Научная статья на тему 'К. К. Альбрехт и музыкальная культура России: страницы истории'

К. К. Альбрехт и музыкальная культура России: страницы истории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
574
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. К. Альбрехт и музыкальная культура России: страницы истории»

К. К. АЛЬБРЕХТ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

М. П. Сорокина,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Статья посвящена периоду становления и развития Русского хорового общества второй половины XIX века. Анализируется деятельность его организатора и первого дирижёра - К. К. Альбрехта, до недавнего времени фигуры малоисследованной и незаслуженно забытой. Раскрывается его многогранный подвижнический труд как педагога-просветителя, разработавшего и внедрившего в практику обучения методику хорового пения для любителей, что являлось насущной потребностью музыкального образования того времени. Представлено малоизвестное композиторское творчество К. К. Альбрехта, в частности хоровые произведения, написанные с конкретной педагогической целью для слушателей хоровых классов. Даётся оценка его деятельности по развитию хорового пения как самостоятельного вида музыкального искусства и вклада, внесённого им в формирование целой отрасли светского хорового репертуара. Осмысливается роль К. К. Альбрехта как пропагандиста и разработчика цифирной методы Э. Шеве, ставшей в России весьма популярной во второй половине XIX столетия. Оценивается её значение в деле музыкального просвещения народа. Впервые в научный оборот вводятся новые библиографические сведения и фотография ближайшего соратника К. К. Альбрехта по организации Русского хорового общества - Ивана Петровича Попова.

Ключевые слова: Русское хоровое общество, К. К. Альбрехт, методика Э. Шеве, светское хоровое музицирование.

154 Abstract. The article is devoted to the period of formation and development of Russian

Choral Society in the second half of the nineteenth century. The author analyzes the work of its first organizer and conductor K. K. Albrecht, the man who until recently was a scantily explored and undeservedly forgotten. The article reveals its multifaceted selfless work as a teacher and educator who developed and implemented the practice of teaching methodology of choral singing for fans that was an urgent need for music education at the time. The article presents his little-known composer creativity, in particular, choral works that were written with the specific educational purpose for students of choral classes. The author evaluates the activity of K. K. Albrecht for the development of choral singing as an certain type of musical art, his contribution to the development of an entire branch of secular choral repertoire, interprets his role as a promoter and developer of E. Scheve's digital method. This system has become very popular in Russia in the second half of the nineteenth century. The author also appreciates the importance of Scheve's method in people's musical education. This article first provides new bibliographic information and a photo of Ivan Petro-vich Popov - close ally of K.. K. Albrecht in the organization of Russian Choral Society.

Keywords: Russian Choral Society, К. K. Albrecht, methods of E. Scheve, secular choral music making.

Русский народ - народ-певец, народ-песнотворец. Традиции хорового пения уходят далеко вглубь русской истории. На протяжении столетий хоровая музыка являлась ярким воплощением духовной культуры русской нации. Певческое искусство в музыкальной культуре России определяется такими его свойствами, как общедоступность, народность, массовость, что свидетельствует об универсальности, общественной и личностной значимости хорового пения как популярнейшего вида музыкального исполнительства. Пение всегда признавалось как важный инструмент в воспитании детей и молодёжи, средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений, поэтому на разных исторических этапах развитие хоровой культуры в нашей

К. К. Альбрехт

стране являлось важной общенациональной задачей. Вторая половина XIX века - ярчайший период в становлении этого жанра. О музыкальной жизни того времени известно немало. Это был этап зарождения профессионального музыкального образования, формирования отечественной композиторской школы, активизации концертной деятельности и, наконец, возникновения Русского хорового общества (РХО), возложившего на себя ответственность за сохранение жанра и популяризацию хорового искусства.

В ряду выдающихся имён музыкальных деятелей того времени незаслуженно в тени оказалась фигура Карла Карловича Альбрехта (18361893) - музыканта, стоявшего у истоков создания Московской консерватории, организатора и первого дирижёра РХО, педагога и методиста, способствовавшего становлению и развитию светского хорового образования. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день отсутствует исследование, включающее в себя всесторонний анализ деятельности этого выдающегося просветителя, без которого представление о музыкальной жизни той эпохи будет неполным. Научные труды Т. Н. Агае-вой [1], В. Д. Булгакова [2], В. А. Васильева [3], Д. Г. Ломтева [4], Е. М. Са-бадышиной [5], Е. С. Тугаринова [6] и других вскрывают определённые стороны его творческой биографии, однако многолетний большой труд К. К. Альбрехта на ниве русского музыкального образования ещё ждёт своего исследователя.

Как известно, Карл (Константин) Карлович Альбрехт, выходец из немецкой семьи, в двухлетнем возрасте был привезён в Россию и остался в ней на-

155

всегда (имя Константин он получил при крещении в православную веру). Семья Альбрехтов оказала исключительное влияние не только на развитие, но и на реформирование музыкальной жизни России того периода.

Отец К. К. Альбрехта, Карл Фран-цевич (1807-1863), талантливый дирижёр и педагог, концертировавший как дирижёр оперной труппы по городам Германии, в 1838 году переезжает в Петербург и становится дирижёром сначала немецкой, а затем и русской оперы [7, с. 121]. Именно под его управлением в 1842 году состоялось первое представление оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Карл Францевич - родоначальник целой династии российских музыкантов-просветителей. Четыре его сына также оставили заметный след в истории российской музыки. Евгений Карлович - скрипач, главный учредитель Общества камерной музыки в Петербурге (1872), инициатор создания ученических оркестров в военных гимназиях. Из сочинений Е. К. Альбрехта особой популярностью в России пользовались Ы0 три сборника песен, собранных им вместе с Н. Х. Весселем1. Пётр Карлович -дирижёр, руководил оркестром Петербургского общества любителей музыки, Людвиг Карлович - виолончелист, композитор и музыкальный деятель, учредитель в Петербурге Общества квартетной музыки, дирижёр музыкального училища Киевского отделения РМО.

Самый известный из братьев - Карл (Константин) Карлович - в детстве учился на виолончели у отца, затем брал уроки у А. Шмидта. В 1854 году он

поступает на службу виолончелистом оркестра Большого театра и становится непосредственным участником интереснейших событий музыкальной жизни того времени. Это была эпоха подъёма национального самосознания, и как отражение его в сфере музыкального искусства - понимание необходимости создания профессиональных учебных заведений, готовящих отечественных музыкантов и исполнителей. К этому моменту сформировалась выдающаяся композиторская школа, отечественные оперы ждали своих исполнителей. Необходимо было заменить иностранных музыкантов на своих, российских, воспитать тех, для кого, по словам Б. В. Асафьева, «интонационное содержание русских оперных произведений звучало бы как родное» [8, с. 248].

Как закономерный результат этих прогрессивных тенденций 11 декабря 1859 года в Петербурге открывается Русское музыкальное общество (с 1869 года - Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО, РМО), созданное по инициативе А. Г. Рубинштейна и группы музыкальных и общественных деятелей на базе существовавшего прежде Симфонического общества. Цель РМО была сформулирована в его уставе - «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов» [9, с. 795].

В сентябре 1862 года состоялось открытие Петербургской консерватории. В стенах консерватории проходили под-

1 «Гусельки» (СПб., 1879, 3-е изд.), «Школьные песни» (СПб., 1886, 3-е изд.) и «Сборник солдатских, казацких и матросских песен» (СПб., 1875). В первый сборник вошло 128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток; во второй - 115 народных, литературных, исторических и военных песен, положенных для школ на один, два и три голоса, и в третий - 100 военных песен.

готовку и будущие исполнители, и будущие теоретики, и композиторы, что стало особенностью и традицией отечественного музыкального образования. В том же году была открыта Бесплатная музыкальная школа под руководством М. А. Балакирева и Г Я. Ломакина.

В Москве отделение Русского музыкального общества, которое возглавил Н. Г. Рубинштейн, открывается 24 декабря 1859 года. В организационный комитет вошли виднейшие московские музыканты - А. Н. Верстов-ский, А. И. Дюбюк и др. Карл Карлович Альбрехт активно включается в этот процесс. С того времени музыкальная жизнь стала развиваться очень интенсивно. Об этом можно судить по бурной концертной деятельности, которая изменила по сравнению с предыдущим периодом своё качество и направленность. Д. В. Стасов писал: «В собраниях нашего комитета было установлено, чтобы в каждом концерте исполнялось непременно хоть одно произведение русского автора, а выбирать было не из чего: Глинка и Даргомыжский, и опять Даргомыжский и Глинка...» [10, с. 336].

В первом же году существования Русского музыкального общества в его концертах появились имена новых русских композиторов, привлекались зарубежные исполнители высокого уровня. В программы концертов включались произведения Э. Ф. Направника, композиторов «Могучей кучки», например Первая симфония А. П. Бородина, «Анчар» Н. А. Римского-Корсакова. Среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства. В конце 1880 года Н. Г. Рубинштейн обращается с докладными записками к великой княгине Александре Иосифовне (супруге великого князя Константина

Николаевича) и к императору Александру III, предлагая расширить число общедоступных концертов, более активно поддерживать отечественных композиторов и ввести всеобщее детское музыкальное образование [11, с. 10]. Концертная жизнь обеих столиц и многих других городов, где открылись филиалы ИРМО (Одесса, Киев, Харьков, Саратов, Воронеж, Орёл и др.), становится регулярной и весьма активной. Полную картину концертной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и провинциальных городов России даёт вышедший не так давно в двух томах «Хронограф», где освещены события музыкально-общественной жизни России за 1890-1917 год. В нём представлена поистине гигантская панорама функционирования музыкальной культуры Российской империи конца XIX века [12].

Что касается хоровой сферы, то она воспринималась в тот период как наиболее «почвенная» и наиболее доступная в России. Недаром Г. А. Ларош в предисловии к «Руководству к хоровому пению по цифирной методе Шеве.» К. К. Альбрехта писал: «Мало существует народов, которые были бы так склонны к хоровому пению, как русский. Склонность эта не получает достаточной пищи в обстановке и воспитании, которое привело бы к каким-либо художественным результатам. но как сильна, тем не менее, эта первобытная склонность, бросается в глаза каждому наблюдателю. Поддержать и развить эту склонность было бы великой заслугой перед Россией» [13, с. 2].

Взять на себя труд по организации и развитию хорового дела на том историческом этапе предстояло именно К. К. Альбрехту.

Его знакомство с Н. Г Рубинштейном произошло в годы, предшествовав-

157

шие открытию Московской консерватории, когда вокруг Николая Григорьевича сплотилась небольшая группа энтузиастов: пианисты А. И. Дюбюк, Э. Л. Лангер и музыканты младшего поколения - Н. Д. Кашкин, Г А. Ларош и др. Видимо, ещё тогда Н. Г. Рубинштейн и заметил инициативного и талантливого юношу. Во всяком случае, при открытии консерватории, сопровождавшемся многими трудностями, он предлагает ему место инспектора (в дальнейшем, с 1883 по 1885 год К. К. Альбрехт исполнял обязанности директора). К. К. Альбрехту надлежало отвечать за учебный процесс, быт и поведение учеников, контролировать финансовые операции и многое другое. Для него это был определённый риск - сорваться с привычного места в театре и взвалить на свои плечи огромный объём работы. Известный русский музыковед Н. Д. Кашкин вспоминал: «Н. Г Рубинштейн при мне предложил инспекторство Альбрехту и тут же поставил ему на вид рискованность принятия этой должности», однако тот «не побоялся этих устрашений и связал свою ЫО судьбу с консерваторией почти на всю остальную жизнь» [14, с. 153].

Деятельность К. К. Альбрехта на этом посту характеризуется не иначе, как «история трудной и тяжёлой борьбы по изысканию средств к существованию и развитию дела» [Там же, с. 40]. Понимая недостаточность собственного образования, Альбрехт, одновременно со служебными обязанностями, экстерном оканчивает консерваторию и получает диплом свободного художника. В консерватории он ведёт класс сольфеджио, хорового пения, занимается дирижёрской деятельностью, участвует в подготовке хоров к постановке оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»;

в 1884 году под его управлением была исполнена «Волшебная флейта» Моцарта.

Следует отметить, что К. К. Альбрехт не был лишён и композиторского дара. Его перу, помимо обработок русских и малороссийских песен для детских и женских голосов, принадлежат произведения для фортепиано, сборник романсов на стихи русских поэтов, хоры для мужских голосов: «Крестьянин в беде», «Ворона и курица», «Музыканты» - на тексты басен И. А. Крылова; «Полуночные образы реют» на стихи А. А. Фета, «Ночь» на стихи А. Н. Плещеева, «Пустыннику» на стихи А. Н. Майкова, «Застольная песня» на стихи И. М. Языкова, «Кубок» на стихи А. С. Пушкина [15].

Помимо этого, он издаёт несколько хоровых сборников для двух-, трёхи четырёхголосного однородного хора. В своих хоровых произведениях Альбрехт с большой чуткостью и вместе с тем свободно и уверенно пользуется русскими народными интонациями, ставшими ему, безусловно, родными. Задуманные с конкретной педагогической целью для обучения слушателей хоровых классов, удобные тес-ситурно и не требующие, как правило, больших голосовых затрат, его сочинения отличаются при этом богатой нюансировкой и тонкой агогической палитрой. Не случайно П. И. Чайковский, более других поддерживавший Альбрехта, говорил, что некоторые его произведения имеют свойство производить в нём «нечто вроде трепетания восторга». Сохранились 94 письма П. И. Чайковского к Альбрехту. Наиболее интересные из них, вскрывающие характер их взаимоотношений, подробно анализирует в своём исследовании Е. М. Сабады-шина [5, с. 248-249].

Говоря об К. К. Альбрехте, особенно важно осмыслить его деятельность как педагога, впервые разработавшего и практически апробировавшего методику хорового пения для любителей, что являлось насущной потребностью в условиях возросшей активности в области музыкального образования. Мы имеем в виду работу Альбрехта как пропагандиста и дальнейшего разработчика цифирной методы Э. Шеве, основанной на замене нот на цифры, ставшей в России столь популярной во второй половине XIX столетия. Этот метод явился истинной находкой для русских музыкантов. Расцветший пышным цветом на российской почве, он дал блестящие результаты в практике работы многих хоровых коллективов того времени. Мы считаем необходимым более подробно остановиться на анализе данной педагогической системы ещё и потому, что в современных исследованиях она освещена пока не столь глубоко, как того заслуживает.

Известно, что принцип замены нот на цифры был предложен ещё Ж.-Ж. Руссо в XVШ веке. Спустя почти 30 лет после смерти знаменитого философа его методику вернул к жизни французский педагог Пьер Гален (1786-1821). Разработанный им способ первоначального обучения музыке основывался на использовании цифр лишь на начальном этапе и не предполагал затем отказа от линейных нот. Дальнейшее развитие этого метода связано с именами Эме Пари и Эмиля Шеве (1804-1864).

Эмиль Шеве - французский учитель музыки, врач и математик, всю жизнь посвятивший пропаганде цифрового метода обучения музыке для всех желающих, более 20 лет руководил бесплатным кружком хорового пения. Успехи многочисленных слушателей, посещав-

ших эти занятия, были столь заметны, что не могли не вызвать удивления и не привлечь внимания профессоров консерватории. В печати разгорелась жаркая битва «академистов» и «цифири-стов». На Эмиля Шеве ополчились такие авторитеты, как Ш. Гуно, Ф. Галеви и Г. Берлиоз. Официально метод был признан во Франции лишь после его смерти. Самым интересным в этом сражении было то, что «защищать» французское изобретение довелось и русским музыкантам. Демократическое движение 60-х годов XIX века в России всколыхнуло волну животрепещущих вопросов. Передовые представители русской интеллигенции были озабочены проблемой просвещения народа, в том числе и музыкального. «Музыкальная грамота у нас нужнее, нежели где бы то ни было, и по врождённой способности нашего народа к музыке, особенно гармонической, и по важнейшему месту, которое музыка занимает во всех явлениях нашего общественного быта», - писал В. Ф. Одоевский [16, с. 300].

Всё настойчивее повторяется мысль о том, что нужна «грамота простого пения», рассчитанная на обуче- 159 ние больших масс, доступная любому человеку, не имеющему никаких представлений о чтении нот. В 1857 году известный писатель В. А. Соллогуб приезжает во Францию и становится ярым приверженцем Эмиля Шеве и его взгля-дов2. После его возвращения на родину начинается история развития этого метода в России, называемая в печати «грамотой простого пения Галена-Пари-Шеве», а в разговорной речи -«цифиркой». РМО сразу же воспользовалось этим опытом. Впервые в России она с успехом была применена в хоровом классе Бесплатной музыкальной школы в Петербурге Г. Я. Ломакиным.

В Москве использование цифирной методики начинается с момента открытия Бесплатного класса хорового пения при Московском отделении РМО (1864). Работать в этом классе было поручено К. К. Альбрехту. Он составляет программу уроков хорового класса, опирающуюся на системный подход в изучении основополагающих знаний по элементарной теории музыки, гармонии и выработке навыков хорового пения на два, три и четыре голоса. Практическая часть включала как цифирную, так и традиционную линейную нотацию. Учебный курс состоял из последовательного изучения мажорного и минорного ладов; интервалов, трезвучий и септаккордов; хроматиз-мов в пределах одного лада, энгармонизма; размеров - простых и сложных.

Система содержала два больших раздела. В первом перед обучающимися ставилась задача перекладывать ноты на цифры (во всех тональностях и ключах), а во втором, наоборот, с цифр на ноты. Для желающих дополнительно вводилось изучение церковного пения на одних цифрах на три-четыре голоса, а затем на цифрах с переходом на ноты (обиход в один голос). Таким образом, получался образовательный комплекс, в котором были предусмотрены упражнения для развития различных навыков музыкальной грамоты. На выходе учащиеся должны были обладать одинаково твёрдыми познаниями и в чтении с листа, и в письме под диктовку, и в теоретической части. Полученных знаний вполне хватало учащимся, чтобы в дальнейшем самостоятельно работать на музыкальном поприще. Цифирная

метода настолько хорошо воспринималась слушателями, что многие из них, окончив курс обучения и разъехавшись по разным городам, сами начинали заниматься её распространением.

Сознавая важность учительской работы, К. К. Альбрехт предлагает выдавать по окончании курса документ, который повысил бы авторитет педагога. Заметим, что эта идея была реализована в 1884 году, когда состоялся первый выпуск слушателей хоровых классов РМО: им выдавался аттестат, свидетельствовавший о наличии у них начального музыкального образования.

В результате функционирования хоровых классов цифровая методика начала широко распространяться по городам России, применяясь во многих учебных заведениях, в том числе и в учительских семинариях. В Москве Альбрехт с успехом применял эту методику в Московской учительской семинарии Военного ведомства (1866), в Смирительном Рабочем доме (1866), в Московском лицее (1869-1970), в Московском Николаевском реальном женском училище и Сиротском институте (18741890), в Женской учительской семинарии, руководя кружком хорового пения на чайной фабрике «К. и С. Поповых» (1880-1883) и, конечно же, возглавляя в течение 10 лет хоровую работу в РХО.

Основываясь на результатах своей огромной практической деятельности, в 1868 году Альбрехт издаёт солидный труд - «Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве с приложениями двухголосных упражнений, 70 русских народных песен и 41 трёхголосного хора, преимущественно для народ-

2 В. А Соллогуб (1813-1882) - русский прозаик, поэт, мемуарист. Сочетал литературное творчество со службой чиновника особых поручений при министерстве внутренних дел. В 1857-1859 году находился в Париже для изучения Парижских театров, принимая активное участие в театральных и музыкальных дискуссиях.

ных школ». Составлен труд К. К. Альбрехтом, «преподавателем по оной методе в воскресном классе при РМО в Москве» [13]. Предисловие к этой работе пишет Г. А. Ларош. В нём он точно указывает основное достоинство цифровой системы, считая, что данная нотация обращается, прежде всего, к гармоническому инстинкту и чувству тональности певца, быстро развивает его музыкально, превращая кодекс механически усваиваемых знаний (нот, линий, диезов и пр.) в осмысленные гармонические символы. По мнению Г. А. Ларо-ша, метод облагораживает, одухотворяет обучение, нисколько не затемняя его, приучает певца к «умственной самодеятельности» [Там же, с. 4]. Данный труд стал весьма популярным не только в светских, но и в церковных кругах, выдержав за шесть лет - с 1874 по 1880 год - пять изданий. В «Церковном вестнике» за 1881 год он был рекомендован для библиотек духовных семинарий и училищ как полезное пособие учителям пения, для употребления в начальных народных училищах.

Анализируя развитие данного метода в исторической ретроспективе, приходится констатировать, что его распространение в последнее десятилетие XIX века, наряду с положительными результатами, имело ряд отрицательных моментов, сказавшихся на общем уровне преподавания музыкальной грамоты. Причина «вырождения» цифрового метода, давшего столь блестящие результаты в первое десятилетие его применения, заключалась в использовании последователями К. К. Альбрехта цифровой нотации не столько в относительном, ладовом, сколько в абсолютном её значении (в частности, в отказе от линейных нот). Постепенно из средства,

пригодного для начального этапа обучения музыкальной грамоте, она превращалась в конечную цель образования, сводясь к набору чисто схоластических упражнений. Являясь отличным средством в работе талантливых педагогов, цифровой метод, как это нередко бывает в истории, потерял много ценных качеств в руках людей менее способных. Однако в целом применение этой системы оправдало надежды, возлагаемые на неё передовой русской интеллигенцией.

Особняком стоит «Курс хорового церковного пения», составленный С. В. Смоленским (1885), который считал данную методу наиболее подходящей для обучения русскому церковному пению. Он не отказался от применения итальянской нотации, считая цифры лишь первой ступенью на пути к овладению музыкальной грамотой. Но именно подвижническая работа К. К. Альбрехта по внедрению данной методики во многом способствовала решению задач музыкального просвещения, значительно повысив на том историческом этапе уровень хорового исполнительства. Это обеспечило его мощный всплеск во второй половине XIX века, отголоски которого можно проследить и в XX веке, в частности на примере небывалого подъёма хоровой самодеятельности и появления различных систем относительной сольмизации.

Имея все основания считать К. К. Альбрехта выдающимся педагогом-просветителем, заметим, что в историю хоровой культуры России он вошёл, прежде всего, как организатор и первый дирижёр Русского хорового общества. Научная разработка и анализ деятельности этой уникальной певческой организации получены лишь в по-

161

следнее десятилетие. Значительный вклад в изучение различных направлений деятельности РХО вносит диссертационное исследование Е. М. Сабады-шиной «РХО в истории отечественной музыкальной культуры» [17], а также упомянутые ранее работы В. А. Васильева, Е. С. Тугаринова, В. Д. Булгакова. Благодаря проведённым ими исследованиям мы получили возможность восстановить в довольно полном объёме основные этапы функционирования РХО, дать более объективную оценку этой уникальной организации и, что очень важно, обозначить ещё не исследованные области.

Одна из таких малоизвестных страниц в истории РХО - фигура ближайшего сподвижника и соратника К. К. Альбрехта - Ивана Петровича Попова. В современных научных и справочных изданиях он упоминается (наряду с Альбрехтом) как человек, стоявший у истоков создания хорового общества. На сегодняшний день сведений о нём крайне мало. Дата рождения обозначается лишь предположительно -. _ _ середина 40-х годов XIX века. Известно, IDt что он не был профессиональным музыкантом. Считалось, что он, будучи сотрудником Московского купеческого банка, занимался в РХО вопросами сугубо материальными (аренда помещений, составление официальных документов, финансовая часть и т. д.). Однако в научных трудах последних лет обнаружилось, что И. П. Попов активно участвовал и в творческом процессе: в обсуждении концертных программ, в выборе репертуара и т. д. Так, Е. М. Са-бадышина в своём исследовании впервые ввела в научный оборот не опубликованные ранее письма И. П. Попова к К. К. Альбрехту и П. И. Чайковскому. В частности, приводится пример уча-

стия И. П. Попова в отборе стихотворных текстов по просьбе П. И. Чайковского для сочинения им произведений для Хорового общества [17, с. 46]. Известно также, что И. П. Попов на свои средства содержал духовную певческую капеллу (бывший хор Н. А. Смирнова). Совершенно очевидно, что деятельность И. П. Попова в сфере русского хорового искусства требует отдельного исследования. Так получилось, что ни в одном труде, посвящённом РХО, никогда не публиковались фотографии этого человека. Считалось, что большинство материалов, связанных с его именем, безвозвратно утрачено. Однако в ходе работы по нашей теме она была обнаружена у потомков И. П. Попова, проживающих ныне в Москве и бережно хранящих документы, связанные с именем своего знаменитого прадеда. Фотография любезно предоставлена правнучками И. П. Попова -О. Е. Гуревич и Л. В. Поповой (в настоящее время оригинал фотографии сдан в ВМОМК им. М. И. Глинки). Помимо этого обнаружен документ, подтверждающий, что И. П. Попов окончил юридический факультет Московского университета в звании «действительного студента» (уточним, что статус «действительного студента» в XIX веке присваивался лицам, окончившим высшие учебные заведения). По сведениям О. Е. Гуревич, полученным ею от старшей дочери И. П. Попова - Екатерины Ивановны, дата его рождения - 1846 год (документально, к сожалению, не подтверждена). Впервые публикуя эту фотографию, мы не только отдаём должное человеку, стоявшему вместе с К. К. Альбрехтом у истоков хорового движения в России, но и надеемся, что эта страница его жизни не закрыта и будущие поколения молодых исследова-

телей заинтересуются судьбой этой неординарной личности.

Фигура же самого К. К. Альбрехта на фоне эпохальных культурных тенденций XIX века вырисовывается сегодня ещё более значимо, чем казалось ранее. Е. М. Сабадышина справедливо называет его «провидцем-зачинателем» [5, с. 253]. Не ставя своей задачей детальный анализ работы К. К. Альбрехта в РХО, обозначим основные направления его деятельности в первое десятилетие существования этой организации.

Важнейший результат его поистине подвижнического труда - развитие и утверждение хорового пения как самостоятельного вида музыкального искусства. Благодаря усилиям К. К. Альбрехта, Хоровое общество не превратилось в организацию с «увеселительными целями» (термин А. П. Чижова)3, а вылилось в строгое и серьёзное в музыкальном отношении направление.

Бесценен его вклад в формирование целой отрасли светского хорового репертуара а'сарре11а. Начав практически с нуля, он добился того, что к 1890 году светское хоровое музицирование смогло занять достойное место в концертной жизни России, а сам жанр обрёл самостоятельность. Во многом этому способствовало неуёмное стремление Альбрехта к собиранию репертуара путём вовлечения ведущих русских композиторов того времени в эту работу. В результате совместных усилий за десять лет существования РХО был накоплен обширный хоровой репертуар. Среди известных сочинений отметим непосредственно написанные для этого коллектива: три хора ор. 41 для муж-

И. П. Попов

ских голосов Э. Ф. Направника: «Метель шумит», «Два великана», «Вакхическая песнь»; хоры С. И. Танеева -«Венеция ночью», «Ноктюрн», «Весёлый час»; П. И. Чайковского - «Весна» для трёхголосного женского хора; «Вечер», «Блажен, кто улыбается» для мужского хора. В последующие годы для РХО стали писать А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн и многие другие. Усилиями К. К. Альбрехта была налажена издательская деятельность. В 1881-1883 годах был выпущен первый сборник под его редакцией, куда вошли как светские, так и духовные хоры. Впоследствии эта работа стала регулярной и включала, помимо сочинений запад-

163

3 А. П. Чижов - один из наиболее активных членов РХО, автор труда «Обзор первого десятилетия существования Русского хорового общества в Москве» (1878-1888).

ных композиторов, в основном русский хоровой репертуар. Хоровое общество располагало также своей обширной библиотекой.

Как уже говорилось, заслуги Альбрехта как педагога-просветителя трудно переоценить. С открытием в 1881 году хоровых классов, музыкально-просветительская деятельность РХО приобрела ещё больший размах. Ежегодно выпускалось три-четыре десятка музыкантов, основательно читающих ноты и полтора-два десятка хоровых учителей, продолжавших дело развития хорового пения. РХО сослужило неоценимую службу церковным хорам, дав из среды своих членов опытных певцов и регентов, проникнутых искренней любовью к делу. Достижение таких результатов стало возможно благодаря тому, что К. К. Альбрехт на тот момент уже являлся создателем своей индивидуальной педагогической методики, в основе которой лежало овладение учащимися музыкально-теоретическими знаниями, гармонично сочетающимися с певческими навыка-104 ми, формирующимися благодаря специально подобранному репертуару. Этот принцип, несомненно, имел решающее влияние на дальнейшее развитие отечественной хоровой культуры в нашей стране.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаева, Т. Н. Очерк истории любительского хорового пения в России [Текст] / Т. Н. Агаева // Русское хоровое общество - 100 лет: сборник статей / предисл. В. Г. Соколова. - М. : Московский рабочий, 1979. - 309 с.

2. Булгаков, В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX - первой половины XX столетия [Текст] / В. Д. Бул-

гаков. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2000. - 187 с.

3. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижёрско-хорового образования в России [Текст] : учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев. -СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2006. - 119 с.

4. Ломтев, Д. Г. У истоков. Немецкие музыканты в России. К истории становления русских консерваторий [Текст] / Д. Г. Ломтев. - М. : Изд-во Московской консерватории ; Прест, 1999. - 68 с.

5. Сабадышина, Е. М. К. К. Альбрехт. Проблема осмысления фактов биографии [Текст] / Е. М. Сабадышина // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. - 2008. - № 4. - 598 с.

6. Тугаринов, Е. С. Великий русский регент В. С. Орлов [Текст] / Е. С. Тугаринов. -М. : Музыка, 2004. - 398 с.

7. Ямпольский, И. М. Альбрехт [Текст] / И. М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия. - Т. 1. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - С. 121.

8. Асафьев, Б. В. Их было трое (из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия) [Текст] // Избранные труды. - Т. 3. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - 335 с.

9. Яковлев, М. М. Русское музыкальное общество [Текст] / М. М. Яковлев // Музыкальная энциклопедия. - Т. 4. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1978. - С. 795-797.

10. Стасов, Д. В. Музыкальные воспоминания (1840-60-х годов) [Текст] / Д. В. Стасов // Русская музыкальная газета. -1909. - № 14. - 369 с.

11. Кашкин, Н. Д. Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910 [Текст] / Н. Д. Кашкин. - М. : Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1910. - 69 с.

12. История русской музыки [Текст]. - Т. 10В. -Кн. 1 и 2 / под общ. науч. ред. Е. М. Левашё-ва. - М. : Языки славянских культур, 2011. -Кн. 1. - 968 с. - Кн. 2. - 1232 с.

13. Альбрехт, К. К. Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве, с при-

ложением 70 народных песен и 41 трёхголосного хора, преимущественно для народных школ [Текст] / К. К. Альбрехт ; предисл. Г. А. Лароша. - М. : Тип. А. И. Мамонтова, 1868. - 122 с.

14. Воспоминания о Московской консерватории [Текст] / сост. и коммент. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной ; общ. ред. Н. В. Ту-маниной. - М. : Музыка, 1966. - 608 с.

15. Альбрехт, К. К. 2-ой сборник хоров [Ноты] / К. К. Альбрехт. - М. : Тип. П. Юргенсон, 1878. - 103 с.

16. Одоевский, В. Ф. Музыкальная грамота для немузыкантов [Текст] В. Ф. Одоевский // Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вступ. ст. и прим. Г. Б. Бер-нандта. - М. : Музгиз, 1956. - 729 с.

17. Сабадышина, Е. М. РХО в истории отечественной музыкальной культуры [Текст] : дис. ... канд. искусствознания / Е. М. Сабадышина. - Т. 1. - М., 2009. - 231 с.

REFERENCES

1. Agaeva T. N. Ocherk istorii lyubitel'skogo horovogo peniya v Rossii. In: Russkoe horo-voe obshchestvo -100 let: sbornik statej; predisl. V. G. Sokolova. Moscow: Mos-kovskij rabochij, 1979. 309 p. (in Russian)

2. Bulgakov V. D. Russkaya professional'naya horovaya shkola konca XIX - pervoj po-loviny XX stoletiya. Kazan': Izd-vo Kazan-skogo un-ta, 2000. 187 p. (in Russian)

3. Vasil'ev V. A. Tradicii i tendencii razvitiya dirizhyorsko-horovogo obrazovaniya v Ros-sii: ucheb. posobie po horovoj pedagogike. St. Petersburg: Izd-vo SPbGUKI, 2006. 119 p. (in Russian)

4. Lomtev D. G. Uistokov. Nemeckie muzykan-ty v Rossii. K istorii stanovleniya russkih konservatorij. Moscow: Izd-vo Moskovskoj konservatorii; Prest, 1999. 68 p. (in Russian)

5. Sabadyshina E. M. K. K. Al'brekht. Problema osmysleniya faktov biografii. In: Iskus-stvoznanie. Zhurnal po istorii i teorii iskusst-va. - 2008. No. 4. - 598 p. (in Russian)

6. Tugarinov E. S. Velikij russkij regent V. S. Or-lov. - Moscow: Muzyka, 2004. 398 p. (in Russian)

7. Yampol'skij I. M. Al'brekht. In: Muzykal 'naya ehnciklopediya. T. 1. Gl. red. Yu. V. Kel-dysh. Moscow: Sovetskaya ehnciklopediya, 1973, p. 121. (in Russian)

8. Asaf'ev B. V. Ih bylo troe (iz ehpohi ob-shchestvennogo pod»yoma russkoj muzyki 50-60-h godov proshlogo stoletiya). In: Iz-brannye trudy. T. 3. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1954. 335 p. (in Russian)

9. Yakovlev M. M. Russkoe muzykal'noe obshchestvo [Tekst]. In: Muzykal'naya ehnciklopediya. T. 4. Gl. red. Yu. V. Keldysh. Moscow: Sovetskaya ehnciklopediya, 1978, pp. 795-797. (in Russian)

10. Stasov D. V. Muzykal'nye vospominaniya (1840-60-h godov). In: Russkaya muzykal'naya gazeta. 1909. No.14. 369 p. (in Russian)

11. Kashkin N. D. Moskovskoe otdelenie Imper-atorskogo Russkogo muzykal 'nogo ob-shchestva. Ocherk deyatel'nosti za pyatide-syatiletie. 1860-1910. Moscow: T-vo "Pe-chatnya S. P. Yakovleva", 1910. 69 p. (in Russian)

12. Istoriya russkoj muzyki. T. 10V. Kn. 1 i 2. Pod obshch. nauch. red. E. M. Levashyova. Moscow: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2011. Kn. 1. 968 p.; Kn. 2. 1232 p. (in Russian)

13. Al'brekht K. K. Rukovodstvo k horovomu peniyu po cifirnoj metode Sheve, s prilozhe-niem 70 narodnyh pesen i 41 tryohgolosnogo hora, preimushchestvenno dlya narodnyh shkol. Predisl. G. A. Larosha. Moscow: Tip. A. I. Mamontova, 1868. 122 p. (in Russian)

14. Vospominaniya o Moskovskoj konservatorii. Sost. i komment. E. N. Alekseevoj i G. A. Pri-beginoj; obshch. red. N. V Tumaninoj. - Moscow: Muzyka, 1966. - 608 s. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Al'brekht K. K. 2-oj sbornik horov. Moscow: Tip. P. Yurgenson, 1878. 103 p. (in Russian)

16. Odoevskij V. F. Muzykal'naya gramota dlya nemuzykantov. In: Muzykal'no-literaturnoe nasledie. Obshch. red., vstup. st. i prim. G. B. Bernandta. Moscow: Muzgiz, 1956. 729 p. (in Russian)

17. Sabadyshina E. M. RHO v istorii otechest-vennoj muzykal'noj kul'tury: dis. ... kand. iskusstvoznaniya. T. 1. Moscow, 2009. 231 p. (in Russian)

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.