Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации контроля в органах внутренних дел'

Некоторые вопросы организации контроля в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / CONTROL / ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT FUNCTION / МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE MECHANISM OF THE CONTROL AT AN INTERIOR BODY / СТРУКТУРА / STRUCTURE / УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анюров Ф. Ф., Юргенс В. В.

Статья посвящена исследованию вопросов сущности, понятия, структуры, назначения механизма контроля над органом внутренних дел и возможности его проектирования исходя из оперативной обстановки, складывающейся на территории функционирования органа внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions on organization of control in the interior bodies

The article is devoted to the study of the notions of the nature, the concept, the structure, and the mechanism of control over the interior bodies and to the possibilities of control planning based on the operational conditions at the territory of the interior body functioning.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации контроля в органах внутренних дел»

_I

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

Ф.Ф. АНЮРОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

В.В. ЮРГЕНС ,

*

адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)

Некоторые вопросы организации контроля в органах внутренних дел

Статья посвящена исследованию вопросов сущности, понятия, структуры, назначения механизма контроля над органом внутренних дел и возможности его проектирования, исходя из оперативной обстановки, складывающейся на территории функционирования органа внутренних дел.

Контроль, функция управления, механизм контроля органа внутренних дел, структура, управляющая система.

Контроль как необходимая функция управления общественными объединениями, коммерческими организациями, органами государственной власти всегда изучался управленческой наукой. Без контроля управляющие воздействия невозможны, поскольку он служит одним из средств обеспечения управляемости систем, а именно отвечает за четкое взаимодействие элементов, динамичность, обратные связи с субъектом управления [1].

Контроль занимает особое место среди функций управления, что обусловлено его большим влиянием на совершенствование работы по выполнению других функций. Это назначение свидетельствует о его самостоятельности и многогранности, выделяя контроль среди других функций не только в научном, но и организационном плане [14].

Анализ опроса руководителей различных по уровню управленческих звеньев системы МВД России, проведенный нами в 2011 г., показывает, что сотрудники концентрируют свои уси-

* Ранее — заместитель начальника муниципального отдела (Урен-ский) ГУ МВД России по Нижегородской области.

лия в тех областях служебной деятельности, где осуществляется систематический контроль, и пренебрегают теми, где деятельность не контролируется и не оценивается. Следовательно, поведение сотрудников органов внутренних дел во многом ориентировано на контроль.

Данная проблема активно изучалась многими учеными, в частности, и системы МВД России. Однако вопросы эффективности контрольной деятельности не утрачивают своей значимости, поскольку без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности контроля представления о том, как он функционирует и каким образом меняется его механизм, невозможно грамотное и квалифицированное управление объектом, явлением или процессом социального характера.

Понятие «механизм» в энциклопедических источниках рассматривается в двух аспектах: как устройство для преобразования и передачи движения и как система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. В социальной системе механизм — это взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т. д., посредством которого обеспечивается функционирование социальной системы [12].

В отечественной юридической науке механизм контроля рассматривается в узком (Е.А. Кочерин, А.М. Тарасов и другие) и широком смысле (А.М. Омаров, А.Н. Козырин и другие) [7, 9, 10, 13]. В узком смысле данный институт отождествляется с устройством, включающем в себя лишь принципы, цели, методы и технологию контроля, в широком — совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе контроля, а также ин-

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

2 fS

и о X

л

<

К

£

»S

0

1

л

<

S I

л

X О

0

оэ

л С

к S

1

Ы <

03 л

с

ъ

Ы <

ш о а С

44

формационных потоков, норм, отношений, наборов форм и методов.

Вышеизложенные концепции определения понятия механизма контроля в узком и широком смысле фиксируют статическое состояние исследуемого института. Рассмотрение механизма контроля в динамике предполагает смещение акцента на взаимодействие его составляющих. Слово «механизм» употребляется в значении совокупности элементов, где движение одного вызывает движение другого и нахождение самого механизма определяется через динамику его элементов. Исходя из этого, механизм контроля нами понимается как функционирование, действие контрольных органов, что выражается в определенных способах, принципах функционирования их контрольной деятельности, а также во взаимосвязях и взаимодействии между собой их элементов. При этом механизм контроля — не одно действие контрольных органов, а их совокупность в динамике, в процессе осуществления функции контроля и во взаимодействии, в реализации норм (правил функционирования).

Исследуя механизм контроля, необходимо четко осознавать его свойства, посредством которых осуществляется функция контроля в органах внутренних дел Российской Федерации.

Механизм контроля над органом внутренних дел представляет собой систему органов и должностных лиц, осуществляющих данную функцию в ходе своей деятельности, посредством реализации задач в пределах своей компетенции, во взаимодействии с населением, на основе структурообразующих норм-принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, источниках международного права, законах и иных нормативных правовых актах, директивных и планирующих документах МВД России, с применением средств административного, организационного, технологического и иного воздействия.

Для механизма контроля, по нашему мнению, важным компонентом являются структура, которая представляет собой построение элементов, основанное на их иерархии и взаимозависимости, и управляющая система, без которой структура статична.

На изучении сложного объекта в указанном аспекте основано направление методологии научного исследования, именуемое системным подходом, одним из компонентов которого является функциональный подход, позволяющий выявлять функции отдельных компонентов целостного объекта в их взаимозависимости [12].

Основанные на системном подходе и его компонентах, структурно-функциональный и системный анализы позволяют исследовать механизм контроля в аспектах установления влияния на функционирование и развитие его отдельных

составляющих в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявлять функции его отдельных элементов, поддерживающих целостность реализации контрольной функции.

Важность использования данного направления методологии в научном исследовании сущности механизма управления (и входящего в него механизма контроля) отмечается в трудах отечественных ученых.

На обусловленность динамического компонента самой управленческой деятельностью, агрегирующего в себе ее сущность и процедуры, указывает профессор А.М. Кононов, отмечая, что данный компонент позволяет варьировать методы и процедуры, их содержательную насыщенность. Используя функциональный анализ, возможно раскрыть как динамические характеристики, так и функциональные параметры системы управления органов внутренних дел [8].

На системный подход как на важнейшую методологическую основу указывает Р.Р. Алиуллов. Этот подход позволяет выявить и проанализировать сущностные признаки, наиболее значимые характеристики механизма, представив его в качестве динамичной социальной системы [8].

Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения механизма контроля и возможности его проектирования, исходя из меняющихся условий оперативной обстановки, имеет немаловажное значение как для науки управления, так и для практики применения, поскольку способствует повышению уровня эффективности всего механизма управления в органах внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, полномочия МВД России и его территориальных органов внутренних дел включают в себя осуществление контроля за деятельностью подчиненных органов и организаций [7, 9, 10, 13].

Эффективность данного направления служебной деятельности напрямую связана с проектированием структуры и технологического процесса его осуществления. Проектирование механизма контроля над органом внутренних дел является одним из важных методов повышения результативности деятельности полиции — в большей степени, чем технология, он позволяет обеспечить выполнение правоохранительных задач при рациональном использовании всех сил и средств, имеющихся в органе внутренних дел [6].

Идеальная модель спроектированного механизма контроля над органом внутренних дел, распространенная в соответствии с теоретическими и практическими аспектами (рис.), дает пример построения всех элементов механизма контроля и их взаимосвязей.

Реализация представленного проекта механизма контроля (рис.) должна носить про-

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

Оперативная обстановка

Рис. Идеальная модель спроектированного механизма контроля органов внутренних дел

цесс последовательного формирования всех его модулей (компонентов) идеальной модели на практике. Детально рассмотреть этот процесс возможно в рамках организации контроля в системе оперативно-зонального управления в территориальном органе МВД России на региональном уровне, где ответственность за организацию контроля, его нормативное правовое обеспечение, утверждение установленной численности и структуры контролирующих подразделений, а также принятие мер по оптимизации характера, содержания и периодичности представления информации в рамках осуществления контрольных функций, применение информационных технологий (в частности, возможностей Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел) возлагается на министров внутренних дел по республикам, начальников ГУ, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации.

В процессе формирования структуры органов, осуществляющих контрольную деятельность, определяющих штатную численность сотрудников подразделений, на которых возложены контрольные функции, на практике реализуется модуль механизма контроля, отражающий его субъект (силы).

Структурные изменения или организационно-штатное построение контрольных органов в территориальном органе внутренних дел регионального уровня есть видимая форма внутреннего перераспределения полномочий в службах и подразделениях внутренних дел, изменение их функций и объема задач для решения и обеспечения которых они созданы.

Следует согласиться с утверждением, что строение формальных организационных звеньев в правоохранительных органах характеризуется взаимным расположением тех или иных компонентов в их составе и наличием между ними совокупностей безличных связей, которые

целенаправленно вводятся с помощью соответствующих норм [11].

Нормативная правовая составляющая (средства) спроектированного механизма контроля в системе оперативно -зонального управления органа внутренних дел на региональном уровне формируется его министром (начальником) посредством приказа, принятого на основании действующих законов и иных нормативных правовых актов, директивных и планирующих документов МВД России в данной области.

Определение объекта контроля в спроектированном механизме контроля осуществляется приказом, которым утверждается список объектов контроля (служб и подразделений аппарата и территориальных органов внутренних дел, расположенных в пределах закрепленной зоны ответственности).

Формирование штатной структуры и расстановка личного состава подразделений, участвующих в процессе контроля (модуль проекта механизма контроля, учитывающий расстановку сил органа внутренних дел), осуществляется поэтапно: путем сбора предложений от руководящего состава об организационно-штатных изменениях в подчиненных им подразделениях по направлениям оперативно-служебной деятельности с целью создания зональных отделов с количеством сотрудников, соответствующим количеству зон ответственности, за счет перераспределения имеющейся штатной численности служб и подразделений и последующего утверждения организационно-штатных изменений в штатные расписания служб и подразделений аппарата территориального органа внутренних дел на региональном уровне.

В целях реализации спроектированного механизма оперативно-зонального контроля, а также упорядочения воздействия и разграничения сфер компетенции подразделений и должностных лиц, осуществляющих контрольную деятельность, за установленными зонами ответственности приказом закрепляются персональный состав руководящих кураторов, главных зональных кураторов и зональных кураторов из числа руководящего состава, главных инспекторов инспекции, сотрудников служб и подразделений аппарата МВД по республикам, ГУ, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации.

45

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

2 fS

и о X

л

<

К

£

»S

0

1

л

<

S I

X О

0 вэ

С

к S

1

ц

<

ва С

<

ш о а С

В соответствии с принятыми нормативными документами в должностные инструкции сотрудников зональных подразделений вносятся соответствующие коррективы, определенные полномочиями конкретных зональных кураторов по осуществлению контроля в зоне оперативного обслуживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом вопросе как руководителю профильной службы, так и руководящему и главному кураторам зоны оперативного обслуживания, необходимо учитывать потребность в установлении подчиненности зональных кураторов по направлениям деятельности (сотрудников зональных отделов (отделений) подразделений и служб аппарата).

В результате проведения предложенных мероприятий утверждается правовая основа, необходимая для функционирования спроектированного механизма контроля, формируется структура контрольных органов, закрепляются права, обязанности и сфера компетенции, определяются объекты контроля.

С помощью спроектированного и применимого на практике механизма контроля возможно не только избежать неудовлетворительных результатов оперативно-служебной деятельности, но и установить путь к повышению ее результативности, воздействуя на отдельные элементы механизма контроля. Применение указанного метода в определенной степени способствует решению проблемных вопросов управления органами полиции в условиях реформирования, связанных с изменением законодательства и ведомственной нормативной правовой базы, оптимизацией численности сотрудников, призванных защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществлять противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности [1].

Проектирование механизма осуществления функции контроля является залогом эффективного управления органами внутренних дел в условиях реформирования МВД России и эффективным методом решения проблем, возникающих в управленческой деятельности руководителя территориального органа внутренних дел регионального или районного уровня.

Список литературы

1

О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. 1 марта.

2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 // Рос. газ. 2011. 1 марта.

3. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 // Рос. газ. 2011. 1 марта.

4. Алиуллов Р. Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики): автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.

5. Камышников А.П., Махинин В.И. Основы управления в правоохранительных органах: учебник. М., 2005.

6. Кардашов Р.А. Организационный механизм органа внутренних дел и проблемы его формирования: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007.

7. Кононов А.М., Жаглин А.В. К вопросу о функциях системы управления в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 1.

8. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000.

9. Тарасов А.М. Государственный контроль в России. М., 2008.

10. Омаров А.М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980.

11. Козырин А.Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Комментарий законодательства // СПС КонсультантПлюс.

12. Организация деятельности горрайлинорганов внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. проф. А.Ф. Майдыкова. М., 2009.

13. Социологический энциклопедический словарь/ ред.-коорд. Г.В. Осипов. М., 1998.

14. Теоретические вопросы управления в правоохранительной сфере: курс лекций / под ред. В.Б. Коробова. М., 2010.

E-mail: [email protected]

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.