Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия'

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
60
35
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия»

значилась профессия музыканта, выполнявшего определенные функции в общественной жизни города.

Так с момента своего основания в Выборг пришла музыкальная культура из Европы в виде монастырского церковного ритуала. Медленно в быт города и общественное сознание проникали явления светского музицирования, в виде прослушивания импровизаций на органе «нежного пения птиц» и других музыкальных впечатлений. Обозначилась профессия городского музыканта-органиста. Все это говорит о развитии музыкальной культуры Выборга как средневекового города.

Л. П. Василькова

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия

Как известно, 19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право. Значимость этой даты важна как отправная точка для процессов охвата сдвигов в культуре, искусстве, музыкальном образовании низших социальных слоёв, дотоле существовавших в зачаточных состояниях. Среди исканий передовых деятелей в сфере искусства, культуры и педагогики этого периода особое внимание обращает на себя ряд изданий, которые показали направление в развитии хорового пения для низкообеспеченных и малообразованных любителей этого вида исполнительства. В речи на открытии бесплатного класса простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве в 1864 г. Н.Г. Рубинштейн говорил: «Все народы поют, а русский народ даже прославился своими песнями, своей способностью не только передавать, но и гармонизировать свои напевы. Пение - потребность русской жизни. Оно сопутствует ей повсюду - и в радостях, и в печалях, и, сверх того, составляет существенную потребность богослужения» (цит. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / сост., авт. предисл. и коммент. Бернандт Г.Б. - М.: ГМИ, 1956. С. 292).

Хоровое пение проявлялось в различных формах и в различной степени и не могло не опираться, в частности, на музыкальное воспитание и обучение детей. Историко-педагогические исследования свидетельствуют о том, что основу музыкального образования и в отечественной общеобразовательной школе и в других музыкальных образованиях, в частности, в Бесплатной музыкальной школе при Русском музыкальном обществе составляло хоровое пение.

222

В программы обучения входили произведения различных авторов и эпох. Наиболее приветствовалось обращение к творчеству современников. В книге «Летопись моей музыкальной жизни» Н.А. Римский-Корсаков, который руководил Бесплатной музыкальной школой с 1874 по 1881 гг., объяснял свой выбор концертных произведений: «...музыка старая, но прекрасная и как нельзя наиболее подходящая и полезная для специального хорового учреждения, каким была Бесплатная музыкальная школа» (3-е изд. М., 1926. С. 167).

Преподаватель элементарной теории и хорового пения Московской консерватории Константин (Карл) Карлович Альбрехт (18361893) в 1867 г. в Москве выпускает «Руководство по хоровому пению по цифирной методе Шеве», преимущественно для народных школ, с приложением двухголосных упражнений, 70 русских песен и 41 трехголосного хора, преимущественно для народных школ (с предисл. Г. А. Лароша. М.: тип. А. И. Мамонтова, 1867). Вплоть до 1911 г. руководство переиздаётся более 14 раз.

В это же время В.Ф. Одоевский предлагает свой опыт по ознакомлению интересующихся с основами музыки. Известный литератор, общественный деятель, основоположник российского музыкознания князь Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869) в 60-е гг. уходит из литературы, целиком отдавшись практической деятельности. Он с восторгом приветствует отмену крепостного права, изучает русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, пишет статьи по педагогике и музыке. В 1868 г. появляется его «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов». Успокаивая читателя и обращая его внимание на свой многолетний опыт, Одоевский пишет: « .для разумения её (музыки - Л.В.) технических, условных терминов, и для того, чтобы читать и даже писать музыку, - вовсе не нужно играть на каком-либо инструменте, или петь арии» (Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / сост., авт. предисл. и коммент. Бернандт Г.Б. М.: ГМИ,1956. С. 346). Изложение материала и сведения, дающиеся в этом пособии, весьма сложны для «не-музыкантов», и дают чисто теоретическое представление об основах музыкальной грамоты, связанных с понятиями интервалики и ладовости. Другой музыкально-теоретический труд, условно датируемый 60-ми годами - это «Музыкальная азбука». «Рукопись, выполненная неизвестною рукою, с поправками и вставками Одоевского», - отмечает в комментарии Бернандт. Материал изложен по урокам в виде рассказа учителя и посвящён обучению игре на фортепиано и пению, с конкретными указаниями методического характера, иллюстрированными упражнениями.

223

Важнейшее внимание уже в первых программах по музыке отводилось развитию вокально-хоровых навыков учащихся. Кроме хорового и сольного пения, программы по музыке предусматривали освоение определенного объема теоретических знаний, а также навыков игры на музыкальных инструментах. В этом отношения показательна «Программа по музыкальному образованию для поступающих в общедоступные музыкальные классы при педагогическом музее», изданная в Санкт-Петербурге в 1884 г. Слушателями курсов являлись преимущественно учителя городских школ. В этой связи в процессе обучении значительное внимание уделялось вопросам преподавания музыки и пения в школе. Цель Общедоступных музыкальных классов - общее музыкальное образование, а для желающих и проявляющих особые способности - приобретение музыкального образования, достаточного и необходимого для поступления в высшие музыкальные заведения. Предметы преподавания включали: сольное и хоровое пение; игру на фортепиано и инструментах, входящих в состав симфонического оркестра; элементарную теорию музыки и гармонию: совместную игру, дуэты, трио, квартеты и др. Преподавание распределялось на два курса - младший и старший. Программа обучения могла быть освоена за период - от двух до шести лет в зависимости от способностей учащихся и их предварительной музыкальной подготовки. В программу также были введены курсы хорового пения и регентирования под руководством известного музыковеда и дирижера, профессора Санкт-Петербургской консерватории, руководителя Педагогических курсов начального пения и регентования, преподавателя Придворнопевческой капеллы и Санкт-Петербургского учительского института, цензора духовно-музыкальных сочинений Алексея Ильича Пузырев-ского (1855-1917). Программа этих курсов включала методику освоения элементарной теории музыки и гармонии, теорию церковного пения, практические упражнения в школьном преподавании пения и обучении хора.

Таким образом, «Программа музыкальных классов при педагогическом музее» предусматривала дифференцированный подход к освоению содержания музыкального образования не только в зависимости от уровня первоначальной музыкальной подготовки слушателей, но и от выбранной ориентации музыкального образования -общего или профессионального.

Из числа работ по вопросам музыкального воспитания в Москве в 1884 г. выходит книжка «Детское пение. Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв» (М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1884) и с 1891 г. увидевшая свет и выдержавшая в свое время це-

224

лый ряд изданий, приобретшая большую популярность двухчастная «Методика обучения. Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в нар., церковно-приходск. школах и прочих учеб. заведениях и к организации церковных певческих хоров» (Пенза.: типлит. В.Н. Умнова, 1891. - 270, II с.) Алексея Николаевича Карасева (1854-1914) - рус. хор. дирижера, педагога. Он руководил курсами регентов и учителей школьного хор. пения в Пензе, Москве, Киеве, Новочеркасске, Липецке и др. В 1896-1897 гг. выходит в той же типографии 2-е изд. «Методики обучения» в двух томах, значительно переработанное и дополненное. С 1908 г. труд печатается в Москве различными типографиями. В этом руководстве была помещена разработанная Карасевым «Программа по обучению пению в начальных народных училищах», основанная на выдвинутом Карасевым методе буквенного обозначения. Программу А. Карасева отличала детальная, продуманная последовательность в построении процесса обучения пению и музыкальной грамоте. Важнейшей особенностью программы выступала взаимосвязь практических и теоретических аспектов учебного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные разделы программы включают пение с голоса или по буквенной системе, обучение пению по нотам. В дополнение к программе А. Карасев представил в «Методике пения» несколько десятков примерных уроков, иллюстрирующих ее основные положения. В противовес критикуемому им цифровому методу, Карасев выдвигает буквенный способ обозначений. Способ этот заключается в следующем: «Название нот заменяется звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты - цифрой, поставленной над буквой; буква без цифр равна одному удару». Звуки обозначались следующими буквами: до-а, ре-у, ми-и, фа-о, соль-е, ля-я, си-ю. Так как способ этот не даёт никакого наглядного представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения между звуко-буквами. Этому помогает «лестничка»: А-У-И-О. Однако Карасев не считает и буквенную запись обязательным этапом обучения. Он настаивает лишь на том, чтобы общепринятая запись не вводилась слишком рано, нотная грамота должна проходиться одновременно практически и теоретически. Принцип «изучения» отдельных звуков был подвергнут критике еще современниками А.Н. Карасева, указывающими, что нужно изучать не отдельные звуки, а «разность звуков по высоте», «звуковые отношения». Тем не менее, впоследствии этот принцип еще использовался многими составителями руководств (Н. Крошенко, А. Касторским и др.).

225

Несомненный вклад в обучение хоровому пению внёс Михаил Васильевич Анцев, преподававший пение в Елизаветинском институте (Петербург), автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий, в том числе книг «Краткие сведения для певцов-хористов. Пособие для сельских, народных и церковно-приходских школ, а также городских и духовных училищ» (СПб.: тип. Э Арнгольда, 1897), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения. Руководство для учебных заведений (женских и мужских), приспособленное к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре» (СПб-М.: типо-лит., В. Бессель и К0, 1897), «Нотная терминология. Справочный словарь для регентов, учителей и музыкантов. Необходимое прибавление ко всем музыкальным пособиям» (Витебск: типо-лит., 1904).

В своих руководствах Анцев системно излагает учебный материал в последовательности, которая ляжет в основу учебников по теории музыки в дальнейшем. Он включает главы «Взмахи руки», «Наставление при пении», в которых вводятся сведения о тактировании и вокальных навыках как необходимых звеньях процесса обучения. (Анцев М.В. Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения. Руководство для учебных заведений (женских и мужских), приспособленное к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре). Во вступлении он обращает внимание на то, что «обучение хоровому пению должно быть вверено такому лицу, которое имеет о нём более широкое понятие...». Там же автор выделяет три главных цели этого руководства: «1) оно служит средством для подготовки детей в хор, 2) указывает на систему преподавания и 3) является необходимым спутником учащихся, как при занятиях в классе, так и для проверки своих познаний дома».

Однако теоретические разработки очень ограниченно внедрялись в школьную практику по разным причинам. Во-первых, потому что большинство подрастающих россиян получали лишь начальное образование - четыре класса церковно-приходской школы, получая там самые элементарные азы грамотности и довольно серьезную церковно-религиозную подготовку, особенно по Закону Божьему. Во-вторых, потому что во многих школах просто не было учителей пения. Певческая практика большинства детей благодаря пению в церковных хорах была довольно обширной, но чисто эмпирической. Обеспечение школ музыкальными инструментами осуществлялось выборочно. В семьях состоятельных слоев населения России музыкально-художественное образование и воспитание проходило

226

в домашних условиях. Здесь многое определялось общей атмосферой духовной жизни семьи, ее дружественных духовных связей и отношений с церковью и разнообразными общественными институтами и организациями.

С. В. Морено

Урок музыки в процессе развития ребенка

Специфическая особенность музыкального занятия в дошкольном учреждении и урока музыки в школе заключается в том, что наряду с музыкально-образовательными требованиями к детям предъявляются художественно-исполнительские требования.

Ребенок, участвуя на занятиях музыкой в различных видах деятельности, активизирует свой ум, стремясь индивидуально решить поставленную задачу, привыкает к самостоятельному художественному высказыванию, приобретает веру в свои творческие силы. В активном музицировании он ярче, эмоциональнее воспринимает и переживает характер и настроение музыки.

Побуждение учащегося к поисковой деятельности, к творческому развитию является важнейшей задачей каждого урока музыки, будь то школьные групповые занятия или индивидуальные в учреждении дополнительного образования.

Главным условием развития личности является формирование эмоций ребенка, высшей формой которых является чувство.

Именно занятия музыкой способствуют наиболее полному разрешению задач комплексного художественного воспитания и образования, т. е. развитию эмоциональной отзывчивости, образнослуховых представлений, творческих способностей, видов слуха.

В преподавании музыки не должно быть формального подхода, Важно, чтобы на каждом занятии присутствовал комплексный подход, предполагающий единство воздействия на чувства, сознание и поведение детей, т. е. на все стороны развития личности (эмоциональную, интеллектуальную, действенно-практическую).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными видами деятельности на занятиях музыкой являются: исполнение, музицирование, а также восприятие и оценка музыкальных произведений. Музицирование может быть вокальное и инструментальное.

Научить правильному владению вокально-хоровыми навыками - одна из важнейших задач, так как с их помощью они смогут выражать в художественной форме содержание произведений.

227