Л. П. Василькова
Формирование учебных программ для обеспечения систематизации музыкального образования во второй половине XIX столетия
Самое пристальное внимание в первых программах, связанных с преподаванием музыкальных дисциплин, уделялось освоению и развитию вокально-хоровых навыков. В этом отношении показательна «Программа по музыкальному образованию для поступающих в общедоступные музыкальные классы при педагогическом музее», изданная в Санкт-Петербурге в 1884 г. Слушателями данных курсов являлись преимущественно учителя городских школ. В связи с этим в процессе обучения значительное внимание уделялось вопросам преподавания музыки и пения в школе. Цель общедоступных музыкальных классов - общее музыкальное образование, а для желающих и проявляющих особые способности - приобретение музыкального образования, достаточного и необходимого для поступления в высшие музыкальные заведения. Предметы преподавания включали сольное и хоровое пение; игру на фортепиано и инструментах, входящих в состав симфонического оркестра; элементарную теорию музыки и гармонию: совместную игру, дуэты, трио, квартеты и др. Преподавание распределялось на два курса - младший и старший. Программа обучения могла быть освоена за 2-6 лет в зависимости от способностей учащихся и их предварительной музыкальной подготовки. В программу также были введены курсы хорового пения и регентирования под руководством известного музыковеда и дирижера, профессора Санкт-Петербургской консерватории, руководителя Педагогических курсов начального пения и регентования, преподавателя Придворнопевческой капеллы и Санкт-Петербургской учительского института, цензора духовно-музыкальных сочинений Алексея Ильича Пузырев-ского (1855-1917). Их программа включала: методику освоения элементарной теории музыки и гармонии; теорию церковного пения; практические упражнения в школьном преподавании пения и обучении хора.
Таким образом, «Программа музыкальных классов при педагогическом музее» предусматривала дифференцированный подход к освоению содержания музыкального образования не только в зависимости от уровня первоначальной музыкальной подготовки слушателей, но и от выбранной ориентации музыкального образования -общего или профессионального.
Из числа работ по вопросам музыкального воспитания следует отметить вышедшую в Москве в 1884 г. книжку «Детское пение».
252
Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв» и увидевшую свет в 1897 г. и выдержавшую в свое время целый ряд изданий двухчастную «Методику обучения» Алексея Николаевича Карасева (1854-1914) - русского хорового дирижера, педагога. Он руководил курсами регентов и учителей школьного хорового пения в Пензе, Москве, Киеве, Новочеркасске, Липецке и др. В издании была помещена разработанная Карасевым «Программа по обучению пению в начальных народных училищах», основанная на авторском методе буквенного обозначения. Программу Карасева отличала детальная, продуманная последовательность в построении процесса обучения пению и музыкальной грамоте. Важнейшей особенностью программы выступала взаимосвязь практических и теоретических аспектов учебного процесса. Основные разделы программы включают пение с голоса или по буквенной системе, обучение пению по нотам. В дополнение к программе А. Карасев представил в «Методике пения» несколько десятков примерных уроков, иллюстрирующих ее основные положения. В противовес критикуемому им цифровому методу Карасев выдвигает буквенный способ обозначений. Способ этот заключается в следующем: «Название нот заменяется звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты -цифрой, поставленной над буквой; буква без цифр равна одному удару». Звуки обозначались следующими буквами: до - а, ре - у, ми - и, фа - о, соль - е, ля - я, си - ю. Так как способ этот не даёт никакого наглядного представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношений между звукобуквами. Этому помогает «лестничка»: А-У-И-О. Однако Карасев не считает и буквенную запись обязательным этапом обучения. Он настаивает лишь на том, чтобы общепринятая запись не вводилась слишком рано, нотная грамота должна изучаться одновременно практически и теоретически. Принцип «изучения» отдельных звуков был подвергнут критике еще современниками А.Н. Карасева, указывающими, что нужно изучать не отдельные звуки, а «разность звуков по высоте», «звуковые отношения». Тем не менее, впоследствии этот принцип еще использовался многими составителями руководств (Н. Крошенко, А. Касторским и др.).
Несомненный вклад в обучение хоровому пению внёс Михаил Васильевич Анцев, преподававший пение в Елизаветинском институте (Петербург), автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий, в том числе книг «Краткие сведения для певцов-хористов. Пособие для сельских, народных и церковно-приходских школ, а также городских и духовных училищ» (СПб., 1897, М., (б. г.)), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения» (СПб.-М., 1897), «Нотная термино-
253
логия. Справочный словарь...», (Витебск, 1904). В своих руководствах Анцев системно излагает учебный материал в последовательности, которая ляжет в основу учебников по теории музыки в дальнейшем. Он включает главы «Взмахи руки», «Наставление при пении», в которых вводятся сведения о тактировании и вокальных навыках как необходимых звеньях процесса обучения (Анцев М.В. Руководство для учебных заведений (женских и мужских), приспособленное к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. СПб., 1897). Во вступлении он обращает внимание на то, что «обучение хоровому пению должно быть вверено такому лицу, которое имеет о нём более широкое понятие...». Там же автор выделяет три главных цели этого руководства: «1) оно служит средством для подготовки детей в хор, 2) указывает на систему преподавания и 3) является необходимым спутником учащихся, как при занятиях в классе, так и для проверки своих познаний дома» (там же. С. 4).
Однако теоретические разработки очень ограниченно внедрялись в школьную практику по разным причинам. Во-первых, потому, что большинство подрастающих россиян получали лишь начальное образование - четыре класса церковно-приходской школы, постигая элементарные азы грамотности и получая довольно серьезную церковно-религиозную подготовку, особенно по Закону Божьему. Во-вторых, потому, что во многих школах просто не было учителей пения. Певческая практика большинства детей благодаря пению в церковных хорах была довольно обширной, но чисто эмпирической. Обеспечение школ музыкальными инструментами осуществлялось выборочно.
В семьях состоятельных слоев населения России музыкальнохудожественное образование и воспитание проходило в домашних условиях. Общему эстетическому воспитанию в значительной степени содействовали домашнее музицирование как одна из широко распространенных форм музыкальной жизни в России и домашнее репетиторство, для которого всегда находились педагоги-воспитатели.
Е. В. Литвих
Музыкальная композиция как объект визуального восприятия (на примере серийных произведений А. Веберна)
Произошедшее в XX столетии фундаментальное переосмысление основополагающих принципов искусства затронуло и феномен музыкальной формы. Наряду с сохранением некоторых важнейших закономерностей классического формообразования в ряде стилей и направлений музыкальное искусство XX в. дает множество приме-
254