Научная статья на тему 'Особенности деятельности некоторых саморегулируемых организаций в современных условиях'

Особенности деятельности некоторых саморегулируемых организаций в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АССОЦИАЦИИ (СОЮЗЫ) / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЛЕНСТВО В САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / ПРАВИЛА И СТАНДАРТЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУСКЕ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ РАБОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Георгиевна

В статье рассматриваются организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц с учетом изменений, внесенных в Главу 4 ГК РФ Федеральным Законом от 05.05.2014 №99. Также анализируется правовое регулирование деятельности некоторых саморегулируемых организаций в различных сферах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACTIVITIES OF SOME SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS IN THE MODERN CONTEXT

The article deals with the legal forms of organization of non-profit organizations, as amended by Federal Law of 05.05.2014 № 99 to Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation. The legal regulation of activities of some self-regulatory organizations in various fields is also analyzed

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности некоторых саморегулируемых организаций в современных условиях»

3.5. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Иванова Светлана Георгиевна, канд. юрид. наук, доцент

Место работы: Московский Городской Университет Управления Правительства Москвы

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц с учетом изменений, внесенных в Главу 4 ГК РФ Федеральным Законом от 05.05.2014 №99. Также анализируется правовое регулирование деятельности некоторых саморегулируемых организаций в различных сферах Ключевые слова: Некоммерческие организации ; ассоциации (союзы); саморегулируемые организации ; членство в саморегулируемых организациях; правила и стандарты саморегулируемых организаций; лицензирование; свидетельство о допуске к определенному виду работ

FEATURES OF ACTIVITIES OF SOME SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS IN THE MODERN CONTEXT

Ivanova Svetlana G., Candidate of legal sciences, Associate Professor of chair of jurisprudence

Work place: Moscow City Government University of Management

[email protected]

Annotation: The article deals with the legal forms of organization of non-profit organizations, as amended by Federal Law of 05.05.2014 № 99 to Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation. The legal regulation of activities of some self-regulatory organizations in various fields is also analyzed

Keywords: Non-profit organizations; associations (unions); self-regulatory organizations (SRO); membership in the SRO; SRO rules and standards; licensing; certificate of admission to a particular type of work

Федеральным законом от 05.05.2014г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» были внесены существенные изменения, касающиеся организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе некоммерческих. Следует напомнить, что до внесения данных изменений в ГК РФ, параграф 5 Главы 4 «Некоммерческие организации» включал в себя 4 статьи, посвященные правовому положению ассоциаций (союзов), которыми признавались объединения юридических лиц и (или) граждан, основанные на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Ранее же участниками ас-

социаций (союзов) могли быть только коммерческие юридические лица.

В рамках проводимого исследования наибольший интерес представляют изменения, касающиеся правового регулирования некоммерческих организаций, в частности саморегулируемых организаций. Прежде всего в ст.50 ГК РФ впервые (и это была цель законодателя) приводится исчерпывающий перечень некоммерческих юридических лиц. Юридические лица, являющиеся некоммерческими могут теперь создаваться в различных организационно-правовых формах и, в частности, в форме ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (пп.3 ч.3 ст.50).

Параграф 6 Главы 4 «Некоммерческие корпоративные организации» определяет правовое положение ассоциаций (союзов) как такого рода объединений. В ст.123.8 ГК РФ еще раз отмечается, что в организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Хотя, саморегулируемые организации появились в российском законодательстве достаточно давно (например, в Законе «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998г. №135-ФЗ), сам закон «О саморегулируемых организациях» был принят 01.12.2007г.

В настоящее время упоминание о саморегулируемых организациях в ГК РФ осуществляется неоднократно (ст.49,50,123.8), причем саморегулируемые организации рассматриваются в числе тех некоммерческих организаций, которые создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов). В этой связи нами разделяется высказанная в литературе точка зрения о том, что нормы, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций должны быть приведены в соответствие с ГК РФ.

Согласно Закону «О саморегулируемых организациях» (далее Закон №315). Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Следует отметить, что согласно п.1 ст.5 Закона №315 членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным, но вместе с тем, федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или про-

Бизнес в законе

2'2015

фессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. Согласно ст.3 Закона №315 установлены следующие требования к членству в саморегулируемых организациях: объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное. Вместе с тем существует ряд специальных законов, определяющих иные требования к членству в составе саморегулируемых организациях. Так, например, в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004г. №190-Фз число членов саморегулируемых организаций установлено в зависимости от видов деятельности:

- саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования объединяют не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

- саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства объединяют не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц.

Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет, что в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов должно быть не менее, чем триста физических лиц, отвечающих требованиям к субъектам оценочной деятельности (ст.22).

Федеральный закон от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит требование об объединении в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) или не менее чем сорока субъектов профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятнадцати субъектов предпринимательской деятельности и не менее чем десяти субъектов профессиональной деятельности (п.3 ст.18).

Не трудно заметить, что в приведенных специальных законах (по отношению к общему Закону №315), установлено иное число членов саморегулируемых организаций, как субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Как отмечалось в литературе, в том случае, если в «базовом Законе указан минимум, в специальном законе уже нельзя закреплять более высокий минимум. В них можно установить любое число членов, начиная с 25, но в нем нельзя указывать «не менее». По нашему мнению, установление в специальных законах иного минимального количества членов саморегулируемых организаций как раз и учитывает требования закона, базирующегося на специфике таких различных областей деятельности, в которых создаются саморегулируемые организации (строительство, аудит, энергетика, банкротство и др.).

Что касается редакционных замечаний, сделанных авторами, в отношений указанной формулировки, то при предстоящем пересмотре Закона №315, в него могут быть внесены соответствующие уточнения.

Согласно новелле, внесенной в ст.49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Ранее связи между членством в саморегулируемых организациях и разрешением на выполнение определенного вида деятельности в ГК РФ не было.

В настоящее время лицензирование осуществляется на основании Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ (далее - Закон №99). Согласно п.7 ст.3 Закона под лицензионным требованиями понимаются совокупность требований, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. В ГК РФ впервые установлено, что наряду с лицензированием, право юридического лица осуществлять определенные виды деятельности зависит также от членства в саморегулируемой организации или от получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ. Также впервые некоторые виды лицензируемой деятельности заменяются саморегулированием. Так, Закон №99 (ст.22) устанавливает, что лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление саморегулирования этого вида деятельности (п.6.2. ст.22), а также лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности.

Согласно ст.4 Закона №315 саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций. Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или

профессиональной деятельности определенного вида. Эти нормы приобретают особое значение в связи с изменениями, внесенными в ГК РФ Федеральным законом №99, в частности, в ст.49 «Правоспособность юридического лица», согласно п.3 которой право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В настоящее время, например, право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предоставляется со дня внесения сведений о такой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций (пп.1.1 п.1 ст.55.2 Градостроительного кодекса РФ).

Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о данных саморегулируемых организациях, ими представляются в Национальное объединение саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, заявление о внесении сведений об указанной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (п.2 ст.55.2).

По нашему мнению, право саморегулируемой организации на выдачу свидетельства о допуске к определенному виду работ может быть предоставлено лишь в том случае, если это право предусмотрено федеральным законом. Исходя из приведенных норм, лицензирование определенного вида деятельности заменяется обязательным членством в саморегулируемой организации и получением в установленном порядке свидетельства о допуске к определенному виду работ. Разумеется, при определении такого порядка должны приниматься во внимание особенности определенных сфер деятельности, таких, например, как обеспечение безопасности, жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды и т.п.

Саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства может приобрести право выдачи свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при выполнении требований о членстве, наличие компенсационного фонда, или наличия страхования (если такое требование установлено), а также представления ряда документов.

Саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязана разработать и утвердить следующие документы:

1) Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам.

2) Правила контроля в области саморегулирования -документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

Разумеется, эти правила и стандарты должны соответствовать действующей в данной отрасли как международным, так и национальным правилам.

3) Документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, стандартов и правил саморегулирования.

Данные нормы содержатся в Градостроительном кодексе РФ, регулирующим взаимоотношения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем, нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение, в частности, некоммерческих юридических лиц распространяются также на деятельность, с участием также иностранных лиц и во многих случаях содержание норм о саморегулировании может оказаться намного сложнее, чем нормы, регулирующие градостроительную деятельность на территории РФ. Известно, что многие коммерческие организации оказывают услуги как российским, так и иностранным лицам, при этом условия оказания этих услуг регулируются как российским законодательством, так и международными договорами РФ. Издавая стандарты и правила, саморегулируемая организация обязана отражать в них все требования, которые применяются к указанным видам деятельности. В противном случае может возникнуть ситуация, при которой стандарты и правила, издаваемые саморегулируемой организацией, могут противоречить императивным нормам национального законодательства или нормам международных договоров. Например, в настоящее время, при лицензировании деятельности по перевозкам опасных грузов морским транспортом согласно Положению о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 №193 установлено, что соискатель лицензии:

1) должен обладать судами на праве собственности или на ином законном праве, предназначенных для перевозки опасных грузов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010г. №620;

2) должен иметь систему управления безопасной эксплуатации судов в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения и Международным кодексом по охране судов и портовых средств;

3) должен иметь договоры страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ);

Бизнес в законе

22015

4) должен иметь на каждом судне, предназначенном для перевозок опасных грузов, документов, предусмотренных статьей 25 КТМ РФ, а также: судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. В литературе обсуждается вопрос о различных методах передачи государством своих регулятивных функций. Так, С.А. Зинченко и В.В. Галов называют одним из таких методов замещение лицензирования деятельности субъектов предпринимательства на его обязательное членство в саморегулируемой организации. В приведенном выше специальном законодательстве о лицензировании работ по перевозкам морским транспортом опасных грузов показано, что такое замещение является далеко не простым делом и может быть применимо лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом.

Определенные особенности в настоящее время существуют и в Законе №135-ФЗ. Так, согласно ст.4 Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями закона.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона №135.

Подобные особенности деятельности членов саморегулируемой организации можно встретить и в некоторых других сферах деятельности. В настоящее время разрабатывается проект Федерального закона, согласно которому, специальные условия допуска к определенным видам деятельности возможно будут применены и к другим саморегулируемых организациям. Необходимо напомнить обстоятельства, при которых лицензирование отдельных видов деятельности осуществлялось с учетом определенных особенностей. Так, Постановлением Правительства от 24.06.1998 №641 было утверждено Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте. Среди указанных видов деятельности упоминалась и деятельность по проводке судов лоцманами. Однако, 19.06.2002г. требования по лицензированию указанных в данном Положении видов деятельности было отменено. Деятельность морских лоцманов с этого времени осуществлялась без лицензирования, в соответствии с Главой VI КТМ РФ. Согласно первоначальной редакции п.2 ст.87 КТМ РФ, морской лоцман являлся работником лоцманской службы государственной организации.

Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создавались с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований, установленных КТМ РФ и иными правовыми актами Российской Федерации.

Это обстоятельство послужило причиной для возникновения споров по проводке морских судов между государственными и негосударственными организациями по лоцманской проводке судов, который рассматривался в Конституционном Суде РФ в 2004г. В Постановлении Конституционного Суда от 06 апреля 2004г. №7-П. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими

Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3), положения пункта 2 статьи 87 КТМ РФ и указал, что в соответствии со статьей 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» федеральному законодателю в установленном порядке надлежит урегулировать деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.

Указанное Постановление Конституционного Суда было частично выполнено путем внесения изменений в ст. 87 КТМ Федеральным законом от 03.06.2011 №113-ФЗ. Эти изменения коснулись исключения из текста статьи упоминания, как о государственных, так и о негосударственных организациях по лоцманской проводке судов. В настоящее время делается попытка урегулировать эту проблему путем создания саморегулируемой организации по лоцманской проводке судов.

Депутатом Государственной Думы А.М. Меткиным и членом Совета Федерации Н.В. Власенко был внесен проект Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ» (зарегистрирован 30.10.2014г. № 639382-6 на сайте Государственной Думы). Среди внесенных предложений для нас наибольший интерес представляет проект новой Главы VI «Саморегулирование лоцманской деятельности». Статьей 106.1. проекта создается национальная лоцманская организация, определяются ее основные цели и задачи. В статье 106.3. проекта устанавливается, что услуги оказываются в соответствии со стандартами и правилами национальной саморегулируемой организации. Требования к членам национальной лоцманской саморегулируемой организации определяются статьей 106.4. проекта. Среди условий членства упоминается о необходимой численности и квалификации персонала, наличие договора страхования имущественной ответственности, отвечающего установленным требованиям национальной лоцманской саморегулируемой организацией. Проект содержит и иные требования, обычно предъявляемые к саморегулируемой организации. В отличие от ФЗ №135 лоцманы не могут оказывать услуги судам по лоцманской проводке самостоятельно, а являются работниками соответствующих организаций по лоцманской проводке судов.

При подготовке данной статьи была использована информационно-правовая система «КонсультантПлюс»

Список литературы:

1. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.:

ГроссМедиа, РОСБУХ - 2014.-394 с.

2. Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемая организация -

организационно-правовая форма партнерства бизнеса и государства //

Юрист. - 2014. - № 20. - С.14-19.

3. Лескова Ю.Г. Саморегулируемые организации в системе некоммерческих организаций: гражданско-правовой аспект // Бизнес в

законе. - 2010. - №3. - С. 57.

4. Кицай Ю.А. Проблемы развития законодательства о некоммерческих

организациях в России // Бизнес в законе. - 2014. - №1. -С.54-56.

5. Темников М.В. Градостроительная деятельность - анализ

законодательно закрепленного понятия // Пробелы в российском

законодательстве. - 2011. - №4. - С.42.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Особенности деятельности некоторых саморегулируемых организаций в современных условиях» к.ю.н. доцента кафедры «Юриспруденция» Московского городского университета управления Правительства г. Москвы Ивановой Светланы Георгиевны

Представленная статья посвящена актуальной теме - деятельности саморегулируемых организаций в современных условиях развития и совершенствования гражданского законодательства. Важность предпринятого исследования связана во-первых, с увеличением количества саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности и, во- вторых, с тенденцией передачи некоторых контролирующих функций государства саморегулируемым организациям.

Следует отметить, что автор анализирует важнейшие изменения, касающиеся организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, внесенные в Главу 4 части первой ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014г. №99-ФЗ. Автор, в частности, комментирует новеллы об ассоциациях (союзах), к которым также в настоящее время отнесены и саморегулируемые организации как корпоративные некоммерческие юридические лица.

В статье автор наряду с нормами ГК РФ, Закона «О саморегулируемых организациях», анализирует положения специальных законов, предусматривающих создание саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности (оценочной, градостроительной, энергосбережения и других).

Интерес, по нашему мнению, представляют выводы автора относительно развернувшейся в научной литературе дискуссии, касающейся замены лицензирования в некоторых областях деятельности на саморегулирование.

По нашему мнению, представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям. Предложения автора имеют не только теоретическое, но и практическое значение и могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании норм гражданского законодательства.

Заведующая кафедрой Гражданско-правовых дисциплин нОу ВПО «Московский институт экономики, политики и права»

К.ю.н., доцент

И.В. Новоженина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.