должны выполняться в соответствии с «Руководством по физической подготовке», выпущенным Генеральным штабом армии в июне 1918 года.

Таблица 6

Расписание занятий по физической культуре в Лондонской школе полиции _ в соответствии с программой от февраля 1921 г._

№ занятия Класс День Время проведения Примерное содержание

1 среда 15:45—16:15 Эстафета

2 8 четверг 15:00—15:30 Комплекс упражнений № 1

3 пятница 14:00—14:30

4 понедельник 15:45—16:15 Эстафета

5 7 вторник 11:45—12:15 Комплекс упражнений № 2

6 среда 11:45—12:15

№ занятия Класс День Время проведения Примерное содержание

7 6 понедельник 15:00—15:30 Прыжки в мешках

8 вторник 14:00—14:30 Комплекс упражнений № 3

9 четверг 14:00—14:30

10 5 понедельник 16:45—17:15 Комплекс упражнений № 4

11 вторник 10:45—11:15 Доджбол

12 четверг 9:00—9:30 Комплекс упражнений № 4

13 пятница 16:45—17:15 Лабиринт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 суббота 11:00—12:00 Комплекс упражнений № 4

15 4 понедельник 11:45—12:15 Комплекс упражнений № 5

16 среда 16:45—17:15

17 пятница 11:45—12:15

18 3 понедельник 9:00—9:30 Комплекс упражнений № 6

19 вторник 9:00—9:30

20 среда 14:00—14:30

21 четверг 10:00—10:30 Эстафеты

22 пятница 10:00—10:30 «O'Grady says»

23 2 вторник 16:00—17:00 Комплекс упражнений № 7

24 пятница 9:00—9:30

25 1 вторник 14:15—15:15 Комплекс упражнений № 8

26 среда 9:00—9:30

27 суббота 9:00—9:30

В положительную сторону, на наш взгляд, можно отметить предусмотренную физическую рекреацию, направленную на снятие нервно-эмоциональных напряжений, умственного и физического утомления, повышение работоспособности и общего уровня здоровья [23]. Приходится констатировать, что в Российской империи и РСФСР в подобных учреждениях такая практика не находила своего широкого распространения. При этом в таблице нами отражены лишь некоторые из проводившихся в школе «игр», программа предусматривала вариативность рекреационной составляющей, что делало ее еще более гибкой и эффективной.

Оставшиеся два направления обучения в Peel House (оказание первой помощи и огневая подготовка), к сожалению, не нашли своего подробного отражения в исследуемом документе, а потому говорить об их содержании не представляется возможным.

В течение первых двух недель, по утверждению Р. Б. Фосдика, большая часть времени отводилась под «физические упражнения. и общее физическое развитие» [17. — С. 139]. По всей видимости, программа подготовки была переработана к 1921 году. Так, в 8—7 классах, согласно расписанию, на занятия по физической культуре и самообороне суммарно отводилось 6 ч 15 мин, только на полицейские обязанности — около 24 ч.

В целом, на наш взгляд, структуру программы обучения можно признать сбалансированной, сочетающей в себе основы теоретической и

практической подготовки и учитывающей специфику профессиональной деятельности будущих констеблей.

По завершении восьмой недели кандидаты должны были сдать выпускной экзамен, после чего направлялись в подразделения.

По мнению руководства городской полиции, «вывести из школы полностью подготовленного полицейского невозможно из-за ограниченного времени». Работа, проделанная в школе, рассматривалась только как базовое обучение, а потому ответственность за его завершение лежала в том числе и на подразделении, в которое направлялся вновь назначенный констебль.

При поступлении на место службы все служащие проходили дополнительный курс сроком шесть месяцев (при необходимости и дольше). За этот период проводилось два контроля их успеваемости и пригодности к несению службы (по истечении трех и шести месяцев).

В течение первых шести недель все новобранцы должны были находиться под руководством инспектора не менее двух часов в неделю. По истечении этого периода и до тех пор, пока они не завершат шестимесячную службу, они проходили подготовку один раз в две недели в течение не менее двух часов.

Наблюдение за успеваемостью констеблей несли лично суперинтенданты, они же должны были особое внимание обращать на случаи очевидного безразличия или пренебрежения.

Строился весь курс на специально разработанном учебном пособии, освоение которого — задача каждого служащего «со средними способностями и интеллектом» [20].

В целях обеспечения единообразия в системе руководства и контроля обучения новобранцев был принят специальный план по освоению отдельных разделов пособия в каждый из периодов курса подготовки.

Ja/кл -JyLnJari

/ 'v ¥/

Рис. 2. План Центра подготовки полиции Лондона от 1934 года

В дополнение к вышесказанному, констебли в течение первых двух недель должны были посещать полицейский суд, также их как минимум дважды осматривал главный инспектор отдела, чтобы убедиться, что они полностью осознают «цель и ценность своей работы».

Первый экзамен по истечении трехмесячного периода проводил суперинтендант. Испытание представляло собой письменную работу, состоявшую из двух отчетов (отводилось 3/4 часа на каждый), четырех вопросов (1 час), требовавших краткого ответа, и диктанта.

По итогам проверки экзаменационные журналы вместе с отчетом за три месяца обучения направлялись на имя начальника отдела, а затем в Департамент А-1 для хранения вместе с бумагами новобранца до заключительного экзамена.

В течение следующих трех месяцев проводилось повторение того же курса, «но с гораздо большей тщательностью».

Инспектор, на которого возлагалось инструктирование, имел право выделить из программы обучения те направления, которые вызывали наибольшее затруднение у его подчиненных. Должны были учитываться и особенности непосредственно обслуживаемой территории.

Итоговый экзамен проводился отборочным комитетом в учебной школе. Констебли должны были подготовить два отчета, шесть устных вопросов и написать диктант.

Успешное прохождение испытания было обязательным требованием для подтверждения назначения на должность. Лица, не справившиеся с заданиями, могли получить возможность продлить испытательный срок на три (в исключительных случаях — шесть) месяца для повторной сдачи экзамена [20].

Дальнейшее развитие система профессиональной подготовки столичной полиции получила 31 мая 1934 году с открытием колледжа в Хен-доне — учебного заведения военного образца с целью подготовки служащих и вновь набранных офицеров для получения высшего звания [11].

Необходимость такого учреждения была связана во многом с тем, что в отличие от большинства европейских полицейских систем в Англии были максимально устранены препятствия к повышению от должности констебля вплоть до начальника отдела.

Анализ материалов, хранящихся в Национальном архиве Соединенного Королевства, позволил нам прийти к выводу о том, что первоначально планировалось создание особого Центра по подготовке полиции Лондона в Хендоне с те н нисным кортом, хоккейной площадкой, полями для крикета и футбола (рис. 2)1 [24].

Так, при участии принца Уэльского и министра внутренних дел в день открытия колледжа рядом с ним был заложен первый камень новой школы полиции (New metropolitan police training school).

Реализовать задуманное, по всей видимости, так и не удалось. За пять приемов Хендонский колледж окончили 188 офицеров, пока учебное заведение, по утверждению британских ученых, не было закрыто в сентябре 1939 года [14]. М. В. Савин, в

1 Цифрой 1 обозначены здания колледжа, 2 — место, отведенное под постройку новой школы.

свою очередь, указывает на закрытие колледжа в 1937 году. Колледж не был вновь открыт в прежнем формате после Второй мировой войны. Вместо этого в июне 1948 года в Райтон-он-Дансморе, недалеко от Ковентри, был создан новый Национальный полицейский колледж [11].

Таким образом, в начале XX века началось зарождение и дальнейшее развитие первых организационных форм профессиональной подготовки лондонской регулярной полиции.

Обучение в Peel House в отличие от многих аналогичных учреждений Западной Европы не сводилось к физическим упражнениям и простому пересказу законов и распоряжений применитель-

но к правоохранительной деятельности, а представляло собой достаточно сбалансированный цикл подготовки будущего городского полицейского служителя. Отдельное внимание уделялось гуманности и значению полиции «как социального фактора» [17. — С. 143]. Еще одно несомненное преимущество Лондонской школы - наличие последующего курса обучения на месте службы, опиравшегося на сформированную ранее базу знаний, навыков и умений.

В дальнейшем опыт, накопленный в рамках функционирования рассмотренных образовательных организаций, лег в основу современной системы профессиональной подготовки английской полиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства (теоретико-правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — 237 с.

2. Горожанин А. В. Полицеистика и идея государственности в истории правовых учений : дис. . д-ра юрид. наук. — СПб., 2000. — 425 с.

3. Клименко А. И. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2016. — 541 с.

4. Горбатюк Е. С. Местное самоуправление в Великобритании и России XIX в.: сравнительный анализ политико-теоретических моделей : дис. ... канд. полит. наук. — СПб., 2004. — 198 с.

5. Ежевский Д. О. Местное самоуправление в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005. — 197 с.

6. Бобырев В. В. Организационно-правовые основы кадрового обеспечения деятельности полиции государств Западной Европы : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — 147 с.

7. Быков А. В. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2008. — 384 с.

8. Быков А. В., Кикоть-Глуходедова Т. В. Полицейская система современного демократического государства : монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. — 303 с.

9. Крылов Б. C. Полиция Великобритании: основные черты организации и деятельности. — М., 1974. — 48 с.

10. Важенина И. В. Теоретические и историко-правовые основы деятельности полиции Великобритании : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2019. — 228 с.

11. C. Police Education in the United Kingdom: Challenges and Future Directions / M. Mahruf C. Sho-hel [et al.] // Education, Human Rights and Peace in Sustainable Development. IntechOpen. — DOI: 10.5772/intechopen.927050.

12. Martin J., Wilson G. The Police: A study in police manpower. — London : Heinemann, 1969.

13. Critchley T. A. A History of Police in England and Wales, 1900—1966. — London : Constable, 1967.

— 512 p.

14. Савин М. В. Становление системы полицейского образования в Великобритании // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2016. — № 2 (37). — С. 149—154.

15. Policeman as a Worker // The Open University and Metropolitan Police Authority [Электронный ресурс]. — URL : http://www.open.ac.uk/Arts/ history-from-police-archives/Met6Kt/PoliceWorker/pw Train.html (дата обращения: 22.12.2021).

16. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX — начале XX века : монография / А. П. Нахимов, А. В. Кирнос, В. А. Колесников. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. — С. 167, 168.

17. Фосдик Р. Б. Организация полиции в Европе / пер. с англ. под ред. [и с предисл.] проф. П. И. Люблинского. — Петроград, 1917. — 264 с.

18. Sir Robert Peel's Policing Principles // The Law Enforcement Action Partnership [Электронный ресурс].

— URL : https://lawenforcementactionpartnership.org/ peel-policing-principles/ (дата обращения: 22.12.2021).

19. Tong S., Hallenberg K. M. Education and the police professionalisation agenda: а perspective from England and Wales // Higher Police Education: An International View. — 2017. — P. 17—34.

20. The National Archives. — MEPO 4/43.

21. Жарков С. А., Панова О. С., Тихонов С. А. Методика использования строевых упражнений в рамках практических занятий по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2021. — № 3 (65). — С. 100—103.

22. New S. W. Drill instruction New South Wales Police 1915 (reprinted, with amendments, 1920). — Sydney : William Applegate Gullick, Government Printer, 1920.

23. Валиев С. К., Могунова М. Н., Сикор-ская Г. М. Основные средства физической рекреации // Медико-биологические и педагогические

основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 29 апреля 2015 года. — Воронеж : Научная книга, 2015. — С. 394—397.

24. The National Archives. — MEPO 4/55.

REFERENCES

1. Gorsheneva I. A. Politsiya v mehanizme sov-remennogo gosudarstva (teoretiko-pravovyie aspek-tyi) : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2002. — 237 s.

2. Gorozhanin A. V. Politseistika i ideya gosudar-stvennosti v istorii pravovyih ucheniy : dis. ... d-ra yurid. nauk. — SPb., 2000. — 425 s.

3. Klimenko A. I. Funktsionalno-strukturnyie harakteristiki pravovoy ideologii : dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2016. — 541 s.

4. Gorbatyuk E. S. Mestnoe samoupravlenie v Ve-likobritanii i Rossii HIH v.: sravnitelnyiy analiz poli-tiko-teoreticheskih modeley : dis. ... kand. polit. nauk.

— SPb., 2004. — 198 s.

5. Ezhevskiy D. O. Mestnoe samoupravlenie v Soedinennom Korolevstve Velikobritanii i Severnoy Irlandii : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2005. — 197 s.

6. Bobyirev V. V. Organizatsionno-pravovyie os-novyi kadrovogo obespecheniya deyatelnosti politsii gosudarstv Zapadnoy Evropyi : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2002. — 147 s.

7. Byikov A. V. Teoreticheskie i prikladnyie prob-lemyi funktsionirovaniya natsionalnyih politseyskih sistem : dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2008. — 384 s.

8. Byikov A. V., Kikot-Gluhodedova T. V. Poli-tseyskaya sistema sovremennogo demokraticheskogo gosudarstva : monografiya. — M.: YuNITI-DANA : Zakon i pravo, 2010. — 303 s.

9. Kryilov B. C. Politsiya Velikobritanii: osnovnyie chertyi organizatsii i deyatelnosti. — M., 1974. — 48 s.

10. Vazhenina I. V. Teoreticheskie i istoriko-pravovyie osnovyi deyatelnosti politsii Velikobritanii : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2019. — 228 s.

11. C. Police Education in the United Kingdom: Challenges and Future Directions / M. Mahruf C. Sho-hel [et al.] // Education, Human Rights and Peace in Sustainable Development. IntechOpen. — DOI: 10.5772/intechopen.927050.

12. Martin J., Wilson G. The Police: A study in police manpower. — London : Heinemann, 1969.

13. Critchley T. A. A History of Police in England and Wales, 1900—1966. — London : Constable, 1967.

— 512 p.

14. Savin M. V. Stanovlenie sistemyi politseyskogo obrazovaniya v Velikobritanii // Vestnik Volgogradskoy

akademii MVD Rossii. — 2016. — # 2 (37). — S. 149—154.

15. Policeman as a Worker // The Open University and Metropolitan Police Authority [Elektron-nyiy resurs]. — URL : http://www.open.ac.uk/Arts/ history-from-police-archives/Met6Kt/PoliceWorker/pw Train.html (data obrascheniya: 22.12.2021).

16. Professionalnaya podgotovka nizhnih chinov uezdnoy politsii v Rossiyskoy imperii v kontse XIX — nachale XX veka : monografiya / A. P. Nahimov, A. V. Kirnos, V. A. Kolesnikov. — Voronezh : Voro-nezhskiy institut MVD Rossii, 2018. — S. 167, 168.

17. Fosdik R. B. Organizatsiya politsii v Evrope / per. s angl. pod red. [i s predisl.] prof. P. I. Lyublinskogo.

— Petrograd, 1917. — 264 s.

18. Sir Robert Peel's Policing Principles // The Law Enforcement Action Partnership [Elektronnyiy resurs].

— URL : https://lawenforcementactionpartnership.org/ peel-policing-principles/ (data obrascheniya: 22.12.2021).

19. Tong S., Hallenberg K. M. Education and the police professionalisation agenda: a perspective from England and Wales // Higher Police Education: An International View. — 2017. — P. 17—34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. The National Archives. — MEPO 4/43.

21. Zharkov S. A., Panova O. S., Tihonov S. A. Metodika ispolzovaniya stroevyih uprazhneniy v ramkah prakticheskih zanyatiy po distsipline «Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka» v obrazova-telnyih organizatsiyah MVD Rossii // Vestnik Kali-ningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2021. — # 3(65). — S. 100—103.

22. New S. W. Drill instruction New South Wales Police 1915 (reprinted, with amendments, 1920). — Sydney : William Applegate Gullick, Government Printer, 1920.

23. Valiev S. K., Mogunova M. N., Sikorskaya G. M. Osnovnyie sredstva fizicheskoy rekreatsii // Med-iko-biologicheskie i pedagogicheskie osnovyi ad-aptatsii, sportivnoy deyatelnosti i zdorovogo obraza zhizni : sbornik nauchnyih statey IV Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem, Voronezh, 29 aprelya 2015 goda. — Voronezh : Nauchnaya kniga, 2015. — S. 394—397.

24. The National Archives. — MEPO 4/55.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ситников Кирилл Алексеевич. Преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Воронежский институт МВД России. E-mail: kirillsa@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, д. 53. Тел. 8 (920) 453-29-83.

Sitnikov Kirill Alexeevich. Lecturer of the chair of Theory and History of State and Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: kirillsa@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Те! 8 (920) 453-29-83.

Ключевые слова: полиция Лондона; городская полиция; трансформация; обучение; профессиональная подготовка; зарубежный опыт; Лондонская школа полиции.

Key words: London Police; city police; transformation; education; professional training; foreign experience; London Police School.

УДК 351.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.