Научная статья на тему 'Контрольно-ревизионная составляющая управления инфраструктурой органов внутренних дел в области материально-технического обеспечения'

Контрольно-ревизионная составляющая управления инфраструктурой органов внутренних дел в области материально-технического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / РЕВИЗИЯ / AUDIT / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MATERIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков В.В.

В статье рассмотрены приоритетные направления совершенствования управления инфраструктурой органов внутренних дел. Контроль представлен в качестве основной функции управления. Даны предложения по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы в области материально-технического обеспечения органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auditing component of infrastructure management of internal affairs in the field of logistics

In article priority directions of perfection of management are considered by an infrastructure of law-enforcement bodies. The control is presented as the basic function of management. Offers on increase of efficiency of kontrolno-auditing work in the field of material support of law-enforcement bodies are given.

Текст научной работы на тему «Контрольно-ревизионная составляющая управления инфраструктурой органов внутренних дел в области материально-технического обеспечения»

Контрольно-ревизионная составляющая

управления инфраструктурой органов внутренних дел в области материально-технического обеспечения

Новиков В.В.*

In article priority directions of perfection of management are considered by an infrastructure of law-enforcement bodies. The control is presented as the basic function of management. Offers on increase of efficiency ofkontrolno-auditing work in the field of material support of law-enforcement bodies are given.

Для обеспечивающих структур органов внутренних дел всегда остается актуальным тезис, что «основные усилия необходимо сосредоточить на рациональном и строго целевом использовании денежных средств, поиске «внутренних резервов», максимальном использовании финансовых и материальных возможностей регионов, жестком режиме экономии и совершенствовании управления»1.

Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, следует с научной точки зрения подойти к реорганизации органов внутренних дел, уделив особое внимание развитию их инфраструктуры. На решение задач в этой области направлен Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» 2.

К приоритетным направлениям развития инфраструктуры органов внутренних дел можно отнести: > совершенствование стратегических основ тылового обеспечения, таких как: научная организация труда; долговременное планирование с учетом технического прогресса; изыскание на основе глубокого анализа повседневной деятельности скрытых резервов, позволяющих увеличивать ресурс имеющихся в эксплуатации материально-технических средств, и т.д.;

> совершенствование контроля в области управления инфраструктурой, направленного на минимизацию издержек и затрат на ее обслуживание;

> реализацию мероприятий по совершенствованию мер социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и повышению их образовательного уровня;

> наращивание усилий по обновлению и модернизации используемых ресурсов органов внутренних дел;

> совершенствование нормативно-правового обеспечения управления инфраструктурой.

В то же время «предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики»3, в том числе в области развития инфраструктуры органов внутренних дел.

Совершенствование форм и методов экономической деятельности тыловых подразделений МВД России нуждается в развитии государственно-частного партнерства, например, по таким направлениям, как аутсорсинг и организация ремонта автотранспорта и обеспечения горючесмазочных материалов через сторонние организации.

При этом в целях совершенствования логистики целесообразно:

> доставлять материальные средства транспортом сторонних компаний;

> применять смешанные схемы транс -портировки материальных средств внутри страны и за рубежом с использованием различных видов транспорта.

Докторант по кафедре организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

О

О

CJ •

о о о

Q. С[ со Ш s

I-

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s

2

0

1

о *

о

2 ф Ч

я *

< s

I H

о ф

со

ISSN 1997-1001

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

Оптимизации требуют движимое и недвижимое имущество органов внутренних дел. Здесь можно отметить следующие направления:

> передача излишествующих складов, помещений в муниципальную собственность;

> сдача в аренду неиспользуемых складских помещений;

> реализация избыточных технических средств и др.

Уменьшение численности персонала предполагает:

> определение состава и структуры органов управления;

> объединение разрозненных служб и создание новых органов управления;

> перевод должностей на гражданские. Такое направление, как автоматизация учетных операций, позволит:

1) сократить на 20 % численность персонала;

2) повысить до 99 % точность учета и его прозрачность;

3) на 80 % увеличить пропускную способность логических цепочек;

4) обеспечить в режиме реального времени достоверность информации о наличии материальных ценностей и проведение всех видов ведомственного контроля и инвентаризации;

5) отслеживать качественное (техническое) состояние материальных ценностей, окончание их годности (эксплуатации);

6) сократить время приема и отгрузки материальных ценностей;

7) оптимизировать загрузку складских помещений и размещение материальных ценностей.

Обеспечение в режиме реального времени достоверной информацией о наличии материальных средств и проведении всех видов ведомственного контроля и инвентаризации способствует:

> исключению умышленного искажения учетных данных;

> качественному анализу данных о соответствии поставляемых материальных ценностей условиям государственных контрактов, а также о законности операций по их движению;

> автоматическому отслеживанию технического состояния материальных ценностей, окончания их годности (эксплуатации);

> сокращению времени приема и отгрузки материальных ценностей;

> оптимизации загрузки складских помещений.

Поставка технических средств нового поколения позволяет обеспечить мобильность, защищенность, многофункциональность, ремонтопригодность, что соответствует стратегии модернизации МВД России.

Оптимизация запасов материально -технических средств способствует:

> накоплению запасов всей номенклатуры до полной потребности подразделений МВД России;

> освобождению от избыточных запасов;

> созданию автоматизированной системы управления запасами. Современное техническое обновление

способствует:

> переоснащению новыми образцами техники на единой базе;

> унификации технических средств;

> утилизации устаревших технических средств.

Важное место в управлении инфраструктурой органов внутренних дел отводится ведомственному контролю, основными инструментами которого можно считать ревизии и проверки.

Контроль, как и другие функции управления, определяется природой и назначением управления. Если управление как особая функция возникает «из самой природы общественного процесса труда „.и входит в состав последнего»4, то возникновение функций управления — результат и специализация труда в этой сфере. Функции управления — это, во-первых, часть управленческой деятельности, во-вторых, — это обособившаяся часть управленческой деятельности, в-третьих, к возникновению функций управления приводит такое разделение труда, при котором специализируется, выделяется относительно самостоятельный участок.

Контроль отражает конкретный вид деятельности. Это подтверждается тем, что в системах управления он выделен в обособленную сферу деятельности и, следовательно, проявляется как непрерывный процесс управления. В условиях, когда требуется раскрытие всех резервов работников, контроль выступает в качестве инструмента управления и мотиватора высокой производительности труда. В хорошо отлаженном трудовом механизме процедура по контролю насыщается действиями исполнителей по самоконтролю.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке соответствия нормативным правовым актам совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, обоснованности и правильности их отражения в бухгалтерском, налоговом учете, а также действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном

направлении деятельности проверяемой организации5.

Содержание контрольной деятельности заключается в сборе информации о состоянии управляемой системы, определении возникающих нарушений и их причин, выборе мер по устранению недостатков и отслеживании процесса их претворения в жизнь6.

В управлении инфраструктурой органов внутренних дел важное место отводится контрольно-ревизионной деятельности. Ее совершенствование должно строиться на базе концептуального видения проблем тылового обеспечения. Поэтому целесообразно:

> уточнить задачи тылового обеспечения на основании всестороннего анализа реорганизационных мероприятий МВД России;

> научно обосновать предложения по реорганизации системы тылового обеспечения министерства;

> уделить особое внимание совершенствованию контрольно-аналитической и координационной деятельности за счет развития системы зонального контроля и автоматизации информационного обмена по направлениям тыловой деятельности;

> своевременно проводить разработку (переработку) нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы тылового обеспечения органов внутренних дел согласно оперативной обстановке и изменяющимся социально-экономическим условиям. Контрольно-ревизионная составляющая управления инфраструктурой органов внутренних должна быть направлена на повышение эффективности деятельности как сотрудников тыловых подразделений, так и ведомства в целом, что способствует предотвращению и полному устранению негативных явлений. При этом контроль направлен в меньшей степени в прошлое и главным образом в будущее. Практическая реализация такого подхода может найти выражение в проведении мероприятий, которые бы в основном имели профилактический, превентивный характер и были бы связаны не только с непосредственным предупреждением наруше-

ний с материальными и денежными средствами, но и с повышением действенности и эффективности работы самого контрольно-ревизионного аппарата.

В целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в области материально-технического обеспечения представляется своевременным решение следующих задач.

1. Шире использовать практику проведения ревизий и проверок в области материально-технического обеспечения с целью своевременного предупреждения нарушений и совершенствования управления инфраструктурой органов внутренних дел.

2. Организовать работу по повышению эффективности формирования государственного оборонного заказа МВД России по закупкам вооружения, военной и специальной техники для органов внутренних дел, а также особое внимание уделять при организации и проведении торгов качеству продукции.

3. Создать многоступенчатую систему контроля качества материально-технических средств, предусматривающую проверку продукции на соответствие нормативно-технической документации при приемке на базах, складах, в подразделениях МВД России — начиная с УМТС МВД России и заканчивая начальником склада (кладовщиком) подразделения МВД России.

4. С целью проведения единой политики в области технического и тылового обеспечения и повышения управленческой роли УМТС МВД России активизировать работу по оказанию методической и практической помощи снабжаемым подразделениям, направленной на упреждение возможных нарушений и недостатков в области материально-технического обеспечения.

5. Повышению эффективности контрольно-ревизионной работы может способствовать реорганизация Контрольно-ревизионного управления Организационно-инспекторского департамента МВД России в самостоятельное подразделение центрального аппарата с непосредственным подчинением министру внутренних дел.

Литература и примечания

1. Методические рекомендации по деятельности тыловых служб в системе МВД России / под общ. ред. М.А. Игнатьева. М., 2002. С. 24.

2. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Российская газета. 28 декабря 2009 г.

3. О бюджетной политике в 2011—2013 гг.: Бюджетное послание Президента РФ от 29 июня 2010 г. // Российская газета. 29 июня 2010 г. (http://www.rg.ru).

4. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. С. 343.

5. Горин Е.В. Особенности финансового контроля в системе МВД России: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2005. С. 24.

6. Опальский А.П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России: авто-реф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 1996. С. 5.

О О

сч

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.