Научная статья на тему 'Музыка в средневековом Выборге'

Музыка в средневековом Выборге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
470
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка в средневековом Выборге»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ

И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Т. П. Самсонова

Музыка в средневековом Выборге

Выборг - древний город с интересной историей. Занимая важное геополитическое положение на берегу Финского залива, город-крепость в разные исторические эпохи оказывался на перекрёстке политических интересов разных стран: Швеции, Финляндии, России. Известно, что войны, революции, разрушения мало способствуют сохранению такого зыбкого в материальном и духовном отношении памятника культуры как музыка. Музыка - искусство, развивающееся во времени, которое живет в том времени, где живут люди созидающие, слушающие, восхищающиеся этим искусством. История показывает, что памятники музыкальной культуры оказываются наиболее уязвимыми под грузом исторических катаклизмов. Так и город Выборг на сегодняшний день почти не сохранил «видимых» и ощутимых следов своей средневековой музыкальной культуры. Однако сохранились и иные свидетельства жизни Выборга в средние века: исторические, литературные, музыковедческие, краеведческие, архитектурные. Нам представляется интересным взглянуть через призму исторических наслоений на этот город и «услышать» его музыку, которая сопровождала его жителей на протяжении нескольких столетий.

В XII в. европейская христианская церковь, двинувшись в северные страны, пришла в Скандинавию и в «страну болот» Финляндию. Один из древнейших шведских литературных памятников, составленный в 1320 г. неизвестным автором, «Хроника Эрика» так повествует об основании Выборга:

«В земли язычников двинулись шведы.

Трудности ждали их, раны и беды.

Дрались язычники что было сил.

Тех, кто в поход шел, конунг просил,

Крепость построить чтоб постарались Там, где чужие леса простирались,

Там, где кончалась Христова земля.

Мирно теперь в тех далеких краях,

Больше покоя и утешения,

Много людей нашло в вере спасение.

217

Выборг - та крепость - лежит на востоке.

Пленных держали в ней долгие сроки,

Близко язычников не подпускали,

Замок надежно от них охраняли (стих. 1325-1340)

Датой основания Выборга принято считать 1293 г., а его основателем - Торгильса Кнутссона, военачальника и правителя Швеции той поры. С 1293 по 1710 г. Выборг входил в состав Шведского королевства как пограничная крепость, развиваясь как центр международной торговли, входя в города Ганзейского союза. По-видимому, посредством торговых сношений Ганзейского союза, стали проникать в Выборг музыкальные веяния. Трудно установить, когда впервые в Выборге зазвучала музыка. Возможно, она появилась здесь прежде, чем в основание Выборгского замка был заложен первый камень. Такое предположение дает нам опять же «Хроника Эриха»:

«Рыцари и кто равны с ними были Шли, чтоб на утренней мессе побыть,

А уж потом и коней выводить » (стих.1425)

Эти строки «Хроники Эрика» показывают, что пение на утренней мессе было необходимым ритуалом, а, следовательно, рыцари-крестоносцы в какой-то степени уже были знакомы с музыкальным искусством. Это интересное литературное свидетельство приоткрывает завесу в музыкальный христианский мир эпохи средневековья.

Известно, что к ХП-ХШ вв. в Европе уже утвердились единые общеобязательные нормы церковной организации: литургии, мессы, проповеди. Музыка при этом играла решающую роль. Именно музыка способствовала установлению общности разнообразного монастырского устава. Весь ход проведения литургии был кодифицирован, чему немало способствовала деятельность папы Григория Великого (ум. 604), создавшего единый антифонарий -круг строго канонизированных одноголосных песнопений. Средневековая Европа на протяжении нескольких столетий опиралась в церковном ритуале на григорианское пение, созданное Григорием Великим.

Важно отметить, что рыцари, пришедшие возводить выборгский замок, несли с собой и музыкальные достижения Европы той поры. Нога в ногу с рыцарями шли в поход и музыканты. Их флейты, барабаны и трубы поддерживали боевой дух воинов.

Выборгский замок был основан как цитадель христианского мира на границе с завоёванными землями. В рыцарских походах, как известно, религиозная идея распространения и утверждения христианства была доминирующей. Поэтому не случайно, что c возве-

218

дением замка и города вокруг него, в средневековом Выборге строились монастыри, с ними закладывались идейные постулаты христианского вероучения. Так на северном берегу мыса Финского залива был основан монастырь ордена францисканцев (Серых братьев), а у южного - монастырь ордена доминиканцев (Черных братьев).

Первое упоминание о францисканском монастыре в Выборге, относится к 1403 г. («Вехи Выборгской истории»).

То обстоятельство, что францисканцы основали в Выборге свой монастырь, важное свидетельство значимости города как религиозного оплота на европейском уровне. Монастырская деятельность, по-видимому, была в Выборге достаточно разнообразной и весомой. При францисканском монастыре была открыта школа. Обычно в школах при средневековых монастырях изучались грамматика, риторика и диалектика (так называемый «тривиум»); в университетах проходился повышенный курс обучения: арифметика, геометрия, астрономия, музыка («квадривиум»). Так в средние века осуществлялась образовательная система «семи свободных искусств» (sep-tem artes liberales), сложившаяся ещё в эллинистическую эпоху. Как правило, в монастырях христианского мира помимо обязательного «тривиума» обучали пению на основе григорианского хорала на латинском языке, служению литургии и мессы. Можно предположить, что такое образование получали учащиеся и в выборгских монастырях.

Именно во францисканской школе Выборга получил свое начальное образование выдающийся деятель Реформации Микаэль Агрикола (1508-1557) - епископ, финский просветитель, основатель финской литературы, создатель финской азбуки. В школе при монастыре францисканцев в Выборге Агрикола провел около восьми лет. В монастырской школе он изучал немецкий, греческий языки. В школьные годы закрепилось за юношей прозвище Агрикола, что значит земледелец. Он оправдал это новое имя, только всю жизнь возделывать ему выдалось особую ниву - духовную. В 1536 г. способного священника направляют учиться в Германию, в Виттенберг-ский университет, где он изучал под руководством Лютера философские труды, теологию, естественные науки и, возможно, музыку. Как известно, Лютер был основоположником новых религиозных взглядов в Европе и Германии, видным деятелем культуры, сделавшим на немецкий язык перевод Библии, выступивший с реформами образования, языка и церковной музыки. Лютер ввел в церкви общинное пение строфических народных песен на немецком языке, получившими позже название протестанского хорала.

219

Известно, что выдающийся немецкий композитор И.С. Бах (16851750) в своем творчестве широко использовал тематику протестан-ских хоралов, составленных Лютером. Можно предположить, что непосредственное общение с Лютером в университете оказало большое влияние на формирование духовных взглядов Агриколы. После возвращения в Турку и Выборг, под непосредственным воздействием Лютера, Агрикола берется за переводы книг Священного писания на финский язык, позже им была создана финская азбука. Этот огромный труд Агриколы как просветителя вошел в историю культуры Финляндии. Выдающийся деятель своего времени около 20 лет был связан с Выборгом и здесь был похоронен.

Францисканский монастырь, где учился Агрикола, стал популярен и другого рода деятельностью в Выборге: монастырь открыл свою пекарню и стал выпекать выборгский крендель, ставший впоследствии знаменитым на всю Европу. Монахи-францисканцы пользовались монопольным правом на выпечку и продажу в городе этого сдобного хлеба.

В средние века в Выборге обосновался еще один монашествующий орден - «орден черных братьев» (орден доминиканцев). Орден был основан в Европе в начале XIII в. для борьбы с ересями, в последствии костры инквизиции в Европе были во многом инициированы «орденом черных братьев». Монастырская обитель братьев доминиканцев появилась в Выборге в 1392 г. В 1481 г. была завершена постройка собора монастыря доминиканцев. Существуя в Выборге с этой поры, этот орден вносил свою лепту в религиозную жизнь города.

Трудно ответить на вопрос, мирно ли существовали эти, в общем, разные религиозные общины в одном городе? Но одно несомненно, в их соборах звучала органная и хоровая музыка, литургии и мессы, что, возможно, способствовало религиозному и музыкальному просвещению горожан. Источники указывают, что в Выборге в соборах стояли органы, которые были необходимы для проведения церковных служб. Всего в средние века и эпоху Реформации в Финляндии насчитывалось 15 органов. (Аарнио И., Карьялайнен К., Ме-ланко В. Музыкальная жизнь Финляндии. М., 1983. С. 10).

В средневековом Выборге церкви выполняли различные функции: это были центры религиозной, духовной и деловой жизни города. Благодаря школам, которые как правило существовали при церквях, они выполняли серьезные образовательные функции.

В средние века пение, как школьный предмет, играло значительную роль. Ученики воспитывались для служения церкви и должны были в значительной степени заботиться также об исполне-

220

нии церковных песнопений. Кроме григорианских хоралов, им приходилось репетировать и исполнять не входящие в литургию духовные песнопения для нужд церкви и школы. Как отмечают исследователи, благодаря торговым сношениям Ганзейского союза в Выборге в средние века в монастырских школах имел хождение нотный сборник песнопений на латинском языке «Piae cantiones ec-clesiasticae et scholasticae veterum episcoporum», так называемые «Благочестивые песни» (1582). Сборник состоял из 74-х церковных и школьных песен на латинском языке, который впоследствии многократно переиздавался. Как отмечают финские исследователи: «Мелодии из сборника «Piae cantiones..» всегда входили в финские сборники псалмов. Их повторения встречаются также в духовных народных мелодиях. Весьма вероятно, что некоторые из них и теперь поются в народе на основе его собственной традиции» (Musica fennica. Хельсинки, 1965. С. 14-15). Первый церковный служебник на финском языке вышел из печати в середине XVI в. Распространение печатных нот, псалтырей и хоральных книг в Скандинавии в этот период говорит о крепких европейских связях, показывает высокий уровень музыкальной культуры в соответствии с уровнем своего времени. С большей долей вероятности можно предполагать, что религиозная музыкальная литература того времени имела хождение в монастырях и церковных школах в Выборге.

Светская музыка в Швеции и Финляндии имела меньшее распространение по сравнению с монастырско-церковной и школьнорелигиозной. При герцогских дворах того времени музыкой занимались от случая к случаю. Наверняка для хозяев и гостей замка звучала музыка трубадуров согласно средневековой традиции. С XV в. начинают появляться сведения о странствующих музыкантах. В XVI в. Финляндия и пограничный Выборг находились под сильным музыкальным влиянием шведского двора. В королевской свите всегда были музыканты, число которых колебалось от пяти-шести до двадцати. Так называемые «музыкальные капеллы» участвовали в королевских праздниках и в путешествиях двора, создавая прекрасный звуковой фон для красочной и ярко одетой свиты, которая время от времени передвигалась по всей Скандинавии.

Архивные источники оставили имена первых музыкантов Выборга. Так в 1485 г. по приказу мэра города Выборга учитель Jaakko Bodebek обязан был проводить каждую среду мессы в доме гильдии Святых Братьев (современный адрес: Монастырская, д.8). В 1637 г. Betlef Hunnius был назначен органистом Выборгского Кафедрального собора, где он «импровизировал нежное пение птиц». Эти свидетельства говорят о том, что в средневековом Выборге уже

221

значилась профессия музыканта, выполнявшего определенные функции в общественной жизни города.

Так с момента своего основания в Выборг пришла музыкальная культура из Европы в виде монастырского церковного ритуала. Медленно в быт города и общественное сознание проникали явления светского музицирования, в виде прослушивания импровизаций на органе «нежного пения птиц» и других музыкальных впечатлений. Обозначилась профессия городского музыканта-органиста. Все это говорит о развитии музыкальной культуры Выборга как средневекового города.

Л. П. Василькова

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия

Как известно, 19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право. Значимость этой даты важна как отправная точка для процессов охвата сдвигов в культуре, искусстве, музыкальном образовании низших социальных слоёв, дотоле существовавших в зачаточных состояниях. Среди исканий передовых деятелей в сфере искусства, культуры и педагогики этого периода особое внимание обращает на себя ряд изданий, которые показали направление в развитии хорового пения для низкообеспеченных и малообразованных любителей этого вида исполнительства. В речи на открытии бесплатного класса простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве в 1864 г. Н.Г. Рубинштейн говорил: «Все народы поют, а русский народ даже прославился своими песнями, своей способностью не только передавать, но и гармонизировать свои напевы. Пение - потребность русской жизни. Оно сопутствует ей повсюду - и в радостях, и в печалях, и, сверх того, составляет существенную потребность богослужения» (цит. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / сост., авт. предисл. и коммент. Бернандт Г.Б. - М.: ГМИ, 1956. С. 292).

Хоровое пение проявлялось в различных формах и в различной степени и не могло не опираться, в частности, на музыкальное воспитание и обучение детей. Историко-педагогические исследования свидетельствуют о том, что основу музыкального образования и в отечественной общеобразовательной школе и в других музыкальных образованиях, в частности, в Бесплатной музыкальной школе при Русском музыкальном обществе составляло хоровое пение.

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.