I_
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
правоохранительной деятельности
В.В. НОВИКОВ,
докторант кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения
(Академия управления МВД России)
Оптимизация инфраструктуры органов внутренних дел: высвобождение, реализация и списание движимого имущества
В статье рассмотрены проблемы оптимизации инфраструктуры органов внутренних дел, связанные с совершенствованием порядка высвобождения, реализации и списания движимого имущества. Фрагментарно освещены вопросы приобретения движимого имущества в контексте повышения качества поставок по государственным контрактам и разграничения функций субъектов ведомственного контроля в данной сфере.
движимое имущество, органы внутренних дел, оптимизация, управление инфраструктурой, реформирование.
Первые и важнейшие шаги реформы МВД России — оптимизация его структуры и кадрового состава, которая заложена в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции» [1].
Правоохранительное ведомство в перспективе избавится от функций выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России, технического осмотра транспортных средств; медицинские вытрезвители перейдут в ведение учреждений здравоохранения. Комплекс этих и других мер должен избавить Министерство от несвойственных ему функций. К тому же существенно увеличиться денежное содержание сотрудников. При таком подходе будет меняться и инфраструктура органов внутренних дел.
Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — это процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определенной функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надежным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных.
Оптимизация инфраструктуры органов внутренних дел — это процесс доведения количественного и качественного состава имущественного комплекса органов внутренних дел до состояния, при котором достигается реализация специально предназначенными обеспечивающими структурами органов внутренних дел набора функций, необходимых для эффективного выполнения оперативно-служебных и охранных задач полицейскими, следственными и иными подразделениями. При этом результативность и оперативность работы обеспечивающих структур в значительной степени обусловлены количественными и качественными показателями их тылового обеспечения [7, с. 8].
Инструментами оптимизации инфраструктуры органов внутренних дел применительно к имущественному комплексу являются те процессы, которые влияют на ее количественный и качественный состав. К ним относятся государственные закупки, инвентаризация, учет и регистрация объектов недвижимости, высвобождение, реализация и списание движимого имущества и т. д.
В данной статье речь идет о процессах высвобождения, реализации и списания движимого имущества в деятельности тыловых подразделений.
По своей структуре тыловое обеспечение органов внутренних дел — это совокупность видов материально-технического и социально-бытового обеспечения подразделений МВД России и их сотрудников. При максимально полном тыловом обеспечении наибольшая вероятность достижения планируемого результата в оперативно-служебной, служебно-боевой и правоохранительной деятельности будет зависеть только от профессионализма соответству-
МБЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)
ющих руководителей и сотрудников, т. е. суть тыловой деятельности заключается в недопущении снижения эффективности мероприятий органов внутренних дел вследствие недостаточного материально-технического и социально-бытового обеспечения.
Необходимо отметить, что роль тылового обеспечения неуклонно возрастает по мере социально-экономического развития общества, внедрения инновационных технологий, совершенствования и автоматизации информационного обмена. Именно поэтому практически во всех основополагающих документах по реформированию органов внутренних дел встречается требование совершенствования тылового обеспечения подразделений системы МВД России и инфраструктуры органов внутренних дел. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в указах Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О совершенствовании деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [3] и от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» [2].
В условиях реформирования тыловое обеспечение органов внутренних дел будет осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета. Одной из целей единого федерального финансирования является уход от существующей системы консолидированных бюджетов, когда уровень оснащенности милиции общественной безопасности (численность которой существенно превышает численность милиции, финансируемой за счет средств федерального бюджета) всеми видами довольствия и услуг определяется реальными возможностями субъектов Российской Федерации, бюджетами местного самоуправления. Этот уровень весьма различен и разбалансирован даже в пределах федеральных округов, т. к. с точки зрения централизованного управления инфраструктурой относится к разряду «частично управляемых рисков». Если мы не можем однозначно управлять процессом обеспеченности за счет средств местных бюджетов как по номенклатуре, так и по количеству поставляемых ресурсов, то, следовательно, различна и общая обеспеченность милиции по консолидированным бюджетам. Финансирование из федерального бюджета позволит централизованно и целенаправленно, но более планомерно и сбалансированно осуществлять всестороннее тыловое обеспечение полицейских структур в рамках государственной программы вооружений и действующих федеральных целевых программ.
Что касается деятельности тыловых подразделений, то высвобождению и реализации подлежит морально устаревшее, не используемое по назначению, не нашедшее применения, а также
снятое с эксплуатации движимое имущество (за исключением технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности) согласно перечню высвобождаемого движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2003 г. № 231 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» [4].
Управлением организации материально-технического обеспечения Департамента тыла МВД России (УОМТО ДТ МВД России) был разработан и издан приказ МВД России от 5 декабря 2006 г. № 992 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий системы МВД России» [6]. В соответствии с положениями данного приказа уполномоченными организациями для решения вопросов, связанных с высвобождением и реализацией движимого имущества, являются управления материально-технического снабжения (УМТС МВД России) в отношении высвобождения и реализации движимого имущества МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России, а также Центральное УМТС МВД России — в отношении высвобождения и реализации движимого имущества подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России [8, с. 36, 37].
Начальники подразделений органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России, по итогам проведения инвентаризации представили в УМТС МВД России перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению, и акты технического состояния (для движимого имущества технического характера) по установленным формам.
УМТС МВД России на основании представленных сведений были составлены обобщенные перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению, и представлены в ДТ МВД России.
Главным центром обеспечения ресурсами МВД России (ГЦОР МВД России) проведена работа по корректировке и обобщению данных в сводные перечни высвобождаемого движимого имущества органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России. Перечни движимого имущества,
57
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)
58
подлежащего высвобождению и реализации, направлены в УМТС МВД России.
УМТС МВД России довели указанные перечни до Главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах.
В целях подготовки организации проведения конкурсных торгов по отбору организаций-оценщиков осуществлен ряд мероприятий, направленных на определение начальной (максимальной) цены контракта, разработку конкурсной документации по отбору организаций-оценщиков, направлены запросы о предварительной стоимости оценочных услуг в региональные отделения Российского общества оценщиков, а также иным организациям-оценщикам, изучен прейскурант стартовых цен на оценочные работы и услуги по оценке объектов оценки и переоценке основных средств предприятий и организаций, разработана конкурсная документация и проекты государственных контрактов для дальнейшего размещения на официальном сайте Российской Федерации.
Порядок списания движимого имущества в системе МВД России определен Методическими рекомендациями о порядке списания основных средств, находящихся в оперативном управлении подразделений МВД России. Кроме того, вопрос списания объектов основных средств, находящихся в оперативном управлении подразделений МВД России отражен в приложении 6 к Методическим рекомендациям по разработке учетной политики в подразделениях системы МВД России и направлен в подразделения письмом от 3 сентября 2008 г. № 31/11— 4551 Финансово-экономическим департаментом МВД России.
Основные средства подлежат списанию в случае полной амортизации и (или) физического износа и лишь в тех случаях, когда восстановить его не представляется возможным или экономически нецелесообразно.
При списании движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает тысячекратный размер минимальной оплаты труда, установленный действующим законодательством, акты на списание основных средств либо письменное разрешение необходимо согласовывать с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимуществом России).
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств (движимое имущество) к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в
учреждении приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств, в частности главный бухгалтер (бухгалтер).
В компетенцию комиссии входят следующие функции:
— осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
— установление причин списания объекта (физический износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
— выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
— возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов от списываемого объекта и их оценка, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
— составление актов на списание основных средств;
— составление акта на списание автотранспортных средств (с приложением документов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место).
Подведомственные подразделения МВД России (получатели средств федерального бюджета) готовят предложения о списании основных средств с учетом обоснований и направляют их в соответствующие вышестоящие органы (распорядителям, главным распорядителям средств федерального бюджета), в непосредственном подчинении которых они находятся.
Главные управления и управления МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образовательные и научно-исследовательские учреждения МВД России и другие бюджетные учреждения центрального подчинения осуществляют согласование актов на списание основных средств в следующем порядке:
— автотранспортные средства и оружие — УОМТО ДТ МВД России;
— оборудование, инструменты и хозяйственный инвентарь — Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения (ГЦАХиТО МВД России);
МБЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)
— средства связи, вычислительная и организационная техника—Управление информационно-телекоммуникационных технологий и связи (УИТТиС ДТ МВД России).
Отметим следующую ведомственную проблему: все обращения подразделений органов внутренних дел по вопросу списания основных средств (движимое имущество) напрямую направляются в УОМТО ДТ МВД России, а указанные подразделения (ГЦАХиТО, УИТТиС) от согласования актов на списание самоустраняются. Поэтому требуется четкая ведомственная регламентация процессов высвобождения движимого имущества органов внутренних дел.
Далее вышестоящий орган рассматривает поступившие предложения о списании основных средств и дает свое заключение: письменное разрешение, отметку о согласовании в акте установленной формы о списании имущества и возвращает подразделению согласованный акт либо, в случае непринятия поступившего предложения о выбытии основных средств, возвращает указанные акты с рекомендациями по дальнейшему использованию.
Согласованный с вышестоящей организацией акт о списании основных средств направляется в соответствующий территориальный орган Росимущества России.
После согласования акта о списании основных средств подразделение МВД России производит списание средств с балансового учета в установленном порядке.
Списанные с баланса детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, учитываются учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Минфином России. Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов либо из черных и цветных металлов и неиспользуемые для нужд учреждения, подлежат реализации соответствующим организациям.
Существующая организационная проблема в процессе списания заключается также в том, что имеют место случаи необоснованного отказа территориальными органами Росимуще-ства России в согласовании документации по списанию основных средств. Думается, это обстоятельство обусловлено тем, что нормативные правовые акты, регламентирующие порядок списания основных средств, порядок и перечень документации, необходимой для представления на согласование в Росимущество России, не в полном объеме регламентируют механизм списания в условиях изменений бюджетного законодательства [5].
Рассматривая вопрос об оптимизации инфраструктуры органов внутренних дел, связанный с
закупкой товаров, необходимо обращать внимание на качество закупаемых товаров, поскольку некачественная продукция часто выходит из строя, вследствие чего возникают проблемы с ее высвобождением, реализацией и списанием. Это подтверждает и ситуация, сложившаяся к апрелю 2010 г.: в МВД России возникла острая проблема с некачественными поставками по государственным контрактам, имевшими место вследствие ненадлежащего контроля технологии изготовления продукции и уровня ее приемки от поставщиков, а также из-за того, что в структуре Департамента тыла МВД России на тот момент наличествовали представительства и представители. К этому времени вышли указы Президента РФ о начале реформирования системы МВД России, обществом широко обсуждался Закон «О полиции». Ожидать окончания реформы означало продолжать насыщать базы и склады ресурсов продукцией сомнительного качества. Учитывая вышесказанное, было принято верное организационное решение о создании специализированного обособленного Центра представительств заказчика МВД России.
Главное в реформе тылового блока ведомства — разграничение функций. Совмещение в одном органе (и даже в одной штатной единице — человеке) функций управления и обеспечения чревато нежелательными последствиями. Орган, принимающий и одновременно исполняющий решение, пойдет на любые уступки для исполнения своего решения. Отметим также, что в совмещении функций кроется и коррупционная составляющая. Деятельность Центра представительств заказчика МВД России осуществляется по единому плану, он наделен достаточно широкими полномочиями, взаимодействует с другими контрольными службами Министерства.
Таким образом, в условиях совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации и реформирования системы МВД России назрела необходимость разработки ведомственного регламента высвобождения, реализации и списания движимого имущества. Данный регламент должен содержать порядок высвобождения, реализации и списания движимого имущества, а также меры ответственности за его несоблюдение.
Создание специализированных субъектов контроля качества продукции в системе МВД России также способствует оптимизации инфраструктуры органов внутренних дел. Имея в своем арсенале солидные полномочия, они могут оказать существенное влияние на разработку в интересах МВД России новых образцов вооружения, военной техники, специальной продукции, средств индивидуальной бронезащиты и другого движимого имущества.
59
I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)
60
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
2. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 // Рос. газ. 2010. 19 фев.
3. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Рос. газ. 2009. 28 дек.
4. О высвобождении и реализации движимого иму-
щества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2003 г. № 231 (в ред. от 22 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2003. № 17. Ст.1615.
5. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н (ред. от 31 августа 2010 г.) // Фин. газ. 2010. 11 февр.
6. О высвобождении и реализации движимого иму-
щества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий системы МВД России: приказ МВД России от 5 декабря 2006 г. № 992 (в ред. от 21 августа 2008 г.).
7. Лукьянов В. В. Тыловое обеспечение в проекте Федерального закона «О полиции» // Вопросы тылового обеспечения. 2010. Сент.
8. Порядок высвобождения и реализации движимого имущества // Экономический вестник МВД России. 2009. № 7.
E-mail: [email protected]
И.В. ГОРОШКО,
заместитель начальника кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел,
доктор технических наук, профессор (Академия управления МВД России) В.Н. ЛЕБЕДЕВ,
доцент кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел,
кандидат технических наук (Академия управления МВД России)
Персональные данные: возможные пути реализации федерального закона
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с понятием «персональные данные», раскрывается содержание этого понятия, анализируются основные положения федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу персональных данных, проблемы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», и пути их решения.
персональные данные, обработка информации, классификация, конфиденциальная информация, защита информации, ведомственный стандарт.
Вступление в силу с 1 марта 2011 г. Федерального закона «О полиции» заставило многих сотрудников органов внутренних дел не только по-новому взглянуть на вопросы, связанные с понятием «персональные данные»,
но и в какой-то степени переоценить прежнее его восприятие как чего-то абстрактного, существующего вне системы органов внутренних дел.
Впервые в практике российской правоохранительной системы Федеральный закон адресно обращается к одному из ее элементов - полиции, предоставляя ей право обрабатывать данные о гражданах (ч. 1 ст. 17) и обязывая осуществлять эту обработку в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (ч. 7 ст. 17) [1].
Легальная трактовка понятия «персональные данные» в российском законодательстве впервые была введена в оборот Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, в настоящее время утратившим силу. В ст. 2 данного закона в перечне используемых терминов упомянута «информация о гражданах