Научная статья на тему 'Формирование учебных программ для обеспечения систематизации музыкального образования во второй половине XIX столетия'

Формирование учебных программ для обеспечения систематизации музыкального образования во второй половине XIX столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василькова Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учебных программ для обеспечения систематизации музыкального образования во второй половине XIX столетия»

Л. П. Василькова

Формирование учебных программ для обеспечения систематизации музыкального образования во второй половине XIX столетия

Самое пристальное внимание в первых программах, связанных с преподаванием музыкальных дисциплин, уделялось освоению и развитию вокально-хоровых навыков. В этом отношении показательна «Программа по музыкальному образованию для поступающих в общедоступные музыкальные классы при педагогическом музее», изданная в Санкт-Петербурге в 1884 г. Слушателями данных курсов являлись преимущественно учителя городских школ. В связи с этим в процессе обучения значительное внимание уделялось вопросам преподавания музыки и пения в школе. Цель общедоступных музыкальных классов - общее музыкальное образование, а для желающих и проявляющих особые способности - приобретение музыкального образования, достаточного и необходимого для поступления в высшие музыкальные заведения. Предметы преподавания включали сольное и хоровое пение; игру на фортепиано и инструментах, входящих в состав симфонического оркестра; элементарную теорию музыки и гармонию: совместную игру, дуэты, трио, квартеты и др. Преподавание распределялось на два курса - младший и старший. Программа обучения могла быть освоена за 2-6 лет в зависимости от способностей учащихся и их предварительной музыкальной подготовки. В программу также были введены курсы хорового пения и регентирования под руководством известного музыковеда и дирижера, профессора Санкт-Петербургской консерватории, руководителя Педагогических курсов начального пения и регентования, преподавателя Придворнопевческой капеллы и Санкт-Петербургской учительского института, цензора духовно-музыкальных сочинений Алексея Ильича Пузырев-ского (1855-1917). Их программа включала: методику освоения элементарной теории музыки и гармонии; теорию церковного пения; практические упражнения в школьном преподавании пения и обучении хора.

Таким образом, «Программа музыкальных классов при педагогическом музее» предусматривала дифференцированный подход к освоению содержания музыкального образования не только в зависимости от уровня первоначальной музыкальной подготовки слушателей, но и от выбранной ориентации музыкального образования -общего или профессионального.

Из числа работ по вопросам музыкального воспитания следует отметить вышедшую в Москве в 1884 г. книжку «Детское пение».

252

Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв» и увидевшую свет в 1897 г. и выдержавшую в свое время целый ряд изданий двухчастную «Методику обучения» Алексея Николаевича Карасева (1854-1914) - русского хорового дирижера, педагога. Он руководил курсами регентов и учителей школьного хорового пения в Пензе, Москве, Киеве, Новочеркасске, Липецке и др. В издании была помещена разработанная Карасевым «Программа по обучению пению в начальных народных училищах», основанная на авторском методе буквенного обозначения. Программу Карасева отличала детальная, продуманная последовательность в построении процесса обучения пению и музыкальной грамоте. Важнейшей особенностью программы выступала взаимосвязь практических и теоретических аспектов учебного процесса. Основные разделы программы включают пение с голоса или по буквенной системе, обучение пению по нотам. В дополнение к программе А. Карасев представил в «Методике пения» несколько десятков примерных уроков, иллюстрирующих ее основные положения. В противовес критикуемому им цифровому методу Карасев выдвигает буквенный способ обозначений. Способ этот заключается в следующем: «Название нот заменяется звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты -цифрой, поставленной над буквой; буква без цифр равна одному удару». Звуки обозначались следующими буквами: до - а, ре - у, ми - и, фа - о, соль - е, ля - я, си - ю. Так как способ этот не даёт никакого наглядного представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношений между звукобуквами. Этому помогает «лестничка»: А-У-И-О. Однако Карасев не считает и буквенную запись обязательным этапом обучения. Он настаивает лишь на том, чтобы общепринятая запись не вводилась слишком рано, нотная грамота должна изучаться одновременно практически и теоретически. Принцип «изучения» отдельных звуков был подвергнут критике еще современниками А.Н. Карасева, указывающими, что нужно изучать не отдельные звуки, а «разность звуков по высоте», «звуковые отношения». Тем не менее, впоследствии этот принцип еще использовался многими составителями руководств (Н. Крошенко, А. Касторским и др.).

Несомненный вклад в обучение хоровому пению внёс Михаил Васильевич Анцев, преподававший пение в Елизаветинском институте (Петербург), автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий, в том числе книг «Краткие сведения для певцов-хористов. Пособие для сельских, народных и церковно-приходских школ, а также городских и духовных училищ» (СПб., 1897, М., (б. г.)), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения» (СПб.-М., 1897), «Нотная термино-

253

логия. Справочный словарь...», (Витебск, 1904). В своих руководствах Анцев системно излагает учебный материал в последовательности, которая ляжет в основу учебников по теории музыки в дальнейшем. Он включает главы «Взмахи руки», «Наставление при пении», в которых вводятся сведения о тактировании и вокальных навыках как необходимых звеньях процесса обучения (Анцев М.В. Руководство для учебных заведений (женских и мужских), приспособленное к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. СПб., 1897). Во вступлении он обращает внимание на то, что «обучение хоровому пению должно быть вверено такому лицу, которое имеет о нём более широкое понятие...». Там же автор выделяет три главных цели этого руководства: «1) оно служит средством для подготовки детей в хор, 2) указывает на систему преподавания и 3) является необходимым спутником учащихся, как при занятиях в классе, так и для проверки своих познаний дома» (там же. С. 4).

Однако теоретические разработки очень ограниченно внедрялись в школьную практику по разным причинам. Во-первых, потому, что большинство подрастающих россиян получали лишь начальное образование - четыре класса церковно-приходской школы, постигая элементарные азы грамотности и получая довольно серьезную церковно-религиозную подготовку, особенно по Закону Божьему. Во-вторых, потому, что во многих школах просто не было учителей пения. Певческая практика большинства детей благодаря пению в церковных хорах была довольно обширной, но чисто эмпирической. Обеспечение школ музыкальными инструментами осуществлялось выборочно.

В семьях состоятельных слоев населения России музыкальнохудожественное образование и воспитание проходило в домашних условиях. Общему эстетическому воспитанию в значительной степени содействовали домашнее музицирование как одна из широко распространенных форм музыкальной жизни в России и домашнее репетиторство, для которого всегда находились педагоги-воспитатели.

Е. В. Литвих

Музыкальная композиция как объект визуального восприятия (на примере серийных произведений А. Веберна)

Произошедшее в XX столетии фундаментальное переосмысление основополагающих принципов искусства затронуло и феномен музыкальной формы. Наряду с сохранением некоторых важнейших закономерностей классического формообразования в ряде стилей и направлений музыкальное искусство XX в. дает множество приме-

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.