Научная статья на тему 'Некоторые вопросы моделирования и опыт морально-психологического обеспечения при подготовке к совершению марша'

Некоторые вопросы моделирования и опыт морально-психологического обеспечения при подготовке к совершению марша Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОАКЦЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макипов Аскар Советканович, Таждинов Абзал Куанышевич

Статья посвящена анализу применения моделирования в военной сфере, в частности при морально-психологическом обеспечении личного состава. Приведены ряд примеров из опыта подготовки военнослужащих российской армии в аспекте анализируемого проблемного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы моделирования и опыт морально-психологического обеспечения при подготовке к совершению марша»

5. Дубовой А.А. Морально-психологическое обеспечение боевых действий советских войск на территории Афганистана: исторический анализ: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 228 с.

6. Особенности организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск в чеченском конфликте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://stud.wiki/war/2c0b65635a2ad79a5d53b89421206c37_0.html. (дата обращения: 01.07.2018).

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОПЫТ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ К СОВЕРШЕНИЮ МАРША

1 2 Макипов А.С. , Таждинов А.К.

1Макипов Аскар Советканович - кандидат исторических наук, начальник кафедры, кафедра общественных дисциплин; 2Таждинов Абзал Куанышевич - магистрант, факультет военно-гуманитарных наук, Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы,

г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена анализу применения моделирования в военной сфере, в частности при морально-психологическом обеспечении личного состава. Приведены ряд примеров из опыта подготовки военнослужащих российской армии в аспекте анализируемого проблемного вопроса.

Ключевые слова: моделирование боевых действий, математическое моделирование, морально-психологическая подготовка, психоакцентированное обучение.

В современных условиях военная наука должна быть четко ориентирована на определении задач национальной безопасности и подготовки вооруженных сил для адекватного реагирования на военные угрозы государства.

Прогнозы развития военно-политической обстановки в мире на среднесрочную перспективу свидетельствуют о существовании тенденций к усилению напряженности, расширению очагов нестабильности в стремлении отдельных государств изменить существующий миропорядок [1].

Необходимо обратить внимание, что в настоящее время активизирована деятельность научной составляющей военного ведомства. «... задача военной науки сегодня - вскрыть их общие закономерности, чтобы стало возможным обоснованное прогнозирование характера войн будущего и эффективное планирование»[1].

Анализ изученных различного рода источников в аспекте анализируемого проблемного вопроса показал, что в целях прогнозирования будущего реального состояния в области морально-психологического состояния военнослужащих используются различные методы моделирования, которые заключаются в научном познании явлений, процессов, объектов.

Моделирование (лат. modulus - мера, ритм, величина; связано со словом modus -образец) - это метод исследования на моделях, т.е. на аналогах (схемах, структурах, знаковых системах) определенных фрагментов действительности, которые называют оригиналами [2].

Доказательством многозначности термина «модель» служат исследования китайско-американского лингвиста Чжао Юань-женя (1892-1982), который привел список из тридцати различных употреблений данного термина, среди которых есть такие значения, как описание, теория, план, абстракция, теория структуры и др. [3].

Необходимо отметить, что моделирование как форма научного познания не является изобретением XIX или XX века. Рене Декарт французский философ, математик, физик говорил: «Определяйте значение слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений».

Моделирование боевых действий - метод военно-теоретического или военно-технического исследования объектов (систем, явлений, событий, процессов), участвующих (происходящих) в ходе боевых действий, путем создания и изучения их моделей (аналогов) в целях получения знаний о физических, информационных и иных процессах вооруженной борьбы, а также для сравнения вариантов решений командующих (командиров), планов и прогнозов ведения боевых действий, оценки влияния на них различных факторов [4].

В «Военной Энциклопедии» дано определение математической модели как «методе военно-теоретического или военно-технического исследования объекта (явления, системы, процесса) путем создания и изучения его аналога (модели) с целью получения информации о реальной системе» [5].

По мнению российских военных теоретиков, математическое моделирование по своему назначению принято разделять на исследовательские и штабные.

В аспекте анализируемого проблемного вопроса, а именно порядка организации морально-психологического обеспечения подразделений при совершении марша в различных условиях обстановки представляется возможным на наш взгляд ориентироваться на штабные модели.

Российские исследователи Выпасняк В.И., Калиновский Д.Б.,Тиханычев О.В. в своих исследованиях приводят следующее: «Штабные модели - это математические модели боевых действий, предназначенные для обеспечения практической деятельности штабов. К ним предъявляются два основных требования: первое -возможность применения в реальном режиме времени, вписывающиеся в алгоритм работы штаба; второе - обеспечение существенного повышения объективности и обоснованности решений, принимаемых по управлению войсками [5].

Анализ изученных материалов показал, что в военной области «...тенденция использования прямых (описывающих) моделей в ближайшей перспективе сохранится. По получаемому конечному результату моделирования нами будет использованы прескриптивные (оптимизирующие или предписывающие) модели, позволяющие ответить на вопрос: «как сделать, чтобы получилось так» [5].

В современных условиях, на наш взгляд процесс повышения боевой выучки военнослужащих, укрепление их морально-психологического состояния должен базируется, прежде всего, на совокупности общенаучных и военных знаний, всестороннем анализе происходящего, и в том числе на прогностическом моделировании.

Морально-психологическая подготовка военнослужащих к предстоящим боевым действиям, совершению марша в различных условиях обстановки, должна иметь место задолго до их начала и должна составлять элемент повседневной жизнедеятельности войск. И нам представляется вполне обоснованным при проведении общей психологической подготовки применения технологического способа подготовки - психоакцентированного обучения военнослужащих.

Психоакцентированное обучение предполагает моделирование в процессе занятий по различным предметам боевой подготовки, в ходе учении и тренировок таких факторов, которые по своим психологическим характеристикам аналогичны факторам современного боя. Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей [6].

Анализ изученной литературы показывает, что в контексте нашего рассматриваемого вопроса в российских вооруженных силах используются психологическая модель современного боя путем: [7]

1) использования различных средств имитации (учебные взрывчатые вещества, имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры отравляющих веществ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси, холостые патроны);

2) создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (имитационные минные поля, проволочные и мало заметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов);

3) организация реального противодействия противника (подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов и др.).

Вместе с тем, российскими военными практиками распространяется опыт морально-психологического обеспечения в условиях ограниченного времени.

При подготовке отдельного десантно-штурмового батальона морской пехоты Северного флота к отправке в «горячую точку» главные усилия управления воспитательной работы были сосредоточены на изучении морально-психологических, военно-профессиональных качеств личного состава; обеспечении быстрого ввода в строй пополнения, прибывшего на доукомплектование батальона; разъяснении морским пехотинцам сущности и содержания, поставленных перед ними задач, в целом государственной политики России на Северном Кавказе; мобилизации военнослужащих на всестороннее овладение своим оружием, воспитании веры в его эффективность и надежность [8].

Таким образом, рассмотрев некоторые вопросы моделирования в аспекте изучаемого проблемного вопроса, считаем методы их использования в современных условиях целесообразным, в частности при подготовке подразделений к совершению марша. Верно утверждение о том, что: «В результате «исследовательского»

(в спокойной обстановке, в условиях мирного времени) моделирования множества сценариев действий подразделений в различных условиях можно создавать базу их боевых возможностей» [9].

Прогнозирование состояния личного состава позволит совершенствовать управление, развивать сознание и социальную активность военнослужащих, при этом выбор методов моделирования морально-психологического состояния должен быть дифференцированным в зависимости от характера, содержания, объема, целей и задач предстоящих (маршов) боевых действий.

Список литературы

1. Воробьев А.И., Киселев В.А. Военная наука на современном этапе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenijavn/nauchnykotdelenij/voennogo-iskusstva/ (дата обращения: 17.09.2018).

2. Философия и методология науки: Учеб. пособие / В.Ф. Берков. М.: Новое знание, 2004. 336 с.

3. УемовА.И. Логические основы метода моделирования. М.: «Мысль», 1971. 311 с.

4. Гордиенко Д.В. Моделирование боевых действий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/military_science/text/2221623/ (дата обращения: 17.10.2018).

5. Выпасняк В.И., Калиновский Д.Б., Тиханычев О.В. Моделирование вооруженного противоборства перспективы развития // Военная мысль, 2009. № 7. С. 12-20.

6. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: дис. док псих наук. М., 1998. 310 с.

7. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий. [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/371534_tema_4_psihologicheskaya_podgot ovka_voennosluzhaschih_k_vedeniyu_aktivnyh_boevyh/ (дата обращения: 17.10.2018).

8. Дьяконов А.Г. Об опыте морально-психологического обеспечения контртеррористической операции // Военная мысль, 2001. № 3. С. 41-48.

9. Калиновский О.Н. Зачем командиру модель // Военная мысль, 2004. № 10. С. 71-73.

РОЛЬ НАСЛЕДИЯ АМИРА ТЕМУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Дехконова М.А.

Дехконова Махфуза Абдурашидовна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о роли и наследии великого державотворца и деятельного правителя Амира Темура, придававшего особое значение социально-политическо-экономической направленности реформирования устаревших и «строительства» новых устоев государственности. В статье отмечено, что Сахибкиран Амир Темур оставил огромный след в мировой истории не только как великий государственный деятель и полководец, но и как покровитель искусства, культуры, литературы и архитектуры.

Ключевые слова: историческое наследие, правитель Амир Темур, созидатель, покровитель науки и культуры, произведение «Уложения Темура».

Один из самых выдающихся периодов истории государственности Узбекистана связан с именем и выдающимися преобразованиями великого предка узбекского народа Амира Темура (1336-1405) - всемирно известного государственного деятеля и полководца. В мировой истории период Амира Темура и Темуридов занимает особое место. Исследователям давно известно наличие множества исторических произведений, являющихся первоисточниками в освещении истории Средней Азии и стран Среднего Востока времен Темура и Темуридов, относящихся к XIV-XV вв. Основная заслуга Амира Темура перед народами Средней Азии состояла в том, что он положил конец феодальной раздробленности и междоусобным войнам в стране, освободил Мовароуннахр от гнета монголов и, объединив его население, заложил основу централизованного сильного феодального государства, установил мир и приложил все усилия для дальнейшего развития страны. Созданное Амиром Темуром государство опиралось на все существовавшие в то время социальные слои и управлялось на основе законности. Темур обеспечил в стране верховенство законов. В его время все - и визирь, и амир, и торговец, и простой человек были равны перед законом. Установленное в стране спокойствие и порядок создали основу для развития земледелия, ремесленничества, торговли, науки и культуры. В короткий срок Мовароуннахр и Туркестан превратились в страну с развитой наукой и культурой. [1]. Историческое наследие, оставленное в качестве назидания потомкам Амиром Темуром, его изучение и возможность практического приложения, служат путеводной звездой и моральной поддержкой, помогающими выдержать трудности реформирования в экономике и социально-политической жизни, происходящие в Узбекистане в последние годы. Амир Темур остался в истории как великий созидатель, покровитель науки и культуры. Он проявил огромную инициативу и самоотверженность в деле восстановления разрушенного в результате многолетней феодальной раздробленности и неурядиц народного хозяйства, в перестройке городов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.