Научная статья на тему 'Организационное развитие системы автотранспортного обеспечения органов внутренних дел'

Организационное развитие системы автотранспортного обеспечения органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОГРАНИЧЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / LIMITED FUNDING / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERIOR BODIES / MOTOR AND VEHICLE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Н. Богданов

В статье рассмотрены организационные вопросы развития системы автотранспортного обеспечения органов внутренних дел. По мнению автора, в основу процессов оптимизации организационных структур автотранспортного обеспечения необходимо заложить принцип организационного развития, взаимосвязанный с изменением внешних условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational development of motor and vehicle maintenance of the interior bodies

The organizational development issues of road maintenance by the interior bodies are considered. In author's opinion, it is the principle of organizational development interrelated with changes in external conditions that should be the basis of the processes of optimization of organizational structures of motor and vehicle maintenance of the interior bodies.

Текст научной работы на тему «Организационное развитие системы автотранспортного обеспечения органов внутренних дел»

_I

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

А.Н. БОГДАНОВ,

заместитель начальника кафедры финансово-тылового и экономического обеспечения

(Академия управления МВД России)

Организационное развитие системы автотранспортного обеспечения

органов внутренних дел

В статье рассмотрены организационные вопросы развития системы автотранспортного обеспечения органов внутренних дел. По мнению автора, в основу процессов оптимизации организационных структур автотранспортного обеспечения необходимо заложить принцип организационного развития, взаимосвязанный с изменением внешних условий.

автотранспортное обеспечение, модернизация, ограниченное финансирование, организационное развитие, органы внутренних дел.

В рамках стратегии общей модернизации государственного управления страны система МВД России переживает новый этап организационного развития. С учетом негативной реакции общества на деятельность органов внутренних дел Президентом РФ было принято решение о реформировании существующей структуры МВД России, в частности ее кадрового, финансового и материально-технического обеспечения [3]. Преобразование российской милиции в полицию должно привести к сущностным изменениям в работе этого важнейшего элемента системы государственной власти. В то же время Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З—ФЗ [1] пока не дает ответа на некоторые вопросы. Например, в нем отсутствует структура полиции, нет четкого определения ее места в системе государственной власти в целом и в системе федеральных органов исполнительной власти в частности.

Модернизация органов внутренних дел осуществляется путем оптимизации выполняемых ими функций и сокращения штатной численности на 20 % до 1 января 2012 г. Изменения затронут и тыловое обеспечение органов внутренних дел, от качества которого зависит успешное вы-

полнение задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Думается, необходимо добиваться соответствующих времени и обстоятельствам изменений в работе хозяйственных подразделений органов внутренних дел. Вырисовывается современная концепция развития инфраструктуры органов внутренних дел, фундаментальность которой заключается не в ориентированности на последние технические и информационные разработки, а в использовании специальных принципов эффективного управления инфраструктурой [9, с. 7].

Органы внутренних дел относятся к бюджетным учреждениям, поэтому реализация в их деятельности принципов эффективности и экономности, адресности и целевого использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы внутренних дел должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. При этом бюджетные ассигнования должны направляться на финансирование конкретных задач.

Эффективность управления инфраструктурой в системе органов внутренних дел во многом зависит от правильного выбора и умелого сочетания используемых методов в бюджетном процессе. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности подразделений системы МВД России позволяет выйти на качественно новый уровень оценки эффективности расходования финансовых ресурсов и расширить горизонт бюджетного прогнозирования, используемого при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами [8, с. 29].

Представляется, что оптимизацию численности органов внутренних дел необходимо проводить на строго научной основе, принимая во

^исп_#2_17.тси 15

21.06.2011 10:38:27

J3

н и о X

л

<

И

н «

И

:|S

о X

л

<

И

н S X

л X о о оэ

л С

I

и <

03

л С

И <

ш о а С

16

внимание принципы организационного развития во взаимосвязи с показателями обеспеченности.

Согласно фундаментальному принципу рассмотрения и анализа действия экономических механизмов, принципы организационного развития целесообразно рассматривать в динамике, когда хозяйственные явления, события моделируются во времени как последовательно, непрерывно следующие друг за другом.

С методологической точки зрения это позволяет раскрыть причинные связи между явлениями (в данном случае изменениями автотранспортного обеспечения органов внутренних дел), преодолеть ограниченность статической теории (применительно к проблеме исследования процессов организационного развития в системе МВД России), оценить синергетиче-ские эффекты и характеристики как результаты организационного развития автотранспортных подразделений органов внутренних дел в современных условиях хозяйствования.

Широко употребляемым в экономической теории, но недостаточно четко сформулированным понятием, характеризующим определенный тип изменений в социально-экономической системе, в частности МВД России, является термин «организационное развитие». В различных концепциях он трактуется как естественный процесс изменений, обусловленный возрастом организации, или вызванный нововведениями и проявляющийся в увеличении размеров (росте организации); рационально спланированная деятельность руководства для достижения внутреннего и внешнего равновесия организации; процесс функциональной интеграции и дифференциации.

С точки зрения рассмотрения организационного развития как непрерывного процесса управления изменениями в системе автотранспортного обеспечения органов внутренних дел приведенные выше понятия представляются недостаточно полными и, главное, неспособными вскрыть механизмы управления организационными изменениями и определить их эффективность.

Принцип представления процессов организационного развития как изменений условий существования организаций во времени позволяет рассматривать хозяйственную динамику как логическое развитие эволюции организации через механизмы нарушения равновесия.

Хотя развитие можно считать естественным способом организационного поведения, единого мнения относительно сил, порождающих развитие организации или сдерживающих его, еще не сложилось. В ряде концепций источниками и движущей силой организационных изменений рассматриваются сдвиги во внешних и внут-

ренних условиях хозяйственной, производственной, управленческой деятельности. К таким сдвигам могут быть отнесены, например, изменения видов и типов конкуренции, характера спроса, законодательной базы и хозяйственной политики государства, а также технические, технологические и управленческие нововведения. Однако остаются не определенными пределы, за которыми развитие организации необходимо рассматривать не как результат действия внешних сил, а как имманентное свойство эволюции, естественно присущее любой организации, как результат целенаправленного поведения субъектов организации, которые предопределяют ее стратегию и политику.

По нашему мнению, в основе подхода, позволяющего преодолеть детерминированность и статичность большинства существующих концепций организационных изменений, лежит необходимость представления изменения условий существования организации во времени, которое определяет суть организационных изменений и развития. Это позволяет представить организационное развитие как процесс формирования и внедрения его в режиме постоянных организационных изменений и управленческих нововведений, создающих новые сферы и направления деятельности, развивающих организационную культуру, закрепляющих эффективные внешние связи и отношения с контрагентами и внутренние — в хозяйственной, информационной и административной структурах организации.

Отметим, что такой подход согласовывается с получившей широкое распространение и популярность ситуационной теорией организации. Эта теория ориентирована на исследование специфики самой организации, ее внешней и внутренней среды, которые в совокупности определяют тип структуры управления [7, с. 35].

Основное теоретическое положение ситуационного подхода в теории организации заключается в том, что степень его эффективности и успеха определяется степенью адаптации организационной структуры и организационного поведения факторами и ограничениями окружающей среды. Применительно к системе МВД России — это ограниченное финансирование,что можно отнести и к автотранспортному обеспечению. В 2006 г. на приобретение автомобильной техники для подразделений органов внутренних дел выделено 2,4 млрд руб., в 2007 г. — 2,3 млрд руб., в 2008 г. — 2,8 млрд руб., что составило менее 10 % от реальной потребности МВД России. В 2011 г. на эти цели предусмотрено выделение 2,9 млрд руб. (12 % от общей потребности). Оснащенность автотранспортом подразделений милиции, содержащихся за счет федерального бюджета, составляет 78,1 %, а финансирующихся за счет средств субъектов Российской Феде-

рации — 79,2 %. Подлежит списанию по срокам эксплуатации и нормам пробега 42,3 тыс. единиц автотранспорта, т. е. более одной трети автомобильного парка [5, с. 23].

Согласно распоряжению Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. № 139-р [4] МВД России из федерального бюджета было выделено 2,43 млрд руб. в качестве дополнительных ассигнований на закупку автомобильной техники в 2009 г., что позволило дополнительно обновить изношенный парк автомобильной техники.

Структура органов материально-технического обеспечения МВД России, с позиции ситуационного подхода, включает Управление организации материально-технического обеспечения Департамента тыла (УОМТО ДТ МВД России), Главный центр обеспечения ресурсами (ГЦОР МВД России), Представительство заказчика ДТ МВД России и восемь управлений материально-технического снабжения (УМТС МВД России), в непосредственном подчинении которых находятся 17 баз хранения ресурсов (БХР) и один склад.

Головной организацией по поставкам ресурсов является УОМТО ДТ МВД России, которое координирует и организует деятельность в системе материально-технического снабжения, обеспечивает выработку единой технической политики, разработку нормативных правовых актов, регламентирующих ресурсное обеспечение и контроль за их соблюдением. ГЦОР МВД России обеспечивает сбор необходимой информации от департаментов МВД России, управлений материально-технического снабжения для обобщения и представления в Правительство РФ сводных данных о потребности в финансировании и включении ее в государственный оборонный заказ в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213—ФЗ «О государственном оборонном заказе» [2]. ГЦОР МВД России осуществляет также реализацию государственного оборонного заказа путем проведения конкурсов, аукционов, заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в пределах выделенного финансирования и контроль за их исполнением.

Обеспечение поставки в подразделения МВД России продукции в соответствии с требова-

ниями, предъявляемыми с заключенными государственными контрактами, и контроль за ее приемкой осуществляют представительства заказчика ДТ МВД России.

Замыкающим звеном в системе органов материально-технического обеспечения являются управления материально-технического снабжения, базы и склады. Именно они доводят до конечного потребителя — подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России приобретенное имущество, необходимое для устойчивого функционирования и выполнения возложенных задач, а также осуществляют контроль за его использованием.

Снабжение органов внутренних дел автотранспортом производится на основе единого плана в соответствии с нормами положенности, утвержденными приказами МВД России, с учетом состояния обеспеченности и планируемыми объемами списания транспортных средств. Заявки на снабжение автотранспортом составляются подразделениями самостоятельно, в пределах выделенных ассигнований, с указанием марок, моделей транспортных средств и наименованием служб.

Поставка автотранспорта для служб, содержащихся за счет средств федерального бюджета, производится по следующей схеме. Департамент тыла МВД России через УМТС МВД России запрашивает заявки от МВД, ГУВД, УВД, УВДТ на приобретение транспортных средств. Полученные сведения анализируются, обобщаются и в последующем становятся составной частью единого плана снабжения (табл. 1). ГЦОР МВД России на конкурсной основе либо по прямым договорам с единственными поставщиками, определенными постановлениями Правительства РФ, производит закупку автотранспорта. Закупленные транспортные средства поступают на БХР МВД России, которые выдают их подразделениям.

Закупку автотранспорта для служб, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, производят организации при администрациях субъектов РФ с последующей передачей на баланс органов внутренних дел, либо денежные средства перечисляются на расчетные счета ГУВД, УВД, УВДТ, которые самостоятель-

Таблица 1

Сведения по обеспеченности автотранспортом органов внутренних дел Центрального федерального округа, %

Тип транспортного средства 2008 2009 2010

всего ФБ* МБ** всего ФБ МБ всего ФБ МБ

Легковые автомобили 74,6 68,3 79,3 81,3 73,9 87,1 82,3 76,1 87,2

Оперативно-служебные (грузовые) 79,8 76,0 86,7 78,3 77,4 80,5 76,0 77,7 71,9

Автобусы 68,1 65,2 74,6 76,8 71,3 91,9 78,0 73,6 91,4

Всего 74,9 69,4 79,9 80,6 74,1 86,7 81,3 76,1 86,1

* Федеральный бюджет. ** Местный бюджет.

2 л н и о X

л

<

и н к

и ^

о X

л

<

и н к

X

£ X о о

03

с

X

и <

03

с

и <

ш о а С

17

1гисП_#2_17.тсМ 17

21.06.2011 10:38:27

2 л н и о X

л

<

И

н к

И

:|S

о X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

<

И

н S X

л

X о о

03 %

С

I

и <

03 С

И <

ш о а С

18

Таблица 2

Сведения о поставках автотранспорта органам внутренних дел Центрального федерального округа, шт.

Тип транспортного средства 2008 2009 2010

всего ФБ МБ всего ФБ МБ всего ФБ МБ

Легковые автомобили 3488 748 2740 3654 1098 2556 3039 1706 1333

Оперативно-служебные (грузовые) 311 183 128 348 257 91 638 400 238

Автобусы 197 99 98 228 114 114 224 137 87

Всего 3996 1030 2966 4230 1469 2761 3901 2243 1658

Таблица 3 Сведения о списании автотранспорта органам внутренних дел Центрального федерального округа, шт.

Тип транспортного средства 2008 2009 2010

всего ФБ МБ всего ФБ МБ всего ФБ МБ

Легковые автомобили 2680 1185 1495 1789 853 936 2933 1145 1788

Оперативно-служебные (грузовые) 297 219 78 286 171 115 405 256 149

Автобусы 141 99 42 89 58 31 139 81 58

Всего 3118 1503 1615 2164 1082 1082 3477 1482 1995

но на конкурсной основе закупают транспортные средства (табл. 2).

Закупка автотранспорта также производится в рамках краткосрочных либо долгосрочных целевых программ как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Согласно анализу показателей, приведенных в таблицах, общий процент обеспеченности органов внутренних дел автотранспортом за три года повысился в связи с ежегодным увеличением объемов поставок транспортных средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Объемы закупок автотранспорта за счет средств субъектов Российской Федерации с каждым годом уменьшаются. Понижение обеспеченности автотранспортом служб, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в 2010 г. произошло в связи с превышением объемов списания над объемами закупки (табл. 3).

В условиях недостаточного финансирования МВД России необходимо продолжить работу по повышению эффективности, экономности, адресности и целевого использования бюджетных средств в области автотранспортного обеспечения, что отразится на организационной структуре. Резервы скрыты в упрощении порядка снабжения, заключенного в работе Департамента тыла МВД России напрямую с МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, минуя УМТС, что приведет к оптимизации численности тыловых подразделений органов внутренних дел.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля

2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 фев.

2. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213—Ф3 (ред. от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6.

3. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Рос. газ. 2009. 28 дек.

4. О распределении дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку федеральными органами исполнительной власти автомобильной техники в 2009 году: Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. № 139-р (ред. от 10 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 882.

5. Азжеуров В. Аудит эффективности использования бюджетных средств в интересах стратегии социально-экономического развития РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2007. № 6.

6. Баулин Г.И. Закупка автомобильной техники для подразделений МВД России // Экономический вестник МВД России. 2009. № 10.

7. Василенко В.А., Шостка В.И. Ситуационный менеджмент. М., 2003.

8. Котов Н.В. Итоги финансово-хозяйственной деятельности МВД России в 2008 году // Экономический вестник МВД России. 2009. № 2.

9. Новиков В.В. Управление инфраструктурой как основная функция обеспечивающих структур органов внутренних дел / Проблемы экономического и финансово-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях реформирования бюджетных и налоговых отношений: Сборник статей по материалам межвузовской конференции (Москва, 21 октября 2005 г.). М., 2006.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.