Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия'

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия»

массовым потреблением унифицированного зарубежного ширпотреба. Тем самым музыка включена во всеобщие глубинные социокультурные процессы современности. Наступательная позиция культуры развлечения приводит к тому, что последняя узаконивает в обществе свои ценности как приоритетные. Высокое духовное начало, провозглашаемое в предшествующие времена религиозной музыкой, оперным театром, концертными жанрами, в современном обществе обесценивается из-за того, что несущие его ветви музыкальной культуры «усыхают» без должной «подпитки» социальным интересом. Оказывающиеся в центре последнего развлекательно-бытовые жанры утверждают и соответствующие им ценности. Ограничение общения человека с музыкой рамками бытового музицирования приводит к обеднению личности. Музыкальное искусство, редуцированное до бытового пласта, теряет возможность эффективно воздействовать на нравственноэстетический, мировоззренческий уровень личности, благотворно влиять на ее становление и развитие. Тем самым снижается роль музыки в самосовершенствовании и индивидуализации личности, а также в жизни общества.

Итак, культурологическая ситуация, складывающаяся в современной музыкальной жизни, весьма неоднозначна для судьбы музыкально-эстетического воспитания молодёжи. Поэтому такое важное значение приобретает опора в музыкальном воспитании на действительно «высокие» ценности, выработанные в отечественной музыкальной культуре, связанные с понятием патриотизма, любви к родине, добра и человечности. Воспитания музыкального вкуса молодёжи - приоритетная задача в этом направлении.

Л.П. Василькова

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия

Крепостное право было отменено 19 февраля 1861 г. Значимость этой даты важна как отправная точка для процессов охвата сдвигов в культуре, искусстве, музыкальном образовании низших социальных слоёв, дотоле существовавших в зачаточных состояниях. Среди исканий передовых деятелей в сфере искусства, культуры и педагогики этого периода особое внимание обращает на себя ряд изданий, которые показали направление в развитии хорового пения для малообразованных и низкообеспеченных любителей этого вида исполнительства. В речи на открытии бесплатного класса простого хорового пения Русского музыкального

255

общества в Москве в 1864 г. Н.Г. Рубинштейн говорил: «Все народы поют, а русский народ даже прославился своими песнями, своей способностью не только передавать, но и гармонизировать свои напевы. Пение - потребность русской жизни. Оно сопутствует ей повсюду, и в радостях, и в печалях, и, сверх того, составляет существенную потребность богослужения»1.

Хоровое пение проявлялось в различных формах и в различной степени и не могло не опираться, в частности, на музыкальное воспитание и обучение детей. Историко-педагогические исследования свидетельствуют о том, что основу музыкального образования и в отечественной общеобразовательной школе и в других музыкальных образованиях, в частности, в Бесплатной музыкальной школе при Русском музыкальном обществе составляло хоровое пение. В программы обучения входили произведения различных авторов и эпох. Наиболее приветствовалось обращение к творчеству современников. В книге (1926) «Летопись моей музыкальной жизни» Н.А. Римский-Корсаков, который руководил бесплатной музыкальной школой с 1874 по 1881 г., объяснял свой выбор концертных произведений: «...музыка старая, но прекрасная и как нельзя наиболее подходящая и полезная для специального хорового учреждения, каким была Бесплатная музыкальная школа».

Преподаватель элементарной теории и хорового пения Московской консерватории Константин (Карл) Карлович Альбрехт (1836-1893) в 1867 г. в Москве выпускает «Руководство по хоровому пению по цифирной методе Шеве преимущественно для народных школ, с приложением двухголосных упражнений, 70 русских песен и 41 трехголосного хора, преимущественно для народных школ» (1867). В 1870 г. в Санкт-Петербурге выходит его же книга «О рациональном преподавании пения и музыки в школах. Системность поступенного подхода к развитию певческого слуха и хоровых навыков учащихся».

В это же время В.Ф. Одоевский предлагает свой опыт по ознакомлению интересующихся с основами музыки. Известный литератор, общественный деятель, основоположник российского музыкознания князь Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869) в 60-е гг. уходит из литературы, целиком отдавшись практической деятельности. Он с восторгом приветствует отмену крепостного права, изучает русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, пишет статьи по педагогике и музыке. В 1868 г.

1 Цит. по: Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / сост., авт. предисл. и коммент. Г.Б. Бернандт М.: ГМИ, 1956. С. 292.

256

появляется его «Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов». Успокаивая читателя и обращая внимание на свой многолетний опыт, Одоевский пишет: «... для разумения её (музыки - Л.В.) технических, условных терминов, и для того, чтобы читать и даже писать музыку, - вовсе не нужно играть на каком-либо инструменте, или петь арии»1. Изложение материала и сведения, дающиеся в этом пособии, весьма сложны для «не-музыкантов», и дают чисто теоретическое представление об основах музыкальной грамоты, связанных с понятиями интервалики и ладовости. Другой музыкально-теоретический труд, условно датируемый 60-ми гг., это - «Музыкальная азбука». «Рукопись, выполненная неизвестною рукою, с поправками и вставками Одоевского», - отмечает в комментарии Бернандт. Материал изложен по урокам в виде рассказа учителя и посвящён обучению игре на фортепиано и пению, с конкретными указаниями методического характера, иллюстрированными упражнениями.

Важнейшее внимание уже в первых программах по музыке отводилось развитию вокально-хоровых навыков учащихся. Кроме хорового и сольного пения, программы по музыке предусматривали освоение определенного объема теоретических знаний, а также навыков игры на музыкальных инструментах. Таким образом, музыкальное воспитание приобретало всё более гармоничное и наполненное содержание, поднимаясь до уровня полноценного образовательного комплекса.

Н.В. Строкова

Развитие эмоционального восприятия у учащихся с нарушением зрения на занятиях фортепиано

Особенностью организации обучения игре на фортепиано детей с ограниченными возможностями по зрению является ее коррекционная и коммуникативная направленность, способствующая успешному обучению. Этот, казалось бы, очевидный фактор не всегда принимается во внимание педагогами. При разработке учебнометодических программ по обучению игре на фортепиано корректируются критерии оценок и уровень сложности репертуара, но этого недостаточно. При обучении слабовидящих и слепых детей важно следовать основным принципам общей коррекционной педагогики.

1 Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / сост., авт. предисл. и коммент. Г.Б. Бернандт. М.: ГМИ, 1956. С. 346.

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.