Научная статья на тему 'Саморегулирование в энергостроительстве: правовые проблемы организации и управления'

Саморегулирование в энергостроительстве: правовые проблемы организации и управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / SELF-REGULATED ORGANIZATIONS / NON-PROFIT MAKING ORGANIZATIONS / LEGAL REGULATION / PUBLIC REGISTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Виктория Валериевна

В настоящей статье автор проводит анализ правовых проблем, возникающих в процессе создания и управления саморегулируемых организаций в сфере строительства энергетических объектов. Особое внимание уделено правовой природе и основным функциям саморегулируемых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Regulation in Power Building: Legal Problems of Organization and Management

In the present article the author analyzes legal problems arising in the process of creation and management of self-regulated organizations in the sphere of construction of power objects. Special attention is paid to legal nature and principal functions of self-regulated organizations.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование в энергостроительстве: правовые проблемы организации и управления»

В. В. Романова*

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭНЕРГОСТРОИТЕЛЬСТВЕ:

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»1 под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В соответствии с данным Законом саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее — СРО), которыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных вышеуказанным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг). В ч. 3 ст. 3 данного Закона конкретизировано, что СРО должна быть создана в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»2 при условии ее соответствия всем требованиям, установленным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

К данным требованиям Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» относит:

(1) объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности;

(2) наличие стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;

(3) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг).

Нельзя при этом не обратить внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» особенности приобретения, прекращения статуса СРО, правового положения СРО, деятельности СРО, порядка приема в члены СРО и прекращения членства в СРО, порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением СРО организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований

* Романова Виктория Валериевна, кандидат юридических наук, соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ.

© В. В. Романова, 2011 E-mail: [email protected]

1 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. 2007. 6 дек.

2 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Там же. 24 янв.

законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО, могут устанавливаться федеральными законами.

Одним из таких законов для строительства, в том числе энергетических объектов, является Градостроительный кодекс РФ,3 который содержит особые требования для следующих СРО: (1) СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; (2) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; (3) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Правовой анализ вопросов, связанных с созданием СРО в области строительства энергетических объектов, осуществляется с учетом норм Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О саморегулируемых организациях», Градостроительного кодекса РФ, иных федеральных законов и соответствующих подзаконных актов.

Прежде всего, следует остановиться на правовой природе СРО. Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», СРО признаются некоммерческие организации, созданные в целях разработки и установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг). Из данного определения следует, что законодатель определил, что СРО является организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками, и четко обозначил цели создания СРО.

Следует отметить, что деятельность СРО была предметом научных исследований как до, так и после принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Различные аспекты СРО были предметом отдельных исследований.4 Вопросы правовой природы некоммерческих организаций рассматривались в рамках трудов по

3 Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ II Там же. 2004. 30 дек.

4 Алексеев С. В. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности: Ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Баймуратова З. М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект. М., 2010; Басова А. В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Барсукова Е. О. Институт саморегулирования в рыночной экономике II Актуальные проблемы предпринимательского права I Под ред. А. Е. Молотникова и Р. С. Куракина. М., 2011; Грачев Д. О. Правовой статус саморегулируемых организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Дзгоев Т. В. Правовое положение саморегулируемой организации аудиторов. М., 2009; Журина И. Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Кашков-ский О. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000; Крючкова П. В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2005; Максимович О. Г. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007; Сухов Е. П. Саморегулируемые организации. Юридические, финансовые, налоговые аспекты. М., 2010; Сыроижко В. В. Экономические инструменты рыночного саморегулирования организации: теоретико-методологическое обоснование, концепция совершенствования, технологии и методики использования: Автореф. дис. . д-ра экон. наук. Белгород, 2008; Рябинчук П. Г. Некоторые проблемы присвоения статуса саморегулируемой организации в строительной сфере: Актуальные проблемы предпринимательского права I Под ред. А. Е. Молотникова и Р. С. Куракина.

гражданскому, коммерческому праву.5 В данных работах высказываются различные точки зрения в отношении понятия СРО, сферы деятельности, особенностей правового регулирования.

Так, в экономическом исследовании П. В. Крючковой, сделанном до введения действующего закона «О саморегулируемых организациях», отмечалось, что при прочих равных условиях для участников рынка наиболее привлекательной кажется модель делегированного саморегулирования, которая, с одной стороны, обеспечивает возможность создавать правила, предоставляющие максимальный координационный эффект для этой группы, а с другой — обеспечивает внешнюю защиту созданных правил и дает возможность частично переложить издержки мониторинга соблюдения правил на государство.6 В работе В. В. Сыроижко, выполненной после введения действующего Закона «О саморегулируемых организациях», по итогам анализа условий рыночного саморегулирования организаций сделан общий вывод о сформировавшейся правовой основе для динамичного развития отраслей экономики, видов экономической деятельности и конкретных экономических субъектов.7 В работе Е. П. Сухова правильно отмечены следующие задачи, которые призвано решить саморегулирование: «Снизить административные барьеры в экономике. Устранить избыточное государственное влияние путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти».8

Нельзя не согласиться с позицией З. М. Баймуратовой о том, что СРО обладают публично-правовой природой, так как по факту включения в единый государственный реестр СРО они приобретают особый публично-правовой статус. В то же время вызывает сомнение довод автора о том, что «саморегулируемая организация характеризует не гражданско-правовой, а публично-правовой статус юридического лица, который оно приобретает».9 Думается, что данная характеристика необоснованно сужает содержание понятия СРО, поскольку понятие отражает и гражданско-правовой, и публичный статус данного юридического лица. СРО создаются именно в результате реализации определенными участниками гражданского оборота гражданских прав и обязанностей. Наличие гражданско-правового статуса при этом никоим образом не исключает публично-правового статуса СРО. Весьма спорным является также предложение данного автора классифицировать организации саморегулирования по их целевым функциям,10 поскольку законодатель в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» классифицирует СРО, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг).

5 Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. I Под ред. Ю. К. Толстого. М., 2009; По-пондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. М., 2008; Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. I Под ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2010; Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник I Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2010.

6 Крючкова П. В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков. С. 22.

7 Сыроижко В. В. Экономические инструменты рыночного саморегулирования организации: теоретико-методологическое обоснование, концепция совершенствования, технологии и методики использования. С. 21.

8 Сухов Е. П. Саморегулируемые организации. Юридические, финансовые, налоговые аспекты. С. 4.

9 Баймуратова З. М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект. С. 10.

10 Там же. С. 11.

Поскольку СРО — это некоммерческая организация, необходимо также остановиться и на вопросе о возможности осуществления некоммерческой организацией предпринимательской деятельности. В правовой литературе неоднократно обсуждался вопрос о возможности некоммерческих организаций заниматься предпринимательской деятельностью для осуществления целей деятельности некоммерческой организации, подчеркивая при этом, что законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель.11 В п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ указано, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует данным целям. В работе О. П. Кашковского было высказано мнение, что деятельность некоммерческой организации, отвечающая всем признакам предпринимательской деятельности, указанным в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, является предпринимательской независимо от того, что прибыль, полученная в результате ее осуществления, направляется на цели создания некоммерческой организации.12

В отношении СРО законодатель высказался по данному вопросу более чем определенно. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

При этом Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» не определена конкретная форма, в которой должна быть учреждена некоммерческая организация. В отношении формы некоммерческих организаций необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Исходя из совокупности требований Федерального закона «О саморегулируемых организациях», требований Градостроительного кодекса РФ к некоммерческим организациям для приобретения статуса СРО, такой организации наиболее полно соответствует предусмотренная Федеральным законом «О некоммерческих организациях» форма некоммерческого партнерства. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», к которым относятся в том числе управленческие цели, а также защита прав, законных интересов организаций, разрешения споров и конфликтов. Реестры СРО подтверждают данный довод.13

В правовой литературе отмечалось, что некоммерческое партнерство по сравнению с иными формами некоммерческих организаций играет лишь роль вспомогательного

11 Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю. К. Толстого. С. 198.

12 Кашковский О. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

13 См., напр.: Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства, Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства // Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. www.gosnadzor.ru

инструмента в достижении общеполезных целей.14 В то же время получение статуса СРО существенным образом изменяет эту роль и назначение соответствующей некоммерческой организации.

Приобретение статуса СРО происходит следующим образом. Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО и утрачивает статус СРО с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

В ч. 1 ст. 20 указанного Закона предусмотрено, что ведение государственного реестра СРО осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.15 Следует отметить, что внесение в государственный реестр СРО не является единственным этапом в создании СРО. До момента рассмотрения уполномоченным органом вопроса о внесении организации в реестр СРО такая организация должна: утвердить свои учредительные документы; быть зарегистрирована как некоммерческая организация; разработать и утвердить правила и стандарты предпринимательской деятельности и создать специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

Порядок регистрации некоммерческих организаций определен в ст. 13_1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Согласно п. 1, п. 2 ст. 13_1 данного Закона некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»16 с учетом установленного порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, решение о государственной регистрации которых принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих орга-низаций,17 или его территориальным органом.

Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» не содержит требований в отношении количества членов некоммерческого партнерства в отличие от законодательства о СРО.

14 Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю. К. Толстого. С. 209.

15 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» // СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5612.

16 Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. 10 авг.

17 Таким органом является Министерство юстиции РФ (Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Российская газета. 2004. 19 окт.).

В отношении количества членов СРО необходимо обратить внимание на следующее. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в составе СРО должно быть не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности. При этом Градостроительный кодекс РФ устанавливает дополнительные требования, в том числе в отношении количества членов некоммерческих организаций для приобретения статуса СРО определенных видов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 55_4 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии объединения в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. Согласно ч. 2 данной статьи некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии объединения в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. В соответствии с подп. «д» п. 6 раздела III Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»,18 перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования для СРО, должен быть представлен в уполномоченный орган для приобретения статуса СРО.

С учетом данных обстоятельств можно сделать вывод о том, что если на стадии регистрации некоммерческой организации количество членов было менее ста, то для приобретения статуса СРО в области строительства этого будет недостаточно, так как несоответствие требованиям по количеству членов является основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ в члены СРО могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО (ст. 55_6 Градостроительного кодекса РФ).

Правовой анализ данной нормы Градостроительного кодекса РФ показывает, что регулирование строительства, в том числе энергетических объектов, включает в себя как государственное регулирование, так и саморегулирование. Так, перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ “О внесении

18 Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» II Там же. 2008. 3 окт.

изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”», утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624.19 В данный перечень включены в том числе объекты электроснабжения, устройство сетей электроснабжения, монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования, работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов электроснабжения привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 мая 2010 г. № 411.20 Определение приоритетных направлений деятельности СРО относится к компетенции общего собрания членов СРО (п. 5 ч. 3 ст. 16 Федерального закона « О саморегулируемых организациях»).

Саморегулирование в энергетике имеет свои особенности. В энергетике можно выделить в том числе следующие виды СРО: СРО энергостроителей, проектировщиков объектов энергетики, СРО в области энергетического обследования.

Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях» СРО классифицируются исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), в отношении СРО в области энергетического обследования необходимо обратить внимание на следующее. Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»21 деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования. Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями данного Закона и Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Поскольку заказчиком на строительство и (или) модернизацию энергетического объекта, как правило, являются генерирующие компании, а подрядчиком — организации, осуществляемые регулируемые виды деятельности, нормы Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правила соответствующих СРО имеют значение для исследования вопросов, связанных с правовым регулированием строительства и модернизации энергетических объектов, так как согласно ч. 1 ст. 16 данного Закона проведение энергетического обследования является

19 Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Там же. 2010. 26 апр.

20 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 мая 2010 г. № 411 «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Там же. 29 июля.

21 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

обязательным, в том числе для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и для организаций, осуществляющих производство электрической, тепловой энергии.

Реестр СРО в области энергетического обследования осуществляет Министерство энергетики РФ. Среди СРО в области энергетического обследования можно указать, например, саморегулируемую организацию Некоммерческое партнерство «Объединение субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в области энергетического обследования “Союз Энерго Аудит”»,22 саморегулируемую организацию Некоммерческое партнерство «Межрегиональная Гильдия Энергоаудиторов»,23 саморегулируемую организацию Некоммерческое партнерство «Объединение компаний энергетического обследования “Развитие”».24 Стандарты и правила данных организаций размещены в порядке ст. 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» на официальных сайтах данных организаций.

Наиболее крупными СРО в сфере строительства энергетических объектов являются саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Объединение энергостроителей» (СРО НП «ОЭС» — СРО-С-099-04122009),25 саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Объединение строителей топливно-энергетического комплекса “Нефтегазстрой-Альянс”» (СРО-С-172-11012010),26 саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Союз организаций, осуществляющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту оборудования, работающего под давлением, и газового оборудования “Котлогазмонтажсервис”» (СРО-С-102-07122009),27 а в сфере проектирования энергетических объектов — саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство организаций, осуществляющих деятельность по проектированию объектов энергетики (СРО НП «Энергостройпроект» — СРО-П-131-29012010).28

Основные цели СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов капитального строительства сформулированы в главе 6_1 Градостроительного кодекса РФ. Согласно ст. 55_1 Градостроительного кодекса РФ к основным целям данных СРО относятся предупреждение причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или иному муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В качестве примера можно показать более конкретизированные цели деятельности СРО НП «Объединение энергостроителей», в п. 4

22 www.npaudit.ru

23 www.gilenergo.ru

24 www.npros.ru

25 www.energosro.ru

26 www.np-ngsa.ru

27 www.kgmservice.ru

28 www.energosro.ru

устава которого предусмотрено, что целями деятельности партнерства являются объединение на добровольной основе юридических лиц — коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов электро- и теплоэнергетики с целью формирования и развития этого рынка, повышения качества предоставляемых услуг, в частности, путем разработки отраслевых стандартов продукции и работ, стандартов и правил предпринимательской деятельности членов партнерства, документов, квалификационных требований, оказания методической и практической помощи по осуществлению членами партнерства деятельности на рынке строительства объектов элект-ро- и теплоэнергетики, защиты коллективных интересов членов партнерства, содействия созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов партнерства.29

Совершенно очевидно, что огромное значение отводится разработке и установлению стандартов и правил СРО, поскольку это является основной целью саморегулирования. Данные стандарты и правила обязательны для выполнения всеми членами СРО, а сведения о принятых стандартах и правилах СРО содержатся в реестровой записи СРО.

К обязательным требованиям Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» относит также обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами, которое может быть осуществлено (1) путем создания системы личного и (или) коллективного страхования, (2) путем формирования компенсационного фонда. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, предусмотрен п. 7 ст. 55_16 Градостроительного кодекса РФ. Размер взноса устанавливается в зависимости от стоимости строительства по договору.

По вопросу о видах СРО в связи с осуществлением строительства, модернизации энергетических объектов хотелось бы обратить внимание на следующее. Исходя из особенностей данного строительства, в первую очередь обусловленных спецификой самих энергетических объектов, было бы полезным включение законодательно предусмотренной возможности создания для целей энергостроительства «комплексных» СРО, объединяющих организации, осуществляющие проектные, изыскательские и строительно-монтажные работы в отношении объектов энергетики. На сегодняшний день законодательно данная возможность не предусмотрена. Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской деятельности, может являться членом нескольких СРО, если такие СРО объединяют субъектов предпринимательской деятельности соответствующих видов. Градостроительным кодексом РФ предусматривается три вида СРО, один из которых касается саморегулирования в области инженерных изысканий, другой — архитектурно-строительного проектирования, третий — строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Учитывая, что строительство, модернизация энергетических объектов, как правило, осуществляется на основании смешанных договоров, по которым подрядчику необходимо выполнить не только строительные работы, но также проектные и изыскательские работы, что обусловлено спецификой и сложностью самого энергетического объекта, возможность получения соответствующих допусков в одной СРО, специализирующейся в области

29 www.energosro.ru

энергетических объектов, едва ли повлечет какие-либо негативные последствия, а с точки зрения содействия своему члену при возникновении каких-либо разногласий с государственными органами в ходе реализации сложного смешанного контракта принесет только пользу. Законодательная возможность создания многовидовых СРО в области строительства, модернизации энергетических объектов могла бы быть реализована путем внесения соответствующего дополнения в Градостроительный кодекс либо путем внесения соответствующих формулировок в специальные законы, например в Федеральный закон РФ «Об электроэнергетике».

К основным функциям СРО относятся следующие: разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской деятельности в СРО; применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов; образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), иными лицами, осуществление анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО, представление интересов членов СРО в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; организация профессионального обучения, аттестации работников членов СРО или сертификации произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, опубликование информации об этой деятельности, осуществление контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО, рассмотрение жалоб на действия членов СРО и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства СРО.

Следует подробнее остановиться на правовых вопросах, возникающих при анализе одной из предусмотренных законом функций СРО согласно действующему закону — представление интересов членов СРО в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, а также на право СРО от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения.

Тот факт, что у члена СРО появляется дополнительный источник защиты его нарушенного права или законных интересов, — несомненно, положительный момент. В то же время возникает вопрос, может ли эта защита заменить самостоятельные действия члена СРО? Означают ли действия СРО по защите прав ее члена, что самому члену СРО — самостоятельной коммерческой организации уже не нужно обращаться за защитой своих нарушенных прав или имущественных интересов как в административном, так и в судебном порядке? Как долго должен ждать член СРО результатов действий СРО по защите его прав и интересов с учетом сроков на оспаривание в судебном порядке? Думается, что данные функции СРО нуждаются в более детальном законодательном оформлении, с тем чтобы по крайней мере исключить возможность отказов в восстановлении сроков на обращение в суд по причине обращения в суд за пределами срока, установленного, например, ч. 4 ст. 198 АПК РФ.30 Возможным вариантом разрешения проблемной ситуации могла бы быть законодательно установленная оговорка,

30 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. ФЗ РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля.

что на период разрешения вопросов СРО действий по защите прав и интересов члена такой организации течение срока исковой давности приостанавливается до момента получения ответа СРО на ее обращение и вручения такого ответа члену СРО.

Как отмечалось выше, реестр СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства ведет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору согласно п. 11 раздела III Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724.

Основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в реестр является представление некоммерческой организацией не всех документов, предусмотренных данными Правилами, или их несоответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О са-морегулируемых организациях». Следует при этом отметить, что решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО может быть обжаловано в судебном порядке.

Правовой анализ действующих норм о СРО позволяет сделать следующие выводы и предложения.

1. Под саморегулированием в области строительства и модернизации энергетических объектов понимается самостоятельная, инициативная деятельность субъектов предпринимательской деятельности в целях разработки и установления стандартов и правил деятельности в области строительства и модернизации энергетических объектов, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование, в том числе в области строительства и модернизации энергетических объектов, включает в себя как публично-правовое, так и гражданско-правовое регулирование.

2. Необходимо законодательное уточнение предусмотренной Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» функции СРО о представлении интересов членов СРО в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в частности через включение законодательной нормы о приостановлении срока на обращение субъекта предпринимательской деятельности за защитой своих прав и законных интересов в судебном порядке на период с момента обращения СРО в интересах своего члена до момента получения ответа соответствующего органа и вручения такого ответа члену СРО.

3. Заслуживает внимание рассмотрение вопроса о закреплении в законе возможности создания многовидовых СРО в энергостроительстве, объединяющих организации, осуществляющие не только строительство энергетических объектов, но также и работы по проектированию и инженерным изысканиям. Это обусловлено спецификой строительства и модернизации сложных энергетических объектов и заключением заказчиком смешанного договора, как правило, с одним лицом на стороне подрядчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.