НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ САМО-РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Журина И.Г., преподаватель
Кафедра гражданского и предпринимательского права МосГУ
Аннотация: В данной статье автор анализирует организационно-правовую форму саморегулируемых организаций. На основе действующего законодательства представлено теоретическое обоснование необходимости создания самостоятельной организационно-правовой формы саморегулируемых организаций. Особое внимание уделено определению места саморегулируемых организаций в системе некоммерческих организаций по российскому законодательству.
Ключевые слова: Саморегулирование, саморегулируемые организации, некоммерческие организации, организационноправовая форма, некоммерческое партнерство, ассоциации (союзы) юридических лиц, потребительский кооператив, субъекты предпринимательской деятельности, субъекты профессиональной деятельности, наименование саморегулируе-мой организации.
Процесс становления и развития саморегулирования в России изначально был и остается сложным процессом. Важно подчеркнуть, что идея саморегулирования занимает важное место в правовых и социальных системах современного общества. Однако, правовой статус саморегулируемых организаций непосредственно зависит от определения организационно-правовой формы указанных организаций.
Необходимо отметить, что, несмотря на многообразие форм некоммерческих и иных общественных организаций, прежде всего в производственной сфере, их вовлечение в созидательные процессы реформирования экономической жизни остается недостаточным.
Таким образом, одним из главных вопросов, возникающих при анализе правовой природы саморегулируемых организаций, является вопрос об определении статуса саморегулируемой организации как самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица или как организации, которая осуществляет свою деятельность в одной из существующих организационно-правовых форм.
Согласно ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях1, саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объе-
1 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ, 2007, № 49, ст. 6076.
диняющие субъектов профессиональной деятельности одного вида.
Указанная норма не позволяет определить, является ли саморегулируемая организация самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц - некоммерческих организаций.
Исходя из понятия саморегулируемых организаций, установленного п.3 ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях, саморегулируемая организация это, в первую очередь, некоммерческая организация.
Согласно п.1 ст. 50 ГК РФ2, п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»3, некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Гражданским кодексом предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительский кооператив (ст. 116), общественная или религиозная организация (объединение) (ст. 117), объединение юридических лиц (ассоциация или союз) (ст.121), фонд (ст. 118), учреждение (ст. 120).
Согласно Закону о некоммерческих организациях, некоммерческие организации могут создаваться также в организационно-правовых формах: общин коренных малочисленных народов Рф (ст. 6.1), государственной корпорации (ст. 7.1), некоммерческого партнерства (ст. 8), автономной некоммерческой организации (ст. 10).
Поскольку законодатель в Законе о саморегули-руемых организациях не определил, к какой организационно-правовой форме относятся саморегулируемые организации, по нашему мнению, представляется возможным определить организационно-правовую форму последних исходя из критериев деления некоммерческих организаций на виды.
В отношении саморегулируемых организаций данные критерии можно представить следующим образом:
1) саморегулируемая организация основана на членстве,
2) цель деятельности саморегулируемых организаций - регулирование деятельности субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности путем разработки стандартов и правил указанной деятельности,
3) субъектами саморегулируемой организации являются субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности.
В соответствии с первым критерием, одним из главных требований к организационно-правовой форме саморегулируемой организации является наличие членства в данной организации.
Таким образом, ввиду отсутствия данного критерия у таких некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация и государственная корпорация, саморегулируемая организация не может быть создана в указанных организационно-правовых формах.
2 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ, 1994, № 32, ст.3301.
3 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» // сЗ РФ, 1996, № 3, ст. 145.
Журина И. Г.
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Вторым критерием определения организационноправовой формы саморегулируемых организаций является цель деятельности.
Как уже было сказано выше, саморегулируемые организации создаются в целях саморегулирования.
Как подчеркивает Е. Петрушина цель саморегулируемых организаций не защита прав и интересов членов последних, а обеспечение добросовестного осуществления ими своих прав и обязанностей перед клиентами и защита прав клиентов.4
Таким образом, очевидно, что вследствие не совпадения указанного критерия саморегулируемые организации не могут быть созданы в форме общин малочисленных народов РФ (ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях) и учреждений (ст. 120 ГК РФ).
Также спорным является учреждение саморегу-лируемой организации в форме потребительского кооператива. Согласно ст. 116 ГК РФ, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Таким образом, в отношении потребительских кооперативов характерен факт объединения граждан для удовлетворения их бытовых потребностей. Поэтому возможность создания саморегулируемой организации в форме потребительского кооператива также маловероятна.
Наибольшее количество вопросов и споров вызывает возможность создания саморегулируемой организации в форме некоммерческого партнерства.
Согласно ст. 8 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческим партнерством признается организация, учрежденная для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Таким образом, основные цели деятельности са-морегулируемой организации и некоммерческого партнерства не совпадают, поскольку цель саморе-гулируемой организации строго определена законодателем и не попадает в перечень, обозначенный в ст. 8 Закона о некоммерческих организациях.
Из-за значительного различия в целях деятельности, саморегулируемые организации также не могут быть созданы и в форме общественных и религиозных организаций (объединений), так как последние создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях).
4 Петрушина Е. Управление в саморегулируемых организациях II Управление персоналом, 2006, № 11, с. 47.
В то же время многие нормативно-правовые акты, предусматривающие создание саморегулируемых организаций в различных сферах предпринимательской деятельности, указывают в качестве оптимальных форм создания саморегулируемой организации именно некоммерческое партнерство и ассоциации (союзы) юридических лиц5.
Однако, данные положения законодательства представляются недостаточно обоснованными в связи с анализом третьего критерия - субъектного состава.
Так, согласно п. 1 ст.З Закона о саморегулируемых организациях, саморегулируемая организация объединяет субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.
Субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность.
Однако, согласно ст. В Закона о некоммерческих организациях, членами некоммерческого партнерства могут быть лишь граждане и (или) юридические лица. Таким образом, в качестве членов некоммерческого партнерства не могут выступать индивидуальные предприниматели. Поэтому возможность создания саморегулируемой организации в форме некоммерческого партнерства привела бы к ограничению участия индивидуальных предпринимателей в соответствующих саморегулируемых организациях, и, как следствие, препятствовало бы деятельности саморегулируемых организаций в определенных сегментах рынка.
Похожая ситуация сложилась и с таким видом некоммерческих организаций как объединение юридических лиц (ассоциации и союзы).
Согласно ст. 11 Закона о некоммерческих организациях (ст. 121 ГК РФ) ассоциации (союзы) являются объединениями юридических лиц, включающими в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации. Участие граждан в ассоциациях (союзах) не предусмотрено. В связи с этим подобная организационно-правовая форма не подходит для тех сегментов рынка, участниками которых являются индивидуальные предприниматели и физические лица, занимающиеся профессиональной деятельностью.
Следовательно, в связи с тем, что третий критерий саморегулируемых организаций и указанной организационно-правовой формы не совпадает, саморегулируемые организации не могут быть созданы в форме ассоциаций или союзов юридических лиц.
5 См.: ФЗ от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4870; ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ, 1998, № 19, ст. 2071; ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ, 2006, № 12, ст. 1232; ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ, 2007, № 31, ст. 4017.
Необходимо также отметить, что ряд нормативноправовых актов, вообще не указывают форму са-морегулируемых организаций, ограничиваясь лишь общим определением данных организаций6.
Таким образом, существующие на данный момент нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций, не дают четкого ответа на то, какой должна быть организационно-правовая форма саморегулируемых организаций. Хотя этот вопрос по своей сути является первичным в отношении определения статуса саморегулируемых организаций как таковых.
Более того, Закон о некоммерческих организациях, говоря о членах некоммерческих организаций, не упоминает индивидуальных предпринимателей. Это подтверждает, что существующие на данный момент организационно-правовые формы некоммерческих организаций не отвечают всем необходимым признакам саморегулируемых организаций.
Также, необходимо отметить, что Закон о некоммерческих организациях указывает, что некоммерческая организация должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационноправовую форму и характер деятельности (ст. 4 Закона о некоммерческих организациях).
Закон о саморегулируемых организациях, в свою очередь, прямо не предписывает необходимость указания на саморегулирование как на организационно-правовую форму некоммерческой организации. Однако, согласно п. 13 ст. 20 Закона о саморегулируемых организациях, некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр саморе-гулируемых организаций, не вправе использовать в своих учредительных и иных документах, а также при осуществлении своей деятельности слова «саморегулируемая», «саморегулирование» и производные от слова «саморегулирование».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Закон о само-регулируемых организациях рассматривает саморегулируемые организации как самостоятельную форму некоммерческих организаций.
Как верно отмечают С.А. Зинченко и В. В. Галов, принимая во внимание признаки и особенности саморегулируемых организаций, нельзя не заметить, что мы имеем дело с качественно новым правовым явлением.7
6 См.: ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //
СЗ РФ, 1996, № 17, ст. 1918; ФЗ от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ, 2001, № 49, ст. 4562; ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» // СЗ РФ, 2002, № 43, ст. 4190; ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» // СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3813; ФЗ от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ, 2001, № 33 (часть I), ст. 3436; ФЗ от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ, 2005, № 1 (часть 1), ст. 41.
7 Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в
законодательстве России: проблемы и решения //
Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. Статут, 2007.
Необходимо подчеркнуть, что ГК РФ и Закон о некоммерческих организациях прямо указывают на то, что перечень некоммерческих организаций является открытым, и новая форма может быть установлена федеральным законом.
Так, законодатель использовал эту возможность, принимая ФЗ «О взаимном страховании»В. Согласно ст. 5 Закона о взаимном страховании, в целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования.
Следует отметить, что законодатель, четко не указав форму саморегулируемых организаций в Законе о саморегулируемых организациях, тем не менее, определил критерии организационноправовой формы последних.
Поэтому, используя расширительное толкование соответствующей нормы Закона о саморегулируе-мых организациях, а также, проанализировав существующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, можно сделать вывод, что саморегулируемые организации должны представлять собой самостоятельную форму некоммерческих юридических лиц.
Таким образом, признавая саморегулируемые организации самостоятельной организационно-
правовой формой некоммерческих юридических лиц, представляется необходимым определить понятие саморегулируемых организаций следующим образом: некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности одного вида создаются в форме саморе-гулируемых организаций.
Рецензия.
В научной статье И.Г. Журиной исследуются правовые проблемы определения организационно-правовой формы саморегулирования. Автор проводит системный анализ действующего законодательства о некоммерческих организациях, их целей создания, предмета деятельности, условий участия в них и приходит к выводу о самостоятельности саморегулируемой организации как вида некоммерческих организаций.
С.И. Курпякова, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета, к.ю.н, доцент
В ФЗ от 29.11.2007 № 2В6-ФЗ «О взаимном страховании» II СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6047.